эйдетика особенно важна для обучения детей. Их психика и когнитивные способности похожи на пластилин. Раннее развитие зрительной памяти и образно-ассоциативного мышления (например, через регулярные занятия с детьми дошкольного возраста) дает отличные результаты.
Эйдетика — методика, позволяющая хранить в памяти тонны информации: правда или миф?
Чтобы быть успешным, современный человек должен уметь удерживать в памяти большой объем информации. Ни блокнот, ни заметки, ни «напоминалка» на смартфоне не могут охватить все. Особенно когда речь идет о каких-то мелочах. Они могут быть визуальными (например, инструкция по эксплуатации на входе в новый магазин), но также вкусовыми (вкус ликера в прошлый раз), слуховыми (чей это голос доносится из телевизора в соседней комнате), обонятельными, кинестетическими и тактильными.
Как вы думаете, невозможно ли хранить все эти детали и воспроизводить их, когда это необходимо? Современные технологии и методы разработки памяти действительно делают это возможным. Благодаря регулярной практике можно запоминать мельчайшие детали в большом количестве в течение длительного периода времени. Метод, который помогает реализовать это на практике, называется эйдетика.
Общая информация
Что это такое
Эйдетика — это техника развития памяти, мышления и воображения с помощью ярких образов. Это позволяет активно запоминать и быстро вспоминать каждую деталь. Самое главное, что она признана одной из ведущих областей для продвижения исключительного мышления. Его можно применять в любом возрасте. Конечно, наилучших результатов достигают те, кто занимается регулярно с раннего возраста. Но практика показывает, что она полезна и для взрослых.
Из истории
За последние десять лет интерес к эйдетизму возрос. Многие считают, что это инновационный метод, разработанный учеными 21 века. На самом деле это заблуждение.
Уже в Древней Греции визуальный человек с идеальной зрительной (пикториальной) памятью привлек внимание ученых, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задавались вопросом, как развить его как можно дальше. В старых рукописях можно найти даже самые простые упражнения — они заложили основу эвдемонизма.
В начале двадцатого века в Западной Европе возник сильный интерес к этой доктрине. Первые подробные описания можно найти в работах сербского ученого Виктора Урбанчича (1907). Его идеи были приняты немецким психологом и философом Эриком Йеншем (1920-е годы). Марбургская школа психологии, основанная Йеншем, внесла значительный вклад в развитие гедетики. В России ее теорией и практикой занимались П. П. Блонский, А. Р. Лурия и Л. С. Выготский. Однако после Второй мировой войны волна пошла на спад.
В России сегодня оно неотделимо от имени И.Я. Яковлева. Матюгин, доктор педагогических наук. В своих трудах он зафиксировал основные принципы метода и подробно описал его инструменты и приемы. Благодаря ему по всей стране открылись школы эйдетики, предлагающие курсы для людей всех возрастов.
Основные понятия
Нам необходимо понять разницу между эйдетикой и эвдемонизмом.
Эвдемонизм — это способность запоминать мельчайшие детали увиденного, часто сопровождаемые дополнительными образами — зрительными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными, двигательными и тактильными. Известный русский композитор Николай Рахманинов, например, мог один раз посмотреть на партитуру и сыграть ее от начала до конца. Многие выдающиеся личности обладали подобным даром.
Зрительную память также называют визуальной или фотографической памятью. Она может быть врожденной или приобретенной, то есть сознательно выработанной в течение жизни. В первом случае люди, обладающие этой способностью, воспринимаются окружающими как феноменальные. В психологии, однако, это обычная форма памяти — наряду с сенсорной, пространственной и социальной памятью. А психотерапевты утверждают, что это даже патология, поскольку люди с такими сверхъестественными способностями часто страдают от галлюцинаций, эпилепсии и других тяжелых психических заболеваний.
Зрительный образ (ЗО) — это субъективное представление объекта вскоре после непосредственного контакта с ним. Она четкая, подробная и стабильная (надолго остается в памяти). Обычно она бывает визуальной или слуховой. Он формируется в процессе изучения идиоматики.
Образное мышление (ОМ) — это способность обращать внимание на мельчайшие детали при обработке информации любого рода (синтез, анализ, обобщение, сравнение) и сохранять ее в памяти для дальнейшего активного использования. Отличные математики, для которых важно каждое число, всю жизнь стремятся развить ЭМ. И эйдетика помогает им в этом.
Польза
Основная цель эйдетики — развитие памяти и внимания. Но это не все, что он может сделать для личного совершенствования. Он способен оказывать гораздо более разнообразное воздействие:
- развивает образную память;
- обостряет концентрацию внимания;
- усиливает способность воображения;
- позволяет запоминать гораздо быстрее и больше информации, чем при механической «зубрёжке»;
- облегчает изучение иностранных языков;
- упрощает запоминание нелогичных формул, труднопроизносимых терминов, многозначных чисел;
- развивает образно-ассоциативное мышление;
- снимает психологические стереотипы при запоминании информации;
- повышает работоспособность.
Эйдетика достигает всего этого благодаря активному использованию ярких, часто неожиданных образов и эмоциональных элементов в материале, о котором она вспоминает. Это делает процесс интересным, мотивирующим и гораздо более легким.
Именно поэтому метод развития памяти сейчас так активно внедряется в детские сады и школы. Учителя, воспитатели и родители знают, как трудно увлечь маленьких детей учебой и учиться вместе с ними. Играть долгое время недостаточно. В случае с визуальным материалом это происходит легче и быстрее.
Наглядный метод еще более полезен в школе и университете, когда нужно выучить много материала. Если вы умеете использовать визуально-эмоциональные образы, это перестает быть проблемой и значительно облегчает подготовку к экзаменам.
Распространенные упражнения в эйдетике
Метод оживления
Он используется, например, при изучении алфавита. Его суть заключается в том, чтобы придать определенному изображению характеристики живого существа. Если к букве, фигуре или любому предмету, изображенному на картинке, добавить глаза, руки и ноги, ребенок будет с интересом следить за этой фигурой и быстрее запомнит необходимую информацию, потому что будет эмоционально вовлечен.
Метод пиктограмм
Вместо слов используются рисунки. Этот метод развивает память и хорошо подходит, когда нужно запомнить текст или стихотворение. Например, чтение вслух стихотворения или рассказа сопровождается символическими рисунками, которые помогают запомнить информацию и воспроизвести ее в соответствии с пиктограммой.
Пиктограмма — это форма письма, в которой смысл передается с помощью рисунка.
Воображаемый метод
Ребенка просят представить события с точки зрения каждого действующего лица. Этот метод формирует языковые образы, обогащает и активизирует словарный запас ребенка 1. Как будто нет запоминания как такового — есть только творчество.
Древний философ Цицерон воспроизводил длинные речи, «связывая» их фрагменты с предметами, интерьерами и улицами. Запоминая расположение объектов, он воспроизводил последовательность «связанных» мыслей 3 .
Метод звуковых ассоциаций
Он часто используется при изучении иностранного языка. Метод заключается в поиске русских слов с похожими звуками.
С помощью звуковых ассоциаций можно запомнить составные названия. Например, Уитцилопочтли (бог ацтеков) означает «Иди на почту с циклопом». Таким образом, непонятное ассоциируется со знакомыми словами 4 .
Секреты эйдетики
Этот метод развития памяти основан на простом принципе: возьмите идею, добавьте положительные эмоции — и у вас получится заученная информация. Это самый важный секрет эйдетики!
Методы обучения эйдетики основаны на метафорическом мышлении. Они находятся в гармонии с законами природы, потому что основаны на правильном и естественном понимании мира. Левое и правое полушария мозга могут развиваться в гармонии. Восприятие мира и других людей становится более позитивным, а психика — более устойчивой 5 .
С чего начать
Самый простой, но эффективный метод — разучивание стихов с использованием ассоциативных картинок. Для детей младше 4-5 лет взрослые создают ассоциации и рисуют их. С 4 или 5 лет дети могут выбирать свои собственные ассоциации и рисовать их.
В начале почти к каждому слову в стихотворении подбираются ассоциации. Позже вы можете попробовать нарисовать картинку ко всему четверостишию. Рифмы также можно выучить наизусть с помощью движений и предметов 5 .