Основное отличие между гидравлическими тормозами и традиционными механическими тормозами, такими как ободные или дисковые, заключается в механизме, с помощью которого сила от ручки тормоза передается на тормозные колодки. В то время как в классических системах используется специальный тросик, в гидравлических тормозах применяется герметичная трубка, заполненная тормозной жидкостью, которая передает усилие.
Виды тормозных систем велосипеда. Минусы и плюсы
Движение на любом транспортном средстве трижды связано с изменением скорости, а также с возможностью столкновения с различными препятствиями на пути. С увеличением скорости возрастают и потенциальные последствия экстренных ситуаций, независимо от типа транспортного средства, на котором осуществляется передвижение.
Для велосипедистов безопасность является первостепенной задачей, особенно учитывая, что средняя скорость их передвижения составляет 20-25 км/ч, а на ровных асфальтированных участках дороги шоссейные велосипеды могут развивать скорость до 50 км/ч. Даже падение на умеренной скорости может привести к серьезным травмам и неприятностям, поэтому наличие надежной тормозной системы становится критически важным для обеспечения безопасности на дороге.
Однако, если начать изучать существующие модели велосипедов с различными тормозными системами, то можно довольно быстро запутаться. Термины такие как V-brake, клещевые, гидравлика и подобные могут озадачить новичка, не давая четкого представления о том, какая система будет наиболее оптимальна для него.
В данной статье мы подробно рассмотрим различные типы тормозов, их плюсы и минусы, а также необходимые меры по уходу для обеспечения их оптимальной работы.
Барабанные (педальные) тормоза
Барабанные тормоза известны с давних времен и все еще используются на некоторых моделях велосипедов. Они работают по принципу автомобильных тормозов, но без использования гидравлической системы. Здесь две тормозные колодки прижимаются к внешней части корпуса ступицы колеса, когда велосипедист прокручивает педали в обратном направлении (против часовой стрелки), откуда и произошло название «педальные тормоза».
Такого типа тормоза чаще всего можно встретить на классических городских велосипедах с фиксированной передачей, а также на детских моделях. Их механика очень проста, а все детали надежно скрыты внутри втулки заднего или переднего колеса, что обеспечивает защиту от повреждений.
Самодостаточная конструкция барабанных тормозов защищает от попадания грязи, песка и влаги, что минимизирует потребность в обслуживании и делает их надежными в эксплуатации. Долговечность системы также безупречна. В случае, если велосипед получил некоторые искривления, такие как «восьмерка», это не сказаться на их работе. Вы можете смело складывать велосипед на бок или прислонять его, не опасаясь повреждений.
Часто барабанные тормоза устанавливаются в сочетании с ободными тормозами на другом колесе, что повышает общую безопасность системы.
Среди недостатков данного типа тормозов можно отметить то, что их не удастся установить на многоскоростной велосипед из-за конструкции втулки, а также возможность потерять тормозное действие, если цепь слетит. Это можно решить установкой дополнительного тормоза на другое колесо.
Тормоза на велосипед: разновидности, марки, выбор, установка
Тормоза являются незаменимой частью любого велосипеда – качественная тормозная система обеспечивает безопасную остановку даже в критических ситуациях, что может сыграть решающую роль в сохранении здоровья велосипедиста. В данной статье вы познакомитесь с основными видами и марками велосипедных тормозов, а также получите информацию о тонкостях их выбора и установки.
Виды и их устройство
Существует несколько категорий велосипедных тормозов, которые можно разбить на разные группы с уникальными типами.
В зависимости от принципа работы тормозные системы можно классифицировать на ободные, дисковые, барабанные, роллерные, стремянные и ленточные.
Ниже мы рассмотрим, как работают и устроены каждый из указанных типов тормозов.
Ободные
В тормозах ободного типа используются колодки, которые при торможении зажимают обод колеса с обеих сторон. Осуществляемое давление между колодками и ободом создает трение, которое, в зависимости от силы нажатия, обеспечивает как плавное, так и резкое торможение. Команда на торможение передается на колодки с руля с помощью специального тросика или гидравлической линии.
Сегодня ободные тормоза являются наиболее распространенным типом тормозных систем для велосипедов и могут успешно использоваться как на шоссейных, так и на горных моделях любого уровня.
Ободные тормоза имеют несколько версий, которые различаются по методу крепления, форме колодок и области применения.
Среди механических ободных тормозов выделяются несколько видов.
- V-brake (векторные тормоза) – Это наиболее популярные тормоза, которые представляют собой конструкцию с рычагами и колодками, скрепленными в форме буквы V.
- Клещевые тормоза (также известные как крабики) – Эти тормоза используются еще с советских времен. В настоящее время они редко встречаются, и преимущественно устанавливаются на передние колеса шоссейных велосипедов. Они характеризуются креплением в форме буквы U.
- Кантилеверные тормоза – Эти тормоза являются предшественниками V-brake и применяются главным образом на циклокроссовых велосипедах. Несмотря на устаревшую технологию, они по эффективности остаются на уровне с другими ободными тормозами, но требуют точной настройки.
Что касается устройства гидравлических ободных тормозов, то оно отличается от механических системой гидравлических линий, через которые жидкость передается от ручки управления на тормоза, приводя к торможению.
Ободные тормоза имеют как свои преимущества, так и недостатки.
Давайте сначала рассмотрим плюсы:
- Доступная цена и обширный ассортимент для различных типов велосипедов.
- При торможении вся нагрузка ложится на обод, в результате чего колесо и втулка не подвергаются повреждениям. Это способствует долговечности велосипеда.
- В отличие от дисковых тормозов, ободные тормоза нагреваются значительно меньше, так как действующая поверхность большая, что помогает избежать деформаций обода.
- Установка таких тормозов не требует специальных навыков – подтянуть и зажать тросики может практически каждый, имея под рукой необходимые инструменты.
- Модели ободных тормозов обычно легкие и практически не добавляют веса к конструкции велосипеда, что может быть критично важно для скорости и удобства в эксплуатации.
Однако имеются и недостатки:
- Вести велосипед по грязной или мокрой дороге значительно снижает эффективность ободного тормоза, что может привести к опасным последствиям. Некоторые велосипедисты делают специальные канавки на колодках для отвода влаги в дождливую погоду.
- Неправильная установка или плохо отрегулированные колодки могут привести к постоянному торможению колеса, задевающему обод.
- Колодки требуют замены примерно раз в полгода, в зависимости от частоты использования велосипеда, так как они стираются на местах трения. Ободы нужно будет менять гораздо реже – не чаще одного раза в два года.
- Некоторые V-brake тормоза могут со временем вызывать деформацию перьев или рамы велосипеда. Во избежание этого некоторые велосипедисты покупают специальные рамные усилители в виде дуг.
Дисковые тормоза
В стремлении улучшить качество торможения в дождливую погоду были разработаны дисковые тормоза для велосипедов. Они не боятся влаги и обеспечивают одинаковую эффективность торможения в любых условиях, в отличие от ободных тормозов.
Механические модели
Механические дисковые тормоза работают аналогично ободным, используя тросы для передачи усилия торможения. Это упрощает их обслуживание и делает дешевле по сравнению с гидравлическими системами. Тем не менее, большинство моделей имеют лишь одну активную колодку, что может снизить общую эффективность торможения.
Необходимо также отметить, что маркетинговые компании, заметив популярность дисковых тормозов среди покупателей, начали устанавливать их даже на бюджетные модели велосипедов. Однако покупка дешевых велосипедов с дисковыми тормозами не рекомендуется, из-за следующих причин:
- В таких системах используются низкокачественные колодки, которые быстро изнашиваются.
- Диски, изготовленные из тонкого металла, легко повреждаются.
- При использовании такой системы могут возникать неприятные звуки при торможении.
Поэтому при выборе недорогих моделей лучше ориентироваться на велосипеды с ободными тормозами, которые обеспечат вам меньше проблем в процессе эксплуатации.
Гидравлические модели
Гидравлические дисковые тормоза сегодня считаются самыми эффективными. Их отличительной чертой является использование тормозной жидкости для передачи силы от ручки тормоза, что обеспечивает плавное и мощное торможение благодаря симметричному действию как активной, так и статичной колодки. Эти тормоза имеют ряд преимуществ над механическими системами:
- Плавное действие при нажатии на ручку.
- Эффективность торможения, обеспечиваемая равномерным сжатием обеих тормозных колодок.
- Способность модуляции, что позволяет постепенно увеличивать силу торможения.
Однако гидравлические тормозы имеют свои недостатки, такие как высокая цена и необходимость в специализированном техническом обслуживании. Тем не менее, многие велосипедисты, попробовав гидравлические тормоза, отказываются от механических аналогов.
Как можно увидеть, существует множество типов велосипедных тормозов, каждая из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Надеемся, что эта информация окажется полезной и поможет сделать правильный выбор при покупке нового велосипеда. Если вы считаете, что статья была вам полезна, пожалуйста, поставьте ей лайк или поделитесь с друзьями. Спасибо за ваше внимание и до новых встреч!
ОБОДНЫЕ ВЕЛОСИПЕДНЫЕ ТОРМОЗА
Ободные тормоза имеют долгую историю и характеризуются большим разнообразием типов.
V-brake (вибрейки).
Это самый распространенный тип ободных тормозов, который достиг высокого уровня развития в настоящее время. Они надежны и не требуют сложного обслуживания.
На сегодняшний день их устанавливают на бюджетные модели велосипедов, и часто они изготовлены из недорогих материалов, что требует определенных навыков для настройки и аккуратности со стороны велосипедиста.
Велосипеды с тормозами V-brake в магазине Кант:
Клещевые тормоза.
Клещевые тормоза всё еще применяются в шоссейном велоспорте, и хотя они продолжают понемногу улучшаться в основном благодаря повышению качества материалов и композита накладок, их основное применение — это узкие колеса, высокие скорости и асфальтированные дороги.
Если вы спортсмен, активно занимающийся велоспортом, или любитель, регулярно участвующий в соревнованиях, у нас есть специальные дисконтные карты, которые предоставляют существенные скидки на необходимое снаряжение, обувь или одежду.
U-brakes.
U-brakes — это усовершенствованная версия клещевых тормозов, имеющая два точки крепления к раме, в отличие от одной у предшественников. Форма рычагов также отличается. Они чаще всего применяются на BMX-велосипедах, а с ростом мастерства нередко их удаляют, как ненужный элемент.
Кантилеверные.
Кантилеверные тормоза имеют своеобразное и запоминающееся название. Как и тип велоспорта, в котором они все еще используются – циклокросс. Это тот самый вид велопробегов, где участники после финиша нередко отмываются от грязи с помощью мощных моек под высоким давлением.
Стоит заметить, что в последние годы многие спортсмены в этой дисциплине предпочитают велосипеды с дисковыми тормозами.
Ободные тормоза преимущественно имеют механический тросовый привод с рычагами различных форм, размещенными на руле. Гидравлические варианты встречаются реже и представляют собой исключение.
Известные недостатки ободных тормозов:
- Дождевая вода, грязь и снег значительно снижают эффективность торможения, даже в непростых погодных условиях.
- Плохое крепление частей земли, особенно в сочетании с влагой, может привести к тому, что они застрянут между тросиком, соединяющим рычаги тормозов и колесом, создавая непредвиденные препятствия на движении, вплоть до полной блокировки. Кантилеверные тормоза имеют большее расстояние между частями, что позволяет лучше справляться с этими проблемами, хотя в других аспектах они менее эффективны.
- Процесс увлажнения обода под колодками приводит к его истончению и, как следствие, необходимости замены.
- Колодки ободных тормозов выполнены из резины с различными добавками, что, хотя и позволяет им хорошо работать при трении, увеличивает расходы владельца велосипеда на их содержание.
- Применение недостаточно прочных или облегченных рам и вилок может привести к нежелательной деформации в местах крепления рычагов при торможении, вместо исследовательского раздвижения границ окружающего мира.
- Даже небольшие изменения в геометрии колеса, такие как «восьмерка», могут существенно снизить качество торможения, вплоть до блокировки колеса и превращения велосипедиста в пешехода.
ДИСКОВЫЕ ВЕЛОСИПЕДНЫЕ ТОРМОЗА
Как упоминалось ранее, дисковые тормоза стискивают не обод колеса, а тормозной диск, обеспечивая надежное и устойчивое торможение, что можно уподобить тому, как античный Дискобол крепко сжимал свой диск в руках.
Тормозные диски, как и другие элементы велосипеда (независимо от их сложности и характера использования), подлежат периодической замене.
- велопокрышки
- велокамеры
- эксцентрики
- педали
- рулевое управление
- седла и штыри
- трансмиссия
В дисковых тормозах также можно выделить две основные категории: механические и гидравлические.
Обе категории имеют калиперы, которые приводятся в действие соответственно металлическими тросами или гидравлической системой. Есть также комбинированные варианты, где тросик приводит в движение калиперы, а затем включается гидравлическая система.
Механические тормоза, как правило, имеют отдельную подвижную (внешнюю) колодку, которая активируется поршнем. Вторая колодка статична и требует периодической подстройки из-за износа фрикционных накладок.
С развитием технологий были созданы механические дисковые тормоза с двумя подвижными колодками, которые сжимаются с обеих сторон диска, что делает их более эффективными и надежными.
Велосипеды с механическими дисковыми тормозами в магазинах Кант:
Гидравлические тормоза ценятся велосипедистами по всему миру, включая Антарктиду. В их системе используется специальное минеральное масло или тормозная жидкость DOT, что исключает необходимость в постоянной регулировке и обеспечивает высокую эффективность. Они имеют минимальный зазор между колодками и диском, обеспечивая мгновенное взаимодействие, что позволяет достичь высокой плавности торможения (модуляции) и мощного нажатия.
Вариации калипера
Калипер может иметь от двух до шести поршней — по одному, двум и трём с каждой стороны тормозного диска. Их количество также напрямую влияет на эффективность торможения.
Четырехпоршневые калиперы обычно достаточно даже для любителей экстремального стиля катания, тогда как шестипоршневые часто являются просто маркетинговым приемом производителями – они не всегда оказывают значительное влияние на эффективность.
Советы по выбору
Подбор гидравлических тормозов для вашего велосипеда следует осуществлять с учетом условий эксплуатации и стиля езды. Хотя можно устанавливать самые лучшие элементы, если ваши поездки будут ограничены городскими маршрутами и кросс-кантри, такие траты могут быть избыточными. Но, если бюджет не является проблемой, то это вполне оправданное решение.
Для городских поездок без резких торможений можно обойтись однослойным ротором диаметром 140–160 мм, двухпоршневым калипером и полимерными колодками, установленными вместе с бюджетными ручками.
Как альтернативный вариант можно рассмотреть Shimano BR-MT200, который идеально подойдет как для кросс-кантри, так и для умеренной агрессивной езды. В него входят две ручки с трехконтактным рычагом, двухпоршневой суппорт, два однослойных ротора и органические колодки B01S.
Для более агрессивной езды следует рассмотреть комплектации с двух- или четырехпоршневыми калиперами и роторными дисками диаметром 160–180 мм, полуметаллическими или высококачественными колодками, и ручками в средней ценовой категории.
Отличным выбором станет комплект Shimano BR-M6100 из серии Deore, который включает в себя два качественных двухпоршневых калипера (для переднего и заднего колес), удобные ручки и высококачественные полимерные колодки, обладающие технологией Servo Wave для увеличения тормозной мощности на 25% и улучшения отзывчивости тормозных рычагов.
Для катания по крутым спускам и при частых резких торможениях необходимо подбирать более дорогие системы. Подойдут плавающие роторы диаметром 180–203 мм, качественные четырехпоршневые калиперы, а также металлические или керамические колодки и ручка из верхнего ценового класса.
Линейка Shimano Saint станет идеальным вариантом. Она включает ударопрочные зажимы I-Spec B, трехслойные гидролинии, технологию Servo Wave для мощного торможения при легком нажатии и четыре керамических поршня, что значительно снижает теплопередачу от колодок к тормозной жидкости.