По результатам анализа психолого-педагогической и профессиональной литературы можно выделить следующие критерии развития волевой памяти: Объем памяти, скорость запоминания, точность воспроизведения. Каждый из них может проявляться на трех уровнях: оптимальном, приемлемом, критическом.
Произвольная память в психологии. Что это, определение, примеры формирования
Память играет особую роль в жизни каждого человека: как на работе, так и на учебе. В психологии обычно проводят различие между добровольной и непроизвольной памятью, первая из которых является основополагающей для развития личности. Он позволяет вам более эффективно усваивать информацию и взаимодействовать с обществом.
Память — это вид психической деятельности человека, который характеризуется такими способностями, как:
- накопление;
- сохранение;
- применение получаемой информации из внешних источников.
Исходя из различных психоэмоциональных аспектов, в психологии принято делить воспоминания на различные типы, включая добровольные и недобровольные.
Непроизвольная память, в психологии, — это процесс сознательной характеристики, позволяющий достичь желаемой цели на основе сознательного объяснения самой проблемы и дальнейших действий для ее достижения. Этот тип памяти ставит перед собой задачу конкретного обучения, запоминания определенной информации. Сам процесс запоминания и дальнейшего воспроизведения является специфическим, ранее изученным процессом.
Акт запоминания определяется требованием поставить четкую цель запомнить конкретную информацию. Это явление позволяет человеку прогрессировать в своем интеллектуальном развитии и профессиональной деятельности, то есть учиться тому, что необходимо.
Непроизвольное запоминание отличается от непроизвольного тем, что все запоминание и дальнейшее воспроизведение в психологии человека характеризуется отсутствием конкретных целей или методов, способствующих усвоению намеченного объекта. В этом случае все происходит бессознательно и не контролируется самим человеком.
История изучения произвольной памяти
Одним из наиболее ярких примеров исследования волевой памяти является работа отечественного психолога П.И. Зинченко, который в 1961 году провел серию исследований, направленных на изучение этого феномена.
В этом эксперименте профессор психологии попросил испытуемых неожиданно вспомнить все, что они могли вспомнить по дороге на работу.
Исследование показало, что испытуемые вспоминали чаще:
- чем занимались (но не то, о чем думали или мечтали);
- что препятствовало или способствовало достижению желаемой цели;
- что-то необычное или странное;
- нечто такое, что не было никак связано с имеющимся кругом знаний.
Автор начал сравнивать продуктивность и эффективность непроизвольного запоминания на основе одинаковой для всех информации. Учитывается важность материала для испытуемых, исходя из их целей, мотивации или методов выполнения задания.
Исследования психолога дали объективный результат: информация, связанная с психологической цепочкой сознания, запоминается гораздо лучше, чем материал, никак не связанный с условиями задачи.
В 1960-х годах была подробно изучена взаимосвязь между мнемоническими средствами и эффективностью различных организационных аспектов, включая качество памяти. Советский психолог А.А. Смирнов, изучавший развитие функции памяти у человека, подчеркивал, что внешние систематические приемы, присущие случайному запоминанию, особенно важны для обучения.
Концепция «внутренней и внешней памяти» активно пропагандировалась А. Н. Леонтьевым, начиная с 1972 года. С помощью этого термина профессор смог описать процесс подключения внешних носителей информации, который косвенно влияет на эффективность работы памяти.
В. Я. Ляудис в 1976 году отметил, что в процессе развития памяти у детей внешние проявления сначала используются для сигнализации о внешней регуляции внутреннего психологического плана и имеющихся восприятий. Только тогда личность ребенка приобретает регулирующую способность запоминать и вспоминать.
Этапы овладения произвольными формами памяти
В психологии двигательная память — это процесс, который развивается на основе психического развития ребенка. Оно развивается уже в дошкольном возрасте, причем первые признаки наблюдаются в черчении или ролевых играх.
Основные предпосылки для развития произвольной памяти у ребенка дошкольного возраста:
- высокая активность и частое участие в играх;
- развитие коммуникативных навыков, которые помимо общения, позволяют взаимодействовать с воображаемыми предметами;
- совершение разных действий, которые связаны с моментами из прошлого или будущего. К примеру, когда необходимо рассказать о чем-то, что уже прошло или выполнить определенное задание не в настоящее время, а немного позднее.
Сначала ребенок усваивает эти предпосылки через наблюдение взрослых и постепенно приобретает опыт и знания. Наиболее важной частью инцидентальной памяти является участие в играх.
Благодаря самой игре ум ребенка быстро развивается и приобретает необходимые навыки и умения. Словесные игры могут не только улучшить языковой аппарат, но и способствовать развитию памяти и мышления. В то же время дидактические игры учат постепенному выполнению правил или инструкций.
Овладение непроизвольным мышлением включает в себя 3 этапа:
- Подсказки от взрослого, который сможет повторить, рассказать или пересказать. Сюда же относятся различные наводящие вопросы типа «Что было дальше?», которые помогут ребенку эффективнее обучаться, связывая материал с основной задачей запоминания.
- Выявление задач, которые обучают вспоминанию и запоминанию информации.
- Детское осознание о необходимости развития специальных методов запоминания.
Непроизвольная память формируется в процессе развития — когда ребенок постепенно осваивает действия, позволяющие лучше воспринимать информацию, а также сохранять ее в памяти. Эти навыки позволяют воспроизводить информацию более точно. Этот процесс завершается к 13-15 годам.
Поступление ребенка в школу значительно увеличивает скорость, с которой он осваивает задачу случайного припоминания, которая становится все более осмысленной. В результате обучение увеличивает объем данных, которые необходимо хранить. В то же время дети считают, что информация не всегда представлена так ярко и четко, как им хотелось бы.
Для более гибкого развития недостаточно просто запомнить то, что вам нравится. Преподавание урока, который не нравится ребенку, не только улучшает память, но также силу воли и концентрацию.
Улучшение произвольной памяти и активное использование ее на практике особенно важны для интеллектуального развития ребенка, в том числе для способности быстро приобретать навыки рассуждения.
Характеристика
Роль произвольной памяти заключается в хранении информации, которая специально преподается пользователю (например, запоминание таблицы умножения). Это помогает нам выучить стихотворение или запомнить свой адрес или паспортные данные. Да, есть люди, которые знают их наизусть, и иногда они действительно полезны.
Однако эта память начинает формироваться только в том возрасте, когда она еще далека от того, чтобы стать самым важным документом гражданина. В психологии считается, что она появляется в начальной и средней школе, когда у ребенка возникает осознанное желание или потребность что-то выучить (запомнить).
В развитии волевой памяти играют роль многие факторы. К ним относятся вещи, которые прививаются нам с раннего возраста, еще до того, как мы идем в школу.
Как это работает?
Степень эффективности волевой памяти зависит не только от того, что мы учим и зачем, но и от методов, которые мы используем для запоминания. Кому не знакомо душевное состояние во время экзамена, когда в начале экзамена чувствуешь себя полностью бодрым; ведь позади день в библиотеке и бессонные ночи над учебниками, а когда мы получаем карточку с вопросами, то впадаем в дрему с приступом амнезии, или вдруг проявляем себя с лучшей стороны и получаем высшую оценку.
Конечно, тренировать память можно и нужно и во взрослом возрасте, но, как известно, все проблемы зарождаются в детстве, и именно на это родителям нужно обратить внимание, чтобы у их ребенка не было проблем во взрослой жизни.
- Старайтесь, чтобы ребенок принимал участие в различных играх, в идеале – периодически брал на себя лидерство.
- Пробуйте повторять с ребенком уже пережитые события, вспоминайте походы в зоопарк или цирк. Пусть ребенок расскажет, чем ему запомнился тот или иной зверь или выступление на манеже, какие шутки клоуна показались ему особенно смешными. Через пару дней вновь вернитесь к этой теме.
- Чаще используйте игры с использованием слов. Только не надо сразу «грузить» малыша играми в «города», «съедобное – несъедобное» для начала вполне подойдет. Ведущий кидает мяч участникам и при этом произносит слово, задача ребенка – поймать мячик, если было названо нечто съедобное и не поймать, если было произнесено наименование несъедобной вещи.
- Не заставляйте ребенка зубрить что-либо, попробуйте вызвать в нем эмоции, попробуйте сами красочно описать ему тот или иной предмет или событие, чтобы в его памяти осталось не только название, но и образы.
- Научите ребенка понимать то, что он учит.
- Объясните ребенку, как и зачем пригодятся ему полученные знания.
Функции
Память — это не только участие в конкурсах чтения или соревнованиях типа «Что? Где? Когда?». Знания, хранящиеся в рабочей памяти нашего мозга, так же необходимы для нашей профессиональной деятельности, как и для повседневной жизни. Вы же не берете в руки поваренную книгу каждый раз, когда готовите суп? А вы? Тогда вы просто не знаете, как это сделать. Может быть, вы заядлый путешественник? Разве знания, которые вы записали в школе по памяти, не помогали вам раньше?
Отсюда очевидная функциональность произвольной памяти, ведь она помогает нам накапливать багаж знаний.