В современных симфонических оркестрах обычно используется лишь один басовый тромбон. На этом инструменте исполняют произведения, созданные в период романтизма и позднее. Басовый тромбон также высоко ценится военными музыкантами и джазовыми исполнителями. Более ранние модели, такие как соль, фа и ми, уже давно вышли из активного использования. Эти инструменты отличались меньшими размерами, особенно в отношении диаметра.
Какими бывают тромбоны и как на них играют?
Тем, кто интересуется музыкальным искусством, полезно знать о разновидностях тромбонов, о том, как выглядит этот инструмент и что он собой представляет в целом. Также стоит выяснить, каким образом он звучит. Для этого нужно рассмотреть конструкцию духового инструмента, знакомиться с различными аспектами, такими как бас и альт, форма инструмента в виде груши и мундштук тромбона.
Что это такое?
Тромбон на итальянском языке переводится как «большая труба». Это название указывает на его размеры и конструкцию, что делает его весьма интересным инструментом. Тромбон относят к медным духовым инструментам, характеризующимся басово-теноровым регистром.
Интересно, что тромбон практически не изменился с момента своего появления в XV веке; он сохранил свое первоначальное устройство и формы, которые не претерпели серьезных практических изменений на протяжении веков. К важным элементам конструкции тромбона можно отнести следующие части:
- удлиненная металлическая трубка с выдвижной кулисой;
- раструб;
- мундштук;
- сурдина, которая имеет форму груши и вставляется в раструб; она ограничивает поток воздуха и изменяет звучание инструмента.
Кулиса является главным отличием тромбона от других медных духовых инструментов, поскольку она позволяет регулировать количество воздуха, проходящего через инструмент. Благодаря этому возможно извлечение хроматических тонов. Чтобы тромбон зазвучал, нужно вдувать воздух через чашевидный мундштук. Кулиса может оснащаться мензурой из трубок одинакового или различного диаметра, что в свою очередь позволяет разделять модели на однотрубные и двутрубные.
Тромбон принято классифицировать как нетранспонирующий инструмент. Ноты, исполняемые на нем, записываются в точном соответствии с их звучанием. Некоторые модели могут иметь дополнительные клапаны, позволяющие понижать частоту звучания на кварты или квинты.
Тромбонисты способны исполнять ноты в диапазоне от соль контроктавы до фа второй октавы. Однако только с использованием квартвентили можно преодолеть акустический разрыв, который существует между си бемоль на контроктаве и ми на большой октаве.
Пять удивительных фактов о тромбоне (часть I)
Людвиг ван Бетховен однажды сказал, что тромбон — это «голос Бога». Его звуковой диапазон варьируется от мощного и выразительного до спокойного и лиричного. Тромбон часто использовался в церковной музыке для создания торжественной атмосферы.
Игра на тромбоне не подходит для левой руки.
Конструкция тромбона делает его менее удобным для левшей, поэтому они обычно играют правой рукой.
На самом деле, стандартный тенор-тромбон может быть адаптирован для игры левой рукой, но я никогда не встречал подобных инструментов. Все мои ученики-левши всегда играли правой рукой.
Первое публичное выступление тромбона произошло на свадьбе.
Первое широко известное соло на тромбоне состоялось в 1468 году, когда инструмент звучал на свадьбе герцога Бургундского.
Основное отличие тромбона от других духовых инструментов заключается в механизме изменения высоты звука.
В отличие от других духовых инструментов, которые используют клапаны или вентили, для изменения высоты звука в тромбоне используется кулиса, что делает его уникальным среди подобных инструментов.
Тромбон также ассоциируется со смертью и загробной жизнью.
Композиторы эпохи классицизма и барокко нередко воспринимали тромбон как символ загробного мира, используя его в произведениях для создания образа глубин Ада.
Видео
Тромбон и Туба: Полет шмеля: Александр Горбунов — тромбон: Тромбон шоу: Кристиан Линдберг:
173380 IBLOCK_ID => 15 NAME => Тромбон IBLOCK_SECTION_ID => IBLOCK => Array ( ID => 15 ~ID => 15 TIMESTAMP_X => 21.08.2023 11:07:46 ~TIMESTAMP_X => 21.08.2023 11:07:46 IBLOCK_TYPE_ID => news ~IBLOCK_TYPE_ID => news LID => s1 ~LID => s1 CODE => ~CODE => API_CODE => ~API_CODE => NAME => Статьи ~NAME => Статьи ACTIVE => Y ~ACTIVE => Y SORT => 500 ~SORT => 500 LIST_PAGE_URL => /articles/ ~LIST_PAGE_URL => /articles/ DETAIL_PAGE_URL => #SITE_DIR#/articles/#CODE#/ ~DETAIL_PAGE_URL => #SITE_DIR#/articles/#CODE#/ SECTION_PAGE_URL => ~SECTION_PAGE_URL => CANONICAL_PAGE_URL => ~CANONICAL_PAGE_URL => PICTURE => ~PICTURE => DESCRIPTION => ~DESCRIPTION => DESCRIPTION_TYPE => text ~DESCRIPTION_TYPE => text RSS_TTL => 24 ~RSS_TTL => 24 RSS_ACTIVE => N ~RSS_ACTIVE => N RSS_FILE_ACTIVE => N ~RSS_FILE_ACTIVE => N RSS_FILE_LIMIT => 10 ~RSS_FILE_LIMIT => 10 RSS_FILE_DAYS => 7 ~RSS_FILE_DAYS => 7 RSS_YANDEX_ACTIVE => N ~RSS_YANDEX_ACTIVE => N XML_ID => ~XML_ID => TMP_ID => ~TMP_ID => INDEX_ELEMENT => Y ~INDEX_ELEMENT => Y INDEX_SECTION => N ~INDEX_SECTION => N WORKFLOW => N ~WORKFLOW => N BIZPROC => N ~BIZPROC => N SECTION_CHOOSER => L ~SECTION_CHOOSER => L LIST_MODE => ~LIST_MODE => RIGHTS_MODE => S ~RIGHTS_MODE => S SECTION_PROPERTY => N ~SECTION_PROPERTY => N PROPERTY_INDEX => N ~PROPERTY_INDEX => N VERSION => 1 ~VERSION => 1 LAST_CONV_ELEMENT => 0 ~LAST_CONV_ELEMENT => 0 SOCNET_GROUP_ID => ~SOCNET_GROUP_ID => EDIT_FILE_BEFORE => ~EDIT_FILE_BEFORE => EDIT_FILE_AFTER => ~EDIT_FILE_AFTER => SECTIONS_NAME => ~SECTIONS_NAME => SECTION_NAME => ~SECTION_NAME => ELEMENTS_NAME => Элементы ~ELEMENTS_NAME => Элементы ELEMENT_NAME => Элемент ~ELEMENT_NAME => Элемент REST_ON => N ~REST_ON => N EXTERNAL_ID => ~EXTERNAL_ID => LANG_DIR => / ~LANG_DIR => / SERVER_NAME => ~SERVER_NAME => ) LIST_PAGE_URL => /articles/ ~LIST_PAGE_URL => /articles/ SECTION_URL => SECTION => Array ( PATH => Array ( ) ) IPROPERTY_VALUES => Array ( ELEMENT_META_TITLE => Тромбон — статьи от Легато ELEMENT_META_DESCRIPTION => Тромбон ELEMENT_META_KEYWORDS => Тромбон ) TIMESTAMP_X => 21.08.2023 11:46:58 META_TAGS => Array ( TITLE => Тромбон ELEMENT_CHAIN => Тромбон BROWSER_TITLE => Тромбон — статьи от Легато KEYWORDS => Тромбон DESCRIPTION => Тромбон ) ) —>
г. Москва, ул. Барклая, д. 8 ТЦ Горбушка
2 этаж, пав. 296
Рабочие дни: пн, вт, ср, пт, сб — с 10:00 до 20:00
Ст. м. Багратионовская, выход из метро — последний вагон из центра, при выходе со станции в город налево и далее вдоль улицы Барклая, мимо ТЦ «Горбушкин двор» до ТЦ «ГОРБУШКА».
Уважаемые покупатели!
Мы доступны по телефонам, звоните и мы с радостью ответим на любые ваши вопросы, проконсультируем, примем и доставим ваш заказ
г. Москва, ул. Барклая, д. 8 ТЦ Горбушка
4 этаж, пав. 412
Виды тромбонов
Существует несколько основополагающих типов тромбонов:
- Теноровый тромбон — наиболее распространенный из всех и чаще всего используется в оркестрах, а также в духовых ансамблях.
- Басовый тромбон — такой инструмент имеет более низкую тональность и подходит для глубоких и выразительных passagem.
- Контрабасовый тромбон — это самый крупный инструмент в семействе тромбонов и обладает самой низкой тональностью.
- Альтовый тромбон — это инструмент, который используют для исполнения музыки, требующей особой выразительности в среднем регистре.
- Сопрановый тромбон — наименее распространенный тип, который используется в специфических музыкальных жанрах.
Самые известные тромбонисты мира
Среди выдающихся музыкантов, демонстрирующих мастерство игры на тромбоне, стоит упомянуть: Глена Миллера, Джозефа Алесси, Артура Прайора, Джей Джей Джонсона и Николая Коршунова.
Роль тромбона в симфоническом оркестре заслуживает особого внимания благодаря его широкому диапазону звучания. Он способен производить звуки, охватывающие как глубокие и мрачные ноты, так и яркие и высокие. Тромбон может исполнять как соло, так и ансамблевые партии с другими инструментами, создавая богатое и гармоничное звучание.
Этот инструмент также играет ключевую роль в создании атмосферы и динамики произведений, добавляя силы и глубины музыкальным композициям, подчеркивая их эмоциональную насыщенность и выразительность музыкальных фраз.
Тромбон находит широкое применение не только в симфоническом оркестре, но и в джазовой музыке и биг-бэндах, где он выполняет как солирующие партии, так и участвует в хоровом звучании с другими духовыми инструментами, создавая великолепные аранжировки и гармонии.
Вестник неприятностей и огорчений
Трагический голос тромбона в реквиемах Верди и Моцарта
Исторически тромбон выполнял функцию извещения народа о неприятностях. Это могли быть как случаи смерти, так и предвестия конца. Таким образом, в церковной практике часто звучали тромбоны в связи с такими событиями, как уход из жизни Христа и других верных мучеников.
Партии тромбона в произведениях таких композиторов, как Верди, Моцарт, а позднее в симфониях и операх Чайковского и Шостаковича подчеркивали, что зрителей ожидает нечто ужасное и неизбежное.
В колоссальном произведении Верди «Реквием», которое длится более двух часов и посвящается памяти его коллеги Россини, солирующие партии тромбона занимают значительное место. Однако валторны даже чаще встречаются в этом произведении.
В «Реквиеме» Моцарта (пример исполнения — оркестр Симона Болевара из Венесуэлы), тромбон появляется в первых тактах, и его мелодии гармонично переплетаются с остальной музыкой, за исключением финальной части.
По иронии судьбы, к моменту исполнения произведения Моцарт уже покинул этот мир, доказав всем, что иногда смерть может быть светлой.
Стоит отметить, что в этом оркестре (Симона Болевара) выступает чудесная скрипачка, обладающая темной кожей, что выделяет её среди других участников оркестра.
Духовные произведения Листа на тромбоне
Вторая половина XIX века – снова акцент на духовную тематику
Во второй половине XIX века продолжилась традиция написания духовных произведений. Например, созданное Ференцем Листом соло для бас-тромбона и органа — это духовное произведение, написанное в 1862 году, когда композитор готовился принять сан аббата в 1865 году, но не удалился от мирской жизни, а посвятил себя педагогике и оказал поддержку молодым талантливым музыкантам. С 1861 года Лист начал реформу церковной музыки и написал ораторию «Христос» в 1866 году.
Franz Liszt, Hosannah (Уотер Исекер, бас-тромбон, Уотер ван Белле: орган)
Произведение написано для бас-тромбона и длится всего несколько минут, поэтому слушатели не утомляются, хотя оно и требует некоторой внимательности.
Рихард Штраус однажды заметил: «Никогда не смотрите на тромбоны, это может лишь приободрить их». В оркестре никто не должен находиться ближе к тромбонам, чем на пять-шесть метров; это опасно, поскольку тромбонист может в любой момент двинуть кулису, и она с легкостью может причинить вред вашей голове.
По всей видимости, именно поэтому тромбонисты известны своей жизнерадостностью и доброжелательностью, оставаясь одними из самых общительных и дружелюбных членов оркестра.