Существует мнение, что креативность требуется исключительно представителям искусств: художникам, литераторам, композиторам. Однако на самом деле без креативного мышления невозможно добиться прогресса. Люди с творческим подходом разрабатывают новые технологии, создают инновационные бизнес-модели и предлагают разнообразные инструменты решения сложных задач.
Творческое мышление
Материал подготовила: Марина Козак, психоаналитик и арт-терапевт.
«Личность не является субстанцией, а представляет собой творческий акт.»
Творчество в философском контексте – это активность, благодаря которой человечество меняет социальную реальность и окружающий мир, адаптируя его к своим потребностям и целям.
С точки зрения психологии, творчество включает любую практическую или теоретическую деятельность, которая генерирует новые результаты для субъекта. Эти результаты могут проявляться в виде знаний, решений, методов действия и даже материальных продуктов.
Мышление определяется как форма интеллектуальной деятельности, которая включает процесс разрешения задач и открытие новых знаний.
Творческое (креативное) мышление представляет собой процесс создания и переработки информации посредством образных, сенсорных и оригинальных мыслительных соединений, что приводит к созданию свежих решений проблем, инновационным идеям, открытиям и явлениям.
Способность к неординарному мышлению наделяет человека креативностью, находчивостью, умением быстро адаптироваться и предприимчивостью.
В психологии творческое мышление также называют дивергентным мышлением. Данный термин происходит от латинского слова «divergere», что переводится как «расходиться». Этот метод решения задач можно сравнить с «веерообразным» подходом, так как здесь отсутствует строгая причинно-следственная связь. Это создает условия для возникновения новых комбинаций и связей между элементами, а также открывает множество путей решения проблем.
Ярким примером дивергентного мышления могут служить создатели американского фильма «Дивергент». Именно этот стиль мышления лег в основу сюжета, где персонажи, оказавшиеся в запутанной и опасной ситуации, ищут нестандартные идеи, используют оригинальные подходы для решения различных задач и работают над созданием хроник исследовательских и творческих открытий.
Алхимия креативного мышления активируется правым полушарием мозга. С помощью правой стороны мы можем фантазировать и загадывать мечты, развивая наши художественные способности. Она обладает способностью одновременно обрабатывать разнообразную информацию, анализируя проблему целиком, не полагаясь на логическое разложение. Работа с информацией зачастую осуществляется в правом полушарии невербально, через символы и образы. Интуиция также находится в правом полушарии мозга.
Методы развития творческого мышления
Существует множество подходов и методик, направленных на развитие творческого мышления.
Методика Тони Бьюзен «Ментальные интеллект-карты»
Эта методика предназначена для улучшения креативного и ассоциативного мышления, а также для быстрого нахождения эффективных решений различных задач.
В центре листа бумаги рисуется основная задача, а от нее радиально расходятся стрелочки, обозначающие ассоциации, которые могут помочь в её решении. От каждой ветки-ассоциации отводятся дополнительные, более мелкие веточки, образуя сеть взаимосвязей.
Этот процесс способствует активизации мыслительного процесса и позволяет быстрее находить решения задач.
Мозговой штурм
В рамках данного метода группе участников предлагается решить определённую задачу, выдвигая при этом как можно больше разнообразных идей. Свободные ассоциации, даже самые фантастические предположения и гипотезы поощряются в ходе обсуждения. Главная цель — раскрепостить воображение, разбить стереотипы, а в итоге найти правильное решение в неожиданных формах. После мозгового штурма выбираются наиболее удачные идеи для дальнейшего детального анализа.
Метод четырёх стадий творческого процесса Грэма Уоллеса
В первой стадии происходит полное осознание задачи, планирование, а также сосредоточение на необходимом настроении и максимальной концентрации. На этом этапе анализируются доступные данные и собираются ресурсы, которые помогут в решении проблемы. При подготовке человек узнает новое, чтобы затем переработать эти знания, а также определяет последовательность действий.
На этой стадии существуют две противоположные стороны: «негативные моменты» заключаются в том, что в течение инкубационного периода нет чёткой сосредоточенности на конкретной проблеме, а «положительные моменты» приходят из бессознательного уровня, где происходят непроизвольные ментальные процессы (как называет их Уоллес, «сверхсознательные» и «сверхпроизвольные»).
На этом этапе мозг расслабляется, но подсознание продолжает по инерции искать решения для текущей задачи. Это то, что Эйнштейн именовал «комбинаторной игрой», которая для него заключалась в свободном полёте фантазии, смешении впечатлений, образов, эмоций, телесных ощущений и интеллектуальных инсайтов.
3. Озарение (инсайт).
В определённый момент появляется идея правильного решения, которая возникает как результат цепочки ассоциаций.
Уоллес описал эту стадию следующим образом: «Если мы рассматриваем озарение как мгновенное просветление в сознании, становится очевидным, что мы не можем управлять появлением этой стадии с помощью волевых усилий, потому что воля влияет лишь на события, которые происходят определённое время. Напротив, возникновение «вспышки» — это результат накопленной серии ассоциаций и невидимой внутренней работы, которая могла длиться довольно долго и содержать множество ранее неудачных цепочек. Иногда успешное соединение идей представляется как один единственный скачок ассоциаций или их последовательных прыжков, происходящих так быстро, что создаётся ощущение мгновенности».
Стадия анализа и обоснования для подтверждения идеи как действительно корректного решения либо ее опровержения.
Цикличная природа и взаимодействие всех стадий — ключевые элементы эффективной работы в теории творческого процесса, разработанной Грэмом Уоллесом.
Общая информация
Творчество — это создание чего-то нового, как в процессах, когда человек делает то, чего никогда раньше не делал, так и в мысли о чем-то, что является совершенно новым. Это и будет креативное мышление, которое есть у каждого человека и которое можно развивать. Креативное мышление обозначает способность создавать новые идеи, смотреть на проблемы под новым углом, находить нестандартные решения, применять оригинальные подходы к выполнению задач. Писатели, художники, музыканты и другие творческие люди полагаются на свое креативное мышление, чтобы создавать произведения искусства, которые вдохновляют и приносят новый вклад в общество.
Креативное мышление отличается гибкостью и свободой в подходах, а также способностью объединять различные идеи и концепции. Это способствует выходу за рамки традиционных норм и нахождению новых решений для сложных задач.
Важность творческого подхода
- Дошкольники. Креативный потенциал наиболее развит у 40% детей данного возраста.
- Школьники. Лишь 10% детей демонстрируют развитое творческое мышление.
- Взрослые. Творчески активными можно считать не более 5% людей.
Следует отметить, что творческое мышление является навыком, который требует постоянного обучения и улучшения.
Важно! Необходимо уметь различать креативное мышление и творческую личность. Например, человек может не создавать ничего нового, но использовать существующие решения, создавая аналоги. Это будет описываться как творческая личность. В то время как человек, который разрабатывает идеи для продвижения продукта и создает новые схемы, демонстрирует проявление креативного мышления.
Развитие творческого мышления
В этой статье собраны различные методики, которые могут помочь в развитии творческого мышления. Рассмотрим основные из них:
Методика Тони Бьюзен «Ментальные интеллект-карты»
Метод основан на визуализации мыслительного процесса и помогает развивать креативное и ассоциативное мышление, а также быстро находить решения разнообразных задач.
Суть заключается в создании на листе бумаги карты, наподобие схемы метро: центральная задача изображается в центре, от которой расходятся стрелки и ветви с ассоциациями по ее решению. Каждая ветка-ассоциация ведет к более мелким ответвлениям, которые также связаны через ассоциативные связи.
Такой подход активизирует работу аналитического мышления и ускоряет процесс поиска решений задач.
Мозговой штурм
Метод подразумевает создание сессии, в ходе которой участники команды выдвигают как можно больше идей для разрешения определенной задачи. В процессе обсуждения приветствуются свободные ассоциации и даже самые смелые предположения. Главная цель — освободить воображение, избавиться от шаблонов и в итоге найти правильное решение в оригинальной форме. После сбора идей производится выбор наиболее удачных для дальнейшего анализа.
Метод четырёх стадий творческого процесса Грэма Уоллеса
Эта концепция включает последовательность этапов, обязательных для разработки решения:
- Подготовка : стадия полной осознанности и планирования. Здесь происходит анализ имеющихся данных о проблеме и собираются необходимые ресурсы для решения. Человек получает новые знания, планирует порядок выполнения задач и расставляет приоритеты в своих действиях.
- Инкубация : на этой стадии мозг запускает процесс расслабления, но подсознание продолжает трудиться над проблемой. Происходит накопление вспомогательных ментальных событий, что может стать основой для появления новых идей и решений.
- Озарение : это момент, когда появляется идея правильного решения, возникающая за счёт цепочки ассоциаций. Событие характеризуется мгновенным просветлением — решение становится очевидным.
- Проверка : на этом этапе происходит анализ и оценка предложенного решения, чтобы подтвердить его корректность или опровергнуть. Здесь осуществляется проверка надежности выдвинутых идей.
Цикличность и взаимосвязь всех стадий являются важными условиями успешного выполнения творческого процесса, как это описано в теории Грэма Уоллеса.
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Методика состоит из шести подходов к мышлению, каждый из которых сосредоточен на своем аспекте проблемы:
- Научное мышление (белая шляпа): анализ фактов и данных, выявление недостатков в информации и поиск недостающих составляющих.
- Интуитивное мышление (красная шляпа): эмоциональная оценка ситуации, выражение чувств и предположений без объяснений.
- Критическое мышление (черная шляпа): выявление недостатков и рисков, а также анализ проблемных моментов.
- Оптимистическое мышление (желтая шляпа): оценка преимуществ, достоинств и выгод решения, поиск перспектив.
- Креативное мышление (зеленая шляпа): разработка нестандартных и оригинальных идей, свободный полет фантазии.
- Управленческое мышление (синяя шляпа): модерация и управление процессом, упорядочивание точек зрения и построение логической цепочки для решения задач.
Творческое мышление: особенности и отличительные черты
Творческое мышление связано с выделением четырех ключевых характеристик, согласно концепции Джой Гилфорда о креативности:
- Нетривиальность и оригинальность идей : стремление к интеллектуальной новизне и поиску уникального решения.
- Семантическая гибкость : способность видеть объект с новой точки зрения, находить ему альтернативные применения и расширять его функциональность.
- Образная адаптивная гибкость : умение изменять восприятие объекта, обнаруживая ранее скрытые аспекты.
- Семантическая спонтанная гибкость : способность генерировать идеи в условиях неопределенности, даже без конкретных ориентиров.
Основные факторы, способствующие развитию творческого мышления, включают следующие компоненты:
- Визуализация : создание образа объекта или ситуации в воображении, что способствует достижению намеченного результата.
- Эмоциональность : объединение аналитической и креативной деятельности, за счёт эмоций, что способствует лучшему запоминанию информации.
- Метафора : игра с концепциями, вдохновляющая на творческие идеи, основанная на связывании различных объектов или явлений по общему принципу.
- Аналогии : создание связей между левым и правым полушариями мозга, что способствует синтезу интуитивных и логических процессов мышления.
- Юмор : вид тренировки для мозга, который объединяет рациональное и креативное, и содействует развитию нестандартного мышления.
Для стимулирования творческого мышления крайне важно отключить контролирующие когнитивные механизмы и не бояться делать ошибки.
По мере исследования различных аспектов творческого мышления, важно отметить сервис Alter. Alter — это платформа, предназначенная для помощи людям в нахождении подходящего психолога для их потребностей и предпочтений. С сочетанием уникального алгоритма подбора и широкого выбора квалифицированных специалистов, Alter обеспечивает персонализированный подход к каждому клиенту в области психологического консультирования.
Чем креативное мышление отличается от творческого
Многочисленные специалисты утверждают, что творческое и креативное мышление — это синонимы. Однако существуют разные мнения и образ мышления. По сути, несмотря на то что значения этих слов имеют общую точку — оба они происходят от латинского «creo» — «создавать», есть определенные отличия. Творчество в основном относится к производству новых произведений искусства, тогда как креативность связана с разработкой новых идей и способностью необычно сочетать уже существующую информацию.
Творческое и креативное мышление тесно переплетены и редко встречаются отдельно. Поэтому в данной статье будут рассмотрены оба этих типа мышления как одно целое.
Как оценить уровень креативного мышления
Уровень развития креативного мышления можно определить с помощью разных тестов, например, теста креативности Торренса. Элис Пол Торренс (Ellis Paul Torrance), американский психолог и профессор педагогической психологии, разработал систему оценки уровня креативности, опираясь на свои исследования.
Тест Торренса включает 12 различных небольших тестов, сгруппированных по модулям: вербальным, изобразительным и звуковым. Результаты теста помогут выявить степень развитости креативного мышления.
Еще один способ проверить уровень своей креативности — это опросник, составленный психологом Джеромом Брунером (Jerome Seymour Bruner). Это тест включает 75 вопросов, на которые необходимо отвечать «да» или «нет». Результаты можно интерпретировать по прилагаемому ключу.
Для тех, кто ограничен во времени, но хочет узнать о своем уровне креативности, Гарвард разработал четырехминутный тест на объём дивергентного мышления. Испытуемому предстоит назвать 10 существительных, максимально отличающихся по значению. Алгоритм на основе этих слов определит уровень вашей креативности. На данный момент этот тест доступен только на английском языке.
Методы развития творческого мышления
Несмотря на то, что творческое мышление может не проявляться сразу, его можно развить. Для этого существуют различные методики, стимулирующие креативность.
Мозговой штурм
Группа людей собирается для быстрой генерации большого количества идей. Важно не оценивать идеи на первоначальном этапе. Основная цель в этом методе — это количество идей. Высоко приветствуется любая идея, даже самая необычная.
Метод фокальных объектов
Суть данного метода заключается в применении свойств случайных объектов к тем задачам, которые нужно улучшить или создать. Это позволяет находить новые идеи путём сочетания малосвязанных элементов.
Гирлянды ассоциаций и метафор
Идея заключается в том, чтобы искать ассоциации и метафоры для решения проблем. Сначала мы записываем ассоциации к ключевым словам, затем ищем новые ассоциации уже к полученным. Так формируются цепочки (гирлянды) последовательных ассоциаций, где последние элементы могут дать любопытные связи с первыми.
Арт-терапия
Методы арт-терапии включают рисование, лепку и создание коллажей. Все эти виды деятельности развивают воображение, помогают снять психологические блоки и стимулируют креативность.
Ментальные интеллект-карты
Данная методика была предложена Тони Бьюзеном и направлена на визуализацию мыслительного процесса. Идеи выделяются в виде карточек, блоков или облаков, соединяющихся друг с другом и обозначающих связи между ними.
Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно
В этом подходе рассматривается проблема с различных точек зрения. Факты, эмоции, позитивные и негативные аспекты, креативность и управление — для каждой из шести точек зрения предназначена шляпа определенного цвета. С помощью каждого из подходов мы можем проанализировать проблему с новой стороны.
Метод инверсии
Если стандартное решение проблемы вас не устраивает, попробуйте предложить противоположное. Это позволяет взглянуть на проблему с иной точки зрения и помогает выйти за рамки привычных шаблонов мышления.
Если вы намереваетесь заниматься творческой работой, например графическим дизайном, только этих методов будет недостаточно. В работе дизайнера важна насмотренность — умение замечать, анализировать и применять визуальные решения. Эти навыки могут быть закреплены только с помощью специалистов в данной области. Преподаватели по профессии «Графический дизайнер» в Skypro обращают особое внимание на развитие насмотренности.
Рациональное мышление
Рациональное мышление принципиально отличается от творческого. Оно базируется на фактах и логике. В рациональном мышлении эмоции могут лишь отвлекать, так как человек не должен искать связи между явлениями, которые не могут быть найдены без логического обоснования.
Системность является ключевым аспектом рационального мышления: задачи исследуются структурировано, и к схожим явлениям применяются единые методы анализа.