Возрастные кризисы — это что такое. Возрастные кризисы в психологии.

«Первые переживания ребенка, связанные с влиянием окружающей среды, хорошо различимы. Ребенок, испытывающий свой характер, вдруг перестает быть податливым. Внезапно он реагирует на все отказом, криком или негативом.

Возрастные кризисы — это что такое

Возрастной кризис — это переходный этап между возрастами жизни, характеризующийся сменой основного вида деятельности и уровня социального развития. Кризисы — неотъемлемая часть взросления. Каждый человек проходит через несколько таких фаз в своей жизни.

Кризис буквально означает «расхождение путей». В китайском языке он записывается двумя иероглифами, один из которых означает «опасность», а другой — «возможность». На мой взгляд, это наиболее краткое и точное толкование. В кризисы, в том числе возрастные, происходит активное развитие личности, либо личность «разрушается», если период не удался.

Термин «возрастной кризис» ввел российский психолог Л.С. Выготский. В каждом возрасте есть определенные закономерности, на которые обращают внимание психологи. Они помогают определить нормальность развития человека. Эти нормы интеллектуального, эмоционального, психофизического и личностного развития называются возрастными целями развития. Время кризиса — это время выполнения этих задач, интенсивных психофизиологических изменений.

Каждый человек проходит через возрастные кризисы, но здесь форма выражения, интенсивность и продолжительность зависят от социально-экономического положения человека, условий развития и индивидуально-личностных особенностей.

Тем не менее, до сих пор существует два мнения о нормальности/ненормальности возрастных кризисов:

  • Одни психологи (Фрейд, Выготский, Эриксон) считают такие переходы неотъемлемой частью развития.
  • Другие исследователи (Рубинштейн, Запорожец) рассматривают их как вариант индивидуальных девиаций.

Основные кризисы

В психологии принято выделять такие возрастные кризисы:

    (45-55 лет) — ; ; ; ; ; ; ;.

Кризисы в младенчестве, на третьем году жизни и в подростковом возрасте называются основными кризисами. Они представляют собой реструктуризацию отношений ребенка с обществом. Другие кризисы имеют второстепенное значение. Они менее заметны внешне и характеризуются ростом независимости и способностей. Однако в каждом кризисе для детей характерны негативизм, непослушание и упрямство.

Как мы видим, во взрослой жизни существует четыре кризиса:

  • Кризис молодости сопровождается становлением и самоутверждением человека в основных сферах жизни, отношениях (работа, семья, любовь, дружба).
  • На этапе кризиса зрелости человек анализирует свои успехи, соответствие планов и достижений. Последующие лет десять он закрепляет или меняет результат.
  • Кризис среднего возраста сопровождается осознанием упадка сил, красоты, здоровья, увеличения дистанции с выросшими детьми. Нередко человека охватывает депрессия, чувство усталости от рутины, печаль от мысли, что ничего лучше уже не будет.
  • Поздняя зрелость сопровождается стабилизацией предыдущего состояния, постепенным отходом от социальной и трудовой деятельности.
  • На этапе ранней старости человек осмысливает свою жизнь и либо признает ее уникальной и неповторимой, либо понимает, что она прошла зря.
  • На этапе старости человек переосмысливает свое профессиональное «Я», смиряется с неизбежным ухудшением здоровья и старением тела, избавляется от самоозабоченности. Это этап активного принятия естественного окончания жизни.

Стоит отметить, что кризисы детства (первые шесть) изучены гораздо лучше, чем кризисы зрелого возраста, среднего возраста и старости. Последние чаще всего рассматриваются в русле индивидуального прогрессирования, хотя они также в значительной степени обусловлены возрастными изменениями.

Фазы кризиса

Л. С. Выготский выделял 3 фазы кризиса: докритическую, критическую и посткритическую.

  1. Предкритическая фаза характеризуется возникшим и осознающимся самим человеком противоречием между сложившимися внешними условиями и его отношением к этим условиям. Человек начинает видеть образ более притягательного для него будущего, но реальных путей воплощения этого сценария пока не видит.
  2. На критическом этапе возникает максимальное напряжение в противоречии, оно достигает пика. Сначала человек старается повторить самые общие представления об увиденном идеале. Например, подростки с легкостью перенимают привычку курить или ругаться матом, думая, что это делает их частью взрослого, столь желанного и нового, открывшегося в перспективе мира. Позже осознаются внешние и внутренние преграды, стоящие на пути к другим компонентам нового мира. Если от внешних избавиться более или менее просто, то осознание нехватки внутренних ресурсов толкает на освоение новой деятельности (в примере с подростками – выбор профессии, подработка). В завершение человек сравнивает, насколько ему удалось приблизиться к увиденному идеалу.
  3. На посткритической фазе противоречие разрешается, личность выстраивает новые гармоничные отношения с миром. Если результаты предшествующей рефлексии устраивают, то личность окончательно переводит воображаемое в реальное, иное в свое.

Кризисы возраста у человека

Следующие кризисы в жизни человека разделены по годам:

  • Первого года;
  • Трех лет;
  • 6-7 лет;
  • 13-15 лет;
  • 18 лет;
  • 30 лет;
  • 40-45 лет;
  • после 55 лет (предпенсионный).

Психолог Л. С. Выготский выделял следующие фазы кризисного процесса:

  • 1) Докризисный период.
  • 2) Собственно кризис.
  • 3) Посткризисный период.

Каждый возрастной кризис детства — это признак психологической зрелости ребенка, его перехода на более высокую, качественно новую ступень развития. Временные периоды относительно условны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно рассматривать как поворотные моменты в развитии. Они могут проявляться в виде психической нестабильности и непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и быть терпеливыми по отношению к своему ребенку.

Последовательный внешний вид:

  • Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
  • Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.

Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса

Истерики, вспышки гнева ребенка во время возрастного кризиса.

  • Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
  • Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
  • Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.

Взрослые часто не понимают подростков

Причины появления

Кризисы возникают из-за противоречий между новыми потребностями, которые больше не удовлетворяются, и текущими или прошлыми условиями. Каждая фаза возрастного развития является импульсом для будущих изменений и роста — это основа для формирования личности.

Внимание. В каждый кризисный период возрастает несоответствие между инвалидностью, новыми потребностями и социальным опытом (реакцией родственников). Это несоответствие сегодня рассматривается психологами как движущая сила в развитии психики.

Как понять, что наступил кризис возраста

Кризис старости наступает внезапно и также внезапно исчезает. Преодоление кризиса связано с созданием новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть как продуктивными, так и деструктивными.

Изменения в поведении ребенка – признак начала кризиса

Изменения в поведении ребенка являются признаком начала кризиса

Признаки кризиса:

  • меняется поведение;
  • возникает желание бросить хорошую работу;
  • необъяснимые приступы депрессии при выполнении задач, которые раньше делали человека счастливым;
  • смена привычек – занятия, которые раньше приносили удовольствие, теперь скучны.
  • раздражительность или неожиданный гнев;
  • человек покидает (умственно или физически) семью или чувствует себя в ловушке текущих семейных отношений;
  • смотрит в зеркало и больше не узнает себя;
  • стремление к физически свободному течению, движению (бег, езда на велосипеде, танцы, быстрые красные спортивные автомобили, прыжки с парашютом и др.);
  • изучение нового;
  • изменение режима сна (как правило, меньше);
  • появляются мысли о смерти, о ее природе;
  • внешние изменения.

Лев Выготский: кризисы возрастного развития детей

Русский психолог и педагог Лев Семенович Выготский (1896-1934) первым в психологии взял вопрос о кризисах возрастного развития как отдельную, самостоятельную тему, необходимую для содержательного исследования. Многие научные концепции Выготского актуальны и сегодня, на них основаны современные методы образования. В контексте данной темы нас особенно интересуют кризисы детского развития, выявленные и описанные Львом Выготским (L. Vygotsky, 1984).

Читайте ещё:  Как девушке стать уверенной в себе? ТОП 15 способов. Как стать уверенной в себе девушкой.

Оценки возрастного развития детей (по Выготскому):

  • Кризис новорожденности, отделяющий внутриутробный этап развития от младенчества.
  • Кризис первого года жизни, отделяющий младенчество от раннего детства.
  • Кризис 3-летнего возраста, символизирующий переход к дошкольному возрасту.
  • Кризис 7-летнего возраста, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом.
  • Кризис подросткового возраста в 13 лет.

Следует помнить, что научная деятельность Выготского достигла своего пика в 1920-1930-е годы и отражала социальную ситуацию того времени. В настоящее время дети могут поступать в школу с шести лет, и, следовательно, кризис, символизирующий переход от дошкольного к школьному возрасту, наступает раньше и во многом зависит от степени психологической готовности к школе.

Общество стало более социально неоднородным, поэтому кризис переходного возраста не обязательно наступает в 13 лет. Некоторые люди «прорываются» в 12 лет, другие без проблем доживают до 15 и без происшествий переживают все гормональные бури пубертатного периода.

В любом случае, возрастные кризисы и социальная стадия развития тесно связаны. И здесь есть очень тонкая разница. Если ранние кризисы развития у детей связаны с изменением внешней ситуации, то у подростков это внутренние изменения. Таким образом, можно четко определить момент времени, когда ребенок сделал первый шаг или произнес первое слово. Хронология становится еще более четкой, когда ребенок идет в детский сад, а затем в школу.

Подросток по-прежнему ходит в школу, встречается с друзьями, возможно, посещает спортивный клуб или творческую мастерскую. В подростковом возрасте, однако, начинается тотальная перестройка организма, которая носит в основном гормональный характер и «накладывается» на объективный процесс эмоционального созревания.

В это время происходит переоценка ценностей, появляется большее, чем раньше, стремление к независимости, которое может перерасти в бунт, если взрослые начинают чрезмерно вмешиваться в те сферы жизни ребенка, за которые они могут и должны нести ответственность. Например, выбор друзей, интересов, будущей карьеры и т.д. В любом случае, для каждой фазы детства существует своя лидерская деятельность.

Алексей Леонтьев: ведущая деятельность и возрастные кризисы развития

Российский психолог Алексей Леонтьев (1903-1979) установил прямую связь между понятиями лидерской активности и возрастных кризисов в развитии ребенка. Именно он ввел понятие «профориентационная деятельность». Речь идет о деятельности ребенка, развитие которой предопределяет важнейшие изменения в его познавательных процессах и психологических особенностях личности.

Соответственно, со сменой ведущей деятельности происходит переход на следующий этап развития, и если по каким-то причинам переход затруднен или не состоялся, то можно говорить о кризисе.

Опять же, переходы особенно ярко проявляются в раннем детстве. Например, если у младенца основным занятием является еда и сон, то ребенок постарше уже исследует окружающий мир, дошкольник играет со сверстниками и общается с воспитателями в детском саду, а в список задач современного студента часто входят даже успешные менеджеры среднего звена.

Отметим, что пик научной деятельности Алексея Леонтьева пришелся на послевоенные годы, а в 1940-1960-е годы термин «кризис» приобрел сугубо негативное значение. Применительно к детству Леонтьев выделяет кризисы в возрасте 3 и 7 лет, подростковом и юношеском возрасте. Все это связано с изменением лидерской активности, которая не обязательно происходит на формальном уровне.

Итак, если с переходом в детский сад и школу в возрасте 3 и 7 лет все понятно, то в подростковом возрасте на первый план выходит дружба и общение со сверстниками в формально неизменных условиях, а в юношеском — отношения с противоположным полом и необходимость определения профессионального плана.

Алексей Леонтьев трактует кризис как результат несвоевременного перехода. Другими словами: На переходных этапах не может быть кризиса как такового, если воспитание и психологическое развитие ребенка и подростка является управляемым процессом, а взрослые могут тонко направлять энергию ребенка в нужное русло. Подробнее об этом можно прочитать в книге А. Леонтьева «Проблемы когнитивного развития», 2020.

Даниил Эльконин: «большие» и «малые» кризисы возрастного развития

Российский психолог и педагог Даниил Эльконин (1904-1984) предложил очень интересную периодизацию кризисов развития у детей. Хотя его периодизация во многом основана на выводах Выготского, Эльконин детализировал многие ключевые моменты.

Предложенная Элькониным «кризисная структура» предполагает деление на эпохи развития, которые, в свою очередь, делятся на периоды. Переходы от одного сезона к другому сопровождаются «большими» кризисами, а переходы между периодами — «малыми» кризисами. Приход человека в этот мир ознаменован кризисом нового рождения, а затем жизнь ребенка делится на 3 сезона и 6 периодов.

Период раннего детства (до 3 лет):

  • Младенчество (2-12 мес.) и «малый» кризис первого года жизни, когда ребенок начинает ходить и исследовать окружающий мир.
  • Ранний возраст (1-3 года) и «большой» кризис 3 лет, когда идет усиление автономии ребенка, что кратко можно описать словами «я сам».

Детский возраст (от 3 до 11 лет):

  • Дошкольный период (3-7 лет) и «малый» кризис (6-7 лет), предопределенный началом школьного периода жизни.
  • Период младшего школьного возраста (7-11 лет) и «большой» кризис по его окончании, когда идет перестройка отношений со старшими и появляется первое ощущение «взрослости».

Подростковый возраст (от 12 до 17 лет):

  • Период среднего школьного возраста (12-15 лет) и «малый» кризис (15 лет), когда формируются собственная идентичность, собственное «эго» и самосознание.
  • Старший подростковый возраст (15-17 лет) и «большой» кризис (17 лет), знаменующий конец эпохи подросткового возраста и начало взрослой жизни.

Такое разделение временных периодов может показаться кому-то сомнительным, но это мнение одного ученого. Напомним, что мы обещали представить различные взгляды на проблему. Более подробно изучить оценку возрастного роста поможет таблица, составленная на основе работы Эльконина:

Отметим, что у Эльконина есть такое понятие, как «период новообразования». Это именно те изменения, которые, накопившись до критической массы, делают невозможным функционирование человека в прежней форме и объективно требуют изменений и нового уровня.

Следует также отметить, что Даниил Эльконин формулирует понятие лидерской деятельности и что наступающие кризисы возрастного развития во многом связаны со сменой лидерской деятельности. Тем, кто хочет глубже понять концепцию Даниила Эльконина, следует изучить его «Избранные психологические труды» Д. Эльконина, 1989.

Как мы уже отмечали, возрастные кризисы затрагивают не только детей и подростков, но и уже сформировавшихся взрослых. Давайте обсудим и этот аспект темы.

«Четверть века» и новые вопросы

Ученые следующий возрастной кризис относят к возрастному периоду 20-25 (по другим классификациям — 30) лет. Упомянутый выше Эрих Эриксон 3 называет это «ранней зрелостью», потому что в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни — построении карьеры, создании семьи, а также достижении первых успехов.

Основные темы самоопределения, самоактуализации и потребности в самоуважении остаются прежними. Абрахам Маслоу, известный американский психолог и основатель гуманистической психологии, считал, что стремление к самоактуализации является ключом к психическому здоровью 4.

В целом, он описал самоактуализацию как процесс личностного роста и развития, путь этого роста и результат этого роста. Он считал последнее прерогативой зрелого возраста, а вот начало самого процесса психолог относил к молодому возрасту.

Кризис 30-летних теперь «подкрался» к более раннему возрасту, но сегодняшнее поколение 30-летних называют «поколением Питера Пена» из-за его нежелания взрослеть, в то время как 25-летние переживают кризис самореализации в полную силу.

В это время неизбежен поиск себя, без сравнения себя с другими — будь то с собственным окружением или с героями любимых фильмов и телепередач того же возраста. Но именно здесь и возникает соблазн взять пример или, наоборот, отвергнуть все общепринятые правила. В обоих случаях конструктивного решения нет, потому что рано или поздно вам придется принять собственное решение, и чем позже, тем больше вероятность того, что кризис затянется.

Знак четвертого века в сегодняшней реальности сместил проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности значительно изменились за последние 15-20 лет.

До 25 лет молодые люди успевают поработать на самых разных работах, потому что традиция не менять работодателей уходит в прошлое уже несколько десятилетий (если не считать, например, японскую социальную модель). Но они остаются неудачниками — где они хотят остаться? Именно здесь может быть полезно составлять списки и расставлять приоритеты — как в жизни в целом, так и в конкретных областях. Это облегчает постановку конкретных целей и определение шагов по их достижению. Это будет самым важным шагом на пути к самореализации.

Кроме того, в этот период часто усиливаются чувства одиночества, экзистенциальной пустоты и социальной изоляции, которые идут рука об руку с описанными выше проблемами самореализации и самоопределения. Самый важный совет, который психологи дают 25-летним, — не сравнивать себя с другими.

Читайте ещё:  Все о герпетофобии. Как называется боязнь змей.

Это дзен, потому что в век социальных сетей, где каждый публикует лучшие моменты своей жизни, трудно считать этот навык суперспособностью. Самое главное — понять и показать то, что нужно и интересно именно вам, а не то, что навязано вам окружением, друзьями или семьей. Это поможет вам разобраться в своих мыслях и определить дальнейшую траекторию — от пересмотра своих увлечений и привычек до покорения профессиональной карьеры.

Кризис четверти жизни обычно является переоценкой ценностей и подведением первоначальных итогов, что не приводит к клинической депрессии, а является платформой для новых начинаний и отправных точек.

Средний возраст как флешбек. Кризис среднего возраста

Это, пожалуй, самый популярный кризис, который нашел отражение и в искусстве — о нем написано множество книг, сняты фильмы, поставлены спектакли (даже Зожник не обошел его стороной — мы опубликовали «Как преодолеть кризис среднего возраста»). Об этом существует множество клише: от покупки абсурдно дорогой спортивной машины до отношений с молодыми партнерами и попыток утопить свою печаль в алкоголе.

Сам термин «кризис среднего возраста» был введен в психологию канадским исследователем Эллиотом Жаком для обозначения этапа жизни между 40 и 60 годами, когда человек начинает пересматривать прошлое и теряет интерес к происходящему вокруг; образно говоря, все теряет краски.

Карл Густав Юнг в своем докладе «Веха жизни «5 даже предложил создать специальные школы для 40-летних, чтобы подготовить их к жизни в будущем, поскольку, по его мнению, невозможно прожить вторую половину жизни по тому же сценарию, что и первую.

Самой большой ошибкой, по мнению Юнга, является привычка оглядываться назад: «… для большинства людей слишком многое остается нереализованным — часто даже возможности, которые они не смогли бы использовать, даже если бы захотели — и поэтому они переступают порог старости с несбывшимися ожиданиями, которые невольно заставляют их оглядываться назад. Для этих людей оглядываться назад особенно вредно. Вместо этого им нужна перспектива, точка отсчета для будущего. … Я обнаружил, что целенаправленная жизнь в целом лучше, богаче и здоровее, чем бесцельная, и что лучше идти вперед со временем, чем назад против времени.

Фильм «Красота в Америке» прекрасно иллюстрирует все клише кризиса среднего возраста. Фильм вызвал большой ажиотаж в то время и получил пять статуэток «Оскар» в 1999 году, включая награду за лучший фильм года.

Возрастные границы кризиса среднего возраста размыты, поскольку они зависят от ряда факторов — например, финансового положения, профессионального успеха, личной жизни, увлечений и других социокультурных факторов.

Стереотипы, навязанные обществом, также работают против людей, переживающих этот кризис (как и предыдущие кризисы, такие как подростковый возраст и кризис четвертого века). Современный российский исследователь О. Хухлаева 6 выделяет такие стереотипы:

  • последствия «культа молодости»;
  • негативный стереотип старости;
  • стереотипное отношение к детским качествам как к негативным;
  • убеждение в том, что счастливая жизнь – обязательно материально и социально успешная;
  • необходимость активного освоения в первой половине жизни социальных ролей.

Современный «культ молодежи» связан не только с внешностью и привлекательностью (хотя и это становится препятствием для женщин), но и с проявлениями так называемого возрастного расизма — возрастной дискриминации.

Людям среднего возраста часто бывает проблематично сменить работу — где-то их считают недостаточно активными, где-то — слишком квалифицированными (в английском языке для этого есть даже специальный термин — overqualified), что означает, что, несмотря на богатый опыт, образование, дополнительные навыки и другие выдающиеся достижения, потенциальный работник просто … не будет принят на работу. Ведь им платят в соответствии с их квалификацией и навыками, в то время как на вакантное место можно нанять более молодого, менее квалифицированного, но легко обучаемого сотрудника. Это позволяет экономить финансовые ресурсы компании.

Выготский говорил, что идеально адаптированный ребенок не развивается. Взрослый человек буквально невосприимчив к такому застою — как только ему удается в какой-то степени приспособиться к жизни, наступает кризис, требующий перемен. За этим следует период затишья, который в свою очередь сменяется новым кризисом. Если кризис заставляет человека расти, то что такое рост? Обычно его понимают как прогресс и совершенствование. Однако существует феномен патологического роста — регресс. Напротив, мы говорим о росте, который влечет за собой изменения более высокого характера. Почти все люди обязательно проходят через какие-то кризисы, тогда как кризис, например, середины жизни, часто заводит человека в тупик и отбрасывает его развитие назад. Суть кризиса хорошо передает китайский иероглиф, который содержит сразу два термина: Опасность и возможность.

Психологи выявили общие возрастные модели кризисов, которые позволяют нам не только заранее подготовиться к ним, но и успешно пройти каждый этап и полностью справиться с задачами этого возраста. Буквально на каждом возрастном этапе неизбежно приходится принимать решение, которое определяется преимуществом общества. Решая задачи, человек проживает свою жизнь в большем процветании. Однако если человек не находит решения, у него возникает ряд проблем, которые уже носят острый характер и требуют решения, иначе существует не только опасность возникновения невротических состояний, но и опасность сбиться с жизненного пути. В каждой фазе существуют так называемые нормативные кризисы, некоторые из которых, например, кризисы 20 и 25 лет, довольно плохо описаны, а другие, кризисы 30 и 40 лет, известны практически всем. Своей репутацией они обязаны своей зачастую неопределенной разрушительной силе, когда внешне благополучный человек вдруг начинает резко менять свою жизнь и совершать необдуманные поступки, влекущие за собой крушение прежних смыслов, на которые он опирался.

Возрастные кризисы у детей легко наблюдаются и требуют внимания со стороны родителей, потому что если не удается преодолеть один кризис, наступает следующий. Кризисы детства оказывают особенно сильное влияние на характер человека и часто определяют направление жизни. Например, ребенок, у которого нет базового доверия, не сможет построить глубокие личные отношения во взрослой жизни. Человек, не испытавший независимости в детстве, не может рассчитывать на собственные силы и остается ребенком, всю жизнь пытаясь заменить родителя в супруге или начальнике или бессознательно растворяясь в социальной группе. У ребенка, которого не научили быть прилежным, во взрослой жизни будут проблемы с постановкой целей, внутренней и внешней дисциплиной. Если время упущено, а навыки не развиты, у ребенка появится ряд комплексов и трудностей, потому что для этого придется приложить множество усилий. Многие взрослые не преодолели кризис подросткового возраста, они не взяли на себя полную ответственность за свою жизнь, их физический бунт утих, но теперь неразрешенное является общей нитью жизни. Даже в кризисах среднего возраста детство напоминает нам о себе, потому что большинство теневых образов были созданы в детстве.

В любом кризисе человек должен использовать отведенное ему время, не пытаясь избежать кульминационных моментов, чтобы пережить кризис во всей его полноте. Однако существуют гендерные различия в управлении кризисами. Это особенно заметно в середине жизни, когда мужчины оценивают себя по результатам работы, финансовой обеспеченности и другим объективным показателям, а женщины — по семейному благополучию.

Возрастные кризисы и их характеристика

Первая стадия кризиса, соответствующая возрасту от рождения до одного года, связана с доверием к окружающему миру. Если у ребенка с рождения нет возможности находиться в объятиях близких людей, получать внимание и заботу, когда они в этом нуждаются, ему будет трудно доверять окружающим его людям даже во взрослом возрасте. Причины болезненной застенчивости по отношению к окружающим часто кроются в нереализованных с детства потребностях, которые мы пытались громко донести до своих родителей. Возможно, родителей вообще не существовало, что является предпосылкой для фундаментального недоверия к миру. Вот почему важно, чтобы до первого года жизни рядом были люди, способные отреагировать на потребности ребенка при первом крике. Это не прихоть или шалость, а необходимость, связанная с сезоном.

Вторая стадия, обычно выделяемая психологами, приходится на возраст от 1 до 3 лет. Ребенок часто хочет делать что-то самостоятельно, и важно позволить ему это делать. Мы часто сталкиваемся с капризами детей, их истериками, упрямством, неприятием и отрицанием взрослых и попытками поставить себя выше взрослых. Это естественные моменты в это время, которые необходимо преодолеть. Взрослые должны устанавливать границы со своими детьми и говорить им, что они могут и не могут делать и почему. Если границы не установлены, ребенок превратится в хулигана, который будет изводить своими проблемами всю семью. Также важно поддерживать ребенка и позволять ему делать что-то самостоятельно. Она также вводит понятие стыда, потому что дети часто интересуются своими половыми органами и понимают, что они отличаются от противоположного пола. Важно не кричать на ребенка и не стыдить его за физический интерес.

Читайте ещё:  Куда мне, в моем-то возрасте! »: как повысить самооценку взрослой. Как повысить самооценку женщине.

В следующий период, в возрасте от 3 до 6 лет, приобретаются основные элементы трудолюбия и любви к домашней работе. Ребенок уже может самостоятельно выполнять почти все домашние дела под присмотром взрослых, если вы не дадите ему возможности проявить инициативу — позже он не привыкнет ставить и достигать цели. Если ребенок хочет мыть пол, поливать цветы или пылесосить, научите его. Но это нужно делать не с помощью кнута и команд, а с помощью игры. Ролевые игры становятся очень важными, вы можете играть с куклами, с героями книг, даже сделать персонажей самостоятельно, например, из бумаги, и разыграть сценку, которая интересна вашему ребенку. Возьмите ребенка на кукольный спектакль и понаблюдайте за взаимодействием фигурок. Ребенок учится через родителей, и именно от них зависит, насколько правильно и гармонично он будет развиваться.

Следующая фаза — клубная, которая длится от 6 до 12 лет. Теперь ребенок должен как можно больше практиковаться в том, что он хочет делать. Важно знать, что его организм сейчас хорошо помнит этот опыт, все навыки, которые ребенок приобрел в этот период, он сохранит на всю оставшуюся жизнь. Если он танцует, он будет прекрасно танцевать всю свою жизнь. То же самое относится к пению и спорту. Они могут не стать чемпионами, но они могут продолжать развивать свои навыки на каждом этапе своей жизни. Если у вас есть возможность водить ребенка на занятия, вы должны это делать и уделять ему как можно больше времени. Интеллектуальное развитие полезно тем, что ребенок теперь получает основную информацию, которая помогает ему развиваться и формирует его мышление.

Поэтому период подросткового возраста является, пожалуй, самым сложным, ведь большинство родителей обращаются к психологам именно из-за трудностей в общении с ребенком в подростковом возрасте. Это этап самоопределения, который, если человек не пройдет через него, в дальнейшем может остаться ограниченным в своих возможностях. Когда человек становится взрослым, он начинает спрашивать себя, кто он такой и что он может предложить миру, какой у него образ. В подростковом возрасте возникают различные субкультуры, дети начинают прокалывать уши, менять внешность, иногда даже до саморазрушения, могут появиться необычные увлечения. Подростки прибегают к интересной одежде, которая привлекает внимание, подчеркивает недостатки или, наоборот, открывает их. Эксперименты с внешностью могут быть бесконечными, и все они связаны с принятием тела ребенка, которое сильно меняется в этом возрасте. Нравится вам подросток или нет, проблемы каждого очень индивидуальны, поэтому родителям имеет смысл внимательно поговорить о комплексах, связанных с изменениями во внешности.

Особенности возрастных кризисов

Если человек не отмечает кризисы своей жизни, значит ли это, что он не был человеком? Психологи убеждены, что психологические кризисы так же естественны, как изменения в организме человека с возрастом. Они не понимают, что сейчас переживают психологический кризис, они могут отталкивать людей низким уровнем рефлексии, беспечностью к себе, когда это неудачно. Или человек держит свои переживания при себе, потому что боится разрушить свой положительный образ перед другими и показать себя человеком с проблемами. Если не переживать кризис, игнорировать его, то позже, подобно лавине, сходят все стадии, которые еще не закончились. Конечно, это тяжелый исход, огромная психологическая нагрузка, с которой пострадавший человек иногда не может справиться.

Другой вариант атипичного протекания кризисов часто наблюдается у гиперчувствительных личностей, которые открыты для изменений и трансформации личности. Они склонны к превентивным действиям, и как только появляются первые симптомы зарождающегося кризиса, они стараются немедленно устранить последствия и адаптироваться. Для них кризисы более мягкие. Однако такой проактивный подход не позволяет нам в полной мере усвоить урок кризиса.

Каждый кризис содержит что-то, что поможет человеку на следующем этапе его жизни и обеспечит основу для преодоления следующих кризисов. Человек развивается не линейно, а постепенно, и кризис — это просто момент перерыва в развитии, за которым следует период стабилизации, плато. Кризисы помогают человеку расти, мы растем не по своей воле, мы не хотим сами выходить из равновесия, и, казалось бы, для этого нет никаких причин. Именно поэтому психизм является спусковым крючком для наших внутренних конфликтов. Благодаря кризисам человек развивается, пусть неравномерно, но в течение своей жизни.

Автор : Практический психолог Ведмеш Н.А.

Пресс-секретарь Центра медицинской психологии PsychoMed

Признаки возрастного кризиса

На каждом этапе признаки разные, но все кризисы старости едины в своей сути: кризис старости — это кризис взросления. Нет другого пути, кроме как стареть. Когда человек не хочет стареть, отрицает необходимость этого, наступает кризис.

«Нормальная взрослая жизнь — это обретение интеллекта, терпимости и мудрости. Суждение — это разница во мнениях. Человек меняется, но не хочет этого признавать. Он жалуется на свою взрослость, проявляет тревогу и депрессию, ведет себя саморазрушительно (пьянство, антисоциальное поведение, нарушение питания) и перестает расти. Он проявляет инфантилизм: «Я не хочу взрослеть ответственно, я хочу попасть туда, где всех жалеют и заботятся о них». Кризис — это непонимание человеком возможностей и реальности».

Как выйти из возрастного кризиса

Когда речь идет о детских кризисах, маленьким детям нужна поддержка взрослых, чтобы справиться с ними. В кризисный период между 2 и 4 годами, когда ребенок учится быть независимым, важно поощрять независимое поведение и избегать резкой критики. Если родители ведут себя хорошо, ребенок, скорее всего, станет уверенным в себе. В возрасте 5-8 лет ребенок учится быть социальным, и здесь также важно давать осторожную обратную связь без излишней критичности. Если детям удастся продемонстрировать свои коммуникативные и организационные навыки на этом этапе, их дальнейшее взаимодействие с окружающими будет развиваться гармонично.

Подростковый кризис часто описывают как самый впечатляющий из всех кризисов. Для родителей это часто бывает неожиданным: послушный, дружелюбный и любящий ребенок, которого еще вчера было не узнать. Он горячо спорит, отказывается выполнять домашние задания и просто ведет себя вызывающе. Вы должны понять, что это нормальный процесс. Развивающаяся личность находит свои границы и границы других людей и активно стремится к самоопределению, даже если это больше похоже на хаос. Стремление к независимости — естественное желание подростка, и его следует поощрять в разумных пределах. В любом случае, родители должны предоставлять своему развивающемуся ребенку больше прав и свобод. Главное, чтобы они знали об этом и были готовы к этому.

Взрослый человек способен самостоятельно выйти из любого кризиса возраста

kak preodolet vozrastnoj krizis

«Каждый человек способен преодолеть возрастной кризис. Если вы окажетесь в кризисной ситуации, не пугайтесь и не списывайте себя со счетов как неудачника. Спокойно скажите себе, глядя в зеркало, например, следующее:

«Да, это кризис. А лицо с угрюмым выражением — это я, застигнутый врасплох. Неподготовленный. Смущен. «Спокойно, спокойно, спокойно, спокойно, спокойно. Не делайте резких движений. Сначала привыкните к нему. Кризисы неизбежны. Проведите инвентаризацию сейчас. Голова одна. Все остальное тоже есть. Раздражительность, апатия, рассеянность и головные боли. Денег нет, но есть бессонница. У вас должно быть что-то, на что можно опереться. Будьте спокойны и слушайте. Продолжайте заниматься тем, что у вас хорошо получается, с равнодушным лицом. А там, где есть бессмыслица, следует остановиться и посвятить себя музыке Гайдна. Кто не падает, тот не добр. Но тот, кто встает. Живите так, чтобы снова чувствовать себя хорошо. Если вы полагаетесь на себя, вы постепенно найдете правильный путь. Ведь возрастной кризис заканчивается, когда вы принимаете свой собственный возраст и перестаете пытаться впихнуть себя в возраст других. Когда вы понимаете, что все будет хорошо, если вы перестанете так сильно этого хотеть. Когда нетерпимости больше нет и приходит мудрость — замрите, дышите и двигайтесь мягко. Может быть, в другом направлении. Но просто продолжайте двигаться. В противном случае вы заржавеете.

Все психологические методы, помогающие самостоятельно выйти из кризиса, помогут вам если не полюбить себя, то относиться к себе с уважением: «Этот человек имеет право иметь свое мнение, совершать ошибки и отказаться от убеждений, навязанных ему прежним возрастом.» Каждая минута мира с самим собой — это метод выхода из кризиса.

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий