Процесс создания гжельского фарфора требует невероятного мастерства; из-за сложности технологии почти половина образцов мастеров идет в брак. Художнику может потребоваться два месяца, чтобы создать кувшин, но он может потрескаться во время обжига, что является обычным делом.
Гжельский фарфор
Гжель — это один из самых знаменитых художественных промыслов России, известный благодаря своей белоснежной керамике с яркой сине-голубой ручной росписью. Изделия, произведенные мастерами Гжели, пользуются большой популярностью как внутри страны, так и за ее пределами, и традиционные орнаменты из этого региона порой становятся частью модных коллекций.
Гжельский куст, где производится эта уникальная керамика, охватывает 27 деревень и в настоящее время включает несколько заводов, которые продолжают традиции своих предшественников. Гжельский фарфоровый завод — один из самых известных и имеет более чем двухсотлетнюю историю. Здесь существует гармония между традиционными народными стилями и современными, что создает уникальные изделия, отмеченные высоким качеством, свойственным гжельскому фарфору.
Истоки возникновения традиционной гжельской керамики
Считается, что история Гжели восходит к 1339 году, когда Иван Калита в своем завещании упоминает о керамических мастерских, находящихся на современном гжельском территории.
Интерес к богатым месторождениям различных сортов глин проявился в XVII веке при правлении Алексея Михайловича. В 1663 году царь издал указ, согласно которому гжельская глина была отправлена в больших количествах для создания алхимических и аптекарских колб. Примечательно, что это месторождение сохраняло свое значение и было под контролем Аптекарского приказа до 1812 года.
Петр I также сыграл важную роль в развитии русского декоративно-прикладного искусства и материальной культуры. Во-первых, он привнес моду на делфтский сине-белый фаянс, который затем стал популярным в интерьере. Во-вторых, в 1724 году был издан указ об изготовлении табачных трубок и посуды из белой глины, в связи с чем московский купец Гребенщиков основал первую российскую фабрику по производству майолики, набирая работников из Гжели. Со временем гжельские мастера, обогащенные опытом, начали выпускать собственные изделия из майолики, и к 1774 году, когда фабрика Гребенщикова закрылась, гжельская керамика стала единственной в своем роде в России.
Изучением местной глины с целью создания рецептуры русского фарфора занимались выдающиеся ученые Д. Виноградов и М. Ломоносов в 1740-1750-х годах, и они высоко оценивали качество этой глины.
К началу XIX века популярность майолики начала ослабевать. Мастера не опустили руки и переключились на производство полуфаянса, в тот же период необычайное многообразие синего цвета на белом фоне постепенно вытеснило привычные многоцветные узоры.
Основателями гжельского фаянса считаются братья Куликовы, которые открыли завод в 1804-1805 годах, и рецепт керамической массы стал строго охраняемым секретом. Тем не менее, гончары Г. Храпунов и Е. Гусятников сумели проникнуть в мастерскую, скопировать печь для обжига и украсть образцы глины, и вскоре открыли собственное производство. К 1812 году уже функционировало 25 заводов, наиболее известные из которых принадлежали Е. Иванову и Лаптевым в деревне Кузяево.
Помимо посуды, заводы начали также производить игрушки и статуэтки, которые расписывались в духе народных художественных промыслов. Мастера часто использовали декоративные цветы, травы и листья в качестве своих любимых мотивов.
Изделия того времени еще сохраняли сходство с майоликой как по декору, так и по формам. Но в 1829 году был запущен выпуск тонкостенного фарфора, а в 1833 году на предметах появилась печатная роспись.
К 1840 году на территории Гжели работало уже 50 заводов и порядка 30 живописных мастерских, которые также занимались керамикой. К тому же параллельно с надглазурной полихромной росписью начался выпуск фаянсовых предметов с ручной кобальтовой росписью, что способствовало закреплению репутации гжельской керамики как «русского Стаффоршира».
Гжельский куст
Гжель – это область, расположенная в 60 километрах от Москвы, на территории которой находится примерно 30 деревень. До революции 1917 года эта местность считалась частью Гжельской волости Бронницкого уезда Московской губернии, а сегодня гжельский куст, как называют эту группу деревень, входит в состав Московской области. Исторически эта территория известна наличием качественной глины на протяжении более 700 лет.
На территории Гжельской волости никогда не существовало помещичьего землевладения, но были гончарные мастерские, которые представляли собой множество предприятий: некоторые из которых до сих пор остаются семейными делами, а другие разрослись до крупных заводов, получающих от государства различные льготы.
Первая документация о Гжельском кусте датируется XIV веком, когда упоминаются земли Гжели, которая стала частью Московского княжества. Уже тогда жители этих деревень занимались гончарным делом, производя не только утварь, но и другие бытовые вещи, такие как трубы, корчаги (крупные глиняные сосуды) и игрушки.
Валентин Розанов отмечает, что жители гжельских деревень по сей день, работая в огородах, могут находить черепки игрушек и посуды с простыми узорами, которым по 200-300 лет. Такие изделия, как лошадки, птички-свистульки и медведи, были популярны на всей территории русской равнины и могли иметь обрядовое значение. К сожалению, в огородах обнаруживаются только битые изделия, которые причисляют к производственному браку и выбрасывались. Из бытовой посуды в музейные фонды почти не сохранилось, так как их насчитывают всего 20-30 произведений.
В XVII веке жителей Гжельской волости приписали к московскому Аптекарскому приказу, что сделало их гончарными поставщиками сосудов для лекарств. Керамические банки и склянки использовали исключительно из керамики.
В тот период старообрядцы, которые ранее подвергались преследованиям из-за Никоновских реформ, скрывались в глухих лесах и болотах данного региона. Интересно, что старообрядцы также переселялись в леса Заволжья, где приносили с собой искусство золотой росписи, известное нам как хохлома.
Баночный промысел: банка 20 века и 18 века.
Согласно словам Валентина Розанова, местные жители зарабатывали на жизнь тем, что могли: «Сейчас половину деревьев вырубили, но там были одни леса вокруг, где удобно прятаться. На поверхность земли выходило множество сортов глин: от белой до коричневой. Глину использовали для различных технических нужд. Старообрядцы жили общинами и строили церкви, принося с собой свои ремесла и любовь к ручному труду. Эти факторы способствовали превращению Гжели в центр керамического производства.
Пятицветный лубок на вес золота
Существует несколько версий происхождения слова «гжель». Популярноросложным мнение о том, что название происходит от слова «жечь», правда, является ошибочным, хотя это мотивировано тем, что посуду действительно обжигают в печи.
Наиболее правдоподобная версия связывает название с рекой Гжелка, которая протекает через Бронницкий уезд, являясь главной водной артерией региона.
В древнеславянском языке слово «гжель» переводится как «гусли». Кроме того, в окрестностях Гжели есть местечко под названием Гуслица.
Еще одной версией считается, что слово происходит от польского «гжегжелика», что означает «кукушка», поскольку такие птицы здесь распространены.
Сначала гжельские изделия не были ни синими, ни фарфоровыми. Изначально использовалась простая терракота или обожженная земля. Даже современные дети любят лепить из красной глины и обжигать свои творения в русской печке или даже на костре.
Глина в тех временах была пористой, и жидкости могли легко просачиваться сквозь стенки сосудов, поэтому мастера применяли различные способы обработки. Например, новички окунали емкости в жидкую смесь, напоминающую тесто для блинов, сразу после обжига, когда глина еще оставалась горячей. А в случае с молочными изделиями, их обмакивали в молоко перед обжигом.
В XVII веке, будучи большим поклонником Голландии и ее голубой керамики, Петр I ввел моду на синие тарелки с каемкой. Ему особенно понравилась казистая посуда из делфтского фаянса. В XVIII веке до Гжели дошла слава о цветной европейской майолике, представляющей собой пористую керамику, полностью покрытую глазурью. Эта посуда была популярна у знатных людей, и создание таких изделий требовало значительных усилий и затрат. Гжельские мастера начали разрабатывать более простые методы, что в итоге привело к созданию гжельской майолики с пятицветными орнаментами, основанной на земляных тонах.
Некоторые экземпляры майолики сохранились до наших дней. Например, в музеях можно встретить гжельские квасники, которые имели лепные ручки и отверстия посередине. Есть предположение, что отверстия использовались для вставки льда, завернутого в тряпицу, в целях охлаждения кваса. Валентин Розанов объясняет: «Кто-то считает, что эта дырка предназначалась для того, чтобы несколькими квасниками можно было обслуживать гостей. Однако для нас, как художников, это отверстие является только декоративным элементом».
Квасник. Гжельская майолика, 18 век.
Валентин Розанов уже давно изучает гжельский промысел и пришел к выводу, что квасники никогда не использовались в быту и были предназначены исключительно для коллекционирования. В фондах крупных музеев Розанов и сотрудники проводили исследования, чтобы понять назначение квасников. В ходе анализа они взглянули внутрь с фонариком. Дно изделия оказалось не глазурованным: где-то были протечки глазури, где-то просматривались следы пыли и даже отпечатки пальцев, накопившиеся с XVIII века, так как квасники никто не мыл. Керамика оставалась светлой: если бы в них наливали жидкость, то глина потемнела. Эти вещи носили исключительно декоративный характер и использовались как элементы интерьера. Романовы коллекционировали такие квасники, и мы видим их в «русских» коллекциях, бережно хранить как драгоценность.
Материал для изготовления кухонной утвари
Что входит в состав материалов для создания гжельской посуды? В районе Подмосковья, объединяющем 27 деревень с наименованием Гжельский куст, многие из местных жителей могут считать себя потомками известных мастеров. Каждый из них знает секреты изготовления знаменитых кувшинов, кружек и других керамических изделий.
Фарфор и фаянс содержат каолин, полевой шпат, кварц и местную глину, однако пропорции данных ингредиентов различаются. Настоящий гжельский фарфор отличается легкостью, звоном и абсолютной непромокаемостью. Если такую чашку поднести к свету, она будет просвечиваться. В то время как, если в ваших руках окажется блюдце или пивная кружка с заметным весом, значит, это фаянс. Различить их можно, также простукивая: звук фарфора звонкий, а у фаянца — глухой.
Настоящий гжельский фарфор отличается легкостью и звоном, он абсолютно водонепроницаем. Если поднести такую чашку к свету, она будет просвечивать.
Однако, если опросить экспертов, которые могут беспристрастно оценить уникальность гжельской глины, они могут оказаться менее восторженными. Они скажут, что, несмотря на явный вклад гжельского промысла в русское народное творчество, никакой эксклюзивности в местной глине не существует. Гжель географически близка к Москве, что и предопределяет наличие множества цветных глин в больших количествах, и, стоит быть справедливым, настоящего каолина, так необходимого для производства фарфора, в Гжели было крайне мало, после 19 века гжельские мастера начали получать белую глину из Украины.
Тем не менее, эксперты отмечают, что когда гжельское производство называют уникальным, в этом все же есть доля правды. Все важнейшие керамические центры создавали свои заводы, основываясь на местных глиняных карьерах, в то время как Гжель находилась в лесистой местности. Доступ к строительным материалам, топлива для обжига и, конечно, многолетние традиции, передававшиеся из поколения в поколение, оказались важнее самого сырья для выживания данного ремесла.
Все процессы создания гжельской керамики представлены в этом видео.
По привычной схеме мы обычно говорим о знаменитых гжельских глинах, но, как минимум, уже больше века это было неактуально. Однако роспись остается значимой. Многие, возможно, забыли, что некоторые элементы синей росписи были модными трендами. Рисование гжельских мотивов продолжает вдохновлять художников разного уровня.
Азбука мазков — методика художественной росписи
Синие птицы на тарелках, голубые цветы на чайных сервизах… Каждое изображение завораживает. Основным секретом росписи гжельской посуды является мазок. Истинный мастер чувствует даже малейшие переходы цвета и способен отличить более двух десятков оттенков синего. Мазок считается родовой приметой Гжели.
Методика «Азбука мазков» была разработана Александром Салтыковым совместно с гжельскими живописцами.
В методике используются несколько приемов:
- Основной прием. Он заключается в правильном соотношении синего и белого цветом (прозрачное небо и покрытые снегом подмосковные поля). Кобальт — это специальная краска для росписи по керамике, которая выглядит черной во время рисования, но становится синей после обжига. Краска единая, но оттенков бесконечно много!
- Правило № 2. Каждый последующий мазок не дублирует предыдущий. Мастер накапливает краску на кисти и распределяет ее по поверхности, при этом первый мазок будет насыщенным, и по мере рисования оттенки будут постепенно светлеть.
- Мазок с тенями. Художник набирает краску на одну сторону кисти и кружит ее вокруг черенка, благодаря чему там, где кисть утолщается, появляется больше краски, и мазок превращается в темный, а по мере уменьшения краски к середине мазок светлеет. Тонкий кончик кисти оставляет самый светлый след.
Дополняют «Азбуку мазков» и другие элементы: кончик кисти можно использовать для рисования стеблей, создания тонких завитков и штриховки на листочках. Мастера могут использовать тонкие золотые линии или штрихи для росписи по синему цвету.
Роспись может включать три направления — растительный узор, орнаменты или сюжетные картины. Трудно сказать, какая из тем более популярна. В авторской гжели часто встретишь традиционные мотивы, такие как розы и агашки, Аммо указанный узор легко узнать по жемчужинам и капелькам, усикам и гребешкам. Сюжетная роспись изображает сцены из жизни деревни или городской жизни, пейзажи, элементы фольклора и даже темы из русской классической литературы.
Процесс создания изделий
Гжельские изделия всегда создаются вручную, независимо от того, идет ли речь о частном ремесленном производстве или крупном заводе.
Процесс создания включает несколько ключевых этапов:
- Форму изделия выливают из высококачественной смеси фарфора.
- Полученная заготовка обжигается в печи.
- После высыхания форма расписывается специальными красками.
- Затем поверхность покрытия глазурью.
- В качестве заключительного этапа изделие обжигается в печи еще раз, чтобы закрепить роспись и сделать материал долговечным.
Виды гжельской росписи
Существует две основные разновидности гжельской керамики:
Первоначально гжель имела разнообразные цветовые оттенки, но в XIX веке в Россию пришла мода на кобальтовую роспись из Азии. В результате, к середине XX века основной цветовой гаммой для гжельских изделий стали синие оттенки на белом фоне. Кобальт лег в основу синей краски, придавая готовым изделиям яркость и стойкость цвета, а также долговечность покрытия. Даже сейчас сложно отличить изделия тех времен от современных.
В настоящее время сувениры и посуда расписываются как цветными, так и синими красками, поскольку гжель — это не только сине-белые изделия, а также уникальная техника изготовления и росписи переплетает с фарфором.
Примеры цветной росписи
Кошка-милашка
Лягушка-мечта
Тигр Арсений
Интересный факт
Мастера различают до двадцати оттенков синего цвета на фарфоре. Тон, который получится, зависит от техники нанесения мазка художником.
Какие изделия расписывают?
Ассортимент расписной посуды в стиле гжель отличается богатством форм и вариантов, ведь мастера создают множество предметов. Используя такую технику, можно создать красивую декоративную тарелку, которая, конечно же, будет украшать стену, либо оформить функциональную посуду, такую как чайные или столовые сервизы.
Если у вас нет нужды в полном наборе, вы также можете выбрать:
- чайную или кофейную пару;
- чайник;
- кофейник;
- блинную тарелку с крышкой — блинницу;
- масленку;
- сливочник или молочник;
- емкость для специй;
- соусницу;
- столовые приборы, такие как ложки и подставки различного назначения;
- блюда и тарелки;
- сухарницу и хлебницу;
- икорницу или шпротницу;
- салатницу;
- розетку;
- конфетницу;
- пирожницу или тортницу;
- пивную кружку или штоф;
- стопки.
Мастера также не обходятся без росписей таких колоритных вещей, как самовары, которые даже в современных интерьере выглядят шикарно, добавляя особый колорит посуде.
Как отличить от подделки?
Настоящая гжель не просто украшает интерьер. Многие люди покупают ее для формирования коллекций. Наиболее ценные с эстетической точки зрения предметы часто попадают в музейные фонды. Настоящая гжель обладает особым очарованием и может рассматриваться долго.
Учитывая, что подлинная посуда гжель стоит довольно дорого и пользуется высоким спросом как в нашей стране, так и за рубежом, множество товаров, имитирующих характерную роспись, появилось на рынке. Часто мастера используют недорогие краски вместо окиси кобальта. От различия между подлинниками и подделками можно уверенно отличать при внимательном осмотре предложенного товара.
У настоящих гжельских изделий уникальный рисунок, который не страдает от размазанных контуров или линий. Ясно, что мастер, создавая роспись, работал тщательно и не спеша, прорабатывая каждую деталь изображения. Если фон изделия не идеально белый или если поверхность шершавая, то, скорее всего, это не гжель.
Фирменные изделия обычно имеют специальный штамп — лебедя или ясную надпись крупными буквами «гжель», заключенной в овал. Наиболее ценная продукция продается с пометкой «расписано вручную». На некоторых изделиях указана фамилия автора.
Настоящая гжель удобна в использовании. Не бывает таких изделий, которые имели бы неустойчивое основание или неплотно прилегающие крышки. В продаже можно встретить как фарфоровые, так и фаянсовые предметы. Составы фарфора и фаянса содержат такие компоненты, как:
- полевой шпат;
- каолин;
- пластичная глина;
- кварц.
Однако пропорции этих компонентов различны, что влияет на физические характеристики посуды. Настоящий гжельский фарфор очень легкий и звонкий, а также водонепроницаемый. Если поднести чашку гжель к свету, она будет просвечивать.
Если же вы держите изделие с заметным весом, значит, это фаянс. При постукивании от него раздается глухой звук, и, если на таком изделии появится трещина, его стоит выбросить.
Подлинная гжель устойчива к жару. Поскольку роспись наносится под глазурь, а сама посуда создается по особой технологии, изменения температуры ей не повредят. Такие изделия можно смело помещать в микроволновую печь, глазурь останется невредимой. Ярким свидетельством подлинности гжели является высокая цена, и тут каждому нужно решить, что важнее — настоящая гжельская посуда или ее фабричная имитация, хотя и красивая, но с явными признаками массового производства.
На следующем видео вы узнаете, как раскрашивать посуду в технике гжель.