Работа машиниста локомотива начинается задолго до того, как поезд покинет станцию. Машинист обязан удостовериться в готовности локомотива к продолжительной поездке. В процессе движения он контролирует функционирование всех систем локомотива, следит за сигналами и, если это необходимо, принимает соответствующие меры для обеспечения безопасности пассажиров и груза.
Профессия машиниста
Профессия машиниста охватывает управление различными машинами и оборудованием, и в общероссийском справочнике профессий насчитывается целых 489 специализаций, связанных с этой деятельностью. Чаще всего же данную профессию связывают с железнодорожным транспортом, что вполне оправданно — первый машинист паровоза появился в Российской империи уже в 1834 году.
Профессия машиниста идеально подходит тем, кто интересуется физикой и техникой. Специалист должен детально знать принцип работы и конструкцию того механизма, с которым он взаимодействует, проводить техническое обслуживание и устранять возможные неисправности. Должностные обязанности машинистов варьируются в зависимости от типа техники, которую они управляют.
Машинисты электровозов и поездов отвечают за перевозку как пассажиров, так и грузов по железной дороге. Их задачи не ограничиваются лишь управлением составом. Они также должны контролировать функционирование всех приборов, следить за состоянием систем безопасности, связи и средств для тушения пожаров. Их профессиональные обязанности подразумевают присутствие в дороге на протяжении значительного количества часов, что включает в себя контроль за скоростью поезда и строгое соблюдение графика. Трудности профессии компенсируются романтикой путешествий и возможностью посещать новые места.
Машинист крана управляет различными типами кранов — мостовыми и шлюзовыми — на строительных площадках, в портах и на производственных предприятиях. К его обязанностям относится подъем и перемещение грузов, проверка правильного крепления тросов, а также работа с тормозами и предохранительными устройствами. Для успешной работы крановщикам необходима отличная физическая подготовка, так как иногда им приходится подниматься на значительные высоты, откуда открываются живописные виды на окружающий ландшафт и архитектуру.
Машинисты строительной техники работают на экскаваторах, бульдозерах, катках и погрузчиках, выполняя различные строительные, земельные и дорожные работы. Работать им зачастую приходится в сложных погодных условиях, что увеличивает риск получения травм и несчастных случаев.
Однако работа машиниста не всегда подразумевает взаимодействие с транспортом. Например, машинист дробильных машин наблюдает за технологическими процессами дробления, регулируя подачу и степень измельчения таких продуктов, как солод, какао-бобы, кости и другие пищевые компоненты, а также настраивает оборудование.
Машинист котельной отвечает за обслуживание паровых и водонагревательных котельных установок.
Машинист эскалатора занимается наладкой и регулировкой механизмов автотелеуправления, обеспечивая нормальную работу эскалаторов.
Вне зависимости от того, в какой отрасли работает машинист, он обязан иметь навыки безопасного управления техникой и строго соблюдать все нормы безопасности.
Плюсы и минусы профессии
Профессия машиниста считается престижной среди рабочих специальностей, так как найти замену высококлассному специалисту довольно сложно.
Плюсы:
+ Востребованность. В таких сферах, как строительство, транспорт и промышленность, спрос на машинистов стабильно высок.
+ Доступное обучение. Существует множество учебных заведений, где можно получить необходимую подготовку.
+ Достойный уровень оплаты труда.
+ Возможность влиять на уровень заработной платы путём повышения квалификации или получения более высокого разряда.
+ Перспективы карьерного роста.
Минусы:
— Высокая ответственность. Минимальная ошибка может вести к выходу из строя дорогостоящего оборудования, материальным потерям или же угрожать жизни людей.
— Однообразие. Часто приходится выполнять одни и те же операции, что может привести к скуке.
— Малоподвижный образ жизни. Сидячая работа и постоянное напряжение могут стать причиной различных профессиональных заболеваний.
— Узкая специализация. Чтобы сменить профессию, необходимо будет начать обучение с самого начала.
Рабочие обязанности машиниста локомотива
Прежде всего, основная задача машиниста состоит в управлении поездом в течение всего маршрута: контроль за движением, соблюдение расписания и корректировка действий в зависимости от меняющихся условий движения.
Чтобы обеспечить безопасность перевезенных пассажиров и грузов, машинист обязан тщательно следить за работой всех систем локомотива. Он несет ответственность за правильное функционирование тормозной системы, освещения, сигнализации и других важных компонентов локомотива. Перед отправлением машинист производит предрейсовый осмотр состояния локомотива, проверяя технические показатели.
В его рабочие обязанности также входит взаимодействие с другими работниками железнодорожного транспорта, такими как диспетчеры и регулировщики движения, а также с техническим персоналом. Машинист обязан точно и своевременно выполнять указания от диспетчерской службы и сообщать о любых неисправностях или нестандартных ситуациях во время движения поезда.
Кроме того, машинист локомотива должен знать и строго соблюдать нормы и правила безопасности, действуя согласно установленным регламентам железной дороги и быть готовым к действиям в экстренных ситуациях.
Среди основных обязанностей машиниста локомотива можно выделить:
- Управление поездом в соответствии с установленным расписанием и заранее заданным маршрутом.
- Контроль за работой всех систем и приборов локомотива.
- Проведение предварительного осмотра локомотива перед отправлением.
- Соблюдение всех правил безопасности и установленных регламентов на железной дороге.
- Эффективное взаимодействие с диспетчерской службой и другими работниками железнодорожного транспорта.
- Реагирование на изменения в условиях движения и экстренные ситуации.
Рабочее место
Рабочее место машиниста локомотива, как можно догадаться, это кабина управления локомотивом, которая предоставляет возможность контролировать скорость поезда, работу тормозной системы, сигнализацию и получать данные от множества датчиков и приборов.
Кабина локомотива требует от машиниста высокой степени ответственности. Он должен быть внимателен к мельчайшим деталям и сигналам, постоянно проверяя состояние техники и следя за сигналами на железнодорожном пути. Каждое принятое в кабине решение может иметь серьезные последствия, что подразумевает необходимость высокой степени концентрации, профессионализма и опыта.
Рабочий день
20 августа днем я отвез жену в роддом, а сам отправился домой, чтобы подготовиться к предстоящей поездке: выспаться и собрать еду с собой в локомотив.
Моя явка на работу была назначена на 21 августа в 12:00. Прежде чем отправиться непосредственно на рабочее место, я заехал в роддом, чтобы передать жене несколько бутылок воды, затем поехал в депо для прохождения медицинского осмотра и инструктажа, который на сегодняшний день проходит на электронном терминале.
Как правило, перед каждой поездкой инструкторы повторяют одно и то же: летом обращают внимание на грозы, сильные дожди, усиление ветра; зимой напоминают о ледяном дожде и сильных порывах ветра, а весной предупреждают о участках, где может скопиться талая вода и произойти подмыв путей. Также обсуждаются антитеррористические мероприятия: запрет на отправку посылок и необходимость проявления бдительности при обнаружении подозрительных лиц на железной дороге. Если выявлены изменения в расписании, их также сообщают.
После всех процедур я отправился с машинистом — до этого я работал его помощником — на электровоз. Мы включили его и, удостоверившись в исправности всего оборудования, отправились на Ладожский вокзал для сцепления с вагонами.
После сцепки и проверки тормозного оборудования вагонов мы выехали по расписанию до станции Бабаево — это 350 км пути, который должен занять около шести часов. Примерно через час после старта на нашем электровозе случилась неисправность, о которой мы узнали по сигналам на пульте управления.
Поломка оказалась типичной, и у нас был отработанный алгоритм действий. Как настоящие профессионалы, мы быстро решили проблему и продолжили путь, оставшаяся часть поездки прошла без происшествий.
Прибыв в Бабаево, мы отцепили электровоз, поставили его на отстойный путь, выключили и легли спать. Это произошло около 22:00, а отправление обратно в Петербург было назначено на 12:00 22 августа, соответственно подъем нам был назначен на 10:00.
Проснувшись в восемь утра, я получил сообщение от жены с поздравлениями: у нас родился сын, которое пришло в шесть утра. Поезд, на котором нам предстояло ехать, должен был прибыть в Санкт-Петербург около 19:00 и далее следовать в Москву с другими машинистами, а мы могли отправиться домой отдохнуть. Я планировал сразу же поехать из вокзала в роддом, но пробыв на работе, дела пошли не так, как я ожидал.
Проблема и ее решение
После прохождения медосмотра мы снова сели в электровоз, повторно проверили исправность оборудования и стали ожидать прибытия нашего поезда. Когда поезд прибыл, мы приступили к сцеплению с вагонами. После завершения сцепки и проверки тормозного оборудования мы отправились в обратный путь.
Когда до Петербурга оставалось 20–25 км, наш электровоз выдал серьёзную неисправность — ту же, что и по пути в Бабаево. Мы, следуя тем же действиям, что и вчера, решили продолжить путь. Однако вскоре стало ясно, что проблема более сложная: алгоритм, который был эффективен раньше, теперь не помогал. Если провести аналогию с автомобилем, неисправность заключалась в следующем: если переключить коробку передач в нейтраль, после этого переключить на другие передачи будет невозможно, а значит, и разогнаться тоже не получится.
Докатавшись до Ладожского вокзала за счет инерции, мы остановились. В кабину вошли новые машинисты, которые должны были доставить наш состав в Москву. Мы начали объяснять им суть проблемы. Надо отметить, что стоянка поезда составляла всего 12 минут, за это время новички должны были:
- Проверить тормозное оборудование вагонов.
- Убедиться в наличии радиосвязи с начальником поезда.
- Проверить ограничения скорости до Москвы.
- Записать необходимые данные в прибор безопасности — табельный номер, вес состава, количество осей, номер пути, с которого отправляемся.
- Убедиться в правильности заполнения поездных документов.
- Заполнить свои экземпляры перевозочных документов.
- Заполнить бортовой журнал.
- Наполнить термосы кипятком из вагона для употребления чая в пути.
Машинист, который пришел на смену, увлекался фотографией. Как только он зашел в электровоз, первым делом вытащил свой профессиональный фотоаппарат с комплектом объективов. Параллельно с выполнением своих обязанностей он вводил данные в прибор безопасности, одной рукой проверял тормоза, а его помощник в это время побежал в вагон за кипятком.
Спустя семь минут до отправления они сумели уяснить, что происходит. Коллективным разумом было принято решение собрать аварийную схему. Однако беда в том, что никто из четырех присутствующих в кабине не запомнил наизусть, что конкретно нужно делать. После минуты звонка в депо инструктору для получения четких указаний, мы начали собирать схему.
Так, уже за три-четыре минуты до отправления мы принялись за сборку аварийной схемы. Напомню, что в тот день у меня родился сын, и решение технических проблем волновало меня меньше всего, но я не мог оставить своих коллег в беде, поэтому мы начали втроем метаться по электровозу. Пространство для маневров в машинном отделении электровоза ЧС2т такое, что человек средней комплекции проходит нормально, но двое не могут разойтись.
Если рисовать аналогии с автомобилем, суть схемы заключалась в следующем: необходимо было поставить рычаг коробки передач на четвертую передачу с выключенным двигателем, и после его включения поезд должен был начать движение сразу на четвертой передаче. Для профессионалов это означает СП с места на ЧС2т. По достижению желаемой скорости двиг следует выключить, и поезд продолжает движение за счет инерции; когда необходимо снова ускориться, двигатель включается, и процесс повторяется.
В итоге новые машинисты выехали с вокзала на 20 с лишним минут позже, а после проверки работоспособности схемы мы выпрыгнули из электровоза на ходу, двигаясь со скоростью 1–2 км/ч.
Плюсы
Обсуждая плюсы профессии машиниста, важно отметить её значимость для общества. Без машинистов невозможно было бы проводить строительство, осуществлять перевозки грузов или пассажиров. Это делает профессию высоко востребованной.
Одним из дополнительно преимуществ является просто доступное обучение и быстрое трудоустройство: молодой специалист достаточно только получить диплом, как он уже готов к работе по своей специальности.
Несмотря на то что работа машиниста считается рабочей, она довольно хорошо оплачивается. В зависимости от уровня квалификации заработная плата может превышать средние показатели по рынку труда.
Минусы
У профессии машиниста есть ряд недостатков: тяжелые условия труда, длительные физические нагрузки и многочасовые рабочие смены. В процессе работы машинисту нужно быть максимально сосредоточенным и внимательным, что со временем может вызвать серьезное эмоциональное напряжение.
Кроме этого машинист сталкивается с высокими рисками: любая ошибка в работе с механизмами может привести к травмам. Особенно, если речь идет о пассажирских поездах, на машиниста ложится ответственность за жизни и здоровье людей.
О расписании и закрытой кабине
Поезд должен прибывать строго по расписанию. У нас есть детальная таблица, в которой прописано, на каком участке в какое время должен находиться состав. Чтобы следовать этому расписанию, нам бывает необходимо увеличивать скорость или, наоборот, замедляться. У поезда мощные моторы, но нельзя забывать и о естественном рельефе. Например, если состав движется под горку, скорость увеличивается естественным образом.
Коммуникации с пассажирами я почти не веду. Хотя иногда бывает, что после рейса люди подходят, чтобы узнать о работе и самом поезде. На такие вопросы я всегда рад ответить. Часто встречаются и просьбы пустить в кабину для осмотра или фотографии. Тут я вынужден отказать: правила безопасности не допускают присутствия посторонних лиц в кабине. Правда, я полностью понимаю пассажиров — сам, будучи подростком, тоже бы отдал многое, чтобы побывать там. Ребятам советую наведаться на Малу Октябрьскую железную дорогу. Там есть возможность не только попасть в кабину машиниста, но и попробовать управлять поездом.
Об автоматизации
За те девять лет моей работы на железной дороге подвижной состав претерпел значительные изменения. Например, сейчас чаще всего я управляю поездами серии ЭД4М. В таких составах многие функции автоматизированы. Ранее все объявления делались вручную, сейчас же это делает компьютер. Также автоматика следит за движением поезда.
Кроме того, у нас имеется режим автоведения, который можно сравнить с автопилотом, существующим в самолете. Поезд оснащен оборудованием, способным отслеживать его месторасположение через спутник, а также все станции фиксируются на спутниковом изображении. В этом режиме можно проехать от одной станции до другой, но открывать и закрывать двери нужно вручную, также автоматика не контролирует процесс посадки и высадки пассажиров.
Несмотря на удобство, нельзя полностью полагаться на систему автоведения. Все-таки это компьютер, а известен случай, когда они могут давать сбои. В нашей сфере такие сбои недопустимы.
Как и в случае любого другого устройства, автоматизированная система требует настройки. Когда нам с машинистами-сменщиками передали новый состав ЭД4М, мы начали его настраивать. Каждый день мы записывали видео и обсуждали новые функции. Сменщик сделал электронную карту состава, я занимался настройкой системы автоведения.
Удивительно, но в разных руках состав ведет себя по-разному, даже в аналогичных условиях. Иногда поезд ведет себя послушно, а иногда капризничает. Хотя я сторонник рационального подхода, иногда мне кажется, что у поезда есть какая-то своя механическая душа.
Исторически, профессия машиниста паровоза в России возникла в 1837 году с открытием Царскосельской железной дороги. Изначально машинистами были исключительно англичане, и их труд высоко ценился. Позднее для экономии вместо англичан привлекли немецких специалистов. Русские машинисты начали работать на Санкт-Петербургско-Московской железной дороге, открытой в 1851 году.
Поездная бригада состояла из машиниста, помощника машиниста и кочегара. Обычно за машинистом закреплялся конкретный локомотив. Перед рейсом машинист подписывал расписку начальнику депо, подтверждая свою ответственность за паровоз и инструменты на нем.
Помощник машиниста и кочегар подчинялись машинисту паровоза. При этом помощнику не разрешалось управлять локомотивом ни при каких обстоятельствах. Если во время поездки машинисту становилось плохо, помощник и кочегар должны были остановить поезд и оповестить об этом главного кондуктора.
Перед отправлением механизмы паровоза смазывались растительным или минеральным маслом; в некоторых случаях использовалось сало. Кочегар тщательно чистил дымогарные трубы и топку, а также загружал уголь в паровоз.
За 20-30 минут до отправления необходимо было развести в топке хороший огонь, закачать в котел воду и убедиться в наличии достаточного давления пара.
Обязанностью машиниста было поддерживать постоянный огонь в топке и контролировать уровень воды в котле. Он также должен был следить за тем, чтобы не превышалось предельное давление пара в котле и предотвращать подтекание дымогарных труб. При отправлении поезда с станции машинист должен был открыть продувочные краны золотников и цилиндров, чтобы устранить накопленную влагу.
В процессе поездки машинист обязан был уделять внимание экономичному расходованию пара, а самым эффективным средством для увеличения скорости было использование естественных уклонов пути.
По завершении рейса машинист возвращался с паровозом в депо, которое в XIX веке называли сараем. Внутри паровоз следует потушить и выполнить торможение его тендера. Состав подлежал тщательному осмотру, а информация о возможных неисправностях фиксировалась в специальной книге депо.