Струны оплетают правой рукой, играя мелодию в диапазоне от четырех до шести октав. Иногда используется медиатор, но профессионалы обычно не используют медиатор.
Как выглядят и как звучат гусли и сколько у них струн?
Самобытные музыкальные инструменты русского народа имеют характерную окраску. Давным-давно в России гусли гудели в царских палатах и в домах простых людей. На них играли герои эпоса — Садко и Добрыня Никитич, согласно летописям и былинам.
Гусли — русский народный музыкальный инструмент. Это струнный инструмент с щипковыми струнами. Это разновидность лежачей арфы. Это старинный исконно русский инструмент.
История инструмента
История всех разновидностей гуслей имеет один и тот же корень. По одной версии, инструмент пришел с Востока, где еще до нашей эры были известны иранский сантур и китайский гукин. По другой версии, распространению инструмента способствовали римляне.
Российские музыковеды утверждают, что корни инструмента славянские. Название гусли происходит от слова «гусля», что означает «струна смычка». Русские гусли считаются усовершенствованной версией музыкального смычка.
В исторических документах гусли впервые упоминаются в VI веке. Византийский летописец называет этот инструмент «гитарой» из-за его сходства. Согласно археологическим данным, на гуслях играли в Древней Руси уже в XI веке. Они изготавливались из высушенного кленового или елового дерева. Кленовые гусли назывались яворными. Их струны были сделаны из скрученных жил животных. Позже, когда струны стали делать из металла, их стали называть гусли.
Музыканты, игравшие на гуслях, назывались гуслистами. Гусли называли «скутерами» из-за их истинного и не всегда приятного отношения к власти.
С XII по XVI век гусли потеряли популярность и даже были объявлены вне закона. Играющего на гуслях наказывали за связь с язычеством, а инструмент конфисковывали и сжигали.
В восемнадцатом веке стали популярны настольные гусли. Их редко можно было встретить в домах знати. В начале прошлого века интерес к народному инструменту возродился, и мастера добились лучшего звучания.
Устройство инструмента
Несмотря на многочисленные варианты, все модели имеют схожую конструкцию, основными компонентами которой являются:
- Корпус. Материал изготовления – дерево. Имеет три составные части: верхнюю деку, нижнюю деку, обечайку, соединяющую деки по бокам. Верхнюю деку делают из ели, дуба, на ней посередине располагается резонаторное отверстие, помогающее продлить звук, сделать сильнее, насыщеннее. Нижнюю деку мастерят из клена, березы, ореха. Передняя часть корпуса оснащена пластиной со штифтами, порожком для колков, подставкой. Изнутри корпус оснащен приклеенными вертикально деревянными брусками, усиливающими сопротивление, распределяющими равномерно звуковые колебания.
- Струны. Сколько струн у инструмента, полностью зависит от его типа. Количество варьируется от нескольких штук до нескольких десятков. Струны протягиваются практически вдоль всего корпуса, закрепляясь на металлических штифтах.
- Струнодержатель. Деревянный брусок, размещенный между натянутыми струнами и верхней декой. Помогает струне свободно вибрировать, усиливает звук.
История
Псалтирь — один из древнейших инструментов в мире. Его история уходит корнями в глубокую древность, и точную дату его возникновения определить невозможно. Скорее всего, толчком к созданию такого инструмента послужила струна смычка: когда она натянута, то издает приятный звук.
Русские гусли, очевидно, получили свое название от славянского слова «гусля», которое переводится как «струна для смычка».
Почти у всех народов мира есть похожие струнные инструменты. В Древней Руси, еще до появления письменности, гусли изображались на рисунках. Древние модели были найдены в большом количестве во время археологических раскопок. Герои эпической поэмы (Садко, Добрыня Никитич) были искусными кокушлярами.
Этот инструмент был очень популярен на Руси. На нем танцевали, пели, устраивали пиры, бои, рассказывали сказки. Мастерство передавалось от отца к сыну. Предпочтительным деревом были ель и клен.
В XV-XVII веках гусли были постоянными спутниками клоунов. Их использовали в уличных представлениях. Когда жонглеров запретили, исчезли и инструменты, которыми они пользовались. Русское искусство возродилось с приходом Петра I.
Долгое время гусли считались удовольствием для крестьян. Высшие классы предпочитали благородное звучание скрипки, арфы и клавесина. В XIX веке энтузиасты В. Андреев, Н. Привалов и О. Смоленский вдохнули новую жизнь в народный инструмент. Они создали целый ряд моделей, от клавишных до щипковых инструментов, которые использовались в оркестрах и исполняли оригинальную русскую музыку.
История появления
Считается, что гусли появились благодаря необычным свойствам струны охотничьего лука — при сильном натяжении смычка она издавала приятный звук. Существует даже версия, что первоначально она называлась гусля. Трудно сказать, кто первым придумал поместить лук в деревянный полый ящик, который обладал способностью вибрировать. В любом случае, это было начало того музыкального инструмента, который мы знаем сегодня. Одно из первых упоминаний о гуслях относится к концу VI века: в своих письмах византийцы восхищались русскими, игравшими на инструментах, напоминавших зильпзальпы.
В России гусли активно использовались. Славянские музыканты играли на праздниках, сопровождали сказки, устраивали танцы и даже боксерские поединки. Музыку гуслей слушали все, от крестьян до царей. Старинные гусли обычно изготавливались из ели или клена, а струны всегда были сделаны из металла для получения особенно яркого звука.
Она также считалась инструментом воинов и героев: Согласно легендам, «богатырскую» музыку играли Добрыня Никитич, Садко и Соловьи Будимировичи.
С пятнадцатого по восемнадцатый век особую любовь в русских землях завоевали скоморохи, которые также играли на этом народном инструменте. В конце восемнадцатого века артисты, которые иногда высмеивали церковь и правителей, подвергались гонениям. Их изгоняли и даже казнили, а музыкальные инструменты, в том числе и гусли, не только запрещали, но и уничтожали. Только с приходом к власти Петра I карательные меры были отменены. Однако, когда Россия открыла окно в Европу, в дворянские салоны хлынули модные инструменты из европейских стран, такие как арфа и клавесин. Крестьяне и низшие классы остались верны своей любимой арфе.
В царствование Екатерины II была разработана настольная псалтирь, которая должна была звучать еще лучше, чем клавесин. Популярный инструмент все чаще использовался для исполнения итальянских арий и партит. Развитие инструмента активно продолжалось до середины XIX века, после чего наступила короткая передышка, а затем возрождение. Например, в 1914 году П. Фомин изобрел новый вариант — клавишную гусли.
Из чего делают?
Современные гусли могут быть изготовлены из хвойных или твердых пород дерева. Для получения резонансных звуков подходят ель, сосна и серая пихта, причем ель обладает наибольшим резонансом. К сожалению, они недолговечны, так как со временем теряют форму под нагрузкой струн. Дорогая древесина бука обладает хорошей кислотностью, но издает довольно глухой звук. Клен, также называемый белым кленом, и ольха — лучшие варианты. Дуб иногда может давать глубокий и мощный звук, а кедр часто используется в Сибири.
Обычно инструмент собирают либо из обработанных досок, либо из деревянного бруска, вырезанного по нужным размерам. Наиболее важные свойства выбранного материала включают скорость распространения звука и скорость затухания, а также резонанс. Твердость и упругость учитываются при изготовлении корпуса. Для изготовления музыкальных инструментов высоко ценится старая древесина, возраст которой составляет несколько десятилетий или даже сотен лет. Самые искусные мастера даже собирают гусли из множества таких фрагментов разных пород. Ноты из старых пород дерева звучат быстрее, что обеспечивает превосходную игру.
Кроме того, этот материал обладает очень глубоким тембром.
Типы гуслей
Гусли с игровым окном. Гусли или лира?
Археологи находят такие инструменты в слоях, датируемых 11-13 веком. Известные мне находки происходят из трех городов: Гданьск (Польша), Ополе (Польша) и Новгород (Россия). Что общего у этих мест? Все три города расположены на крупных водных артериях. Гданьск на Балтийском море, Ополе на Одере и Новгород (Великий, конечно же) на Волхове.
Конструктивно этот инструмент, кажется, соответствует определению псалтири: веер струн, вилка для настройки, струнодержатель, резонирующий корпус.
Рассмотрим подробнее:
1) Форма аккордодержателя: перекладина аккордодержателя прикреплена к утвари. Она является переходной формой между архаичной формой, встречающейся на смычковых и щипковых инструментах лиры (перекладина поддерживается кожаными ремнями, прикрепленными к корпусу), и более поздней, уникальной формой крюка, не встречающейся на других музыкальных инструментах (деревянный рычаг с перекладиной).
2) Настроечная вилка: она расположена под углом к мундштуку и постепенно укорачивает струны от баса к кончику (в отличие от лироподобных инструментов, где все струны относительно одинаковой длины). Настроечная вилка не всегда идет по прямой линии, часто она изогнута. Это очень похоже на настройку псалтири, которая напоминает шлем (уже широко использовалась в XI-XIII веке).
3) Веерное расположение струн: типичный веер, т.е. струны не идут параллельно, но расстояние между струнами, расположенными ближе к колкам, увеличивается.
4) Корпус и высокие частоты: корпус вбит и закрыт со стороны струн декой, которая, однако, не доходит до вилки настройки. Между корпусом и вилкой находится игровое окно. В некоторых случаях оно простирается до 1/3 длины струны. Эта конструктивная особенность встречается на лирах, но не на псалтирях. Однако, в отличие от многих лироподобных инструментов, варган (винтовое уплотнение для вилки настройки) и кронштейны варгана (боковые стороны окна для игры) являются частью корпуса (сделаны вместе с корпусом из одного куска дерева).
Выводы и предположения:
Это позволяет предположить, что гусли с игровым окошком являются потомком северных лироподобных инструментов. Это развитие можно легко проследить: С течением времени способ игры на гуслях (гусли на коленях, лежа на животе d) заменил лиру (вертикальный). Археологические находки показывают, что роль окна уменьшается и становится более декоративной, и в конце концов играющие на окне гусли исчезают совсем, уступая место крылатым гуслям, которые в неизменном виде дожили в народной традиции до XX века.
Существовали ли такие Гусли в Беларуси? Скорее всего, существовали. Это нельзя доказать прямыми доказательствами, а только косвенными. Первое упоминание о гуслях на белорусских территориях относится к XII. века (в трудах Кирилла Туровского, причем из контекста ясно, что имеются в виду именно гусли, а не какой-то другой инструмент, названный этим «универсальным словом»). Они могли быть шлемовидными или иметь игрушечное окошко. В XII веке существовали только эти типы гуслей. Откуда в Беларуси могли появиться гусли с игрушечным окошком? По аналогии с городами: Новгород, Ополе, Гданьск — в Беларуси это могли быть города на берегах судоходных рек и торговых путей: Днепр, Западная Двина, Припять, Неман, Буг.
Так псалтирь или лира? Сомнения, как видим, вполне оправданы. То, что этот инструмент является переходной ступенью между псалтирью и лирой, очевидно. Структурно и тембрально это лира, но по репертуару и технике игры — псалтирь. Поскольку невозможно назвать ее одномерной лирой, я предлагаю называть ее псалтирью, но всегда относить ее к своей собственной категории и подчеркивать наличие игрового окна.
Интересное о гуслях
В истории православия есть интересный момент — отношение церковников к псалтири. Казалось бы, как невинный музыкальный инструмент может вызывать гнев духовенства, но это действительно так.
В XII. XII веке каждый, кто был уличен в колдовстве, сказительстве или вызывании гуслей, подвергался бесконечным «посмертным мученичествам».
Стоит отметить, что во время исповеди священник задавал вопрос: «Пел ли ты дьявольские песни или играл на гуслях?».
В царствование Алексея Михайловича гусли были конфискованы у населения и массово сожжены. Историки предполагают, что ненависть к гуслям была основана на их связи с языческими верованиями и ритуалами.
Существовало поверье, что канторы обладают особой магической силой. Поэтому перед важным делом или дальним путешествием глава семьи приглашал кантора, чтобы послушать его песни и тем самым привлечь удачу.
Примечательно, что и сегодня не существует массового производства псалтирей. Существуют небольшие мастерские, где учителя делают этот красивый славянский народный инструмент практически вручную.
Каждая из этих гуслей — уникальный, поражающий воображение образец.
Самым известным певцом и сказителем гуслей, чье имя сохранилось до наших дней, был Баян.
В известном сказании об экспедиции Игоря говорится, что струны в гуслях Баяна были словно живые, и людям казалось, что сам инструмент поет в руках псалмопевца.
Гусли в современном мире
Сегодня гусли есть почти в каждом оркестре народной музыки. В основном это настольные щипковые гусли или новые, усовершенствованные чантеры.
Этот древний инструмент способен наполнить любую мелодию подлинным ароматом старых тонов гуслей.
Даже сегодня на гуслях исполняются саги и легенды, особенно эпосы, такие как история о походе Игоря.
В Интернете можно найти множество видеороликов, демонстрирующих профессиональную игру на гуслях. Современные сказители возрождают традицию игры на гуслях. При желании вы можете обратиться к мастеру, который изготовит для вас персональную гусли и возьмет уроки игры на этом интересном древнеславянском музыкальном инструменте.
- Какие есть украинские народные музыкальные инструменты
- Что такое орнамент
- Какие инструменты есть в камерном оркестре
- Интересные инструменты будущего
- Какие есть деревянные духовые инструменты
- Музыкальные инструменты народов мира
- Что такое сусальное золото
- Народные инструменты украинского народа
- Народные духовые музыкальные инструменты
- Какой самый древний музыкальный инструмент
- Традиции: деревянные ложки как музыкальный инструмент
- Какие инструменты входят в народный оркестр
- Какой музыкальный инструмент самый древний
- Как сделать волынку
- Дудка как музыкальный инструмент
- Как и когда появилась балалайка
- Какие музыкальные инструменты считаются народными
- К каким музыкальным инструментам относятся деревянные ложки
- Как играть на комусе
- Чем отличаются духовые инструменты
- Что такое курай
- Как сделать флейту из бамбука
- Каково значение скипетра и державы — символов царской власти
- За что французы называют голубя летучей крысой
Когда начинается Великий пост 2018 в России?
В православной церкви существуют определенные периоды для духовного осмысления жизни человека. В это время в церкви.
Городская и деревенская традиции
Я рекомендую слушать любую музыку: академическую и неакадемическую, популярную и непрофессиональную. Рекомендую Сергея Старостина, Алексея Мехнецова, Бориса Базурова, Максима Анохина, Андрея Байкальца, Василия Иванова, Егора Стрельникова с «Живой водой», Михаила Северского — это из классики, из 1930-х годов, Ольгу Глазову, хотя она играет на канюле, которую называет гусли. Традицию поддерживают Старостин и Мехнецов, остальные развивают эту музыку по-своему — реконструктивно, модернистски или академически.
Академические гусли и игра на них возникли в 19 веке. Это городская традиция, связанная в основном с оркестровой музыкой, для исполнения которой во дворах создавались первые ансамбли. С такими оркестрами играли Петр I, Иван Грозный и Алексей Михайлович Тисайшевич, за что, кстати, современники его и обвиняли.
И эта музыка, изначально придворная, стала популярной в советское время и вышла на эстраду, в основном благодаря идее создания оркестров с народными инструментами по мотивам крестных отцов балладной поэзии Андреева 19 в. В результате были построены не только балалайки и добры, но и гусли разных размеров и тембров — пикколо, скрипки, альты и басы. И теперь это уже другая традиция, отличная от народной традиции села, и она тоже имеет свои корни, свое развитие и историю, и стала частью национальной культуры.
А традиция, с которой я имею дело, уходит корнями в глубокую древность, часто в дохристианские времена, и трудно назвать точные даты, когда какие пережитки возникли. Возможно, «русскую» танцевали Иван Грозный и Ярослав Мудрый; в отличие от правителей послепетровской эпохи, они выросли в традиции и жили ею, а не боролись с ней. Трихорд и четырехструнка — мелодии, состоящие из трех или четырех нот, — относятся к ранним стадиям развития человечества, к досолнечному периоду.
Так же как мы пользуемся правовой системой, которая возникла у шумеров, была развита римлянами и затем адаптирована к нашему времени, наши традиционные джинглы — «Русский», «Камбура», «Скобарь» — тоже происходят из древности.
Недавно я слушал запись того, как туземец в Африке играет на струнах музыкального смычка, похожего на гусли, в двух положениях: закрытом и открытом. Я слушал-слушал и понял, что он играет на «кабури» — псковских гуслях. Если верить прессе — это одно и то же! То есть вся музыка, видимо, имеет свое происхождение. Как и у всего человечества: генетика доказала, что все мы восходим к одному прототипу.
Интерес к корневой культуре
Был уникальный случай: в шоу «Голос» участвовала моя студентка Луиза, в прайм-тайм на Первом канале она пела и играла на гуслях в традиционном костюме. Мы с друзьями были потрясены: Как могло произойти такое чудо? Ведь этот инструмент больше не играют по радио и не показывают по телевизору.
Я связываю эту ситуацию с общим отсутствием интереса к культуре моей страны в этой стране. Хотя, казалось бы, как можно прожить жизнь, не задавая себе вопрос: Кто я, в какой стране родился, кто мои мать и отец и кто мы — россияне вообще? Но почему-то мало кто задумывается над этим вопросом. Любопытство к самопознанию, похоже, осталось в прошлом.
Сегодня музыкальные радиостанции и телеканалы очень ограничены в жанрах. У них нет того полного спектра, который существует в традиции, где есть множество жанров, соответствующих всем аспектам и проявлениям жизни: Танцы и похороны, причитания и плачи, колыбельные и лирические песни.
Да, есть и танцевальная музыка, та самая «камаринская», которая в современных представлениях является тотальной грохочущей музыкой, тяжелым drum’n’bass или трансом. Но представьте, если бы из всего многообразия народной музыки остались только «Камаринский» и «Барыня», и если бы они звучали весь день, а остальные не звучали. И они бы сказали: «Не берите в голову, это наш формат». А для людей старшего поколения, которые любят поэзию, духовную поэзию, у нас есть канал «Культура»».
Гусли в современное время
Особенность нашей страны в том, что россияне чтят своих предков и традиции. Это касается и народных инструментов: Уже сегодня можно купить аккордеоны, балалайки, трещотки, свистульки и, конечно, гусли.
Есть и много любителей этого инструмента: по сей день проводятся концерты народной музыки, где гусли являются неотъемлемой частью картины. У вас также есть возможность посетить концерт гуслей и лично убедиться, что даже маленький инструмент может удивить своей оригинальностью.
Заключение
Итак, сегодня мы узнали, что такое гусли и почему они выделяются среди других национальных музыкальных инструментов. Она считается поистине уникальной, потому что упоминается в старинных легендах, детских сказках и даже в Библии.
И даже если вы не увидите на улице мусульманина, громко распевающего знакомые строки под собственный аккомпанемент, цимбалы все равно являются важной частью национального колорита. Поэтому всегда чтите традиции и уважайте то, что оставил нам в наследство простой русский человек.