Крайне важно понимать, что причинно-следственные связи, выстраиваемые в нашем сознании, могут быть весьма ограниченными и субъективными. Они строятся на основе нашего личного опыта, знаний и гипотез. Однако реальность более сложна, и для того чтобы прийти к правильным выводам, необходимо учитывать большее количество факторов, а не полагаться лишь на упрощенные причинно-следственные связи.
Системное мышление
статья по психологии на тему
В последнее время термин «системное мышление» становится все более распространённым. Если вы обладаете хорошо развитыми навыками системного мышления, то ваши решения будут более верными и результативными.
Основные характеристики системного мышления
Привычное логическое мышление основывается на разделении любой системы на её составляющие части, анализе характеристик этих частей, а затем на сборе их в единую систему, основываясь на установленных взаимосвязях. Процессом такого анализа мы часто упускаем множество взаимовлияющих факторов и сознательно упрощаем всю систему.
Тем не менее, мир, в котором мы живём, представлен не отдельными частями, а представляет собой запутанную и неделимую целостность. Наш мир также является системой. Система — это структурное образование, которое существует и функционирует благодаря многогранному взаимодействию своих многочисленных частей. В большей степени система зависит не от компонентов, из которых она состоит, а от того, как эти компоненты взаимодействуют между собой. Эти взаимодействия обычно нелинейны, а зачастую скрыты и неочевидны, иногда могут быть даже парадоксальны. Основной задачей системного мышления является создание модели мира, которая позволит наиболее точно установить ориентиры в этом мире.
Лучше всего основы системного мышления формировать с раннего возраста. Основные качества системного мышления включают в себя:
Умение видеть целостность, обусловленную множеством взаимосвязей;
Понимание того, что модели реальности могут быть искажены для упрощения восприятия, и способность переключаться между различными моделями;
Способность наблюдать обратную связь (то есть, при воздействии на одну из составных частей системы происходят изменения, результаты которых можно наблюдать, хотя они часто могут иметь отсрочку во времени, что затрудняет их диагностику);
Открытость к постоянной корректировке и изменению собственных убеждений;
Умение рассматривать реальность на разных уровнях, посредством различных вариантов увеличения, способность переходить от одной системы координат к другой, обращая внимание как на целую систему, так и на её отдельные части;
Самостоятельное создание ментальных моделей мира, с помощью которых мы устанавливаем собственные причинно-следственные связи.
Системное мышление в рамках модели компетенций для оценки персонала в организациях.
Одной из наиболее значимых компетенций в рамках центра ассессмента является системное мышление. При оценке сотрудников в модель компетенции «Системное мышление» включаются следующие качества испытуемых:
Способность эффективно анализировать большие объёмы информации;
Способность выявлять закономерности в разных ситуациях, формируя целостное понимание происходящего;
Оценка рисков и возможностей, связанных с принятием тех или иных решений.
Существуют различные уровни этой компетенции и уровни мастерства:
Уровни и Поведенческие проявления
3 УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА: В дополнение к уровню 2
Эффективно формирует целостное представление о ситуации, даже когда информации недостаточно. Умеет делать корректные выводы на основе неполных или противоречивых данных.
При необходимости генерирует новые концепции, позволяющие находить решения особенно сложных практических задач.
2 УРОВЕНЬ ОПЫТА: В дополнение к уровню 1
Анализируя информацию, отделяет главное от второстепенного.
Видит причинно-следственные связи и выявляет основные закономерности при анализе различных вопросов, даже тех, что выходят за рамки его непосредственных интересов и компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль и анализ работ, определяющих уровень сформированности у учащихся системного мышления
При применении системного подхода в обучении биологии обеспечивается, прежде всего, преемственность, логическая последовательность и дифференциация.
Практическое занятие «Системное мышление»
Самое простое предположение, лежащее в основе применения системного мышления в организации, заключается в том, что организация считается социальной системой. По своей сути, все организации.
Межпредметные связи и системное мышление как фактор нравственного воспитания в школе.
Что на самом деле учат школьников в учебных заведениях? Они обучаются тому, как устроены и как взаимодействуют различного рода системы, формирующие наш единый мир.
Развитие системного мышления на уроках истории
В современной школе наблюдается проблема «клиповое» мышление учащихся, когда знания разбиты на фрагменты, и ученики не готовы прослеживать причинно-следственные связи между историческими событиями, процессами и явлениями.
Формирование и развитие системного мышления на базе системно-деятельностной концепции обучения информатике
Это включает в себя как формирование, так и развитие системного мышления.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
На начальном этапе изучения химии необходимо выстраивать взаимодействие между учителем и учеником таким образом, чтобы обучить ребёнка мыслить и логически рассуждать. Следовательно, приемы развития системного мышления являются важными.
Естествознание. Развиваем системное мышление в школе
Мы всё чаще слышим о том, что мир состоит из сложных систем, и что все в нём взаимосвязано. Следовательно, становится понятным, что учить системному мышлению необходимо с первых дней обучения.
Главный миф о системном мышлении
Сам термин «системное мышление» звучит довольно абстрактно и сложно, что приводит к ассоциациям с сложным техническим оборудованием, создавая ложную логику, что данный тип мышления нужен только математикам и инженерам. Такое недоразумение мешает многим понять, насколько важно развивать системное мышление и какие преимущества оно может дать.
Система представляет собой любую сложную конструкцию, где между частями имеются связи. Это может быть человеческое тело, система кондиционирования, система управления организациями и государствами и многое другое.
В системном мышлении имеется собственная методология, но она не требует специальной подготовки или технических знаний для освоения. Она позволяет иначе осмысливать происходящие процессы, взглянуть на привычные вещи под новым углом и разобраться, как организованы и функционируют системы.
В чём отличие системного мышления от стандартного
Процесс обучения человека через эволюцию заключался в формировании причинно-следственных связей. Поэтому наш стандартный мыслительный процесс выглядит следующим образом: одно событие становится причиной другого, автоматически выстраивая цепочку следствий.
Такой упрощённый подход к мышлению иногда приводит к ошибочным и примитивным выводам. Например, когда мы обсуждаем причины автомобильной аварии, мы часто сначала думаем о превышении скорости или алкогольном опьянении водителя. А если разговор заходит о причинах роста преступности, то мы чаще всего указываем на растущую безработицу.
Однако действительность гораздо разнообразнее, и для формирования обоснованных выводов недостаточно полагаться только на простые и линейные причинно-следственные связи.
Системное мышление помогает структурировать потоки информации и понимать, как функционируют и взаимодействуют сложные системы, такие как компании, организации или команды. Оно позволяет выявлять тенденции и прогнозировать последствия, к которым может привести деятельность человека или группы.
Мы часто ищем подтверждение наших убеждений, наблюдая события вокруг: действуя определённым образом, мы ожидаем, что произойдет предсказуемый результат. Но на самом деле эти события могут быть независимыми друг от друга. Например, некоторые менеджеры считают, что повышение зарплаты сотрудников побудит их проявлять больше креативности. Однако по системному мышлению креативность может проявляться и вовсе без дополнительных вознаграждений, что называется регрессией.
Кроме этого, системное мышление включает постоянную работу с обратной связью, создание ментальных и системных моделей, понимание циклических причинно-следственных связей, что позволяет понять, как изменение одной части системы влияет на остальные.
Определение уровней системы
Это второй важный навык, который необходимо развить в рамках системного мышления. Например, в процессе обсуждения задач, стоящих перед специалистом по продажам, может возникнуть предложение об автоматизации отправки коммерческих предложений или техзаданий, чтобы упростить взаимодействие с клиентами. Но это предложение может противоречить ранее установленной последовательности работы менеджера. И здесь кроется ловушка: в самой автоматизации (если её подробно рассмотреть) также имеются свои этапы, которые специалист должен учесть в своём привычном алгоритме работы с клиентом. Следовательно, необходимо изменить всю цепочку действий из-за включения элемента более высокого уровня.
Это часто происходит, когда предприниматели при обсуждении задачи перескакивают между уровнями. В итоге в принятии решений возникают неучтённые и противоречивые элементы. Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо развивать навык разделения системы на уровни.
Как тренировать навык разделения на уровни
Детализация уровней вниз. Система всегда представляется большой и многогранной, поэтому чтобы облегчить анализ и проектирование, полезно разложить её на уровни, углубляясь в детали. Детализация отдельных элементов помогает сосредоточиться на важных аспектах, относящихся к конкретной задаче. Это можно делать путем выбора конкретной рабочей задачи, определения включенной в неё системы и её полезной функции (например, процесс продаж или работы технической поддержки) и последующего глубокого анализа на каждом уровне. Такой подход помогает развивать навыки выделения различных уровней в системах.
Такую детализацию можно продолжать и дальше, углубляясь в процесс. Согласно классическому процессному подходу, выделяются минимум четыре бизнес-процесса в компании. От общих актов до конкретных действий, которые выполняют определённые специалисты. На более высоких уровнях анализируется поток создания ценности, в то время как на нижнем, четвёртом уровне, подробно рассматривается, что именно должны выполнять исполнители. Уровни управления в компании делятся на стратегический, тактический и операционный.
В процессном подходе присутствует строгое требование, что все уровни должны быть тщательно согласованы между собой, и все элементы на нижележащих уровнях должны быть ясны и понятны на более высоком уровне, а связи между ними — продуманы. Во втором подходе (где разделяются уровни управления) делается акцент на различных целях и задачах, циклах выполнения и исполнителях на разных уровнях. Это отличие от первого подхода требует совершенно нового подхода к построению подсистем управления.
Развивать навык детализации уровней вниз может быть трудной задачей. Если разбить процессы компании на пять основных и в каждом выделить по пять этапов, на третьем уровне уже получится 125 элементов, которые нужно описать.
Детализация уровней вверх. Другой полезный навык состоит в том, чтобы подниматься на уровень выше и определять не только границы проекта, но и его цели, границы для нижележащих уровней. Для этого нужно выделить ключевой вопрос (в котором существует три уровня), определить подсистему и надсистему.
Что делать с разными взглядами на систему
Кроме определения границ и уровней, важно учитывать различные мнения заинтересованных сторон, особенно при неудачах проекта. При обсуждении системы можно выделять её элементы и характеристики, и каждый раз делать это по-разному. Маркетолог, производственник или финансист по-своему видят одну и ту же систему. Но зачастую они совместно решают определённые вопросы, предоставляя системе противоречивые требования. Задача руководителя — разработать такие решения, которые удовлетворят всех. И каждый из них будет прав, исходя из своего опыта.
Кроме того, любой руководитель (или специалист) рассматривает систему с различных точек зрения. В одном проекте он может выступать экспертом, в другом — лидером, в третьем — заказчиком, который ожидает результат, а в четвёртом — исполнителем. В каждой из этих ролей он по-разному воспринимает один и тот же проект. Ошибка, которую часто допускают руководители, — это когда они ставят задачу, исходя из одной роли, а затем оценивают её результат, исходя из другой.
Многие делают крайние выводы, если какой-то отдел сообщает, что хочет увеличить продажи и требует значительных затрат на рекламу, но после этого руководитель недоволен, так как сначала он оценивал предполагаемую прибыль с точки зрения финансиста, а затем переключился на роль экономиста, следящего за расходами и эффективностью. Поэтому успешный руководитель должен помнить, в какой роли он ставит и принимает решения, а также определять заинтересованные стороны: как в результатах, так и в процессе проекта. Важно учитывать мнение тех, кто может повлиять на процесс — например, владельца компании или клиента.
Как тренировать этот навык
Упрощение ситуации можно осуществить, описывая её с точки зрения клиента (процесс поиска, сама покупка), а затем с точки зрения исполнителя (например, продажника). В-третьих, важно представить процесс с точки зрения владельца компании, который может иметь свои ожидания от процесса. Составление такой таблицы с многими этапами и точками зрения позволит понять, как оптимизировать процесс в целом.
Так, в бережливом производстве описание процесса с точки зрения клиента является классическим примером. Также полезным является описание того, что должно выполнить и клиент, и исполнитель, чтобы достичь результата. Часто руководитель может переложить ответственность на клиента, что может негативно сказаться на взаимодействии между клиентом и компанией. В настоящее время в маркетинге популярна концепция customer journey map — описание процесса с точки зрения клиента, позволяющее компании вмешиваться и улучшать взаимодействие, что также тренирует навыки идентификации ролей и понимания потребностей каждой из них.
При изложении систем обязательно используйте онлайн-сервисы. Имеются бесплатные инструменты для ментального картографирования, которые помогут разложить сложные системы на составляющие, обеспечивая визуальное представление с функциями развертки или сворачивания.
Принятие системного решения в одиночку может оказаться сложной задачей. Общая терминология в команде, единое мышление и системный подход к проектированию — это еще одно направление, которое следует развивать.
Следите за нашими обновлениями:
Свойства и признаки системного мышления
Способность использовать системное мышление позволяет видеть полную картину и принимать решения, которые не только решают текущие задачи, но и учитывают потенциальные последствия для всей системы.
Основные параметры системного мышления:
- Достоверность выводов. Выводы основываются на фактических данных, а не на предположениях и домыслах.
- Объективность оценки. Учитываются все факторы и точки зрения, а не только те, которые представляются предпочтительными.
- Адекватность восприятия. Системное мышление помогает ощущать мир таким, каков он есть, а не таким, каким мы бы хотели его видеть.
- Логичность выводов.
- Четкость формулировок. Мы избегаем общих фраз и двусмысленностей.
Антиподом системного мышления является предметное восприятие. Оно сосредотачивается на отдельных объектах без учета их взаимосвязи с остальными элементами системы. В результате, система воспринимается как набор изолированных частей, и индивиду сложнее увидеть и понять её функционирование в целом.
У человека с развитыми навыками системного мышления проявляются следующие характеристики:
- Гибкость мышления, позволяющая быстро анализировать поступающую информацию.
- Способность видеть и осознавать мир в его реальной форме, без искажений и преувеличений.
- Умение принимать результаты различных взаимодействий.
- Возможность заранее оценить действия людей с целью достижения желаемого результата.
- Независимость в мышлении и отсутствие подверженности психологическим манипуляциям. Человек независим в анализе и выводах на основе информации.
Отличие системного мышления от стандартного
Традиционное мышление стремится трактовать каждое событие как причинно-следственную связь, приводящее к новым ситуациям. Однако такой упрощенный подход может оказаться неэффективным и привести к ошибочным выводам. Например, основной причиной автомобильной аварии мы обычно считаем превышение скорости или алкогольное опьянение водителя. Это связано с тем, что у нас в сознании закреплены стереотипы, которые показывают эти факторы как наиболее очевидные и распространенные причины ДТП.
- Понимание, что такое коучинг, его роль в жизни людей и бизнеса.
- Знания, помогающие проводить эффективные коуч-сессии.
- Получение сертификата как подтверждение освоенных знаний и навыков.
Таким образом, если нас спросят о причинах роста преступности, мы, вероятно, подумаем о увеличении уровня безработицы. Это связано с тем, что в нашем понимании сложился стереотип, что отсутствие работы может привести к росту преступности.
Тем не менее, такие предположения могут быть слишком упрощёнными, ведь рост преступности может иметь множество других корней, таких как социальное неравенство, недостаток образования и другие важные факторы. А причиной аварий могут быть, к примеру, плохие погодные условия или несоблюдение правил дорожного движения.
Важно осознавать, что причинно-следственные связи, которые мы формируем в нашем мышлении, могут быть ограниченными и субъективными. Они основаны на нашем опыте, знаниях и предположениях. Но мир более сложен, и формирование правильных выводов требует не только простых причинно-следственных связей.
С помощью системного мышления можно упорядочить и понять взаимодействие сложных систем, таких как компании и организации, и предсказать возможные последствия их работы.
Мы часто стремимся найти подтверждение нашим собственным мнениям, наблюдая за событиями: мы принимаем решение А и ожидаем, что произойдет событие Б. Однако эти события могут не иметь связи друг с другом.
Например, некоторые руководители повышают зарплату сотрудников, надеясь, что это приведет к более творческому подходу. Однако согласно системному мышлению, творческий потенциал может проявляться у человека и без дополнительных материальных стимулов. Это явление в психологии называется регрессией.
Кроме того, системное мышление включает постоянную работу с обратной связью, развитие ментальных и системных моделей, а также понимание циклических причинно-следственных связей, что позволяет более полно осознать, как изменение одного элемента системы может воздействовать на остальные.
Что такое системное мышление
Системное мышление представляет собой комплексный навык, состоящий из нескольких аспектов:
- Анализ — способность разбирать целое на составляющие и выявлять их взаимосвязи.
Например, в проекте, который состоит из различных частей, возникает какая-либо проблема. Если мы будем искать ошибку только в одной части и не взглянем на остальные, это может помешать обнаружить истинную причину проблемы. В этом случае анализ помогает систематически рассмотреть каждую часть и инспектировать взаимосвязи между ними.
- Синтез — умение объединять отдельные части в единую структуру.
К примеру, когда разработчик принимает решение о выборе технологии для нового проекта, опираясь на накопленный опыт и знание различных технологий, происходит процесс синтеза знаний.
- Способность предвидеть общие тенденции изменений, например, как разные события могут повлиять на проект, команду или организацию.
Уровень развития системного мышления оказывает значительное влияние на то, как человек воспринимает и реагирует на разнообразные ситуации.
Навык системного мышления способствует рациональному принятию решений, позволяет предсказывать развитие событий, избегать стрессов и находить новые возможности в условиях неопределенности.
Как развивать системное мышление
Для того чтобы развить и закрепить этот навык, недостаточно просто изучить литературу и пройти тренинг. Это постоянная работа сразу в нескольких направлениях.
Повышение общей эрудиции
Развивая системное мышление, важно обращать внимание не только на свои повседневные задачи, но и интересоваться смежными областями, которые могут пригодиться в непривычных ситуациях и стать основой для принятия решений в новых контекстах.
Запрос обратной связи
Чтобы получить более полное представление о своих навыках как специалиста, полезно запрашивать фидбек у руководителей, коллег и экспертов из других отделов, с которыми вы работаете.
Продумывание действий в условиях неопределённости
Будьте проактивными в решении возникающих проблем. Начните с вопросов: Что я могу сделать в данной ситуации?, Какую часть работы я могу взять на себя?, Каковы могут быть последствия моих действий? Ответы на эти вопросы помогут сформировать план действий, который можно обсудить с руководителем.
Перенимание успешного опыта
Необязательно создавать новые методы с нуля, зачастую они уже были разработаны и проверены другими. Чтобы осведомиться о таких успешных кейсах, поддерживайте контакты с другими отделами внутри компании и участвуйте в митапах и конференциях.
Применение креативного мышления
Творческий подход может применяться не только в необычных ситуациях, но и в рутинных задачах. С его помощью можно разнообразить традиционные процессы и находить более интересные решения. Более подробно о креативном мышлении и его развитии можно прочитать в нашей соответствующей статье.
Оценка рисков
Чтобы развить это умение, старайтесь задавать вопросы, которые начинаются с «А что, если…?» и продумывайте различные сценарии развития ситуации. Это поможет вам понять, как возможные последствия могут повлиять на вас, вашу команду или компанию в целом.
Борьба со стереотипным мышлением
Некоторые стереотипы могут препятствовать личностному и карьерному росту, их следует отслеживать и прорабатывать. Например, если молодая специалистка убеждена, что женщины в сфере IT не могут развиваться карьеры, то ей, вероятно, будет сложно добиться продвижения по службе из-за этого предвзятого мнения.
Расширение ментальных моделей
Ментальные модели напоминают стереотипы, но они основаны на личном опыте, поэтому у каждого из нас есть свои уникальные наборы таких моделей.
Они формируются процессом обработки информации, когда:
- игнорируются — некоторые данные преднамеренно игнорируются
Например, во время фидбек-сессии может выясниться, что многие сотрудники имеют негативное мнение о коллеги. Для прояснения ситуации менеджер организует встречу один на один. В ходе разговора этот сотрудник акцентирует внимание на поведении своих коллег по отношению к себе, но не рассматривает, как он сам общается с ними.
- дополняются — добавляются недостающие фрагменты информации
К примеру, если сотрудник пришёл позже времени начала ежедневной встречи команды и пропустил её основную часть, но не уточнил у менеджера, что случилось, лишь начал работать, основываясь на своих предположениях.