Сколько октав на пианино

Несмотря на идентичность звучащих нот, октавы отличаются друг от друга как по высоте звучания, так и по написанию на нотах. На клавиатуре пианино клавиши, отвечающие за низкие звуки, располагаются слева от исполнителя, в то время как верхний регистр находится справа.

Октавы на пианино

В этой статье мы обсудим, что представляют собой октавы на пианино и как с ними работать. Знание октав особенно актуально для начинающих, так как это основа, без которой невозможно прогрессировать в обучении. Музыкальные звуки организованы в группы по звучанию, и такие группы называются октавами, которые, в свою очередь, имеют свои названия.

Существуют такие октавы, как Первая, Вторая, Третья, Четвёртая и Пятая, а также Малая октава, Большая, Контроктава и Субконтроктава.

Освоив принцип деления клавиатуры на октавы, вы сможете легко разбираться с любыми клавишными инструментами, научитесь читать с листа и исполнять даже сложные музыкальные произведения.

Что такое октава на клавиатуре пианино?

Октава – это музыкальный интервал, который представляет собой расстояние между двумя нотами, имеющими одно и то же название. Например, если на клавиатуре пианино вы найдёте ноту «до» и отсчитаете вверх или вниз восемь белых клавиш, вы снова попадёте на ноту «до».

октава на пианино

Слово «октава» происходит от латинского «octavus», что в переводе означает «восьмой».

Две соседние клавиши формируют полутон, и в пределах одной октавы содержится 12 полутонов. Каждая нота имеет свою частоту, то есть скорость колебания звука. Два звука, находящиеся на расстоянии восьми ступеней, находятся в соотношении частот 2:1. Например, нота «ля» звучит на частоте 440 Гц, а нота «ля» на октаву выше будет звучать на частоте 880 Гц. Таким образом, октава является одним из самых гармоничных и приятных интервалов.

Названия октав на пианино

Давайте перечислим названия октав на пианино в порядке их расположения:

Октавы располагаются на клавиатуре с левой стороны, начиная от Субконтроктавы и заканчивая Пятой. Субконтроктава представляет собой низкий звук, в то время как Пятая октава – это наивысший звук инструмента.

Современные синтезаторы могут иметь меньшее количество клавиш, и поэтому для обучения стоит выбирать электронное фортепиано с полным набором клавиш.

Кстати, если вы собираетесь заниматься вокалом, вам также необходимо использовать инструмент с фиксированным строем. Подойдет любой стандартный синтезатор, так как полный диапазон звучания фортепиано не всегда доступен каждому голосу, даже если певец является профессионалом.

Первая октава на пианино

Важно отметить, что первая октава на пианино, как правило, считается не первой, а скорее «субконтроктавой». Профессиональным музыкантам следует помнить, что первая октава по номерам фактически является пятой.

Ноты, находящиеся в центральной части клавиатуры пианино и рояля, чаще всего становятся основными при исполнении музыкальных произведений.

Какой инструмент подойдет для обучения?

Для новичка идеально подойдет модель Casio 130. Это не просто синтезатор, а полноценный инструмент, обладающий полным диапазоном звучания – 88 клавишами.

С таким инструментом вы сможете исполнять целые произведения и вам не придётся переносить обычное акустическое пианино в свой дом.

Цифровые инструменты занимают немного места, и их легко перемещать в случае необходимости.

Кроме того, у Casio есть более сложные профессиональные цифровые пианино. Если вы хотите что-то более дорогое, то обратите внимание на бренды вроде Yamaha.

Имейте в виду, что в самом начале вам может быть не очевидна разница между инструментами. Дорогие цифровые фортепиано обычно нужны исключительно профессиональным музыкантам. В некоторых случаях обычного синтезатора будет вполне достаточно.

Читайте ещё:  Как выбрать струны для гитары: подробная инструкция

Названия и расположение октав

Новичкам может показаться удивительным, что нумерация октав на пианино начинается именно с центральных клавиш. Это утверждение применимо как к пианино с полным набором клавиш, так и к синтезатору с ограниченным диапазоном в пять октав.

Первая октава занимает пространство между музыкальным пюпитром и исполнителем. Такое расположение октав объясняется несколькими причинами:

  • Звуки из первой октавы чаще всего употребляются в диапазоне человеческого голоса;
  • Обучение музыкантов зачастую начинается с этих клавиш;
  • Эти нотные клавиши используются в музыке значительно чаще, чем те, что располагаются на краях клавиатуры.

Если двигаться вправо по клавиатуре, то после первой октавы следуют вторая, третья и четвёртая. Пятая октава, представленная нотой «до», возможно, отсутствует на некоторых моделях пианино и роялей. На инструментах с меньшим числом клавиш крайней справа может находиться вторая или третья октавы.

Для записи нот в данном диапазоне чаще всего используется скрипичный ключ. Первая октава записывается до третьей линии нотного стана, вторая – завершает область выше её с помощью добавочной линейки, а третья начинается с ноты «до», расположенной на второй добавочной линейке.

Для записи остальных октав применяется специальный знак, обозначающий переноса музыки на октаву или две вверх. Это позволяет избежать путаницы в количестве дополнительных линий.

Если двигаться влево от центра инструмента, расположение октав будет следующее:

  • малая;
  • большая;
  • контроктава;
  • субконтроктава.

Субконтроктава, хотя и является первой по счёту, содержит всего три клавиши, и поэтому её можно считать неполной.

Для нот, находящихся под первой октавой, используется басовый ключ. Малая октава заполняет пространство выше второй линейки, на которой расположена нота «си» большой октавы. Контроктава записывается ниже второй нижней добавочной линейки. Для остальных нот также может быть использован дополнительный знак, который предписывает понижение октав.

В малой и первой октавах находятся ноты, которые могут быть записаны как в скрипичном, так и в басовом ключах. Например, нота «до» представляется как на нижней добавочной линейке в скрипичном ключе, так и на верхней добавочной линейке в басовом ключе. Это важно учитывать при анализе музыкальных произведений. Различия в записи необходимы для того, чтобы более целостно отразить мелодию. Обычно фрагмент, предназначенный для левой руки, записывается в басовом ключе, в то время как для правой — в скрипичном. Но иногда возможно и исключения из этого правила.

Каждая клавиатура прекрасно соотносится с нотным станом, на котором каждая клавиша соответствует своей ноте. Поэтому, чтобы с легкостью ориентироваться на клавиатуре, необходимо крепко усвоить теоретические основы нотной грамоты.

Как играть?

На начальном уровне обучения игре на фортепиано самые простые мелодии занимают одну октаву. Это помогает быстрее освоиться с особыми клавишами. Далее освоение инструмента происходит по принципу постепенного расширения диапазона – сначала вправо, после – влево.

Преподаватели советуют не задерживаться надолго на одной октаве, чтобы избежать формирования у учеников стереотипов, которые могут помешать развитию навыков игры. Расширение диапазона можно осуществить следующими методами:

  1. Исполнение гамм. Учащиеся младших классов обычно играют звукоряд в две октавы, в то время как в старших классах диапазон гаммы расширяется до четырёх. Это не только помогает освоить технику и пальцевую аппликатуру, но и придаёт ученику уверенность при работе с удалёнными регистрами. Важно также переходить с гаммы до мажор на другие тональности, чтобы задействовать черные клавиши.
  2. Введение в репертуар произведений, основанных на сравнении звучания мелодий в разных октавах. С одной стороны, такие произведения легче играть, так как учащийся понимает, что одинаковый материал повторяется на различных высотах, сохраняя при этом схожее расположение клавиш и аппликатуру. С другой стороны, в нотном тексте видно, что ноты, находящиеся в различных октавах, записаны по-разному. В результате это облегчает процесс ориентирования в музыке и на клавиатуре.
Читайте ещё:  Описание видов акустических гитар. Корпус гитары с акустической точки зрения.

В процессе обучения ученикам также начинают знакомиться с черными клавишами, что связано с освоением диезов, бемолей и бекаров. Диез повышает звук, бемоль — понижает его. Однако эти действия не всегда подразумевают переход на черную клавишу. Бекар необходим для отмены знака.

Приставка «дубль» перед названием знака указывает на то, что понижение или повышение звука происходит в удвоенном размере.

Отдельным этапом обучения становится освоение октавных этюдов. Это требует от ученика достаточного развития рук, чтобы пальцы могли без особых усилий доставать нужные клавиши. Поскольку расстояние, охватывающее восемь нот, довольно значительное, обычно используются крайние (1 и 5) пальцы.

Размер руки старшеклассников позволяет иногда использовать четвертый палец вместо пятого, что становится важным для освоения сложных пьес и этюдов. Если в пьесе предусмотрено октавное удвоение, плавные переходы между звуками предполагаются в верхнем голосе. Поэтому аппликатура требует поочередного использования интервалов 1-4 и 1-5 пальцами. Четвертый палец следует применять в тех случаях, когда октава включает черную клавишу, поскольку использование пятого пальца в таких ситуациях может быть нежелательным.

Как правильно играть октавы?

В фортепианной игре пальцы обозначаются числами от одного до пяти. Таким образом, первый палец — это большой, второй — указательный, третий — средний, четвертый — безымянный, а пятый — мизинец.

Для исполнения одиночных октав чаще используют сочетание первого и пятого пальцев. Если же музыканту требуется сыграть несколько октав подряд, рекомендуется изменить аппликатуру. На белых клавишах играйте с пятым пальцем, а на черных старайтесь задействовать четвертый.

Вы также должны научиться исполнять как мажорные, так и минорные октавы. Первые играются с ярким и жизнерадостным настроением, в то время как вторые — меланхолично и нежно. Разница в звучании создаётся музыкальными интервалами: тонами и полутондами, а именно их соотношением. Полутон отображает расстояние между двумя ближайшими клавишами (черными и белыми), тогда как тон обозначается промежутком через одну клавишу. К примеру, расстояние между нотой «до» и ближайшей черной клавишей образует полутон, тогда как интервал между нотами «до» и «ре», разделенными черной клавишей, составляет тон.

В минорной гамме последовательность такова: Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон. В мажоре же: Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон — Полутон. Освойте эти последовательности и попробуйте исполнять гаммы в обеих тональностях. Это будет способствовать лучшему пониманию музыкального настроения каждого звукового ряда.

  • После отправки своего телефона вы сможете получить
    в подарок видео-урок

Сколько октав на пианино

Mouse and a pencil

Musical notes

Первая октава на фортепьяно

Первая октава

На фортепиано первая октава считается центральной. Названия октав подчеркивают её ключевую роль. Хотя по факту первая октава по нумерации находится на пятой позиции, именно она используется композиторами чаще всего, так как её нотная высота является наиболее удобной для исполнения: не слишком высокие и не слишком низкие звуки.

Ноты первой октавы

Первая октава состоит из семи белых клавиш (размещение обозначено в порядке возрастания):

Читайте ещё:  Руководство по гитарным педалям для новичков

Нота «до» первой октавы записывается на нижней добавочной линейке в скрипичном ключе. «Ре» находится под первой линейкой, «ми» – на первой линейке и так далее. Белые ноты могут располагаться как на линейках, так и между ними – это единственно возможный вариант. Не стоит переживать, если вам кажется, что это всё не запомнить. Просто начните играть на фортепиано, и вы быстро разберётесь в различиях между нотами.

Биржевой читатель, возможно, спросит: а как же обозначаются черные клавиши? В действительности для их обозначения используются специальные знаки – диезы и бемоли.

Диезы и бемоли

Рассмотрим пример. Чтобы обозначить черную клавишу, расположенную под нотой «си» (слева на клавиатуре), следует нарисовать знак бемоля – b слева от ноты «си» на нотном стане. Эта черная клавиша будет называться «си-бемоль».

Символ бемоля

Таким же образом, чтобы обозначить черную клавишу, расположенную над нотой «до» (справа на клавиатуре), нужно нарисовать знак диеза – # слева от ноты «до» на нотном стане.

Символ диеза

Существуют также знаки, которые отменяют действие диезов и бемолей на нотном стане, такие как бекар. Есть также варианты, называемые «дубль-диез» и «дубль-бемоль», которые увеличивают ноты на целый тон!

Важно понимать, что некоторые обозначения на нотном стане могут соответствовать одной и той же клавише. К примеру, «соль-диез» совпадает с «ля-бемоль», а «ре-диез» – с «ми-бемоль». Подробности об этом дублировании вам станут известны позже, когда вы начнете разучивать более сложные произведения.

В целом октава включает в себя 12 клавиш – семь белых и пять черных. Можно сказать, что октава делится на 12 равных частей. Расстояние между ними называется полутоном. Таким образом, диез – это повышение на полутон, а бемоль – понижение на полутон. Задумайтесь и попробуйте ответить на вопрос: что такое «си-диез» и «до-бемоль»?

Диапазоны голоса

Обычный певец может охватывать голосом три-четыре октавы. Именно к такому диапазону стремятся в классической музыке. Однако не каждую ноту можно просто так записать в диапазон.

Лучше не стараться охватить весь диапазон сразу, а сосредоточиться на технике и профессионализме исполнения в нескольких октавах. Постепенно нужно развивать диапазон, но в нужном направлении, с правильными намерениями и под руководством опытного вокального педагога, понимающего индивидуальные особенности каждого человека.

От сопрано до баса

Теперь, когда мы перечислили названия октав на пианино и обсудили их количество, подытожим диапазоны различных типов голоса, от женского сопрано до мужского баса.

Список женских голосов:

  1. Сопрано охватывает диапазон от «до» первой октавы до «до» третьей октавы.
  2. Меццо-сопрано находится в диапазоне от «ля» малой октавы до «ля» второй октавы.
  3. Контральто простирается от «фя» малой октавы до «фа» второй октавы.

Список мужских голосов:

  1. Тенор начинается на «до» малой октавы и охватывает диапазон до второй октавы.
  2. Баритон длится от «ля» большой октавы до «ля» первой октавы.
  3. Наконец, бас простирается от «фа» большой октавы до «фа» первой октавы.

Если вы хотите не только определить, но и увеличить диапазон своего голоса, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>

Уроки по вокалу

Пробный урок по скайпу
  • Протестируем ваш голос и слух
  • Определим цели и составим для вас персональный план обучения!
  • Покажем упражнения и подберём нужный курс
Пройдите стартовый курс
  • Раскроете силу, яркость и тембр своего голоса
  • Избавитесь от зажимов, мешающих петь и общаться
  • Преодолеете страх выступления перед аудиторией и полюбите свой голос
Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий