Особенности мышления, его типы и функции. Что такое мышление.

Большую часть времени она опирается на логику и действует строго по заранее составленному плану. Мужчины более целеустремленны, рациональны и проводят четкое различие между разумом и эмоциями (если только мать-мученица не воспитала из него слабака). Мужское мышление обычно имеет алгоритм перехода от слов к действиям и от действий к результатам.

Особенности мышления, его типы и функции

Особенности мышления, его типы и функции

Высшим уровнем человеческого сознания является умственная деятельность. Психология изучает виды психической деятельности в зависимости от степени обобщения и типа используемых средств.

Что это такое?

Мышление — это активный познавательный процесс, проявляющийся как опосредованное и обобщенное отражение объективного мира.

В психологии существует следующее определение: мышление — это совокупность мыслительных задач, включающих восприятие, внимание, образование цепочек ассоциаций, рассуждение, умозаключение. Мыслительная деятельность является одним из высших проявлений психического процесса личности и представляет собой внутреннюю систему моделирования существующих в мире закономерностей, способность прогнозировать различные варианты событий, анализ и накопление своего рода истины.

В социальных науках акцент делается на том, что работа мышления, хотя и осуществляется в подкорковых структурах мозга, по своей сути социальна.

В процессе умственного акта задействованы эмоционально-экспрессивные аспекты личности. Они проявляются в виде мотивов и импульсов, во имя которых субъект готов думать, рассуждать и искать пути решения проблем. Общественные науки рассматривают процесс мышления как сложное социально-историческое явление, совершенствование которого связано с ростом абстракции и обобщения.

Философия занимается изучением отношений между материей и актом мышления. Это означает, что философия ищет пути и способы познания окружающего мира через мышление, которое неотделимо от деятельности труда и дискурса, поскольку размышление о различных отношениях между понятиями происходит в вербальной форме. Язык, мышление и культура настолько тесно переплетены, что не могут функционировать друг без друга.

Основной характеристикой познавательной деятельности является способность человека обдумывать и решать определенные проблемы, возникшие в процессе восприятия или практической деятельности. Для этого человек прибегает к применению законов, правил и понятий. Развитие мышления зависит от того, насколько человек овладел методами и правилами мыслительного процесса, а также от умения четко формулировать проблемы, находить эффективные способы их решения и делать обоснованные выводы.

Процесс мышления имеет определенные особенности:

  • он носит опосредованный характер: при установлении связи и отношений между предметами и явлениями личность опирается на собственные ощущения и восприятия, а также на свой опыт;
  • в процессе умственной работы субъект использует существующие знания об общих положениях и закономерностях действительности;
  • человек имеет свойство представлять отражение связей и отношений между явлениями отвлечённо и обобщённо;
  • мышление находится в неразрывном единстве с языком и культурой;
  • умственная работа опирается на общественную практику индивида и его труд.

Виды мышления в психологии

В психологии можно выделить различные типы мышления.

В психологии существуют различные типы мышления, все они представляют собой различные уровни представления действительности, различные уровни абстракции:

  • Наглядно-действенное мышление. Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
  • Наглядно-образное мышление. Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
  • Словесно-логическое мышление. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.

Виды

Функции и процессы мышления

Каждый тип мышления выполняет определенный набор процессов, которые дают знания об окружающем мире:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.
Читайте ещё:  Шопоголизм – как болезнь или вредная привычка. Шопоголик кто это.

Маленький ребенок должен буквально выполнять вышеперечисленные операции: Разделять вещи, складывать вещи, упорядочивать вещи по определенным характеристикам. Взрослому достаточно мысленно представить себе эти действия.

Различные типы мышления в психологии делятся в зависимости от их функции на репродуктивное, продуктивное и творческое мышление. Первый тип предполагает повторение заученных правил по заданному алгоритму, что используется, например, для решения типовых задач в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на приобретение новых знаний, а на закрепление уже имеющегося материала. Второй тип — продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и приобретает новую информацию. В этом случае информация является новой только для самого человека, а не для человечества. Если информация, полученная таким образом, является новой и для человечества, то это третий тип — творческое мышление. В этом случае мыслительные процессы приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчинено единому алгоритму. Человек сначала делает вывод, затем добавляет другой и, опираясь на него, делает третий вывод. Это и есть цель мыслительных процессов.

Фазы мыслительной деятельности

Мышление — это действие, направленное на решение проблемы. Действие — это процесс, и, как любой процесс, он имеет в своей структуре определенные фазы. Процесс мышления состоит из следующих фаз:

  • возникновение проблемы
  • формирование примерного решения
  • умственная проверка этого решения (путем анализа, сопоставления и т.д.)
  • вывод

Первая фаза мыслительного процесса — это возникновение проблемы, которая иногда бывает неожиданной. Когда человек испытывает трудности с решением проблемы, это и есть фаза возникновения проблемы. Затем человек осознает проблему и пытается найти решение. Любое приблизительное решение анализируется человеком и проверяется гипотеза. Затем человек делает вывод о том, какое решение является наиболее подходящим. Решение проблемы — это заключительный этап процесса мышления.

Формы мышления

Ученые выделяют три основные формы процесса мышления:

  • понятие
  • суждение
  • умозаключение

Когда в сознании человека отражаются конкретные характеристики предметов и явлений, их общие и частные признаки, это означает, что в его сознании формируется конкретное «понятие». Понятие может быть выражено одним или несколькими словами.

Форма мышления, имеющая в своем восприятии положительное или отрицательное отношение к окружающей действительности и отношениям мира, называется суждением. Все суждения можно разделить на три группы:

  • общие (утверждения о всех предметах какой-то группы)
  • частные (утверждения о некоторых объектах группы)
  • единичные (утверждение об одном предмете группы)

Умозаключение — это выведение нового суждения из нескольких других суждений, например, заключение может быть сделано из конкретного и общего суждения (силлогизм).

Логика и анализ

Следует сказать, что благодаря основным функциям логики мы можем собрать наблюдения в определенную картину мира. К основным функциям логики относятся следующие:

  • дедукция;
  • индукция;
  • абдукция;
  • ассоциация.

Аналитическое мышление — очень важная способность человека. Любое мышление может быть критическим или некритическим. При некритическом мышлении достоверность источников информации не анализируется. Этот навык необходимо развивать, чтобы не попасть под влияние ненадежной информации, которой в наше время предостаточно. Навык критического мышления позволяет:

  • быстро обучаться;
  • делать выборку верной информации;
  • давать логичное объяснение своей позиции;
  • понимать окружающих;
  • контролировать свои эмоции;
  • производить общее осмысление ситуации.

Чтобы быть критичным, человек должен обладать следующими навыками:

  • скептицизм;
  • объективность;
  • предвзятость;
  • развитая логика.

Для каждого навыка критического мышления существует около десяти правил: обдумывать информацию, беречь умственную энергию, уметь ждать и видеть, знать свои границы, знать о невозвратных затратах, оценивать стратегию, помнить о правиле средних величин, искать противоречивую информацию и знать свои ценности. Умение критически мыслить позволяет вам красноречиво выражать свои мысли и не впадать в клише.

Научное мышление

Говоря о характере мышления человека, следует выделить научное мышление как один из способов изучения окружающего мира. Такое мышление имеет четкий и строгий алгоритм поиска и анализа информации. Решающим фактором такого мышления является минимизация личных интересов и применение различных форм анализа.

Оно генерирует новые идеи и открытия. При этом мозг активизирует оба полушария, в отличие от обычной мозговой деятельности. Существует мнение, что новые идеи — это творческое сочетание старого и нового. Многие великие деятели прошлого, такие как Ньютон, Моцарт и Пикассо, использовали такое концептуальное мышление. Все они часто выходили за рамки и нарушали общепринятые правила.

Виды мышления в психологии

Еще в школе нас учили, какие типы мыслей существуют. Неизвестно, сохранилась ли эта информация в полном объеме, поэтому давайте вспомним ее.

Наглядно-действенное

Этот тип мышления основан непосредственно на восприятии объектов и находится в начале развития младенца. Его также можно назвать конкретным или практическим. Он направлен на решение технических проблем.

Конструктор

Этот тип мышления сочетает в себе умственную и практическую части. Важными аспектами здесь являются:

  1. наблюдательность и особое внимание к деталям;
  2. использование рабочих схем;
  3. умение быстро переходить от мысли к действию.

Наглядно-образное мышление

Здесь на первый план выходят образы и восприятия человека, его воображение. Человек получает информацию из окружающей среды и преобразует ее в различные образы в своем сознании.

Читайте ещё:  Измена жены: причины и способы преодоления ситуации. Жена изменяет мужу.

При таком мышлении могут возникать совершенно разные образы, которых он никогда не видел в реальности. Возникают творческие идеи. Этот вид мышления прекрасно развивается у творческих людей и изобретателей.

Словесно-логическое

Он состоит из концепций и логических связей между ними. Обычно в основном необходимо устанавливать связи между событиями, объектами и людьми.

Его также называют абстрактным. Это связано с тем, что оно предполагает способность представлять себе вещи, которые нельзя увидеть или потрогать в реальности. Например: любовь или счастье.

Все типы мышления взаимосвязаны и часто одинаково сильны у одного человека. В зависимости от ситуации, для решения проблемы активируется наиболее подходящий тип мышления.

Качество мышление

Поскольку мышление — это психический процесс, оно так же индивидуально, как характер или темперамент.

Его можно охарактеризовать по следующим критериям:

  1. Широта – умение охватить большой спектр вопросов, наличие знаний в разных отраслях, способность к творческому мышлению.
  2. Глубина – умение предусмотреть наперёд ситуацию после анализа, возможность проникнуть в суть.
  3. Гибкость – быстро менять свою стратегию в зависимости от того, как изменяются обстоятельства. Использование разных видов тактики, а также способность находить новые способы решения.
  4. Самостоятельность – умение самому поставить правильно цель и найти к ней подход. Здесь также проявляется креативность и творческий потенциал.
  5. Оригинальность – способность производить новые идеи, которые отличаются от общепризнанных.
  6. Инициативность – постоянное желание привнести что-то своё; решить задачу, если тебя ещё не сделали исполнителем.

В зависимости от значимости слова, образа и действия в процессе мышления и их отношения друг к другу можно выделить три типа мышления: конкретно-практическое, конкретно-образное и абстрактное. Далее эти типы мышления дифференцируются в зависимости от специфики задач: практическое и теоретическое.

В частности, функциональное мышление

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, основанный на непосредственном восприятии объектов.

Конкретно-реальное или субъективно-деятельностное мышление направлено на решение конкретных задач, связанных с производственной, продуктивной, организационной и другой практической деятельностью человека. Практическое мышление — это прежде всего техническое и конструктивное мышление. Оно состоит из понимания техники и способности человека самостоятельно решать технические проблемы. Процесс технической деятельности — это процесс взаимодействия когнитивного и практического компонентов труда. Сложные функции абстрактного мышления переплетаются с практической деятельностью человека и неотделимы от нее. Характерными чертами конкретного мышления являются наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, работа с пространственными образами и диаграммами, способность быстро переходить от мышления к действию и обратно. В этом типе мышления в большей степени проявляется единство мышления и желания.

Конкретное и метафорическое мышление

Визуально-визуальное — тип мышления, характеризующийся зависимостью от идей и образов.

Конкретно-образное (наглядно-перцептивное) или художественное мышление характеризуется тем, что абстрактная идея и обобщение воплощаются в конкретных образах.

Абстрактное мышление

Вербально-логическое мышление — это тип мышления, который осуществляется посредством логических операций с понятиями.

Абстрактное или вербально-логическое мышление направлено в основном на поиск общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно работает в основном с понятиями, широкими категориями и образами; представления играют вспомогательную роль.

Все три типа мышления тесно связаны между собой. У многих людей конкретно-фактическое, конкретно-образное и теоретическое мышление выражены в равной степени, но в зависимости от характера решаемых задач тот или иной тип мышления выходит на первое или третье место.

Типы и виды мышления

Практически-реальное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное мышление — это взаимосвязанные типы мышления. В ходе исторического развития человечества человеческий разум первоначально формировался в процессе практической деятельности. Например, люди научились измерять поверхности опытным путем, и на этой основе постепенно сложилась особая теоретическая наука — геометрия.

Генетически самым ранним типом мышления является практико-реальное мышление; решающую роль играют действия с предметами (наблюдается в эмбриональной форме и у животных).

На основе практико-репрезентативного, манипулятивного мышления развивается наглядно-образное мышление. Оно характеризуется использованием зрительных образов в сознании.

Высшим уровнем мышления является абстрактное, отвлеченное мышление. Но даже здесь мышление все равно связано с действием. Как говорится, нет ничего более практичного, чем правильная теория.

Индивидуальное мышление также делится на практико-реальное, виртуальное и абстрактное (теоретическое).

Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека выделяется то один, то другой тип мышления. Так, проблемы повседневной жизни требуют практико-реального мышления, а реферат на научную тему — теоретического и т.д.

По содержанию мыслительная деятельность делится на практическую, философскую и научную.

Структурной единицей практического (функционального) мышления является действие, художественного — образ, научного — понятие.

В зависимости от степени обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает первичные обобщения, основанные на опыте. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание — это самый низкий, элементарный уровень познания. Эмпирическое мышление не следует путать с практическим мышлением.

Читайте ещё:  Как перестать быть впечатлительным человеком: психология. Впечатлительный человек это.

Как отмечает известный психолог В.М. Теплов («Ум полководца»), многие психологи считают работу ученого, теоретика единственной моделью психической деятельности. Между тем практическая деятельность требует не меньших умственных усилий.

Умственная деятельность теоретика в основном сосредоточена на первой части пути познания — временном отходе, уходе от практики. Умственная деятельность практикующего в основном сосредоточена на второй части пути, а именно на переходе от абстрактного мышления к практике, т.е. на «вхождении» в практику, ради которой происходит уход от теории.

Отличительной чертой практического мышления является тонкая наблюдательность, способность концентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать то конкретное и уникальное, что не в полной мере содержится в теоретическом обобщении, способность быстро переходить от мысли к действию для решения конкретной задачи.

Практическое мышление человека, по сути, есть оптимальный баланс разума и воли, познавательных, регулятивных и энергетических способностей человека. Практическое мышление связано с непосредственной постановкой главных целей, разработкой гибких планов и программ, высокой степенью самоконтроля в напряженных условиях деятельности.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие связи, рассматривает объект познания в системе его существенных связей. Его результат — построение концептуальных моделей, формирование теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых позволяет осуществлять преобразующую деятельность человека. Теоретическое мышление неотделимо от практики, но обладает относительной самостоятельностью в своих конечных результатах; оно опирается на предшествующее знание и в свою очередь служит основой для последующего познания.

Примеры из жизни некоторых видов мышления

Пример. Хирург говорит медсестре, что нужно зашить. Одно слово, но она уже знает, какой инструмент использовать, как с ним обращаться и даже может подсказать, если увидела что-то опасное. Этот тандем развивает профессиональное мышление — у нее нет высшего образования, но есть опыт, знания, интуиция и логика.

Здесь задействовано сразу несколько типов: помимо профессионального, вербально-логическое, практическое, аналитическое, логическое или интуитивное, произвольное.

Пример. Мужчина хочет познакомиться с девушкой, но прямо у нее под носом официант случайно проливает его кофе. Мужчина застигнут врасплох и не может ничего сделать, кроме как пробормотать: «Я не должен был…».

Но встреча не состоялась не из-за пятен кофе на его рубашке. Это произошло из-за его иррационального мышления: «Он подумает, что я хулиган», «Он точно решит, что со мной что-то не так…», «Он не захочет быть с таким, как я». Человек попадает в ловушку логически необоснованных убеждений и становится тревожным и паническим. В следующий раз им будет сложнее подойти и заговорить первыми.

Заключение

Тип мышления, проявляющийся в той или иной ситуации, зависит от индивидуальных особенностей человека. Если человек вырос в позитивной среде, где его принимали, понимали и мотивировали на успех, то его лучшими «тараканами» будут позитивное и стратегическое мышление — это минимум.

Но если ребенка постоянно критикуют и он не находит понимания и поддержки при неудачах, то это прямой путь к негативу, иррациональности и размножению — у него нет ресурсов, чтобы изобрести что-то новое.

Поэтому, дорогие читатели, настройтесь на позитивность, креативность, рациональность и критичность. О том, как развить эти типы, читайте в статьях блога. А еще я рекомендую подборку курсов по развитию мышления и тестов на мышление, которые помогут вам узнать о сильных и слабых сторонах ваших когнитивных процессов.

  1. Ускорить мышление.
  2. Развить аналитические способности.
  3. Критически мыслить.
  4. Принимать решения без шаблонов.

Курс мышления — программа от BrainApps, которая улучшит ваше мышление. Она поможет вам быстро принимать решения, эффективно использовать свое время и работать в режиме многозадачности. Она состоит из 7 игровых уроков и 10 тренажеров. Здесь вы пройдете тесты в начале и в конце обучения, чтобы увидеть результат.

Стоимость составляет 490 рублей.

Ну что ж, дорогие читатели, на этом я заканчиваю свою статью. Поделитесь полезной информацией со своими друзьями в социальных сетях. Напишите в комментариях, какой образ мышления преобладает у вас.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал — там вы будете в курсе всех новостей и получите много полезной информации о финансах и саморазвитии.

Желаю вам творческих успехов!

Искренне ваша Людмила Редькина

Здравствуйте! По профессии я психолог и в каждую статью вкладываю душу и переживания. Все советы, которые я написала для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Я очень рада поделиться с вами своими идеями и верю, что вместе мы изменим этот мир к лучшему! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».

Блог Павла Бутора

С чего начать саморазвитие

Обновление.

Кто такой реалист

Обновление: 9 марта 2023 года Здравствуйте, дорогие друзья, с вами я — Людмила. Вас несколько человек.

Личный бренд – что это такое и как создать

Обновление: 22 декабря 2022 года Здравствуйте, дорогие друзья!

Виды общения

Обновлено: 14 декабря 2022 Здравствуйте, дорогие друзья, с вами я — Людмила. И мы следующие

Виды эмоций

Обновлено: 24 февраля 2023 года Здравствуйте, дорогие друзья!

Закон бумеранга

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий