Велосипедная промышленность быстро развивается, что приводит к большому количеству вариаций основных компонентов. Этот двигательный прогресс дошел и до мотоциклетных вилок, которые теперь выпускаются в самых разных вариантах.
Типы велосипедных вилок: виды, особенности
Вилка является важнейшим компонентом велосипеда. Его основное назначение — удерживать переднее колесо и располагать его под углом к рулю, а также гасить вибрации при проезде неровностей. Чтобы понять, какую вилку предпочесть, нужно знать, какой тип вилки вы будете использовать и где будете кататься, а также типы и характеристики самих вилок. Именно поэтому мы в VeloMajor написали эту статью.
Разновидности велосипедных вилок
Все вилки делятся на два основных типа:
- Ригидные (жесткие)
- Амортизационные (мягкие)
Если посмотреть на историю развития велосипедов, то жесткая вилка была первым типом вилки, который использовался на всех типах велосипедов. Со временем развитие горного велосипеда привело к созданию антивибрационных вилок для горных велосипедов, которые были разработаны с учетом требований этого вида спорта на велосипеде. Обе развилки актуальны и сегодня. Давайте рассмотрим подробнее.
Ригидные вилки и их особенности
В основном они устанавливаются на детские велосипеды, городские велосипеды, складные велосипеды, гоночные велосипеды и велосипеды BMX.
Этот вариант — типичная вилка, к которой мы привыкли еще с советских времен. Жесткая вилка менее требовательна к уходу и обслуживанию. Но они также гораздо менее щадящие при езде по лесу.
Жесткие вилки изготавливаются из различных материалов:
- Высокопрочная сталь– стандартный сплав высокого качества, используется в детских, городских и дорожных велосипедах.
- Cro-mo— хроммолибденовые вилки в основном используются на специализированных велосипедах для трюковых дисциплин и в профессиональных туристических моделях.
- Алюминий– вилки более легкие, чем стальные. Устанавливаются в велосипедах для снижения его веса. Есть различные алюминиевые сплавы, в зависимости от используемого рассчитывается нагрузка на вилку. Применимы во всех видах велосипедов.
- Углерод– изготовлены из высокотехнологичных максимально облегченных композитных материалов. Используются в спортивных скоростных велосипедах.
Жесткие вилы имеют множество преимуществ, таких как.
- Низкий вес в сравнении с амортизационной вилкой.
- Четкое управление велосипедом.
- Обеспечивают высокий накат и разгон.
- Менее прихотливые в обслуживании.
- Длительный эксплуатационный период.
- Относительно невысокая стоимость.
Велосипеды с жесткой вилкой предназначены для езды по асфальту. Они не подходят для песчаных, горных или лесных троп. Поэтому если вы хотите кататься по бездорожью и спускам, вам следует искать велосипед с амортизационной вилкой.
Жёсткие
Этот вариант характеризуется простой конструкцией без движущихся частей. Ни один другой производитель не хочет создавать такую вилку. И очень скоро жесткие конструкции будут забыты и уйдут в прошлое. Серьезным недостатком является низкая скорость сцепления на неровной поверхности. Преимуществами являются малый вес, компактная конструкция, морозостойкость и долговечность. Эти модели до сих пор устанавливаются на некоторые дорожные велосипеды. Хотя у этой вилки нет будущего, есть ситуации, когда ее установка выгодна:
- Езда исключительно по ровным дорогам.
- Стиль катания прогулочный, а высокие скорости являются редкостью.
- Использование велосипеда ребёнком.
- Занятие велотриалом, суть которого заключается в спортивном преодолении препятствий.
Жесткая велосипедная вилка
Это единственные случаи, когда установка жесткой модели вилки имеет смысл. Если ваш стиль езды не соответствует ни одному из вышеперечисленных, то при выборе вилки для вашего велосипеда следует ориентироваться на модели, поглощающие удары. Здесь есть место для дикого разгула и даже для того, чтобы заблудиться.
Амортизационные (амортизированные)
В эту широкую категорию входят мягкие модели, оснащенные амортизаторами. Амортизатор может состоять из трех элементов: Пружина, масло и/или воздух. Они могут использоваться в комбинации или по отдельности, что существенно влияет на стоимость вилки и уровень ее производительности. Эти вилки активно устанавливаются на велосипеды.
Абсорбционные конструкции бывают разных видов. Модели значительно отличаются по цене, качеству и долговечности. Самые дешевые вилки оснащены пружинными амортизаторами и некачественными изнашиваемыми деталями. Об адаптации не может быть и речи, хотя некоторые поставщики умудряются выдавать вращающиеся заглушки за элементы адаптации. Не стоит выбирать такой продукт и рассчитывать на длительную работу. Через некоторое время вас начнет раздражать плохое функционирование механизма.
Велосипедная вилка с подушкой
Плюсы и минусы
За более надежную и долговечную вилку придется доплатить около 3 тысяч рублей. Это большие деньги, но высокое качество не может быть дешевым. Кроме того, вы получаете ряд преимуществ, которых нет у низкоуровневых моделей:
- снижение ударно-вибрационной нагрузки, которая поступает на переднюю часть байка;
- нейтрализация «тормозящего эффекта», который возникает во время прохождения дорожных неровностей;
- улучшение управляемости;
- увеличение срока службы целого ряда важных узлов конструкции;
- сохранение высокой скорости на плохой дороге.
Согласитесь, что за такой набор преимуществ можно заплатить слишком много. Чего еще не хватает в этой бочке меда, так это мухи в молоке. Список недостатков выглядит следующим образом:
- большой вес, который может достигать 3 кг;
- растрачивание энергии и скорости при раскачивании велосипеда.
Хорошая вилка уменьшает удар и вибрацию, устраняет «эффект торможения», улучшает управляемость и многое другое.
Производители постоянно работают над усовершенствованием своей продукции, повышением ее характеристик и устранением существующих недостатков. В результате вилки становятся все легче и легче и могут быть адаптированы к предпочтениям пользователя.
Как же работает вилка?
Если руль нажимается при наезде на кочку, внутренние трубки, поддерживаемые пружиной внутри вилки, зацепляют ножки вилки.
Различают два вида сопротивления, которому может подвергаться велосипед: прямые удары и вибрации. В первом случае пружина принимает на себя всю нагрузку и гасит ее внутри вилки. Обратите внимание, что в качестве пружины может использоваться стальная пружина или воздух под давлением. Вибрация гасится демпфером, который может быть из эластомера, масла или воздуха. Весна возвращается не сразу, а постепенно и равномерно. Благодаря такому принципу работы вилка обеспечивает более плавный ход даже в агрессивных дорожных условиях.
Когда речь идет об амортизаторах, следует отметить, что самым дешевым вариантом является эластомерный амортизатор, который изготовлен из полимера. Он довольно быстро выходит из строя при постоянной нагрузке. Лучшим вариантом является воздушная или масляная система.
Виды велосипедных вилок
В зависимости от используемых пружин и амортизаторов, а также их комбинации, существуют следующие конфигурации амортизаторов:
-
Подвесные вилки, имеющие только стальные пружины и не имеющие амортизаторов. Трудно назвать эту вилку амортизатором, поскольку она практически не имеет демпфирования. Однако ездить на нем комфортнее, чем вообще без амортизатора. Эти устройства являются самыми дешевыми и, соответственно, не очень качественными, их цена колеблется от 1 500 до 3 000 рублей. Как правило, такие покупки не оправдывают себя, поскольку амортизационные вилки часто ломаются. Единственное, на что годится эта вилка — детский велосипед. Пружинно-эластомерная вилка, в которой в качестве пружины используется стальная пружина, а в качестве амортизатора — эластомер. Она стоит почти в два раза дороже, чем амортизационная вилка, но ее нельзя назвать полноценным амортизатором. Стержень из эластомера в качестве амортизатора более или менее справляется со своей задачей, но он очень быстро изнашивается (через год его приходится заменять). Для пружинно-эластомерных вилок характерно, что после небольшого замедления сжатия они очень быстро возвращаются в исходное положение, ударяя по рукам и почкам спортсмена. Однако следует отметить, что он отлично подходит для туристических и прогулочных велосипедов, предназначенных для коротких городских поездок. Если вы решили потратить деньги на амортизационную вилку, лучше всего обратить внимание на продукцию RockShox Judy. Вилка пневматической подвески. Воздух действует и как пружина, и как демпфер. Воздух следует подавать через велосипедный насос, но поскольку уплотнения вилки могут иногда пропускать воздух, амортизатор нужно будет снова сжать. Воздушная вилка доступна по цене в пределах 5 000 рупий. Эти амортизаторы имеют маркировку AT или NT. Они производятся компанией RST. Следует отметить, что воздушная вилка не очень подходит для агрессивного стиля езды, так как имеет тенденцию к быстрому износу. Но для регулярной размеренной прогулочной езды это хороший выбор.
Все это относится к стандартным вилам, которые обычно используются в производстве. Они отличаются простотой и хорошими демпфирующими свойствами.
Помимо обычных антивибрационных вилок, нередко можно встретить так называемую «перевернутую вилку», которая, по сути, является перевернутой формой обычной вилки. «Перевертыши» более долговечны, чем обычные амортизаторы, и лучше катятся по пересеченной местности.
Существуют также специальные вилки с более сложной многопоршневой и многорычажной системой подвески. Вилка с одной ножкой также может быть отнесена к этому типу вилок.
Выбирая вилку в качестве надежного инструмента для покорения трасс с любым типом рельефа, убедитесь, что у производителя есть сертифицированный дилер в России и что в вашем городе есть пункт приема бракованной или дефектной продукции.