Когнитивные способности, также называемые «мягкими или гибкими способностями», больше связаны с темпераментом, отношением и чертами личности человека, но их также нельзя «отделить» от интеллекта.
Когнитивное мышление – что это?
Люди учатся думать и общаться с миром с самого рождения, постепенно совершенствуя мозговую деятельность. Когнитивная мыслительная деятельность — это процесс, в ходе которого развиваются все виды мыслительных процессов, такие как логическое мышление, интеллект, внимание, восприятие, память, поиск решений и разработка концепций.
Давайте подробнее поговорим о характеристиках когнитивного мышления и процессе его развития.
Что значит мыслить когнитивно?
В психологии когнитивное мышление понимается как эмоциональный интеллект, то есть способность человека распознавать и контролировать свои чувства и желания. Эта способность помогает нам решать проблемы и достигать целей в жизни, общении, работе и повседневной деятельности. Уровень эмоционального интеллекта зависит от когнитивных способностей человека и его личностных качеств.
Человек с хорошо развитым когнитивным интеллектом:
Способен запоминать информацию,
обладает богатым воображением,
могут принимать рациональные решения,
Человек, обладающий всеми этими способностями в сочетании…
Способен усваивать большие объемы информации, легко запоминать и быстро анализировать ее,
делать правильные выводы и принимать конструктивные решения,
подходит к решению задач не только логически, но и творчески, креативно,
уделяет внимание действительно важным вещам, не теряя времени.
Каждый может приобрести эти навыки, если будет развивать свое когнитивное мышление. Как это сделать, объясняют наши преподаватели на последипломном тренинге «Когнитивно-поведенческая терапия в психологической практике». Вы освоите профессию психолога, изучите современные подходы когнитивно-поведенческой терапии и методы развития навыков мышления, а также сможете консультировать других в области психологии.
Виды когнитивного мышления
На характер когнитивного мышления влияют
их опыт взаимодействия с обществом,
знания и навыки,
способность решать проблемы,
Психологи считают, что существует три типа когнитивных мыслительных процессов:
Визуально-актуален (формируется у детей до 3 лет и направлен на решение определенных задач и познание окружающего мира с помощью ручных манипуляций, т.е. малыш должен все потрогать, помять, подержать в руках, тогда мозг ребенка воспримет и запомнит информацию).
Зрительное воображение (характерно для дошкольников от 3 до 7 лет, переводит обобщенное мышление в конкретные образы с помощью зрительного восприятия, т.е. детям достаточно увидеть предметы в окружающей среде, чтобы определить, для чего они используются и чем полезны).
абстрактный (встречается у школьников и взрослых, которые могут мыслить обобщенными сложными образами, даже без визуализации).
Должно быть ясно, что когнитивные навыки можно улучшить в любое время и в любом возрасте, уделяя время совершенствованию в различных областях, обучению и развитию умственной и двигательной активности.
Особенности
Когнитивная наука (от латинского cognitionis — познание) объединяет когнитивную психологию, лингвистику, нейрофизиологию и теорию познания и искусственного интеллекта. Развитие этой науки идет в разных направлениях. Она основана на концепции биологической эволюции Жана Пиаже, теории рационального мышления Льва Выготского, которая предполагает преобразование внешних энергий во внутренние когнитивные функции, и подходе информационных систем. Механизм строения мозга изучается с помощью томографии и других современных методов сканирования.
Когнитивное мышление неотделимо от познавательного процесса. Он отвечает за формирование идей, принятие решений и выработку ответов.
Характер когнитивной мыслительной деятельности зависит от личности и опыта взаимодействия с другими людьми. Знания, способность решать проблемы, логика, внимание, восприятие и память человека играют важную роль.
В психологии различают 3 типа такого мышления.
- Наглядно-действенный тип нацелен на решение определённых задач, связанных с конструктивностью, производством и организацией деятельности. Он присущ детям до 3-х лет, познавательный процесс которых неразрывно связан с задействованием рук.
- Наглядно-образный вид преобразовывает обобщённые мысли в конкретные образы. Он формируется у детей с 4-7 лет. В это время связь сознания с практическими движениями не так сильна, как прежде.
- Отвлечённое мышление связано с абстрактными рассуждениями. Оно наблюдается у школьников и взрослых, которые могут оперировать обобщёнными понятиями, лишёнными непосредственной наглядности и образов.
Природа когнитивных стилей мышления до конца не изучена. Давайте рассмотрим некоторые из них.
- Представители простого стиля когнитивного мышления интерпретируют происходящие процессы в упрощённой форме. Обладателям сложного стиля присуща склонность к многомерности при восприятии существующих понятий и выявлению в них множества взаимосвязанных сторон.
- Обладатели конкретной мыслительной деятельности не терпят неопределённости, зависят от статуса и авторитета. Они имеют чёрно-белое мышление, стереотипность решений. Люди с абстрактным когнитивным мышлением склонны к риску, самостоятельности, гибкости. Им свойственно обширное объединение понятий.
- Люди с аналитическим стилем обращают внимание на различие предметов, зацикливаются на их отличительных признаках, мельчайших элементах. Синтетический стиль присущ личностям, склонным концентрировать внимание на сходстве сведений и находить в них общие признаки.
- Обладателям импульсивного стиля свойственно мгновенное принятие решений при имеющемся выборе. Поспешность нередко приводит к ошибкам. Имеющие рефлективный стиль действуют в замедленном темпе при принятии решений, поэтому появление ошибок сведено к минимуму.
- Некоторым людям присуще широкое распределение внимания на множество деталей одновременно. Такие личности способны сканировать отображаемую ситуацию. Другие индивидуумы могут только поверхностно, фрагментарно характеризовать бросившиеся им в глаза факты и явления. Им присуща способность узкого контроля, которую называют фокусирующим стилем.
- Толерантные субъекты способны принять неоднозначные события, не соответствующие представлениям человека. Они могут анализировать их по имеющимся характеристикам. Нетерпимые люди не готовы к получению познавательного опыта, где присутствуют противоречащие их знаниям сведения.
Принципы
Когнитивная система включает в себя сознательное и бессознательное мышление. Исследователи выделили 6 принципов, позволяющих отличить одно от другого.
- Концепция бессознательной мысли основана на осознаваемом и неосознаваемом видах мышления. Осознанное мышление связано с когнитивным действием, нацеленным на задачу или предмет, которые находятся в центре внимания. При неосознаваемом мыслительном процессе события оказываются за пределами фокуса размышляющего индивидуума.
- Закон вместимости подразумевает хранение в рабочей памяти не более 7-9 элементов сведений. На бессознательное мышление это правило не распространяется.
- Аспекты «сверху вниз» и «снизу вверх» свидетельствуют о выдаче готового решения подсознательной сферой после впитывания фактов целиком, в то время как осознаваемое мышление обрабатывает данные системно посредством различных схем и определений.
- Принцип весомости сводится к тому, что лучшие решения принимаются людьми в моменты некоторого отвлечения от поставленных важных и сложных задач. Следовательно, неосознаваемое мышление часто бывает эффективнее сознательного рассуждения.
- Принцип правила утверждает, что найденные на бессознательном уровне ответы не всегда соответствуют законам логики, так как они основаны на ассоциациях. Сознательные решения всегда базируются на формальных правилах.
- Принцип сближения (конвергенции) предполагает проникновение в суть проблемы и забывание о ней. Тогда бессознательное мышление вступает в силу, и тупиковая ситуация легко разрешается. Образуется некоторое сотрудничество между сознательным и неосознаваемым мышлением.
Развитие
Когнитивное мышление развивается через внутренний язык, поэтому процесс мышления зависит от языка. Язык и мышление неразделимы. Их необходимо практиковать ежедневно, иначе трудно добиться хороших результатов.
Очень важно правильно питаться. Мозг должен получать большое количество витаминов и минералов. Полезно употреблять орехи, овощи, шоколад и яйца. Спорт и прогулки на свежем воздухе оказывают положительное влияние на развитие познавательной деятельности мышления.
Полезно развивать этот тип мышления:
- игры в шашки, шахматы, нарды, покер;
- сборка пазлов, кубика Рубика;
- разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад;
- решение математических задач;
- различные игры в «слова», «города»;
- изучение иностранного языка с установлением связи с родным языком, поиском ассоциаций;
- чтение книг с анализом каждой прочитанной страницы и фантазированием на тему дальнейших событий.
Синхронное рисование улучшает моторику и координацию глаз. Возьмите большой лист бумаги и карандаш в обе руки. Затем вы должны начать отражать объекты одновременно. Вы должны рисовать круги, овалы, треугольники, квадраты, прямоугольники и другие объекты обеими руками.
Следующее задание — нарисовать восьмерки. Сначала учащиеся рисуют их поочередно левой и правой рукой, затем обеими руками одновременно. Затем пишется строчная буква «а» вместе с цифрой «8». Следующие буквы алфавита пишутся попеременно с восьмерками таким же образом.
Эксперты рекомендуют улучшать память, просматривая старый фотоальбом. Это развивается параллельно с воспоминаниями о прошлых событиях.
Все тренировочные упражнения помогают поддерживать тонус мозга в течение дня, повышают работоспособность и сохраняют ясный и острый ум до глубокой старости.