Характеристики семантической памяти, модели и структуры мозга. Семантическая память это.

Итак, мы уже установили, что эксплицитная сознательная память неоднородна. Но насколько тесно связаны между собой элементы эксплицитной памяти? Конечно, их нельзя полностью отделить друг от друга. Хотя бы потому, что части человеческого мозга взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют.

Макс Миллер Суперпамять в 10 простых уроках

Если мы не можем что-то вспомнить, зачем мы это говорим? «Моя память исчезла»? Ведь если у нас проблемы с ногами, врач не скажет так: «У вас онемели ноги». Врач ставит диагноз, отмечая проблему, возможно, потянутую мышцу. Физиотерапевт выполняет серию легких упражнений, чтобы укрепить мышцу и заставить ее снова работать. Тот же диагноз и лечение можно применить к системе памяти. Сегодня многое известно о системе памяти, ее компонентах и о том, как сложно они работают вместе.

Как много нужно знать о сложной работе мозга, чтобы улучшить память? Оказывается, даже тот небольшой объем знаний, который требуется, не так уж мал. Эта глава поможет вам понять это. Если вы поймете основы системы памяти, вы сможете управлять своей памятью. Вы не будете тренировать мышцы рук, когда нога требует вашего внимания! Я начну с описания двух основных типов памяти.

Сознательные и бессознательные воспоминания

Участники опроса, посвященного исследованию памяти, пришли к выводу, что память работает по-разному. Понимание того, что существует два разных типа функций памяти и как они работают, очень помогает лучше контролировать свои процессы памяти.

Система памяти работает по-разному в зависимости от того, о чем идет речь: о чем-то, что вы сделали, о событии, о котором вы знаете, или о чем-то, что вы умеете делать. Эти системы изучались психологами на протяжении столетий исследований с использованием новейших методов визуализации мозга. Системы памяти можно разделить на два основных типа: сознательную и бессознательную.

Сознательная память

Сознательная память — это система, о которой мы больше всего знаем в повседневной жизни. Мы осознаем свои мысли, мы помним своих друзей, и мы знаем о своих провалах в памяти. Сознательная память называется «эксплицитной памятью» и включает в себя:

— Воспоминания о конкретных событиях, в которых вы принимали участие. Например, воспоминания о десятилетии, или о том, куда вы положили ключи, или закрыли ли вы входную дверь. Воспоминания об отдельных пережитых моментах называются «эпизодическими».

— Вспомните общеизвестные знания и факты, например, имена людей, что морская вода соленая, и детские истории о том, что Дед Мороз живет на Северном полюсе. Эти знания называются «семантическими».

Эпизодическая память

Некоторые события забываются быстрее, чем другие, особенно если они связаны с социальной жизнью. Личный опыт событий хранится в системе эпизодической памяти и кодируется вместе с информацией о том, где и когда они произошли. Воспоминание эпизодических воспоминаний зависит от базовой и ориентировочной информации, такой как то, что вы видели и слышали в то время или с кем вы разговаривали. Эта информация основана на идее вашего обязательного участия, поэтому это воспоминание в первую очередь личное. Неудивительно, что разные люди помнят одно и то же событие с небольшими различиями. Мы лучше всего помним то, что нас больше всего тронуло.

Чтобы понять, как работает механизм извлечения воспоминаний из эпизодической памяти, представьте следующее.

Вы прошли через многие двери.

Вы приветствовали многих людей.

Вы получали подарки от многих людей, но….

Соберите все эти события вместе в один час дня в субботу, и у вас получится эпизод под названием «День рождения».

Вид именинницы, вкус торта, звук разговора и радость от общения с этими людьми немедленно сохраняются в вашем мозгу в области, называемой гиппокампом. Однако связь между воспоминаниями по своей природе хрупка. Через несколько дней, сам того не замечая, ваш мозг начинает переносить информацию в постоянное хранилище. И когда вы будете вспоминать события через день, месяц или год, они будут еще более прочно закреплены. Процесс полной консолидации может занять годы.

Семантическая память

Семантическая память — это сложная сеть понятий и ассоциаций, событий и слов, из которых складываются наши знания о мире. Это концентрация образования, философии и убеждений, которые мы сохраняем до старости. Огромное хранилище всего, что мы знаем или чему учимся, называется «семантической памятью». В отличие от эпизодической памяти, нам не обязательно переживать то, что мы знаем. Мы можем получить информацию из книг, она может быть передана нам устно, мы можем получить ее из разговоров, телевидения, радио, газет, школы или просто анализируя события. Эта память содержит большое количество единиц. Например, все слова языка или языков, на которых мы говорим, и то, как эти слова сочетаются в предложениях. Взрослый человек знает от 20 000 до 50 000 слов; их значения также формируют семантическую память. Возможно, мы не сможем произвести слово так быстро, как нам хотелось бы, но слово, которое вы однажды знали и понимали, вы всегда будете знать и понимать.

Читайте ещё:  Профессия маркетолог. Или зачем люди покупают iphone. Менеджер по маркетингу.

Бессознательная память

Большая часть системы памяти находится за пределами нашего сознания. На людей влияют недавние события, даже если они не могут осознанно вспомнить или узнать их. Например, событие, произошедшее ранее в нашей жизни, может быть причиной того, что нам не нравится определенная еда. Нам не обязательно помнить о событии, чтобы продолжать испытывать к нему неприязнь. Бессознательная система памяти постоянно воздействует на нас и сортирует наши приоритеты и основные интересы.

Бессознательная память называется «имплицитной памятью» и включает в себя:

— Память, которая работает за пределами сознания, например, знания о конкретной деятельности, например, вождение автомобиля, игра в теннис или шитье на машинке. Этот тип памяти называется «процедурной» памятью. Процесс, знание того, как что-то сделать, показывает память. Вам не нужно вспоминать, когда и как вы приобрели эти навыки.

— Прайминг» — это тип бессознательной памяти, который улучшает вашу способность запоминать объекты или предметы, с которыми вы недавно сталкивались. Воспоминание происходит без ваших сознательных усилий.

— Рефлекс прайминга» — создает ассоциации между ранее не связанными объектами, когда они встречаются вместе или когда одно следует за другим.

Процедурная память

Процедурная память — это часть системы неявной памяти, которая хранит знания о том, как выполнять определенные действия, которым мы уже научились, например, вождение автомобиля, езда на велосипеде или игра на фортепиано. Нам не нужно знать, где, когда и как мы первоначально изучали и практиковали эти процедуры, чтобы правильно их выполнять. Сам спектакль свидетельствует о присутствии памяти.

Процедурная память — это приобретение навыков, которые можно выполнять настолько автоматически и легко, что они становятся привычками. Мы можем не помнить, как и когда мы научились простому навыку мытья рук, но интересно посмотреть, как этому учатся маленькие дети. Включение крана — это целый ритуал: холодная вода поднимается под полным напором, раковина наполняется до опасной высоты. Мыло долго и упорно растирают между ладонями, при этом внешняя сторона рук остается грязной. Несколько салфеток для ополаскивания, и мыло удаляется, а ладони быстро вытираются полотенцем. Ребенок радостно улыбается, а мудрый родитель хвалит его.

Когда ребенок учится мыть руки, он использует семантическую память для фактов и понятий (кран поворачивается то в одну, то в другую сторону) и процедурную память (множество простых действий, необходимых для мытья рук).

Начало

Если вы недавно изучали слова и предметы, ваша способность узнавать и идентифицировать их улучшится. Эта способность связана с частью нашей бессознательной системы памяти и называется «прайминг». Мы не знаем о каком-либо небольшом изменении в мозге, которое облегчает, повышает надежность или ускоряет процесс узнавания предметов или слов, которые мы недавно видели. Это просто происходит.

Чтобы использовать прайминг как технику запоминания, необходимо заранее дать мозгу информацию о том, что вы должны сделать или запомнить. Например, перед посещением светского мероприятия зачитайте список имен и вспомните людей, с которыми вы встречались в прошлом. Тогда, когда к вам обратится кто-то из знакомых на мероприятии, первое пришедшее на ум имя с большей вероятностью окажется тем, которое вам нужно. К сожалению, мы не можем использовать подготовку, концентрируясь или используя ассоциативную память, мы можем только позволить ей работать. Мы не помним прошлые действия сознательно, но исследования показали, что прошлые действия, которые мы не помним, несомненно, могут оказывать на нас влияние. Цель рекламы — сделать товары узнаваемыми, потому что мы подсознательно выбираем знакомые товары.

Как устроена память

Знаете ли вы, что само слово «память» вводит в заблуждение? Создается впечатление, что речь идет об одной умственной способности. Однако за последние пятьдесят лет ученые обнаружили, что существует множество различных процессов памяти. Например, у нас есть кратковременная память и долговременная память.

фото на телефон

Всем известно, что кратковременная память начинает работать, когда вам нужно удержать в голове какую-то мысль в течение минуты или около того (например, номер телефона, по которому вы хотите позвонить). Очень важно не думать ни о чем другом, иначе вы сразу же забудете номер. Это относится как к молодым, так и к пожилым людям, хотя для последних актуальность этого вопроса несколько выше. Кратковременная память участвует в различных процессах, например, в отслеживании изменений в числе при сложении или вычитании.

Читайте ещё:  Военные профессии для девушек. Военное училище для девушек.

Долгосрочная память отвечает за все, что нам нужно более чем через минуту, даже если мы в это время отвлекаемся на что-то другое. Долговременная память делится на процедурную и декларативную.

  1. Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения — и управляется это процедурной памятью.
  2. Декларативная память, в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
  • Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
  • Эпизодическая память — к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая — она касается различных событий и жизненных переживаний.

Структура долговременной памяти

Наконец, мы переходим к проспективной памяти — она относится к тому, что вы сделаете: позвоните в автосервис, купите букет цветов и навестите тетю, или почистите туалет.

Как формируются и возвращаются воспоминания

Память — это механизм, который обеспечивает влияние настоящего опыта на будущий. Новый опыт означает спонтанную активность нейронов мозга. Когда с нами что-то происходит, группы нейронов включаются для передачи дальнейших электрических импульсов. Работа генов и производство белков создают новые синапсы и стимулируют развитие новых нейронов.

горы зимой

С другой стороны, забывание можно сравнить с тем, как снег покрывает предметы и делает их белыми, так что вы не можете определить, где что находится.

Импульс вызвать воспоминание, будь то внутреннее (мысль или чувство) или внешнее (событие), заставляет мозг ассоциировать его с прошлым событием. Мозг действует как своего рода предсказатель: он постоянно готовится к будущему на основе прошлого. Воспоминания определяют наше восприятие настоящего через «фильтр», через который мы видим и автоматически предполагаем, что произойдет дальше.

Механизм восстановления памяти имеет важную особенность. Это было тщательно исследовано только в последние двадцать пять лет: когда мы извлекаем закодированное воспоминание из нашей внутренней памяти, оно не обязательно распознается как что-то из прошлого.

Возьмем, к примеру, велоспорт. Вы садитесь на велосипед и просто начинаете ехать, а ваш мозг активирует группы нейронов для вращения педалей, баланса и торможения. Это своего рода память: прошлое событие (попытка научиться ездить на велосипеде) повлияло на ваше нынешнее поведение (езда на велосипеде), но вы не переживаете сегодняшнюю поездку на велосипеде как воспоминание о том дне, когда вы впервые это сделали.

велосипед

Если вас попросят вспомнить вашу первую поездку на велосипеде, вы подумаете о ней, поищете в памяти и скажете, что у вас есть фотография отца или старшей сестры, бегущих позади вас, вспомните страх и боль вашего первого падения или волнение, которое вы испытали, когда достигли следующего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

Два типа обработки памяти тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те воспоминания, которые помогают нам крутить педали, называются косвенными, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься на велосипеде, называется явной памятью.

Мастер собирать мозаики

У нас есть кратковременная рабочая память, планшет сознания, на который мы можем поместить образ в любой момент. Кстати, он имеет ограниченную емкость для хранения образов, которые находятся на переднем плане сознания. Но есть и другие виды воспоминаний.

В левом полушарии гиппокамп формирует фактические и лингвистические знания; в правом полушарии он организует «строительные блоки» истории жизни по времени и темам. Вся эта работа делает «поисковую систему» памяти более эффективной. Гиппокамп можно сравнить со строителем мозаики: Он объединяет отдельные фрагменты образов и ощущений имплицитной памяти в целостные «картины» текущей и автобиографической памяти.

книги

Если гиппокамп внезапно повреждается, например, в результате инсульта, память также нарушается. Дэниел Сигел в своей книге рассказывает следующую историю: «Однажды на званом ужине у друзей я встретил человека с такой проблемой. Он вежливо рассказал мне, что перенес несколько двусторонних инсультов гиппокампа, и попросил не обижаться, если я ненадолго отлучусь, чтобы попить воды, а он меня потом не вспомнит. Конечно, я вернулся со стаканом в руке, и мы снова познакомились.

Читайте ещё:  Урок 2. Целеполагание. Метод достижения цели.

Как и некоторые виды снотворного, алкоголь, как известно, временно отключает гиппокамп. Однако потеря сознания под воздействием алкоголя — это не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и не способен действовать), но не может четко осознавать происходящее. Люди, переживающие такие потери сознания, могут не помнить, как они добрались до дома или как познакомились с человеком, с которым проснулись в постели в то утро.

Гиппокамп также отключается во время истерик, и люди, испытывающие неконтролируемые истерики, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят, что они говорили или делали в этом измененном состоянии сознания.

Суп из пакетика

Помимо проблемы количества информации, существует также вопрос ее качества. В борьбе за время занятых людей информация становится все меньше и меньше, потому что все, что требует более пяти минут для прочтения, скорее всего, будет отложено до лучших времен (которые никогда не наступят) или просто пропущено.

Неизбежно сообщения становятся поверхностными (какую тему можно подробно осветить за две-три минуты?), теряются детали и нюансы. Постепенно мы «опустошили воду» и перешли от сытного куриного супа к питанию бульонными кубиками.

Думать некогда

Еще одна проблема — это ритм. Чем больше времени вы тратите на обдумывание информации, тем больше вероятность того, что вы ее запомните. А это очень сложно, когда на нас обрушиваются один фрагмент информации за другим.

Знаете ли вы историю о знаменитом физике Эрнесте Резерфорде, который однажды рано утром пришел в свою лабораторию и обнаружил там своего студента? «Что ты делаешь здесь так рано?» — спросил он. «Он работает». — «Тогда что ты делаешь днем?». — «Он работает». — «А вечером?» — «Я тоже работаю», — ответил студент. «Скажи мне, что ты имеешь в виду, когда?» — Резерфорд расстроился. «То же самое и с нами — мы постоянно получаем информацию и едва успеваем ее обрабатывать. Но память — это результат активного взаимодействия с информацией, размышления над ней и установления связей с тем, что мы уже знаем. У нас нет на это времени. Почти сразу же другой блок информации вытесняет предыдущий, чтобы через несколько минут смениться следующим.

Но даже если бы мы дали себе достаточно времени на адаптацию, это тоже не помогло бы. Возможно, усилия, необходимые для соединения небольших, разрозненных фрагментов информации, превышают выгоду. Это похоже на низкокалорийную пищу — вы устаете жевать, не насыщаетесь. Поэтому читайте книги. Большие, связанные между собой книги. И потратьте на это дополнительное время — потому что спешка и постоянное отвлечение — это еще две вещи, которые не способствуют хорошей работе памяти.

Мы не Цезари

Многозадачность — это миф. То, что кажется нам двумя параллельно выполняемыми задачами, на самом деле является очень быстрым переключением внимания между ними. Иногда это происходит так быстро, что мы этого не замечаем, но, как и в эксперименте с гиперссылками, это влияет на качество выполнения заданий.

Автоматизированные задачи требуют мало внимания, поэтому мы можем разговаривать в это время (но при этом мы все равно рискуем потеряться в разговоре и уйти не в том направлении). Но чем больше внимания требует конкретная задача, тем больше она страдает от «параллельного» процесса. А если вы беретесь за две задачи одновременно, качество каждой из них падает во много раз. Ведь простое переключение с одной задачи на другую требует ресурсов и времени.

Концентрация — это способность удерживать в рабочей памяти именно то, что вам нужно в данный момент. Нам нужно несколько минут, чтобы полностью погрузиться в задачу (заполнить рабочую память необходимой информацией). Когда вы отвлекаетесь на что-то (на «побочную» задачу или вопрос коллеги), часть вашей рабочей памяти заполняется новой информацией, которую теперь нужно выгрузить, чтобы вернуться к тому, чем вы занимались. Если это происходит достаточно часто (в офисе с открытой планировкой это может происходить каждые несколько минут, а в условиях «многозадачности» даже несколько раз в минуту), вы никогда не будете на пике производительности.

А как писал французский исследователь памяти Даниэль Лаппе, «где есть внимание, там есть и память». Если в любой момент времени наше внимание разделено между полудюжиной различных видов деятельности, неудивительно, что ни один из них не сохраняется в нашей памяти.

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий