Виды рулевых колонок велосипеда

Интегрированные модели могут оказаться довольно трудными для самостоятельного ремонта, особенно если есть желание справиться с этим без обращения в веломастерскую. Однако они примечательны своей лёгкостью и высокой простотой настройки. К тому же, пользователи часто сталкиваются с неудобством из-за значительного разброса размеров этих устройств, что может создавать дополнительные сложности при подборе запчастей и замене компонентов.

Устройство рулевой колонки велосипеда, ее виды, установка и смазка

велосипедная рулевая колонка

Прежде всего, важно уточнить, о каких именно велосипедах идет речь, поскольку в интернете и в веломастерских часто возникающие недоразумения происходят именно из-за различий в использовании терминологии. Итак, какое устройство позволяет управлять направлением движения велосипеда?

Рулевой механизм

Рулевой механизм – это целый комплекс деталей, позволяющий осуществлять управление направлением движения велосипеда. Этот механизм включает в себя следующие элементы:

  • Руль – перекладина или более сложное устройство, на котором находятся точки хвата. В самом простом варианте он представляет собой прямую трубу, к которой крепятся различные аксессуары и грипсы для улучшения захвата.
  • Вынос – это короткая трубка с двумя болтовыми креплениями: одно прикрепляет руль, а другое – к рулевой трубе.
  • Велосипедная рулевая труба – эта труба соединяет вынос (или сам руль) с короной велосипедной вилки, она заходит внутрь рулевой колонки и рулевого стакана.
  • Рулевая колонка велосипеда – это набор, состоящий из верхней и нижней чашек, а также подшипников и, возможно, нескольких колец, который позволяет рулевой трубе свободно вращаться в рулевом стакане. В верхней части этой трубы располагается якорь для обеспечения упора под креплением выноса.
  • Рулевой стакан – это часть рамы велосипеда, представляющая собой короткую трубку с нарезанными внутри фасками по определенному стандарту, куда вставляются чашки и подшипники рулевой колонки.

Таким образом, конструкция оказывается гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. При этом существует множество стандартов, которые часто несовместимы между собой. Поэтому к этим деталям следует относиться с предельной аккуратностью.

устройство колонки

Типы рулевых колонок:

Классическая конструкция рулевой колонки, которая встречается на большинстве бюджетных велосипедов. Она отличается неприхотливостью, лёгкостью и доступной ценой и используется уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако среди недостатков можно отметить несколько факторов: меньшая надёжность и сложность настройки.

В данной конструкции резьба нарезана на верхней чашке колонки, и рулевая труба фиксируется с помощью контргайки.

Резьбовая рулевая колонка

Безрезьбовые

Современный стандарт, более известный как Aheadset, получивший свое название от бренда, который впервые его представил. Эта конструкция не принимает на себя нагрузки фиксации вилки, и резьба в ней отсутствует.

Рулевая колонка состоит из верхней и нижней чашек, каждая из которых внедряется в рулевой стакан, а затем устанавливается подшипник, закрывающийся кольцом качения. Процесс сборки включает сначала установку простановочных колец и выноса, а уже затем фиксируется рулевая труба.

Читайте ещё:  Подставки для велосипеда: виды, советы по установке и эксплуатации. Подставка для велосипеда.

Разновидности рулевых колонок

Существуют четыре основных разновидности рулевых механизмов: резьбовая, безрезьбовая, интегрированная и полуинтегрированная. Каждая из этих разновидностей имеет свои особенности.

Резьбовая

В этой конструкции рулевая труба фиксируется с помощью контргайки. Резьба нарезана на верхней чашке. Преимущества заключаются в малом весе и низкой цене, поскольку такая система существовала еще до появления многоскоростных велосипедов. Однако среди недостатков отмечается сложность настройки и менее высокая надёжность. Это происходит из-за низкой влагозащищённости: при попадании дождевой воды в рулевую колонку она может испортиться.

По своей конструкции резьбовая колонка похожа на педальную или колёсную втулку. Со временем такая рулевая колонка может самопроизвольно раскручиваться, поэтому необходимо периодически проверять затяжку всех соединений.

Безрезьбовая

Строение безрезьбовой рулевой колонки предполагает иной метод крепления. Верхняя и нижняя чашки зажаты в рулевом стакане. В каждую из чашек вставляется шарикоподшипник с направляющим сепаратором. Сборка механизма предполагает две основные стадии:

  • вставка специальных колец и выносной трубы руля;
  • закрепление рулевой трубы.

В этой конструкции чашки и шарикоподшипники располагаются вне рулевой трубы. Непосредственная нагрузка от вилочной фиксации вообще не затрагивает безрезьбовую конструкцию. Эта колонка, в целом, относится к неинтегрированному типу.

Полуинтегрированная

Полуинтегрированный механизм отличается от неинтегрированного тем, что подшипниковые коронки вместе с чашками полностью вставляются в рулевой стакан, наружу выходят только пыльники. Полуинтегрированный механизм состоит из элементов, что позволяют легко и точно настраивать высоту руля.

Сам процесс сборки выглядит завершенным как с разреза, так и в общем виде со стороны. Получившаяся геометрия руля позволяет велосипедисту более эффективно использовать общую структуру байка, снижая сопротивление, когда едут против ветра или в гору. Это обусловлено возможностью установки наклонного руля благодаря самой безрезьбовой конструкции. Этот эффект в полной мере ощущают владельцы шоссейных велосипедов.

Интегрированная

Интегрированная рулевая колонка отличается тем, что в ней вообще нет чашек. Сепаратор с шариками сразу устанавливается внутри рулевого стакана. Отсутствуют борозды, по которым должны прокатываться шарики, из-за чего насыпные подшипники (без коронок-сепараторов) быстро изнашиваются и начинают скользить вместо того, чтобы прокатываться по внутренней поверхности. Для интегрированной рулевой колонки требуется совместимая рама, так как такая конструкция не подойдет для других типов рулевых колонок.

Починить такой руль самостоятельно, без обращения в веломастерскую, достаточно сложно, и диапазон диаметров труб может значительно варьироваться.

Стандарты

Для всех типов рулевых колонок разработаны стандарты, предложенные ведущими производителями. Их цель состоит в том, чтобы продвигать собственные идеи, которые еще не нашли широкую популярность на рынке, или защитить себя от подделок малознакомых китайских компаний.

  1. Campagnolo – полуинтегрированная колонка с чашкой и шарикоподшипником в конусном исполнении. При этом велосипедная рама изготавливается с особыми требованиями.
  2. Perdido – полуинтегрированная версия, отличающаяся на 4 мм от более распространенного исполнения ZeroStack.
  3. Columbus – классическая модель от компании Aheadset, защищенная от подделок и неформатной доработки благодаря уникальным параметрам диаметра трубы.
  4. Onepointfive Standard – неинтегрированная рулевая колонка под трубу широкого диаметра. Некоторые производители объединились для создания компонентов для даунхилльных и других экстремальных велосипедов.
  5. Складная рулевая колонка – это решение для производителей велосипедов, которые стремятся создать трансформер, невероятно легкий для транспортировки в поездах и самолетах, а также удобный в хранении в компактных помещениях. Примером являются конструкции для складных велосипедов от компании Langtu. Угол наклона такой конструкции достигает от 25 градусов.
Читайте ещё:  Велосипеды Aist: модельный ряд и критерии выбора

Классификация по параметрам является гораздо более подробной. У резьбовых колонок следующие показатели по диаметру:

  • 1 дюйм – внешний диаметр чашек колонки составляет 30-30,8 мм, внутренний – 26,4-27 мм;
  • 1,125 дюйма – внешний и внутренний диаметры составляют 34 и 30 мм соответственно;
  • 1,25 дюйма – 37 и 34 мм.

Простые безрезьбовые имеют следующие размеры посадки:

  • 0,833 дюйма (маркер EC-32 по внешнему диаметру) – 32,7 и 26,4 мм для внешнего и внутреннего диаметра чашек соответственно;
  • 1 дюйм (EC-30) – 30,2 и 26,4 мм;
  • 1,125 дюйма (EC-34) – 34 и 30 мм;
  • 1,25 дюйма (EC-37) – 37 и 33 мм;
  • 1,5 дюйма (EC-49) – 49,7 и 39,8 мм;
  • 2,21 дюйма (EC-56) – внешний диаметр составляет 56 мм, внутренний не имеет строгих характеристик.

Полуинтегрированные безрезьбовые колонки имеют следующие внешние и внутренние диаметры для подшипниковых деталей:

  • 1,125 дюйма (ZC-41) – 41,3 и 44 мм;
  • 1,5 дюйма (ZC-49) – 49,7 и 39,8 мм;
  • 2,21 дюйма (ZC-56) – внешний диаметр составляет 56 мм.

Полностью интегрированные безрезьбовые колонки принимают следующие размеры:

  • 1 дюйм (IS-38) – 38 и 26 мм;
  • 1,125 дюйма – (IS-41/42/47) на 41,3, 41,8, 47 (любое из значений для внешнего диаметра) и 30 мм (для внутреннего);
  • 2,05 дюйма (IS-52) – 52 мм для внешнего диаметра.

Все параметры должны быть указаны на заводской упаковке с деталями.

Рулевая с конусом

рулевая на конус

3. Совсем недавно на рынке появилась интересная тенденция – шток вилки изготавливается не прямым, а конусным. Рулевая с конусным штоком нередко встречается на современных полупрофессиональных велосипедах. Это обычная безрезьбовая рулевая, но её шток выглядит как конус. Идея, лежащая в основе, проста и логична: производители увеличивают прочность участков, подверженных наиболее интенсивным нагрузкам, при этом не увеличивая размер всей трубы. Как правило, в таких системах нижний диаметр составляет 1 ½ дюйма, а верхний – 1 1/8 дюйма.

Читайте ещё:  Детские самокаты: виды, выбор и правила эксплуатации. Как научить ребенка кататься на самокате.

Советы по подбору рулевой

Важно понимать, что помимо различных типов рулевых колонок, о которых уже упоминалось, существуют также и различия в основных параметрах элементов этих колонок. В большинстве случаев компоненты могут быть взаимозаменяемыми, однако на более дорогих велосипеде стоит учесть возможные значительные различия. Чашки рулевой колонки могут обладать разной высотой, а их посадочная глубина также может варьироваться. Основной диаметр обычно определяется общим стандартом, описанным выше.

Следует также понимать, что поскольку в безрезьбовых колонках высота штока фиксирована и распиливается под размер рамы в единственном экземпляре, различные высоты чашек могут не подойти в данной ситуации. То есть, вынос не сможет зафиксироваться с остатком штока.

В любом случае, когда возникнет необходимость в подборе новой рулевой колонки, рекомендуется взять с собой старую модель или тщательно измерить посадочные размеры в раме.

Сборка и ремонт

По своей конструкции большинство рулевых механизмов велосипеда (или практически все из них) достаточно просты. Также стоит отметить, что общая нагрузка на них незначительная. Это объясняет, почему такие системы не требуют частого ремонта и особого обслуживания. Тем не менее, некоторые работы велосипедист все же должен выполнять самостоятельно в этой области:

  1. Регулярно (не реже одного раза за сезон) проводить разборку рулевого механизма для проверки состояния подшипников. Если во время разбора будет обнаружен абразив, его следует удалить из канавок качения. Может потребоваться также смазка. Изношенные детали нужно заменить.
  2. Изменение высоты. В случае безрезьбовых колонок это можно сделать с помощью установочных колец, а в резьбовых конструкциях может потребоваться удлинитель руля.

Самостоятельная работа с рулевой колонкой не является сложной задачей. Главное — соблюдать последовательность сборки, выполняя ее в строгом обратном порядке разборки. Также надо избегать перекосов во время запрессовки. Рекомендуется использовать специальный инструмент, так как молотки и киянки могут создавать слишком сильные удары, что может привести к повреждению подшипника или чашки, а иногда даже и к повреждению рамы.

Совет: После проведения ремонтных или профилактических работ с рулевым механизмом, обязательно проверьте целостность всех узлов велосипеда, а также наличие возможных люфтов в колесах, которые, впрочем, легко исправить.

Рулевая колонка горного велосипеда

rul

В рулевом механизме горных велосипедов рулевая колонка является наиболее сложным элементом. Однако и ее возможно отремонтировать самостоятельно, если у вас есть определенные знания или желание разобраться во всем самостоятельно.

Точно так же можно говорить о регулярном (ежесезонном) обслуживании горных велосипедов. Тем не менее, когда речь заходит о начинающих любителях экстремальной езды или в случаях серьезных поломок, лучше всего будет своевременно обратиться к квалифицированным специалистам в области велоремонта для обеспечения своей безопасности.

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий