Абстрактное мышление: понятие, примеры, формы, как развить. Абстрактно логическое мышление это.

Общие закономерности всех явлений отражаются в конкретных языковых выражениях. С ними нам больше не нужно каждый раз определять новые термины, потому что мы узнаем их с самого начала — от родителей, учителей, воспитателей и так далее. А вот формы абстрактного мышления.

Абстрактное мышление – что это. Формы, виды, развитие

Большое количество информации о внешнем мире поступает в наш мозг через органы чувств в виде звуков, запахов, тактильных ощущений, зрительных образов и вкусов. Однако это необработанные данные, которые еще нужно обработать. Она требует мыслительной деятельности и ее высшей формы — абстрактного мышления. Это позволяет не только детально анализировать поступающие в мозг сигналы, но и обобщать, систематизировать, классифицировать и разрабатывать оптимальную стратегию поведения.

Человеческое мышление является результатом длительной эволюции и в своем развитии прошло несколько этапов. Сегодня абстрактное мышление считается его высшей формой. Возможно, это не последняя стадия в развитии психических процессов человека, но другие, более совершенные формы мыслительной деятельности неизвестны.

Три этапа развития мышления

Формирование абстрактного мышления — это процесс развития и усложнения познавательной деятельности. Его основные закономерности характерны как для антропогенеза (развития человека), так и для онтогенеза (развития ребенка). В обоих случаях мышление проходит три стадии, с возрастающей степенью абстракции или абстрактности.

  1. Свой путь эта форма познавательных процессов начинает с наглядно-действенного мышления. Оно носит конкретный характер и связано с предметной деятельностью. По сути, и осуществляется оно только в процессе манипуляций с предметами, а отвлеченные размышления для него невозможны.
  2. Второй этап развития – это образное мышление, для которого характерны операции с чувственными образами. Оно уже может быть отвлеченным и является основой процесса создания новых образов, то есть воображения. На этом этапе появляется и обобщение, и систематизация, но все же образное мышление ограничено непосредственным, конкретным опытом.
  3. Возможность преодоления рамок конкретности появляется только на этапе абстрактного мышления. Именно этот тип мыслительной деятельности позволяет достигать высокого уровня обобщения и оперировать не образами, а абстрактными знаками – понятиями. Поэтому абстрактное мышление называют еще понятийным.

Образное мышление дивергентно, то есть напоминает круги, начинающиеся от камня, брошенного в пруд — центрального образа. Она довольно хаотична, образы переплетаются, взаимодействуют, пробуждают ассоциации. В отличие от этого, абстрактное мышление линейно, мысли располагаются в определенном порядке и подчиняются строгому закону. Законы абстрактного мышления были открыты уже в античности и обобщены в особой области знаний — логике. Именно поэтому абстрактное мышление также называют логическим мышлением.

Инструменты абстрактного мышления

Если образное мышление работает с образами, то абстрактное мышление работает с понятиями. Слова — его важнейший инструмент, и такое мышление существует в форме дискурса. Это словесная формулировка мыслей, которая позволяет логически и последовательно их выстраивать.

Слова упорядочивают и облегчают мышление. Если вы чего-то не понимаете, попробуйте обсудить это или, еще лучше, объяснить кому-нибудь. И поверьте, в ходе этого объяснения вы поймете даже очень сложную тему. А если никто не желает слушать ваши аргументы, то объясните это своему отражению. Это даже лучше и эффективнее, потому что размышления не прерываются, и вам не нужно стесняться выразить себя.

развитие личности

Подумайте, какие формы вы можете сделать из этих деталей

Развитие этого вида мышления тесно связано с языковой деятельностью, включая богатство словарного запаса, правильность построения предложений и способность анализировать информацию.

Упражнение «Докажи обратное»

Это упражнение лучше выполнять в письменном виде. Помимо удобства, письменная речь имеет значительное преимущество перед устной — она более организована, упорядочена и линейна. Далее следует фактическая задача.

Выберите одно из относительно простых и, главное, не противоречащих друг другу утверждений. Например: «Отдых у моря очень привлекателен».

Теперь ищите контраргументы — чем больше контраргументов, тем лучше. Выпишите их в столбик, восхищайтесь ими и найдите контраргумент на каждый из них. То есть, докажите истинность первого кризиса еще раз.

Упражнение «Аббревиатуры»

Это упражнение хорошо, если вы делаете его в компании, потому что оно не только стимулирует мышление, но и может развлечь вас, например, во время долгого путешествия или поднять настроение во время долгого ожидания.

Возьмите несколько случайных комбинаций из 3-4 букв. Например: SKP, UOSK, NALI и т.д.

Затем представьте, что это не просто комбинации букв, а аббревиатуры, и попытайтесь их расшифровать. Возможно, вы придумаете что-то смешное — это лучшее, что может с вами случиться. Юмор способствует развитию мышления. Можно предложить следующие варианты: CCS — «Совет творческих писателей» или «Общество коррумпированных продюсеров». CPC — «Копинг с отдельными социальными конфликтами» и т.д.

Если вы выполняете задание в группе, можно устроить соревнование на самое оригинальное название и на то, чего может достичь организация.

Упражнение «Работа с понятиями»

Упражнения с понятиями и особенно с абстрактными категориями, не имеющими эквивалента в физическом мире, хороши для развития абстрактного мышления и установления связей между различными уровнями мыслительных процессов. Как правило, эти категории отражают свойства, характеристики объектов, их взаимозависимость или противоречия. Таких категорий много, но даже самые простые, такие как «красота», «слава», «ненависть», можно рассматривать как упражнение.

  1. Выбрав одно из понятий, постарайтесь максимально просто (своими словами) объяснить, что это такое. Только избегайте объяснений через примеры («это, когда…), за такое даже в школе ругают.
  2. Подберите синонимы к этому понятию и постарайтесь определить, есть ли какие-то отличия, нюансы между основным словом и синонимом.
  3. Придумайте символ этого понятия, он может быть как абстрактный, так и конкретный, выражаться в словах или в графическом образе.

После того как вы разобрались с простыми понятиями, можно переходить к сложным. Например: «сближение», «виктимизация», «сопротивление» и т.д. Если вы не знаете, что это такое, вы можете посмотреть определения этих слов, но вам придется объяснить их своими словами.

Польза от развития абстрактного мышления заключается не только в том, чтобы научиться решать логические задачи. Без него невозможно преуспеть в точных науках, трудно понять многие экономические и социальные законы. Более того, и это самое главное, такое мышление приведет к более правильному и четкому языку, они научатся доказывать свою точку зрения, основываясь на строгих законах логики, а не потому, что «мне так кажется».

Что такое абстрактное мышление?

Абстрактное мышление — это работа с абстрактными понятиями. Это понятия, которые не соответствуют конкретным объектам или явлениям. Это может быть обобщение (человек, животное, собака), а также различные понятия, которые получают свое значение непосредственно в процессе мышления или обсуждения (число, мораль, материя).

В диалектической логике абстрактное противопоставляется конкретному. Например, можно говорить о конкретной собаке и можно говорить о собаке или животном в целом — это уже абстракция. Вы можете поговорить о плохой погоде на улице сегодня — дожде и шторме — или вы можете поговорить о погоде как явлении в целом.

Чтобы правильно понять, что такое абстрактное мышление, важно знать значение терминов «абстракция» и «абстракция». Абстрагирование означает удаление некоторых свойств объекта. В живописи, например, это означает, что художник отбрасывает некоторые визуальные качества фигур и предметов, чтобы подчеркнуть другие качества и передать определенные эмоции. Абстрагирование — это процесс обобщения и упрощения, при котором опускаются некоторые детали, несущественные в текущем контексте.

Абстрактное мышление позволяет нам думать о различных предметах и явлениях, не уточняя их свойств. Она позволяет нам представить и понять ситуацию, не выражая ее словами и не создавая образов в нашем сознании. Это самый быстрый тип мышления, который доступен нам, и позволяет быстро находить нестандартные решения проблем, с которыми мы сталкиваемся.

Отличия от «конкретного» мышления

Абстрактное и конкретное мышление можно рассматривать как противоположности. Первая направлена на концептуализацию и обобщение, а вторая конкретизирует объект или явление и придает ему или его свойствам фундаментальное значение.

Конкретное мышление или мышление, связанное с объектами, появляется в возрасте 18 месяцев и развивается примерно до 7 лет. Это позволяет ребенку решать задачи с помощью конкретных предметов и их изображений. Он не может отойти от реальных объектов и использовать абстрактные понятия и категории.

Абстрактное или абстрактно-логическое мышление развивается у ребенка в возрасте около 7 лет, а затем по мере развития личности. Таким образом, он приобретает способность работать с категориями, которые не существуют в реальном мире в виде конкретных предметов или явлений.

Примеры абстрактного мышления

Наиболее очевидным примером абстрактного мышления являются математические операции. Мы можем применять математику в реальной жизни, подсчитывая или измеряя определенные предметы и явления. Но мы также можем полностью отстраниться от реальности, используя абстрактные ценности.

Например, все прекрасно понимают, что означает число 10, даже если это не 10 конкретных предметов. Математические действия также являются абстрактными. Мы можем складывать, делить, умножать и вычитать без использования конкретных предметов.

Менее очевидным, но гораздо более масштабным примером является язык, который мы используем для общения. Она состоит из множества абстрактных лексических единиц, которые обычно так или иначе относятся к реальным предметам и явлениям, но в разговоре далеко не всегда к чему-то конкретному. Предложения, которые мы используем в нашем языке, представляют собой абстрактные логические цепочки лексических единиц, которые наш собеседник может понять и интерпретировать с достаточной ясностью.

Что такое абстрактное мышление и как его развивать у младших школьников

Девочка читает

У начинающих школьников «память становится мышлением, а восприятие — мышлением». Высказывание выдающегося детского психолога и автора оригинальных методик Д.Б. Эльконина означает самое главное: в психическом развитии детей младшего школьного возраста происходит активное преобразование всей когнитивной сферы (памяти, внимания, восприятия, языка). Психологи подчеркивают, что такое когнитивное развитие возможно только при наличии абстрактного логического мышления. Специалисты считают, что абстрактное мышление необходимо не только для дальнейшего интеллектуального развития ребенка, но и для изучения таких сложных учебных предметов, как математика, естественные науки, а позднее физика, геометрия и астрономия. Родителям важно понимать разнообразие интеллектуального развития своего ребенка, чтобы вовремя помочь ему.

Наличие таких признаков можно обнаружить уже у детей дошкольного возраста, поскольку специалисты считают, что старший дошкольный возраст является оптимальным временем для перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению. Предполагается, что когнитивное развитие детей достигает относительно высокого уровня к школьному возрасту. Семилетний ребенок уже многое знает и умеет, приобретает определенный жизненный опыт, например, познает мир, легко запоминает информацию, знаком с литературными произведениями, понимает смысл загадок, решает задачи, условия которых наглядны, связно выражает свои мысли о различных событиях, интересуется компьютерами и любит заниматься творчеством (лепить, рисовать, конструировать). В то же время мышление учеников начальной школы находится на критической стадии развития, абстрактное логическое мышление еще не завершено. Чтобы узнать, на каком этапе развития мышления находится ваш ребенок, можно воспользоваться простым тестом, который часто используется психологами при обследовании младших школьников.

Диагностика способности мыслить абстрактно

Удалите лишнее слово

  • Лампа, фонарь,Солнце, свеча.
  • Сапоги, ботинки,шнурок, валенки.
  • Собака, лошадь, корова,волк.
  • Стол, стул,земля, диван.
  • Сладкий, горький, кислый,горячий.
  • очки, глаза, нос, уши.
  • Трактор, комбайн, машина,сани.
  • Суп, каша,сковорода, картошка.
  • Береза, сосна, дуб,Роза.
  • Абрикос, персик,Томат, апельсин.

Заполните пропущенные буквы в словах

  • д…р…в… (дерево); к…м…нь (камень); р…б… (рыба); к…р…в… (корова); б…р…з… (береза)

Найдите слово, которое имеет смысл

  • 1) волк: пасть = птица: ? а) воздух б)клювв) соловей г) яйцо д) пение
  • 2) библиотека: книга = лес: ? а) береза б)Деревов) ветка г) бревно д) клен
  • 3) птица: гнездо = человек: ? а) люди б) рабочий в) птенец г)Домд) разумный
  • 4) школа: обучение = больница: ? а) доктор б) больной в)Исцелениег) учреждение

Подберите слово с противоположным значением

  • Начало -. (конец). День -. (ночь). Зло -. (добро).
  • Высокий -. (низкий). Молодой -. (старый). Сильный -. (слабый).
  • Плакать -. (смеяться). Мириться -. (ссориться). Находить -. (терять).

Игра

Проанализируйте результаты

За каждое правильное действие начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов — 29.

  • 29 – 26 – повышенный уровень логического мышления
  • 25 – 22 – высокий уровень
  • 21 – 18 – средний уровень
  • 17 – 14 – уровень логического мышления ниже среднего
  • 13 – 10 – низкий уровень
  • 9 – 0 – критический уровень.

Зачем развивать абстрактное мышление у детей

Понимаете ли вы, что для успешного обучения в школе вам необходимо определенное количество абстрактного мышления? Знаете ли вы, что у вашего ребенка проблемы с логическим мышлением и поиском нестандартных решений? Хотите научить своего ребенка формам абстракции? Тогда необходимо прислушаться к мнению экспертов. Например, психологи предупреждают, что развитие мышления — довольно длительный процесс и требует ежедневной работы. Ребенок может быть не в состоянии быстро и хорошо освоить абстрактные операции. Поэтому родители должны помогать им развивать навыки абстрагирования. В психолого-педагогической практике разработано множество способов стимулирования абстрактных процессов у младших школьников. Родители могут подчеркнуть, что они считают наиболее доступным и приемлемым для домашнего обучения.

Упражнения и игры на логическое мышление

Игры

Для младших школьников по-прежнему важна игровая деятельность, поэтому игры и упражнения успешно используются для развития абстрактного мышления. Этот способ доступен и увлекателен для детей и может быть использован для выполнения тяжелой работы по совершенствованию форм абстракции. Каждый взрослый может найти для своего ребенка собственные игровые задания. Главное — это ваша креативность и изобретательность! Чтобы дети не уставали, игры можно легко «оживить» элементами подвижных игр (бег, прыжки, хлопки) или спортивными предметами (мяч, крокетный молоток, скакалка). Момент соревнования (кто назовет самого быстрого?) и шутки также хороши. Что можно рекомендовать для домашнего использования?

Синонимы — антонимы

Классическая игра в подбор синонимов и антонимов всегда пользуется успехом у детей. Им нравится соревнование «кто первым найдет слово (синоним или антоним)». Они могут играть устно или бросать друг другу мяч с выбранным словом. Примеры синонимов (с близким значением): скупой — жадный, бросать — кидать, собака — пес, ленивый — ленивый, друг — друг, мокрый — мокрый, врать — врать.

Более простая задача для детей — подобрать антонимы (слова с противоположными значениями). Оно аналогично предыдущему, например: друг — враг, храбрый — трус, будущее — прошлое, хороший — плохой, грустный — счастливый, красивый — некрасивый. Интерес к игре можно поддерживать, вводя игровые моменты: За неправильный ответ игрок дает штраф, а затем искупает его определенным заданием: пением, танцем, произнесением короткого предложения, отгадыванием загадки.

Закончи предложение

Как и в предыдущей игре, здесь есть упражнение на завершение предложений. Игроки должны поймать мяч с началом предложения и вернуть его, например, с концом: Собаки лают, кошки лают. (мяу), зимой холодно и. (тепло), едет автомобиль и летит самолет. (мухи). Более сложный вариант — нужно закончить сложноподчиненное предложение прилагательным, например: зимой холодно, …. (потому что холодно); ученик получил пятерку, … (потому что он выучил свои уроки) и тому подобное.

Расшифруй!

Девочка играет

Такое упражнение должно быть подготовлено заранее, в начале используются картинки или слова, написанные на карточках. Позже, когда ученик научится мысленно разбивать слово на слоги, вы можете использовать это как игру в слова. Суть упражнения заключается в следующем действии:

Виды и способы развития абстрактно логического мышления у человека

2 полушария мозга нарисованы в синем цвете

Я рада приветствовать вас, дорогие читатели моего блога! От животных нас отличает не только способность определять свои потребности и ставить цели, но и концепция абстрактного логического мышления. Это делает нас не только разными, но и уникальными, потому что ни одно другое живое существо не обладает такой способностью. Сегодня мы рассмотрим методы, с помощью которых его можно разработать.

Для начала давайте рассмотрим, какие типы вообще существуют и в чем разница между ними:

  • Конкретно-действенное, или его ещё называют практическим. Проявляется в нашей жизни, когда есть необходимость решить какие-то конкретные задачи. Может быть бытовым или производственным. Проще говоря, это то, что мы делаем, опираясь на свой опыт, а также умение разбираться в чертежах, проектах и прочих технических деталях.
  • Конкретно-образное, или художественное. Отличительной особенностью является привязка к настоящему времени, из которого и черпается вдохновение, появляются идеи. А также делается акцент на чувствах и эмоциях, благодаря различным переживаниям человек становится способным творить.
  • Словесно-логическое, абстрактное. Благодаря ему мы видим картину мира целостной, абстрагируясь от деталей, концентрируясь на широких понятиях. Развивать этот вид необходимо, прежде всего, потому, что оно помогает нам принимать нестандартные решения, выходя за границы обыденности и моделировать отношения между реальными объектами и образами.

Существуют признаки, по которым можно определить, что этот тип мышления преобладает:

  • Потребность в построении причинно-следственных связей;
  • Чёткая систематизация полученной информации;
  • В общении преобладает использование формул, расчётов, каких-либо заключений, выдвигаются гипотезы, а также замечается умелое оперирование словами.
  • Высокая способность обобщать и анализировать
  • Умение аргументировать своё мнение, логически его обосновывая

Если вышеперечисленные признаки не относятся к вашей лошади, не отчаивайтесь, потому что это легко исправить, вам просто нужно набраться терпения, потому что это долгий процесс, но очень нужный. Потому что с помощью абстракции и логики мы можем найти свою истину, подвергая сомнению определенную информацию. Быстро создавать цепочку четких выводов, путей к возможным решениям проблем. Человек получает возможность быстро принимать решения и полагаться на свой опыт, не недооценивая и не игнорируя его. А кто не хочет просчитывать и предвидеть сценарии заранее?

Рекомендации

Если вы хотите повысить свой уровень развития, вам необходимо выделить время для полуторачасовых занятий хотя бы несколько раз в неделю. Даже при большой нагрузке это возможно, если у вас есть желание и настойчивость. Уже через месяц вы заметите, насколько легче строить планы, решать задачи, которые раньше были сложными, и думать в целом.

Подобное мышление — это, по сути, приобретенный навык. Она развивается только в процессе умственной работы, когда мозг занят решением задач, а не просто как врожденная способность, уровень которой передается по наследству. Поэтому только от вас зависит, насколько эффективно вы сможете использовать тот дар, который дала вам природа.

Существует два основных пути его развития: теоретический и практический. Теория преподается в основном в университетах, где изучаются категории, законы и, следовательно, правила логики. Если вы пропустите эти пункты, стоит поискать информацию самостоятельно. На практике, однако, речь идет о применении изученной теории на практике, углублении ее и применении для получения опыта. Идеально, если эти два метода применяются комплексно. Таким образом, это непосредственно практические возможности развития:

1.Игры

рука ходит пешкой в на шахматной доске

Да, игра, которая доставляет удовольствие, помогает мозгу разрядиться.

  • Самыми популярными считаются шахматы, шашки и нарды. Потому что приходится просчитывать свои шаги наперёд, предвосхищая события и возможные шаги противника. Если вы не умеете играть, существует много мобильных приложений, которые помогут не только обучиться, но и практиковаться, не теряя зря время в длинной очереди или дороге.
  • «Слова», «Города» … Кто не знает игру, когда из букв очень длинного слова необходимо составить другие? Или на какую-то одну букву называть предметы, которые поместятся в бутыль? Обучите своих детей, ведь им совсем не помешает не только мыслительное развитие, но и информация, к примеру, о существующих городах.
  • Пазлы. Очень кропотливый процесс, особенно, когда выбирается сложная картина, к примеру, пейзаж. На самом деле этом метод не только помогает развить логику, но и усидчивость, терпение, самообладание. Мелкая моторика в действии, внимание максимально направлено на поиск нужных частей, мозг в это время «дорисовывает» возможные варианты уже найденных. Если вы будете собирать его семьёй, это ещё и сможет сблизить вас, ведь нет лучшего метода наладить отношения, чем совместное времяпрепровождение, особенно с удовольствием.
  • Кубик-рубик, даже если вы не можете его собрать по цвету, с помощью ежедневной практики вы сможете наработать возможные комбинации.
  • Покер. Только не на деньги, а для удовольствия, контролируя, чтобы не появилась зависимость от азартных игр. Он помогает развить не только логику и просчитать возможные комбинации, но и память, внимательность, а ещё такое полезное умение, как распознавание эмоций благодаря жестам и мимике. Кто читал статью о невербальных проявлениях эмоций, то покер будет прекрасным методом для практики и наработки опыта.

2.Изучение иностранного языка

Звучание новых иностранных слов активизирует наш мозг, потому что вам приходится обнаруживать и создавать ассоциации между родным языком и языком, который вы хотите выучить. С помощью этого метода вы убиваете двух зайцев одним выстрелом — улучшаете свое абстрактно-логическое мышление и одновременно учите новый язык.

Развитие абстрактного мышления

В этом блоге мы хотели бы кратко рассказать о том, как можно развить абстрактное мышление у детей и взрослых. Учитывая, что путь развития в этих случаях различен, мы поговорим о них отдельно.

Развитие абстрактного мышления у детей

Хотя абстрактное мышление развивается у ребенка автоматически, родители могут создать специальные условия для улучшения этого процесса. Рекомендуется начинать обучение в первые годы жизни, когда формируется и развивается мозг ребенка. Главная цель — помочь ребенку перейти от работы с конкретными предметами к работе с абстрактными понятиями и как можно больше расширить его кругозор.

Вот несколько подходящих упражнений для этой цели:

  • Возьмите альбомный лист и разлейте на нем немного гуаши или чернил, чтобы получилась клякса. Нужно вместе с малышом сделать из этой кляксы какой-то рисунок, к примеру, веселую рожицу или смешного человечка.
  • Придумывайте вместе с ребенком необычные названия и имена. Можно подобрать в Интернете изображение и придумать к нему не меньше трех интересных названий. Необычные имена можно составлять для животных и даже людей.
  • Ставьте вместе с ребенком небольшие театральные постановки. Создавайте из подручных средств костюмы и прочий реквизит. Абстрактное мышление у детей отлично развивают игры в театр теней.

В дополнение к этим упражнениям решайте с ребенком головоломки, загадки, пазлы и анаграммы. Играйте в логические игры и шахматы, занимайтесь головоломками, загадками, ребусами, загадками, ребусами, ребусами, ребусами, ребусами, ребусами, ребусами, ребусами, ребусами, ребусами, ребусами и ассоциациями. Возможно, сначала вашему ребенку будет трудно справиться с заданиями, но пройдет совсем немного времени, и он очень быстро разовьет свое абстрактное мышление, причем гораздо быстрее, чем взрослый.

Развитие абстрактного мышления у взрослых

Развитие абстрактного мышления у взрослого человека несколько сложнее, чем у ребенка. Дело в том, что мышление взрослого человека уже сформировано и менее гибко. Новые знания труднее воспринимать и усваивать. Но даже это не является препятствием, если выполнять специальные упражнения для развития креативности и способности мыслить абстрактными категориями:

  • Закройте глаза и как можно ярче представьте всех, с кем пришлось общаться в течение дня. Делайте это во всех подробностях: вспоминайте одежду, тембр и громкость голоса, жестикуляцию, выражение лица. Одновременно с этим вспоминайте свои ощущения в процессе общения с людьми.
  • Закройте глаза и начните представлять разные эмоции: радость, ужас, страх, умиление, тревогу, недоверие и т.д. Создавайте в воображении образ эмоции без конкретного объекта.
  • Закройте глаза и представьте образ интересующей вас идеи, понятия или термина. Пытайтесь отследить возникающие при этом ассоциации, ощущения и символы. Для выполнения упражнения замечательно подходят такие абстрактные явления как бесконечность, энергия, свобода, космос, религиозность и т.д.

Помимо предложенных упражнений, все те же головоломки, ребусы, логические загадки, судоку, займитесь рисованием и придумыванием несуществующих слов и выражений. Также попробуйте читать книги необычным способом — вверх ногами, задом наперед, боком и т.д.

См. также книги по абстрактному мышлению. Среди наиболее популярных — «Абстрактное мышление» Кирилла Берендеева, «Тренинг интеллекта» Андрея Родионова, «Развивай свой интеллект» Филипа Картера, «Научи себя думать» Эдварда де Боно, «Правила мозга» Джона Медины и другие работы.

Определение

При обобщенном мыслительном действии человек активизирует логику, начинает думать, рассуждать и делать выводы. Это активизирует абстрактное логическое мышление. Этот тип мышления является заключительным этапом процесса развития личности. Он основан на рациональном, опосредованном усвоении данных, при котором понятия не обладают непосредственной наглядностью, присущей восприятию и представлениям.

В психологии считается, что этот вид познавательной деятельности является опосредованным отражением общих цепочек, наблюдаемых между явлениями и объектами в мире. Другими словами, это когнитивный процесс, в котором неизвестная информация воспринимается через уже известные факты.

Деятельность абстрактного мышления включает в себя числа, формулы, символы и абстрактные понятия, которые не воспринимаются органами чувств человека. Именно такой тип мышления позволяет людям воспринимать целостную картину реальности, не погружаясь в мелкие детали и не отстраняясь от них.

Формирование абстрактного мышления тесно связано с языковой системой. Значение явлений, предметов и абстрактных понятий обозначается конкретными словами.

Язык способствует интеграции воображения, представлению понятий и закреплению репродуктивных навыков.

Дети используют абстрактное мышление, чтобы рисовать, строить, формировать, понимать смысл загадок, решать проблемы и связно выражать свои мысли при описании событий. В школьные годы подобные виды мыслительной деятельности помогают учащимся изучать математику, где им необходимо уметь обрабатывать множество данных, разбивать их на группы и искать взаимосвязи.

Абстрактное мышление используется в логике, физике, астрономии и других точных науках, где нужно уметь считать, измерять, вычислять и объединять данные в группы. Они нужны психологам, философам, писателям и инженерам. Без них немыслимо управление временем.

Люди также постоянно используют абстрактное логическое мышление в повседневной жизни. Примеры абстрактного мышления отражают повседневный мыслительный процесс человека. Планирование часто пересекается с мечтами и фантазиями в воображении. Молодые соискатели могут столько всего нафантазировать, что, столкнувшись с реальностью, не могут справиться с предложенными им условиями. Девушки, ожидающие принца на белом коне, также мысленно наделяют нереальными качествами мужчину, которого они выберут. Это неизбежно приводит к разочарованию в будущем.

Способы развития

Дети начинают развивать абстрактное мышление в возрасте 4 или 5 лет. Он формирует основу для процесса обучения. В это время развивается способность устанавливать связи между явлениями. Ученики наиболее восприимчивы к обучению логическим навыкам.

Необходимо помочь ребенку освоить вычитание. Их можно развивать у детей дошкольного возраста с помощью специальных упражнений. Родители вовлекаются в процесс, организуя различные игры дома.

  • Подбирают синоним или антоним во время кидания мяча друг другу. Родитель бросает мяч со словом «бить», ребёнок ищет синоним: «лупить». Можно использовать любые близкие по значению слова: маленький – крошечный, бордовый – вишнёвый, тьма – мрак. Затем идёт подбор антонимов: счастье – горе, малыш – великан, свет – темнота.
  • Следующее задание предполагает завершение предложения. Ребёнку кидают мяч с началом фразы: «ворона каркает». Возвращается предмет с концовкой: «курица кудахчет».
  • Составление ассоциативного ряда хорошо развивает детское абстрактное мышление. К предложенному слову дети подбирают любые ассоциации. Цепочка может выглядеть так: ёлка – зелёный – Новый год – крокодил – укроп – листик – попугай – лес.
  • Предлагают 10 цепочек слов, состоящих из 4 словоформ, среди которых нужно найти лишнее слово. Например, предлагается 3 вида ягоды и овощ: клубника, клюква, огурец, черника.
  • Организуют театр теней. Ребёнок включает воображение при виде тени, произведённой с помощью движений рук или вырезанных картонных фигурок. Он должен представить какой-то образ и обыграть его.

Игра формирует понимание и использование символов.

На процесс абстрактного и логического мышления может повлиять сильная компрессия и фрагментация внутренней речи. Его можно обучить и упорядочить с помощью внутреннего написания. При решении сложных задач необходимо найти точную мысленную формулировку.

Задания на поиск закономерностей и объединение языковых единиц по общему признаку, такие игры, как шашки или шахматы, развивают способность к мозговой деятельности, совершенствуют ее и помогают сохранить абстрактное и логическое мышление и память до старости.

Абстрактное мышление используется детьми с самых ранних лет жизни. Она начинает развиваться с развитием членораздельной речи. Маленькие дети воображают, думают о необычных вещах, исследуют мир, сравнивают свои игрушки и используют навыки абстрактного мышления. Они слабо развиты, но им удается их использовать.

Художник

С наступлением школьного возраста важность абстрактного мышления возрастает. Учащимся приходится нестандартно мыслить при решении различных задач. Это особенно верно в математике, где абстракция играет большую роль. Позже, когда подросток будет учиться в средней школе, это мышление станет еще более важным.

Абстрактное мышление также используется в философии, писательском деле, инженерном деле, административной психологии, тайм-менеджменте и многих других областях. Его хорошее развитие позволяет добиться успеха в любой области.

Признаки

Абстрактное мышление имеет свои особенности. Они позволяют нам отличить его от других мыслительных процессов и лучше понять, почему абстракция так полезна для человека.

  1. Отражение окружающего мира без задействования органов чувств. Человеку не требуется использовать органы чувств и контактировать с предметом, чтобы получить о нем информацию. Именно абстрагирование позволяет воспользоваться старыми имеющимися знаниями, чтобы решить ту или иную задачу.
  2. Обобщение явлений. При обобщении различных предметов и выявлении их характерных признаков человек получает возможность быстро получать доступ к своим знаниям. Если он способен выявить определенные закономерности и схожести, то в будущем вспомнить и найти в памяти нужную информацию будет значительно проще.
  3. Языковое выражение. Все мысли легко выражаются в виде внутреннего диалога, который можно перевести в реальный. При этом абстрактные понятия могут обдумываться в голове вообще без применения языкового выражения, а результатом станет заключительное суждение, которое будет просто выразить речью.

Развитие абстрактного мышления усиливает все вышеперечисленные характеристики, которые также являются полезными навыками, без которых трудно быть успешным.

Влияние на человека

Обычному человеку трудно представить, как именно выглядит человек, у которого развит высокий уровень абстрактного мышления. Такие люди обычно всегда достигают своих целей, успешны и счастливы. В то же время у них всегда что-то на уме: они думают, размышляют о событиях, представляют себе будущее и решают сложные проблемы. Обычно они говорят на сложном языке, что затрудняет общение. Высокая работоспособность позволяет им занимать высокие должности, а острый ум делает их очень важными для любой компании.

Малыш

Эти люди могут столкнуться с рядом проблем. Они часто бывают эгоистичны, поэтому им трудно завести настоящих друзей. В то же время люди с сильным абстрактным мышлением не могут быть достаточно физически активными и пассивны в практической работе. Иногда они выглядят неряшливо, что может отталкивать.

Абстрактное мышление чаще развивается у людей, занятых на технических работах.

Упражнения для взрослых

Развивать абстрактное мышление у взрослого человека довольно сложно, потому что его интеллект сформировался уже давно. Тем не менее, с помощью определенных упражнений можно добиться результата. Их следует делать ежедневно в течение нескольких недель.

Самые эффективные упражнения:

  1. Представление эмоций. Требуется мысленно представить, как именно проявляются разные эмоции у определенного человека. Рекомендуется использовать полный набор возможных чувств людей.
  2. Обратное чтение. Нужно перевернуть книгу и прочитать ее в обратном порядке. Параллельно с этим требуется устанавливать логические связи между различными событиями. Лучше всего выбирать простые произведения, написанные легким языком.
  3. Анализ общения. Следует вспомнить всех людей, с кем пришлось пообщаться в течение дня. Нужно проанализировать не только сам разговор, но и выражение лица, жесты и голос собеседника. Делать это рекомендуется с закрытыми глазами.
  4. Придумывание противоречий. Нужно просто придумывать разные словосочетания, которые покажутся противоречивыми. Они могут быть абсолютно любыми (горячий лед, горькая конфета и т.п.).
  5. Составление аббревиатур. Достаточно придумать любое словосочетание, сократить его до первых букв, а потом в течение дня расшифровывать его. Например, самостоятельное развитие мышления (СРМ).
  6. Перечисление функций предметов. Требуется выбрать любую имеющуюся вещь и перечислить все ее функции. Можно придумывать даже необычные назначения, которые не принято использовать.
  7. Мозговой штурм. Нужно выбрать любую букву алфавита и написать ее на листок. Задача в том, чтобы за ограниченное количество времени вспомнить максимальное количество слов на эту букву, записав их все на бумагу.
  8. Сочетаемость слов. На одном листочке нужно написать существительные, а на втором прилагательные. Делать это нужно не сразу. Лучше всего начать просто с одного существительного. К нему потребуется подобрать подходящие, а также абсолютно несовместимые прилагательные. Все их следует записать в разные столбики.
  9. Название картины из жизни. Требуется зрительно зафиксировать любое произошедшее в реальности событие и дать ему необычное название. Оно должно быть таким, как мог бы назвать картину художник.
  10. Живопись. Нужно писать любые картины, используя цветные краски. В процессе следует представлять характеристики всех присутствующих предметов. Если нет возможности воспользоваться красками, можно начать с обычного рисования карандашом.

Вышеперечисленные методы помогают в развитии абстрактного мышления, как у молодых, так и у пожилых людей. Вы просто должны использовать их регулярно, не пропуская регулярных упражнений.

Упражнения для детей

Он легче развивается в детстве. В это время мозг открыт для внешних воздействий и может меняться по своему желанию. Упражнения для детей отличаются от упражнений для взрослых, но они не менее эффективны.

Письмо

  1. Обратное чтение надписей. Родители должны предложить ребенку сыграть в игру, в ходе которой он будет читать увиденные вывески в обратном порядке. Сделать это со всеми рекламными плакатами будет очень трудно. Поэтому следует обговорить дополнительные условия (например, читать только красные вывески).
  2. Рисование необычных животных. Ребенок должен нарисовать животное, состоящее из частей других животных. Когда рисунок будет готов, нужно придумать новому виду необычное название.
  3. Театр теней. С помощью рук, на которые падает свет от лампы в темноте, ребенок должен создавать необычные тени, изображающие те или иные вещи. Можно даже предложить ему разыграть с помощью теней любимую сказку.
  4. Ментальная арифметика. От ребенка потребуется вычислять простые примеры с помощью специальных счетов под названием «абак». Такие тренировки также разовьют усидчивость и общий интеллект.
  5. Головоломки. Нужно выбрать головоломки, ребусы, анаграммы и т.п. игры, учитывая предпочтения малыша. Его задачей станет решение всех предоставленных задачек. В более старшем возрасте к ним можно добавить кроссворды.
  6. Изучение облаков. Ребенок должен рассматривать облака вместе со своими родителями и называть, что именно он видит. Возможность наглядно оценить каждое облако на схожесть с разными предметами или животными повышает шансы на успешное развитие.
  7. Строительство. Родителям нужно дать своему малышу задачу, которая заключается в строительстве из игрушечных блоков определенных предметов. Так получится развить образное мышление и креативность.
  8. Ассоциации. Малышу нужно придумывать ассоциации ко всему, что он видит или чувствует. Можно также просить его представлять животных по услышанным звукам, которые они издают.
  9. Классификация. Ребенку нужно отсортировать все имеющиеся вещи или игрушки по определенным признакам. Например, по форме, весу или предназначению. Родители должны контролировать процесс и давать подсказки, если будет необходимость.
  10. Вопросы. Родители должны задавать своему малышу вопросы «почему?», «что, если?» и т.п., чтобы заставить его подумать и проанализировать ситуацию. Спрашивать можно в любое время.

С помощью этих простых упражнений можно добиться хороших результатов уже через несколько недель. Рекомендуется сочетать их с другими занятиями, направленными на развитие общего интеллекта.

Для точного определения уровня абстрактного мышления у людей любого возраста можно использовать специальные тесты.

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий