Мы также хотели бы добавить, что и мужчины, и женщины могут максимально реализовать себя в строительном секторе, в зависимости от их образования и того, что доступно на рынке.
Стройка — мероприятие бесконечное, инженеры-строители будут нужны всегда. Всё о профессии от москвички с 20-летним стажем
Многие выпускники школ и университетов не могут определиться с выбором будущей профессии. В большинстве случаев это происходит потому, что они не знакомы со всеми видами работ. Часто молодым людям приходится рассматривать несколько учебных заведений и специальностей, чтобы понять, что им больше подходит. К сожалению, время проходит быстро, и нет времени, чтобы попробовать все. И зачем тратить годы на то, что потом не пригодится в жизни.
Профессия инженера-строителя сегодня очень востребована. Это профессия, которая всегда будет актуальной. И сегодня журнал Reconomica решил познакомить своих читателей с Натальей Владимировной Цой, инженером-строителем с 20-летним стажем. Она знает и может рассказать вам о профессии больше, чем кто-либо другой.
О себе
Меня зовут Наталья Владимировна Цой, мне 45 лет, я из Москвы. В 90-х годах я окончил Московский инженерно-строительный институт (ныне МГСУ). Так получилось, что мои родители были конструкторами, а я пошел в перестройку — на стройку.
После 20 лет работы в строительстве у меня сложилось впечатление, что нет другой профессии, в которой было бы большее разнообразие дисциплин и необходимых навыков.
Ведь инженер-строитель может работать на предстроительной стадии проекта и частично участвовать в проектировании — в качестве консультанта и в утверждении проекта, а также в перезаключении существующего проекта в случае изменения характера и объема строительных работ.
Я также работал в строительстве наружных сооружений и коммуникаций, а также в жилищном строительстве — непосредственно в строительстве семейного дома, и в направлении электрических коммуникаций, и я знаком с забивкой свай, конечно, в реконструкционных и ремонтных работах…».
Если посмотреть на саму строительную отрасль, то на первый взгляд все внутренние дисциплины четко систематизированы и распределены. В стране существует множество высших строительных учебных заведений, которые готовят различных специалистов для строительной отрасли.
Однако под термином «гражданское строительство» объединено множество различных строительных профессий. Исключение, вероятно, составляют атомная промышленность, газовая промышленность….. Все отрасли с «опасными» производствами.
В моем случае, когда я был принят в МИСИ в 1991 году, я не набрал достаточно кредитов для очного отделения факультета «ВК» (вентиляция и кондиционирование воздуха). Но я был рад, что меня приняли на вечернее отделение кафедры «Механизация и автоматизация строительных процессов и производств». И, как обычно, я ни дня не проработал в непосредственной дисциплине, потому что только в качестве сметчика я мог вытащить из диплома слова для автоматизации тех работ, которым меня обучали.
Немного о строителях
Как выяснилось, инженер-строитель — это технический специалист с хорошими знаниями математики, физики и строительства.
Пространственное мышление также важно. В современном мире профессионалы успешно используют современные графические программы, программы визуализации, программы обработки текстов, программы для работы с базами данных и электронными таблицами.
Строительные факультеты по специальностям
Получение степени в области гражданского строительства означает, что рабочее место, скорее всего, будет находиться в офисе, но работа в строительном центре также является обычным местом работы инженера-строителя. Будучи работником производственно-строительного отдела, я следил за тем, чтобы у меня были высокие резиновые сапоги и каска в сапоге.
Рабочее место в строительном центре также является обычным рабочим местом для инженера-строителя.
Строительные школы различаются по своей специализации:
- промышленное строительство,
- вентиляция,
- кондиционирование,
- автоматика,
- гражданское строительство,
- техника и технологии строительства,
- жилищное хозяйство,
- стандартизация,
- метрология,
- управление и др.
Кто-то строит космические центры, кто-то больницы, кто-то квартиры. Существуют также специализации по управлению и обслуживанию объектов. Создание внешних технических сетей может быть упомянуто как отдельный компонент. В любом социальном учреждении, будь то школа, завод, система орошения полей или стадион, необходимо иметь средства коммуникации — электричество, воду, газ, связь — и следить за состоянием этих технических сетей в процессе их эксплуатации.
Что нужно знать и уметь
Чтобы получить работу инженера-строителя в строительной компании, необходимо уметь читать планы и контролировать объем строительных работ:
- уметь обсчитывать все материалы для стройки,
- смотреть наличие ошибок в проектной документации и доказывать их наличие,
- знать свойства строительных материалов.
Вы можете работать на строительной площадке, готовить исполнительную документацию по выполняемым работам, включающую журналы скрытых работ и планы выполнения работ, или согласовывать изменения в плане, если применяются строительные решения, отличные от предусмотренных в плане, и используются более современные материалы.
Часто, чтобы добиться больших успехов, приходится начинать с низкооплачиваемой должности: например, прораба на стройке. Так вы быстрее получите опыт: На строительной площадке все видно гораздо лучше, чем на чертежах в офисе.
Инженер-строитель всегда может переквалифицироваться в сметчика.
Отдельной сферой деятельности может быть работа геодезиста.
В сегодняшних реалиях геодезистам также помогают различные компьютерные программы. На мой взгляд, сметчиков также следует разделить на строительные специальности — ценятся сметчики, знающие процессы строительства и ремонта.
История профессии
Люди, выполнявшие обязанности современных инженеров-строителей, работали над строительством мавзолеев, храмов и дворцов. Несомненно, все 7 известных сегодня чудес света были построены при помощи и под руководством людей, обладавших исключительными техническими знаниями и талантами, даже по современным меркам. Однако в древности инженеры считались исключительно создателями военных машин, и только в Голландии в XVI веке их стали называть гражданскими строителями дорог и мостов. Позже этот термин остался в качестве профессионального титула в Российской империи.
А в России V-VI веков инженеров-строителей называли «розмаслами» в современном понимании этого слова. Именно они выбрали место для будущего города и спроектировали систему защитных сооружений — эпоха была боевой, и жителям приходилось постоянно защищаться от набегов кочевников и враждебных визитов западных и северных соседей. Старое русское название с удивительной точностью отражает суть профессии инженера-строителя — обдумывать текущие задачи и предлагать наиболее эффективные решения.
Практические профессиональные навыки русских архитекторов передавались от мастера к подмастерью и ремесленнику. Первой инженерной школой в России, где велась систематическая подготовка, была Морская школа, основанная Петром I в 1701 году, которая готовила военных, а не гражданских инженеров. Однако уже в 1712 году в школе были открыты специальные классы, высококомпетентные выпускники которых стали представителями низшего и среднего звена строительной администрации.
Высшее образование в области транспортного и гидротехнического строительства существует в нашей стране с 1809 года в Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения. Вскоре после этого, в 1832 году, был основан Колледж гражданского строительства, который сегодня известен как Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ).
Описание профессии
Чем занимается инженер-строитель? Он разрабатывает план и проект строительства объекта (или его инфраструктурных систем), составляет график, определяет последовательность процедур, количество необходимых ресурсов в виде рабочей силы и материалов, а также их качество и состав. Кроме того, инженер-строитель сопровождает документацию на различных этапах проекта: заключение договоров с поставщиками и подрядчиками, подготовка строительных сертификатов, получение разрешений от властей и т.д.
Представители этой профессии проходят обучение по различным профильным направлениям и становятся инженерами:
- по строительству автомагистралей, мостов, транспортных тоннелей, метрополитенов;
- аэродромов;
- уникальных зданий (в том числе большепролетных и «высоток», стадионов);
- гидротехнических сооружений;
- или по разработке и монтажу отдельных коммуникационных систем: тепло-, газо-, холодо-, водоснабжения и водоотведения, вентиляции.
Инженеры из каждой из этих областей обладают как общими профессиональными знаниями и навыками, так и компетенциями, которые могут отсутствовать у их коллег в области гражданского строительства. Например, специалисты, занимающиеся строительством туннелей и мостов, имеют больше знаний, чем другие:
- в технологии заводского производства тоннельных конструкций и мостовых пролетов;
- в методах исследования и анализа горных пород и физико-механических характеристик грунтов;
- в специфике геологических и гидрогеологических условий строительства.
Компетенции, которые в равной степени применимы к инженерам-строителям из различных дисциплин, включают:
- умение пользоваться современными средствами коммуникации, вычислительной техникой, системами автоматизированного проектирования и сопутствующим ПО, цифровыми и аналоговыми методиками ведения проекта и управления жизненным циклом;
- знание процедуры технического черчения и основ машинной графики;
- умение оценивать и рассчитывать устойчивость, прочность и жесткость конструкций и фундаментов в зависимости от их типов;
- профессиональное чтение топографических карт и показаний геодезических приборов;
- осведомленность о свойствах строительных материалов, технологиях их применения.
Строительные компании являются наиболее распространенными местами работы для этих инженеров, но их знания и навыки также востребованы в бухгалтерских фирмах, государственных инспекционных агентствах, ремонтных компаниях, архитектурных бюро и других компаниях.
На каких специальностях учиться
Выбор специальности зависит от личных предпочтений, а специализация для инженеров-строителей (согласно ФГОС) может быть разной:
- строительство;
- строительство уникальных зданий и сооружений;
- строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей;
- строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей.
В горной промышленности университеты готовят инженеров-строителей для горных и подземных работ. Во всех случаях обязательным условием поступления являются результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике, физике и русскому языку.