Боулби исследовал типы привязанности в многочисленных экспериментах (часто сравниваемых в литературе с экспериментами Мэри Эйнсворт «Странные ситуации») и через наблюдения за детьми разного возраста, разлученными со своими матерями (с родителями или значимыми родительскими фигурами). Она выделила три основные фазы внутреннего состояния ребенка:
Теория привязанности: виды и фазы развития
Теория привязанности — это основа тесной эмоциональной связи между младенцем и его родителями. От того, насколько сильна эта связь, по мнению ученых, во многом зависит, каким вырастет ребенок. Легко ли будет найти свое место в обществе? Сможет ли он или она строить отношения с другими людьми? Будет ли он или она счастлив или счастлива в семье? На эти вопросы Джон Боулби и его коллеги отвечают в своей теории.
Автором теории привязанности является Джон Боулби, психоаналитик, который несколько лет изучал последствия разлуки младенцев с родителями. Он придал большое значение словам Зигмунда Фрейда о том, что первичный опыт детства играет важную роль в формировании личности. И это не просто вопрос травмы. Речь идет о том, как ребенок способен устанавливать социальные контакты в раннем детстве.
В отличие от Фрейда, который начал свои размышления с психологических отклонений во взрослом возрасте, Боулби искал связь между привязанностью в детстве и формированием идентичности во взрослом возрасте. По мнению ученого, мать является для младенца способом удовлетворения базовой потребности. Но это также помогает ему установить контакт с внешним миром.
Согласно гипотезе Боулби, экстремальное поведение является врожденным у маленьких детей. Это проявляется, когда они пытаются избежать физической разлуки с родителями. Это нормально, когда дети плачут или кричат. Сейчас ученый считает, что такое поведение является эволюционным механизмом. Они определяются естественным отбором и помогают младенцам выжить.
Оказывается, привязанность младенцев к взрослым — это не более чем инстинктивная реакция на угрозу потери преимуществ для выживания. Эти преимущества предоставляются младенцу основным опекуном. В данном случае это мать, отец или другой взрослый человек, осуществляющий уход.
Боулби провел несколько исследований, чтобы выяснить, как разлученные дети воссоединяются со своими родителями. Он выделил три типа привязанности:
- Надежная привязанность. Ребенок сильно страдает, ищет защиты и утешения. Успокаивается только тогда, когда родители возвращаются.
- Привязанность, устойчивая к тревоге. Младенцы пережили сильный стресс. После возвращения родителей они пытались «наказать» их за уход.
- Отсутствие привязанности. Младенцы никак не отреагировали на то, что родителей не было рядом. После их возвращения они либо игнорировали их, либо даже избегали.
Со временем к этому списку был добавлен еще один тип привязанности: дезорганизованный-дезориентированный. В этом случае трудно предсказать, как поведет себя ребенок.
Интересно, что тип привязанности, сформировавшийся в раннем детстве, влияет на то, как будет относиться к себе взрослый человек.
История появления теории привязанности
Короче говоря, все началось с посещения Боулби школы для детей с проблемами адаптации. Он проявил особый интерес к двум студентам. Их наблюдения легли в основу теории привязанности Боулби.
В начале своей карьеры Джон предложил своим коллегам-терапевтам, что при работе с детьми следует применять целостный подход, учитывая несколько важных факторов. К ним относятся среда, в которой рос ребенок, и его семья.
В 1950 году Мэри Эйнсворт присоединилась к исследовательскому отделу Джона Боулби в одной из лондонских клиник. Она проанализировала записи о поведении детей. То, что она увидела, побудило ее провести собственное исследование. Они изучали поведение детей в привычной для них среде.
Вместе Боулби и Эйнсворт изучили сотни различных теорий и провели десятки тестов. Результатом их кропотливой работы стало доказательство теории привязанности. На тот момент это была самая обширная работа по данной теме.
Фазы развития привязанности у детей
Существует четыре стадии привязанности. Они формируются в разном возрасте, от рождения до конца детства.
Рождение — 3 месяца
Сразу после рождения младенцы внимательно прислушиваются к человеческим голосам и внимательно рассматривают лица. Ученые провели несколько экспериментов и сделали любопытное наблюдение. Ребенок, родившийся всего 10 минут назад, предпочитает смотреть на лицо человека, а не на предмет. Со временем эта особенность приведет к развитию социальной улыбки.
В первые 3 недели жизни младенцы обычно улыбаются перед сном. И делают они это с закрытыми глазами. Но эти улыбки не направлены на людей. Они становятся социальными примерно с трехнедельного возраста, когда малыш улыбается, услышав чужой голос. И даже на этом этапе эти действия носят лишь временный характер.
Улыбка становится полностью социальной примерно через 5-6 недель после рождения. Малыши широко улыбаются и смотрят в глаза каждому, кто к ним подходит. В это время родителей переполняет счастье, потому что они чувствуют любовь малыша к ним, особую связь.
Интересно. В возрасте 3 месяцев ребенок улыбается любому лицу, даже бумажному, которое попадает в поле его зрения. Главное — иметь возможность увидеть его полностью. На профиль такой реакции не будет.
По мнению Джона Боулби, улыбка ребенка способствует укреплению связи между ним и заботливым взрослым. Последний также хочет улыбаться, держать ребенка, обнимать его, играть с ним. Так осуществляется уход за ребенком.
Ребенок лепечет и одновременно улыбается. Это еще один социальный фактор, способствующий близости между родителями. Плач также является частью этого. Это скорее тревожный сигнал о том, что детям некомфортно. Услышав плач ребенка, взрослый немедленно удовлетворит его потребность в пище, тепле или ласке.
Привязанность устанавливается через различные виды рефлексов:
- Хватание. Как только ладони ребенка касается какой-то предмет, она инстинктивно сжимается.
- Рефлекс Моро. Если малыш испугался или неожиданно утратил опору, он делает движения, похожие на обнимание, обхватывание чего-либо. По мнению Боулби, такие действия помогали ему в прошлом держаться за мать, которая, например, могла убегать от хищного зверя.
- Поисковый и сосательный. Облегчают процесс грудного вскармливания.
Каждый из перечисленных рефлексов помогает ребенку и взрослому наладить продуктивное взаимодействие.
3-6 месяцев
Согласно теории привязанности Боулби, некоторые рефлексы исчезают в этот период, например, рефлекс Моро или рефлекс поиска. Действия ребенка становятся избирательными. На незнакомых людей он просто смотрит с восторгом. Тем, кого он знает, он дарит улыбку. То же самое относится и к болтовне. Младенцы «разговаривают» в присутствии знакомых им людей.
В какой-то момент дети выделяют 2-3 человека из своего круга знакомых. Они реагируют на это особым образом. Они чаще улыбаются и легче говорят. Обычно этим человеком является мать. Но она может быть и другой. Это может быть отец или близкий родственник.
6 месяцев – 3 года
С шестимесячного возраста у ребенка формируется сильная привязанность к одному человеку — матери. Он плачет, когда она уходит или когда ее никто не видит. Раньше ребенок плакал, когда уходил близкий ему человек. Теперь он стал очень требователен к этому.
Теория привязанности Боулби теория привязанности боулби
Джон Боулби (1907-1990) родился в Лондоне. Он учился в школе для одаренных детей, прошел медицинскую и психоаналитическую подготовку и с 1936 года работал с трудными детьми. В 1936 году Боулби заинтересовался расстройствами у детей, растущих в детских домах. Он заметил, что дети, растущие в детских домах и приютах, часто страдают от различных эмоциональных проблем, включая неспособность формировать близкие и длительные отношения со сверстниками. Боулби считал, что эти дети не способны любить, потому что у них не было возможности в раннем возрасте сформировать прочную связь с материнской фигурой. Боулби также наблюдал подобные симптомы у детей, которые некоторое время росли в нормальных семьях, но затем были надолго разлучены с родителями. Эти дети казались настолько отчаявшимися, что навсегда отказались от близкого общения с людьми. Эти наблюдения убедили Боулби в том, что развитие невозможно понять, не обращая особого внимания на связь матери и ребенка. Как формируется эта связь? Почему он так важен, что его нарушение повлечет за собой серьезные последствия? В поисках ответов Боулби обратился к этологии (Ainsworth & Bowlby, 1991; Tanner & Inhelder, 1971).
Теория привязанности: общий обзор
Боулби считал, что мы можем понять поведение человека, только изучив его адаптивную среду, основную среду, в которой оно формируется (Bowlby, 1982, p. 58). На протяжении большей части истории человечества люди, вероятно, передвигались небольшими группами в поисках пищи, и им часто угрожали крупные хищники. В случае угрозы люди, как и другие группы приматов, вероятно, действовали сообща, отгоняя хищников и защищая больных людей и детей. Чтобы получить такую защиту, дети должны были находиться рядом со взрослыми. Если ребенок теряет с ними связь, он может умереть. Поэтому дети должны были развивать поведение привязанности — жесты и сигналы, которые обеспечивали и поддерживали их близость с воспитателями (стр. 182).
Одним из очевидных сигналов является плач ребенка. Плач — это сигнал бедствия: когда младенцу больно или страшно, он плачет, и родителям приходится спешить к нему на помощь, чтобы выяснить, в чем дело. Если ребенок улыбается, глядя на родителей, родители чувствуют любовь к своему ребенку и чувствуют себя хорошо, потому что они рядом с ним. Другие действия по сближению включают лепет, прижимание, сосание и следование за ребенком.
Боулби предположил, что привязанность ребенка развивается следующим образом. Вначале социальные реакции младенцев неизбирательны. Например, они улыбаются каждому человеку или плачут, когда расстаются с человеком. Однако в возрасте от 3 до 6 месяцев младенцы ограничивают свои реакции несколькими знакомыми людьми, вырабатывают явное предпочтение одному человеку, а затем начинают с подозрением относиться к незнакомцам. Вскоре после этого они становятся более подвижными, начинают ползать и играют более активную роль в удержании основного объекта привязанности поблизости. Они следят за тем, где находится родитель, и любой признак того, что родитель может внезапно уйти, вызывает их реакцию. Весь процесс — концентрация внимания на первичном объекте привязанности, который затем вызывает последующую реакцию — соответствует импринтингу у других видов. Как и у детенышей многих других видов, у малышей развивается привязанность к определенному объекту привязанности, и они неотступно следуют за родителем, когда тот удаляется.
Фазы, через которые проходит нормальное развитие привязанности к опекунам у малышей.
Фазы вложения:
- неразборчивая реакция на людей,
- фокусирование внимания на знакомых людях,
- интенсивная привязанность и активный поиск близости,
- партнерское поведение.
Фаза 1 (рождение — 3 месяца) неразборчивая реакция на людей.
В первые 2-3 месяца жизни младенцы демонстрируют разные реакции на людей, но обычно всегда отвечают одинаково.
Сразу после рождения младенцы хотят слышать человеческие голоса и видеть человеческие лица («Fantz, 1961; Freedman, 1974»). Например, одно исследование показывает, что дети, родившиеся на 10 минут раньше срока, предпочитают лица другим визуальным стимулам: Они сильнее вытягивают голову, когда следят за точной копией лица, чем когда следят за отдаленным изображением лица или чистым листом бумаги (Jirari, in Freedman, 1974). Для этологов, таких как Боулби, это предпочтение предполагает генетическую предрасположенность к визуальному паттерну, который вскоре породит один из самых эффективных актов вовлечения — социальную улыбку.
В первые 3 недели или около того младенцы иногда улыбаются с закрытыми глазами, обычно перед тем, как заснуть. Эта улыбка еще не социальная, она не направлена на людей. В возрасте около 3 недель младенцы начинают улыбаться, когда слышат человеческий голос. Это социальная улыбка, но она все же мимолетна (Freedman, 1974).
Наиболее заметная социальная улыбка появляется в возрасте 5-6 недель. Младенцы радостно и широко улыбаются, когда видят человеческое лицо, и их улыбки предполагают зрительный контакт. Можно догадаться, когда появятся эти визуальные улыбки. Примерно за неделю до этого ребенок начинает рассматривать лица, как бы изучая их. Затем лицо ребенка озаряется широкой улыбкой (рис. 1).
В жизни родителей этот момент часто оказывается обнадеживающим; у родителей теперь есть «доказательство» любви ребенка. Вас переполняет глубокое чувство любви, когда вы видите, что ваш ребенок смотрит прямо вам в глаза и улыбается. (Даже если вы не являетесь родителем, возможно, вы испытывали похожее чувство, когда улыбались своему ребенку. Вы не можете не улыбаться в ответ и чувствуете, что между вами и ребенком существует особая связь).
В возрасте примерно до 3 месяцев малыши улыбаются любому лицу, даже бумажной модели. Основное требование — лицо должно быть показано целиком или в профиль. Профиль гораздо менее эффективен. Более того, голос или ласка являются относительно слабыми триггерами для улыбки на этом этапе. Таким образом, получается, что социальная улыбка ребенка вызывается вполне конкретным визуальным стимулом (Bowlby, 1982, pp. 282-285; Freedman, 1974, pp. 180-181, 187).
По мнению Боулби, улыбка способствует развитию привязанности, поскольку она передает близость к ухаживающему лицу. Когда ребенок улыбается, воспитатель наслаждается близостью младенца; воспитатель также «улыбается, разговаривает с младенцем, похлопывает и ласкает его, может взять его на руки» (Bowlby, 1982, p. 246). Улыбка — это средство поощрения взаимной привязанности и заботы — поведения, которое повышает шансы ребенка на здоровье и жизнестойкость.
Примерно в то время, когда дети начинают улыбаться лицам, они также начинают лепетать (мурлыкать и шипеть). Они обычно лепечут при звуке человеческого голоса и особенно при виде человеческого лица. Как и улыбка, лепет поначалу не является избирательным; младенцы лепечут почти независимо от того, кто находится рядом с ними. Лепет ребенка радует воспитателя и побуждает его что-то сказать. «Как и улыбка, лепет — это социальный стимул, который служит для того, чтобы материнская фигура была рядом с младенцем и способствовала социальному взаимодействию между ними».
Индивидуальные различия и стили привязанности у младенцев
Хотя Боулби считал, что его теория охватывает то, как привязанность работает у большинства детей, он также признавал существование индивидуальных различий. Позже коллега Боулби Мэри Эйнсворт начала изучать процесс отделения младенца от матери. Так была изобретена техника под названием «неизвестное состояние» — лабораторная процедура для изучения привязанности.
В основном техника была следующей. Двенадцатимесячные младенцы и их родители были помещены в комнату, где их разделили, а затем воссоединили. Результаты эксперимента позволили выделить три стиля привязанности:
- Надежный. Большинство детей, порядка 60%, вели себя так, как это подразумевается в модели привязанности Боулби. Они расстраивались, когда мать покидала комнату, но когда возвращалась, активно ее искали и быстро успокаивались рядом.
- Тревожно-устойчивый (амбивалентный). Другие дети (около 20%) плохо себя чувствовали в начале разлуки, становились крайне расстроенными. А когда воссоединялись с матерью, их трудно было успокоить. Часто проявляли противоречивое поведение, предполагающее, что они желают быть утешенными, а также демонстрировали желание наказать за разлуку.
- Тревожно-избегающий. Дети (около 15-20%), использующие данный стиль, не кажутся слишком расстроенными в результате разделения и при воссоединении, даже избегают контактов.
В последующие годы исследователи добавили в этот список четвертый стиль привязанности — дезорганизованный. Это дети, которые не демонстрируют предсказуемую модель поведения привязанности.
Эта работа Эйнсворта важна по трем причинам:
- Во-первых, она представила одно из первых эмпирических доказательств того, как поведение привязанности проявляется как в безопасной, так и в пугающей ситуации.
- Во-вторых, она выработала первую классификацию индивидуальных различий в моделях привязанности младенцев. Согласно ее исследованиям, существуют, по крайней мере, три типа детей: те, кто находятся в надежных отношениях с родителями, те, кто озабочен сопротивлением, и те, кто проявляет избегание.
- Наконец, она продемонстрировала, что эти индивидуальные различия имеют связь с взаимоотношениями младенцев и родителей дома в течение первого года жизни. Например, у детей, ощущающих себя в безопасности в незнакомой ситуации – родители, которые реагируют на их потребности. Дети же, проявляющие неуверенность в подобных моментах (то есть тревожно-избегающие и амбивалентные), часто имеют родителей, нечувствительных к их потребностям, оказывающих мало помощи и редко проявляющих заботу.
Привязанность во взрослых романтических отношениях
Джон Боулби в первую очередь сосредоточился на понимании природы привязанности между ребенком и родителем. Он считал, что привязанность играет определенную роль в человеческом опыте на протяжении всей жизни. Однако только в середине 1980-х годов психологи начали серьезно изучать, как привязанность влияет на взрослую жизнь.
Синди Хазан и Фил Шейвер, например, были одними из первых, кто исследовал идеи Боулби в контексте романтических отношений. Они считают, что эмоциональная привязанность, которая развивается между зрелыми романтическими партнерами, частично зависит от той же мотивационной системы — поведенческой системы привязанности, которая обусловлена эмоциональной связью между младенцем и его родителями.
Исследователи также отмечают, что пары родитель-ребенок и романтические партнеры имеют некоторые из следующих характеристик:
- Чувствуют себя в безопасности, когда другой проявляет чуткие реакции, находясь рядом.
- Участвуют в близком, телесном контакте.
- Чувствуют себя неуверенно, когда другой в недосягаемости.
- Делятся друг с другом открытиями.
- Оба играются с чертами лица друг друга. Проявляют взаимное внимание и чувство озабоченности друг другом.
- Участвуют в разговоре, имеющем некий интимный окрас – очень личный и своеобразный, который понимает только пара.
Основываясь на этих параллелях, Хазан и Шейвер утверждают, что зрелые романтические отношения, как и отношения между младенцем и родителем (опекуном), являются отношениями привязанности, основанными на сексуальности и желании заботиться.
Теории привязанности у взрослых
Идея о том, что романтические отношения связаны с привязанностью, оказала длительное влияние на современные исследования межличностных отношений. Однако в связи с этим возникают по меньшей мере три важнейших вопроса:
- Во-первых, если взрослые романтические отношения являются отношениями привязанности, тогда мы должны наблюдать в них те же самые индивидуальные различия, как и у ребенка-родителя, обнаруженные Мэри Эйнсворт.
- Во-вторых, если взрослые романтические отношения являются привязанностью, то они должны работать так же, как работают у ребенка-родителя.
- В-третьих, независимо от того, является ли взрослый надежным или ненадежным, его взаимоотношения являются частичным отражением его привязанности в раннем детстве.
Наблюдаем ли мы одни и те же формы привязанности у взрослых и детей?
Первое исследование, посвященное изучению индивидуальных различий в привязанности взрослых, было проведено Хазаном и Шейвер в 1987 году. Это был вопросник из трех частей (пунктов). Пункт А описывает дискомфорт, трудности с доверием и близостью, а также отстраненность. Пункт В описывает легкость, доверие, поддержку и взаимозависимость. Пункт С описывает нерешительность, напряжение и нервозность между партнерами. Респондентов попросили рассмотреть все три пункта и указать, какой из них лучше всего описывает то, как они думают, чувствуют и ведут себя в отношениях.
В конечном итоге исследователи обнаружили, что количество людей, выбравших каждое из этих описаний, соответствовало количеству детей в опросе Эйнсворта о стилях привязанности (доверительный, амбивалентный, избегающий). Другими словами, около 60% взрослых выбрали пункт В (доверительный стиль), около 20% — пункт А (избегающий) и около 20% — пункт С (амбивалентный).
Работают ли зрелые романтические отношения так же, как отношения между родителями и детьми?
Исследования показывают, что по большей части романтические отношения работают так же, как отношения между родителем и маленьким ребенком. Например, есть исследования, которые показывают, что человеку, ищущему любовного партнера, необходимо такое же отношение, как у матери к своему ребенку. Исследования на эту тему во многих культурах показали, что образ надежной привязанности обычно считается самым желанным. Человек выделяет для себя наиболее привлекательные качества в потенциальных партнерах — внимание, теплоту и чуткость.
Является ли модель привязанности стабильной с младенчества до взрослой жизни?
Существует умеренная корреляция между тем, как люди относятся к своим матерям, и их романтическими партнерами. Из тех, кто чувствует сильную привязанность к родителю, 65% также чувствуют себя комфортно со своим романтическим партнером. Те, кто чувствует себя в безопасности в детстве, хотят сохранить это чувство, когда становятся старше.
Важным выводом здесь является то, что привязанность с раннего детства может частично отражаться в отношениях, независимо от того, чувствует ли человек себя комфортно или нет. Ожидания, убеждения, нормы или сценарии поведения и мышления, которые сложились у ребенка в результате опыта заботы о нем.
Например, защищенный ребенок склонен считать, что окружающие поддержат его, потому что предыдущий опыт привел его к такому выводу. Как только он начинает развивать такие ожидания, он ищет межличностный опыт, который соответствует этому опыту; он воспринимает окружающих через призму, окрашенную этими убеждениями.
Теория привязанности. Почему мы строим отношения по одним и тем же схемам
Иллюстрация.
Поделиться:
Первым ученым, обнаружившим, что привязанность к заботливому взрослому жизненно важна для ребенка, был Джон Боулби, английский психиатр и психоаналитик, интересовавшийся этологией — наукой о генетически обусловленном поведении животных и людей. Если вычесть все эмоции, связанные с любовью между родителями и детьми, становится ясно, что она выполняет важную функцию для выживания вида: Очень хорошо, если родители не едят или хотя бы не убивают собственное потомство, что требует от природы некоторых дополнительных усилий (именно поэтому, например, во время родов и грудного вскармливания у женщин повышается уровень окситоцина, который отвечает за эмоциональную связь с ребенком).
Психоаналитики считали, что младенец поддерживает отношения с матерью для удовлетворения своих физических потребностей, а Боулби добавил социальный компонент. Привязанность к взрослому опекуну — это полигон, на котором оттачивается способность формировать социальные отношения и устанавливается базовое доверие к миру. У младенцев на это есть около двух лет: до двухмесячного возраста они улыбаются, лепечут и плачут, чтобы привлечь внимание взрослого; между двумя и шестью месяцами они учатся различать взрослых и выбирать среди них самого важного; а после шести месяцев начинает формироваться устойчивая привязанность. Поскольку младенец технически не может выйти из отношений с родителями, он должен адаптироваться к любому поведению взрослых, включая холодность, отвержение или непредсказуемое поведение. Психолог Мэри Эйнсворт, разделявшая идеи Боулби в 1960-х и 1970-х годах, изучала, как этот опыт влияет на модели привязанности. Ее знаменитый эксперимент — так называемая «ситуация незнакомца»: младенцев и их матерей сначала наблюдали дома, чтобы определить, как мать реагирует на различные «звонки» ребенка. В возрасте от одного до полутора лет малышей и их матерей приглашали в специально оборудованную лабораторию, где моделировались различные ситуации: присутствие и разлука с матерью, появление незнакомца. Исследователей интересовало, насколько тревожно дети реагировали на отсутствие матери, насколько смело они исследовали новую ситуацию, как они реагировали на незнакомого человека и как они реагировали на возвращение матери. В результате Эйнсворт выделил четыре основных типа привязанности
Надежность. Эти дети доверяют матери в удовлетворении своих потребностей и просят ее о помощи, когда испытывают что-то неприятное. Таким образом, они чувствуют себя достаточно безопасно, чтобы исследовать окружающую среду, зная, что взрослые придут им на помощь, если им будет угрожать опасность. В будущем такой ребенок будет ценить любовь и доверие, оставаясь при этом достаточно независимым и уверенным в себе.
Устойчивость к стрессу. Она развивается, когда ребенок не уверен, что мать или другой важный взрослый будет рядом с ним, когда он в этом нуждается. В результате эти дети чрезвычайно чувствительны к разлуке, подозрительны к незнакомым людям и не очень охотно действуют самостоятельно, потому что не чувствуют себя в полной безопасности. Интересно, что такой ребенок амбивалентно реагирует на возвращение матери: с одной стороны, он радуется ее возвращению, а с другой — злится, что его бросили. Эти дети растут с неуверенностью в себе и своих отношениях с окружающими и часто нуждаются в чрезмерном заверении во взаимности.
А что дальше?
Как показывают американские исследования (например, это исследование), эти ранние модели привязанности влияют на формирование отношений со сверстниками. Если с ребенком ничего не происходит, что нарушает модель поведения, это поведение закрепляется. В 1980-х годах исследователи Сидни Хазан и Филипп Шейвер пошли дальше и распространили теорию привязанности на романтические отношения взрослых, утверждая, что гармоничные отношения в паре, как и отношения ребенка со взрослым опекуном, обеспечивают надежную основу для преодоления вызовов окружающей среды. У взрослых также были определены четыре типа привязанности, соответствующие детским моделям из классификации Мэри Эйнсворт.
Взрослые с безопасным типом привязанности чаще других вступают в здоровые и сбалансированные романтические отношения. Они способны высоко ценить как себя, так и другого человека, формировать сильные привязанности, но при этом оставаться независимыми и не зависеть от партнера.
Тревожные люди недооценивают себя и переоценивают своего партнера, часто склонны к зависимости и постоянно ищут подтверждения своей значимости. К сожалению, такой тип построения отношений в определенной степени поощряется культурой: Мы часто романтизируем полную, жертвенную любовь и ставим объект любви в центр вселенной. С точки зрения психологов, такое «установочное поведение» является признаком патологии, да и сам объект удушающей любви часто не испытывает энтузиазма по поводу превращения в чужого Вронского или Беатриче.
Отрицатели избегания являются их противоположностью: они считают себя самодостаточными и предпочитают быть полностью невосприимчивыми к своим чувствам. Эти люди бессознательно боятся уязвимости и отвержения, поэтому они либо постоянно держат дистанцию, либо, когда они с кем-то, часто заканчивают отношения «заранее», потому что боятся быть брошенными. При таком типе привязанности есть соблазн просто рассматривать себя как «сильного и независимого» человека, не понимая, что способность идти на риск и открываться другим людям так же важна для сильного человека, как и способность быть независимым.
Людей, избегающих тревоги, мучают постоянные противоречия: они хотят близости и одновременно боятся ее.
Можно ли изменить тип привязанности?
Исследователи из Канзасского университета предполагают, что генетические факторы могут играть определенную роль в процессе привязанности: Определенные вариации в генах, кодирующих допаминовые и серотониновые рецепторы, могут способствовать возникновению тревожных и тревожно-избегающих моделей привязанности. Но это пока только гипотеза.
Долгосрочные исследования в США показали, что 70-80% населения имеют определенную привязанность, которая не претерпевает значительных изменений с течением времени. Это означает, что модели привязанности, заложенные в нас в детстве, действительно очень стабильны. С другой стороны, определенный процент людей все же может изменить свой подход к отношениям, что означает, что тип привязанности — это просто устойчивая привычка, а не неотъемлемая часть личности, и что с этим можно что-то сделать. Некоторые формы психотерапии были разработаны специально для лечения таких проблем — долгосрочная «терапия, ориентированная на привязанность», которая восходит к психоанализу, и краткосрочная эмоционально-ориентированная терапия, которая представляет собой сочетание гештальт-, личностно-ориентированной и других форм терапии.
Что такое альфа-родительство?
Является ли привязанность предпосылкой для послушания?
Когда ребенок крепко привязан к своим родителям, он стремится угождать им, выполнять их указания и проявлять послушание. В присутствии значимых взрослых они активно исследуют мир и чувствуют себя в безопасности. Все кажется разумным и хорошим. В этой ситуации, однако, существует опасность манипулирования детьми.
В 1999 году канадский психотерапевт Гордон Ньюфелд дополнил теорию привязанности. Его главный аргумент: задача взрослого не в том, чтобы добиться послушания ребенка через привязанность. Нет, цель более велика: использовать привязанность для раскрытия внутреннего потенциала ребенка.
Ньюфелд выделяет шесть стадий, на которых постепенно проявляется привязанность ребенка к взрослому.
1: Эмоции. Это базовый уровень привязанности, который развивается в младенчестве. Эта привязанность формируется через органы чувств. Младенец реагирует на различные тактильные, обонятельные, зрительные и слуховые раздражители. Мать, в свою очередь, обнимает и гладит ребенка, вдыхает его запах, рассматривает его пальчики, слушает его лепет и отвечает ему ласковыми словами. С каждой лаской и заботой связь между ребенком и ухаживающим за ним человеком растет и крепнет.
2. сходство. На этом уровне связь устанавливается через подражание. Ребенок пытается подражать значимому взрослому, имитируя его тон голоса, речь, походку, одежду и повседневную деятельность. «Я такой же, как мама/папа».
3. принадлежит. Примерно в три года дети делают важное заявление: «Мама принадлежит мне» или «Папа принадлежит мне». Это признак того, что ребенок воспринимает близость как принадлежность к другому человеку или чувствует себя частью другого человека. С этого момента ребенок будет занимать место человека, к которому он привязан. Он будет слушать, защищать и помогать этому человеку.
4-е значение. На этой стадии привязанности ребенок становится чрезвычайно любящим, добрым, отзывчивым и заботливым. Он хочет стать важным для своих родителей, он хочет угодить им, сделать их счастливыми, сделать что-то хорошее, чтобы завоевать их внимание и одобрение. «Мама, я принесла тебе подушку», «Папа, я посижу с младшим братом, а ты приляг и отдохни».
5. любовь. Возможно, это самая трогательная стадия любви. В возрасте четырех-шести лет ребенок понимает, что близкие отношения могут быть выражены в словах любви. «Мамочка, я тебя очень люблю», «Папочка, ты самое лучшее, что у меня есть, я нарисовала для тебя сердечко». Признания, подарки, объятия и поцелуи кажутся бесконечными, но именно так чувствует себя ребенок. Он отдает свое сердце тому, к кому привязан. «Мама, я вырасту и женюсь на тебе». Так развивается способность к эмоциональной близости и глубоким отношениям.
6. Благодарности. Самый глубокий и уязвимый уровень привязанности. На этом этапе ребенку необходимо общение с родителями. Он/она хочет поделиться с ними своей жизнью, мыслями, идеями и мечтами. Интимность теперь означает отсутствие секретов, тайн и возможность открыться и быть принятым другим.
Как влиять на привязанность?
Можно ли укрепить или построить связь в более зрелом возрасте? Да, может.
Алгоритм бондинга можно применять в любом возрасте. Чтобы достичь этого, необходимо шаг за шагом — с некоторыми изменениями — пройти все вышеперечисленные этапы, чтобы постепенно восстановить контакт и достичь близости.
1. эмоции. Представьте правило восьми объятий. «Любить — значит хотеть прикоснуться», — говорил Константин Станиславский. Обнимая, лаская, прикасаясь к другому, мы постепенно прокладываем первые нити близости и понимания. Важное замечание! В период полового созревания должно быть выполнено важное условие: Ребенок должен дать согласие на объятия: «Малыш, я так скучаю по тебе. Можно тебя обнять?» Согласие — хорошо, он отказался — повторите попытку позже.
2. Внешний вид. Интересуйтесь тем, чем интересуется ваш ребенок. Читайте одни и те же книги, спрашивайте любимую музыку и слушайте ее хотя бы из интереса, смотрите фильмы, которые предлагает ребенок, и даже попробуйте компьютерные игры и сноуборд. Не старайтесь подчеркнуть внешнее сходство, а ищите схожие интересы.
3. Всегда будьте рядом со своим ребенком. Прогулы в школе, конфликты с учителями, проблемы со сверстниками — в любом случае ваш ребенок должен чувствовать, что вы рядом и что вы его любите, несмотря на его плохое поведение. Вы можете провести серьезный разговор дома и даже назначить наказание. Но в трудной ситуации вы должны быть рядом, чтобы помочь. Если ваш ребенок совершает ошибку, первое, что вы должны сделать, это разобраться с ней, а не думать: «Надеюсь, твои родители не узнают».
4. Значимость. Проявляйте искренний интерес к потребностям и проблемам вашего ребенка. Когда вы разговариваете со своим ребенком, покажите ему, как важен для вас диалог. Отложите свою работу и постарайтесь внимательно слушать. Чаще спрашивайте его мнение и старайтесь учитывать его при принятии решений. Всегда стучите, когда входите в комнату, и уважайте личное пространство и границы вашего ребенка. Уважайте вкусы своего ребенка, даже если они вам не нравятся.
5. любовь. Говорите о своей любви всеми возможными способами. Так, как это делают дети.
6. Благодарности. Интимность — это улица с двусторонним движением. Чтобы достичь этого уровня, важно не только уметь слушать. Вы не должны бояться открыться. Говорите о своих чувствах, мечтах, идеях, победах и поражениях. Не бойтесь быть уязвимыми и признавать свои ошибки. Все это приводит к настоящему сближению, которое постепенно вызывает реакцию с другой стороны.
Критические мнения
Теория привязанности неоднократно подвергалась конструктивной критике. Психолог доктор Джером Каган в своих статьях отмечал, что выводы из эксперимента Мэри Эйнсворт о статусе незнакомца были верны только в ситуациях короткой экспозиции и что дети вели себя иначе при более длительном наблюдении.
Дальнейшие исследования показали, что то, как ребенок реагирует на «незнакомую ситуацию», зависит не только от отношений между ребенком и взрослым, ухаживающим за ним, но и от темперамента, пола, возраста, социального класса и уровня образования родителей. Например, дети с негативным аффектом (перевозбуждение, гнев и раздражительность в ответ на аффект) были отнесены к группе дезорганизованной привязанности, хотя эта черта является врожденной и не связана с привязанностью. Однако дети с большей психологической стабильностью (или даже ASD, то есть расстройством аутистического спектра) были отнесены к группе безопасной привязанности.
Джудит Рич Харрис (1938-2018), американский психолог, в своей книге «Предположение о родительстве» утверждала, что теория привязанности слишком сильно абсолютизирует материнскую фигуру. Согласно этой теории, у ребенка из детского дома может быть только дезорганизованная привязанность, которую можно «исправить», если приемные родители постоянно компенсируют недостаток привязанности и таким образом насыщают ребенка. Джудит Харрис сама была матерью приемного ребенка и провела много исследований в этой области. Она обнаружила, что в некоторых случаях у детей из детских домов не было никаких повреждений, потому что у них была очень устойчивая нервная система и высокий уровень рефлексивности без значимого взрослого в их жизни.
Тем не менее, теория привязанности получила широкое признание и является тем подходом, который сегодня доминирует в области отношений между родителями и детьми. Привязанность дает родителям чувство контроля и безопасности: «Если я буду любить правильно, если я создам надежную привязанность, с ребенком все будет хорошо. Однако не стоит забывать, что здоровая привязанность — это не гарантия успеха, не панацея от ошибок и вообще не гарантия чего-либо.
И все же привязанность имеет множество преимуществ, это невидимая пуповина, которая соединяет ребенка и взрослого и дает малышу все необходимое, чтобы он рос, развивался и в конце концов оторвался от родителей. Здоровая привязанность помогает ребенку отделиться от родителей, то есть успешно отделиться от них и стать независимым.