Улыбка. Когда мы улыбаемся, мы не только ощущаем, как поднимается настроение, но и открываемся для восприятия новой информации. Это становится особенно актуальным, когда материал, который нам нужно изучить, является нудным и сложным для понимания.
Как навсегда запомнить выученное — 2 самые эффективные техники запоминания
Существует множество методов, таких как интервальное повторение, эффект припоминания, метод Фейнмана, гипотеза желательной сложности, эффект генерации и другие особенности работы памяти, которые помогают избежать потери информации в синапсах мозга.
Возникает вопрос: существуют ли более эффективные способы обучения и запоминания, чем простое последовательное чтение учебных материалов, даже если оно сопровождается заметками?
Дело в том, что просто прочитать текст — это вовсе не значит его запомнить. Когда мы изучаем, например, учебник по высшей математике, мы можем утратить из памяти до 80% информации, подобно тому, как кусок масла тает на горячей сковороде. В итоге лишь около 20% от изученного может остаться в памяти.
Это относится к любому предмете, будь то интегральное исчисление, синтаксис языка программирования или грамматика иностранного языка.
Но возможно ли действительно эффективно и избирательно контролировать свою память? Можно ли найти определенный шаблон или даже технологию, позволяющую закрепить информацию в мозге так, чтобы этот процесс был более ясным, эксплицитным и сознательным?
На самом деле да, это возможно. Однако для достижения эффективных результатов важно понять основы функционирования самой памяти.
Все эти принципы основаны на многолетних наблюдениях множества людей, начиная от философов и заканчивая когнитивными психологами и нейробиологами.
В этой статье мы предлагаем сначала ознакомиться с известными научными эффектами памяти, а затем разобраться в основных методах эффективного обучения, которые напрямую вытекают из этих эффектов.
Сразу скажем, что существует всего лишь две основных техники, которые помогут запомнить информацию навсегда, и они весьма фундаментальны. Однако об этом мы поговорим позже.
Эффекты и свойства памяти
Кривая забывания (Forgetting curve). В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз начал изучать память в контролируемых условиях, исключая влияние внешних факторов, таких как ассоциации, стресс и прочие эмоциональные состояния.
Его метод оказался довольно простым, но эффективным: он запоминал бессмысленные слоги, которые образовывались из двух согласных и одной гласной. Например, вы можете попробовать запомнить: тес, бов, гич, пок, сош, лоз, мон. В оригинале они звучали как то, что-то вроде wid или zof.
Эббингаузу удалось показать, что забывание информации происходит нелинейно. В течение первого часа исчезает до 60% информации, а спустя 10 часов остается примерно 30%. Далее процесс замедляется, но сохраняется лишь около 20% от изученного, и это число остается стабильным даже спустя месяц.
Это может показаться печальным для любого, кто читает учебник, однако для мозга это вполне естественный процесс. Он постоянно получает огромное количество информации и должен выбирать, что важно, а что нет. Поэтому мозг не спешит формировать сложные синаптические связи для хранения незначительных данных.
Интересно, что в своих экспериментах Эббингауз также работал с осмысленным запоминанием. Он изучал текст поэмы Байрона Дон Жуан, который имел такой же объем, что и бессмысленные слоги. Процесс запоминания осмысленного текста происходил в 9 раз быстрее, чем механическое запоминание. Этот пример показывает, как осмысленные ассоциации способны улучшать обучение.
Таким образом, кривая забывания является одной из основополагающих концепций памяти с множеством эмпирических подтверждений. Она служит теоретической базой для всех методик запоминания. Но это не все.
Эффект края (Serial-position effect). Эббингауз, продолжая исследования, заметил другую закономерность: легче всего в памяти откладывались первые и последние слоги.
Это правило также распространяется и на осмысленные тексты — первое и последнее слово, предложение или даже сцена запоминаются значительно проще.
Две тенденции вспоминать ранние и последние элементы получили названия эффекта первенства (primacy effect) и эффекта недавности (recency effect) соответственно.
В 1962 году американский психолог Беннет Мердок, проводя собственные эксперименты, заметил, что эффект первенства уменьшается, когда элементы воспринимаются быстро, а наоборот, усиливается, когда они показываются медленно. Более длинные списки также снижают значение первенства.
1. Настройтесь
Чтобы сформировать какой-то навык, необходимо действительно этого захотеть. Прежде всего важно настроиться на вдумчивое и неторопливое чтение, провести с самим собой разговор и не спешить. Лихорадочное перелистывание учебников, особенно если вы не уверены в материале, не дает должного понимания. Принцип «тише едешь — дальше будешь» как нельзя лучше подходит для медленного чтения. Да, мы можем потратить больше времени, но это значительно улучшает запоминание.
Часто студенты, готовясь к экзаменам, читают везде: в общественном транспорте, на парах, во время еды. Используя некомфортное освещение, под музыку или в атмосферных шумов и разговоров, они не догадываются, что это может мешать пониманию прочитанного. Даже если кажется, что ничто не отвлекает, важно создать оптимальные условия для чтения — это должно происходить в тишине, при хорошем освещении и в удобной позе, без телефона в руках, чтобы ничто не отвлекало внимание.
3. Читайте вслух
В начальных классах детям часто говорят читать вслух, чтобы приучить их к восприятию текста. Однако взрослые зачастую этого избегают. Хотя проговаривание информации, хоть и замедляет процесс, помогает сосредотачиваться и глубже понимать подтекст.
В тексте может встречаться множество имен, дат и других данных, которые сложно запомнить. Не бойтесь отвлекаться от книги для визуализации материалов: делайте заметки или создавайте схемы. Это позволит лучше структурировать новую информацию, а также записывая материал вручную, мы также повышаем уровень запоминания.
Вслух, пожалуйста!
В ابتدственной школе детей учат чтению вслух, чтобы улучшить восприятие. Читая сказки своим детям, я каждый раз открываю для себя новые грани этих произведений, осваиваю скрытый смысл и основные идеи и позже применяю эти уроки в жизни, делясь примерами и мудрыми фразами. Проговаривание информации вслух, лучше всего несколько раз, способствует повышению концентрации, лучшему пониманию текста и хорошему запоминанию.
Все мы уникальны: некоторые воспринимают информацию лучше на слух — они аудиалы, тогда как другие — визуалы, полагающиеся на зрительное восприятие. При чтении важно использовать все доступные методы запоминания. Не стесняйтесь делать заметки. Например, в детских садах детям показывают мнемотехнику, с помощью которой запоминаются слова и их последовательность, ключевые идеи и смысл. Такой подход помогает структурировать новую информацию — рисуя или заполняя схемы, и одновременно записывая материал от руки, вы значительно улучшите его усвоение. Например, так можно записать следующее предложение: Вода в океане, нагреваясь, испаряется и поднимается в небо, скапливаясь в верхних слоях атмосферы, формирует грозовые облака, которые при охлаждении молекулы воды объединяются в капли,降落 на землю в виде дождя.
Повторение — мать учения!
Все мы знаем, что повторяя информацию, мы запоминаем её гораздо лучше. Однако важно делать это правильно. Современные психологи советуют следовать следующему плану: сразу после прочтения повторите важную информацию про себя и вслух. После произнесения попробуйте визуализировать прочитанное. Прочитав весь текст, вернитесь к его повторению через 20 минут. За это время мы обычно забываем значительную часть информации. В следующий раз повторите текст через 8 часов. После повторения попытайтесь пересказать его себе или другу. Чтобы окончательно закрепить материал, вернитесь к повторению через 24 часа и обратите внимание на возможные искажения в ваших мыслях и фразах.
Мы не рекомендуем ничего плохого, но обратим внимание на то, как часто вы использовали шпаргалки, которые написали сами. Практически никогда! Почему? Потому что вы вдумчиво читаете текст параграфа, а затем структурируете информацию так, чтобы уместить её на маленьком листочке. Параллельно с написанием мозг запоминает и анализирует информацию.
Популярные услуги на Профи
Следующий шаг к системному запоминанию информации — это фиксирование прочитанного. Формат не так важен — ключевое, чтобы ваши заметки были понятны даже через полгода. Пишите ключевые слова или целые фразы, создавайте диаграммы, используйте пиктограммы или вырезанные картинки, применяйте разные цвета и шрифты, возможно, просто записывайте текст в заметках. Однако Елена Миронова утверждает, что наиболее эффективно работают мнемокарты.
Как составить мнемокарту:
- Возьмите лист бумаги и разверните его горизонтально. Либо используйте тетрадь или блокнот, раскрыв их на развороте.
- В центре листа или разворота напишите название книги.
- Вокруг названия, двигаясь по часовой стрелке, запишите важную информацию. На одном листе можно уместить как одну главу, так и целую книгу.
Слова можно заменять символами, добавлять рисунки, выделять ключевые мысли разными цветами. Так информация будет восприниматься еще и визуально.
Если вы что-то забудете, достаточно взглянуть на мнемокарту, чтобы освежить знания. Повторение прочитанного — это крайне важно.
Чтобы информация была перенесена в долговременную память, её необходимо повторить 6–7 раз с интервалами. Каждый следующий интервал должен быть хотя бы в два раза больше предыдущего. К примеру, вы запомнили мысль, повторили её через 2 часа. Следующее повторение — через 4 часа после первого. Затем — через 8 и так далее. Можно использовать специальные программы, которые отслеживают интервалы, такие как Anki.
Тренируем мозг
Когда мозг развивается в разных направлениях, ему гораздо легче усваивать и применять новые знания. Кроме того, это отличная профилактика возрастных изменений, а также забота о здоровье и остроте ума, отмечает Александра Левина.
Поэтому необходимо развивать все когнитивные процессы: память, внимание, мышление и восприятие. Решение логических задач, выполнение упражнений для тренировки концентрации внимания, например, прохождение взглядом сложных лабиринтов, поможет многим. Это способствует улучшению восприятия и легкости в обработке информации.
Специалист по развитию памяти, мнемотехникам и скорочтению Валентина Малыгина добавляет, что внимание также можно тренировать.
Валентина Владимировна Малыгина – специалист по развитию памяти, мнемотехникам и скорочтению
Рейтинг: 4.88 из 43 оценок.
Открыть анкету
Внимание — это полное присутствие ума в данный момент. Освоив этот навык, вы сможете быть более осознанным в любом процессе. Также можно развивать объём внимания, который напрямую влияет на вашу продуктивность и насыщенность жизни. Повышая его, вы сможете сосредоточиться на нескольких задачах одновременно и быстро переключаться между ними.
Валентина Малыгина предлагает использовать упражнение «Точка опоры» для тренировки внимания. Это место, на которое опирается вес тела, в момент ощущения которого другие чувства словно притупляются, — поясняет специалист.
Упражнение «Точка опоры»
- Сядьте на стул или диван. Мысленно обратите внимание на те участки своего тела, которые соприкасаются с поверхностью. Наблюдайте за своими ощущениями. Затем, поднимая внимание вверх по позвоночнику, дойдите до макушки. Дышите медленно и глубоко.
- Встаньте и обратите внимание на ощущения в стопах. Они теперь могут стать вашей точкой опоры. Начните медленно перемещать вес с одной ноги на другую, переключая внимание с одной стопы на другую.
- Возьмите чашку. Теперь вашей точкой опоры становятся пальцы, которые давят на чашку. Следите за своими ощущениями.
- Экспериментируйте с различными предметами, прислушиваясь к ощущениям каждой отдельной части тела.
Читайте, получая удовольствие
Этот совет может показаться очевидным, но действительно ли все его придерживаются? Как часто вы наслаждаетесь тем, что читаете?
Многие люди вынуждены читать ради работы, и это приводит к тому, что у них пропадает желание открывать хорошую книгу в свободное время.
Постарайтесь выбирать для чтения книги, которые немного проще по содержанию, чем ваш уровень интеллекта. Это не означает, что вы должны смотреть на ситуации с пораженческим настроем, а является грамотно продуманной стратегией. Легкий текст поможет вам усваивать информацию без излишнего давления и стресса, а также расслабиться и начать получать удовольствие от полезной информации.
К примеру, если вы хотите погрузиться в науку, начните читать более простые работы, которых сейчас достаточно. Также полезно смотреть видеоролики с подробными разъяснениями. Не имеет смысла сразу хвататься за академические трудности — начните с чего-то более доступного и простого.
Развивайте беглость чтения
Вы когда-либо задумывались, почему останавливаетесь каждый раз, проходя мимо запятой? Теперь представьте, что вы читаете эту статью или книгу, делая паузу после каждого слова. Вероятно, вам будет трудно уловить суть текста, согласитесь?
Действительно, понять текст сложно, если читать его по отдельным словам, вместо того чтобы воспринимать целыми предложениями. Вот где кажется важной работа над беглостью чтения.
Беглость чтения — это плавность чтения. Слова должны неистраченно течь, как в разговоре.
Как развить беглость? Многие слова в тексте являются на самом деле лишь «веб-предложениями». Вы можете просто прочитать их, оценив контекст, но не задерживаясь на каждой букве. Не останавливайтесь, даже если смысл не ясен до конца. С практикой вы освоите навыки восприятия целых предложений, не зацикливаясь на отдельных словах.
Один из лучших способов развить беглость чтения — это овладеть навыками скорочтения.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или нашему каналу в Telegram, чтобы не пропускать новые полезные материалы:
Telegram Вконтакте Facebook