История Дулевского фарфорового завода

Продукция Дулевского завода впечатляет своим многообразием: здесь можно найти как доступную повседневную посуду и фарфоровые сувениры по приемлемым ценам, так и изысканный элитный фарфор с уникальной ручной росписью и декорированием 24-каратным золотом, а также высокохудожественные фарфоровые скульптуры.

Завод по производству фарфора | Дулёвский Фарфор

Завод по производству фарфора | Дулёвский Фарфор

Дулевский фарфоровый завод относится к числу старейших и наиболее известных фарфоровых предприятий России. Основанный в 1832 году в Подмосковье, завод располагался недалеко от месторождений знаменитых гжельских глин, известность которых обеспечила высокое качество изделий. Чашки и чайники из белоснежного фарфора с яркой многоцветной росписью продавались по достаточно приемлемым ценам, что быстро сделало продукцию завода фарфоровых изделий весьма популярной. В наши дни, спустя почти два века, Дулевский завод продолжает отличаться сочетанием высокого качества и доступности фарфора, предлагая широкий выбор продукции.

Интернет-магазин фарфорового завода

Для всех поклонников продукции Дулевского фарфорового завода официальный сайт dulevo.ru является настоящей находкой. Интернет-магазин, работающий напрямую от данного легендарного предприятия, предлагает возможность легко и быстро приобрести изделия с клеймом ДФЗ для всех желающих — среди прочего, имеется возможность доставки покупок в любую точку России и мира. При этом:

  • в интернет-магазине имеется максимально широкий ассортимент фарфора ДФЗ; если каких-либо изделий нет в наличии, они могут быть изготовлены на заказ;
  • покупатель получает гарантию на подлинность продукции, что особенно критично, когда речь идет о фарфоре с высоким художественным значением, имеющим статус произведений искусства;
  • все фарфоровые изделия отправляются покупателям в специально подготовленных упаковках, что минимизирует риск повреждений во время транспортировки.

Советский период развития завода

История Дулевского фарфорового завода

В 1918 году завод стал национализированным. В первые годы советской власти основное внимание было сосредоточено на восстановлении и дальнейшем развитии производственных мощностей. Однако творческий и мирный труд был прерван началом Великой Отечественной войны, во время которой все усилия работали на фронт и к достижению Победы. В послевоенные годы, а именно в 1950 году, завод восстановил объем производства до довоенного уровня. На заводе, помимо массового фарфора, создавались настоящие шедевры русского фарфора. В уникальной художественной лаборатории завода работали такие выдающиеся художники, как Пётр Васильевич Леонов, Иван Григорьевич Коньков, А. И. Прохоров, Ф. Ф. Маслов, Владимир Климентьевич Яснецов, С. Г. Аникин, С. Е. Медведев, а также скульпторы Алексей Георгиевич Сотников, Павел Михайлович Кожин, Аста Давыдовна Бржезицкая, Ольга Михайловна Богданова, Нина Александровна Малышева, Галина Дмитриевна Чечулина и Евгения Ильинична Гатилова. Работы скульпторов и художников завода находятся в музеях и картинных галереях страны и пользуются спросом у коллекционеров со всего мира. Изделия мастеров завода были отмечены множеством премий и наград. Скульптура А. Г. Сотникова «Сокол», получившая медаль «Гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, стала символом Дулевского фарфорового завода, а ее графическое изображение стало торговой маркой предприятия. В 1976 году завод был награжден орденом Ленина за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли.

1937 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже

В 1937 году на Всемирной выставке в Париже завод удостоился Большой золотой медали за рисунок «Красавица», который был выполнен главным художником, Леоновым Петром Васильевичем.

1958 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе

Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе завод получил медаль «Гран при» за скульптуры «Сокол» и «Курица», созданные скульптором Сотниковым Алексеем Георгиевичем, а рисунок «Золотой олень», выполненный Леоновым, ещё раз был награжден Большой золотой медалью.

1976 г. — Орден Ленина — за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли.

Читайте ещё:  Как починить крышку термоса с кнопкой или клапаном самостоятельно

Новейшая история развития завода

История Дулевского фарфорового завода

С 2012 года по настоящее время на заводе реализуется масштабная модернизация. Были установлены новые печи чешского и французского производства, а также смонтировано современное оборудование для формования изделий. На данный момент это предприятие, обладающее современным техническим оснащением, где работает более 700 человек. Дулевский завод по-прежнему остается крупнейшим производственным предприятием в России и одним из крупнейших производителей в Европе, специализирующимся на выпуске высококачественного фарфора, предназначенного для широкой публики. Мастера завода активно работают над внедрением новых форм и рисунков, а лучшие технологи трудятся над совершенствованием технологических процессов производства фарфора. Дулевский фарфоровый завод поставляет свою продукцию в 75 регионов России, в 6 стран ближнего зарубежья, а также в Соединенные Штаты Америки, Канаду, Норвегию и многие другие государства.

Клейма завода Дулёво

Кузнецовский период

Наиболее ранние клейма завода Дулёво относятся ко времени, когда им управлял Сидор Терентьевич Кузнецов, то есть до 1864 года. Клейма, применяемые в период руководства его отца, Терентия Кузнецова, не были обнаружены. При С. Т. Кузнецове фарфор маркерился аббревиатурой СТК, в которой скрывались его имя, отчество и фамилия. Также использовались сокращения ЗК или ЗСК, что, вероятно, означало «завод Кузнецова».

dulevo-20.JPG

В этот же период, кроме аббревиатур, применялись узорные клейма. Например, дорогую продукцию помечали клеймом с надписью «ЗСТК в Дулёве», нанесённой золотой краской и обрамлённой цветочным узором. Также встречались клейма, в которых была прописана фамилия Кузнецова. Эти клейма наносились на фарфоре зелёной или синей краской до глазировки, а на фаянсе — черной краской или вдавливались в массу.

dulevo-21.JPG

Когда управление заводом перешло к Матвею Сидоровичу Кузнецову, в клеймах стали указывать инициалы нового владельца, а также изменился и сам вид клейма.

dulevo-22.JPG

В этот период также стали использовать сокращение К.Д.М., обозначающее «Кузнецовская дулёвская мануфактура».

dulevo-23.JPG

В 1872 году за участие в различных выставках Кузнецов получил право использовать в своих клеймах российский герб. Его размещали вместе с сокращением К.Д.М. или округлыми клеймами, на которых было указано название фабрики. Для экспорта в Азию использовались клейма с изображением государственного герба.

dulevo-24.JPG

Советский и постсоветский периоды

После национализации завода в клеймах стали появляться элементы, характерные для СССР, такие как изображение герба Советского Союза, серпа и молота, звезды, а также аббревиатуры РСФСР. Также использовались другие сокращения, например, ЦФФТ (Центрофарфортрест) или РТФ (Росфарфортрест).

dulevo-25.JPG

На некоторых клеймах встречаются обозначения букв «т» и «д», причём буква «т» была изображена более крупной и находилась впереди, что указывало на торговый дом.

dulevo-26.JPG

Продукция, которая распространялась через определенные торговые сети, маркировалась отдельными клеймами. Например, в период с 1934 по 1947 год изделия поставлялись через Главунивермаг Наркомторга СССР и Мособлгорспецторг, где вторая сеть предназначалась для органов внутренних дел.

dulevo-27.JPG

Чудак с Большой буквы — знаменитый самоварщик Александр Баташев

Историю развития промышленной и ремесленной России в дореволюционный период невозможно обойти стороной.

История Дулевского фарфорового завода

История Дулёвского фарфорового завода берет начало в 1832 году, когда в Подмосковном селе Дулёво гжельский купец Т. Я. Кузнецов основал производство фарфора, которое со временем стало крупнейшим в России. С 1889 года и до революции 1917 года завод находился в собственности однофамильца основателя, фарфорового короля М. С. Кузнецова и его фарфоровой империи, известной как Товарищество М. С. Кузнецова.

После Октябрьской революции Дулёвское предприятие ожидает национализации и дальнейшего переименования в Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда». На продукции завода стали появляться яркие лозунги нового времени и цитаты В. И. Ленина вместе с агитационной символикой. Однако, несмотря на это, мастера Дулёвского предприятия смогли сохранить свою самобытность и соблюсти преемственность поколений, производя фарфор с росписями по старинным образцам.

Читайте ещё:  Все о термосах с помпой — как они работают, как выбрать и как правильно использовать

В довоенные годы завод подвергся реорганизации, а в 1936 году была создана художественная лаборатория. Значительную роль в превращении завода в настоящий центр советского фарфора сыграл скульптор П. В. Леонов, который более четырех десятилетий возглавлял художественную лабораторию. Благодаря усилиям таких художников и скульпторов, как Кожин П. М., Сотников А. Г., Яснецов В. К. и многих других, значительно возрос художественный уровень продукции завода. В 1937 году успехи предприятия были признаны на Всемирной выставке в Париже дипломом Гран-при, а работа П. В. Леонова «Красавица» была удостоена золотой медали выставки.

В послевоенное время завод сумел быстро восстановиться и нарастить объемы производства до довоенного уровня. Здесь изготавливались как простая столовая и чайная посуда, так и высокохудожественный фарфор. В этот период на предприятии начали работать такие скульпторы как Богданова О. М., Бржезицкая А. Д., Гатилова Е. И., Малышева Н. А., Чечулина Г. Д. Эти истинные мастера создали статуэтки, которые стали золотым фондом Дулёвского завода и производились в огромных тиражах на протяжении долгого времени.

1958 год стал знаковым для Дулёвского завода: на Всемирной выставке в Брюсселе предприятие было удостоено золотой медали, а скульптура А. Г. Сотникова «Сокол» завоевала Гран-при. Это стало настоящим успехом! После такого международного признания изображение сокола стало символом на всей продукции завода и превратилось в его торговую марку.

История Дулевского фарфорового завода

Сегодня фарфоровые статуэтки Дулёво украшают музеи и картинные галереи в стране и пользуются высоким спросом у коллекционеров во всем мире. Они поражают своей красотой и простотой дизайна. Изящные фигуры девушек, животные, персонажи русских сказок — это своеобразные произведения искусства, отражающие темы русского фольклора и народного орнамента. Все эти изделия обладают характерными для Дулёвского фарфора 50-60-х годов чертами: яркие оранжево-красные и зеленые цвета, строгость форм и поразительная точность исполнения.

История завода

В 1832 году предприимчивый крестьянин из Гжели, Яков Васильевич Кузнецов, вместе с сыновьями — Терентием и Анисимом — в подмосковном Ликино учредил фарфоровый завод. Это было уже второе семейное предприятие после небольшой экспериментальной мануфактуры, открытой в родной волости.

Кузнецовы ориентировались на представителей своего сословия — разбогатевших крестьян и купцов средней руки, предлагая им недорогую фарфоровую посуду а-ля Гжель. Для зажиточных помещиков, которые считались потенциальными клиентами, выпускались небольшими партиями классические сервизы в духе заводов Попова и Гарднера.

Сервиз из Дулевского фарфора

Спустя 20 лет изделия Кузнецовых приобрели свой уникальный стиль, в котором народная роспись прекрасно сочеталась с тончайшим полупрозрачным фарфором чудесной белизны и аристократичной позолотой. При внуке Кузнецова, Матвее Сидоровиче, завод достиг расцвета. Осознавая важность конкурентоспособности, владелец не жалел средств на высококачественное сырьё и современное для своего времени оборудование.

Номер один в России

В 1859 году завод, где работало более 800 рабочих, приносил ежегодный доход в 90 тысяч рублей. Фарфоровая империя Кузнецовых продолжала расти, открывались новые мануфактуры в Риге, Харькове, Славянске, Твери и Подмосковье. К 1889 году было образовано Товарищество производства фарфорово-фаянсовых изделий, что позволило династии Кузнецовых выйти на лидирующие позиции в области российской тонкостенной керамики. Однако среди всех предприятий завод под Ликино имел особый статус. Его продукция пользовалась самой высокой востребованностью в России и за её пределами.

Набор посуды Дулевский фарфор

На быстрое развитие предприятия повлияло несколько факторов:

  1. Удачное расположение на Дулёвской пустоши рядом с лесом, обеспечивавшим производство дешёвым топливом.
  2. Использование качественного местного сырья — известных гжельских глин, что способствовало значительной экономии.
  3. Наличие в регионе высокой безработицы, из-за чего нанятые мастера соглашались на большие объемы работы за небольшую плату. Простые крестьяне, обученные художниками Гжели и других районов, работали над созданием шедевров, которые украшали дома императорской семьи и высшей знати Европы.
  4. Внедрение разнообразных технических инноваций, начиная от паровых или электрических машин и заканчивая особым помолом сырья, что обеспечивало после обжига тонкий, прочный и плотный черепок.
  5. Матвей Кузнецов стал первым в мире, кто использовал конвейерный метод — разбив труд на отдельные операции, каждая из которых выполнялась специально обученной группой людей. В результате появились цехи подготовки сырья, формового литья, росписи, обжига и сортировки готовой продукции, что увеличивало объём производства и улучшало качество изделий.
Читайте ещё:  Как выбрать форму для торта. Форма для бисквита.

Высокое качество Дулевского фарфора

Параллельно с массовым производством повседневной посуды, большое внимание уделялось авторскому фарфору, обладающему высокой художественной ценностью. Для участия в эксклюзивных проектах привлекались ведущие художники и скульпторы, включая Михаила Врубеля и Бориса Кустодиева.

Современный ассортимент прославленного завода

Сегодня из огромной фарфоровой империи Кузнецовых осталось только предприятие в Ликино-Дулёво. В 2012 году его активы были переданы в частные руки. Новый директор завода, Анатолий Ионов, провёл глобальную реконструкцию на полуразрушенном производстве, заменив устаревшие печи на самые современные немецкие и французские оборудование. Поточные линии были модернизированы, а многие ранее ручные процессы автоматизированы. Кроме того, значительно обновился и расширился ассортимент выпускаемой продукции.

Современный сервиз Дулевский фарфор

В настоящее время основной акцент делается на профессиональный фарфор для ресторанно-гостиничного сектора. Тем не менее, частично восстановлены прежние коллекции, благодаря которым завод уверенно занимает лидирующие позиции среди крупнейших европейских производителей.

Что можно купить

В новом каталоге дулёвского фарфора представлены как повседневные сервизы и предметы столовой сервировки, так и уникальные авторские модели. В первом случае речь идет о недорогом качественном фарфоре, соответствующем всем современным стандартам. Посуда в сервизах и наборах сегмента масс-маркет характеризуется:

  • экологичностью;
  • возможностью использования в посудомоечных машинах и микроволновых печах (если соответствующие обозначения есть в маркировке);
  • простотой в уходе благодаря гладкости и толщине глазурного слоя, что позволяет легко очищать её от пятен любого происхождения;
  • комфортной и практичной в хранении формой.

Эргономичный набор Дулевский фарфор

В дизайне изделий можно найти как восстановленные мотивы прошлого, бережно воссозданные современными художниками Дулёво, так и новые концептуальные подходы. По-прежнему востребованы знаменитые агашки, которые наносятся на изделия вручную по старинной технологии. О характере других видов росписи производитель сообщает на упаковке или в каталоге на официальном сайте. Это может быть подглазурная деколь, ручная роспись и отделка 24-каратным золотом.

Недавно начато производство сервизов и отдельных предметов по европейским образцам. Рисунок на них штампуется с помощью горячей деколи, и затем покрывается прозрачной глазурью. Это позволяет снизить стоимость посуды без ухудшения ее потребительских и гигиенических свойств. Традиционные дулёвские мотивы, созданные в XIX-XX вв., наносятся только вручную и имеют высокую художественную ценность, хотя и не сопоставимы с антикварным фарфором. Такие изделия маркируются красным цветом, как относящиеся к высшей категории. Сервизы и чайные пары с ручной росписью являются великолепным подарком и памятным сувениром, который не требует значительных затрат, но неизменно вызывать восторг у адресата.

Набор для чаепития Дулевский фарфор

Авторские изделия

Для истинных ценителей и коллекционеров ДФЗ предлагает линейку эксклюзивной продукции, выпускаемой на заказ или ограниченными партиями. Её авторы — ведущие художники предприятия, которые одновременно разрабатывают образцы для массового тиража и занимаются индивидуальными проектами. В ассортимент входят:

  • чайные сервизы;
  • вазы;
  • декоративные блюда;
  • чайные пары;
  • чайники;
  • скульптуры.
Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий