Виды памяти. Виды памяти в психологии.

Изменения могут также повлиять на содержание чувств. Например, то, что раньше казалось ужасным недоразумением, теперь может оказаться любопытством. То, что вначале было незначительным раздражением, теперь может стать приятным событием.

Виды памяти в психологии

Память — один из самых важных когнитивных процессов. Ее значение в нашей жизни трудно переоценить, ведь от того, насколько быстро мы запоминаем и удерживаем необходимую информацию, зависит успех любой деятельности. Стремясь улучшить свою память, сделать ее более эффективной и поставить себе на службу, мы не всегда задумываемся о том, какая именно память нам нужна. Это связано с тем, что этот феномен нашей психики по-разному проявляется в различных сферах жизни.

Память небезосновательно относят к когнитивным процессам. Как и любой процесс, память и ее поддержание требуют времени и имеют свои стадии или фазы, которые также считаются видами памяти.

Оперативная память

Хотя этот тип относится к процессам памяти, он стоит несколько обособленно. Функциональная память обслуживает деятельность человека. Информация на этом уровне хранится в течение короткого периода времени, но, что более важно, мозг вообще не считает ее чем-то, что нужно запоминать. Почему? Потому что она нужна нам только для выполнения определенных функций. Например, чтобы понять предложение, нам нужно сохранить в памяти значение слов, которые мы читаем. Однако иногда предложения бывают настолько длинными, что мы забываем, что было в начале, еще не дойдя до конца предложения.

Рабочая память поверхностна и недолговечна. Но она необходима для деятельности и может быть развита в большей степени. Она тренируется исключительно в деятельности. Например, при чтении вы постепенно учитесь понимать все более сложные и длинные предложения, что значительно улучшает вашу рабочую память. Хорошая рабочая память — это то, что отличает профессионалов.

Сенсорная память

Это первый этап в процессе запоминания информации, который можно назвать физиологическим или рефлекторным уровнем. Сенсорная память подразумевает очень кратковременное хранение сигналов в нервных клетках органов чувств. Сенсорное запоминание длится от 250 миллисекунд до 4 секунд.

Наиболее известны и изучены два типа сенсорной памяти:

А звуковые образы сохраняются немного дольше. Это свойство позволяет нам понимать речь и слышать музыку. То, что мы воспринимаем не отдельные звуки, а целую мелодию, — заслуга сенсорной памяти. Новорожденный ребенок, чьи органы чувств еще не полностью развиты, видит весь мир как набор цветовых пятен. Способность воспринимать картину целиком также является результатом развития зрительной сенсорной памяти.

Информация, которая привлекает наше внимание, переносится из сенсорной памяти в кратковременную память. Однако это лишь очень малая часть сигналов, которые получают наши органы чувств; большинство из них не привлекают нашего внимания. Американский изобретатель Т. Эдисон писал: «Мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз». И часто проблемы с памятью на самом деле связаны с неумением концентрировать внимание.

Кратковременная память

Восприятие

Это первый этап обработки информации для хранения. Почти все, что привлекает наше внимание, попадает в нашу кратковременную память, но остается там всего около 30 секунд. Это время требуется мозгу, чтобы обработать полученные данные и определить, насколько они необходимы.

Виды памяти: что мы запоминаем

Действия

В нашей жизни нам приходится запоминать большое количество информации, которая поступает в мозг по разным каналам и разными путями. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, мы различаем разные типы воспоминаний.

Образная память

Большая часть информации в нашей памяти хранится в виде сенсорных образов. Можно сказать, что в памяти задействованы все наши органы чувств:

  • зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
  • слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  • осязательные – тактильные ощущения;
  • обонятельные – запахи;
  • вкусовые – разнообразные вкусы.

Образы в мозге начинают накапливаться буквально с рождения. Это не только самое большое хранилище информации, но оно также может быть феноменально точным. Известно, что так называемая визуальная память запоминает изображения с фотографической точностью и детализацией. Лучше всего изучены случаи такой памяти в области зрения. Визуалисты встречаются крайне редко и обычно имеют, например, какую-либо умственную отсталость:

  • аутизм;
  • шизофрению;
  • склонность к суициду.

Моторная или двигательная память

Это очень старая форма памяти, восходящая к истокам эволюции. Но моторная память по-прежнему играет большую роль, и не только в спорте. Мы подходим к столу, берем чашку, наливаем чай, пишем что-то в блокноте, говорим — все это движения, которые невозможны без двигательной памяти. Что уж говорить о важности двигательных навыков на работе или в спорте. Без двигательной памяти ничего не получится:

  • обучение детей письму;
  • овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  • даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Память об эмоциях менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее важной. Но это не так. Вся наша жизнь пронизана эмоциями, и без них вся наша жизнь потеряла бы смысл и привлекательность. Конечно, лучше всего запоминаются самые яркие, эмоционально окрашенные события. Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с мамой, радость встречи с друзьями или получение пятерки в школе.

Читайте ещё:  Встреча с внутренним ребенком. Практика для женщин. Исцеление внутреннего ребенка.

Эмоциональная память сильно ассоциативна, т.е. воспоминания активизируются при установлении связи, ассоциации с определенным явлением или событием. Часто достаточно самой незначительной детали, чтобы на нас снова обрушился каскад чувств, которые мы когда-то пережили. Это правда, что эмоциональные воспоминания никогда не восстанавливают ту силу и энергию, которой они обладали изначально.

Эмоциональная память важна еще и потому, что эмоционально окрашенная информация, связанная с сильными эмоциями, лучше запоминается и сохраняется в течение более длительного периода времени.

Словесно-логическая память

Это считается уникальной человеческой памятью. Любители животных могут возразить, что животные, такие как собаки и кошки, тоже хорошо запоминают слова. Да, это так. Но слова для них — это просто комбинации звуков, связанные с определенным зрительным, слуховым или обонятельным образом. Что касается человека, то словесно-логическая память является семантической, сознательной по своей природе.

Образная память

Память зрительных образов — это хранилище звуков, запахов и зрительных восприятий. Зрительная образная память хранит материал в виде зрительных, слуховых и других образов. По этой причине существуют различные виды зрительной памяти: слуховая (запоминание мурлыканья кошки или треска дров в костре), зрительная (лицо любимого человека или любимая ваза), обонятельная (запах знакомых духов или даже свежескошенной травы), тактильная (прикосновение теплой руки или боль от укуса) и вкусовая (острота лимона или сладость банана). Визуально-визуальная память особенно важна в творческой деятельности.

Наш мозг предпочитает воспринимать мир, обрабатывая информацию обоими полушариями: Правое полушарие воспринимает образ, а левое подбирает для него слова. Развивая образную память, мы заполняем пробел, оставленный недостатком образов: В современном мире очень много информации, но большая ее часть не задействует правое полушарие, что приводит к дисбалансу, из-за которого нам все труднее запоминать, удерживать внимание и концентрироваться. Развитие образной памяти помогает активизировать правое полушарие, стимулируя воображение. С помощью воображения нам легче запоминать. Когда мы понимаем материал, мы создаем образ, который подкрепляет понимание, и получаем знания.

Различают зрительную память, слуховую память, моторно-слуховую память и визуально-моторно-слуховую память. Именно эти виды так называемой сенсорной памяти играют наиболее важную роль в обучении. Знание того, какой тип памяти преобладает у ученика, позволяет применять дифференцированный подход к процессу обучения и добиваться лучших результатов в запоминании. Учитель должен следить за тем, чтобы в процессе обучения было задействовано как можно больше органов чувств. Это подчеркивал известный педагог К. Д. Ушинский.

Зрительная память

Зрительная память связана с хранением и извлечением зрительных образов. Зрительная образная память предполагает использование зрительного анализатора для обработки информации. Для многих людей зрительная образная память является наиболее важным видом памяти.

Развитие зрительной памяти особенно важно для художников, но все мы широко используем ее. Развивая воображение, мы также способствуем развитию зрительной памяти, поскольку то, что мы представляем, нам легче запомнить и воспроизвести.

Произвольная и непроизвольная формы запоминания

С этой классификацией все довольно просто. Человек запоминает что-то произвольно, потому что у него есть цель. Но мозг может цепляться за определенную информацию и непроизвольно. Вот почему иногда в течение дня мы не можем избавиться от случайно услышанной где-то песни, хотя, возможно, не обращали на нее особого внимания.

Существует множество внешних факторов, влияющих на способность человека к запоминанию. К ним относятся наследственность, вид деятельности, состояние здоровья и многие другие.

Ученые активно проводят эксперименты, чтобы показать, что влияет на способность удерживать информацию в течение короткого или длительного периода времени. Исследования помогают нам нормализовать нашу жизнь. Например, мы можем хуже запоминать события, если не высыпаемся, слишком устаем или употребляем недостаточно различных витаминов и микроэлементов.

Как улучшить способность запоминать

Многие виды человеческой памяти можно улучшить с помощью правильных мер. К ним относятся такие вещи, как

  • Специальные упражнения, использование методов мнемоники.
  • Соблюдение режима сна, регулярный отдых.
  • Стабилизация рациона, прием витаминных комплексов по совету врача.
  • Занятия спортом, физическая активность, регулярные прогулки на свежем воздухе.

Кроме того, не следует забывать о ряде приемов запоминания, которые могут улучшить как кратковременную, так и долговременную память.

Примеры некоторых видов памяти

Мы видим, что существует множество видов памяти и что все они пересекаются и дополняют друг друга. Ниже приведены примеры того, как работает этот умственный процесс. Я опишу несколько ситуаций, в которых различные виды памяти играют определенную роль.

Как работает вербально-логическая память? Вам нужно выучить наизусть стих:

Читайте ещё:  Мастер ногтевого сервиса

Я пришел к вам с приветствием,

Чтоб сказать тебе, что солнце взошло,

Что жаркий свет солнца

На листьях, что трепещут….

Вот как работает устная форма: Сначала повторите первый куплет, затем первые два, затем первые три, затем первые четыре. Затем повторите весь куплет несколько раз и переходите ко второму куплету. Это работает, но недолго. Это называется накоплением.

Логический взгляд работает по-другому. Мы ищем связи между причиной и следствием. Он пришел из вежливости и приветствовал: «Я пришел увидеть тебя и приветствовать». Он ушел рано утром: «Чтобы сказать тебе, что солнце взошло». И он увидел красоту природы: «Что трепещет теплым светом на листьях».

Косвенное запоминание: возьмите один и тот же стих. Чтобы легко его запомнить, можно использовать не только логику, но и мнемонику. Например, делайте зарисовки стиха: В «Я пришел к вам с приветствием» нарисуйте человека с большим ртом (такое приветствие). В «To say the sun has risen» нарисуйте солнце над облаком. В «Что трепетало на листьях теплым светом» — лист, стрелы на земле в 2-х направлениях и огонь наверху.

Пример эмоциональной памяти. Она встречается в жизни довольно часто. Особенно у чувствительных людей. Ребенок не помнит, что именно сказал папа, но на всю жизнь запоминает, как он чувствовал себя неудачником, помнит стыд, чувство вины и т.д.

Или, наоборот, он помнит, как важна была поддержка родителей, когда он не выиграл конкурс. И на всю жизнь он усвоил, что все могут совершать ошибки. Но одни, совершив ошибки, не пытаются их повторить, а другие исправляют их и добиваются большего. Это и есть работа запомненных и сохраненных эмоций.

Заключение

Память — это очень сложный когнитивный процесс. Иногда она разочаровывает нас, иногда уводит от чего-то, а иногда ведет к чему-то. Все зависит от того, какой вид памяти мы используем и насколько мы ее развиваем. Память можно развивать и тренировать. Это можно сделать, например, с помощью

А пока вы проходите тесты, у меня уже есть инструменты для улучшения вашей памяти и работы мозга.

В дополнение к курсам я также рекомендую вам прочитать специальные книги по развитию памяти.

  1. Овладеть мнемотехниками и применять их в жизни.
  2. Запоминать важную информацию в больших количествах.
  3. Быстро и легко учить иностранные языки.
  4. Эффективно воспринимать что-то новое.
  5. Быть впереди всех по запоминанию.
  1. Быстро запоминать имена новых знакомых.
  2. По лицу сразу вспоминать имя.
  3. Узнавать знакомых среди толпы.
  4. Узнавать внешность по фамилии или имени.

Желаю вам больших успехов в работе над полезным процессом, а также в вашей профессиональной и личной жизни! До скорой встречи!

Искренне ваша, Людмила Редькина

Запоминание информации происходит непроизвольно. Человек может помнить, что он ел на завтрак, какого цвета было пальто у пассажира в соседнем автобусе.

По характеру целевой деятельности

По характеру целевой деятельности

Оно используется только тогда, когда есть цель запомнить необходимую информацию. Например, выучить стих, запомнить механизм работы двигателя автомобиля.

О том, как улучшить память за 1,5-2 месяца, читайте в статье «Как развить память: Советы и рекомендации».

По характеру психической активности

  • Образная — память, при которой мы используем органы чувств: запоминаем вкус, запах цвет, ощущения.
  • Механическая — используется, когда нет цели понять смысл, но необходимо запомнить информацию. Достигается путем многократного повторения.
  • Словесно-логическая — при этом важна логическая обработка, которая оценивает полученную информацию и выделяет из нее наиболее важные моменты.
  • Двигательная (моторная) — необходима для запоминания определенных действий, практических навыков (письмо, ходьба).
  • Эмоциональная — происходит запоминание эмоций, которые мы когда-либо пережили. Наибольший эффект при сочетании со стрессовой ситуацией.
  • Непосредственная — вид памяти, при которой запоминание информации происходит без использования каких-либо вспомогательных средств (например, печатание на клавиатуре — при наборе слова информация о поиске нужной буквы тут же забывается).
  • Опосредованная — для запоминания таким образом необходим анализ, сравнение с уже имеющийся информацией. Цель запомнить обычно не ставится, но из-за оценки и затрат сил и времени все данные сохраняются надолго.

Самую активную роль в процессе запоминания играют органы чувств.

Какой бывает память по ведущему анализатору?

Недаром существует поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Люди способны запоминать и воспроизводить зрительные образы: Лица знакомых людей, обложки любимых книг, определенные отрывки текста. Впечатление остается в нашем воображении еще долго после того, как воспринятый образ был подвергнут воздействию органов чувств. Художники и инженеры нуждаются в такой памяти. Это основа памяти и извлечения информации.

Зрительная

Этот вид запоминания информационных следов помогает людям запоминать звуки речи и музыки. Человек, который может быстро и точно распознавать и восстанавливать разнообразные звуки, способен воспринимать и запоминать большое количество информации: шум волны, соловья, рев реактивного двигателя, голос любимого человека или звучание музыкального произведения. Этим качеством обычно обладают музыканты, акустики и синхронные переводчики.

Читайте ещё:  Какие компьютерные программы нужно указывать в резюме. Основные программы для работы на компьютере.

Слуховая

Существует память на прикосновения. Это позволяет людям сохранять информацию о внешнем мире. Некоторые люди способны восстановить событие, произошедшее много лет назад, в мельчайших подробностях, прикоснувшись к какому-либо предмету. Шероховатая обложка книги, нежная рука матери, мягкая, пушистая кошка, прожилки зеленых листьев могут вызвать множество приятных воспоминаний.

Осязательная

Человек с хорошо развитой тактильной памятью должен воспринимать вещи не только визуально, но и на ощупь.

Нередко запахи вызывают воспоминания. В памяти всплывают образы прошлых лет: лица знакомых, обстановка дома, природные явления, звуки и ассоциации. Человек с отличной обонятельной памятью может легко представить себе дым костра, запах прохладной реки или запах любимой душистой воды. Парфюмеры и дегустаторы должны уметь запоминать различные запахи.

Обонятельная

Работа вкусового аналитика сосредоточена на запоминании вкуса. Человек может распознать горечь острого перца, сладость сладкого или терпкий вкус лимона. Не каждый человек способен почувствовать вкус ингредиентов блюда. Только люди с хорошо развитой вкусовой памятью могут попробовать конкретное блюдо и точно определить, что в нем содержится, вплоть до всех специй. Эта способность очень важна для поваров и гурманов.

Вкусовая

Виды памяти и их характеристики в видео ниже.

В психологии память выражается в воспоминании и воспроизведении мыслей человека. Например, человек может словесно запомнить содержание прочитанной книги.

Словесно-логическая память

Особенностью этого вида памяти является то, что мысли могут существовать только во взаимодействии с языком. Этим объясняется название памяти.

Происходит проявление памяти:

Эти виды памяти не обязательно соответствуют друг другу. Например, одни люди легко запоминают смысл прочитанного, но не могут расшифровать его устно; другие могут запоминать тексты, не понимая их смысла.

  1. Когда не нужно сохранять реальные выражения, а только их смысловое значение.
  2. Когда осуществляется запоминание не только смысла, но и его словесного воплощения.

Из всех видов памяти вербальная память является самой важной.

В психологии память считается уязвимой и подверженной сильному влиянию различных факторов.

Расстройства памяти

Расстройства памяти многообразны и широко распространены. Еще Ларошфуко отмечал, что большинство людей жалуются на свою память, но ни один не жалуется на свой ум.

Критерии развития памяти демонстрируют довольно широкий диапазон. Это объясняется индивидуальными параметрами развития личности. Поэтому очень трудно сказать, что память человека является «нормальной».

Память человека может иметь гиперфункциональные характеристики. Они возникают, когда воспоминания более реальны, ярки и детальны. Сама гиперфункция памяти может быть вызвана интенсивной стимуляцией, применением наркотиков и психотропных препаратов или гипнотическим воздействием, и может принимать форму деструктивных воспоминаний. Перегрузка памяти не является широко распространенным явлением.

Наиболее распространенными симптомами являются ухудшение функций памяти, частичная потеря памяти и неспособность запомнить текущие события и вспомнить их позже. Также может быть трудно запомнить имена, даты и термины. Это наиболее распространенная форма нарушения памяти.

Когда функции памяти утрачены, развивается серьезное состояние, называемое амнезией. Она возникает в результате алкоголизма, травм, закаливания, возраста и негативных изменений личности. Амнезия развивается в несколько этапов. Сначала человек не может вспомнить новую информацию, а затем память стирается. Сначала исчезает недавно усвоенная информация, затем воспоминания о последних годах жизни. Только очень старые «файлы памяти» — воспоминания детства и юности — сохраняются гораздо дольше.

Воспоминания, для воспроизведения которых требуются сложные мыслительные процессы, теряются гораздо быстрее.

Это приводит к тому, что человек уже не способен накапливать новый опыт и удерживать текущую информацию. В психологии это известно как «корсаковский синдром». Память может удерживать только те данные, которые были усвоены и сохранены ранее. Если человек эмоционально нестабилен, развивается забывчивость и информация не усваивается должным образом.

При нарушении памяти нарушаются и ее мотивационные элементы, то есть несовершенные действия не сохраняются в памяти.

На память очень легко влияют страсти, убеждения и наклонности человека. Трудно сказать, что все воспоминания объективны и беспристрастны.

Распространенным явлением является искажение памяти, которое вызвано нарушением способности отличать собственные воспоминания от воспоминаний других людей — человек не различает между тем, что он действительно пережил, что слышал и что видел. Повторение воспоминаний приводит к их оживлению. Это означает, что человек совершенно искренне приписывает чужие мысли и идеи своим собственным. Этот пример показывает, что память переплетается с воображением и фантазией.

Интересно, что серьезные повреждения мозга не всегда приводят к одинаковым нарушениям памяти, хотя, конечно, чем обширнее и серьезнее повреждения, тем сильнее нарушена функция памяти.

Некоторые психологи утверждают, что память функционирует за счет мозга, деятельность которого в основном связана с запоминанием. Однако научные достижения позволили определить область мозга, ответственную за преобразование кратковременной памяти в долговременную. Без этого

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий