Говоря о техниках игры на контрабасе, следует упомянуть множество разных штрихов, среди которых можно выделить легато, стаккато, рикошет, спиккато, портаменто и другие приемы, знакомые многим музыкантам.
Что такое контрабас и как он звучит?
Музыкальные инструменты представлены в многообразии. Контрабас, являясь одним из самых больших струнных инструментов, находит широкое применение в различных музыкальных жанрах. Он используется как в симфонических оркестрах, так и в джазе и современной музыке. Интересно, что этот инструмент был разработан три столетия назад и по-прежнему актуален, благодаря своему богатому и глубокому звучанию, которое придаёт уникальность любой музыкальной композиции. Музыканты отмечают, что контрабас предоставляет обширные технические и стилевые возможности, что делает его востребованным в различных музыкальных практиках. В этой статье мы рассмотрим описание контрабаса, его разновидности, предложим рекомендации по настройке, а также расскажем о его историческом развитии.
Что это такое?
Контрабас относится к скрипичной группе музыкальных инструментов, и хотя все они имеют свои особенности, контрабас не укладывается в стандартные формы. Этот струнный смычковый инструмент создаётся из высококачественных древесных пород и по конструкции напоминает гитару с накладкой. Он состоит из деки, обечаек, грифа и дужек, а также имеет резонаторные отверстия и подставки. Основное отличие контрабаса заключается в использовании только толстых струн. Обычно они производятся из стали, синтетических материалов или коттонов, но всегда имеют оплетку из меди или серебра, что добавляет к их характеристикам. Визуально контрабас смотрится впечатляюще.
Для исполнения на этом инструменте необходим смычок, который может иметь разные размеры в зависимости от конструкции.
Немецкий смычок отличается определённой толщиной и короткими размерами, в то время как французский смычок – тонкий и длинный, что придаёт ему манёвренность.
Современные исполнители используют разные типы смычков, однако есть различия в технике их применения. Французский смычок удерживается сверху, при этом большой палец располагается под тростью, в то время как немецкий смычок держится сбоку, а палец ставится на основании.
Габариты контрабаса варьируются. Высота самого большого экземпляра достигает 1,8 м, а меньший контрабас напоминает виолончель. Стоит также отметить, что этот параметр может изменяться за счёт шпиля, который служит опорой. В 30-х годах ХХ века были впервые созданы электронные контрабасы, которые значительно облегчали транспортировку за счёт своего меньшего веса. Однако за прошедшее время производство музыкальных инструментов совершенствовалось, и сегодня доступны контрабасы оптимальной мензуры.
Краткая история происхождения
Существует мнение, что изначально был создан контрабасовая виола, имевшая 5 струн и строй, начинающийся с ре контроктавы, на которой были установлены лады. Этот инструмент впервые зафиксирован в исторических источниках не ранее середины XVI века. Спустя сто лет на базе данной виолы был сконструирован совершенно новый инструмент, который не имел самой низкой пятой струны и лады, сохранив лишь визуальные характеристики. М. Тодини, конструктор, также сохранил квартовый строй, который совпадает со строем бас-гитары. Именно поэтому басисты могут легко освоить игру на контрабасе, хотя отсутствие ладов добавляет сложности, что, однако, компенсируется приобретёнными навыками. Техники игры на инструменте во многом схожи.
Фото
Контрабас долгое время редко использовался до середины XVIII века, после чего инструмент стал важной частью оркестра и прочно укоренился в музыкальной культуре. Это также привело к вытеснению басовых виол. Имела место и трёхструнная модификация, настроенная не по кварто, а по квинтам, однако со временем она была вытеснена четырёхструнным аналогом. Примечательно, что когда контрабас играет соло, для яркости звучания часто повышают строй инструмента на тон, натягивая все струны. Инженер по имени Вийом конструировал аналогичный инструмент — октобас, который, однако, не получил широкого распространения. В современных моделях иногда устанавливается пятая струна для получения более высоких звучаний; она настраивается в до контроктавы.
Из чего состоит контрабас?
Контрабас изготавливается в основном из дерева с добавлением металлических и пластиковых элементов. Основными компонентами инструмента являются корпус и гриф. Корпус состоит из двух дек – верхней и нижней, а также обечайки, кроме того, здесь расположен порожек, который поддерживает струны на нужной высоте. На грифе, в верхней его части, находятся колковые механизмы, позволяющие регулировать натяжение струн; лады на нём отсутствуют. Часто можно встретить и дополнительные элементы, такие как подкладка для удобства руки, подставка и другие детали. Струны обычно толстые и металлические, больше всего подходят для баса; у них часто имеется специальная обмотка для достижения характерного звучания. Игра осуществляется пальцами или смычком: либо французским, который длиннее и тоньше, либо коротким и тяжёлым — немецким. Мало кто знает, что смычки могут отличаться по размеру: самый большой может достигать почти двух метров, а самый маленький — величиной с виолончель.
Контрабас — инструмент симфонического оркестра
Ссылки на статьи о всех инструментах симфонического оркестра можно найти здесь: https://tatzilbert.ru/simfonicheskiy/ Симфонический оркестр и «Путеводитель». Контрабас — это самый крупный инструмент из струнно-смычковых. Он также обладает самым низким звучанием среди них. Название группы инструментов говорит само за себя, так как звук на них извлекается при помощи смычка, проводящего по струнам. Именно струнно-смычковые инструменты стали основой любого оркестра.
Эти инструменты крайне похожи, отличия заключаются лишь в размерах и высоте звучания. В партитурах их ноты располагаются в следующем порядке: сначала скрипка, потом альт, после — виолончель и, наконец, контрабас, что соответствует порядку понижения высоты звука.
Контрабас имеет длину почти два метра и диапазон звуков от Е контроктавы до g первой октавы. Обычно он имеет 4 струны: Е1, А1, D, G, но в некоторых случаях бывает 3 или 5 струн. Интересно, что именно на этом инструменте струны расположены не по квинтам, как на остальных, а по квартам (в соответствии с квартовым строем).
Впервые контрабас упоминается во второй половине XVI века, и с тех пор инструмент значительно усовершенствовался и изменялся.
Контрабас становится обязательным инструментом симфонического оркестра только с середины XVIII века. В то время появляются и первые виртуозы, которые начинают использовать контрабас в качестве сольного инструмента (такие как Доменико Драгонетти, а позже Дж.Боттезини и Ф.Зимандль). В XX веке среди выдающихся контрабасистов можно отметить таких музыкантов, как А.Мишек и С.Кусевицкий.
В руках опытного мастера контрабас может звучать очень мелодично: его тембр описывается как густой, сочный и мягкий. Однако играть на нём, учитывая его размеры, может быть непросто.
Во-первых, для выполнения игры требуется хорошая растяжка пальцев, а во-вторых, смена позиций на инструменте происходит довольно часто, что ограничивает технические возможности играющего. Например, выполнять быстрые пассажи и саксофонные скачки довольно сложно. В то же время такие приёмы, как пиццикато, не требуют значительных усилий.
Контрабас чаще всего используется именно в симфоническом оркестре. В этом случае он выполняет основную басовую линию всей музыкальной фактуры, что является довольно ответственной задачей. Кроме того, контрабас также успешно используется в камерных ансамблях и в джазовой музыке.
Солисты, играющие на контрабасе, обычно стоят во время выступлений, тогда как в оркестре исполнители на этом инструменте сидят на специальных высоких стульях. Высоту инструмента удобно регулировать с помощью металлического шпиля, находящегося внизу.
Для желающих ближе познакомиться со звучанием контрабаса, предлагаю посмотреть фрагмент из Концерта для контрабаса с оркестром, написанного композитором Сергеем Кусевицким, а солирует в нём Иван Мясников.
Также рекомендую вам ознакомиться с фрагментом телепередачи «Джаз пик», где присутствует замечательный французский контрабасист Рено Гарсиа-Фонса:
Об авторе Татьяна Зильберт
Мне приятно, что вас заинтересовал мой блог. Я педагог-музыкант с 30-летним опытом работы. Моя цель — помочь родителям и учителям музыкальных школ в воспитании и развитии детей, используя музыку как эффективный инструмент.
Спасибо за такие полезные статьи, они очень понятны для тех, кто только начинает изучать оркестровку!
Татьяна, огромное спасибо за ваш блог; я активно использую его для ознакомления своих детей с разными музыкальными инструментами.
Гиппопотам из семейства Клоц
Как утверждает Леопольд Моцарт, в любом правильно организованном оркестре должно быть два контрабаса: один больший, другой — меньший. Всё, что крупный инструмент теряет в ясности звука, он компенсирует мягкостью и глубиной звучания. Я абсолютно неожиданно наткнулся на объявление некого Владимира Ивановича о продаже пятиструнного контрабаса XVIII века, крупного и в идеальном состоянии после капитальной реставрации, находящегося в Санкт-Петербурге.
Я отправляюсь в Санкт-Петербург. Владимир Иванович отвозит меня на свой скрытый склад, и там я вытаскиваю из старого пыльного чехла огромное пузатое создание. Средние, порванные струны свисают, голова состоит из кусков и утыкана ржавыми самодельными колками, а шея выглядит непропорционально тонкой… Но мощный корпус с высоким сводом верхней деки и выразительными крупными эфами сразу выдает его благородное происхождение.
Я провёл смычком по двум уцелевшим струнам — верхней и нижней. Их звучание было многообещающим. Владимир Иванович смеялся и разводил руками, чего-то врал про готовых корейцев, но в его глазах читалась тоска. Спустя час торговли он сдался, уступив этот контрабас за треть изначально названной суммы. Я потащил инструмент в идеальном состоянии с Ленинградского вокзала в мастерскую моего друга Алексея Воробьёва для капитальной реставрации.
Ребята в мастерской признали наш гиппопотам как миттенвальдца работы семейства Клоц. Эта династия скрипичных мастеров была основана в XVII веке учеником Амати и Штайнера Маттиасом Клоцем. Спустя полтора месяца наш струнный великан зазвучал — мягко и глубоко.
Венский строй
Что же это такое? Леопольд Моцарт в своём втором издании скрипичной школы пишет: «если вы хотите играть соло на контрабасе, то оснащайте его четырьмя или пятью приличными струнами». Я встречал удивительных контрабасистов, которые играли на своих неуклюжих инструментах с такой ловкостью и грацией, что их мог бы позавидовать каждый скрипач, исполняя разнообразные сонаты, арии и концерты.
Таким образом, во времена Моцарта в Австрии и соседних германских государствах для сольной игры некоторые виртуозы-контрабасисты использовали особый вид инструмента, которым было оснащено четыре или пять струн, настроенных по ре-мажорному трезвучию. Композитор Альбрехтсбергер, бывший учителем Бетховена и музыкальным теоретиком, в своем Фундаментальном руководстве по композиции в разделе, посвященном контрабасу, упоминает два десятка выдающихся исполнителей на этом инструменте. Хотя большинство из них остается неизвестными, некоторые имена, как Даль’Окка, Кемпфер и Шпергер, всё же известны.
Первые двое играли в Мариинском театре. Зафиксированы данные о их зарплате: Даль’Окка получал 1200 рублей как первый солист-контрабасист, в то время как Кемпфер — 950 рублей как второй. Я интересовался ценами на быков в начале 1800-х годов – бык-пятилеток стоил примерно 50 рублей, а бык-долгожитель — 200 рублей.
Йозеф Кемпфер, будучи венгерским уланом в австрийской армии, решил оставить службу, решив стать виртуозом. Чтобы скорее достичь успеха, он выбрал самый неудобный и непростой инструмент — контрабас. Всего за четыре года на занятиях с придворным контрабасистом Пишельбергером он достиг невероятного уровня мастерства и в конечном итоге прославился.
Кстати говоря, мы обязаны единственным сочинением Моцарта для контрабаса Пишельбергеру: это арию для баса и контрабаса «Per Questa Bella Mano». В театре Шикандера на окраине Вены шла подготовка к постановке «Волшебной флейты». Моцарт был очарован женой певца Гёрля, который исполнял партию Зарастро. Он придумал лёгкую забавную ситуацию — пока бас и контрабасист будут репетировать его новую арию, он займется воспитанием жены олуха Гёрля. И, конечно же, в шутку наставил певцу «рога» размером с контрабас. (При этом не исключено, что на самом деле ему нравилась жена Пишельбергера?)
Другой величайший гений того времени, Йозеф Гайдн, тоже писал для солирующего контрабаса. Когда он устроился на службу в капеллу Эстерхази, он создал три симфонии — «Утро», «День» и «Вечер», представляя князю солистов вновь набранного им оркестра, включая и контрабасиста: соло контрабаса в симфонии «Утро» — это один из первых известных эпизодов такого рода в музыкальной истории. Анализируя данный эпизод, можно с уверенностью утверждать, что он был написан именно для инструмента, который мы теперь называем венским басом.
В следующем, 1763 году Гайдн создал Концерт для контрабаса с оркестром. Этот Концерт, а также Концерт Яна Кржтителя Ванхаля, Кемпфер исполнял в Варшаве и Санкт-Петербурге в декабре 1781 года с оркестром Придворной капеллы и в Москве в феврале 1782 года. К сожалению, автограф этого произведения сгорел в пожаре, уничтожившем библиотеку Эстерхази. Однако существует надежда, что в России сохранились ноты Кемпфера, который через шестнадцать лет после триумфальных гастролей был приглашён на службу в Мариинский театр, где и провёл последующие годы до своей смерти и был погребён в Санкт-Петербурге. И, возможно, где-то хранятся эти ноты…
Йоханн Маттиас Шпергер написал 16 концертов для контрабаса с оркестром, несметное количество ансамблей с солирующим басом, арии, дивертисменты и симфонии. Он был выдающимся солистом-контрабасистом. Когда уставал от контрабаса, играл на фаготе. В возрасте четырнадцати лет написал трактат о контрапункте и импровизации на органе. Он учился у Альбрехтсбергера, чтобы овладеть композицией, а также у Пишельбергера — навыками игры на контрабасе. Он объездил всю Европу с сольными выступлениями, а последние двадцать лет своей жизни провёл в Людвигслюсте, где получил место в капелле епископа. В 1792 году он написали и исполнение 13 симфоний, 3 концерта для контрабаса, два концерта для трубы (возможно, на трубе в действительности не играл), 6 квартетов и 8 дивертисментов. Когда старейший Шпергер скончался (по сообщениям газета, от нервной лихорадки), на заупокойной мессе играли Реквием Моцарта.
Техника игры
Как струнный инструмент, контрабас предполагает два основных способа извлечения звуков:
Во время игры солист стоит, тогда как участник оркестра обычно сидит на табурете. Приемы, доступные музыкантам, аналогичны тем, что применяют скрипачи. Особенности конструкции, большой вес смычка и самого инструмента затрудняют исполнение сложных пассажей и гамм. Чаще всего используется приём, известный как пиццикато.
Возможные музыкальные штрихи включают:
- деташе – извлечение нескольких последовательных нот при помощи смычка с изменением его направления;
- стаккато – резкое движение смычком вверх и вниз;
- тремоло – многократное повторение одного и того же звука;
- легато – гладкий переход от одного звука к другому.
Использование
Прежде всего, контрабас является оркестровым инструментом. Его задача — усиливать басовые партии, создаваемые виолончелями, а также создавать ритмическую основу для игры остальных струнных коллег.
На сегодняшний день в составе оркестра может находиться до восьми контрабасов (в отличие от прежних времён, когда хватало и одного).
Появление новых музыкальных жанров способствовало тому, что инструмент стал активно применяться в таких направлениях, как джаз, кантри, блюз, блюграсс и рок. В современном контексте его можно называть незаменимым, так как контрабас активно используется эстрадными исполнителями, а также музыкантами в различных редких жанрах и в большинстве коллективах, включая военно-оркестровые и камерные.