Особенности клавикорда и история его создания

С течением времени конструкция фортепиано претерпела множество изменений. В класическом периоде улучшились звуковые характеристики инструмента, а его диапазон был расширен. В девятнадцатом веке фортепиано стало невероятно популярным, и среди известных композиторов, таких как Людвиг ван Бетховен и Фредерик Шопен, многие произведения создавались специально для этого музыкального инструмента.

Клавикорды

Клавикорд — это струнный клавишный инструмент, изобретенный в Западной Европе и получивший широкое распространение в позднем средневековье и последующих эпохах, таких как Ренессанс, барокко и классицизм. Изначально этот инструмент использовался в основном для тренировок и композиций, так как он не обладал достаточной громкостью для больших концертных выступлений. Звук клавикорда создается благодаря тому, что металлические или медные струны ударяются маленькими касательными лезвиями, которые называются тангентами. Вибрации передаются через мост на звуковую деку.

Название «клавикорд» происходит от латинского слова clavis, что в переводе означает «ключ», и греческого chorda — «струна», особенно относящаясь к музыкальным инструментам. Похожие названия можно встретить в других европейских языках: итальянское clavicordio, французское clavicorde, немецкое Klavichord, латинское Clavicordium, португальское Clavicórdio и испанское clavicordio. В некоторых языках также существует альтернативное название, производное от латинского manus — «рука» (например, немецкое Manicordo, французское Manicorde, испанское Manicordio). Другие названия, такие как monacordo (итальянский) или monocordio (испанский), указывают на единую струну, используемую в конструкции клавикорда. Итальянский термин sordino отсылает к его тихому звучанию.

Клавикорд Лепант из Musée de la Musique, Париж

На имени клавикорда также отразилось то, что инструмент был изобретен в начале четырнадцатого века. В немецкой поэме 1404 года под названием Der Minne Regeln упоминается термин clavicimbalum — который обычно относится к клавесину, и clavichordium, как к лучшему инструменту для аккомпанемента мелодий.

Одно из ранних свидетельств наличия клавикорда в Англии можно найти в расходах Елизаветы Йоркской, королевы Генриха VII, где в записи о расходах от августа 1502 года сказано следующее:

Элемент. В тот же день Хью Денис доставил незнакомцу, который заплатил королеве в виде клавикорда. В виде награды было выдано четыре либры.

Клавикорд пользовался большой популярностью в XVI-XVIII веках, особенно в немецкоговорящих странах, Скандинавии и на Пиренейском полуострове во второй половине этого периода. К 1850 году его использование стало крайне редким. Однако возрождение интереса к клавикорду произошло в конце 1890-х под руководством Арнольда Долметча, а такие личности как Вайолет Гордон-Вудхаус сыграли важную роль в популяризации этого инструмента. В то время как большинство клавикордов, созданных до 1730 года, имели малые размеры (чуть более четырех октав и длиной около четырех футов), новые инструменты могли достигать до семи футов в длину и обладали шестью октавами диапазона.

До появления электронного усиления в двадцатом веке, использовать клавикорд было возможно только в небольших помещениях из-за его низкой громкости. Однако во времена его расцвета домашние музыкальные вечера стали важной частью музыкальной жизни. Клавикорд идеально подходил для игры сольной музыки и инструментального аккомпанемента в домашней обстановке.

Сегодня клавикорды в основном играются энтузиастами музыки эпохи Ренессанса, барокко и классической музыки. Они находят внимание среди многочисленных покупателей и производятся по всему миру. В наше время существует много обществ, посвященных клавикордам, и за последние 70 лет было сделано около 400 записей, посвященных этому инструменту. Из современных исполнителей выделяются такие музыканты, как Кристофер Хогвуд и Терстон Дарт.

Современная музыка

Клавикорды также начали привлекать внимание в различных музыкальных жанрах, в частности, в виде электрического клавикорда под названием Clavinet, который использует магнитный датчик для генерации звука для усиления. Стиви Уандер использовал клавинет во многих своих песнях, таких как Superstition и Higher Ground. Звук клавинета, обрабатываемый через инструменты усилителя и эффекты гитарных педалей, часто ассоциируется с фанк-музыкой и диско-роком 1970-х годов.

Гай Сигсворт играл на клавикорде в современном контексте, в частности, с Бьорк, особенно на студийной записи All Is Full of Love. Бьорк сама использовала этот инструмент и играла на нем в песне My Juvenile из своего альбома 2007 года Volta.

Тори Амос применяет клавикорд в своем треке Little Amsterdam из альбома Boys for Pele и в композиции Smokey Joe из своего альбома 2007 года American Doll Posse. Она также использовала Clavinet на своей записи 2004 года Not David Bowie, которая входила в ее бокс-сет 2006 года A Piano: The Collection.

В 1976 году Оскар Петерсон исполнил (в сопровождении Джо Пасс на акустической гитаре) песни из Порги и Бесс на клавикорде. Кейт Джарретт также записал альбом под названием Book of Ways (1986), в котором он исполнил серию импровизаций на этом инструменте. В песне For No One группы The Beatles 1966 года Пол Маккартни также играл на клавикорде. Рик Уэйкман продемонстрировал игру на клавинете в своей композиции Битва из альбома Путешествие к центру Земли.

Принципиальная схема механизма клавикорда: A / B — клавиши, 1A / 1B — касательные, 2A / 2B — кейлеверсы, 3 — струна, 4 — дека, 5 — штифт перемычки рядом со штифтом сцепного устройства, 6 — демпфирующий войлок рядом с колышком. (Обратите внимание, что этот эскиз является упрощением. На самом деле в инструменте струны проходят перпендикулярно клавишным рычагам, т.е. они располагаются вдоль всего инструмента.)

Читайте ещё:  Как научиться играть на синтезаторе. Игра на синтезаторе.

В клавикорде струны располагаются поперек от левого конца к колышкам, расположенным справа. Ближе к правой стороне они натянуты по изогнутому деревянному мосту. Механизм действия прост: клавиши выступают как рычаги с небольшими латунными касательными, представляющие собой кусочек металла, похожий по форме и размеру на головку отвертки с плоским лезвием на дальнем конце. Обычно струны изготавливаются из латуни или соединения латуни и железа и расположены в парах, подобно лютне или мандолине. При нажатии клавиши касательная ударяет по струнам, находящимся на верхней их части, вызывая их звук аналогично ударной технике на гитаре. В отличие от фортепиано, касательная не отскакивает от струны; она остается в соприкосновении со струной, пока клавиша удерживается, выполняя роль как жала, так и инициатора звука. Громкость ноты можно изменять, применяя силу нажатия на клавишу, а высота тона также может зависеть от того, как влияет касательная на струну, что называется bebung. Когда клавиша отпускается, касательная теряет контакт со струной, и вибрации прекращаются с помощью полосок демпфирующего материала.

Данный принцип действия уникален для всех клавишных инструментов, поскольку одна часть механизма одновременно инициирует звуковую вибрацию и определяет конечное положение вибрирующей струны, равным образом влияя на ее высоту. Благодаря тесному контакту между рукой исполнителя и производящим звуки механизмом, клавикорд считается самым близким из всех клавишных инструментов. Несмотря на присутствие некоторых ограничений, таких как очень низкий уровень громкости, клавикорд обладает значительной выразительной силой; исполнители способны контролировать атаку, продолжительность, громкость и даже создавать некоторые тонкие эффекты, как изменения в тоне, так и виды вибрато, характерные только для клавикорда.

Что это такое?

Клавишный струнный инструмент представляет собой корпус с клавиатурой, аналогичной клавиатурам других клавишных инструментов. Главное отличие от фортепиано заключается в том, что звук возникает благодаря механизму тангентного типа.

Тангент — это медная пластинка, прикрепленная к клавише. При нажатии на клавишу тангент прижимается к струне, деля её на две части:

  • вибрирующую, что приводит к звучанию;
  • глухую, которая подавляется оплеткой.

Инструмент обладает самым тихим звучанием среди клавишных, однако это не препятствует яркости игры. Эта камерная природа сделала клавикорд идеальным выбором для домашнего музыцирования, аккомпанирования и обучения.

Пик популярности клавикордной музыки пришелся на XVII–XVIII века, когда величайшие композиторы, такие как Бах, Моцарт и Бетховен, творили на этом инструменте. В XVIII веке немецкие композиторы-сентименталисты, такие как И. К. Бах, Д. Г. Тюрк и К. Ф. Д. Шубарт, использовали выразительность клавикорда в своем творчестве.

С возникновением и последующим ростом популярности фортепиано клавикорд практически вышел из моды.

Строение и звучание

Изначально клавикорд имел малые размеры и во время игры его просто ставили на стол или держали на коленях, что было распространено среди народных музыкантов. Со временем для удобства использования инструмент оборудовали четырьмя ножками. Корпус и подставки изготавливались из дерева, а струны делались из меди.

Часто двойные струны натягиваются перпендикулярно расположению клавиш; одна струна может звучать по-разному в зависимости от того, куда и с какой силой её касается тангент. Двойные струны обычно настраиваются в унисон.

Клавикорды делятся на два типа:

  • связанные — одна струна или хор струн используются для 2–4 соседних клавиш (например, на инструменте с 46 клавишами имеется 22–26 струн);
  • свободные — количество клавиш соответствует количеству струн.

Для связанного типа есть выраженная особенность: нельзя сыграть секунду, так как используется один и тот же хор струн.

Нежность и выразительность звучания клавикорда обусловлены его своеобразным способом звукоизвлечения — деликатным нажатием клавиши. Небольшие колебания при нажатии клавиши добавляют звуку вибрацию, которая не встречается на других клавишных инструментах.

Интересно! Этот прием был создан Филиппом Эмануэлем Бахом, сыном великого композитора Иоганна Себастьяна Баха и virtuoso клавикорда. В дополнение к вибратто, музыкант использовал разнообразные музыкальные украшения в своей игре.

Филипп Э. Бах написал первый трактат для клавиристов под названием Опыт правильного способа игры на клавире (Versuch über die wahre Art das Klavier zu spielen).

Существовали также варианты клавикорда, оснащенные педалями и несколькими мануалами; такие инструменты использовали органисты для обучения и практики.

Темперационные системы, применяемые при игре на клавикорде, не отличались от используемых для клавесинов и органов (исключение составляли связанные клавикорды, где темперация задавалась мастером при изготовлении инструмента). Тихий звук, который отличает клавикорд от других инструментов, возникает из-за механизма звукоизвлечения: при нажатии на клавишу тангент ударяет по струне, ограничивая её звучащую часть и уменьшая амплитуду колебании струн.

В то же время клавикорд позволяет извлекать гораздо более разнообразные по динамике звуки, чем клавесин.

Таким образом, механика инструмента позволяет осуществлять диминуэндо и крещендо, но более утонченно и деликатно, нежели на фортепиано.

Легкость в создании звуков и простота конструкции способствовали длительной популярности инструмента среди музыкантов.

Читайте ещё:  Виды гитар и их различия. Какие бывают гитары.

Музыковед И. Г. Вальтер в своем трактате Музыкальный лексикон называет клавикорд первой грамматикой для любого исполнителя. Себастьян Вирдунг, живший в XVI столетии, советовал своим ученикам: сначала освоив клавикорд, можно с легкостью перейти к игре на органе, клавесине и других клавишных инструментах.

История создания

В мире существует огромное количество музыкальных инструментов, включая струнные, духовые, ударные и клавишные. Почти каждый из современных инструментов имеет богатую историю. Один из таких «ветеранов» — фортепиано, который имеет несколько предшественников, включая клавикорд.

Название «клавикорд» происходит от латинских слов clavis (ключ) и греческого chorda (струна). Первое упоминание об этом инструменте относится к концу XIV века, а самый древний сохранившийся экземпляр можно найти в одном из музеев Лейпцига.

Первые клавикорды значительно отличались по конструкции и внешнему виду от современных фортепиано. На первый взгляд, они имели деревянный корпус и клавиатуру с черными и белыми клавишами, но при более близком рассмотрении становилось заметно, что они были компактными, без педалей и подставок. Такой дизайн обеспечивал удобство транспортировки, особенно в XIV-XV веках, когда клавикорды использовались народными музыкантами и требовались малые размеры и простота в обращении.

С течением времени, с увеличением популярности, клавикорды начали выглядеть более изысканно, их конструкция стала включать дорогие древесные породы, такие как ель, кипарис и карельская береза, оформленные в соответствии с модой того времени. Однако размеры оставались по-прежнему компактными; длина корпуса не превышала 1,5 метра, а клавиатура содержала 35 клавиш или 5 октав (в то время как фортепиано имеет 88 клавиш и 12 октав).

Что касается звучания, то здесь также имелись значительные различия. Клавикорд имел набор металлических струн внутри корпуса, которые производили звук благодаря механизму тангентного типа. Тангент — это металлический штифт с плоской головкой, привязанный к основанию клавиши. При нажатии на клавишу тангент касается струны и позволяет ей вибрировать, создавая звук. Высота звука зависела от места, где тангент касался струны, и силы нажатия на клавишу.

Музыкальный инструмент клавикорд

Несмотря на свою специфичность, клавикорд пользовался любовью многих композиторов на протяжении нескольких столетий, включая Генделя, Гайдна, Моцарта и Бетховена. Известный композитор Иоганн С. Бах создал свои знаменитые фуги и прелюдии Das Wohltemperierte Klavier именно для клавикорда. Однако в XIX веке он уступил популярность более громкому и выразительному фортепиано. Тем не менее, клавикорд не исчез из музыкального мира полностью. В настоящее время музыканты и реставраторы работают над восстановлением этого старинного инструмента, чтобы вновь услышать звучание произведений великих композиторов в более интимной обстановке.

Устройство и звучание

В современной музыкальной классификации клавикорд рассматривается как член семейства клавесинов и как один из старейших предшественников фортепиано. Этот инструмент включает корпус и клавиатуру, а также четырехножки. Клавикорд можно ставить на пол или на стол, а музыкант, сидя за ним, создает звуки, нажимая клавиши. Ранние версии клавикорда имели ограниченный диапазон — всего две октавы. Но со временем инструмент совершенствовался, и его возможности увеличились до пяти октав.

Клавикорд — это струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, у которого есть набор металлических штифтов. Внутри корпуса находятся струны, которые начинаются колебаться при нажатии на клавиши. При нажатии клавиши металлический штифт, называемый тангентом, соприкасается со струной и прижимает её. В самых простых моделях клавикорда каждая клавиша имела свою отдельную струну. В более сложных версиях (с связанных моделях) одно и то же cord действуют 2-3 тангента.

Размеры корпуса клавикорда были относительно небольшими — от 80 до 150 сантиметров. Это делало его легким в переноске и установке в различных местах. Корпусы клавикордов часто украшались резьбой, рисунками и росписью. В их изготовлении применялись ценные виды древесины, такие как ель, карельская береза и кипарис.

Изначально клавикорды были небольшими и могли быть установлены на стол или даже положены на колени во время игры. Это объясняется тем, что их в основном использовали народные музыканты. Позже для удобства были добавлены четыре ножки. Корпус и опоры изготавливались из дерева, а струны делались из меди.

В клавикордах часто использовались двойные струны, натянутые поперек клавиш. Одна и та же струна может воспроизводить разные высоты звука, в зависимости от места и силы, с которой тангент касается струны. Двойные струны могут быть настроены в унисон.

Существуют два основных типа клавикордов:

  1. Связанные — одна струна или хор струн используются для 2-4 соседних клавиш, например, на инструменте с 46 клавишами — 22-26 струн.
  2. Свободные — количество клавиш соответствует количеству струн.

Нежность и выразительность звучания клавикорда состоят в его уникальном способе создания звука — деликатном касании клавиши. Незначительные колебания, возникающие при нажатии клавиши, придают звуку вибрацию, не характерную для других клавишных инструментов.

Метод игры, который мы знаем сейчас, был разработан Филиппом Эмануэлем Бахом, сыном Иоганна Себастьяна Баха, который был выдающимся клавикордистом. Он также использовал разнообразные музыкальные украшения в своей игре. Ф. Э. Бах написал первый трактат для клавиристов под названием Опыт правильного способа игры на клавире (Versuch über die wahre Art das Klavier zu spielen).

Существовали различные варианты клавикордов, включая модели с педалями и несколько мануалов; такие инструменты использовались органистами для обучения и практики.

Читайте ещё:  Как играть на укулеле

Темперационные системы, применяемые на клавикорде, в основном совпадают с теми, что используются для клавесинов и органов, за исключением связанных клавикордов, где темперация определяется непосредственно мастером при создании инструмента. Тихий звук клавикорда, который выделяет его среди аналогичных инструментов, вызван особенностями механизма звукоизвлечения: при нажатии на клавишу тангент бережно ударяет по струне, ограничивая её колебания и уменьшая амплитуду колебания струн.

Музыка для клавира

Великие композиторы разных эпох, начиная с барокко и заканчивая современностью, находили в клавирах средства для передачи своих музыкальных идей. Они создавали произведения, которые не только отражали техническое мастерство и виртуозность, но и погружали слушателей в глубокие эмоциональные переживания.

Исполнение музыки для клавира требует не только технической подготовки, но и особой чувствительности к тематике композиций. Виртуозные пьесы, написанные для клавира, открывают перед исполнителем широкие возможности для самовыражения и взаимодействия с аудиторией.

Шедевры клавирной музыки, созданные великими композиторами, стали неотъемлемым наследием мировой культуры. Они представляют не только технически сложные произведения, но и музыкальные шедевры, способные трогать сердца слушателей на протяжении веков.

Изучение музыки для клавира открывает перед нами уникальный мир музыкального искусства, где каждая нота, каждый аккорд и каждое исполнение наполнены глубочайшим смыслом и эстетическим наслаждением.

Великие композиторы

Раздел «Великие композиторы» посвящен искусству, которое неразрывно связано с клавиром. Этот инструмент стал важной частью музыкального творчества и исполнения, вдохновляя множество талантливых мастеров на создание неповторимых произведений.

Каждый композитор, оказавший значимое влияние на развитие музыкального искусства, находил в клавире надежного помощника для реализации своих музыкальных идей. Они использовали его не только как средство для записи своих произведений, но и как средство передачи эмоций и идей через звуки и мелодии.

  • Музыка, созданная великими композиторами для клавира, стала неразрывной частью культурного наследия человечества.
  • Шедевры их произведений являются не только образцом технического мастерства, но и отражают самые глубокие человеческие чувства и мысли.
  • Клавир стал платформой, на которой великие композиторы делились своими эмоциями и идеями с будущими поколениями, оставляя богатое музыкальное наследие.

Имена таких композиторов, как Людвиг ван Бетховен, Йоганн Себастьян Бах, Фредерик Шопен, Вольфганг Амадей Моцарт и многих других, тесно связываются с историей клавира. Их творчество разнообразно: от глубоких и монументальных произведений до легких и лирических композиций, каждая нота которых пронизана уникальным характером и стилем конкретного композитора.

Великие композиторы не только создавали музыку для клавира, но и устанавливали новые стандарты в исполнительском искусстве. Их произведения требуют от музыкантов не только виртуозности, но и глубинного понимания, интерпретации музыкального текста, чтобы передать всю гамму эмоций и мыслей, заложенных в каждой ноте.

Сегодня великие композиторы остаются источником вдохновения и уважения для музыкантов и любителей музыки по всему миру. Их творчество продолжает жить в исполнениях современных артистов, подтверждая бессмертие и вечность искусства музыки.

Шедевры клавирной музыки

Раздел «Шедевры клавирной музыки» посвящен выдающимся произведениям, которые вдохновляли и трогали слушателей на протяжении веков и служили эталонами мастерства исполнения на клавиатурных инструментах. Эти композиции являются воплощением глубокого искусства и технической мастерства композиторов, оставивших свой неизгладимый след в музыкальной культуре.

Композитор

История происхождения

Инструмент оказал значительное влияние на развитие музыкальной культуры. Точная дата его появления не указана, однако упоминания о клавикорде начинают появляться в XVI веке. Происхождение названия связано с латинским словом clavis — «ключ», объединяющимся с древнегреческим chorda — «струна».

История клавикорда начинается в Италии. Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что именно здесь могли появиться первые экземпляры. Один из таких инструментов, принадлежавший Доминику Пизанскому, сохранился до наших дней. Он датируется 1543 годом и находится в одном из музеев Лейпцига.

Клавишеструнник быстро обрел популярность. Его использовали для камерного и домашнего музицирования, так как клавикорд не мог звучать громко и раскатисто. Эта особенность исключала его использование для концертных выступлений в больших залах.

Игра на клавикорде

Использование инструмента

Классический клавикорд уже в XVI веке имел обширный диапазон звучания — до 5 октав. Игра на нем являлась признаком хорошего воспитания и образования. Аристократы и представители буржуазии устанавливали инструмент в своих домах, приглашали гостей на камерные концерты. На клавикорд создавались партитуры и писали произведения великие композиторы, такие как В.А. Моцарт, Л. Ван Бетховен и И. С. Бах.

Однако в 19 веке наблюдается прирост популярности фортепиано. Инструменты с громким и выразительным звучанием окончательно вытесняют клавикорд. В то же время современные реставраторы стремятся восстановить старинный клавишеструнник, чтобы ощутить оригинальное звучание произведений великих композиторов.

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий