Вес велосипеда: каким бывает и от чего зависит

Вес велосипеда играет значительную роль в его эксплуатации. В первую очередь влияние веса касается инерции, а следовательно, и той силы, которая тратится на её компенсацию. Проще говоря, чем больше масса велосипеда, тем больше усилий потребуется для его разгона с места и достижения желаемой скорости.

Вес велосипеда — от 6.8 до 17 кг, важнейший параметр, как определиться

Вес велосипеда

Вес велосипеда является одним из ключевых параметров, который существенно влияет на уровень и класс устройства. Особенно это касается велосипедов начального уровня — при выборе благодаря весу выбор велосипеда оказывается одним из самых простых и понятных аспектов.

Однако необходимо помнить, что сравнивать следует только велосипеды одного класса; например, сопоставлять шоссейный велосипед с двухподвесом для кросс-кантри будет неуместно.

Данный текст касается велосипедов, предназначенных для передвижения по относительно ровным поверхностям, как на подъёме, так и на спуске — к таким относятся шоссейники, гравелы, кросс-кантрийные велосипеды, гибриды и городские модели. К велосипедам, предназначенным для спуска с гор, предъявляются совершенно другие требования.

Базовый вес велосипеда — 6.8 кг

Основным двигателем развития велосипедов и велотехники является велоспорт. В мировом масштабном уровне вопросы, касающиеся развития велоспорта, ведёт Международный Союз Велосипедистов (Union Cycliste Internationale — UCI). UCI устанавливает технические параметры для велосипедов, следит за тем, чтобы все гонщики на соревнованиях имели равные условия, а оборудование, в первую очередь велосипеды, соответствовало требованиям безопасности. Именно поэтому было введено регулирование веса велосипедов. Вес является критически важным параметром, особенно в горной местности, и в этом контексте возникает соблазн максимально облегчить велосипед, что, тем не менее, может повысить риск его поломок. Поэтому существует ограничение, которое устанавливает минимально допустимый вес велосипеда — 6.76 кг (14.99 фунта), для удобства восприятия обычно используется значение 6.8 кг. Все велосипеды, участвующие в соревнованиях, проходят проверку в соответствии с установленными техническими регламентами.

Чтобы понять, как именно контролируется вес и другие параметры велосипедов, можно ознакомиться с соответствующими видеоматериалами. За последние шесть лет некоторые аспекты изменились, но основная суть контроля осталась неизменной.

вес велосипеда гравела за 3000$ около 8 кг

В диапазоне веса 8-9 кг представлено множество карбоновых шоссейных и гравийных велосипедов, что делает их разнообразными по выбору.

Если говорить об алюминиевых и хромомолибденовых гравийниках, то это представляет собой средний сегмент рынка, и их вес обычно начинается в районе 10 кг.

Бюджетные гравийные модели обычно весят около 13 кг. Именно в этом диапазоне наблюдается заметная граница между классами гравийников. Для создания лёгкой и прочной рамы необходима качественная проектировка и технологический процесс, а также использование качественных трубок, которые требуют затрат. Я подробно разобрал эту тему в нескольких материалах на сайте ВЕЛО.ГРАВЕЛО, приводя пример с хромомолибденовыми велосипедами.

В ближайшее время ожидается выход российского хромомолибденового гравия среднего уровня, и его вес во многом определит успешность проекта.

Ситуация с весом алюминиевых велосипедов не имеет принципиальных отличий от ситуации с гравийниками.

От чего зависит масса?

На вес велосипеда влияют множество факторов, среди которых наиболее значительным является масса рамы и количество навесного оборудования. Вес рамы, в свою очередь, зависит от материала, из которого она изготовлена, а также от её размеров и формы. При производстве велосипедов используются различные металлы, включая сталь, алюминий, карбон и титан.

  • Стальные рамы обладают большим весом, но и низкой стоимостью. Они чаще всего используются российскими производителями, выпускающими бюджетные велосипеды. К преимуществам стальных рам следует отнести их высокую прочность и длительный срок службы. Многие зарубежные производители начали использовать хромомолибденовую сталь вместо низкоуглеродистой, что стало настоящим прорывом в велопроизводстве. Такие конструкции значительно легче, чем те, что сделаны из обычной стали, но при этом не менее надёжны.

Тем не менее, из-за высокой стоимости хромомолибден и аналогичные материалы не используются в массовом производстве и востребованы в основном профессиональными спортсменами.

  • Алюминиевые рамы значительно легче стальных и обладают хорошей прочностью. Они составляют самую обширную группу и ставятся на велосипеды среднего класса. Отличить алюминиевую раму от стальной можно по сварным швам, которые представляют собой ровные и одинаковые по высоте швы, напоминающие аккуратные петли.

Цена алюминиевых рам является наиболее оптимальным соотношением «цена-качество», что привлекает как любителей, так и начинающих спортсменов.

  • Карбон или углепластик — это материал нового поколения, являющийся самым лёгким, из тех, что используются для изготовления рам. Он состоит из плотно уложенных углеродных волокон, покрытых слоями полимеров. Карбоновые рамы имеют высокую стоимость и в основном устанавливаются на профессиональные велосипеды. К минусам карбона можно отнести его невозможность ремонта — в случае поломки рамы её восстановление станет невозможным.
  • Титановые рамы считаются самыми дорогими, но и чрезвычайно надёжными. Они устанавливаются на профессиональные велосипеды премиум-класса.
Читайте ещё:  Стрит-байки: особенности конструкции и выполнения трюков. Mtb street dirt.

Кроме того, на массу велосипеда оказывает значительное влияние навесное оборудование. Например, наличие сумки, крепления для бутылки, звонка, крыльев и велокомпьютера может добавить к общему весу от 2 до 4 кг. Педали могут увеличить вес на 150 г, подножка со всеми крепежами — от 800 г до 1 кг, а широкие колёса могут добавить до 0,5 кг. Таким образом, общий вес велосипеда с полным комплектом аксессуаров может увеличиться в среднем на 5 кг.

На что влияет этот показатель?

Вес велосипеда влияет на несколько ключевых параметров, включая устойчивость, маневренность, затраченные физические усилия и накат. При снижении веса велосипеда все перечисленные параметры улучшаются, что положительно сказывается и на устойчивости конструкции.

Стоит отметить, что именно устойчивость вызывает большие сомнения у начинающих гонщиков, которые ошибочно полагают, что чем вес bikes больше, тем лучше их устойчивость. На самом деле это далеко не так.

Во время езды на велосипеде велогонщик поддерживает его в вертикальном положении за счёт контроля своего центра тяжести. На слишком тяжёлом велосипеде значительно сложнее сохранять баланс, так как для этого требуется больше усилий. В результате лёгкие модели велосипедов оказываются гораздо предпочтительнее тяжёлых, так как они не только удобнее в управлении, но и более безопасны. Поэтому перед тем, как начать выбирать свой байк, стоит узнать его вес.

Материалы

Важно понимать, что вес велосипеда имеет значение. Давайте разберемся, из каких материалов складывается его масса. Прогресс в области материалов и их удешевление стали основными факторами развития велосипедной индустрии — всего лишь сто лет назад никто и не мог мечтать о рамах, выдерживающих многие тонны и весом всего несколько килограммов, и цепях, способных выдерживать пробеги в тысячи километров без значительного износа.

Аргоновая сварка рамы

Процесс аргоновой сварки рамы из алюминиевого сплава

Теперь давайте рассмотрим, какие материалы используются для изготовления самой массивной части велосипеда — рамы.

  • Обычная сталь, или низкоуглеродистая, являлась основным материалом для производства велосипедных рам до недавнего времени. Другие материалы начали появляться только 30-50 лет назад. До этого времени использовались тяжёлые, сравнительно хрупкие и подверженные коррозии трубы, которые варились на месте, не обладая особенно привлекательным внешним видом;
  • Хромомолибденовая сталь представляет собой второе рождение стали в велосипедных рамах. Этот материал отличается высокой прочностью и меньшим весом по сравнению с низкоуглеродистой сталью, однако всё равно не достигает характеристик алюминия. Кроме того, хромомолибден стоит довольно дорого и в основном используется профессиональными спортсменами;
  • Алюминий знаменует собой стандарт для современных байков. Он сравнимо лёгок и прочен, и именно из его сплавов изготавливаются большинство велосипедов, за исключением самых бюджетных моделей. Существует множество сплавов, которые маркируются цифровыми обозначениями, как, например, 7075 или 6061. Даже хорошо окрашенные алюминиевые рамы легко отличить по толстым швам, оставшимся от аргоновой сварки;
  • Карбон — это технологический идеал для велосипедных рам. Он обеспечивает невероятную прочность при весе всего лишь в пару килограммов, хотя и по цене, равной стоимости недорогого автомобиля. Карбон – это упрощенное название сложной структуры из углеродных волокон, склеенных между собой специальными смолами, также именуемыми углепластиком. Уникальные свойства структуры придают карбону удивительные характеристики, но вместе с тем делают его ремонт невозможным при повреждениях.
Читайте ещё:  Обзор детского велосипеда в виде мотоцикла. Велосипед мотоцикл детский.

Карбоновый элемент

Карбоновый элемент рамы

Таким образом, при выборе всегда приходится делать выбор между тремя аспектами: ценой, весом и надёжностью.

Нормы и рамки

Давайте рассмотрим несколько реальных примеров и выясним, сколько весит велосипед того или иного типа, а также на какие характеристики стоит ориентироваться при выборе другого велосипеда.

Шоссейные велосипеды

Шоссейные велосипеды, особенно те, которые разрабатываются профессиональными командами для участия в гонках, отличаются очень низким весом. Здесь используются современные материалы, карбоновые рамы и титановые элементы конструкции (титан, помимо своей высокой прочности и надёжности, также выделяется малым весом).

Среди рекордов в этой сфере можно отметить шоссейный велосипед весом 3.5 кг. Достижения инженеров иногда целенаправленно ограничиваются в соревнованиях: Международный союз велосипедистов установил минимально допустимый вес для спортивного байка, участвующего в официальных соревнованиях, на уровне 6.8 кг.
При покупке в магазине корректным является, если шоссейный байк с алюминиевой рамой весит до 8 кг.

Шоссейные велосипеды

Горные модели

Горные велосипеды обычно значительно тяжелее своих дорожных аналогов. Основная причина этого заключается в массивных рамах и использовании амортизаторов, которые отсутствуют у ригидов. При этом в остальных узлах также ведётся борьба за снижение веса — применяются титановые сплавы, облегчённые рамки и механизмы.

Можно встретить горные велосипеды весом 5-8 кг, однако средний показатель для взрослого горного велосипеда составляет 11 кг с разбросом от 9 до 14 кг, в то время как спортивные модели для триала и даунхилла часто превышают 20 кг — эти тяжёлые байки, несмотря на прогрессивные технологии, должны выдерживать серьёзные нагрузки.

Прочие модели

Необходимо отдельно рассмотреть крайние примеры.

Прежде всего это разнообразные специализированные байки — BMX, трековые модели и фикс-гиры. В этих случаях вес является важным критерием, однако его величина сильно зависит от производителя и назначения, поэтому стандартов назвать нельзя.

На противоположной стороне спектра находятся так называемые «ашанбайки» — это дешёвые велосипеды с толстыми стальными рамами и ненадёжными, массивными механизмами. Эти модели продаются в летний период на каждом углу и часто разочаровывают своих владельцев.

велосипед для даунхилла

Байк для даунхилла

Норма по весу и принцип выбора материала для различных типов велосипедов

Нормы веса варьируются для разных типов велосипедов.

1. Популярные горные велосипеды MTB, предназначенные для пересечённой местности и движения по неровным дорогам, имеют огромное многообразие моделей. В них используются лёгкие рамы, чаще всего из алюминия или карбона, и общая масса конструкции должна находиться в пределах от 15 до 20 кг, что достигается благодаря тяжёлым колесам с широкими протекторами.

2. Шоссейные велосипеды, предназначенные для скоростной езды, имеют малый вес, что улучшает их разгон и максимальную скорость. Самые продвинутые модели из карбона могут весить всего 8-9 кг. Они созданы для достижения больших скоростей и, как правило, оснащены удобными рулевыми системами, которые подходят для длительных поездок.

3. Туринговые велосипеды — это своего рода сочетание шоссейных и спортивных велосипедов. Они внешне напоминают шоссейники, но их рама, как правило, изготавливается из более тяжёлых, а значит, и менее дорогих материалов. Масса таких байков может достигать 20 кг.

4. Гибридные модели создаются для использования в разных условиях, великолепно себя проявляют как на ровных дорогах, так и на неровностях. Подобрать подходящий гибрид может быть крайне трудно, потому как разнообразие предложений велико, поэтому лучше проконсультироваться со специалистами. Вес этих байков обычно варьируется от 13 до 16 кг.

5. Городские велосипеды идеально подходят для прогулок по улицам. При выборе нужно обращать внимание на комфорт сиденья и функционал велосипеда, так как вес здесь не является ключевым, поскольку разогнаться на таком велосипеде до высоких скоростей будет затруднительно. Обычно городской велосипед весит от 12 до 15 кг.

Читайте ещё:  Защита для велосипедиста: какая бывает и как выбрать. Защита для велосипеда.

6. ВМХ велосипеды предназначены для выполнения прыжков и трюков. Чтобы выполнять подобные приёмы комфортно, их вес обычно составляет от 7 до 10 кг.

7. Детские велосипеды тоже заслуживают отдельного упоминания. Ассортимент для детей огромен, поэтому сложно точно обозначить вес. Например, для трёхколёсных моделей для самых маленьких важность веса не столь актуальна. А вот для более старших нужно выбирать лёгкие велосипеды, которые ребёночек сможет легко передвигать самостоятельно. Производители продолжают работать над облегчением детских моделей, но на данный момент их вес составляет около 12 кг.

Советы по подбору велосипеда

Выбирать велосипед желательно с учётом его веса, который будет комфортен для конкретного пользователя. Важно также учитывать, будут ли возникать ситуации, когда нужно будет поднимать велосипед по лестнице в квартиру. Выполнять такую операцию с тяжёлым устройством может быть довольно сложно. Наилучшим вариантом будут велосипеды из алюминия или с карбоновой рамой.

Рекомендуется обращать внимание на такие параметры:

  • Рама. Это главный элемент конструкции велосипеда, на который крепятся все остальные компоненты. Размер рамы подбирается согласно росту пользователя и его предпочтениям в велоездах. Важно учитывать материал, размер, конфигурацию рамы, а также способ её сварки.

Городской велосипед

Городские велосипеды отличаются прямой посадкой — на них сидишь как на табуретке

Городские велосипеды имеют прямую посадку, что позволяет удобно сидеть, как на табурете.

  • Складные велосипеды — имеют компактные размеры благодаря малой раме и меньшим колёсам. Некоторые модели можно сложить, даже складывая высокий руль, что делает их удобными для транспортировки. Их вес колеблется в пределах от 7 до 10 кг.
  • Классический городской велосипед — имеет большие колёса, но облегчённая рама делает его легче. Верхняя часть рамы расположена ниже, чем у других типов, что упрощает его перемещение. Его вес составляет в среднем 12-13 кг.
  • Круизер — велосипед с широкими шинами и изгибом вверх по форме рамы, имеющий массивный и ретро-дизайн. Может иметь большие размеры и весить 12-15 кг.

Городские велосипеды, особенно складные и классические, прекрасно подходят для передвижения по асфальтированным площадкам — например, для неспешной поездки на работу или прогулки по набережной. Однако рывки или прыжки на таких велосипедах будут проблематичны — за счёт несопоставимой устойчивости по сравнению с горными моделями они могут легко повредить раму и колёса. Также передвижение по грунту и песку на таком велосипеде может представлять опасность, так как амортизации практически нет, что чревато травмами.

Когда стоит покупать: открыть для себя возможности, если вы уверены, что будете кататься по ровным тротуарам, паркам или асфальтированным дорогам. Однако ожидать высоких скоростей на таких моделях не стоит.

Шоссейный велосипед

Шоссейный велосипед легко отличить по тонким покрышкам и особенному рулю

Шоссейные велосипеды иногда ошибочно называют спортивными. Именно они используются в массовых гонках на асфальте, но никто не мешает вам ездить на них в неспешном, расслабленном темпе.

Характерной особенностью этих байков является их способность быстро набирать скорость. На таком даже новичок может легко достичь скорости 40-45 км/ч. Вес шоссейных велосипедов колеблется от 6 до 9 кг, с удобным, загнутым вниз рулём. Но на этом преимущества обычно заканчиваются.

Велопрогулка по лесу

Пользоваться шоссейником можно исключительно по асфальтированным дорогам — даже небольшой участок грунтовой дороги может повредить колёса, а неудачный прыжок может привести к поломке рам. Для комфортной поездки на шоссейном велосипеде требуются физическая подготовка и правильная посадка, иначе при долгом использовании возникнут неудобства.

Когда стоит купить: если вы стремитесь к высокому темпу и вам нравится скорость, эта модель превратится в отличного спутника, особенно для speed-выездов по пустому, спокойному городу на рассвете.

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий