Национальная японская музыка и инструменты. Японские музыкальные инструменты.

Барабан цудзуми, с другой стороны, напоминает песочные часы и бывает двух видов: маленький коцудзуми и большой оцудзуми. Оба инструмента использовались в театральных постановках. Коцудзуми держится на плече правой рукой, и во время игры музыкант меняет тон, нажимая на струну. Оцудзуми следует держать у левого бедра.

Краткий путеводитель по традиционным японским музыкальным инструментам

Традиционная японская музыка имеет долгую историю, но она по-прежнему актуальна и сегодня. Его можно услышать в аниме и фильмах, в театре и на фестивалях. Предпочитаете ли вы энергичные барабаны тайко, поэтичные бива или нежное кото? Узнайте об этом с помощью нашего краткого руководства по японским инструментам: вагакки.

Слово 和楽器 вагакки относится к традиционным японским музыкальным инструментам, или 邦楽 ho:gaku — японская музыка (и, как мы узнаем позже, не только она).

Одним из старейших инструментов в Японии является до:таку (銅鐸 do:taku ), который был найден в большом количестве в археологических раскопках, относящихся к периоду Яёй (300 г. до н. э. — 300 г. н. э.). Предназначение бронзовых колоколов, высота которых могла достигать метра и более, точно не известно, но считается, что они использовались в качестве ударных инструментов в ритуалах, связанных с сельским хозяйством.

Следующий этап в развитии традиционной японской музыки пришелся на периоды Асука (538-710) и Нара (710-794), когда Япония активно перенимала достижения соседних стран, включая Китай и Корею. В 701 году в Японии даже было создано специальное государственное учреждение — Управление придворной музыки Гагакурё (другое название — Утамахи-но цукаса), задачей которого было обеспечение надлежащего исполнения музыки на придворных и религиозных церемониях и обучение молодых музыкантов. Именно в это время в Японии появились знакомые нам сегодня инструменты, такие как бамбуковые флейты и кото.

Японцы постепенно перенимали то, что создавал вокруг них мир, и делали своими только то, что соответствовало их национальному духу. Прежде всего, созерцательное, нежное звучание, глубоко проникшее в японскую музыкальную традицию, послужило основой для дальнейшего развития вагаку.

Мир традиционных японских инструментов очень широк, но в этой статье мы постараемся выделить наиболее важных представителей, которые сегодня все чаще встречаются на музыкальной сцене.

Бива

Примерно в восьмом веке в Японию был завезен китайский инструмент под названием пипа. Пипа имела грушевидную форму корпуса без отверстий, и на ней играли с помощью большого треугольного плектра (бати) в форме листа гингко или пальцами. В Японии инструмент получил два резонансных отверстия в форме полумесяца и приличное количество разновидностей, а также японский перевод китайского названия Biwa (琵琶).

Читайте ещё:  Как играть на варгане. Как играть на варгане.

Национальная японская музыка и инструменты. Японские музыкальные инструменты.

Традиционно музыка, исполняемая на бобрах, сопровождала рассказы сказителей. Как таковой, он использовался бива-хоси (琵琶法師), буквально «монахами бива», которые путешествовали по Японии по крайней мере с XIII века. Наиболее тесно с монахами Бива связана история дома Тайра или Хэйкэ Моноготари, важный средневековый текст, описывающий войну между племенами Тайра и Минамото. Сейчас это произведение известно как роман, но первоначально это была устная традиция, которую декламировали бива-хоси, сопровождавшие себя на бива. Именно благодаря им история дома Тайра стала так хорошо известна, а бива давно приобрела статус классического сопровождения голоса рассказчика.

Вибрация струн при игре на бива позволяет получить особый дребезжащий звук — савари (触り), который очень ценится музыкантами. Таинственный звук бива придает неповторимое звучание историям, подобным тем, которые когда-то рассказывали бива-хоси, но этот инструмент прекрасно звучит и сам по себе — убедитесь в этом сами.

Сямисэн

Сямисэн (三味線) — это инструмент с длинным грифом без кисточки. Сямисэн — трехструнный инструмент, на что указывает название сэнгэн (三絃), что означает «три струны».

Национальная японская музыка и инструменты. Японские музыкальные инструменты.

Сямисэн — относительно новый инструмент среди других вагакков, привезенный в Японию из Китая в XVI веке. Долгое время сямисэн ассоциировался с «низкими» жанрами: первыми, кто начал использовать этот инструмент, были годзёдзё (瞽女 «слепые женщины»), слепые художники и певцы, которые бродили по городам, играя на сямисэне и кокю, инструменте, родственном сямисэну, с более высоким, печальным звучанием. Сямисэн быстро стал неотъемлемой частью представлений кабуки и бунраку, со временем он перестал ассоциироваться с бедными музыкантами и смог утвердиться как достойный представитель «высокой» музыки в Японии.

Сямисэн состоит из двух частей: длинной шеи и корпуса, и внешне немного напоминает банджо. Поскольку правила игры на сямисэне не записаны, для игры на нем требуется хороший слух. Струны — шелковые, корпус и гриф — из твердой древесины, корпус обтянут кожей. Все вместе это дает хороший резонанс и вышеупомянутое жужжание савари. В руках исполнителя инструмент, как и бива, оживает с помощью медиатора бати.

Читайте ещё:  Как научиться играть на синтезаторе. Игра на синтезаторе.

Связь со слепыми музыкантами, которые больше полагались на импровизацию, чем на ноты мелодии, по-прежнему ощутима в традиции игры на сямисэне. В исполнителях ценится индивидуальность и ощущение момента. В руках опытного музыканта фрагментарный звук сямисэна превращается в ритмичную, проникновенную мелодию, в такт которой невольно начинает биться сердце слушателя.

Самый знаменитый

Самисен — самый известный инструмент, почти символ народной музыки, это струнный инструмент со струнами.

Шкуры животных, не обычных, а змей, кошек или собак, плотно натягиваются на деревянную раму. К раме прикреплены три струны. Длина сямисэна составляет около одного метра.

щипковый инструмент

Шамисен

Он появился в Японии примерно в 16 веке. В то время для натяжения струн использовалась булавка, которая сейчас заменена прищепкой.

Особенность игры на нем заключается в том, что когда вы ударяете по струнам сверху вниз, медиатор также ударяет по коже, поэтому звук похож на звук барабана. Если вы будете играть медиатором снизу вверх, музыка будет течь более плавно.

инструмент для игры на сямисене

Плектр для шва

Сямисэн уникален своей способностью воспроизводить широкий спектр звуков и тембров. Существует три основных способа игры:

  • минье – сопровождение традиционных песен народа;
  • катаримоно – аккомпанемент рассказчику;
  • утамоно – специальный стиль для театра Кабуки.

Сямисэн, должно быть, был отличным инструментом для гейш во времена династии Токугава.

Музыка сямисэна очаровательна, услышьте ее сами:

Этот струнный инструмент высотой около метра используется в ритуальных церемониях и даже для исполнения современных музыкальных шедевров. Это удивительно, потому что его история насчитывает 13 веков.

Рама изготовлена из тутового дерева и имеет форму миндаля. Струны обычно изготавливаются из шелка. Они записываются на основе сетки.

девушка играет на биве

Бива

Существуют различные типы бива, отличающиеся по внешнему виду, звучанию и назначению:

  • гакубива – четырехструнная, создает особое музыкальное звучание –гагаку;
  • мособива – четырехструнная, была предназначены для игры ослепшими монахами;
  • хайкэбива – четырехструнная, пятиладная, для аккомпанирования «Сказа о доме Тара»;
  • сацумабива – четырехструнная, четырехладная, с широким диапазоном;
  • тикудзэнбива – четырех- или пятиладная, была распространена в эпоху Мэйдзи.

Так называются все барабаны в Японии. Они мигрировали на территорию Японии из Кореи и Китая на рубеже III и IV веков.

Читайте ещё:  История создания музыкального инструмента Ханг. Ханг музыкальный инструмент.

Каркас из массива дерева с обеих сторон обтянут кожей. Размер может варьироваться: Некоторые из них совсем небольшие, а в другие барабанят сразу несколько человек.

мужчина играет на дайко

Дайко

Дайко (или тайко) можно разделить на два типа:

  • симэдайко – его звучание можно настраивать с помощью специальных винтиков;
  • бедайко – его конструкция не позволяет менять звук.

Дайко чаще всего используются в классической музыке, хотя нередко их применяют и в других выступлениях, например, в маршах. Считается, что звук улучшает дисциплину, координацию и умственные способности.

Сякухати

Это бамбуковый мехи. Он был заимствован у китайцев и позже стал настолько популярен в Стране восходящего солнца, что превратился в популярный инструмент.

Его название связано с его размерами: shaku переводится как «нога», а hachi — как число восемь. В пересчете на известную длину восьмифутовый кусок имеет длину чуть более полуметра.

японская флейта

Сякухати

Звуки сякухати просты, красивы и спокойны, медитативны. Существует около двадцати различных типов японских флейт.

Однако существует три основных типа:

  • тодзан – по имени основателя Накао Тодзана;
  • кинко – как память о придумавшем ее Куросаве Кинко;
  • меан – в честь киотского храма Меандзи.

Этот инструмент известен в японской музыке как арфа и напев. Он появился в стране тысячелетие назад и называется кото.

Ее можно назвать благородной, поскольку она игралась при дворе императора. Любой уважающий себя представитель аристократии должен был уметь играть на ней. По этой причине инструмент даже был включен в учебную программу привилегированных школ.

игра на спонских гулях

Кото

Чтобы играть на кото, нужно было использовать специальные подушечки на ногтях среднего, указательного и большого пальцев. Для оркестровых выступлений использовались большие кото размером до двух метров, которые могли иметь только одну струну. Для сольных выступлений была выбрана более компактная семиструнная однометровая версия.

Хитирик

Другой духовой инструмент также очень похож на маленькую флейту. Он сделан из дерева, с бамбуковой трубкой и внешней отделкой из коры вишни.

четыре флейты

Читирикас

Диапазон соответствует размерам — всего одна октава. Музыка извлекается через специальные отверстия. Кроме того, читирика оснащена кольцом, с помощью которого можно изменять тон и звук.

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий