Креативное мышление. Развитие креативного мышления ч.2. Креативное мышление это.

Широко распространено мнение, что творчество — удел творческих людей. Врачи, инженеры, сельскохозяйственные рабочие и другие негуманоиды должны работать по проверенным алгоритмам и иметь возможность положиться на свою работу. Но если бы все так думали, то не было бы никаких научно-технических революций и изобретений.

Что такое креативность и как ее развить?

Креатив — это самый оригинальный способ пригласить к творчеству и экстравертному мышлению. Именно это качество работодатели ищут в соискателях, но в то же время именно чрезмерная креативность сотрудников пугает их. Так что же такое творчество, необходимо ли оно в современном мире, можно ли его развить и что для этого нужно?

Впервые этот термин был введен психологом Джо Полом Гилфордом в середине прошлого века. Этот термин тесно переплетается с двумя латинскими словами: «creative» — творческий и «creatio» — создание. В английском языке есть синоним слова «креативность» — creation.

Интересный факт! По мнению психологов, творчество и креативность — это сестры, во многом похожие, но имеющие разные характеры.

Творчество ассоциируется с определенной деятельностью, определенными усилиями. А творчество — это прежде всего свобода, отсутствие правил и рамочных условий.

Итак, творчество — это способность человека мыслить нестандартно, принимать остроумные и смелые решения, используя весь комплекс инструментов, ресурсов, знаний и опыта. Родственное слово — изобретательность.

Стоит отметить, что существуют различные версии о происхождении творчества. По мнению одного из них, творчество развивалось в течение длительного периода времени под влиянием культурных и демографических изменений. Другая версия гласит, что способность к творческому мышлению возникла около 50 000 лет назад в результате мутаций на генетическом уровне.

Творчество и креативность

Многие люди ошибочно полагают, что творчество и креативность имеют одинаковое значение. В таком случае — зачем нужно было придумывать что-то креативное, если есть креативность? Дело в том, что творчество — это процесс, а креативность — это навык (врожденный или развитый), который помогает создать что-то. В практическом плане творческие люди — это художники, фотографы, писатели, которые реализуют себя через творчество. Термин «креативный» больше подходит для коммерческих профессий — маркетологов, дизайнеров, бренд-менеджеров.

Поэтому творчество более духовно и возвышенно, тогда как креатив сосредоточен на материальном. Более того, в бизнесе термин «креативный» звучит несерьезно и даже немного оскорбительно; креатив — это похвала и признание результатов работы.

Это важно: в современном мире термин «креативный» все больше и больше смещается в сторону оригинальности, нестандартности и, прежде всего, создания чего-то нового.

Доказано, что креативность напрямую связана с тем, как работают психические процессы, поэтому психологи уделяют много внимания этому явлению и понятию.

Креативное мышление в психологии

Психологи описывают креативность как фиксированную характеристику, определяющую уровень харизмы человека. Творчество, по мнению психологов, — это внутренний потенциал, который может раскрыться и проявиться, когда есть конкретная задача, которую нужно выполнить.

Абрахам Маслоу заявил, что творчество — это универсальное человеческое качество, которым обладают люди, стремящиеся к полному раскрытию своего личностного потенциала. Креативность помогает людям действовать творчески, т.е. оригинально, а не стандартным образом.

Психологи предлагают 10 критериев для оценки креативности человека.

  1. Каждый человек креативен. Это утверждение психологи предлагают принять в качестве аксиомы. Все дети в душе художники, но по мере взросления быт и проза жизни накладывают свой отпечаток.
  2. Креативность — реакция человека на жесткие рамки и ограничения. Чем жестче ребенка контролировали в детстве, тем креативнее он окажется, повзрослев. Таким образом, человек выражает внутренний протест на запреты.
  3. Скука, однообразие бытия пробуждают креатив. Обратите внимание, чем неприметнее человек и его профессия, тем ярче может проявится его креативность. Мозг устает от однообразия, рутины, требует новых впечатлений.
  4. Креативность в соединении. Доказано, что у разных культур дети чаще вырастают креативными, так как им приходится приспосабливаться к разным нормам и правилам.
  5. Креативность появляется в пустоте, ведь ее требуется заполнить. Речь идет о пустоте в личной жизни, работе, эмоциях.

Признаки креативности ума

Девушка задумалась, а на заднем фоне нарисован ее мозг с одной стороны показывая его логичность а с другой креативность

Творческое мышление можно определить по следующим критериям:

  • беглость, скорость, оригинальность — за короткий период времени креативный человек предложит множество идей и все нестандартные;
  • гибкость мышления — для решения задачи применяются разнообразные стратегии, инструменты, возможности;
  • внимание к деталям — креативный человек прорабатывает свою идею до мельчайших подробностей;
  • абстрактное мышление — способность мыслить категориями, которые не существуют в реальном мире, а также трансформировать их в доступные слова.

Важнейшим критерием креативности является устойчивость к шаблонам, способность отвергать стереотипы и усваивать большие объемы новой информации.

Американский психолог Скотт Барри Кауфман много лет изучал понятие креативности и выделил 18 черт, которые характеризуют творческих людей:

  1. это мечтатели — человек мечтает, когда сознание особенно активно, именно в таком состоянии случаются внезапные озарения, исследования доказали, что мечтание задействует такие же части мозга и процессы, как и креативность;
  2. эти люди всегда наблюдают — именно в окружающем мире люди черпают вдохновение и возможности;
  3. работают только тогда, когда им лучше всего работается — для кого-то это раннее утро, а для кого-то глубокая ночь, именно вокруг своей креативности такие люди выстраивают жизнь;
  4. им важно побыть в одиночестве — по статистике, творческие люди создавали свои лучшие работы, когда находились в одиночестве;
  5. такие люди извлекают пользу из любых жизненных сложностей — непростые ситуации становятся катализатором для создания настоящих шедевров, к слову, в психологии есть целое направление, которое изучает посттравматические состояния, в результате которых случаются вспышки креативности;
  6. у таких людей хороший вкус, поскольку они окружают себя красивыми, изысканными вещами;
  7. креативный человек — визионер, то есть, способен видеть связи между вещами, которые другим людям кажутся не связанными;
  8. такие люди не выносят обыденность и монотонность, они постоянно переставляют мебель, пробуют что-то новое в жизни.

Кроме того, творческие люди интересуются новым, любопытны и внимательны, часто идут на риск и не стесняются самовыражаться.

Нередко творчество сопровождается неудачами и поражениями, потому что люди с нестандартным мышлением находятся в постоянном поиске и приходят в себя только тогда, когда результат не оправдывает ожиданий. Чем сложнее задача, тем больше энтузиазма проявляет творческий человек — своего рода энтузиазм, стремление не к финансовой выгоде, а к реализации своих творческих идей и замыслов.

Интересный факт! Когда творческий человек что-то создает, он может войти в особое состояние «потока» и таким образом достичь наивысшей концентрации и спокойствия. В этот момент ничто и никто не может вывести его из равновесия и отвлечь от творческого процесса.

Что влияет на уровень нашей креативности

В этом контексте уместно рассмотреть препятствия, которые стоят на пути развития творчества. Дело в том, что большинство этих препятствий создаются сами собой — это искусственные ограничения, навязанные обществом, окружающей средой или внутренними ловушками.

Развитие креативного мышления

Мужчина пишет обычным фломастером а получаются радужные пятна, символизируя креативность мужчины

К счастью, нестандартное мышление — это навык, который можно развить в любом возрасте. Это один из психологических навыков, а любой навык можно «прокачать». Для этого существует множество методик. Вот несколько простых и эффективных.

1. метод шести шляп.

Этот метод был разработан Эдвардом де Боно, британским психологом, специализирующимся на творческом мышлении. Каждая шляпа имеет свой цвет, символизирующий определенный образ мышления. Таким образом, любую ситуацию можно проанализировать с шести разных сторон, чтобы представить идею с разных точек зрения. Например, белый цвет означает холодную логику и прагматизм, красный — интуицию и предвидение, желтый — оптимизм и позитивность, черный — пессимизм и критицизм, зеленый — креативность, а синий — цвет лидера, принимающего окончательное решение.

2. Делайте обычные вещи по-новому.

Попробуйте есть левой рукой, а не правой; выбирайте другой маршрут на работу. Таким образом, создаются новые нейронные связи, необходимые для экстравертного мышления.

3. Интересуйтесь тем, что не имеет отношения к вашей работе.

Если специалист по рекламе интересуется историей или менеджер — путешествиями, то это уже креатив и ведет к мышлению вне контекста.

4. обратите внимание на метод случайных слов.

Отличный способ подходить к решению определенных задач. Например: вы работаете над презентацией, но у вас нет идей. Запишите любое существительное и придумайте 10 ассоциаций с этим именем. Теперь подумайте, как можно использовать каждое слово для решения этой конкретной задачи. 5.

Научитесь видеть нестандартные возможности в обычных вещах.

Возьмите любой предмет, сначала придумайте от 5 до 10 вариантов его использования, а затем попытайтесь понять, как этот предмет нельзя использовать. Обратите внимание, что вскоре вы опровергнете свои версии. И на последнем этапе подумайте о различных способах нестандартного использования выбранного объекта.

Вот несколько практических рекомендаций по развитию экстравертного мышления: начинайте свой день с нового запаха (лучше всего подходят эфирные масла); посещайте места, где вы никогда раньше не были, например, новый магазин, парк или дорогу на работу; развивайте чувство осязания; экспериментируйте со стилем одежды (не обязательно кардинально, меняйте только одну вещь в своем гардеробе за раз).

Примечание: Творчество невозможно без ясного ума — чтобы сохранить ум как можно более сосредоточенным, используйте техники медитации. Медитация улучшает память и снижает стресс.

Стереотипы в мышлении

Сначала нам нужно понять, что такое стереотипное мышление. Например, «все женщины мечтают только о богатом мужчине», «блондинки глупы», «большие деньги можно заработать только нечестным путем», «дороже — значит лучше» — все эти утверждения стереотипны, но это не делает их правдой. Стереотип — это обобщение, основанное на определенной характеристике; в этом случае, конечно, нельзя говорить о креативности или индивидуальности.

  • полярные – человек воспринимает все или «белым», или «черным»;
  • негативные прогнозы – человек прогнозирует только плохое и несчастное будущее;
  • неудачи в приоритете – человек замечает лишь плохие события;
  • доверять только первому впечатлению;
  • навешивание ярлыков;
  • строгое следование шаблонам.

Креативность в современном мире

Современное общество вовлечено в процесс глобализации рынков и усиления конкуренции. Необходимо быстро реагировать на изменения, применять нетипичные решения и разрабатывать новые, оригинальные идеи. Обществу нужны необычные решения известных проблем, новые подходы к решению известных и, казалось бы, изученных проблем, а также новые способы поведения в типичных ситуациях. Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, активизации творческого потенциала. Творческое мышление проявляется в самых разных формах в современной социально-экономической системе. К ним относятся научные открытия, предпринимательство, технические изобретения, создание произведений искусства, взаимоотношения с людьми и государственное управление.

Американский исследователь Э. Де Боно, автор бестселлера «Рождение новой идеи», успешно решает проблему развития творческого мышления. Он разработал целостную программу развития творческого мышления и выделил следующие основные принципы:

  1. Определение условий решения задачи, необходимых и достаточных для достижения цели.
  2. Готовность отказаться от ранее полученного опыта решения подобных задач.
  3. Совершенствование способности замечать многофункциональные, универсальные вещи.
  4. Соединение самых разных, даже противоположных идей из самых разных областей знаний и использование полученных ассоциаций для решения задач.
  5. Совершенствование способности к пониманию господствующей в данной области знаний идее, с тем чтобы не попасть под её влияние.

Тренировка творческого мышления предполагает, во-первых, единство логики и мышления и, во-вторых, единство позитива, гармонии и продуктивности. Третий необходимый ингредиент — это радость саморазвития.

Существуют определенные навыки, без которых невозможно добиться успеха в современном мире, но, к счастью, их можно развить в себе. Вы сможете научиться:

  • Умение мыслить логически.
  • Умение формулировать предположения.
  • Умение находить логические связи между явлениями, объектами, фактами.
  • Умение преодолевать стереотипы.
  • Умение принимать решения в нетипичных, новых для себя ситуациях.
  • Умение находить нужные знания и подходящие методы.

T. М. Амайстел выделил три ключевых элемента творчества:

  • компетенция (наличие базы знаний, опыта, навыков); (использование методов креативного мышления, изобретательность, гибкость, настойчивость;
  • мотивация (внутренняя и внешняя). Внутренняя мотивация – личная заинтересованность в решении задачи, настойчивое желание применить знания, самореализоваться. Внешняя мотивация – продвижение по службе, материальная заинтересованность.

Технологии и приёмы креативного мышления

Существует несколько техник творческого мышления, которые вы можете использовать для эффективной разработки идей. Рассмотрим некоторые из них:

1. «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно (подробнее об этих и других техниках читайте в нашей статье «Литературное мышление.

Эта техника творческого мышления подходит для любой дискуссии, например. Он идеально подходит для групповой работы, а также для индивидуального использования. Эта техника помогает контролировать мышление, изменять его. Красочные головные уборы делают каждого человека отличительным, заметным, помогают направить мысли в нужное русло. Техника надевания шляпы, чтобы «подумать», помогает обрести внутренний покой и свободно сосредоточиться на работе, потому что надевать и снимать шляпу не составляет труда. Надевание разноцветных шапок, каждая из которых соответствует определенной точке зрения, помогает избежать ненужных споров и негативных эмоций и достичь согласия. Параллельное мышление структурирует процесс решения. Эта техника творческого мышления способствует развитию толерантности, критического и творческого мышления, независимо от возраста участников.

2. мозговой штурм. Эта техника позволяет вместе открывать новые идеи. Цель — собрать как можно больше различных идей. Генерация идей и их критика разделены во времени, а участники творческого процесса делятся на генераторов идей и критиков. Высказанные идеи развиваются, трансформируются и изменяются благодаря использованию ассоциаций. Разновидностями этого метода творческого мышления являются пиратская встреча, теневой мозговой штурм и обратный мозговой штурм.

3. «Метод фокального объекта» В этой технике новые идеи могут быть найдены путем приписывания атрибутов или свойств случайных объектов заданному объекту. Необычные, нестандартные сочетания достигаются благодаря свободным ассоциациям. Этот метод известен как ТРИЗ (теория решения ресурсных задач).

4. «Синтез. Важнейшим приемом творческого мышления в этом методе является построение аналогий. Аналогии вызывают ассоциации, которые, в свою очередь, стимулируют творчество.

На первом этапе этой техники творческого мышления используются аналогии, чтобы помочь участникам как можно четче определить и понять суть проблемы. Очевидные решения должны быть сознательно отвергнуты. В последующем обсуждении определены основные противоречия и трудности, препятствующие решению. Проблема переформулируется, и ставятся цели. Затем проводится процесс мозгового штурма идей и решений, задаются вопросы, вызывающие аналогии. Если возникает необходимость в повторном обсуждении и развитии идей, к проблеме возвращаются вновь.

5. «Основной прием творческого мышления в этой технике — сочетание нескольких этапов работы со случайными словами и ассоциациями:

  1. Построение цепочек синонимов объекта.
  2. Случайный выбор слов (существительных в именительном падеже).
  3. Комбинирование каждого элемента из гирлянды синонимов с каждым из случайных слов.
  4. Подбор нескольких прилагательных к каждому из элементов случайного выбора слов (см. 2)). Так получаются гирлянды признаков.
  5. Сочетание элементов гирлянд синонимов и гирлянд признаков. Уже на этом этапе могут родиться интересные идеи для решения творческой задачи.
  6. К каждому из элементов гирлянды признаков подбирают свободные ассоциации. Гирлянд свободных ассоциаций должно быть столько, сколько элементов в гирлянде признаков. Инструментом образования гирлянд свободных ассоциаций является вопрос «о чем нам напоминает слово … ?» При этом каждый ответ становится исходным для следующей постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово синий?» – «О небе». – «О чем напоминает слово небо?» – «О самолёте». «О чем напоминает слово самолёт?» – «О крыльях». Таким образом в гирлянде появятся слова небо, самолёт, крылья, …
  7. Далее каждый из элементов гирлянды синонимов комбинируется с элементами гирлянд свободных ассоциаций, что даёт новые идеи для решения задачи.
  8. Анализ полученных идей и принятие решения о продолжении или прекращении поиска. Если поиск нужно продолжать, то комбинируют исходные свободные ассоциации со вторичными гирляндами, а их элементы – с элементами гирлянды синонимов. В результате могут возникнуть новые идеи.
  9. Идеи делятся на рациональные, интересные и непригодные. Интересные (то есть хорошие, но с недостатками) впоследствии ещё раз делят на рациональные и непригодные.

Творчество и креативность

Творческое мышление часто также называют креативным мышлением, но креативность и творчество — это не одно и то же. Для лучшего понимания процессов полезно уточнить формулировку: Творчество — это всегда создание чего-то нового с озарением: продукт своего рода мыслительной деятельности, в которой проявляются эмоциональные и личностные качества творца. Многие исследователи называют творческий акт неконтролируемым, бессознательным действием или нестимулированной деятельностью мозга, которая проявляется в стремлении выйти из своей «зоны комфорта» (Богоявленский Д.Б.). Творческий акт характеризуется неожиданностью, спонтанностью, неожиданностью. Она связана с внешними условиями и личным опытом.

Креативность — это способность к творческой деятельности, характеризующаяся готовностью разрабатывать необычные идеи и решать проблемы способами, которые отходят от общепринятых шаблонов. Творчество является одним из независимых факторов одаренности. Творческое мышление опирается на искусство изобретений и открытий в различных областях знаний. Она ломает стереотипы, смело сочетает несовместимое, опирается на алгоритмы и создает нечто совершенно новое или решает на этой основе, казалось бы, неразрешимые проблемы. Творчество невозможно вне творчества. Креатив можно описать как технологию организации творческого процесса. Творчество может предшествовать творческому процессу и задавать ему направление, но оно не всегда сопровождает его.

Таким образом, креативность является одной из характеристик творческого мышления. Творчество всегда на первом плане, но творчество позволяет достичь определенной цели. Определенный прагматизм является важной частью творческого мышления. Это требует первоначального понимания конкретной цели (почему вы должны что-то создать), задачи (кому это нужно), решения (как это сделать) и самого объекта (что вам нужно для этого).

В то время как креативность играет ключевую роль в разработке творческих идей, их восприятие и реализация зависят от когнитивных способностей. Благодаря пластичности мозга мы можем развивать свои когнитивные навыки и тренировать мышление, память, внимание и восприятие. Регулярные онлайн-занятия по тренировке мозга могут оказать вам большую помощь.

Мы искренне желаем вам творческих озарений и успехов и, конечно же, успехов в собственном развитии.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и какими характеристиками оно обладает, — довольно сложная задача. Одно из немногих объективных определений креативности/креативного мышления принадлежит психологу Олегу Константиновичу Тихомирову:

Творческое мышление — это тип мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности для его создания. Эти новые образования включают в себя мотивации, цели, оценки и смыслы. Творческое мышление отличается от процесса применения готовых знаний и навыков, который называется репродуктивным мышлением.

Это определение подчеркивает главную характеристику творческого мышления — наличие результата, чего-то субъективно нового, что создает человек. Важно понимать, что творческое мышление или креативность — это тип мышления, определенный ПРОЦЕСС, который приводит к созданию чего-то нового.

Конечно, существует множество способов организовать мышление человека таким образом, чтобы из него получилось что-то новое. Многие исследования и тесты показали, что большинство методов могут быть адаптированы к определенным логическим схемам, которые являются частью уроков нашего курса. А чтобы разобраться в собственной креативности, мы предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Этот тест является интерпретацией Диагностического теста креативности личности, разработанного психологом Еленой Евгеньевной Туник, и позволяет определить четыре характеристики творческой личности: Любознательность, воображение, сложность и принятие риска.

Для того чтобы ответы были интерпретированы правильно, при прохождении теста следует придерживаться нескольких правил:

  • Среди предлагаемых коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант – «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность – это не врожденная характеристика, а качество, которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.

Напоминаем вам, что для нормальной работы этого сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframes. Если вы видите это сообщение в течение длительного периода времени, настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу функционировать должным образом.

С другой стороны, творческое мышление — это не столько логические схемы, сколько развитое ассоциативное мышление и человеческое воображение. Все эти навыки можно развить с помощью специальных упражнений, которые являются еще одним важным элементом курса.

Как научиться мыслить творчески?

Как уже говорилось ранее, существует множество подходов к пониманию творческого мышления и, следовательно, существует множество способов его преподавания. Популярные подходы к анализу творчества включают:

1 Концепция латерального мышления,
2 теория решения изобретательских задач..,
3 синектика,
4 метод «шести шляп»,
5 Некоторые другие методы.

Большинство этих подходов имеют схожие характеристики, но если вы попытаетесь изучить их все одновременно, вы можете запутаться.

Проанализировав многочисленные подходы к креативности, мы пришли к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (и ее интерпретация Филипом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Концепция латерального мышления составляет основу данного курса. Он также взял некоторые важные приемы развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, понятия, заслуживающие особого внимания, вынесены в отдельный урок, чтобы вы могли опробовать различные техники развития творческого мышления. Но не будем забегать вперед, об этом мы поговорим в свое время. Прежде всего, ознакомьтесь с тем, что вас ожидает на занятиях.

Методы

Творческие навыки, как и любые другие, необходимо развивать и тренировать. Возможно, лучшим примером этого является конкурс «Разминка» в популярной телевизионной драме КВН. Команды должны за несколько секунд придумать необычный ответ на вопрос соперников или ведущего. Кто придумает самый смешной ответ, тот и самый креативный.

Многие техники, используемые для развития этого навыка, предполагают работу в команде. Однако вы можете начать с индивидуальных занятий. Лучшим «двигателем» творчества является занятие творческой деятельностью. Рисуйте, пойте, танцуйте — подойдет любой вид искусства. Выбирайте. Творчество возможно и на кухне. Придайте своему любимому блюду (не сухому винограду) особый оттенок — придумайте необычную порцию и украсьте ее чем-то нетрадиционным.

Первый шаг к развитию творческих способностей сделан. Но вы не можете тренировать одну мышцу за одну тренировку, поэтому «мышца творчества» вряд ли сдвинется с места после одного занятия. Его нужно постоянно культивировать и совершенствовать.

Старайтесь применять его во всех сферах жизни, как и любой другой навык.

Как развить?

Творчество поощряется уже в детском саду. Игра с детьми дошкольного возраста должна учить их думать и развивать творческие способности. Хотя многие из нас усвоили похожие уроки, результаты оказались разными. Перед нами была поставлена несколько иная задача. Мы должны были сделать что-то в духе современных детей, у которых больше свободы для творчества. Да и выбор материалов в канцелярских магазинах сегодня гораздо богаче.

В остальном все было так же, как и у нас:

  • развить воображение помогают занятия лепкой и рисованием;
  • научиться создавать нечто новое помогут пазлы и конструкторы;
  • найти выход из сложных ситуаций помогут головоломки, они же подскажут в будущем нестандартные решения;
  • общаться, менять собственный образ помогают ролевые игры (утренники со снежинками, лисичками, зайчиками, маскарады).

Как только вчерашние снежинки, дыни и зайчики приходят в школу, им приходится переодеваться. В большинстве средних школ школьная форма является обязательной. Одни считают, что такие условия «обрезают» детей, другие — что это совсем не мешает личностному развитию современных младших школьников. Как обстоят дела в классе вашего ребенка, можно легко проверить, узнав, как именно преподается математика в начальной школе. Эта наука одним дается буквально «на раз-два», а другие часами решают, казалось бы, простые задачи.

Что должен сделать учитель, чтобы не только привить ему любовь к арифметике, но и поощрить его творческое мышление?

  • предложить подумать над альтернативными способами решения задачи;
  • предложить ученику самому выбрать, какую задачу он будет решать и каким методом пользоваться для поиска ответа;
  • предложить ребенку придумать собственную задачу.

Если учитель заинтересован в развитии ученика и не просто требует правильного решения, чтобы получить оценку, он найдет подход к каждому. Если нет, то родителям стоит приложить к этому все свои силы.

В противном случае ребенок может замкнуться в себе, у него разовьется комплекс неполноценности, и времени на творчество не останется.

У взрослых

Те же методы следует использовать для развития или пробуждения творческих способностей взрослых. Перестаньте думать «как все» и попытайтесь найти другие способы выхода из ситуаций. Отбросьте свои сомнения. Страх неудачи мешает вам творить. Гениальные идеи приходят только от отчаявшихся людей.

Если все это относится к вам, все, что вам нужно сделать, — это улучшить свои навыки и умения. Вот несколько простых упражнений.

  1. Возьмите книгу. Выпишите из нее несколько слов с заранее определенных вами страниц и строчек. Должна получиться некая абракадабра. А теперь соедините эти слова в текст. Придумайте историю.
  2. Придумайте, как расширить возможности применения самого обычного предмета. Например, целлофанового пакета. Это же не только упаковка для мусора, но и шапочка для бассейна, обложка для бумажника, дождевик. Выполнив такое задание, и фантазию разовьете, и экологам поможете.
  3. Набросайте на листе бумаги черточки разной длины и наклона, точки, тире. А теперь попробуйте создать из них изображение. Возможно, это будет не предмет, а событие или природное явление.
  4. Используйте все, что вас окружает для создания образов. На что похожа та тучка, а вот эта лужа под ногами, а сугроб под окном?
  5. Читайте задом наперед. Начните со слов, затем переходите на целые предложения и страницы из книг. Воображайте, что получается из текста.

Упражнения и игры

Обучение творчеству, безусловно, может быть достигнуто с помощью деловых игр. Например, известную игру «мозговой штурм» можно использовать не только для решения конкретной бизнес-задачи, но и в качестве тренировочного упражнения. Соберите группу из нескольких человек. Кстати, возраст здесь не имеет значения. Таким образом, вечер можно провести и в кругу семьи.

Правила игры довольно просты.

  • Четко ставим задачу. Например, как приготовить ужин из того, что есть в холодильнике.
  • Определяем время на размышление каждому участнику игры.
  • Выписываем все варианты на листок бумаги и озвучиваем их.
  • Дополняем предложенные варианты новыми идеями.
  • Доводим выбранное блюдо (если речь идет об ужине) до совершенства.
  • Приступаем к готовке.

Скорее всего, ваши кулинарные изыски не попадут в следующую книгу Джейми Оливера (британского шеф-повара, успешного ресторатора, популярного телеведущего и сторонника здорового питания), но вы получите массу удовольствия, не говоря уже о положительном заряде энергии, который даст вам ваше творчество.

Не любите готовить? Постройте дом. Для этого вам также не нужны помощники. Первое, что вы должны сделать, это определиться со строительными материалами. Возьмите лист бумаги и составьте «смету». Запишите 10 названий предметов, овощей, фруктов, животных. Не думайте об этом слишком много. Теперь возьмите другой лист бумаги и начните строить свой собственный дворец. Что у нас есть? Помидоры — рисуем окна в форме помидоров. Огурец — по периметру строения мы поставили скамейки в их форме. Дельфин — делаем фонтан с изображением этого милого животного.

Понятна ли идея? Главное, что ничего не «теряется» из ранее приобретенных материалов. В конце концов, они были даны вам вашим собственным воображением.

Не позволяйте этому расстраивать вас, это окупится и поможет вам в вашем заявлении, когда вас спросят, насколько вы креативны.

В следующем видеоролике показано, какие упражнения можно использовать для развития творческого мышления.

Креативное мышление: что это такое, как измерить и повысить свой потенциал

Творческое мышление — один из ключевых навыков XXI века. Все просвещенные люди говорят о том, как важно развивать его. К сожалению, они не говорят о том, как они оценивают свою креативность и можно ли ее улучшить. Мой вклад — это попытка ответить на эти вопросы, используя достижения современной науки.

Для начала нам нужно понять, что такое творческое мышление. Мне понравилось следующее определение: Творческое мышление — это разработка необычных и хороших решений оригинальной проблемы. Согласно этому определению, процесс творческого мышления делится на две фазы:

  1. создание необычных решений
  2. выбор достаточно хороших решений, чтобы справиться с проблемой

В этом смысле можно выделить два типа творческого мышления:

  1. дивергентное — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи
  2. конвергентное — способность выбрать наиболее оптимальный способ решения из имеющихся

Основным способом измерения работы дивергентного мышления является постановка задачи, которая предполагает поиск способов использования предметов. Например, «Придумайте как можно больше вариантов использования кирпича». Если вы читали книгу «Гарри Поттер и методы рационального мышления», то, возможно, помните следующий эпизод. В главе 16, «Необычное мышление», профессор Квиррелл просит Гарри придумать десять необычных применений для предметов в учебной комнате. Это типичное задание на дивергентное мышление, предложенное известным психологом Джой Полом Гилфордом, создателем модели структуры интеллекта.

Результаты оцениваются по следующим 4 критериям:

  1. Гибкость — количество уникальных категорий использования. Использование кирпича как орудия убийства или способ отправить человека в бессознательное состояние засчитаются как одна категория использования. А вот использование кирпича как утюга попадёт в новую категорию.
  2. Новизна — оригинальность использования. Этот параметр измеряется двумя способами: субъективным и объективным. Субъективный метод довольно прост: каждый из проверяющих ставит оценку от 1 до 5, исходя из своих собственных представлений и опыта. Как ни странно, такой метод имеет широкое научное валидирование. Объективный метод — проверяющие выписывают, сколько раз участники предложили использовать предмет определённым способом. Например, кирпич как орудие убийства. А дальше считают относительную новизну предложенного варианта.
  3. Полезность — практичность в использовании. Здесь всё довольно просто. Если вы можете использовать предложенные идеи в реальной жизни, то у них высокая оценка полезности. Вы вряд ли будете использовать кирпич в качестве утюга. Как орудие убийства кирпич можно использовать, если для жертвы это станет неожиданностью. А как замену табуретки — очень вероятно, что вы так уже делали хотя бы раз в жизни. Профессор Квиррел упрекал Гарри именно в низкой полезности предлагаемых им идей.
  4. Беглость (fluency) — общее количество неповторяющихся вариантов. Если вы написали “использовать кирпич как подставку для ног” и “использовать кирпич как табуретку”, то два варианта засчитаются как один.

Работоспособность конвергентного мышления проверяется с помощью теста вербальной креативности Медника (тест RAT), в котором вам предъявляется серия из трех слов. Задача: найти четвертое слово, которое объединяет три других слова. Например, к словам «гражданин», «великий» и «мир» присоединяется слово «война». В оригинальном экзамене часто используются слова из разных типов слов: Прилагательное, существительное, наречие и т.д.

Часть 2. Как повысить свой креативный потенциал

Каждый из нас обладает различной способностью находить творческие решения. К счастью, эту способность можно улучшить. Существует два основных способа:

  1. изменение окружающей среды
  2. применение специальных техник

Я поделюсь некоторыми принципами работы с медиумом, которые использую сам и которые были научно доказаны. Есть много хороших книг, посвященных конкретным техникам. Я перечислю их в конце этой статьи.

Что может повысить креативность:

1. Возможно, вы слышали историю об Архимеде, который нашел решение проблемы, сидя в ванне. Ньютон, который сделал свое открытие, сидя во фруктовом саду под яблоней. Эйнштейн, который любил играть на скрипке между своими мыслями. Все эти личности занимались тем, что в науке называется блужданием ума.

Блуждание ума считается важным процессом в творческом мышлении. Этот процесс позволяет найти нетривиальные связи между идеями. Противоположностью является когнитивная фиксация — процесс, когда человек буквально зацикливается на конкретном решении проблемы, не видя альтернативных подходов.

Само творческое мышление делится на два типа: дивергентное и конвергентное мышление. Дивергентное мышление — способность находить различные решения одной и той же проблемы. Конвергентное мышление — это способность выбрать наиболее эффективное из этих решений.

Исследование 2017 года показало, что переключение между задачами может снизить когнитивную вовлеченность и повысить эффективность обоих типов творческого мышления. Эффект был сильнее для конвергентного мышления.

Испытуемые были разделены на три группы. У каждой группы было 12 минут на выполнение задания. Первая группа должна была переключаться между заданиями каждые 30 секунд. Вторая группа работала на своем комфортном уровне. Третья группа должна была работать в течение 6 минут без переключения на первое задание, а затем в течение 6 минут на второе задание.

Первая группа показала значительно лучшие результаты, чем две другие. Интересно, что вторая группа справилась с задачей не хуже третьей. Поэтому мы инстинктивно выбираем неэффективную стратегию для выполнения творческих задач.

2. если вы работаете над новым продуктом, вам следует проводить совместные мозговые штурмы. К сожалению, эти встречи не всегда проходят удачно.

Мне сразу вспоминается мультфильм про Винни-Пуха, где Винни говорит: «Это неправильные пчелы, и они делают неправильный мед. То же самое с мозговым штурмом: все неправильно. После встречи у вас остается впечатление, что вы не узнали ничего нового и зря потратили время.

И здесь наука нашла решение проблемы. Эффективность мозгового штурма можно повысить, если попросить каждого участника самостоятельно подумать о различных способах решения проблемы. И использовать совместную сессию не для разработки вариантов, а для выбора лучших из общего списка. Это простое решение повысило «новизну» предлагаемых решений.

Почему это сработало: Работа в команде, как правило, приводит к конформистским решениям и когнитивной одержимости. Это тенденция излишне концентрироваться на одном решении. Во время групповой работы участники начали развивать уже имеющиеся у них идеи вместо того, чтобы искать инновационные решения.

3. музыка Исследователи решили выяснить, как различные типы музыки влияют на творческое мышление. Они выбрали четыре типа музыки: спокойную, радостную, грустную и беспокойную. Контрольная группа работала в тишине.

Часть 3. Какие книги почитать

Здесь я буду краток. Интернет полон обзоров и рейтингов этих книг. Некоторые я уже прочитал и активно применяю, другие ждут своей очереди.

Василий Лебедев, CRAFT Майкл Микалко, Rice Assault Майкл Микалко. Нарушение творческого Эдварда де Боно, гений Генриха Альтшуллера. В поисках идеи Марк Леви. Гений по вызову Дэйв Грей. Маргинальное мышление Джулия Кэмерон. Путь художника Гарета Мура. Латеральная логика

Читайте книги, применяйте техники на практике и используйте их для поиска творческих решений.

Надеюсь, эта статья приоткрыла завесу тайны вокруг понятия «творческое мышление». На своем канале в Telegram я пишу об обучении, когнитивном развитии и о том, как работать с информацией. Я с нетерпением жду ответа от всех заинтересованных лиц.

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий