На севере японского острова Кюсю, в районе города Арита, местные жители сделали выдающееся открытие — они нашли значительные запасы каолина, который является основным сырьем для производства фарфора. Именно поэтому Арита стал известен как центр фарфорового производства в Японии.
Японский фарфор Narumi: дорога к идеалу
Традиции японского фарфора, выраженные в изделия Narumi, представляют собой многовековое переосмысление и адаптацию гончарных техник Китая и Кореи. Процесс создания посуды из белой глины пришел в Японию из соседних стран, однако природные условия здесь отличаются. В то время как китайская глина обеспечивает высокий уровень прочности и пластичности даже с небольшими добавками, японцам было крайне затруднительно найти аналогичную глину на своей территории.
Чтобы развить собственную индустрию фарфорового производства, японцы начали искать альтернативные пути. В итоге подходящая глина была обнаружена в Киото и прилегающих провинциях. Искусные гончары смогли определить оптимальное количество костяной муки, необходимое для достижения идеального фарфора. Так, в китайском фарфоре среднее содержание костяной муки составляет около 35%, в то время как японские мастера зачастую добавляют её минимум 50%. Это решение позволяло создать фарфор очень тонким, но вместе с тем возникали новые задачи в отношении прочности и декорирования: ведь сквозь тончайший слой фарфора не только просвечивается изображение, но и проходит свет, что может значительно изменить восприятие эстетики посуды. В результате японский фарфор приобрел свои характерные черты: он тонкий, имеет или кристально чистую белизну, или легкий молочный оттенок, рисунок наносится тонкими мазками и не превращается в хаос узоров под светом.
Кропотливая работа во имя безукоризненного качества
Фарфор от Narumi часто бывает на королевских приемах и в благородных кругах.
Компания Narumi, основанная в первой половине XX века, с первых дней своего существования применяла новаторскую технологию изготовления японского костяного фарфора, содержащего до 60% костяной муки. Даже человек, не имеющий специальных знаний, сможет сразу заметить его отличия от других видов фарфора. Этот фарфор отличается безупречной белизной и почти прозрачностью, из него создаются изделия и декор такой тонкости, что создается впечатление, будто они изготовлены из бумаги. Однако это заблуждение: прочность и термостойкость костяного фарфора Narumi на высочайшем уровне! Эксперты, занимающиеся анализом фарфоровой посуды, подсчитали, что средняя прочность японского фарфора в 2,5 раза выше стандартной. Обычные потребители сталкиваются с этим на практике: на том месте обычной фарфоровой чаши, где уже давно могли бы появиться сколы, у посуды Narumi даже не наблюдается ни малейших повреждений.
Комплекс техник, включая двойной обжиг, тщательную полировку и формовку фактуры, а также нанесение росписи вручную или с помощью печати (при этом эскизы для штампов создаются мастерами с соблюдением традиционных технологий), и, конечно, строгий контроль качества, — это те меры, благодаря которым Narumi стала поистине классическим брендом. Фарфор от Narumi стал основой для сервировки на королевских и высокосветских приемах, встречах международных бизнесменов и других значимых событиях. Не удивительно, что стоит лишь однажды взять в руки продукцию этого японского бренда — и желание использовать только её, украшать свой стол только изысканными предметами останется навсегда.
История
Изысканный и великолепный японский фарфор появился благодаря усилиям 80 корейских гончаров, захваченных в плен во время военных действий 1592-1598 годов. Проводивший агрессивную политику правитель Тоётоми Хидэёси стремился расширить свою империю за счет соседних стран, организовав ряд вторжений на азиатские территории.
Арита
Считается, что именно эти порабощенные мастера привили своим захватчикам искусство тонкостенной керамики. Они же обнаружили в районе Арита (префектура Сага, остров Кюсю) залежи каолина и фарфорового камня, необходимых для производства фарфоровых изделий. Кроме того, они разработали первые туннельные обжиговые печи, известные как ноборигаме, которые обеспечивали равномерный нагрев керамики и температуры около 1400°C в обжиговых камерах. Эти печи располагались вдоль склонов гор, создавая принудительную тягу за счет перепадов высоты, аналогично знаменитым драконьим печам в Китае.
В исторических записях упоминается корейский гончар по имени Ли Сампхён, которого часто называют отцом фарфорового дела в Арите. Ему приписывается открытие залежей каолина и основание производственного процесса, хотя скорее всего Ли Сампхён — это собирательный образ, созданный позднее, уже в XIX веке.
Тем не менее, регион Арита по праву считается родиной японского фарфора. Он стал основой целого направления тонкостенной керамики, пользующейся непрекращающейся популярностью среди коллекционеров. В дальнейшем производство фарфора было открыто и в таких городах, как Сацума, Хаги, Карацу, Такатори и Агано. Первые изделия из фарфора копировали корейские и экспортные китайские образцы, окрашенные подглазурными кобальтовыми росписями. Также мастера подпадали под влияние традиционной местной керамики орибэ и сино, разработанной специально для чайной церемонии.
Экспансия в Европу
Середина XVII века стала неблагоприятным этапом для китайского фарфора. В 1640-х годах войны, вызванные маньчжурской династией Цин, привели к упадку производства, разрушив многие важные обжиговые печи. А ещё через два десятилетия новое правительство ввело запрет на все виды морского экспорта, создав дефицит ценнейшей тонкостенной керамики на европейских рынках.
В то же время китайская война положительно сказалась на фарфоровом производстве в Ариту. Беженцы из Китая, среди которых оказались настоящие знатоки гончарного мастерства, принесли сюда свои рецепты сырья и технологии росписи с использованием уникальных пигментов и эмалей. Начиная с 1658 года, регион стал активно сотрудничать с голландской Ост-Индской компанией, которая искала замену полюбившейся европейцам фарфоровой посуде сине-белого цвета из Китая.
В этот период производились два типа фарфорового производства:
- Арита – изделия с кобальтовым монохромным рисунком, покрытые прозрачной свинцовой глазурью.
- Имари – посуда, расписанная сначала кобальтом, а затем, после промежуточного обжига, цветными надглазурными эмалями. Это название использовалось европейцами в честь порта, из которого экспортировалась японская керамика. Особой популярностью пользовался кинранде имари (парчовый узор) со слегка выпуклым рисунком, охватывающим всю поверхность изделия. Этот стиль часто копировали манифактуры Англии, некоторые образцы можно найти в коллекциях Мейсена.
Другие исторические стили
Помимо основных направлений, определивших внешний облик японского фарфора на международном антикварном рынке, существуют и другие, менее известные стили, мастерские по производству которых сохранились до сегодняшнего дня и признаны культурными ценностями государства.
Кутани
Одним из значимых направлений является керамика кутани из префектуры Исигава на острове Хонсю. Мастера этого стиля, получившие навыки в Арите, со временем разработали собственный уникальный стиль, отличающийся насыщенной полихромной росписью, в которой преобладали золотистые, киноварные, изумрудные и насыщенные синие оттенки. Вторым вариантом керамики кутани стали изделия иидая и эйроку, полностью покрытые узором из красной эмали с золотыми отводками.
В эпоху Мэйдзи появилась изысканная посуда сёдза, названная в честь мастерской и художника, создавшего её. Такой фарфор отличался сюжетной росписью, близкой к высокохудожественным образцам живописи и часто участвовал в международных выставках. В Европе японский фарфор часто ассоциировался именно с кутани сёдза.
Хакудзи
Не стоит забывать и о белоснежной тонкостенной керамике хакудзи, которая с каждым годом продолжает производиться в регионе Арита. Этот стиль отличается чистыми и элегантными формами, а также уникальной сквозной резьбой. Хакудзи сформировался в эпоху Мэйдзи и продолжает развиваться, вдохновляя современных производителей. С 1995 года он признан Культурным наследием Японии.
Набэсима
Посуда набэсима из деревни Окаватияма, в отличии от изделий других регионов, была предназначена только для внутреннего использования. Она украшала дома и столы сёгунов и японской аристократии, полностью отвечая их эстетическим предпочтениям. Печи Окаватиямы с XVIII века принадлежали самураям из рода Набэсима. До начала периода Мэйдзи произвести такие изделия для иностранных покупателей было невозможно.
Неудивительно, что дизайн фарфора набэсима отличается от экспортных вариантов. Он имитирует образцы деревянной лаковой посуды, очень любимой японской знатью. Сегодня у всех желающих есть возможность посетить небольшой городок Окаватияма, незадолго от Ариты, чтобы своими глазами увидеть процесс создания фарфора для настоящих ценителей изысканностей и приобрести понравившиеся изделия. Сырьё для набэсима отличается серым оттенком, а после обжига получается плотный, тонкий и невероятно прочный фарфор.
Narumi
Бренд Narumi стал символом роскоши и высочайшего качества. Фарфоровые сервизы из костяного материала пользуются огромным спросом по всему миру.
Ноктюрн
Изделия этой серии являются воплощением элегантности и утонченности. Посуда украшена вручную платиновым декором. Рельефные узоры с изображениями листьев и вензелей придают белоснежным предметам изысканный вид. Столовый комплект на 6 персон может состоять из 23 или 27 предметов:
- 6 тарелок для закусок;
- 6 тарелок для горячих блюд;
- 6 глубоких тарелок для супа;
- салатник;
- солонка и перечница;
- овальное блюдо – 36 см;
- круглое блюдо – 31 см;
- супница с крышкой – 2,5 литра;
- соусник с подставкой.
Цена данного набора составляет 97 000 рублей.
Чайный набор на 6 персон включает 17 предметов:
- чайник с крышкой – 940 мл;
- 6 чашек;
- 6 блюдец;
- молочник;
- сахарница с крышкой.
Цена этого набора – 42 000 рублей.
Шёлк
Этот белоснежный набор олицетворяет аккуратность и нежность. Фигурный край и рельефные узоры придают классической посуде уникальность и элегантность. Несмотря на отсутствие росписи, сервиз выглядит очень привлекательно. Столовый комплект, рассчитанный на 6 персон, состоит из 27 предметов:
- 6 глубоких тарелок для супа;
- 6 десертных тарелок;
- 6 тарелок для вторых блюд;
- 3 салатника;
- овальное блюдо – 38 см;
- круглое блюдо – 30 см;
- соусница с подставкой;
- солонка и перечница.
Цена набора из костяного фарфора составляет 70 320 рублей.
Чайный сервиз, также рассчитанный на 6 персон, уже включает 17 предметов:
- чайник с крышкой – 1,2 л;
- сахарница с крышкой;
- молочник;
- 6 чашек;
- 6 блюдец.
Цена такого набора составляет 37 850 рублей.
Takito
Эти роскошные изделия придают привлекательный вид любому столу.
Sirius
Столовые и чайные наборы из костяного фарфора рассчитаны на 6 персон. К таким наборам можно также приобрести дополнительные предметы для расширения коллекции. Белоснежные изделия покрыты платиновыми узорами и замечательными отделками. Столовый сервиз состоит из 27 предметов:
- 6 тарелок для закусок;
- 6 тарелок для вторых блюд;
- 6 глубоких тарелок для супа;
- супница – 2,5 л;
- 2 салатника;
- овальное блюдо – 31 и 36 см;
- солонка и перечница;
- соусник с подставкой.
Этот набор стоимостью 43 000 рублей, несомненно, украсит любой стол.
Чайный сервиз линейки Sirius стоит 17 000 рублей и состоит из 17 предметов:
- чайник с крышкой – 1,3 л;
- 6 чашек;
- 6 блюдец;
- молочник;
- сахарница с крышкой.
Какиэмон
Это популярный вид фарфора получил свое название в честь известного художника Сакайды Какиэмона, который разработал новый стиль живописи, включающий в себя использование эмалевых красок. Орнамент его работ отличается цветным и ассиметричным расположением, создавай гармоничные композиции на молочно-белом фоне.
В цветовой палитре доминируют насыщенные оттенки оранжевого, желтого, красного, фиолетового и бирюзового. Главная особенность данного стиля заключается в его исполнении на мелких изделиях — блюдцах, розетках, чайниках и кофейниках, все из которых изящно украшены витиеватым декором.
Кинкозан
Керамика, производимая в районе Сацумы и названная в его честь, отличается разнообразием качества, высокохудожественными узорами и по временам менее аккуратным раскрашиванием. Часто можно увидеть и изображения воинов на таких произведениях.
Характерные признаки Кинкозана:
• наличие красивых декоративных панно;
• подпись мастера-художника на каждом изделии;
• покрытие низкокачественной позолотой;
• использование декоративных вставок.
Фарфор Набесима
Набесима — это название клана, управлявшего областью Японии, где находится Аrita. В период с 1650 по 1870 год там производили фарфор исключительно для членов семьи клана, что делало его крайне редким и высоко ценным.
Визуально фарфор Набесима отличается серовато-белым оттенком и покрыт серой или голубоватой глазурью. Клеймо на таких изделиях не ставилось, а основной мотив орнамента — цветы и листья.
Фарфор Набесима: блюдо
Фарфор Хирадо
Керамические изделия Хирадо больше напоминают не посуду, а фарфоровые статуэтки животных и детей, а также изображения таких существ, как драконы и уточки.
Фарфор Хирадо отличается чистым белым черепком, текстура которого напоминает сахарную глазурь, аналогично глине, используемой для куличей или песочных печений. Изделия в технике Хирадо покрываются мягкой глазурью с нежным голубоватым оттенком.
Фигурки, создаваемые мастерами Хирадо, иногда окрашиваются в красно-коричневую эмаль. Предметы быта и часть фарфоровых статуэток расписываются в классических сине-белых тонах.
Лично меня поразило разнообразие японских собачек, запечатленных на фарфоре — неизменно создается ощущение, что их здесь очень любили.
Фарфор Хирадо: статуэтки собак
Фарфор Хирадо: статуэтка дракона, 1755-75 гг.
На правах рекламы: