Жостовская роспись — подносы, игрушки, посуда

Подносы из металла изначально имели простую округлую форму и были скромно украшены по краям. Со временем их начали расписывать в традиционном уральском стиле, используя изображения цветов и трав, и сохранили при этом темный фон. Лаковое покрытие, которое стало неотъемлемой частью этих изделий, обеспечивало долговечность и защиту.

История промысла

история жостовской росписи

Жостовская роспись как промысловое искусство возникла в середине XVIII века на Урале, который стал центром металлургической промышленности России того времени. В девятнадцатом веке производство подносов активно развивалось в деревнях Московской губернии, особенно в Жостове и Новосельцеве. Со временем промысел стал чрезвычайно популярным, привлекая внимание многих мастеров и любителей старинных декоративных искусств.

С 1920 года в небольших городах начали образовываться мощные трудовые артели, которые стремились сохранить и развивать ремесло. Однако С начала 1930-х годов появилась тенденция вытеснения народных промыслов советскими идеями, которые акцентировали внимание на реалистичном искусстве.

Только в 1960-х годах художественная роспись вновь обрела свою популярность и авторитет. Мастера начали создавать не только яркие и самобытные композиции, но и наполнять их особым колоритом и неповторимой эксклюзивностью, что и привлекло покупателей.

Цвета жостовской росписи

цвета жостовской росписи

Классическое оформление жостовских подносов предполагает наличие черного или красного фона, однако современные мастера идут дальше, используя нежные пастельные оттенки, что позволяет создавать богатые, многоцветные композиции.

Жостовская фабрика производит изделия с различными цветами фона, такими как красный, синий, зеленый и голубой. Один из самых популярных цветов — слоновая кость. Редко можно встретить изделия с золотым или ярко-красным фоном.

Еще одним интересным акцентом являются полотна с перламутровым покрытием, которое может украшать как весь фон, так и отдельные детали композиции. Инкрустация перламутром была впервые использована именно в Федоскине, и она придаёт изделиям неповторимый блеск и шарм.

работа мастера

Основные цвета

Цветовая палитра, используемая мастерами жостовского промысла, отличается огромным разнообразием и богатством.

  1. Черный (#000000);
  2. Слоновая кость или пшеничный (#F5DEB3);
  3. Красный (#FF0000);
  4. Голубой (#00BFFF);
  5. Лазурный (#007FFF);
  6. Желтый (#FFBA00);
  7. Бургундский (#900020);
  8. Золотой (#FFD700);
  9. Янтарный (#FFBF00);
  10. Коричневый (#964B00).

При создании самого рисунка мастера имеют возможность использовать абсолютно любые цвета, что приветствует импровизацию в пределах тонов и полу тонов.

Как в Жостово появилась роспись на подносах?

В России существовало множество различных промыслов, включая резьбу по дереву, вышивку и гончарное дело. В то же время производство металлических расписных подносов было достаточно редким и уникальным видом прикладного искусства. Жостовское ремесло росписи подносов можно отнести к искусству художественного лака, которое зародилось ещё в Древнем Китае. В России подносы этого вида появились в первой половине XVIII века на уровне нижнетагильского завода Демидовых. Вокруг этого завода образовались кустарные мастерские, где местные умельцы стали расписывать выпускаемую продукцию. Позже производство декоративных подносов и лаковой росписи освоили мастера из Санкт-Петербурга и Подмосковья. Из мастерских выходили подносы различных форм: круглые, овальные, квадратные, восьмиугольные, с бортиками или волнистыми фестончатыми краями. Их оформляли изысканными орнаментами, изображениями фруктов, барочными раковинами и решетками. Во времена, когда поднос стал важной частью традиционного русского чаепития, он использовался не только как декоративный элемент, но и как подставка для самовара, который также считался символом русского дома.

Поднос круглой формы с изображением цветов, металл (жесть), роспись, лак, д. Жостово, СССР, 1980-1990 гг.

История росписи

Центр жостовской росписи начал активно развиваться в первой половине XIX века. К середине этого века он уже занял ведущие позиции по производству художественно расписанных лакированных изделий. Удобное расположение близко к столице обеспечивало мастерам широкий рынок сбыта, что позволяло избежать посредников. В Москве производители могли легко закупать необходимые расходные материалы.

Читайте ещё:  9 лучших чашек. Чашка с блюдцем.

Жостовский промысел нельзя рассматривать изолированно, он вобрал в себя традиции нескольких популярных русских ремесел — на него оказали влияние нижнетагильское жестяное мастерство, федоскинская лаковая миниатюра и цветочные мотивы ивановских ситцевых фабрик. Братья Вишняковы сыграли ключевую роль в возникновении жостовского расписного подноса. Один из братьев, Филипп Вишняков, в 1817-1819 годах сотрудничал с П.В. Лукутиным, который развивал лаковый промысел в Федоскино. Вишняков закупал у него известных лакированных изделий и одновременно изучал тонкости производства. В 1825 году он открыл своё дело совместно с братом. В прейскуранте продукций Вишняковых значилось следующее: «Заведение братьев Вишняковых по производству лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайников, альбомов и прочее существует с 1825 года». Первые подносы изготовлялись из папье-маше и имели минимальную роспись, зачастую ограничиваясь простым золотым кантом.

Вывеска мастерской Вишняковых

Пример их работы вдохновил и других жителей Жостово, а также близлежащих деревень (таких как Гаврила Иванов, Иван Митрофанов, Тимофей Беляев и Василий Леонтьев) открывать свои мастерские. Однако, создавать своё производство было нелегко: для этого требовался стартовый капитал и необходимость нанять минимум троих работников: кузнеца, грунтовщика (лакировщика) и художника для росписи металлических подносов. Малые кустарные производства были постепенно вытеснены крупными компаниями Осипа Филипповича Вишнякова, Егора Федоровича Беляева и Ефима Федоровича Цыганова, которые имели более современное оборудование. То, что один человек изготавливал вручную за несколько часов, штамповальная машина могла сделать за считанные минуты. К крупным предприятиям переходили талантливые художники и кузнецы с мелких производства, что приводило к их закрытию.

К концу XIX века объем производства жостовских подносов увеличился в несколько раз: паще папье-маше изделие начали делать из железа, а мотивация росписи стала разнообразнее. Цветочные орнаменты не сразу стали основным мотивом. Часто подносы украшали многоцветными композициями, а также изображали сюжетные сцены. После этого появились новые формы результатов ручного труда – гитарные, сибирские, готические подносы.

Декоративная тарелочка с изображением букетов, металл (жесть), роспись, лак, д. Жостово, СССР, 1980-1990 гг.

В начале XX века уменьшилась популярность подносов, и мастерские Жостово начали переключаться на активное производство других товаров. Например, известная парфюмерная фабрика А. Ралле и Ко, принадлежащая французскому подданному Альфонсу Ралле, заказывала у жостовских мастеров роспись на пудреницах, а чайный дом Перлова покупал расписные коробки для чая.

Описание

Цветочный букет стал ключевым мотивом жостовской росписи. В рамках этого направления четко прослеживается сочетание реалистичной формы цветка с декоративной общей идеей, похожей на традиционную кистевую роспись, которой украшали прялки, сундуки и туесочки. Основой цветочных букетов стали давние разработки декоративных схем, включающих набор садовых и полевых цветов, таких как собранный букет, гирлянда или венок.

Работам жостовских мастеров присущи две основных особенности:

  • Яркие краски. Традиционно используется черный фон, однако к нему добавляются синий, зеленый и красный оттенки. По краям подноса часто изображается легкий виток флористического орнамента.
  • Техника нанесения рисунка. Художник использует широкую кисть для наброска композиции на подносе. В процессе работы он следит за выразительностью цветочного изображения и за ритмичным расположением цветных акцентов.

Для работы мастера используют беличьие кисточки и масляные краски. Краска разбавляется льняным маслом, кисти очищают в скипидарном растворе. Каждый художник собирает свою коллекцию кисточек – от самых мелких, толщиной с иголку, до крупных – каждая предназначена для определенного удара мазка.

Читайте ещё:  Разновидности бокалов и их назначение. Виды бокалов для алкоголя.

Жостовская роспись - подносы, игрушки, посуда

Разнообразие форм

На данный момент подносы, выпускаемые фабрикой, создаются при помощи профессиональных прессов, которые позволяют изготовить изделия любой формы. Для этого делают предварительный эскиз с использованием трафарета, далее заготовка вырубается и вытягивается на электропрессе.

Однако эксклюзивные заказы также имеют место, и тогда изделия создаются вручную. Мастер берет железный лист, вырезает необходимую форму при помощи специальных ножниц, затем выбивает форму и вытягивает. Края изделия обрабатываются, на них наклеивается проволока, придающая рельефное и сочное завершение. Конечно, стоимость такого вручную выполненного изделия будет значительно выше.

Жостовская роспись - подносы, игрушки, посуда

Жостовская роспись - подносы, игрушки, посуда

Жостовская роспись - подносы, игрушки, посуда

Жостовские подносы могут быть следующих форм:

  • круглыми;
  • овальными;
  • гитарными;
  • восьмиугольными;
  • прямоугольными (данный вариант встречается довольно часто);
  • крылатыми (с волнистыми краями);
  • комбинированными.

Нельзя с уверенностью утверждать, что одна форма популярнее другой: круглые и овальные подносы выглядят более традиционно, однако и гитарные варианты пользуются спросом, и комбинированные изделия находят своих покупателей, становясь идеальным дополнением к интерьеру.

Жостовская роспись - подносы, игрушки, посуда

Жостовская роспись - подносы, игрушки, посуда

Жостовская роспись - подносы, игрушки, посуда

Жостовская роспись - подносы, игрушки, посуда

Жостовская роспись - подносы, игрушки, посуда

Музей подносов при Жостовской фабрике

Экскурсия по музею начинается с показа фильма, рассказывающего о промысле и его истории. Далее присутствующие могут увидеть первые жостовские подносы, узнать о секретах росписи, красках и самих традициях ремесла. На мастер-классах участники имеют возможность попробовать расписать поднос своими руками. После завершения росписи изделия помещаются в специальные печи для сушки, покрываются лаком и передаются новым владельцам в качестве памятного сувенира.

Музей подносов при Жостовской фабрике

Также при фабрике работает магазин, где можно приобрести жостовские сувениры по ценам производителя.

Ухо сибирской белки

Технология, применяемая для создания жостовских подносов, обеспечивает им долгий срок службы и позволяет передавать их из поколения в поколение. Несмотря на то, что многие секреты уже раскрыты, есть нюансы, которые делают поднос поистине жостовским. Заготовленную штамповку или кованую форму необходимо обезжирить, удаляя пленку с металла. Это критически важно, ведь без этого может начаться коррозия, в результате чего поднос со временем потеряет свой вид и качество.

Поднос Гончаровой.

На обезжиренную поверхность наносят масляную черную грунтовку, затем создается фон, после чего заготовку зачищают и передают художнику. Роспись выполняется в два этапа. Первый слой, или «замалевок», наносят разбеленными красками, после чего поднос оставляют на ночь в печи для сушки. Второй слой — это собственно живопись. Об уникальных тонкостях работы делится сама художница:

Краска – масляная, а круглые кисти изготавливаются из уха сибирской белки. Это специализированные кисти, которые вяжут вручную и производят исключительно по заказу для жостовского промысла. Их нельзя купить в магазине — это цена недешевая. Мягкость мазка можно достичь только беличьей кистью, поскольку именно она позволяет создать тонкие линии, которые передают все нюансы композиции. Мазки должны выполняться быстро и точно. Объяснить это сложно — лучше всего поработать с мастером и почувствовать, как кисть «танцует», в каком месте следует увеличить нажим, а в каком – отпустить, как её держать и как вести. Обучиться жостовской технике через интернет невозможно. Жостовский мазок отличается от других и требует особого подхода.

Поднос Гончаровой.

Рисунок наносится на влажную поверхность, обработанную льняным маслом. Затем наносят два слоя лака, который фиксирует живопись и придаёт ей желаемый блеск. Ранее мастера варили лак самостоятельно, но секрет этой технологии держался в тайне — многие, например, знали рецепт только у своих дедов. Упоминание о современных лаках, таких как ярославские или американские, также вышло на первый план.

Читайте ещё:  Шинковка для капусты электрическая бытовая: особенности выбора и отзывы специалистов. Шинковка для овощей электрическая бытовая.

Поднос Гончаровой.

В отличие от хохломской росписи, при создании жостовских подносов нет образцов: каждый художник рисует из своей воображения. Тем не менее, сохранены характерные традиционные мотивы: народные бытовые сценки, росписи с тройками федоскинского типа, пейзажи, изображения птиц, но, безусловно, цветы являются главной темой. В жостовской росписи роза занимает честь королевы, а композиций с букетами используется множество: самые распространенные – центральные, где три-четыре цветка располагаются в центре, а вокруг них размещаются бутоны и мелкие цветы. Низ этого букета обозначается тремя листьями, а завершает композицию тонкая извивистая травка, самой темной по цвету. Ремесленники жостовской росписи всегда стремились к красоте, ведь зима длится у них шесть месяцев, – объясняет Гончарова.

До фабрики три минуты через картошку

Жостово окружено водой с трех сторон, что затрудняет сообщения с континентом. Лишь в 1960-х годах была открыта автобусная остановка в пяти километрах от Жостова, и стартовал маршрут к Клязьминскому санаторию. На фабрике в основном работали местные мастера. Благодаря этому в Жостове до сих пор живут потомки знаменитых мастеров, таких как Антиповы, Можаевы, Леонтьевы. Лариса Гончарова, являющаяся частью династии Беляевых, рассказывает о том, как её мать и бабушка по отцовской линии были мастерами и также работали в этом месте.

Лариса Гончарова с мамой Ниной.

Лариса Гончарова со своей матерью Ниной.

В советскую эпоху на фабрике работали местные: как кузнецы, так и штамповщики, лакировщики, художники, нормировщики. Молодежь также приходила из федоскинской школы, но немногие оставались, так как уровень мастерства требует многих лет работы и опыта, а всем нужно было зарабатывать. Техника художественной росписи довольно сложная. В настоящее время на фабрике осталось лишь двое кузнецов, а им уже под 70. Они все равно продолжают работу: художники по-прежнему заказывают у них формы, ведь кузнецы могут изготовить любые изделия. Работа требует много усилий, и, к сожалению, мало кто желает учиться этому мастерству. Неизвестно, что будет происходить с этим бизнесом, когда эти мастера уйдут.

Естественно, стоимость подносов зависит не только от их формы: отличить подделку от подлинника можно по специфически загнутому бортику. Также важно имя художника, так как есть известные мастера, а есть начинающие. Каждому подносу прилагается сертификат, указывающий имя мастера, который его расписал. На фабрике остался только один заслуженный художник – Михаил Лебедев, и его работа стоит гораздо дороже. На фабрике можно приобрести самый дешевый поднос примерно за 2 тысячи рублей, в то время как цена работы заслуженного художника может доходить до 180 тысяч рублей.

Нина Гончарова за работой.

Нина Гончарова за работой.

В 2003 году Лариса Гончарова и её мать Нина получили звание Заслуженного художника. Лариса трудилась на фабрике до самой пенсии, ведь это её родное место – фабрика расположена всего в трех минутах пешком от её дома. В 1996 году она решила открыть свою мастерскую и с тех пор несколько раз выезжала за границу, чтобы проводить мастер-классы. Лариса утверждает, что русский промысел является очень популярным за рубежом, особенно в Америке, Австралии, Германии и Италии. Хотя было сложно научить жостовской технике всего за несколько дней, желающие расписать что-то все равно могли сделать это за три-четыре дня обучения. Однако, чтобы по-настоящему освоить жостовский стиль, нужно погрузиться в традиции и атмосферу этой земли.

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий