Велосипед может быть не только устройством для спокойных прогулок, но и средством для экстремального катания, позволяющим выполнять различные трюки: такие как прыжки, вращения и маневрирование на одном колесе. Для таких трюкового катания существуют специализированные велосипеды — BMX, которые в обыденной речи часто называют беймиксами.
Как катаются на BMX? Гид по стилям и основным типам велосипедов
Хотя велосипеды BMX обычно группируются в одну категорию, на самом деле существует несколько типов байков, каждый из которых предназначен для определенного стиля катания. Эти модели отличаются по весу, конфигурации рамы и другим важным характеристикам. В нашей статье мы расскажем о том, как правильно ездить на BMX и какой именно велосипед для этого подойдет лучше всего.
Движение BMX началось в 60-х и 70-х годах, когда появилось направление, изначально называемое рейсинг (Race): велосипедисты начали соревноваться на трассах, созданных для мотокросса. Существует несколько легенд о его возникновении. Согласно одной из них, первыми такой стиль катания начали осваивать дети, не способные ещё управлять мотоциклом. По другой версии, это молодежь, у которых не хватало финансов на покупку настоящего мототранспорта. Также существует история, что сами мотокроссеры использовали велосипеды для тренировки и отработки своих трюков.
Со временем движение гоночников развивалось и стало отдельной дисциплиной, а совсем недавно даже было признано олимпийским видом спорта. Постепенно от рейсинга начали размежовываться другие стили катания, которые обычно объединяются под термином фристайл (freestyle). В данный термин входят такие направления, как:
- стрит (Street);
- дерт (Dirt);
- парк (Park);
- флэтлэнд или просто флэт (Flatland, Flat);
- верт (Vert, Vertical).
Особенности BMX-велосипедов для разных стилей
Наибольшие различия наблюдаются в моделях, предназначенных для рейса и классического фристайла. Рейсинг-байки сконструированы не только для выполнения трюков, но и для достижения высоких скоростей. Фристайл-велосипеды, наоборот, легче и маневреннее. При переходе от одного стиля к другому райдеру, как называют себя BMX-спортсмены, следует переучиваться и, соответственно, менять велосипед. Остальные модели, относящиеся к фристайлу, как правило, имеют более универсальный дизайн и могут быть использованы одновременно в нескольких направлениях.
Рейсинг считается классическим и исторически первым стилем катания. В этом направлении предполагается гонка по специальной трассе, которая напоминает площадку для мотокросса. Она часто включает в себя резкие повороты, трамплины, в том числе двойные и тройные, и разнообразные препятствия. Грунтовое покрытие используется чаще всего, однако гонки могут проходить также на бетоне или асфальте. Несмотря на то, что рейсинг стал олимпийским видом спорта, он не пользуется большой популярностью среди любителей из-за нехватки специализированных трасс для обучения.
В гонках, как правило, участвуют до 10 участников. Побеждает тот, кто первым достигает финиша, проходя все препятствия. В ходе гонок дозволяется толкаться, подрезать соперников и использовать другие приемы для достижения победы, хотя современные соревнования стали заметно менее агрессивными по сравнению с их первоисточниками.
Особенности велосипедов
Байки для рейса отличаются легкими и жесткими рамами, имеющими более длинные и низкие пропорции по сравнению с другими типами. Чаще всего они изготавливаются из алюминия или карбона. Во время гонок используются тормоза, которые должны быть максимально четкими и отзывчивыми.
На рейсовых BMX устанавливаются специальные покрышки, обеспечивающие хорошее сцепление с грунтом. Профессиональные модели, как правило, имеют уникальную конфигурацию звездочек, что позволяет развивать высокие скорости. Кроме того, на таких велосипедах устанавливаются контактные педали, которые обеспечивают надежное взаимодействие между райдером и транспортным средством.
Особенности конструкции
Среди различных моделей экстремального снаряжения выделяются трюковые велосипеды, специфика которых связана с их конструктивными особенностями. Благодаря ряду инновационных решений, такие байки:
- позволяют выполнять впечатляющие прыжки;
- дают возможность преодолевать сложные препятствия;
- предъявляют строгие требования к безопасности ездоков.
Если говорить о BMX, то такие велосипеды имеют компактные размеры. Это обеспечивает полный контроль при езде и повышенную маневренность. Рама обязательно должна быть занижена для удобства выполнения трюков.
Для обеспечения надежной опоры во время выполнения трюков предусмотрены пеги. Трюковые спортивные велосипеды изготавливаются из прочных, но легких конструкционных материалов.
Стандартный размер колес составляет 20 дюймов, что вместе с особенностями конструкции позволяет опытным райдерам справляться с перилами, бордюрами и другими препятствиями. При описании качественного трюкового велосипеда необходимо упомянуть о:
- крепкой раме;
- жесткой вилке;
- увеличенной толщине дропаутов;
- оптимизированном передаточном отношении звезд для достижения максимальной скорости;
- ободах с тремя камерами;
- педалях с широким основанием;
- широком использовании гиророторов.
Виды
Существует ошибочное мнение, что трюковые велосипеды совпадают только с BMX. Действительно, эта категория байков предназначена для выполнения рискованных маневров и множества акробатических элементов. Однако трюки также можно строить на триал-байках, которые за последние годы получили признание и популярность. Тем не менее, начинать стоит именно с BMX, так как это направление было первым, использованным для велосипедного мотокросса.
История мотокросса знает взлеты и падения, и сейчас интерес к данной дисциплине значительно снизился. Однако возникли новые виды и техники катания, например:
- BMX racing — гонки на больших скоростях по асфальтированным трассам с преодолением различных препятствий;
- Street-BMX — катание по обычным городским улицам с выполнением трюков;
- Flatland-BMX — велосипедная акробатика на ровных площадках;
- Dirt-BMX — соревнования на грунтовых покрытиях с использованием трамплинов;
- Vert-BMX — выполнение трюков на рампе, напоминающей букву U.
Для стиля Street используют велосипеды с узким рулем и одной передачей. Резина на заднем колесе шире, чем на переднем, а выбор между легкими и тяжелыми рамами зависит от предпочтений райдера.
Диаметр колеса может составлять 24 или 26 дюймов, иногда применяются комбинации двенадцатидюймовых и шестнадцатидюймовых колёс.
Тем, кто предпочитает Dirt, подойдут только крепкие модели с задним тормозом. Обычно такие велосипеды обладают тормозными ручками и колесами диаметром 24 дюйма. Если эти характеристики встречаются не всегда, то наличием усиленных ободов и множеством спиц можно только позавидовать. Рама всегда изготавливается из хромоникелевой стали для максимально крепкой конструкции.
Для стиля Vert подойдут только модели с гладкими покрышками. Велосипед должен быть прочным и тяжёлым, и необязательно присутствие переднего тормоза, если заезды проводятся на небольших рампах. Также предусмотрены 4 пега, которые обеспечивают оптимальное скольжение при выполнении трюков на грани и перилах.
Для катания в стиле Flat используются велосипеды, которые нельзя счесть подходящими для городских улиц. Их вес подбирается индивидуально, обода имеют большое количество спиц. Эти модели могут предусматривать 1 или 2 тормоза, а на крупных пегах поверхность выражена в ребрах. Гладкие шины встречаются слишком часто.
Трюковые велосипеды триал похожи на BMX-стрит, поскольку их основное предназначение – помогать преодолевать барьеры более эффективно через прыжки. Чаще всего используются модели без сидений. Тормоза могут быть как механическими, так и гидравлическими. Средний вес составляет 9,5 кг, но, как и всегда, каждый спортсмен выбирает свое транспортное средство по предпочтениям.
Для некоторых людей интересным выбором оказывается горный двухподвес. Этот велосипед оснащен амортизацией обоих колес, а задний амортизатор можно выбирать по своему предпочтению.
Спереди стоит только классическая велосипедная вилка. Вес двухподвесов может достигать 20 кг. Новейшие технологии помогают обеспечить минимальные вибрации, поэтому они рекомендуются для выполнения высотных прыжков во время соревнований.
Если у вас еще нет опыта или его совсем мало, лучше не рассматривать варианты без сидения. В этом случае более разумным выбором будет гибридный байк. Велосипед-гибрид сочетает в себе свойства как шоссейного, так и горного велосипедов. Они имеют прочные рамы и увеличенные колеса (иногда до 28 дюймов). Руль обычно такой же, как на горных велосипедах, а амортизация обеспечивается стандартной вилкой.
Выбор редакции
Stels Viper 20′ V010 (LU094714)
Этот велосипед — крепкий, устойчивый, маневренный и надежный байк с легкой и прочной хромомолибденовой рамой (размер 21 дюйм) на колесах диаметром 20 дюймов с двойными алюминиевыми ободами. На этом беймиксе можно уверенно выполнять любые трюки, не опасаясь за целостность конструкции. Двойные ободы гасят ударные нагрузки, возникающие при прыжках. Педали, на которые вес райдера при экстремальном катании может достигать максимальных 100 кг, выполнены из высокопрочного алюминия.
Универсальный семейный велосипед, обладающий прочной хромомолибденовой рамой небольшого размера (всего 9,5 дюймов) и 20-дюймовыми колесами с двойным ободом. Эта модель подходит как для подростков, так и для взрослых, позволяя активно заниматься велоэкстримом. Конструкция этого BMX обеспечивает маневренность, необходимую для трюкового катания в стиле стрит (в городских условиях и скейт-парках), а также устойчивость для выполнения прыжков и акробатических элементов.
Данная модель комплектуется только задним тормозом, что подходит только опытным райдерам. Широкие покрышки (20 дюймов) от известного производителя велошин Wanda обеспечивают надежное сцепление с поверхностью, что критически важно для городской езды в условиях экстрима.
Простой и удобный в управлении трюковый велосипед начального уровня с очень компактной стальной рамой Hi-Ten (размер всего 9 дюймов). Он подходит исключительно для ознакомления с BMX или для умеренного катания в стиле стрит без выполнения экстремальных трюков, так как стальная рама может не выдержать таких нагрузок.
С целью повышения безопасности, управляемости и облегчения освоения экстремального катания, эта модель комплектуется двумя тормозами — передним и задним. По мере повышения навыков трюковой езды можно снять один тормоз (обычно сначала демонтируют передний), или же оба.
Прочный и легкий (12,1 кг) продвинутый BMX, пригодный для агрессивного катания в стилях Freestyle (уличный велоэкстрим с прыжками и скольжениями по ограждениям и другим рельефным поверхностям, а также в скейт-парках) и Dirt Jump (трюковой велокросс по грунту с естественными и насыпными трамплинами).
Для снижения веса и улучшения ходовых качеств рама этого велосипеда изготовлена из прочного хромомолибденового сплава, который с трудом поддается деформациям даже при высоких нагрузках, а втулки выполнены из легкого алюминия.
Педали, которые могут выдержать большой вес (максимальная нагрузка составляет 100 кг) при выполнении трюков, сделаны из специального полимера, укрепленного стекловолокном для максимальной безопасности райдера. Недостатком этой модели BMX можно считать отсутствие насадок-пегов, а также то, что велосипед не подходит для начинающих райдеров.
Основные характеристики
Размер рамы | 21 |
Размер колес | 20 |
Материал рамы | хроммолибденовый сплав |
Тормоза | задний |
Вес | 12,1 кг |
Особенности | высокотехнологичные материалы конструкции, небольшой вес при особой прочности |
Отличительные характеристики BMX велосипеда
- Заниженная рама — для удобства выполнения трюков;
- Усиленные элементы конструкции — поскольку велосипед часто испытывает сильные нагрузки;
- Одна скорость — синглспид;
- Наличие пег — специальные выступы для выполнения трюков;
- Наличие гироротора — для торможения;
- Маленький радиус колес — 20 дюймов;
- Отсутствие подвесок.
Понимая, как выглядит и чем отличается этот стиль велосипеда, давайте разберем основные направления его применения. В зависимости от конкретного стиля, технические характеристики будут “подстроены” под его особенности. Поэтому выделяют 5 основных видов BMX байков:
- Парковый BMX или Vert BMX — облегченная версия BMX, в которой удалены все излишние элементы конструкции, не влияя при этом на прочность. Покрышки, как правило, гладкие — без выраженного протектора.
- Используется для выполнения трюков на высокой скорости в парках или на рампах.
- Грунтовый BMX или Dirt BMX — схож с предыдущим типом, но отличается резиной: они шире и толще, с выраженным рисунком протектора для повышения сцепления с рыхлым покрытием. Рама обычно спроектирована так, чтобы иметь низкий центр тяжести и больший угол наклона вилки — для комфортного приземления после прыжков.
- Используются для гонок на грунтовых трассах с множеством прыжков.
- Плюсы: прочные конструкции; высокая устойчивость.
- Минусы: больший вес; маломаневренные.
- BMX для ровных поверхностей или Flatland BMX — отличается короткой геометрией рамы от традиционного паркового велосипеда, так как требует точного баланса для выполнения трюков на ровной поверхности.
- Используется для выполнения акробатических элементов на ровной поверхности, часто называется «танцами на велосипеде», где успех зависит от баланса.
- Плюсы: наличие цепких тормозов; усиленные обода с множеством спиц.
- Минусы: малоскоростные; не предназначены для обычной езды.
- Гоночный BMX или Race BMX — предлагающие тормоза и большую звездочку, что позволяет райдеру развивать высокие скорости благодаря большему передаточному числу. Рама удлинена для повышения устойчивости. Шины оборудованы выраженным протектором, обеспечивающим отличное сцепление с трассой.
- Используется на гонках по специальным трассам с поворотами и скоростными прямыми, с различными препятствиями (ступеньками, волнами и трамплинами).
- Плюсы: прочность; устойчивость; быстрая скорость.
- Минусы: рама не снижает вибрацию.
- Уличные BMX или Street BMX — имеют пеги на осях, позволяющие скользить по рельсам и перилам. Рама у таких байков обычно прочнее и тяжелее, чем у парковых или Dirt BMX, что обусловлено необходимостью противостоять жестким уличным условиям. Как правило, эти модели не оснащены тормозами: райдер останавливается, прижав ногу к заднему колесу. На передней покрышке используется протектор, а на задней — гладкая шина.
- Используется в городских условиях для выполнения трюков.
- Плюсы: компактность; маневренность; низкий вес.
- Минусы: не рекомендуются для прыжков с трамплинов.
Особенности конструкции
Узнав об общих характеристиках BMX велосипеда, важно понять, как правильно выбрать подходящую модель. Ответ кроется в деталях, на которые стоит обратить особое внимание.
Рама — основа нашего «железного коня». Как вы уже могли заметить, она должна выдерживать множество нагрузок, ударов и толчков. От того, насколько прочной окажется рама, зависит, сколько времени вы сможете провести на «пике» своих возможностей. Поскольку рама является наиболее уязвимой частью велосипеда, выбор ее следует делать с особой тщательностью.
Рекомендуется основывать выбор рамы на двух основных параметрах:
- Вес — для любого типа BMX велосипеда, если рама оказывается слишком тяжелой, она скорее всего не подойдет. Рекомендуемый вес — не больше трех килограммов.
- Материал — на рынке доступно несколько сплавов, каждый из которых имеет свои характеристики:
- Хром и Молибден (Cr-Mo) — прочный сплав с высоким запасом прочности, отличный срок службы. Главный недостаток — высокая цена.
- Hi-Ten (Hi Tensile) — уступает по прочности Cr-Mo, но гораздо более доступен по цене.
- Комбинация сплавов Cr-Mo/Hi-ten — используется для усиления тех частей, которые подвергаются высоким нагрузкам, а остальные делают из более легкого сплава, чтобы уменьшить вес. Главное преимущество — баланс между прочностью и легкостью.
Алюминиевые и титановые рамы представляют собой совершенно другой класс. Алюминиевые рамы идеально подходят для гонок, но менее устойчивы к ударам и повреждениям — цена на них также заметно выше. Титановые рамы еще дороже, но и по своим характеристикам они превосходят другие — предназначены для профессионалов.
Руль и рулевая колонка. Здесь выбор полностью индивидуальный. Мы можем выделить два типа:
- Классический — состоит из двух элементов: изогнутой трубы и кроссбара.
- Четырехэлементный — как следует из названия, состоит из четырех деталей.
Вне зависимости от выбора, руль должен быть достаточно прочным: большинство нагрузок при выполнении трюков или гонках будут приходиться именно на него. Классический руль считается более крепким и в состоянии выдерживать большие нагрузки. Для рулевой колонки предпочтительнее будет интегрированный стакан с промышленными подшипниками, которые проще обслуживать и ремонтировать.
Педали можно выбирать из различных материалов:
- Магний — дорогие, легкие и прочные.
- Алюминий — более дешевые, тяжелые и умеренной прочности.
- Пластик — самые недорогие, легкие и наименее прочные.
Педали, как и в случае с рулевой колонкой, могут быть оснащены подшипниками. В более дешевых моделях используются насыпные подшипники, в более дорогих — промышленные.
Втулки — рекомендуется устанавливать только промышленные подшипники. В крайнем случае, как минимум на задней втулке, но лучше, чтобы и передняя была с аналогичными подшипниками.
Пеги — эти элементы должны выдерживать большие нагрузки, поэтому их стойкость имеет принципиально важное значение.
Трещетки имеют важное значение для BMX, и бывают следующие:
- Фривил или freewheel — самый дешевый вариант с большой тяжелой звездой.
- С драйвером — более дорогая модель с «храповым» механизмом, прослужит дольше и весит меньше.
- Фрикостер — самый дорогой тип трещетки, характерный для профессиональных моделей.
Колеса и тормоза
Что касается колес, то чем меньше их диаметр, тем более маневренным будет велосипед, в то время как большие колеса обеспечивают более устойчивую езду и смягчают неровности дороги. Классический вариант — 20 дюймовые колеса, которые подходят как для резких маневров, так и обеспечивают комфорт на неровностях. Выбор может колебаться между 22 дюймами для спокойной езды и 18 дюймами для более агрессивных стилей. Для детских моделей можно использовать и 14 дюймов.
Что касается тормозов, то самым надежным вариантом считаются дисковые тормоза. Гидравлические и механические виды дисковых тормозов имеют свои особенности: последние работают через тросы и поршни, тогда как гидравлические используют жидкость для управления тормозами, при этом и тот, и другой управляются рычагом на руле. В общем, здесь нет однозначно лучшего варианта, однако механические тормоза более популярны. Также существуют ободные тормоза, которые менее эффективны, так как для их работы необходимо крутить педали, и хотя одновременно сжатие обода тормозит колесо, это происходит более медленно.
Итоги рейтинга
Прежде чем вы покинете эту страницу, мы бы хотели предложить вам рассмотреть несколько моделей, которые могли бы вас заинтересовать:
- Отличный вариант для новичков — Haro Parkway DLX.
- Большие размеры будут удобны для высоких людей — TechTeam Mack.
- Популярный выбор среди райдеров — Tech Team Step One.
Желаем удачных покупок!
На странице присутствует реклама ООО Яндекс, ИНН 7736207543