Что такое внимание: его виды, свойства и развитие. Что такое внимание.

Название говорит само за себя. Он проявляется, когда активизируются эмоции. Оно регулируется эмоцией, направленной на внешнее или внутреннее проявление переживания.

Основные виды внимания

Психология определяет «внимание» не как полный когнитивный процесс, а как один из его компонентов. Он возникает во время когнитивной деятельности и частично регулирует сознание.

Внимание — это фаза сознания, в которой когнитивные процессы направлены в определенном направлении. Его воздействие в большей степени ощущается во время сенсорной или умственной деятельности.

Наиболее важные характеристики внимания:

Внимание. Если учитель обнаружит в работе плагиат, серьезных проблем (вплоть до исключения из школы) не избежать. Если вы не можете написать работу самостоятельно, закажите ее здесь.

  • возможность концентрации;
  • устойчивость;
  • целенаправленность;
  • сосредоточенность;
  • переключаемость;
  • одномоментное сосредоточение на нескольких темах.

Эти характеристики объясняются тем, что человека интересуют только те события и объекты, которые имеют отношение к потребностям человека. Чем более значимым для деятельности человека является местоположение рассматриваемого объекта, тем большее внимание развивается в его сознании.

Внимание вызывается интересом человека к объекту, его потребностями, когнитивной ориентацией, ментальной ориентацией и другими психологическими конструктами. Проявление внимания — это выражение сознания действия, направленность на объект и концентрация внимания на центре сознания.

Основные виды

Сознательный подход к интересующему объекту, который развивается таким образом, может принимать форму трех различных типов внимания:

Характеристика каждого проявляется в конкретной ситуации, в зависимости от того, есть ли сознательное решение.

Виды внимания

Непроизвольное

Проявление непроизвольного внимания является признаком того, что в этот момент отсутствует сознательное намерение. В жизни оно быстро перерастает в добровольное внимание.

Условия возникновения

Она может быть вызвана опытом общения с похожим стимулом или особым психическим состоянием человека. Ситуации, которые могут вызвать непроизвольное внимание, можно разделить на несколько групп:

  • неожиданный характер раздражителя;
  • его резкость и сила;
  • присутствие движения;
  • новизна проявления;
  • направленность;
  • потребности, интерес;
  • наличие контрастности.

В таких ситуациях играет роль конкретное психическое состояние человека, состояние его душевной организации и его настроение. Действие описанных факторов вызывает у человека сильную эмоциональную реакцию, которая не остается незамеченной.

Основные характеристики

Особенности непроизвольного внимания связаны с характером его развития и могут зависеть от одной или нескольких причин.

В психологии это один из самых простых видов внимания и называется «пассивным» или «вынужденным». При описании особенностей его проявления отмечается следующее:

  • независимость от желания человека;
  • захватывающий характер проявления;
  • неожиданность;
  • наличие причин, способствующих привлечению внимания;
  • легкость возникновения или переключения.

Известный психолог Л.В. Выготский относил непроизвольное внимание к низшей когнитивной функции, в отличие от волевого или социально обусловленного внимания.

Непроизвольное внимание часто приносит пользу, поскольку расширяет круг интересов человека или позволяет ему реагировать на новые обстоятельства. Она позволяет на ранней стадии определить правильную тактику поведения и устранить проблемы, возникающие при изменении привычных моделей поведения. В то же время бывают случаи, когда успех запланированного действия откладывается из-за отвлекающих факторов, вызванных непредсказуемыми факторами. В то же время отвлекающие факторы снижают работоспособность, в том числе интеллектуальную.

Громкая музыка, вспышки света и необычные движения в окружающей среде мешают сосредоточиться на выполняемой работе. Источники этих отвлекающих факторов могут находиться рядом, быть инертными или спонтанными. В любом случае, они неожиданны, но важны для человека. Часто воздействие бывает настолько сильным, что человек не может избежать реакции, даже если попытается.

Механизмы

Нарушения такого рода не возникают спонтанно. Как только сигнал поступает в соответствующие органы чувств, соответствующая область мозга немедленно оценивает интерес человека к данному событию или объекту.

Непроизвольное внимание основано на устойчивом интересе человека к произошедшему событию.

В управляющем центре мозга развивается стойкая доминирующая установка, которая имеет приоритет над событиями, контролируемыми волевым или опосредованным сознанием. В зависимости от силы концентрации запускающего агента, непроизвольное внимание может постепенно исчезнуть или стать добровольным.

Смещение сознания на неожиданный агент или объект характерно не только для людей, но и для животных. Разница в том, что животное не может контролировать эти процессы, в то время как человек может.

Что такое внимание: его виды, свойства и развитие

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Внимание — это наша способность концентрироваться на чем-то.

Казалось бы, что может быть сложного и интересного? Нет, это не так.

Внимание

Внимание имеет множество форм и свойств. Это может быть как бременем, так и удовольствием.

Сегодня мы поговорим обо всех аспектах внимания в истинном смысле этого слова.

Внимание — что это такое

Проще говоря, внимание — это концентрация на ком-то или чем-то.

Мы ежесекундно взаимодействуем с миром через процесс восприятия с помощью наших органов чувств — глаз, ушей, носа, рта и кожи. Наше внимание всегда сосредоточено на каком-то объекте (другой человек, животное, тарелка борща или сам борщ, наши мысли, телефон и т.д.).

Мы фокусируемся на том, что интересно, что необходимо в данный момент, что может помочь нам достичь определенной цели, получить информацию, удовлетворить насущную потребность и т.д.

Например, когда вы управляете автомобилем, вы должны обращать пристальное внимание на дорогу, знаки, других участников дорожного движения и пешеходов. Если девушке нравится мужчина, она будет думать о нем день и ночь. Вы должны подготовиться к экзамену и выучить материал.

Когда мы голодны, первое, о чем мы думаем, — это еда: Наше внимание сосредоточено на нем до тех пор, пока мы не почувствуем сытость после вкусной еды.

Синонимы к слову «внимание» :

  1. сосредоточенность;
  2. внимательность;
  3. бдительность;
  4. любопытство;
  5. интерес;
  6. уважение;
  7. предупредительность;
  8. ухаживание и др.

Антонимами слова «внимание» являются «небрежность», «невнимательность».

Не заметить красный свет и проехать дальше, не увидеть идущего навстречу человека и столкнуться с ним, не уловить суть прочитанного — все это можно назвать недостатком внимания по отношению к конкретному объекту.

На самом деле, внимание никуда не уходит, оно просто переключается на другой объект: вместо того, чтобы обратить внимание на светофор, вы любуетесь красотой деревьев, вы сталкиваетесь с пешеходом, потому что «подсели» на телефон, книга никак не читается, потому что ваши мысли заняты чем-то более важным, или вы отвлекаетесь на стук молотка по стене позади вас.

В психологии внимание — это избирательная направленность сознания, форма умственной деятельности.

Психика не может охватить всю окружающую среду, поэтому мы воспринимаем только что-то одно здесь и сейчас (если вы не Юлий Цезарь). То, что остается за пределами нашего внимания, становится размытым фоном, теряет свою резкость, яркость.

Например, невозможно одновременно сосредоточиться на правой и левой руке (попробуйте). Можно одновременно осознавать то одно, то другое.

Эта концепция была интересно описана К. Ушинским:

«Внимание — это дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира.

Каким бывает внимание

Науке известно 9 видов внимания, которые различаются по своим функциям:

  1. Непосредственное – управляется не волей, а объектом, к которому оно приковано. Точнее, интересом, который он вызывает у человека. Если вам нравится фильм, вы смотрите его на одном дыхании, вас не надо заставлять.
  2. Опосредованное – требующее специальных средств (жесты, звуки, слова). «Посмотри на меня!» – говорим мы другому, когда хотим привлечь его внимание.
  3. Произвольное внимание – сознательно направляемое согласно поставленным целям и задачам (часто через «не хочу, но надо»). Зубрежка текста, который «не заходит», слежение за собственной речью с целью избавления от слов-паразитов и др.

Информация

Непроизвольное, вынужденное и послепроизвольное внимание являются «самыми важными» видами внимания в психологии, так как они переплетены с вербальной сферой человека.

Воля (или ее отсутствие) является важным фактором в постановке целей и достижений, в принятии решений, в организации деятельности и так далее.

Внимание человека: что это и как оно работает

Каждую минуту, более того, каждую секунду каждого дня, мы используем огромное количество навыков и задействуем свой умственный потенциал. Это позволяет нам взаимодействовать с окружающим миром значимыми и эффективными способами. Память и внимание играют одну из самых важных ролей в нашей жизни. У нас есть целый курс по памяти (который дополняется курсом по когнитивной науке и многим другим темам), поэтому сегодня мы хотим поговорить именно о внимании.

В этой статье мы объясним, что такое внимание, рассмотрим виды и свойства внимания и выясним, как оно работает.

Что такое внимание? Каким бывает внимание?

Термин «внимание» обычно используется для обозначения направленности сознания человека (или умственной концентрации) на определенные объекты и явления, которые имеют ситуативное или непреходящее значение для человека. Оно также относится к концентрации сознания, которая включает в себя высокий уровень сенсорной, моторной или умственной активности.

Существуют различные виды внимания: непроизвольное, добровольное и метасознательное, причем первые два представляют особый интерес.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание (также называемое аффективным или пассивным вниманием) — это концентрация сознания на объекте из-за его особых характеристик. В этом случае внимание зависит от объекта, который его привлекает, и не требует усилий для концентрации. Аффективный компонент отличает связь объекта внимания с эмоциями, потребностями и интересами. Здесь также не хватает добровольного усилия концентрации.

Любой стимул различной силы может привлечь внимание. Когда стимул новый, он также становится причиной непроизвольного внимания. Большую роль в возникновении непроизвольного внимания играют эмоции человека — моральные, эстетические и интеллектуальные. Например, когда объект вызывает удовольствие или удивление, внимание постоянно направлено на него. А эмоции связаны с интересом как непосредственным интересом к вещи и как избирательным отношением к действительности. По этой причине интерес был определен как наиболее важная причина длительного непроизвольного внимания.

Произвольное внимание

Добровольное внимание (также называемое намеренным или активным вниманием) — это сознательно контролируемая концентрация на каком-либо явлении или объекте. Здесь внимание сосредоточено не на том, что интересно или приятно, а на том, что нужно сделать. Этот тип внимания напрямую связан с силой воли.

Когда человек сосредотачивается на чем-то, он прилагает добровольные усилия, которые поддерживают его внимание на протяжении всего процесса. Волевые усилия могут восприниматься как мобилизация ресурсов или усилия, необходимые для выполнения поставленной задачи.

Целенаправленное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель, требующую концентрации. А причиной появления такого вида внимания, как правило, является работа. Самым важным условием для поддержания намеренного внимания можно назвать психическое состояние. Например, когда человек устал, ему труднее сосредоточиться. Добровольное внимание также ослабевает из-за эмоционального возбуждения, вызванного посторонними раздражителями.

Характеристики и параметры внимания, независимо от их природы, очень часто можно рассматривать как характеристику способностей и навыков человека. Например, внимание и память тесно связаны, внимание влияет на когнитивные способности и их развитие и т.д.

Особенности внимания

Характеристики внимания выражаются в его свойствах: объеме, концентрации, распределяемости, стабильности, колебаниях и переключаемости. Всего понемногу:

  • Объем – выражается в количестве одновременно воспринимающихся объектов. Он зависит от генетических факторов, потенциала кратковременной памяти (кстати, на эту тему советуем вам почитать про кошелек Миллера), имеющегося опыта, профессиональных умений, целей и нюансов воспринимаемых объектов.
  • Концентрация – уровень сосредоточения психики на объекте. В процессе концентрации создается временный фокус психической активности. Чем меньше объем воспринимаемых объектов, тем выше концентрация. Подробно о внимании и концентрации читайте здесь.
  • Распределяемость – способность человека к одновременному выполнению ряда действий или наблюдению нескольких объектов или явлений. Распределение внимания обусловлено тем, что головной мозг может оптимально распределять возбудимость по участкам коры. Это и обеспечивает возможность управлять несколькими процессами одновременно.
  • Устойчивость – является общей направленностью внимания. Она зависит от типа нервной системы, мотивации и темперамента. Важнейшее условие устойчивости – это разнообразие получаемых впечатлений. Противоположное ей свойство – отвлекаемость. На тему устойчивости внимания у нас тоже есть интересный материал.
  • Колебания – явления, наблюдающиеся даже тогда, когда человек сосредоточен и напряжен. Объясняются процессом постоянной смены возбуждения и торможения в коре мозга. Если колебания происходят на протяжении длительного времени, они могут стать причиной непроизвольного отвлечения.
  • Переключаемость – представляет собой перестройку внимания с одного объекта или явления на другой. Переключаемость бывает произвольной и непроизвольной. Первая происходит, когда меняется характер деятельности или ставятся новые задачи, а человек прилагает волевые усилия. Вторая происходит без участия воли, но под влиянием внешних факторов.

Это самые важные характеристики внимания. Важно отметить, что развитие внимания (как и тренировка внимания) требует активизации всех его свойств в процессе.

Наконец, теории внимания могут дать нам дополнительное представление о том, как работает внимание. В качестве вступления скажем несколько слов о наиболее распространенных из них.

Свойства внимания

Помимо типов, наука выделяет еще одно свойство — качество внимания человека и то, как долго или как сильно он может концентрироваться.

Концентрация

Это качество позволяет человеку концентрироваться на одном объекте, на одном предмете. Важной особенностью этого процесса является способность не отвлекаться ни на что другое в окружающей среде.

Сосредоточенный человек может казаться застывшим для внешнего мира, но когда с ним разговаривают, он или она не реагирует. В процессе работы, когда концентрация высока, человек может забыть, что он хотел поесть или сходить в туалет. Это необходимое условие для успешного выполнения важных дел.

Интенсивность

Это качество, определяющее эффективность внимания и других психических процессов одновременно. Именно здесь в игру вступают память, мышление и восприятие. Если человек сильно заинтересован в выполнении задания, оно будет трудным; если есть эффект отвлекающих стимулов, напряжение будет больше.

Устойчивость

Другими словами, сила внимания. Если в концентрации значительна интенсивность, то есть сила процесса, то здесь важно время — как долго внимание удерживается на субъекте, объекте, задаче. Эта функция важна для учебной деятельности детей и работы взрослых. Она развивается по мере усложнения задач, стоящих перед человеком.

Переключение

Это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Это скорость, с которой внимание переключается с одного вида деятельности на другой. Этот трансфер служит для привлечения внимания ко всем важным событиям и объектам за короткое время. Это хороший навык для человека — успевать быть в центре всех событий и нововведений.

Объем

Это позволяет определить, сколько объектов человек может одновременно удерживать в поле восприятия. Объем внимания важен для многоуровневой, многомерной деятельности.

Взрослые могут одновременно держать в фокусе до 6 объектов. Для детей их может быть всего 2-3. Это зависит от того, насколько однородны объекты (для лучшего восприятия) и как они связаны друг с другом. Профессиональные навыки человека также важны.

Распределение

Эта характеристика очень похожа на объем — способность человека выполнять много действий одновременно. Если в объеме это можно делать без активности (смотреть на разные объекты и осознавать их), то в атрибуции это способ, которым внимание проявляется в активности.

Однако важно, чтобы эта деятельность исходила из разных областей: Легче распределить внимание при выполнении умственной и физической деятельности. Вторая возможность заключается в том, что деятельность должна быть доведена до автоматизма. Например, когда человек физически управляет автомобилем, а мысленно следит за тем, чтобы не нарушать правила дорожного движения.

Примеры проявления внимания в нашей жизни

В жизни человека каждое действие начинается с сознания, а значит, с внимания. В детстве он действует с интересом, потом с желанием, а затем (и это лучший вариант) он сочетает интерес и желание.

Вот пример. Студент входит в новую аудиторию, садится на первый попавшийся стул, открывает книгу и готовится к семинару. Только позже, во время пары, он замечает, что стены персикового цвета, на них висят интересные тематические плакаты, стул поцарапан, у преподавателя смешные ямочки на щеках, а очки сборные. Это произвольное внимание — вы в первую очередь сосредотачиваетесь на деле.

А ребенок приходит в новый класс — он быстро переходит от одной парты к другой, рассматривает новые плакаты, трясет парту. И только потом, где-то в середине урока, он понимает, что пришел на математику и что пора заняться ею. Это непроизвольное внимание — первоначально сосредоточенное на внешних стимулах — происходит от интереса.

Реклама использует технологию, чтобы нацелиться на многочисленные качества и непроизвольную природу внимания. Постоянно меняющиеся изображения побуждают человека оставаться «внимательным» в течение более длительного периода времени, т.е. концентрировать внимание на экране. Хитрость заключается в том, чтобы точно реагировать на непроизвольный взгляд, поскольку не нужно напрягать силу воли, а смотреть из интереса. И он это помнит. И он покупает его.

Если вы не хотите попасть в зависимость от рекламы, проявите силу воли и отвлекитесь на что-нибудь другое. Для этого вам необходимо развивать свое внимание. Существует множество инструментов и программ.

Но есть и сбои в работе. Одним из признаков проблем является рассеянность — она может возникнуть по разным причинам:

  • нет навыков к сосредоточенной работе;
  • сложно переключаться к разным видам деятельности;
  • переутомление.

Современные методики развития концентрации и переключения внимания помогают решить эту проблему. Существует множество курсов по развитию внимания. Они содержат готовые рецепты для решения проблем с вниманием.

Заключение

Практикуя концентрацию ума на объектах, человек постепенно формирует в себе постоянное качество — внимание. Это качество напрямую связано с когнитивными процессами и эмоциональной сферой человека. Вот почему так важно развивать внимание.

Существует множество методик и программ развития. Я поделюсь некоторыми из них.

  1. Методика Вундта.
  2. Счет по Крепелину.
  3. Эффект Струпа.
  4. Методика двигательного внимания Т. Рибо и А. Бен.
  1. Умение концентрироваться, работать в шуме.
  2. Легко переключаться между задачами.
  3. Умение сохранить устойчивость внимания.
  4. Умение работать одновременно с большими объемами информации.
  5. Возможность сосредотачиваться на чем-то долгое время.
  6. Умение доводить дело до конца.

Дорогие друзья, если вы дочитали эту статью до конца, значит, ваше внимание не так уж и плохо. Но нет предела совершенству! Желаю вам эффективно развивать этот умственный процесс! До скорой встречи!

Искренне ваша, Людмила Редькина

Здравствуйте! По профессии я психолог, и в каждую статью я вкладываю свое сердце и опыт. Все советы, которые я написал в этом блоге, помогут вам стать немного лучше. Я очень рад поделиться с вами своими идеями и верю, что вместе мы изменим этот мир к лучшему! Вы можете узнать больше обо мне в разделе «Об авторах».

Блог Павла Бутора

Как принять себя таким, какой ты есть

Что такое дружба

Психологический портрет личности

Что такое характер

Что такое темперамент

Отрицательные качества человека: большой список

Автор блога Павел Бутор

Здравствуйте, меня зовут Павел, и вы попали на мой блог об изменении качества жизни.

Levelself.ru — лучший в Рунете проект об онлайн-образовании, финансовом образовании и обретении правильного положения в современном мире с правильными навыками и привычками.

Функции

Обычно мы задумываемся о внимании только тогда, когда с ним возникают реальные проблемы, пока же оно успешно выполняет свои функции. К ним относятся:

  • быстрое обнаружение нужных нам объектов, источников опасности, важной информации;
  • поддержание нашей бдительности и помощь инстинкту самосохранения;
  • способность проводить оперативный поиск;
  • помощь в анализе, отождествлении, сопоставлении данных, замещении имеющейся информации новой.

Сбой в работе одной функции приводит к сбою в работе внимания как такового. Только когда все компоненты функционируют как единое целое, мы можем говорить о полноте внимания и качестве нашей жизни и деятельности.

Обзор видов

Эта классификация уже давно не вызывает сомнений в научных кругах. Были определены основные виды внимания, и каждый из них был подробно описан.

Непроизвольное

Этот тип часто называют пассивным. Здесь человек не прилагает сознательных усилий для выбора объекта или регулирования других механизмов. Внимание устанавливает себе определенные «цели», поддерживает с ними контакт и переходит к новым целям. Считается, что она основана на глубочайших установках человека, о которых он сам даже не подозревает. Внимание кратковременно и обычно быстро переходит в волевую форму. Непроизвольные реакции зависят от характеристик объекта и стимула, от предыдущего личного опыта и даже от состояния и настроения человека. Например, человек может заметить щебетание птиц на улице, когда просыпается в хорошем настроении, или не заметить его, когда с самого утра он находится в водовороте проблем и забот.

Не следует недооценивать непроизвольную концентрацию. Она полезна в повседневной жизни, поскольку позволяет нам вовремя распознать странные или опасные раздражители и принять меры, чтобы избежать негативных последствий. Но у него есть и недостатки: он является причиной неприятных и неэффективных отвлечений, которые приводят к снижению нашей продуктивности. Непроизвольное внимание «включается», когда стимул не ожидается, является сильным или новым и необычным для человека. Он часто реагирует на движущиеся объекты, которые внезапно контрастируют или совпадают с внутренним состоянием человека.

Произвольное

Физиологической основой является стимуляция определенного очага в коре головного мозга, куда поступают сигналы. Исследователи считают, что он возник в начале человеческой цивилизации и что его развитие связано с трудовой деятельностью. Без сознательного выравнивания внутреннего фокуса люди не смогли бы шлифовать камни и делать первые орудия труда, не смогли бы охотиться и выживать.

Добровольная концентрация внимания на объекте всегда требует в той или иной степени определенных усилий со стороны человека. Если предмет требует длительной концентрации и самососредоточения, наступают усталость, истощение и даже беспокойство, соперничающие с природными энергиями, а иногда многократно превышающие их действие. Для того чтобы наше избирательное внимание не перегружалось и не влияло на наше восприятие и общее самочувствие, эксперты рекомендуют чередовать виды деятельности, требующие высокой интенсивности, с теми, которые не требуют длительной избирательной концентрации.

Послепроизвольное

Человеку легче воспринимать остальную поступающую информацию, если он прилагает сознательные усилия для установления связи с объектом. Таким образом, волевое внимание становится тем, что называется вторичным непроизвольным или послепроизвольным вниманием. Чем она понятнее, тем легче человеку приложить усилия и научиться чему-то. Основной характеристикой этого типа является отсутствие тенденции.

Также в классификации часто выделяют отдельно отвлеченное и опосредованное внимание, тактильное, моторное или сенсорное, слуховое, зрительное и т.д..

Формы

Формы внимания зависят от направления. При изучении объекта в окружающей среде, изучении или познании мира, внимание, как говорят, является внешним или сенсорно-перцептивным. Когда мы направляем свое внимание внутрь, на наши чувства, эмоции, мысли или переживания, мы говорим, что внимание внутреннее или ментальное. Она нужна человеку, чтобы познать себя, контролировать свое поведение, действия, решения и цели.

Отдельная форма — это внимание к двигателю. Его цель — контролировать действия и движения человека.

Нарушения

Фото 7

Внимание не всегда остается на нормальном уровне. Существуют различные нарушения этой психической функции:

  1. Апрозексия. Субъект не может сконцентрировать внимание на протяжении определенного промежутка времени. Сосредоточенность может не наступить до суток.
  2. Инертность внимания. Пациент не может быстро переключаться между делами. Это нарушения еще называют патологической фиксацией на одном объекте.
  3. Уменьшение объема внимания. Человек не может воспринимать и рассматривать несколько предметов или явлений одновременно.
  4. Повышенная отвлекаемость. Может быть патологическая или временная. Пациент не может сконцентрировать внимание на чем-либо одном, постоянно переключается на другие объекты.

При любом расстройстве наблюдаются психические изменения, которые не соответствуют норме. Если есть отклонения от нормы, необходимо обратиться к психологу.

Методы исследования

Существуют различные методы, используемые специалистами для исследования дефицита внимания:

Фото 8

  1. Корректурная проба. Методика была разработана Бурдоном. Пациенту выдают бланки, на которых хаотично расположены буквы. Исследователь выбирает 1 или 2 буквы, которые нужно зачеркивать. Через каждые 60 секунд он оставляет отметку карандашом там, где держит карандаш пациент. После теста исследователь получает информацию о продолжительности концентрации внимания, количестве и характере ошибок, проценте выполнения задания.
  2. Счет по Крепелину. Методика позволяет исследовать работоспособность человека, его утомляемость, упражняемость. На листике в столбик записываются однозначные числа, которые пациент должен сложить в уме. На выполнение задания выделяется небольшой промежуток времени. Специалист оценивает, сколько времени понадобилось на выполнение теста, какие ошибки были допущены в процессе.
  3. Отсчитывание. Методика проверки внимания, которая была предложена Крепелиным. С ее помощью можно определить возможности пациента счетных операциях. Субъекту нужно отсчитывать от 200 или 100 одно и то же число на протяжении определенного промежутка времени. Считать нужно про себя, но полученный результат называть вслух.
  4. Поиск чисел в таблице Шульте. Размеры таблицы — 60×60 см. На ней хаотично расположены числа от 1 до 25. Пациент должен отойти от таблицы так, чтобы видеть ее, указывать на нужные цифры указкой.

Чтобы получить информацию о состоянии внимания, специалисты составляют диаграммы с указанием ошибок и правильных ответов. Данные сравниваются по скорости и точности.

Методы развития

Техники развития и восстановления:

Фото 9

  1. Подражание. Методика подходит для обучения детей. Ребенок должен в точности повторять движения или слова взрослого. Лучше совмещать действия с игрой, чтобы это было интересно.
  2. Наблюдение за умышленными изменениями. Например, учитель объясняет тему и при этом допускает маленькие ошибки. Если внимательно вслушиваться в его речь, индивид может выявить ложные факты.
  3. Корректурные пробы. Пациенту предлагают значки, из которых нужно за короткий промежуток выбрать несколько штук и отбросить их в сторону.
  4. Техника внимательного чтения. Пациенту некоторое время нужно бегло читать книгу, запоминать заголовки, выборочные отрывки. После остановки таймера нужно рассказать о произведении, перечислить запомнившиеся факты.
  1. Даже в шумных компаниях, где много людей, нужно стараться быть внимательным.
  2. Важно регулярно тренироваться на рассеивании внимания. Пытаться наблюдать за несколькими объектами одновременно.
  3. Параллельно вниманию нужно развивать волевые качества.
  4. Необходимо тренироваться в переключении внимания с объекта на объект. Так можно будет в будущем выполнять разные виды деятельности без перерыва.
  5. Важно чередовать дела. Смешивать сложные задания с легкими, неинтересные с интересными.
  6. Необходимо доброжелательно относится к окружающим. Следить за словами, поступками.

Внимание — это психическая функция, без которой человек не может заниматься чем-то без перерыва. На него влияет несколько факторов, любой из которых может отвлечь внимание в неподходящий момент. Когда человек умеет управлять своим вниманием, ему легче достичь необходимых высот в карьере и наладить контакт с другими людьми.

Методики развития внимания

Способность к концентрации не является неизменной, неизменной ценностью. Его можно укреплять, развивать и тренировать с помощью упражнений, специально разработанных для этой цели.

Сегодня существуют различные методы улучшения работы этого физиологического механизма:

  • развитие концентрации;
  • развитие зрительного сосредоточения;
  • развитие слухового внимания.

Тренинг на концентрацию

 Тренинги на концентрацию

Выбрав любой объект для наблюдения, рекомендуется сосредоточить на нем свое внимание на определенное время, продолжительность которого в дальнейшем следует постепенно увеличивать. Чем легче воспринимать объект, тем легче выполнить задачу — это особенно важно в начале обучения, когда вы еще не привыкли концентрироваться на объекте.

Например, сосредоточиться на конкретной книге, подумать о том, кто ее написал и о чем она, о персонажах и сюжете, из какой бумаги она сделана, какие деревья участвовали в ее производстве, какого она цвета, формы, толщины и вида. Это упражнение эффективно для развития концентрации и увеличения продолжительности концентрации на одном объекте.

Развивая приобретенные навыки концентрации, можно научиться удерживать в сфере внимания 2, а затем и больше объектов. В этом случае способность удерживать в памяти все наблюдаемые характеристики всех объектов является признаком обучения.

Разновидностью этого упражнения может быть удерживание в памяти нескольких объектов, переключая внимание с одного на другой и запоминая основные свойства каждого объекта.

Зрительное внимание

Это упражнение развивает способность фокусироваться на предмете. Это также развивает способность распознавать особенности, которые не очевидны на первый взгляд — наблюдательность. Например, если вы смотрите на определенный объект в течение 3-5 минут, вы должны записать все характеристики и качества:

  • цвет;
  • форму;
  • величину;
  • высоту;
  • материал.

Для простоты вы можете кратко записать характеристики исследуемого объекта.

Упражнение заключается в том, чтобы заметить новые детали и более мелкие подробности, когда вы смотрите на объект более пристально. При правильной практике список наблюдаемых признаков объекта будет становиться все длиннее и длиннее с каждым новым упражнением.

Существует теория, что такое развитие внимания, если заниматься им систематически, работает в любом возрасте, на любом этапе жизни и в любом виде занятий. Основным условием успеха, как и при любой тренировке, является систематическое повторение упражнения.

Слуховое сосредоточение

Для тренировки этого вида внимательности рекомендуется сосредоточиться на звуках. Например, звучание человеческой речи требует концентрации на звуке голоса:

  • анализ скорости речи;
  • степень эмоциональности;
  • степень полезности излагаемой информации для конкретного индивида.

При развитой слуховой концентрации анализ тембра голоса и ритма речи не влияет на восприятие смысла сказанного.

Управление сосредоточением сознания

Послепроизвольный тип

Для многих людей эта способность крайне важна. Эта способность помогает полностью сконцентрироваться на поставленной задаче, блокировать все внешние раздражители и воспринимать только действительно важную информацию извне.

Упражнения для развития зрительного и слухового внимания и концентрации могут быть очень полезны для управления фокусом ума и сознательного направления его на тот или иной объект.

Функции внимания

Сравнительное описание функций и их значения можно представить в виде таблицы:

Имя функции Определение
Фокус (направленность) Определяет степень концентрации на определенном объекте, а также способность изменять концентрацию.
Селективность Эта функция обеспечивает устойчивость к помехам и отвлекающим факторам и позволяет сконцентрироваться на поставленной задаче. Его функция заключается в том, чтобы из потока информации извлекалось только то, что необходимо в данный момент. Человека с развитой избирательностью не беспокоят внешние раздражители. Он способен отфильтровать из общего шума только то, что действительно важно в конкретный момент.
Деятельность Обеспечивает поддержание работоспособности субъекта на протяжении всего периода концентрации. Обеспечивает равномерное распределение интенсивности когнитивного процесса во времени. Это необходимо для того, чтобы скорость выполнения задания не снижалась со временем.

Отсутствие той или иной функции связано с неустойчивостью и рассеянностью (человек производит впечатление рассеянного и невнимательного, с трудом обрабатывающего материал). Такое отсутствие функций негативно сказывается на работе: Это приводит к тому, что на выполнение каждой задачи требуется больше времени, что приводит к повышенной утомляемости, недостаточной точности и снижению производительности.

Читайте ещё:  Самоуважение как понятие и явление в психологии. Что такое самоуважение.
Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий