Способы запоминания. Как лучше запоминать информацию.

Этот феномен, также открытый Г. Эббингаузом, заключается в том, что мы быстрее запоминаем информацию в начале и конце текста и точнее воспроизводим ее.

Способы запоминания

Память — это основа интеллекта, ключ к успешному обучению и профессиональному развитию. Большинство великих лидеров, успешных бизнесменов, знаменитых ученых, артистов и военачальников обладают блестящей памятью и, соответственно, острым интеллектом.

Как и все способности, хорошая память может быть природным даром. Дети, которые хорошо учатся в школе без особых усилий, обладают этим природным даром.

Но ошибочно думать, что с этим ничего нельзя поделать, если человеку не повезло с упрямой памятью. Способность быстро и надолго запоминать любую информацию можно развить в любом возрасте с помощью специальных техник и регулярной активной практики. С другой стороны, если вы не будете развивать свою природную память, как и любой другой навык, она потеряет свой потенциал и в конечном итоге угаснет.

Читайте нашу статью о методах тренировки памяти.

В зависимости от того, какой канал является наиболее важным, память человека можно разделить на слуховую, зрительную, вкусовую, обонятельную и тактильную (сенсорную).

Например, запах духов вашей первой учительницы может внезапно вызвать ряд детских воспоминаний. Это результат вашей обонятельной памяти. И если воспоминание о новогодней ночи напоминает вам о поедании мандаринов, активируется ваша обонятельная память.

За некоторыми исключениями, визуальный канал является самым важным. Но это не значит, что все остальные можно исключить. Хорошо использовать их в качестве вспомогательных средств.

Например, чтобы лучше запомнить письменные символы, можно не только ассоциировать их с похожими образами (мнемоника), но и «рисовать» черты в воздухе широкими движениями рук или даже ног и головы. Таким образом, вы активируете тактильную память — память тела.

Условия эффективного запоминания

Чтобы контролировать процесс запоминания и добиться хороших результатов, необходимо соблюдать следующие принципы:

  • не пускайте этот процесс на самотёк, применяйте осознанное запоминание;
  • укрепляйте память специальными упражнениями — их подборку мы сделали в отдельной статье ;
  • откажитесь от зубрёжки в пользу мнемотехники вкупе с аналитическим запоминанием. Например, сначала через образы выучите все термины, формулы и определения параграфа, а потом проанализируйте текст, составьте по нему майнд-карту и снова запомните с помощью мнемотехники.
  • помните, что состояние памяти тесно связано с нашим общим физическим состоянием: сбалансированное питание, полноценный сон, отсутствие стрессов и вредных привычек увеличивает способность к запоминанию даже без использования специальных методик.

Как быстро запомнить большие объёмы информации

Немецкий психолог и исследователь памяти Герман Эббингауз разработал так называемую кривую забывания. Герман Эббхаус, немецкий нейробиолог и автор «кривой Эббхауса», обнаружил, что мы забываем более 50% полученной информации в течение первого часа, и только 35% — через 10 часов. После этого скорость забывания замедляется: через 6 и 30 дней мы помним примерно одинаковое количество информации, около 20%.

Это свойство памяти лежит в основе техники прерывистого повторения. Если мы повторяем материал, когда уже почти забыли его, но еще не забыли, мы запоминаем его лучше.

Если мы повторяем его, пока информация еще свежа в памяти, эффект от повторения минимален. Если мы начинаем повторять его слишком поздно, нам приходится учить его заново.

Психологи в ходе экспериментов выяснили, что мы можем быстро выучить необходимый материал, если будем повторять его через регулярные промежутки времени:

  • сразу по окончании чтения,
  • через 20 минут после первого повторения,
  • через 8 часов после второго,
  • через 24 часа после третьего.

Таким образом, вы сможете усвоить информацию в течение нескольких дней. Если у вас есть несколько месяцев на изучение материала, система другая:

  • сразу по окончании чтения,
  • через 20–30 минут после первого повторения,
  • через 1 день после второго,
  • через 2–3 недели после третьего,
  • через 2–3 месяца после четвёртого повторения.

Это общие рекомендации. Индивидуальная программа интервальных повторений может быть немного другой. Вы можете рассчитать его самостоятельно или воспользоваться специальными программами в Интернете, предназначенными для этой цели.

Одной из таких программ являются карточки Anki. Чтобы создать набор карточек, необходимо загрузить программное обеспечение на компьютер. Anki лучше всего подходит для запоминания дат, формул, имен, географических названий и иностранных слов. Для каждой темы целесообразно использовать отдельный набор карточек, чтобы не увязнуть в информации из разных областей. На одной карточке — вопрос, а на обратной — ответ.

После создания колоды программное обеспечение предлагает пользователю карты через определенные промежутки времени. Задача игрока — запомнить ответ и сообщить программе, как быстро он его нашел. Если информация приходит на ум сразу, нажмите кнопку «Легко», если игроку нужно подумать — кнопку «Хорошо», а если он не может вспомнить — кнопку «Снова». После этого карты появляются рано или поздно, а через некоторое время программа устанавливает наиболее подходящий для пользователя интервал для повторений. Остается только выучить материал, описанный на карточках.

Мнемотехники

Информация запоминается лучше всего, когда она связана с другой информацией. Связь может быть разной, например, корреляционной. Использование различных видов памяти — зрительной, тактильной и даже обонятельной — полезно для создания и укрепления связей. Другой способ запоминания — это соединение эмоций. События, связанные с сильными эмоциями, обычно запоминаются надолго.

Мнемоники были придуманы для того, чтобы быстро и надолго запомнить различную информацию — от телефонных номеров до речевых оборотов. Давайте рассмотрим некоторые из этих методов.

Метод Цицерона

Таким образом, создается цепочка эталонных изображений, связанных с нужными данными. При запоминании человек сначала воспроизводит в памяти образы, а затем вспоминает материал, который нужно выучить.

Чтобы запомнить материал в соответствии с методом Цицерона, необходимо:

  1. Задать опорную систему, то есть выбрать пространство, которое будет связано с информацией для запоминания. Это может быть, например, квартира, комната или любое помещение со знакомой обстановкой.
  2. Выбрать последовательность, с которой мы будем мысленно обходить это пространство: например, по часовой стрелке.
  3. Связать информацию, которую нужно запомнить, с расположением предметов в этом пространстве. Желательно и здесь соблюдать определённую последовательность. Если нужно запомнить доклад, начать следует со вступления: связать основные тезисы из него с предметом, который находится первым на пути, например, со шкафом в прихожей. Переходя к основной части доклада, каждую следующую мысль необходимо проассоциировать со следующим предметом мебели или деталью интерьера.
  4. Закрепить связь с помощью двух или трёх повторений.

Для того чтобы вспомнить рассказ, достаточно мысленно осмотреть квартиру. Когда «смотришь» на определенный объект, мозг воспроизводит информацию, связанную с ним.

Метод пиктограмм

Текст для запоминания должен быть записан в виде пиктограмм — маленьких картинок, каждая из которых визуально воспроизводит смысл текста.

Например, выучите стихотворение Н. Некрасова «Однажды холодной зимой». Читайте и рисуйте:

Однажды, холодной зимой → Снежинки, снежинки, снежинки, лавина.

Я вышел из леса; было холодно. → Несколько рождественских елок и термометр, показывающи й-30.

Я смотрю вверх, медленно поднимаясь → Гора и стрелка, указывающая вверх.

Лошадь, тянущая груз дров. → Изображение лошади и вязанки дров.

Когда вы закончите письмо-картинку, положите ее перед собой и попытайтесь воспроизвести текст. Вы наверняка запомните больше, чем без подсказки.

Использование рифм

Подходит для изучения иностранного и русского языка, запоминания имен, фамилий, географических названий.

Наш мозг запоминает рифмованные стихи гораздо быстрее и последовательнее, чем прозу. Многие рекламные сообщения основаны на этом эффекте. Подумайте о том, как долго длится несколько предложений рифмованной рекламы. «Миринда. Жизнь хороша, если пить медленно», «Свежее дыхание облегчает понимание».

Например, в русском языке есть стихи для заучивания глаголов второго спряжения:

Преследовать, дышать, держать, обижать.

Слышать, видеть, ненавидеть,

И чтобы потусоваться и потерпеть,

А также смотреть, крутить.

Писатель и педагог Александр Пыльцын написал целое стихотворение о запоминании неправильных глаголов в английском языке, которое начинается со слов

Ещё четыре подсказки для быстрого запоминания

1. информацию лучше всего запоминать перед сном. Выделите время перед сном, чтобы просмотреть важный материал. Не используйте время перед сном для чтения сообщений в социальных сетях или игр на мобильном телефоне.

2. передвигаться, когда вы изучаете что-либо. Вы можете ходить взад и вперед по комнате, приседать, выполнять простые упражнения.

3. используйте свою зрительную память. Напишите необходимую информацию на карточках и развесьте их в разных местах дома, где вы будете часто их видеть: над столом, рядом с зеркалом в прихожей, на двери ванной, на холодильнике.

4. Делайте заметки. Ведение небольших заметок при чтении нового материала способствует запоминанию. Изложение может иметь форму графика, диаграммы, схемы или карты ума. Графика, использование цветов и картинок создают в мозгу систему изображений и помогают лучше обрабатывать информацию.

Как научиться запоминать больше и быстрее: рекомендации психологов

Каждый человек имеет индивидуальные особенности памяти. Например, некоторые от природы хорошо запоминают лица, пейзажи и другие визуальные образы. Некоторые легче запоминают информацию на слух и поэтому знают все знакомые песни наизусть.

Однако существуют некоторые общие закономерности, присущие всем людям. Мы рассмотрим их в этой статье. А также способы и методы их развития. Я расскажу вам, что нужно делать, чтобы лучше запоминать информацию.

Сначала поймите, а потом запоминайте

Мучительный вопрос для всех студентов: «Как выучить материал так, чтобы хотя бы что-то осталось в памяти?». Ответ психологов: «Перестаньте запоминать». Это дает незначительный эффект и расходует много ресурсов. Даже если вам удастся воспроизвести заученное в нужный момент, оно не останется в вашей памяти надолго. Так зачем тратить время?

Мозг хорошо запоминает информацию, если она связана со знакомыми ассоциациями или образами. Незнакомые слова — это бессмысленный набор букв, от которого хочется немедленно избавиться. Поэтому прежде чем пытаться что-то запомнить, убедитесь, что вы понимаете каждое слово.

При изучении текста на иностранном языке сначала переведите его полностью и выпишите неизвестные слова. Если это очень специфическая информация с большим количеством терминов, сначала убедитесь, что вы знаете значение каждого термина.

Сокращайте, не теряя сути

Чтобы эффективнее использовать свою память, необходимо научиться отсекать ненужную информацию. Ваши мозговые ресурсы ограничены, поэтому глупо тратить их на банальную ерунду. Ограничьте информацию, прежде чем запоминать ее.

Сначала вам может показаться, что вычеркивать нечего. Но это только первое впечатление. Если очистить информацию от субъективных оценок и эмоций, убрать запутанную логику, останется только суть.

Я рекомендую вам завести аккаунт в Twitter и регулярно публиковать там свои мысли. Ограничение в 140 символов поможет вам быть кратким и точным.

Проговаривайте вслух то, что пытаетесь запомнить

Этот метод особенно хорош для тех, кто плохо запоминает визуальный материал. Когда мы читаем вслух, мы получаем информацию одновременно от двух аналитиков: зрительного и слухового. Следовательно, в обработке этой информации участвуют многие области мозга, и эта информация считается более важной.

Чтение вслух также требует дополнительной концентрации — вы не можете одновременно читать и думать о чем-то отвлекающем. Таким образом, вы не упустите важные детали и вам не придется перечитывать текст по десять раз. Вы также можете записать ключевые слова и фразы на магнитофон и чередовать чтение с прослушиванием.

Мыслите позитивно

Если вы пытаетесь запомнить что-то с мыслью «я не смогу это сделать», ничего не получится. Вы должны верить в успех того, что вы делаете, иначе вся работа превращается в сизифов труд.

Даже если до экзамена еще целая ночь, а вы только что открыли билеты, настройтесь на эту волну, чтобы подтянуть свою память. Отключите все негативные мысли и подкрепите свою память приятными словами.

Помните, как в прошлом году мы с вами выучили 30 английских слов за один день? Это будет здорово! Давайте соберемся вместе и избавимся от этих билетов!

Повторяйте правильно

Недостаточно запомнить что-то один раз, нужно повторять. Вот почему нам необходимо повторение. Психологи советуют повторять материал таким образом: сразу после запоминания, через 15-20 минут, через день и снова через 2-3 недели. Этот метод называется методом интервального повторения. По сей день он считается лучшим.

Техники эффективного запоминания

Давайте теперь рассмотрим некоторые эффективные средства для улучшения памяти.

Ключевые слова

Вам будет легче запомнить большой объем информации, если вы будете делать короткие заметки. Разделите информацию на равные блоки, выделите ключевые слова в каждом блоке и запишите их. Это триггеры, которые активируют ассоциативный ряд и помогают вам извлечь данные из памяти.

Этот же принцип полезен для ведения записей на лекциях. Не пытайтесь понять все сразу и записать слово в слово — у вас все равно ничего не получится. Выслушайте, подумайте и запишите самое важное.

Логические цепочки

Известный американский психолог Джон Миллер изучал закономерности кратковременной памяти. Он обнаружил, что в любой момент времени у нас в голове может быть 7 вещей (+/- 2). Однако, как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого необходимо объединить все объекты общей концепцией. Мозг запоминает важную, связную информацию гораздо легче, чем набор различных элементов. Проще придумать логичную, осмысленную историю с ключевыми словами и запомнить ее.

Рифмы

Вы, наверное, заметили, что стихи запоминаются гораздо легче, чем проза. В структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам найти нужные слова, когда мы вспоминаем стихотворение.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. Все потому, что наш учитель догадался, как их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотри, получишь травму, смотри.

Хранить и ненавидеть.

Зависать, слушать, преследовать.

Поворачивайте, терпите, выдерживайте, дышите.

Поэтому зарифмуйте, если сможете, то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок.

Аббревиатуры

Этот метод активно использует мой отец. Каждый раз, когда он идет за покупками, он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет аббревиатуру из первых букв. Например: масло, сыр, яблоки, сладости, апельсины, рыба, орехи, молоко. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые необходимо купить, и может легко вспомнить их по первым буквам. Этот метод подходит для запоминания списков всех видов, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемоники придуманы для запоминания труднозапоминаемой информации. И они прекрасно работают! Все мы узнали цвета радуги из фразы «Каждый охотник хочет знать, где сидит фазан». Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Кстати, ничто не мешает вам самим придумывать подобные предложения. Давайте вместе составим предложение, чтобы вспомнить российские города, в которых есть метро. Это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Казань, Нижний Новгород и Новосибирск. У меня есть это: «Мальчик Саша съел суп и накормил бедного носорога». Попробуйте прямо сейчас. Вы можете менять слова местами — порядок не имеет значения. Жду ваших предложений в комментариях!

Полезная литература

Конечно, мы не включили в список все способы и секреты быстрого и эффективного запоминания информации. Даже если бы я захотел, я не смог бы уместить их в одной статье. Так что если у вас остались вопросы, ищите ответы в книгах:

Наконец, я решил поделиться с вами своими услугами по тренировке памяти. В Интернете их очень много, и новичок может легко сбиться с пути.

Викиум

Wikium — это сайт, на котором представлено более 100 тренажеров для развития мозга, более 10 курсов различных типов и несколько интересных тестов. Вы можете развивать память, внимание, мышление, логику, эмоциональный интеллект и многое другое.

Курс «Мнемоника» заинтересует нас с вами как часть нашей работы по улучшению памяти. За 15 уроков вы научитесь различным эффективным техникам запоминания, потренируетесь на специальных тренажерах и закрепите пройденный экзаменационный материал. Навыки, полученные на курсе, помогут вам запомнить до 100 терминов за час, держать в голове все пароли, легко учить иностранные языки и многое другое.

Викиум

Битрейника

Bitreinika — это сервис с увлекательными играми для развития функций мозга. Когда упражнения и тренажеры кажутся слишком скучными, решением проблемы становятся игры. Они подходят как для детей, так и для взрослых.

Я хотел бы представить вам некоторых из моих любимчиков:

    — Игра для развития скорости и точности памяти. Вам нужно запомнить и сравнить монеты разных номиналов из разных стран — Задание похоже на предыдущее, только вместо монет вам нужно сравнить различные звуки. Также необходимо тренировать слуховую память — помимо памяти, эта игра также помогает улучшить скорость чтения. На экране вы видите строку, в которой некоторые слова открываются только на короткое время. Ваша задача — найти их и записать.

Битрейника

BrainApps

BrainApps — это сокровищница материалов для тренировки мозга. Здесь есть тренажеры (до 52!), развивающие уроки, интересные тесты, задачи и блог с научно-популярными статьями.

Потренируйтесь на тренажерах и пройдите курс развития памяти. Вы не только узнаете, как эффективно запоминать информацию, но и как надолго удерживать ее в памяти.

BrainApps

4Brain

На платформе 4Brain, в отличие от трех других платформ, нет тренажеров. Но существует огромный выбор курсов — платных и бесплатных. А также ряд умных статей и полезных книг.

Начните с Memory Development: Lessons Learned — это бесплатно и без регистрации. В ней вы узнаете о структуре памяти, освоите некоторые приемы и научитесь применять их на практике.

Если вам понравится, вы можете пройти платный продвинутый курс «Мнемотехника». Здесь много практики и хорошо структурированной, нескучной теории.

Если вам нравится формат онлайн-курсов, вы можете ознакомиться с нашей подборкой курсов по улучшению памяти. Вы обязательно найдете там курс, который подойдет именно вам.

4Brain

Эффективные техники

Существует множество различных систем и методов улучшения памяти, которые помогут вам научиться легко воспринимать большие объемы информации и надолго удерживать их в памяти. Ниже приведены некоторые примеры и системы наиболее эффективных из них.

Метод Цицерона

Тренировка памяти по методу Цицерона осуществляется довольно необычным способом. Она основана на работе с абстрактным воображением. Все мы можем спокойно и без усилий представить себе, например, привычное окружение нашего дома или рабочего места, предметы на улице и дороги, по которым мы часто ходим. Эта информация непроизвольно хранится в нашем сознании. Все, что нам нужно сделать, это использовать его для создания мощных сетей объединения. То есть мы «раскладываем» информацию, которую нам нужно запомнить, в определенную последовательность знакомых объектов.

Самый простой и прямой пример. Нам нужно купить продукты в магазине. Предположим, что имеется 10 предметов. Мысленно разложите их по часовой стрелке на 10 различных кухонных предметов.

Мнемоника

Мнемоника (или мнемоника) — это искусство запоминания. Она включает в себя множество различных специфических техник, которые помогают быстро и легко запоминать большие объемы информации, причем надолго. Одной из важнейших основ этих техник является ассоциация. Любая информация может быть преобразована в визуальные, слуховые или тактильные абстракции и ассоциирована с объектами, которые уже закреплены в памяти. Любая мнемотехника следует этому принципу.

Сторителлинг

Повествование — это способ передачи информации и поиска смысла через рассказывание мифов, сказок, притч и историй. Истории могут быть о вымышленных или реальных людях. Спросите, как эта концепция связана с эффективными техниками запоминания. Все очень просто. Как уже говорилось ранее, человек всегда лучше запоминает информацию, если она ассоциируется с определенным образом или объектом. Изображение или предмет вполне может быть историей, имеющей значение, связанное с информацией, которую вы вспоминаете.

Этот метод может быть очень сложным для тех, кто не обладает большим воображением, но творческие люди, скорее всего, найдут его привлекательным.

Интервальные повторения

Метод прерывистого повторения очень эффективен, когда нужно быстро выучить большой объем информации (например, перед экзаменами). Вы можете использовать метод повторения после основного изучения текста по следующему принципу:

  • через 20 минут после изучения;
  • через 6-8 часов;
  • через сутки.

Если вам нужно запомнить какую-либо информацию на длительный период времени, вам следует повторить ее несколько раз:

  • один раз в день заучивания (весь объем информации);
  • через 3 дня повторить основные тезисы, скажем, «скелет» текста;
  • через 6 дней снова повторить весь объем, но в разном порядке.

Что способствует лучшему усвоению информации?

Рекомендации, которые помогут вам быстро запоминать новую информацию и лучше ее обрабатывать, довольно просты. Давайте перечислим их.

  1. При освоении большого объема информации необходимо делать перерывы через каждые 20 минут изучения. Мозг должен отдохнуть и перезагрузиться. Если пытаться освоить информацию ударными темпами, такой метод ни к чему хорошему не приведет. Перегрузки закончатся тем, что информация усвоится плохо или же вообще не усвоится. Даже та информация, которая была изучена накануне, может улетучиться в тот момент, когда понадобится извлечь ее из головы.
  2. Определите пару часов на изучение материала, но в это время не отвлекайтесь ни на что другое. Только в перерывах, когда отдыхаете, можно позволить себе переключиться (например, выпить кофе, послушать классическую музыку, которая благоприятно воздействует на процесс запоминания). А в сам момент изучения максимально сконцентрируйтесь только на информации.
  3. Знайте о том, что фаза активной работы сознания выпадает на утренние часы (с 8: 00 до 10: 00) и на вечерние (с 20: 00 до 23: 00). А во время сна полученная днем информация активно синтезируется, поэтому изученная вечером информация запоминается качественнее. А те выдуманные сказки насчёт того, что положенная под подушку на ночь книга записывает в нашу память необходимый материал, не имеют под собой никакой разумной основы.
  4. Во время изучения информации можно ходить по помещению. Это даже будет полезным действием, так как во время движения усиливается кровообращение, а мозг активно насыщается кислородом. Это очень хорошо влияет на процесс запоминания. А также в свободное от изучения время можно совершать длительные пешие прогулки, которые тоже положительно влияют на умственную деятельность.
  5. Если вы больны или ощущаете недомогание, не стоит утруждаться и перегружать ослабленный организм изучением информации, потому что усилия будут напрасны, материал не запомнится и не отложится, как бы вы ни старались.
  6. Когда вы чувствуете сильную усталость, а во время освоения информации потянуло в сон, лучше отдаться во власть естественной потребности организма и поспать хотя бы 30-40 минут. Даже непродолжительный сон способствует повышению эффективности запоминания информации в несколько раз.
  7. Желательно не откладывать важное дело на завтра, если его можно сделать сегодня. Чем больше вы оттягиваете момент изучения чего-то необходимого, тем меньше останется времени на подготовку и освоение всего объема информации.

Необходимо правильно рассчитать время и ежедневно справляться с таким количеством материала, которое физически возможно. Вы не можете за одну ночь научиться тому, чему должны были научиться, например, за шесть месяцев.

Метод Фейнмана

zapominat4.jpg

Ричард Фейнман, физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии, сформулировал алгоритм обучения, который позволяет изучать любой предмет быстрее и тщательнее.

Этот простой метод основан на объяснении новых и сложных фактов ясным и простым языком так, чтобы их было легко запомнить.

Суть метода можно кратко изложить в трех простых пунктах:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем «пробелы» в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения, визуализации (сопровождайте свои записи диаграммами, графиками, рисунками). Помните, что 90% информации мы воспринимаем с помощью зрения.

Вы можете записать свою историю с помощью диктофона или другого инструмента, что поможет вам обнаружить «белые пятна», которые необходимо пересмотреть при пересказе.

Вы можете возразить, что этот метод уже давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новости — это давно забытые старые новости. Фейнман кодифицировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Метод Фейнмана можно использовать для превращения самого скучного и неинтересного материала в интересную и увлекательную историю, которую поймут и запомнят как взрослые, так и дети.

Метод массированного запоминания

zapominat5.jpg

Этот метод знаком нам еще со школьных времен. Он максимально прост и понятен, и он работает.

Записывайте материал, который вам нужно выучить. Напишите от руки самые важные моменты, перефразируйте их более понятным языком, подчеркните важную информацию контрастным цветом, используйте списки и нумерацию. Это поможет вам не только усвоить и запомнить материал, но и быстро вспомнить наиболее важные моменты, когда это необходимо.

Но это еще не все, потому что речь идет о массовом запоминании и, таким образом, обращении ко всем чувствам. Поэтому мы не просто переписываем и просматриваем материал, мы также обсуждаем его и слушаем.

Интерференция

zapominat6.jpg

Похожие воспоминания смешиваются — такова природа помех. Новая информация, наложенная на аналогичную старую, усложняет запоминание.

Рассмотрим простой пример: вы годами используете один и тот же PIN-код (картинку, графический символ) для разблокировки своего устройства. В какой-то момент вам это надоедает, и вы решаете сменить его. Когда вы вводите новый код или номер, память автоматически воспроизводит сначала старую версию кода, поэтому вам приходится кропотливо запоминать новую комбинацию. Через несколько дней или недель вы будете автоматически запоминать новый код и постепенно забывать старый.

Чтобы уменьшить негативное влияние помех, рекомендуется изучать схожую информацию в разные промежутки времени. Если это невозможно, разделите материал на блоки и организуйте процесс обучения так, чтобы части текста, которые нужно выучить друг за другом, были как можно более разными.

Еще один совет: если вам нужно усвоить большой объем информации, не просто разделите его на блоки, а изучайте его в разных местах (вы также можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки во время запоминания каждого блока помогает не перепутать информацию.

Вспомнить нельзя забыть

Прежде чем информация будет сохранена в глубинах памяти, она кодируется в запоминаемую форму. В таком виде они хранятся до тех пор, пока данные не понадобятся человеку. Раньше исследователи считали, что воспоминания хранятся в нейронах (нервных клетках) мозга, которые даются нам в ограниченном количестве при рождении и не используются повторно в течение всей жизни. Однако это оказалось ошибкой: процесс обучения способствует нейрогенезу — образованию новых нейронов, которые растут и укрепляют связи между собой.

В начале 1980-х годов ученые пытались понять, как взрослые птицы усваивают новые комбинации звуков. В ходе серии экспериментов Фернандо Ноттебом и его исследовательская группа продемонстрировали, что количество нейронов в мозге самцов канареек резко возрастает во время брачного сезона — когда птицам необходимо разучивать новые песни, чтобы привлечь самок. Новые нейроны помогали поддерживать новые песенные паттерны в нейронных цепях и способствовали процессу обучения. Другие эксперименты показали, что это справедливо и для млекопитающих. У человека, однако, есть еще одно важное преимущество в этом отношении: нейрогенез происходит не только во время обучения, но и во время творческих процессов, таких как рисование, танцы, музыка, лепка и т.д.

Нейроны проводят электрические импульсы и химические сигналы и таким образом передают информацию между различными областями мозга и частями нервной системы. Все, что мы думаем, чувствуем и делаем, было бы невозможно без работы нейронов. То, как они обмениваются сигналами и создают связи друг с другом, делает каждого из нас уникальным в своих мыслительных процессах. Нейроны считаются самыми долгоживущими клетками в организме, но аномалии и внезапная смерть приводят к заболеваниям мозга и различным видам слабоумия.

Мы усваиваем новую информацию и формируем навыки благодаря изменениям в связях между нейронами — синапсах. Чем сильнее связь, тем лучше усваиваются данные или навыки. Этому способствует процесс регулярного повторения, практика. Если нам придется надолго отказаться от изучения иностранного языка, вождения автомобиля, игры в теннис или решения алгебраических задач, все эти навыки останутся с нами, хотя их качество может снизиться.

Однако сильные синапсы необходимы не во всех случаях, а только тогда, когда информация должна храниться в течение длительного времени: «Связи между нейронами могут не только образовываться, но и разрываться. Это нормальный процесс для кратковременной памяти, когда человеку нужно быстро вспомнить какую-то не очень важную информацию. Яркий пример — официант, который забывает ненужную информацию после выполнения действия», — объясняет нейропсихолог Алена Ванченко.

Большая часть наших воспоминаний находится в бессознательном и организована в семантическую сеть. Исключение составляют случаи, когда данные необходимо использовать регулярно и когда вызываются определенные воспоминания — определенные места, повторяющиеся запахи, похожие ситуации.

«Я только что снова попробовал бисквит, настоянный на липовом чае, который дала мне моя тетя (хотя я все еще не понимал, почему мне так нравится это воспоминание и пришлось отложить его надолго), В то же время старый серый дом с фасадом на улицу был поставлен как фон за окнами комнаты моей тети», — так французский писатель Марсель Пруст описывает нахлынувшие на меня детские воспоминания о вкусе бисквита мадлен. Процесс, при котором вкусы и запахи вызывают воспоминания, автор этих строк назвал эффектом Пруста. Интересно, что запахи также помогают вызвать яркие автобиографические воспоминания у людей, страдающих болезнью Альцгеймера.

Плохая память — это миф

Некоторые люди удивительно хорошо запоминают тексты, никогда не забывают имена новых знакомых и хранят важные даты лучше, чем умный календарь. Но есть и полная противоположность. Это не означает, что у одних людей память лучше, а у других хуже — речь идет о том, насколько хорошо мы используем наши ресурсы индивидуально. Наш мозг обладает нейропластичностью, которая позволяет нам тренировать свой объем памяти. Если человек здоров, его забывчивость может быть связана с особенностями восприятия и неправильными приемами, которые он использует, пытаясь запомнить важную информацию.

В начале 1990-х годов новозеландский исследователь Нил Флеминг пытался понять, почему наиболее одаренные учителя не могут достучаться до некоторых своих учеников, в то время как обычные учителя могут заставить больше учеников запомнить новую информацию. В результате проведенных экспериментов он пришел к выводу, что люди по-разному воспринимают информацию и хорошо запоминают ее только в том случае, если учитель использует стиль, соответствующий их способу восприятия. По мнению Флеминга, людей можно разделить на четыре группы и смешанный тип:

  • визуалы (зрительный способ восприятия);
  • аудиалы (восприятие на слух);
  • вербалы (восприятие через чтение или письмо);
  • кинестетики (восприятие через органы чувств).

По словам Флеминга, слушателям рекомендуется посещать лекции, слушать аудиокниги и обсуждать информацию вслух с коллегой или в группе, чтобы лучше ее запомнить. Видящие используют ментальные карты, диаграммы, графики и таблицы. Вербалистам следует чаще делать рукописные заметки и работать с печатным текстом в книге. Кинезиологи предпочитают смотреть видео, в которых информация представлена в виде сенсорного опыта. Тест VARK (зрительный, слуховой, чтение/письмо, моторный) является одним из способов измерения восприятия. Однако не все исследователи поддерживают научную обоснованность такого подхода, хотя и соглашаются с тем, что процесс запоминания индивидуален.

Исследование американских ученых пришло к необычному выводу: студенты в выборке запоминали информацию таким образом, что она в основном не соответствовала их собственному типу восприятия. Когда они пытались приспособиться к результатам тестов, им не удавалось добиться лучших результатов в учебе. Авторы исследования пришли к выводу, что преобладающее восприятие означает, что им нравится способ подачи информации, но это не отражает эффективный способ обучения. Как лучше запоминать данные, можно выяснить только путем экспериментов с различными методами и стилями обучения — для каждого они свои. Однако существуют общие рекомендации психологов, которые, как правило, посвящены тому, как надежно удерживать информацию в долговременной памяти:

  • Распределять процесс обучения во времени, не оставлять большой объем информации на последний момент. Концепция «выучить весь курс за ночь накануне экзамена» хороша для краткосрочного усвоения. Связи между нейронами не успеют окрепнуть, а значит, через неделю от этих знаний не останется ни следа.
  • Мотивировать себя на усвоение информации. Для этого важно понимать цель (желательно, чтобы она была значимой), ради которой понадобится применить знания на практике.
  • Комбинировать разные техники обучения. Так, метод активного обучения предполагает, что вместо прослушивания лекции и конспектирования основных идей следует устраивать обсуждение, намеренно ставить под сомнение даже очевидные тезисы, проводить мозговые штурмы. При методе перевернутого обучения теория сначала отдается на самостоятельное изучение, а затем ее объясняет преподаватель, заполняя пробелы в знаниях.
  • Объяснять самому себе усвоенный материал так, вы проводите занятие с непогруженным в тему человеком.
  • Полноценно питаться и отдыхать. Питание и сон напрямую влияют на формирование новых нейронных связей.

Узелок на память

Для тренировки памяти древние греки использовали специальные приемы — мнемонику. Как прекрасным ораторам, им это помогало запоминать большие объемы информации, не заучивая ее. Сегодня считается, что мнемоника служит профилактикой различных видов деменции и когнитивных расстройств в целом. Он повышает продуктивность памяти, позволяет эффективно использовать новую информацию и изучать иностранные языки.

С возрастом некоторые навыки нашего мозга ухудшаются, но исследователи обнаружили, что здоровые люди в возрасте семидесяти лет выполняют многие когнитивные тесты так же хорошо, как и люди в возрасте двадцати лет — это означает, что потеря памяти в пожилом возрасте не является неизбежной. Однако это спорный вопрос. Некоторые эксперты утверждают, что творческая деятельность замедляет прогрессирование болезни Альцгеймера, другие же опровергают этот тезис: «Изучение языков и занятие творчеством связаны с эмоциональными переживаниями, которые стимулируют процесс запоминания. Однако этот метод не позволяет зафиксировать в памяти новые рутинные действия, — говорит Алена Ванченко, — При болезни Альцгеймера мы сначала забываем самые банальные и пресные вещи и только потом лица наших близких, лица наших любимых и вещи, которые мы повторяли всю жизнь. Принято считать, что чем больше мы погружаемся в эмоции и познаем новое под их влиянием, тем медленнее мы забываем другие, более глубокие и важные вещи. Это не так, хотя течение каждой деменции различно.

Тем не менее, некоторые виды памяти могут действительно улучшаться с возрастом, говорят эксперты. Чтобы это произошло, память должна постоянно работать и образовывать новые синапсы. Мнемоника и упражнения — лучшие инструменты для этого:

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий