Три определения и три подхода к изучению сотрудничества в психологии

Невротическое соперничество активно анализируется в рамках современной психоаналитической практики. Среди ключевых аспектов подобного рода конкуренции можно выделить несколько отличительных черт.

Все о соперничестве и сотрудничестве в психологии

Каждый конфликт сопровождается специфическим поведением всех участников. Это поведение отражает взаимодействие человека с внешней средой и внутри него самом — как в форме внешней активности (например, движений и выражения лиц), так и в виде внутренней активности (психических процессов).

Существует множество типов поведения, которые можно классифицировать по разнообразным критериям. Одним из таких подходов является деление поведения на:

а) формальное — соответствующее установленным правилам и предписаниям (например, соблюдение графика работы);
б) неформальное, которое не прямо связано с достижением целей совместной деятельности (такие как дружеские отношения между людьми); оно может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сотрудничество;
в) антиформальное, которое противоречит общественным нормам и правилам (такое, как недисциплинированность);
г) внеформальное, которое служит интересам группы, но не вписывается в установленные рамки (так это, например, может выражаться в творчестве).

В поведении людей, находящихся в условиях конфликта, чаще всего проявляются акцентированные формы, которые представляют собой результат внутренней работы психики конфликтующих и итог их действий.

Внутренним содержанием конфликтного поведения становятся: цель, которая формирует представление о желаемом результате и дает возможность для управления поведением; последовательность тщательно обдуманных мыслительных действий, которая направлена на воспоминание предыдущего опыта, связанного с конфликтными ситуациями и их оценкой; выбор типовых стратегий для достижения обозначенной цели; волевое регулирование, обеспечивающее как начало, так и завершение конфликтного поведения; а также обратная связь, которая осуществляется через контроль выполнения плана и достижения поставленной цели.

Если хотя бы один из перечисленных элементов отсутствует, это может привести к невозможности конструктивного поведения, что в конечном счете приведет к дезорганизации действий.

Внешние проявления конфликтного поведения можно отследить через стратегии, которые заключаются в избрании и реализации конкретных тактик межличностного взаимодействия.

Стратегия поведения в конфликте — это ориентир человека относительно конфликта, его установка на определенные формы поведения в условиях конфликтной ситуации.

В конфликтной обстановке индивид принимает решение о том, какую именно стратегию поведения он будет использовать. Это решение может являться осознанным, но чаще всего выбор происходит на интуитивном уровне, под воздействием сильного эмоционального напряжения.

Существуют пять базовых стратегий поведения в конфликте: соперничество, уклонение, приспособление, компромисс и сотрудничество.

На графике представлена двуразмерная модель стратегий поведения в конфликте, разработанная Томасом и Килменом.

Image

+

Характеристика основных стратегий поведения

    • соперничество (противодействие) — это стремление удовлетворить исключительно свои интересы за счет интересов других;
    • сотрудничество — ситуация, в которой участники конфликта достигают компромисса, удовлетворяющего интересы обеих сторон;
    • избегание — нежелание как к сотрудничеству, так и к реализации собственных целей;
    • приспособление — готовность уступить, что противоположно сотрудничеству, подразумевает жертву своими интересами ради других;
    • компромисс — возможность достижения частных целей, обеспечивающая некоторый уровень равенства между партнерами.
    • Затруднительно утверждать, какая стратегия является безусловно лучшей. Необходимо принимать во внимание уникальность ситуации: то, что может быть успешным в одном случае, окажется неуместным в другом.

    Характеристика основных стратегий поведения

    Житейские и философские представления о сотрудничестве

    В бытовом понимании термин сотрудничество можно разобрать на составляющие (со-труд-ничество) и рассматривать как совместное усилие или труд. Замечу, что в английском языке аналогом является слово collaboration, которое имеет аналогичную структуру (col-labor-ation). Однако другие близкие термины, такие как кооперация, cooperation, на первый взгляд обозначают нечто иное — совместные действия, которые не всегда связаны именно с трудом. Лингвистические исследования подчеркивают нюансы в использовании этих слов. Несмотря на то, что слово сотрудничество кажется родным, в этимологическом словаре русского языка М. Фасмера оно отсутствует. Однако в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона имеется подробная статья, посвященная кооперации, определяемой как любое сотрудничество нескольких лиц для достижения общей цели 5. Рассматривается сотрудничество в производственной сфере, простая и сложная кооперация, а также разделение труда и специализация и т.д. В помимо полезных для психологического исследования терминов и схем, текст содержит также утверждения, которые могут показаться сомнительными на взгляд психолога и требуют повторной проверки. Например, на основании английской пословицы «Две собаки поймают больше зайцев, чем четыре собаки по отдельности» авторы делают вывод о том, что совместная работа в производственной сфере увеличивает интенсивность труда каждого из участников: 10 работников за 10 часов совместной работы сделают больше, чем один человек за 100 часов. В Онлайн Этимологическом Словаре 6 утверждается, что слово collaboration появилось в английском в 1860 году и произошло от французского слова collaboration. Поскольку из Франции времен правительства Виши (1940) пришло и негативное значение слова collaboration: коллаборационизм — это осознанное, добровольное и преднамеренное сотрудничество с оккупантами в их интересах, в ущерб своему государству. Словарь Merriam-Webster 7 показывает, что префикс com, означающий с, вместе, совместно, адаптируется в col в случае, если следующее слово начинается с l. В случае с collaborate com, объединенный с laborare (работать), формирует позднелатинское collaborare (работать вместе).

    Появление современных подходов к исследованию сотрудничества можно отнести к концу XX века. В предисловии к своей монографии Раимо Туомела подчеркивает, что хотя проблема сотрудничества изучалась веками, его работа представляет собой первое систематическое философское исследование данной темы. Основой анализа Туомела служит теория социального действия, включая такие ключевые концепции, как коллективные и совместные цели и интенции, общие и взаимные убеждения, коллективные приверженности, а также совместные действия и социальный контроль. Туомела классифицировал виды сотрудничества, различая We-mode — групповую форму и I-mode — индивидуальную форму сотрудничества. Оба вида анализируются в институциональном и неинституциональном контексте. Главный тезис сотрудничества сформулирован так: «Два или более участников действуют в полном смысле слова в том и только в том случае, если они разделяют коллективную (или совместную) цель и совместно работают для ее достижения» 8, стр. 13. В приложении 1 книги приведен обзор литературных источников, посвященных сотрудничеству 1, стр. 22–25.

    Рабочие психологические определения

    Процессы глобализации, широкое внедрение информационных технологий и создание психологических баз данных оказали значительное влияние на развитие, стандартизацию и унификацию международной психологической терминологии. Эволюция психологического словаря получила новый импульс с появлением в 1974 году тезауруса психологических терминов, связанного с базой данных PsycINFO Американской психологической ассоциации. Спустя 44 года можно говорить о менеджменте психологической терминологии как о наблюдаемом феномене (9, обновления на сайте APA). Вторым важным инструментом для исследования является психологический словарь Американской психологической ассоциации. Анализ и синтез данных, содержащихся в нем о терминах collaboration, collaborative learning и cooperation, позволили сформулировать следующие три рабочих определения:

    1) в социальной психологии сотрудничество понимается как межличностные отношения, в которых две или более стороны совместно трудятся для достижения общей или взаимодополняющих целей, проявляя чувствительность к нуждам друг друга;

    2) в организационной психологии сотрудничество рассматривается как процесс, включающий двух или более человек, работающих вместе для достижения общих результатов, которые являются желаемыми для всех участников;

    3) в педагогической психологии сотрудничество определяется как взаимодействие между двумя или более людьми, работающими над задачей, которое позволяет добиться лучших учебных результатов, чем если бы участники действовали по отдельности, особенно в отношении менее образованных 10, стр. 209.

    Во всех трех определениях, в отличие от бытовых и философских, акцентированы особенности ситуации и психологические характеристики участников. Общей чертой этих определений является осознанность действий участников, что отличает их от животных. Животные могут проявлять сотрудничество с точки зрения людей, но не совсем понятно, осознают ли они необходимость совместных действий для достижения цели либо действуют инстинктивно. Однако также не стоит переоценивать людей во всем. В некоторых случаях они могут извлекать выгоду из сотрудничества, но не всегда осознают, что эта выгода является следствием их совместных действий.

    М. Аргайла утверждается, что в определенном смысле все социальное поведение является кооперативным 11, стр. 3, и предлагается следующее определение сотрудничества: совместные действия, которые координируются в процессе работы, отдыха или социальных взаимодействий с целью достижения общих целей или получения удовольствия от совместной активности, или же просто в стремлении поддерживать отношения 11, стр. 4. Аргайл не вдается в анализ своего определения, так как считает его очевидным. Американские эксперты в области психологии развития и сравнительной психологии М. Томасело и Т. Тайлер, профессор психологии и права Йельской юридической школы, опубликовавшие свои труды в авторитетных университетских изданиях 12, 13, вероятно, воспринимают определение сотрудничества как само собой разумеющееся и, следовательно, излишнее. Более того, существует риск чрезмерного расширения определения термина, что позволит рассматриваемой почти любую человеческую деятельность как сотрудничество.

    Развитие сквозных компетенций (Soft skills) у современных менеджеров

    • На данный момент обучается 21 человек из 13 регионов
    • Курс прошли уже 64 человека

    Три определения и три подхода к изучению сотрудничества в психологии Три определения и три подхода к изучению сотрудничества в психологии

    Курс профессиональной переподготовки

    Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

    Дополнительная скидка: 10% ( только до 31 октября )

    К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (размер скидки зависит от того, сколько Ваших коллег прошли курсы на платформе «Инфоурок»)

    В настоящее время дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 66,767 образовательным учреждениям. Чтобы узнать, какая скидка доступна для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

    • В данный момент обучается 736 человек из 74 регионов
    • Курс прошли уже 2,595 человек

    Три определения и три подхода к изучению сотрудничества в психологии Три определения и три подхода к изучению сотрудничества в психологии

    Курс профессиональной переподготовки

    Как соперничество влияет на человека?

    Ранее считалось, что соперничество оказывает положительное влияние как на личность, так и на ключевые аспекты ее деятельности. Однако в последние годы психология начинает осознавать, что конкуренция может иметь негативные последствия как для самого человека, так и для общества в целом. Для многих людей укоренилось представление о том, что конкуренция служит стимулом для достижения новых высот и играет исключительно положительную роль. Суть проблемы заключается в том, что из-за постоянных состязаний между людьми, они зачастую сосредотачиваются лишь на себе, на том, как одержать победу в конфликтной ситуации, игнорируя возможность выхода из нее конструктивным образом. В итоге, перспектива проигрыша или компромисса не рассматривается, так как главной целью становится исключительно победа.

    Такое отношение в обществе формирует у индивидов убеждение в необходимости выходить из любой ситуации победителем и постоянно быть правыми. Основная природа соперничества ведет к столкновению различных интересов, что создает необходимость защищать свои позиции. В результате, общество становится агрессивнее, а взаимодействия между людьми становятся недоверчивыми, что способствует возникновению серьёзных проблем. Как сотрудничество, так и конкуренция составляют важную часть человеческой природы, однако это не изначальные качества, а те, которые формируются на протяжении всей жизни человека. Разумеется, у детей это качество присутствует в меньшей степени, и его влияние на общение не столь значимо, независимо от результатов. Существует мнение, что лишь дух конкуренции обеспечивает человечеству выживание, однако, легко видеть, что более ценным и значимым является именно сотрудничество, которое и позволило людям объединяться в группы для выживания.

    Сегодня многие люди, в силу увлечения духом соперничества, забывают о том, что именно взаимодействие с окружающими порой приносит наилучшие результаты. Паттерны постоянной конкуренции являются причиной множества психологических заболеваний, что тормозит раскрытие внутреннего мира человека и приводит к страху перед обретением новых контактов. Существует мнение, что невозможно делиться своими слабостями, поскольку они могут быть использованы против тебя.

    Такое положение дел весьма неблагоприятно, так как оно может привести к нервным расстройствам, стрессу и депрессии. Недостаток доверия побуждает людей находиться в состоянии постоянного напряжения, что негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье.

    Как преодолеть соперничество?

    Сравнение себя с другими людьми, как правило, представляет собой неблагоприятную практику, так как приводит к постоянному состоянию стресса, который негативно сказывается на психическом состоянии. Стремление соперничать во всех сферах и быть первым требует много времени и сил. Следует признать, что каждый человек уникален, и любое сравнение, по сути, не является справедливым.

    К числу основных методов, помогающих избавиться от сопернических настроений, можно отнести следующие:

    • Важно отмечать свои достижения. Независимо от рода деятельности, у каждого человека есть отдельные навыки и таланты. Нельзя забывать о своих успехах, и полезно время от времени вспоминать о них. Эти воспоминания могут послужить хорошей мотивацией для новых достижений.
    • Необходимо стремиться лишь к самым значимым целям. Важнейшие ценности в жизни, такие как любовь, дружба и великодушие, часто скрыты от глаз. Такие достижения невозможно измерить, но они важны для самореализации. Конечно, иногда соперничество может быть полезным, но жизнь включает и множество других значимых моментов.
    • Напоминайте себе о том, что никто не является абсолютно совершенным. У каждого человека есть свои заботы и переживания, и любая победа станет более ценной, если она достигнута с преодолением препятствий.
    • Смена обстановки. Изменение окружения помогает задуматься о более важных аспектах жизни и избавляет от духа конкуренции. Например, если конкуренция возникает между мужчинами и женщинами, или же подругами, полезно просто отдохнуть и отвлечься, чтобы избавиться от навязчивых мыслей о победе.

    Таким образом, соперничество представляется неотъемлемой частью человеческой сущности и требует борьбы за свои интересы и предпочтения. Конкуренция может быть как положительным, так и отрицательным явлением, в зависимости от цели и методов её достижения.

    2. Соперничество. Варианты.

    Соперник стремится получить преимущество, которое даст ему возможность доступа к желаемому ресурсу и одновременно заблокирует аналогичный доступ к благам для соперничающей стороны.

    Соперничество наиболее ярко проявляется, когда участники конкурируют за доступ к одному и тому же целевому ресурсу, который, в свою очередь, является ресурсом помощи для доступа к другим благам.

    2.1. Эмоциональная выгода.

    Взаимодействие между СТРАЖЕМ и СОПЕРНИКОМ порой приводит к возникновению соперничества, когда одна сторона препятствует доступу оппонента к ресурсу, не получая ничего существенного взамен, кроме эмоциональной удовлетворенности. В то же время СОПЕРНИК активно борется с СТРАЖЕМ, полагая, что любая уступка противника будет расценена как выигрыш, и, таким образом, он также получает положительные эмоции. Обычно в подобных случаях обнаруживается отсутствие конструктивных решений, когда эмоции, красные кнопки управляют поведением людей явно. Соперничество становится особенно заметным во время споров, когда основным результатом становится доказательство своей правоты и обоснование неправоты оппонента.

    2.2. СВОИ и ЧУЖИЕ.

    В теории игр соперничество можно сравнить со стратегией «я всех порву», с нулевым результатом, когда выигрыш одной стороны достигается за счет проигрыша другой. Соперничество также связано с разделением людей на СВОИХ и ЧУЖИХ. В случае, если с СВОЕЙ группой конкуренция отсутствует, внимание сосредоточивается на уничтожении ЧУЖИХ, поскольку они представляют собой потенциальную угрозу, даже если в данный момент не претендуют на те же ресурсы.

    2.3. Индивидуальное и групповое.

    Соперничество как явление эволюционно более старое по сравнению с партнерством. Оно имеет как индивидуальные, так и групповые формы. Оба типа соперничества могут включать в себя поведенческие действия, которые являются проявлением имплицитного намерения субъекта обеспечить продолжение выживания своих генов. Соперничество за доступ к потенциальному половому партнеру или партнерам для спаривания существует в индивидуальном формате и ослабевает с возрастом из-за снижения активности половых гормонов. Групповое соперничество, в свою очередь, сохраняется на протяжении всей жизни индивида.

    Еще одна причина для соперничества заключается в стремлении получить доступ к ресурсам, необходимым для выживания, таким как еда, вода, укрытие, личные условия комфорта.

    2.4. Выживание идей.

    Ежедневно происходит соперничество за выживание собственных идей и достижений, как ложных, так и истинных. Часто участник процесса не осознает, где он выступает как защитник собственных идей, а где как носитель чужих. Субъект может даже присваивать результаты работы других, интерпретируя это как ресурс, который поможет ему оставить след в памяти потомков. Эта информация позволит продлить влияние собственной персоны за пределы индивидуальной человеческой жизни, фактически контролируя наследие своих идей. Процесс начинается с момента, когда ребенок начинает говорить, и продолжается до самой смерти.

    3. Соперничество. Форма деятельности.

    Соперничество как форма деятельности рассматривается субъектом как способ, с помощью которого можно обеспечить бесконечную жизнь (через гены) и получить ВЛАСТЬ, как в пределах своей жизни, так и за её пределами. Человек, как гиперсоциальное существо, обладая высокой развитостью мозга, получил уникальную возможность постичь жизнь в контексте памяти не прямых потомков, в то время как другие виды живых существ сосредоточены лишь на размножении и передачи своих генов, ограничиваясь личной историей.

    Важно отметить, что в большинстве случаев не имеет значения, что заявляют многие люди, отрицающие стремление к бессмертию и власти, как конечным результатам. Это также свидетельствует о стремлении к бессмертию и властвованию. Человеческая цивилизация, в значительной степени, была детерминирована подобными механизмами.

    Соперничество, в эволюционном плане, существенно уступает партнерству.

    Посмотрите видео!

    Читайте ещё:  Шизоидный тип личности. Шизоидный тип личности.
Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий