Русский фарфор — прошлое и настоящее. Фарфоровые заводы россии.

В 1885 году на фабрике начал работать первоклассный саксонский копировщик Карл Липпольд, учитель из Дрездена. Скульптуры в основном изготавливались по моделям Августа Шписа, который с 1849 года был главным модельером фабрики.

История и особенности производства фарфора

Фарфор — древний материал. Но он не утратил своего значения и для современной промышленности. У многих он ассоциируется в первую очередь с изысканными и дорогими фарфоровыми изделиями, но на самом деле он используется во многих отраслях. Из него делают украшения, скульптуры, сувениры и даже зубные протезы.

Фарфор — это вид керамического материала, получаемого путем смешивания:

  • каолина;
  • кварца;
  • полевого шпата;
  • пережжённой кости;
  • особых сортов глины (в разных пропорциях).

Полученную белую и пластичную смесь обжигают при температуре +1 400 °C. Часто одного обжига недостаточно, и фарфор проходит второй процесс обработки.

Фарфор становится непроницаемым для воды и воздуха, но тонкий фарфоровый слой остается полупрозрачным. Если слегка постучать по такому фарфору деревянной палочкой, можно услышать высокий и чистый звук, чем-то похожий на стук хрустальной чаши.

История фарфора

История появления

Большинство исторических источников утверждают, что родиной фарфора является Китай. Именно там, примерно в VI-VIII веках нашей эры, мастера научились обрабатывать такое сырье. века нашей эры добывать такое сырье. Они быстро поняли, насколько уникален этот материал, и решили держать формулу его изготовления в строжайшем секрете.

Китай также стал родиной первых уникальных техник декорирования фарфора. Например, знаменитый «рисовый фарфор» (техника изготовления посуды с полупрозрачными мелкими отверстиями, напоминающими зерна риса) был создан именно в этой стране.

В Средней Азии фарфоровые изделия появились примерно в IX веке, а уже через 7 веков технология и виды этого уникального материала дошли до японских мастеров. В Европу фарфор попал лишь позже (в XIV веке его привез из Китая Марко Поло), но известно, что в России, например, первые заводы по производству изделий из этой керамики были основаны только в XVIII веке.

Русский фарфор, кстати, заслуживает отдельного упоминания в связи с этой историей. Изначально по своим техническим характеристикам он был больше похож на фаянс. Во времена развития фарфоровой промышленности в царской России существовало две сферы производства: частные ремесла и производство фарфора в рамках царской семьи (это была не первая подобная практика — она существовала, например, у Медичи).

Одним из самых известных заводов императорской семьи был Императорский фарфоровый завод, который работает и по сей день. На нем производились мелкие предметы, такие как чайные сервизы, табакерки и пуговицы для императрицы. После прихода к власти Советов все частные производства были национализированы, и технология изготовления уникальных изделий была утрачена.

Только основные элементы фарфорового производства были восстановлены благодаря усилиям мастеров фарфора в начале 1930-х годов. В эти годы была усовершенствована и художественная сторона процесса, то есть роспись и декорирование изделий из этого вида керамики.

Что касается европейской истории фарфора, то здесь стоит упомянуть первых итальянских мастеров, которые попытались создать свой собственный вариант этого материала. Примерно в то же время, что и они, англичане, французы и немцы также начали работать с этим видом керамики. Однако никому из них не удалось создать фарфор такого высокого качества, какое могли продемонстрировать китайские мастера.

Со временем фарфор, производимый в Европе, все еще напоминал стекло. Но молодой алхимик Беттгер и физик Вальтер фон Чирнхаус, работавшие в Германии, обнаружили большие залежи белой глины, которая отличалась от других ископаемых высокой пластичностью. Благодаря этому каолину немцы смогли открыть первую фарфоровую мануфактуру в 1710 году. Долгая и упорная работа над техникой окупилась в будущем всемирным признанием мейсенского фарфора.

Азиатский фарфор

Реставрация фарфора

Что делать, если разбитый или треснувший фарфоровый предмет стал любимой вещью? Ответ не однозначен, ведь когда речь идет о восстановлении фарфора, все поступают с ним по-разному. Одни сразу выбрасывают «сломанный» предмет, другие пытаются его «починить». Если предмет имеет историческую ценность и является предметом коллекционирования, то, конечно, качественная реставрация — лучший вариант в этом случае.

Что такое реставрация фарфора на практике? Конечно же, это профессиональная реставрация, а не импровизированная. Мастер, владеющий необходимым оборудованием, новыми техниками и материалами, делает очень качественную работу. После того как профессиональный реставратор закончил свою работу, найти дефект (скол, трещину) невозможно, чего нельзя сказать о работе непрофессионала. Именно поэтому важно найти «правильного» профессионала.

Сразу отметим, что процедура эта не из дешевых. Например, реставрация разбитой фарфоровой чашки дореволюционного периода стоит не менее 4000-5000 рублей.

Гравировка на фарфоре

Русский фарфор - прошлое и настоящее

Сегодня можно получить заказ на гравировку на фарфоровых предметах. Инициалы семьи или изображение герба заказчика придают изделию фамильную ценность. Идея хорошая и идет от традиций наших предков. Однако в прошлом не было возможностей для индивидуальной гравировки на предметах. Чайный или фарфоровый сервиз без надписи просто передавался из поколения в поколение, от бабушки к матери, от матери к дочери и так далее.

Продолжить чтение: Сервировка стола — особенности простой и индивидуальной посуды

Сегодня на фарфоровых изделиях можно сделать гравировку любой сложности. Один человек делает это на лицевой стороне, другой наносит свои инициалы на обратной. Конечно, это вопрос вкуса и личных предпочтений. Но в любом случае изделия с гравировкой приобретают дополнительную ценность и, по нашему опыту, «живут» дольше, добавляя эксклюзивности и серьезности семейным трапезам.

Читайте ещё:  Как правильно выбрать бокалы для шампанского из всего разнообразия видов фужеров. Бокал для шампанского.

Франция

Эксперименты в Руане позволили получить первый мягкий фарфор во Франции, но первый значительный французский мягкий фарфор был произведен на фабрике в Сен-Клу до 1702 года. Другие заводы по производству мягкого фарфора были основаны в Шантильи в 1730 году и в Меннези в 1750 году. В 1740 году был основан Венсенский фарфоровый завод, который в 1756 году переехал в более просторные помещения в Севре. Венсенский фарфор был белее и свободнее, чем у его французских конкурентов, что помогло Венсенну/Севру занять лидирующие позиции во Франции и во всей Европе во второй половине XVIII века.

Самый ранний из известных памятников — сулея царевича Ивана Ивановича (1554-1582), старшего сына Ивана Грозного. В 17 веке фарфоровые изделия, а также другие редкие предметы были доступны богатым россиянам.

Возникновение широкого интереса к изделиям из этого материала напрямую связано с преобразованиями Петра I и примером царя. В главе постепенно прослеживается изменение отношения монарха к этому материалу: от покупки Великим посольством «фарфоровых сосудов» вместе с раковинами и морепродуктами, что перевело их из разряда драгоценных предметов в разряд «диковинок», до осознания важности фарфора для государства и дворянского представительства. Путешествуя по Европе между 1712 и 1715 годами, русский царь наблюдал, как европейские правители соперничали друг с другом по ценности своих фарфоровых коллекций. Он видел фарфоровые шкафы в прусских королевских резиденциях и коллекции своего союзника в Северной войне, Августа II Саксонского, одного из самых заядлых коллекционеров и владельца первой фарфоровой промышленности в Европе.

Гжель

В России гжельские мастера начали изготавливать местную посуду из белой глины в начале XVIII века. Долгое время село Гжель славилось своей глиной. С середины XVII века здесь в больших масштабах добывали различные виды глины. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором говорилось, что «в Гжельскую волость следует присылать глину, пригодную для изготовления медицинских и алхимических приборов». Популярность фарфора и большой спрос на него, в сочетании с высокой стоимостью привозной продукции, естественно, привели к идее производства фарфоровых предметов на основе местного сырья. Уже в 1717 году были наняты иностранные гончары для обучения русских мастеров и налаживания местного производства.

Императорский завод

В 1744 году на берегу Невы, в 10 км от Санкт-Петербурга, под руководством барона Ивана Антоновича Черкасова по приказу императрицы Елизаветы Петровны началось строительство «Фарфоровой мануфактуры». Организация производства была поручена арканисту (алхимику) Кристофу Конраду Хунгеру (известному в России как Хунгер), имевшему большой опыт производства фарфора в Европе.

В 1748 году Дмитрий Иванович Виноградов открыл рецепт настоящего фарфора на основе гжельской глины. Можно сказать, что с этой даты начинается история русского фарфора. Гжельский промысел не был централизованным предприятием под единым руководством. Это всегда было множество заводов, производящих посуду для широкого потребления. Фарфор, изобретенный Виноградовым, производился на Императорском фарфоровом заводе и очень быстро завоевал популярность.

Первыми мастерами этого ремесла были учитель Иван Черны и его сыновья и внуки в 1749 году. Для изготовления фигурок Шер касов пригласил австрийского резчика по дереву Й. Ф. Дункера Старшего. На невской мануфактуре также работали дизайнер Вестерини и два мастера с фабрики Гребенщикова. Первой продукцией мануфактуры была посуда, которая поначалу копировала форму широко распространенной металлической посуды, и небольшие декоративные предметы, такие как табакерки и маленькие фигурки людей и животных.

Основные тенденции производства

В XIX веке русское искусство попало под влияние романтизма — течения, для которого характерен интерес к собственной истории, истокам и национальным корням. Появились первые коллекционеры зарубежных и отечественных культурных редкостей, в том числе фарфора. В основном это были представители влиятельных дворянских династий: Юсуповы, Строгановы, Шереметевы и другие. Их спрос и предпочтения прямо или косвенно определяли «лицо» фарфора XIX века в России. Например, князь Николай Юсупов, известный меценат и коллекционер произведений искусства, в 1818 году под впечатлением от дипломатической поездки в Европу решил основать собственный фарфоровый промысел в подмосковном имении Архангельское. Бизнес был связан с художественной росписью по готовому «белью», которое он закупал на ведущих российских фабриках того времени. Идея возникла не случайно, ведь с 1792 по 1802 год Юсупов руководил ИФЗ и рядом других крупных керамических заводов.

Фарфор XIX века ИФЗ

Неудовлетворенный условиями работы на императорском заводе после выхода в отставку, князь начал выпускать небольшие партии проевропейских сервизов с тонкой росписью, которые впоследствии стали эталоном для ведущих российских компаний. Юсуповский фарфор высоко ценился его современниками и не менее востребован сегодня, но очень редко выставляется на аукцион.

Преодолев в начале XIX века этап формообразования и слепого копирования мейсенских и севрских образцов, российские предприятия тонкой керамики выработали свой собственный уникальный стиль, основанный на народном мастерстве. Это совпало с отказом от моды на все иностранное, введенной Петром I, и растущим интересом к жизни «простого народа». Одна за другой открывались небольшие фабрики, называемые «гжельскими кустарями», выпускавшие продукцию с ярко выраженным национальным характером.

Читайте ещё:  Как шинковать капусту ножом. Нож для капусты шинковка.

К 1820-м годам тонкая керамика перестала считаться исключительно элитной и предназначалась для аристократии. С появлением первых фабрик династии Кузнецовых началось производство более грубых предметов и декоративных изделий для купцов и зажиточных крестьян. Таким образом, русский фарфор продолжал развиваться в двух направлениях: индивидуальная ручная работа и массовое производство для домашнего обихода.

Фарфор XIX века Кузнецовых

Скульптура

Фарфоровая скульптура считается одним из самых впечатляющих и знаковых явлений русской культуры. Если при Екатерине II и Елизавете Петровне выпускались парадные статуэтки, изображавшие дворян, их образ жизни и развлечения, то на рубеже XVIII и XIX веков скульпторы отдали предпочтение созданию статуэток дворян. На смену пастухам и пастушкам, чьи утонченные позы и костюмы ни в чем не уступали князьям и княгиням, пришли крестьяне и ремесленники, фигуры которых отличались ярким реализмом. Истоки этого жанра лежат в императорском фарфоровом заводе, который еще в 1780-х годах выпустил серию «Народы государства Российского» по книге немецкого этнографа Иоганна Готлиба Георги.

В XIX веке традицию продолжил новый мастер-модельер Степан Пименов. Его изображения крестьян и особенно акварельных девушек с причесанными волосами напоминают картины Александра Венецианова, с которым скульптор сотрудничал при создании знаменитого гурьевского сервиза. Малая скульптура Пименова отличается правильными, «античными» пропорциями, проработанными лицами и элементами костюма, динамичной композицией и лирическими темами. Несмотря на живописность крестьян, в них нет и следа утонченности, характерной для композиций французов.

Малые частные заводы

На девятнадцатый век приходится пик развития небольших фарфоровых заводов. Некоторые имена очень хорошо известны, в то время как другие известны только специалистам. В наши дни редкие предметы из фарфора ценятся превыше всего — этот параметр считается более важным, чем мастерство и степень сохранности. С другой стороны, раритеты неизвестных фабрик также не представляют особого интереса, поскольку их ликвидность трудно предсказать.

Учитывая эти тенденции, внимание коллекционеров сосредоточено на некоторых небольших компаниях, чья продукция считается выгодным вложением средств. Они оригинальны, узнаваемы, но редки и по качеству не уступают ИФЗ и Gardner, не говоря уже о товариществе «Кузнецов». И в то же время их почти никогда не подделывают, что также является большим преимуществом. Достаточно знать печати русского фарфора XIX века, чтобы сразу отличить эти компании от других.

Фабрика Храпунова-Нового

В 1818 году братья Новы открыли семейное предприятие в деревне Кузяево Московской области. Они производили изысканную фарфоровую посуду в стиле ампир по мейсенскому образцу. Характерной особенностью изделий была цветочная роспись с реалистичным изображением элементов, красочными перьями и обильной позолотой. С 1850 года фабрикой владел купец Храпунов, который не только значительно расширил и модернизировал производство, но и радикально изменил его.

Стала выпускаться стеклянная посуда нежных пастельных тонов с рельефным и трапециевидным декором. Расширился ассортимент за счет литых изделий функционального назначения — шкатулок, бабочек в форме груш или других пилястр и т.д. Влияние Кузнецова явно ощущалось в изделиях фабрики. Выпускались также небольшие скульптуры, стилизованные в духе Гжели, но с красочной, натуралистичной росписью. Печати фабрики представляли собой богатую корзину цветов с надписью «Храпунов-Новаго», нанесенной зеленой, а позднее черной или коричневой грунтовкой. Предприятие было закрыто в 2001 году после того, как компания «Гжель» безуспешно пыталась вернуть его к жизни.

Фарфор Храпунова-Нового

Фабрика Батенина

Небольшой фарфоровый завод купца Петра Девятова был открыт в 1814 году на Выборгской стороне Санкт-Петербурга. Через три года он был продан Филиппу Батенину, торговцу элитной посудой. Фабрика быстро превратилась в процветающий бизнес, производя продукцию среднего класса IFZ. Большой популярностью пользовались сервизы Батенина «тет-а-тет» и подарочные амфорные вазы высокого качества с уникальными мотивами ручной росписи. Предприятие просуществовало всего двадцать лет и закрылось в 1838 году.

Фарфор Батенина

Фабрика Сафоронова

Антон Сафронов, сын гжельских крестьян, начал производство фарфора в 1814 году. На ранних этапах он копировал изделия фабрики Гартнера и даже чеканил их похожим образом, надеясь, что покупатели не заменят их. Продукция завода отличалась тонкостью и белизной хрусталя и разнообразием декора. В первой трети XIX века частная фабрика Сафронова считалась третьей по значимости после Гарднера и Попова. В 1850-х годах наследники продали процветающее предприятие Тимофею Кузнецову, который передал его своему внуку, основателю знаменитой всероссийской фарфоровой империи. Производство прекратилось, а формы и оборудование были перевезены в соседнее село Дулево. Сафроновский фарфор считается особенно редким и сегодня пользуется большой популярностью у коллекционеров.

Башкирский фарфор

Другим важным производителем фарфора является «Башкирский фарфор». Он специализируется на производстве посуды для гостиничного бизнеса. Это минималистичный, высококачественный белый фарфор. Несколько лет назад завод получил лицензию на производство профессионального немецкого фарфора марки Seiler Porcelain.

русский фарфор

российский фарфор

Сысертский завод керамических изделий

В Сысерти, где сегодня находится «Сысертский гончарный завод», производство керамики существует уже давно. Мастера фабрики уверяют: При изготовлении предметов они опираются на национальную керамическую традицию и богатый местный опыт, предпочитая округлые формы и роспись россыпью. Иногда, однако, они создают очень необычные предметы.

Читайте ещё:  Тарелки для пасты и тысячелетняя история пасты. Тарелка для пасты.

российский фарфор

На фото: винный набор, сувенир ‘Зуб’.

Сервиз Собственный

В эти годы Елизавета II заказала ему создание своего первого обеденного сервиза. Который впоследствии был назван ‘Собственный’.

Первый русский фарфоровый сервиз Собственный для Елизаветы II

Первый русский фарфоровый столовый сервиз работы Собственника для Елизаветы II.

Столовый сервиз Собственного — фарфор, накладная роспись, рельеф, золочение, лепнина. На фото: тарелки, хлопушки, солонки и ложки — предметы первого русского фарфорового столового сервиза. Мастер — Д.И.Виноградов, автор русского рецепта изготовления фарфора. Внешняя поверхность сервиза покрыта рельефным сетчатым орнаментом с мелкими сиреневыми цветами. Печенье и солонка украшены 2 гирляндами из роз, которые не предполагают повторения.

Белая поверхность фарфоровой посуды Own покрыта рельефной сеткой с фиолетовыми забытыми бальзаминами (окрашенными в золотой и фиолетовый цвета) в местах пересечения. А глубокие предметы, основная декоративная поверхность которых находится снаружи, украшены тиснеными гирляндами пестрых цветов ручной формовки.

Фарфор в России при Екатерине II

Екатерина II всегда поощряла производство фарфора. В 1765 году она переименовала фарфоровую промышленность в Императорский фарфоровый завод.

Заводом управлял князь Александр Вяземский. Он позволил заводу развиваться и привлекать европейских мастеров. При Вяземском было увеличено производство и расширены рынки сбыта, что привело к росту доходов. А превосходные фарфоровые изделия, распространившиеся по всей стране, постепенно рекламировались, к удовлетворению их владельцев, которые гордились своим достижением. И они привлекали новых покупателей среди своих гостей и знакомых.

Вершиной репутации императорского завода стал роскошный столовый сервиз, заказанный Екатериной II от ее имени. «Арабесковый столовый сервиз» состоит из 973 предметов и украшен арабесковыми узорами в стиле древних фресок, обнаруженных при раскопках Помпеи и Ираклидеса.

Предметы Арабескового сервиза, 1784 г.

Предметы из «Арабесковой ризницы», 1784 год

Для того чтобы продать первый русский фарфор во времена правления Елизаветы Петровны, необходимо было размещать рекламу и принимать заказы. Другими словами, нужно было искать покупателей. Спрос был невелик. Но при Екатерине II ситуация изменилась: спрос на фарфор был непоколебим, стали создаваться склады и фарфоровые магазины.

В 1779 году на Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) пригласили талантливого скульптора Жана-Доминика Рашетта. Он стал главным модельером (до 1804 года он отвечал за скульптурную часть), то есть определял форму и дизайн посуды. Работы Рашетта отличались классической строгостью и четкостью. И этот скульптор, прежде всего, определил художественный стиль русского фарфора, который в то время издавался в ИФЗ. Рашетт был автором около 150 фарфоровых моделей.

Чем знаменита на весь мир фарфоровая империя семьи Кузнецовых: Дулевский фарфор

Получайте одну из самых читаемых статей по электронной почте один раз в день. Следите за нами на Facebook и ВКонтакте.

Полтора века назад в России начало процветать производство высококачественного фарфора из белой глины. Он высоко ценился и считался признаком хорошего вкуса и богатства хозяев. И делал его тот самый дивный «король фарфора» Матвей Кузнецов, создавший в Подмосковье целую «фарфоровую империю». Однако пик фарфоровой лихорадки остался в прошлом, а традиционный русский фарфор, который еще недавно делали буквально нарасхват, стал предметом коллекционирования.

Дулевские фарфоровые статуэтки.

Сегодняшние фарфоровые статуэтки массового производства используются в основном в качестве сувениров и подарков и утратили как свой первоначальный смысл, так и ценность.

Несколько слов об истории русского фарфора

Любопытно, что первый фарфоровый промысел в России был основан в Санкт-Петербурге в 1744 году при содействии дочери Петра I, Елизаветы, которая пригласила иностранных фарфоровых мастеров для разработки состава местного фарфора. Однако самый важный на сегодняшний день способ производства твердого фарфора из отечественного сырья был открыт Дмитрием Виноградовым.

Дулевские фарфоровые статуэтки.

В 1765 году фарфоровый завод был преобразован в Императорский фарфоровый завод (ныне — Ломоносовский завод). Не прошло и века, как в пригороде поселились мастера, которые производили знаменитый русский фарфор Ф.Я. Гарднера (Вербилок). Гарднера (Вербилокский фарфор), А.Г. Попова (Горбуновский фарфор) и Т.Ю. Кузнецова (Дулевский фарфор).

Фарфоровая империя Кузнецовых

Дулевский фарфоровый завод.

Основателем Дулевского фарфорового завода был купец Терентий Кузнецов, сын Якова Кузн ецова и дед Матвея Сидоровича. Он начал строить промыслы в глуши близ подмосковного села Дулево. В 1832 году на заводе началось производство фарфора, и уже через двадцать лет это ремесло стало ведущим в России.

Отец и сын Кузнецовы.

В конце концов, все подмосковные фарфоровые заводы стали собственностью знаменитого Матвея Кузнецова (1846-1911), который принял на себя управление группой предприятий в возрасте 18 лет после внезапной смерти отца. Несмотря на юный возраст, Матвею удалось не только сохранить свою компанию, но и расширить ее. Так, в 1870 году он купил убыточный фарфоровый завод в Твери, наладил производство фарфора на Украине, а вскоре после этого приобрел знаменитый фарфоровый завод Гарднера в России.

Дулевский фарфор. Автор росписи: М.А.Врубель.

Кузнецовский фарфор того времени отличался высочайшим качеством, так как сырье и краски импортировались из Европы, весь технологический процесс проходил на французском оборудовании, а декорирование отличалось изысканностью и эксклюзивностью. Для этого промышленник привлекал выдающихся отечественных художников и мастеров-скульпторов, в том числе М.А. Врубеля.

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий