Не для больших проектов. Если раз в два года мы делаем фестивальную короткометражку с определенной целью, я отдаю ей всю свою жизнь, но не отпускаю актеров в Zara. Это было бы позором.
Для отечественной киноиндустрии содержание костюмов обходится очень дорого, поэтому их обычно разбрасывают. Очень редко бывает так, что костюм может понадобиться в будущем фильме. Поэтому многие продюсеры и режиссеры забирают предметы и хранят их сами, но их судьба уже никому не известна.
К сожалению, многие яркие и красивые костюмы приходится уничтожать, потому что их некому хранить. Некоторые из них попадают к художникам по костюмам, которые хранят и поддерживают их в частных мастерских. Они также могут проводить тематические выставки с костюмами, которые были спасены от неминуемой гибели.
С театром дело обстоит иначе. Костюмы, предназначенные для театральных представлений, могут оставаться в театре годами, ожидая своего появления на сцене. Они постоянно обслуживаются костюмерной командой и восстанавливаются до нового состояния к следующему представлению.
Со всех костюмов буквально стирают пыль, а учитывая сложную строчку некоторых изделий, такой тщательный уход очень важен для сохранения работы мастеров.
Зарплата
Заработная плата в России варьируется от 11 000 до 80 000 рублей.
Москва
Средняя заработная плата составляет 55 000 рублей.
Средняя заработная плата составляет 45 000 рублей.
Другие регионы
От 11 000 рублей до 30 000 рублей.
Средняя по СНГ
Средняя зарплата — 50 тысяч, рублей.
В перспективе
Опытные сотрудники зарабатывают до 120 000 рублей. Доход зависит от стажа работы, профессиональных успехов и образования.
Рисунок 1: Динамика заработной платы.
Рисунок 2. Распределение заработной платы по регионам.
Широкий спектр задач, выполняемых профессионалами в этой области, требует уникальных личных качеств, специальных теоретических знаний и практических навыков, а также творческих способностей, необходимых в процессе моделирования одежды.
Требования к абитуриентам в этой области достаточно высоки, включая сдачу вступительных экзаменов по следующим дисциплинам:
Читайте также: производство кожи как бизнес: Перечень оборудования, описание технологии производства, специфика предприятия.
Распределение открытых вакансий по регионам
Распределение соответствующих вакансий на рынке труда по регионам.
Эта статистика не включает информацию с региональных досок объявлений о вакансиях
Москва
2 объявления о работе
1 объявление о работе
Регионы РФ
- Кемеровская область: 0
- Краснодарский край: 0
- Ростовская область: 0
- Республика Татарстан: 0
Украина
- Киев: 0
- Винницкая область: 0
- Днепропетровская область: 0
- Житомирская область: 0
- Николаевская область: 0
- Харьковская область: 0
- Республика Крым: 0
- Кировоградская область: 0
- Черкасская область: 0
Белоруссия
С активными вакансиями можно ознакомиться в следующей статье
История профессии
Театральные представления являются продолжением древних мистерий и религиозных культов. Долгое время не существовало специальных сценических костюмов, так как театральные группы обычно передвигались. С появлением первых современных театров и распространением театрального искусства в эпоху Возрождения в XV-XVI веках представления стали более сложными и костюмированными, а актеры меняли одежду во время спектакля. Поэтому требовались люди, которые помогали актерам носить правильную одежду, а также ремонтировать и обслуживать ее. Сегодня эта профессия является неотъемлемой частью театра, и ни один театр не может обойтись без художника по костюмам.
Основными местами работы художников по костюмам в основном являются учреждения культуры:
- драматические театры,
- театры оперы и балета,
- кинематографические и телевизионные студии,
- филармонии,
- цирки,
- дворцы культуры, где есть свои драматические, хоровые или танцевальные коллективы.
Некоторые опытные профессионалы работают со звездами эстрады, помогая подготовить певца, его бэк-вокалистов и балет к выступлению.
Художник по костюмам отвечает за сценические костюмы всех постановок. Костюмы хранятся в костюмерной мастерской, которая является непосредственным рабочим местом специалиста по костюмам.
Поскольку каждый костюм шьется для конкретного актера, все костюмы должны быть систематизированы, каталогизированы и правильно развешаны, помечены или маркированы в мастерской.
Для каждой роли существует определенный костюм, состоящий из верхней одежды, нижнего белья, обуви, головного убора и небольших аксессуаров (пояс, перчатки, шарф). За один-два часа до начала спектакля или накануне художник по костюмам проверяет, есть ли в наличии полный комплект, гладит одежду и приносит ее в гримерную актера. После выступления клиент возвращает костюм на место, убедившись в его завершенности.
Некоторые платья настолько сложны, что актер не может надеть их сам, поэтому художник по костюмам должен ему помочь. Чтобы создать законченный образ, костюм дополняется реквизитом и гримом, поэтому художнику по костюмам приходится работать с мастером по реквизиту и гримером. Кроме того, художник по костюмам помогает актерам переодеваться во время спектакля, что иногда приходится делать в течение минуты или двух. Количество смен костюмов зависит от сложности постановки и количества актеров.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Для того чтобы стать художником по костюмам, не требуется специальной подготовки, при условии, что у вас есть диплом о среднем образовании и необходимая квалификация и навыки для этой работы. Однако работа в больших театрах с широким и разнообразным репертуаром может потребовать более глубоких знаний. Это стало возможным благодаря обучению в университете театра и исполнительских искусств.
Для получения среднего специального образования по специальности «театрально-декорационное искусство» учатся в Высшей школе театрального искусства и технологии (Москва). Там готовят специалистов по курсу «Художественно-костюмерное оформление спектакля». Вы можете изучать эту специальность в Московском университете музыки и театрального искусства имени Г.П. Вишневской.
Высшее образование по специальности «художник по костюмам» или «художник по костюмам» можно получить, обучаясь в одном из колледжей для учреждений культуры, таких как Московский государственный университет культуры и искусств:
- Российский институт театрального искусства (ГИТИС), где на специальности «сценография» можно получить специальность художника по костюмам.
- Школа-студия им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова также готовит студентов по этой специальности.
- Российский государственный институт сценических искусств (г. Санкт-Петербург).
Профессиональные обязанности
В обязанности художника по костюмам входит:
- организация хранения и обеспечение сохранности сценических костюмов,
- подбор, комплектация и подготовка наряда к каждому выступлению для каждого актера,
- обслуживание телевизионных съемок, театральных, балетных, танцевальных, цирковых и других представлений,
- помощь артистам и участникам массовки в одевании и переодевании,
- выполнение мелкого ремонта и чистки сценических туалетов, поврежденных во время спектакля,
- организация крупного ремонта в случае необходимости,
- систематизация, укладка и упаковка туалетов, в т.ч. во время гастролей,
- дежурство во время репетиций, съемок и постановок.
Если работник имеет необходимую подготовку и компетенцию, он может участвовать в разработке новых художественных образов и декораций.
Профессиональные обязанности костюмера
Специалист работает в течение всего кино или театрального сезона. За это время он в основном корректирует костюмы, подбирает одинаковые элементы и т.д. Это особенно важно для кинопроизведений, где одежда персонажей сильно страдает — изнашивается и рвется.
Профессиональные обязанности директора должны включать:
Знать сценарий, концепцию, редактировать образы персонажей на их основе,
Согласовывать эскизы с режиссером и гримером,
примерка костюмов с актерами, подгонка нарядов под их параметры,
создание дополнительных, дублирующих друг друга наборов,
ремонт костюмов, хранение и учет.
Требования к профессии художник по костюмам
Работа в качестве художника по костюмам требует следующего:
Иметь специализированную подготовку и необходимые знания о принципах пошива одежды и истории моды,
знать все этапы театрального, кино- и телевизионного проекта и понимать их различия и особенности,
уметь работать в различных стилях и направлениях дизайна одежды.
Кроме того, в зависимости от проекта, художник по костюмам должен изучить культурные или исторические особенности эпохи или мира, который должен изобразить режиссер. Поэтому он или она исследует, разрабатывает планы и определяет, что будет наиболее эффектно смотреться в декорации или на сцене, как можно сделать костюм более функциональным и уложиться в бюджет, при этом выполнив техническое задание.
Источник фото: freepik
Где выучиться на костюмера?
Школы театра и кино имеют необходимую подготовку для тех, кто хочет освоить эту профессию. Однако и обычный модельер может стать художником по костюмам. Однако в этих случаях ему или ей необходимо много узнать о технических аспектах профессии, пройдя стажировку или специализированные курсы.
В этом отношении профессиональное обучение является более легким шагом для приобретения необходимых навыков и знаний. Однако это не является гарантией дальнейшего трудоустройства.
Самый главный навык художника по костюмам – это…
Нет, это не вопрос вкуса и чувства стиля, как вы могли бы подумать….. И даже не знание истории.
Нет, дело не в настойчивости и не в том, чтобы прочитать много-много книг.
Самым важным навыком в профессии дизайнера костюмов является умение проектировать. И не просто дизайн, а способность воплотить все фантазии и мысли на бумаге. Рекомендуем статью о том, как включать ссылки в эссе.
Но помимо всех вышеперечисленных навыков, ему также помогут врожденный вкус, постоянное вдохновение и регулярное посещение выставок.
И все же художник по костюмам должен быть чрезвычайно внимателен к деталям, замечая и вдохновляясь не только духом и образом фильма, но и окружающими его людьми.
В общем, это будет нелегко — это точно. А пока вы учитесь, наши специалисты всегда готовы поддержать вас и помочь написать любой вид академической работы. Но кто еще, если не мы, может вам помочь? Не стесняйтесь обращаться к нам!
Наталья — контент-маркетолог и блогер, но это не мешает ей быть полноценным человеком. Она верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Она занимается «нейрохроматикой» и втайне мечтает воссоздать в своем доме Александрийскую библиотеку.
Кто сегодня — ключевая фигура в твоей сфере на мировом уровне? Кроме Канонеро, Каплана и Пауэлл.
В основном я смотрю на номинантов на «Оскар» — обычно это те же 10 имен. Я также часто возвращаюсь к работе Адриана Гринберга, самого значительного художника по костюмам старого Голливуда.
Я также слежу за кинематографистами, декораторами и другими представителями смежных профессий. Когда вы работаете в индустрии, важно понимать, что происходит вокруг вас и как работает производственный цикл фильма в целом, а не только ваш «сюжет». Художник может придумать невероятно красивое платье кремового цвета, а затем кинематографист может прийти и сказать: «Не могу поверить, у меня здесь белая заливка, ваш костюм будет сливаться с фоном».
К каким фильмам (и костюмам в них) ты постоянно возвращаешься?
Я люблю «Бегущего по лезвию». Старый, 1982 года. Сегодня я купил билет — впервые я смотрю фильм в кинотеатре, а не на ноутбуке. Это уникальный пример киберпанка, основанного на образах 1940-х годов: Художник создал костюмы будущего на основе эскизов прошлого.
Фрагмент фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» (1982), художник по костюмам Майкл Каплан.
Это единственный фильм о будущем, за который мне совсем не стыдно перед испанцами. Вы смотрите его и думаете: «Да, это так. Мы снова носим широкие плечи и одеваемся в похожем стиле». Не так, как, например, «Назад в будущее». Смешно смотреть на то, во что одеты персонажи в 2015 году.
Я также люблю фильмы с Одри Хепберн и костюмы Юбера де Живанши и Эдит Хэд, какими бы банальными они ни были. Это невероятное вдохновение — я хочу все эти ночные рубашки с бахромой прямо сейчас. Невозможно не распечатать их. Даже если вы видели его в тысячный раз.
Отрывок из фильма «Завтрак у Тиффани» (1961), режиссер Блейк Эдвардс, художник по костюмам Юбер де Живанши.
Твоя насмотренность не ведет к профдеформации? Тебе все так же легко смотреть кино?
Мне нравится подход Тарантино к этому вопросу. За свою почти 60-летнюю жизнь он снял 10 фильмов и, вероятно, пересмотрел все фильмы в мире. Но ему по-прежнему нравится смотреть новые фильмы и хлопать в ладоши. Даже если это худший фильм с рейтингом 3,2 на IMDb. Просто потому, что это магия кино.
Я стараюсь смотреть фильмы так же: не теряя той детской свежести, когда тебе все нравится. Даже в очень плохих фильмах можно найти отличные костюмы. Художник не виноват, если режиссер напортачил или монтажеры неправильно порезали фильм.