В большинстве случаев дудочки изготавливаются самими гобоистами. Трость должна быть приспособлена к силе дыхания и положению рта музыканта (положению губ).
Инструмент goboi выглядит и звучит как goboi — про музыкальный инструмент
Хоба — французское слово, означающее «высокое дерево». Это название инструмента со сложной конструкцией и выразительным, плавным, бархатистым, слегка носовым и богато окрашенным звуком.
Гобой относится к язычковым инструментам, звучащим в регистре сопрано. Основой этого деревянного духового инструмента является коническая труба с клапанным механизмом.
По своим звуковым характеристикам гобой схож с трубой, поэтому в музыкальных произведениях он чаще всего сопровождает мелодические образы природных, мирных и трогательных сцен. Шкала начинается с ноты «ш-бемоль» низкой октавы, «ля» на третьем конце.
История инструмента
Подобные язычковые инструменты использовались уже в древние времена. Египтяне играли на меме, древние греки — на ауро, римляне — на чибе; в Европе XII века подобные инструменты появлялись на книжных иллюстрациях и гобеленах.
Хубус, который широко использовался в эпоху Возрождения, назывался чармеус. Он был больше современной версии и имел несколько клавиш. Шармус был особенно распространен во Франции, на нем играли как на городских праздниках, так и на королевских балах. Музыкальные произведения в высоких нотах часто исполнялись на развлекательных мероприятиях при дворе Людовика XIV.
В середине XVII века королевские мастера Жак-Мартен Оттер и Франсуа-Андре Филидор начали оптимизировать конструкцию инструмента. Усовершенствованная GOBA была разделена на три части для более удобной транспортировки. Мастера позаботились об улучшении интонации звука, улучшив расположение звуковых отверстий и установив систему клапанов. Музыканты выиграли от того, что могли управлять дудочкой только губами, и гобой стал звучать чище.
Важный вклад в историю гобоя внес королевский композитор Жан Батист Люлли, который в 1664 году написал оркестровую композицию с усовершенствованными инструментами, которые позже были адаптированы для оркестра. Гобой постепенно заменил в оркестре более ранние варианты этих инструментов, которые вскоре получили широкое распространение на придворных, оперных и балетных сценах Западной Европы.
XVIII век стал золотым веком гобо, который использовался и как сольный, и как ансамблевый инструмент, а лучшие композиторы писали музыкальные произведения, включая Иоганна Себастьяна Баха.
В начале 19 века к инструменту были добавлены лопасти, чтобы упростить его использование и расширить диапазон, но сама конструкция осталась прежней. Во второй половине XIX века были внесены серьезные конструктивные изменения. Позже немецкий композитор и флейтист Теобальд Бём предложил идею кольцевого ремешка. Это позволило закрыть несколько отверстий одновременно. Сначала мастер применил новую систему к флейте, позже также к кларнету и гобою.
! Что такое литавры и как они выглядят — о музыкальном инструменте
Отныне размер отверстий и расстояние между ними не зависели от анатомии человеческой руки, что положительно сказалось на интонации и чистоте тембра. Мастером, который изменил конструкцию гобоя после изобретения Теобальда Бехама, был Гийом Тебель. Позже мастера Люсьен и Франсуа Лоре оптимизировали модернизированный инструмент, создав консервативный тип гобоя с плоскими клапанами, используемый музыкантами сегодня.
Что это такое?
Гобой даже выделяется среди других деревянных духовых инструментов. Он относится к подгруппе язычковых инструментов. Сопрановый регистр сразу привлекает внимание слушателя.
Гобои современной конструкции производятся с восемнадцатого века. Их звук мелодичен, но в то же время немного грубоват. Труба имеет более конусообразную форму.
Репертуар гобоев в основном состоит из музыки эпохи барокко и классицизма. Самые ранние известные образцы сделаны из тростника, а в азиатских странах его заменили бамбуком. Этот способ изготовления практикуется и сегодня некоторыми мастерами-любителями. В XIX веке все большее распространение получили изделия из черного дерева — в противном случае прочность не могла быть гарантирована добавлением новых клапанов.
У гобоев разные обмотки. Поэтому, привыкнув к звучанию одной разновидности инструмента, часто сталкиваешься с удивительным звучанием других типов. Самые важные компоненты:
- корпус;
- трость;
- отверстия с клапанами;
- болты;
- рессоры и другие детали.
История
Гобой можно считать как древним, так и современным инструментом. Музыканты в Древнем Египте и в греческих полисах уже играли на их ранних аналогах. Их использовали и во времена Римской империи. Однако в то время было чрезвычайно трудно играть на них одинаково, и никакого стандарта так и не было установлено. Не сохранилось даже сведений о конструкции тростей.
В раннем Средневековье никто особо не интересовался музыкой. Однако в двенадцатом веке изображения гобоя становятся более распространенными, показывая, насколько сильно изменился инструмент. В период Высокого Средневековья эти инструменты составляли целые ансамбли.
Несколько веков спустя гобой можно было услышать повсюду: при королевских дворах и на городских праздниках.
Классическим периодом гобоя считается 1750-е годы — до конца Наполеоновских войн. В это время значительно упростилась аппликатура и увеличился диапазон. Несмотря на технические изменения, форма конструкции не изменилась. Настоящая революция произошла благодаря Теобальду Бёму, а именно разработанной им конструкции клапанов колокола, которые теперь могли закрывать множество отверстий. Теперь даже музыканты с относительно короткими пальцами могли играть очень элегантно и эффективно.
Однако это техническое решение было неприменимо к традиционной конструкции гобоя. Его необходимо было усовершенствовать, и основной шаг был сделан семейством Treble. Правда, сами клапаны нуждались в некотором усовершенствовании.
Современный гобой в основном используется как сольный инструмент.
Даже технологии XXI века не могут создать нечто столь замечательное, и он еще долго будет вне конкуренции.
Разновидности гобоя
«Современное» семейство
- мюзетт (гобой-пикколо) in Es или in F (звучит на малую терцию или чистую кварту выше обычного гобоя), с коническим раструбом;
- собственно гобой, с коническим раструбом;
- гобой д’амур in A (звучит на малую терцию ниже гобоя), меццо-сопранового регистра, с маленьким изогнутым эсом (особой трубкой, на которую насаживается трость) и грушевидным раструбом;
- английский рожок (альтовый гобой) in F (звучит на чистую квинту ниже гобоя), с изогнутым эсом и грушевидным раструбом;
- баритоновый гобой (звучит на октаву ниже гобоя), в английском языке называется «басовым гобоем»; S-образный эс, грушевидный раструб. Иногда заменяет гекельфон — инструмент того же регистра, но другой конструкции.
Барочное семейство
- Барочный гобой
- Барочный гобой д’амур
- Гобой да качча (Охотничий гобой)
Венский гобой
Венский филармонический оркестр использует модель гобоя, разработанную Германом Цулегером в начале ХХ века, которая остается практически неизменной до сих пор. Кроме Венской филармонии, он больше почти нигде не используется. Инструменты производятся в небольшом количестве компаниями Guntram Wolf и Yamaha.
История гобоя
Древний мир и Античность
Двухстворчатые инструменты существуют с незапамятных времен. В Древнем Египте такой инструмент назывался мизмар, а в Древней Греции широко использовался абеллос (похожий инструмент под названием тибия использовался этрусками в Древнем Риме). Он состоял из двух флейт с двойными язычками, игравших одновременно, одна из которых обеспечивала унисонный басовый аккомпанемент для другой (drone). Аналогичный аккомпанемент дрона был введен на другом инструменте с двойным язычком — волынке.
Эволюция гобоя в Европе
С XII века гобои все чаще изображаются на гобеленах, картинах и в иллюстрированных книгах, так что историю изменений этого инструмента можно в какой-то степени проследить.
Шалмей (гобой эпохи Возрождения) изготавливался из цельного куска дерева и был довольно длинным. От этого инструмента произошли лук, итальянские кьярамеллы и пиффери, испанские дульканы и гриль, французские бомбарды и «гобои Пуату», а также многие другие инструменты. Сальми были разных сортов (от высоких до басовых) и часто объединялись в ансамбли (тогда их называли «консортами»).
Появление гобоя эпохи барокко
Во Франции шаумы и крамхорны звучали повсюду: От королевского двора до деревенского пира, «гобои де Пуату» выступали на музыкальных вечерах Людовика XIV, musiettes (гобои высокого ранга) сопровождали танцы крестьян.
С середины XVII века величайшие французские музыканты и музыканты королевского двора — Оттетер и Филидор — совершенствовали инструмент. Первым новшеством было разделение гобоя на три части, чтобы облегчить его хранение и транспортировку. Затем была улучшена интонация, более точно рассчитано положение звуковых отверстий и добавлено несколько клапанов.
Также была усовершенствована трость: теперь музыкант мог управлять ее колебаниями непосредственно губами, что улучшало чистоту и красоту звука. Эти же реформы впоследствии привели к появлению современных кларнетов и фаготов. Оттетер и Филидор считаются создателями того, что сейчас называют «барочным гобоем».
В 1664 году Жан Батист Люлли, придворный дирижер и композитор, сочинил марш для новых инструментов и принял их в придворный оркестр. Постепенно технически менее совершенные ударные инструменты были заменены в оркестре, а другие более старые инструменты (включая скрипки, теорбу, альт и спинет) перестали использоваться.
Гобой также вошел в состав военных духовых оркестров и таким образом довольно быстро распространился (наряду с фаготом) по всей Европе. Новый инструмент использовался в оперных оркестрах, при исполнении придворных балетов, ораторий и кантат, а также превратился в широко распространенный сольный и композиторский инструмент.
Почти все ведущие композиторы эпохи барокко создавали произведения для гобоя и его разновидностей: Oboe d’amour, Jagdoboe (Oboe da caccia), английский рожок, баритон-гобой (этот инструмент использовался довольно редко. Интересно, что в 1680 году он уже имел форму саксофона). XVIII. XVIII век по праву можно назвать «золотым веком» гобоя.
Гобой классического периода
Классический гобой (середина XVIII — начало XIX века) практически ничем не отличался от своего предшественника. Количество клапанов было увеличено для упрощения звучания (например, для трелей) и расширения диапазона (до середины третьей октавы), но в целом форма инструмента не изменилась. Нередко гобой оснащался дополнительными клапанами спустя долгое время после изготовления.
Примеры использования инструмента в русской и зарубежной классической музыке
С начала XVIII века гобой стал очень популярен в сольной, ансамблевой и оркестровой музыке. С тех пор его партии встречаются в партитурах композиторов разных стран и эпох. Исключение составляет лишь романтический период, в котором предпочтение отдается фортепиано и скрипке. Гобой в основном используется для изображения пасторальных образов благодаря своему звучанию, которое похоже на звук пастушьей трубы.
Большое количество композиторов писали для этого инструмента: Моцарт, Бах, Вивальди, Гендель, Марчелло, Гайдн, Бетховен, Беллини, Пуленк, Телеман, Сен-Санс, Штраус, Чайковский, Римский-Корсаков и Мусоргский. Позже его иногда использовали в джазе и даже роке, но из-за его плохих тональных качеств он не получил широкого распространения в этих стилях.
Эволюция гобоя в периоды различных исторических эпох
Шалмей — это гобой эпохи Возрождения. Он отличался своей длиной и конструкцией — из цельного куска дерева. Он является предшественником таких инструментов, как крумфон, кьярамелла, дулькайна, бомбарда и др.
В 17 веке знаменитые французские мастера решили усовершенствовать инструмент, поэтому его корпус был разделен на три части. Расположение отверстий стало более точным и правильным, было добавлено несколько дополнительных клапанов. Так родился «барочный гобой» Филидора и Оттера. Период барокко считается «золотым веком» инструмента, поскольку все ведущие композиторы того времени писали сольные и ансамблевые партитуры для гобоя.
Конец 18-го — начало 19-го века — время классического гобоя. В это время диапазон был расширен до нот третьей октавы, количество язычков несколько увеличилось, но общая конструкция осталась прежней.
Во второй половине XIX века Теобольд Бен усовершенствовал механику деревянных инструментов, создав круглые клапаны, которые могли перекрывать сразу несколько отверстий. Затем Франсуа и Л. Лоррен адаптировали эту систему специально для гобоя.
Инструменты, принадлежащие к семейству гобоев:
- Мюзетт (пикколо);
- Гобой Д’амур;
- Альт (английский рожок);
- Гобой-баритон.
Интересно то, что благодаря своей конструкции инструмент всегда находится в тональности, т.е. при отсутствии вилки оркестр настраивается «под гобой», а точнее под первую октаву «А».
Гобой не подходит для джаза, рока и других современных стилей, но классика — его стихия. А когда речь идет об изображении идиллических описаний природы в музыкальных звуках, гобой подходит как нельзя лучше, пленяя нежностью, простотой и особым очарованием своего звучания.
Сфера использования
Это сольный инструмент в камерной музыке и в симфоническом оркестре. Однако чаще всего он используется в составе духовых и народных ансамблей. Как сольный инструмент его часто используют джазовые музыканты.
Подавляющее большинство произведений для гобоя относится к эпохе барокко и классицизма.
В симфонических оркестрах на гобое играют 2 или 3 музыканта. Один гобоист берет на себя роль меццо-сопрано или альта, когда эти типы гобоя требуются для исполнения. Гобой-пикколо редко используется в современных оркестрах.
Все инструменты симфонического оркестра принято настраивать на ноту «А» первой октавы, которая характерна для звучания гобоя. Гобой легко настраивать, поскольку он наименее подвержен помехам, что связано с малым размером язычка и слабой способностью инструмента к настройке. Кроме того, интонационные характеристики изменяются минимально при продвижении язычка.
Интересные факты о гобое
С этим инструментом связано много примечательных фактов. Вот некоторые из них:
- В 1989-ом гобой оказался в книге Гиннеса. Его окрестили самым сложным по устройству музыкальным инструментом.
- Еще один рекорд связан с именем музыканта Джека Козена Хэреля, который сыграл на инструменте знаменитую мелодию «Полет шмеля» всего за 26,1 секунды.
- Родственники гобоя — трубковые духовые инструменты, предназначенные для исполнения и народной, и академической музыки. Их родственность обусловлена сходством механизмов звукоизвлечения.
- В Вене в филармонии используют особую модель, которую в начале XX века создал мастер Герман Цулегер. С того времени венский гобой не стал выглядеть иначе, почти не изменился. Поскольку использование ограничено филармоническим оркестром Вены, выпускают такие модели тоже в единичных количествах. Занимаются реализацией компании «Yamaha» и «Guntram Wolf».
Кугиклы — это примитивный духовой инструмент, который широко использовался славянскими народами в России. Его второе название — многоствольная флейта. В просторечии кугиклы также известны как пудки, трубы….. .
Инструментальный состав современного духового оркестра включает различные инструменты, которые отличаются друг от друга тембром и высотой тона, окраской и интенсивностью звучания. Тональная высота является наиболее важным…
Рожок — это духовой инструмент простой конструкции. Он не оснащен поршнями или клапанами, поэтому мелодия строится на нотах естественного звучания. Интересен тот факт, что первоначально…
Саксофон — один из самых распространенных музыкальных инструментов. Он обладает красивым и неповторимым звучанием, благодаря чему используется во многих музыкальных коллективах для исполнения произведений различных жанров.
Когда вы видите или слышите волынку, вы сразу же вспоминаете красочные килты и красоту Шотландии с ее древней архитектурой и невероятными пейзажами. И в
Флюгельгорн — пример того, как усовершенствованный горн стал инструментом для импровизации и джазовой музыки.
Клавишные музыкальные инструменты
Клавишные музыкальные инструменты: группа музыкальных инструментов, которые имеют общую характеристику: наличие механической клавиатуры и фортепиано. Они делятся на несколько категорий и типов. Клавишные инструменты объединяются с другими категориями.
- Струнные (ударные и щипковые): фортепиано, челеста, клавесин и его разновидности.
- Духовые (клавишные и язычковые): орган и его разновидности, фисгармония, баян, аккордеон, мелодия.
- Электромеханические: электропиано, клавет
- Электроника: электронное пианино
Видео для кларнета и гобоя
Ударные музыкальные инструменты: группа инструментов, объединенных способом игры на них: Перкуссия. Источником звука является твердое тело, мембрана, струна. Различают инструменты с определенным звуком (волынка, джинглы, ксилофон) и неопределенным звуком (барабан, бубен, кастаньеты).
- Литавры (литавры) (от греч. Polytaurea) — ударный музыкальный инструмент в форме чайника с перепонкой, часто спаренной (копоть и др.). Распространен с древних времен.
- Колокольчики — оркестровый ударный музыкальный инструмент: набор металлических дисков.
- Ксилофон (от ксило. и греч. Телефон — звук, голос) — ударный ударный музыкальный инструмент. Он состоит из ряда деревянных брусков разной длины.
- Барабан — мембранный ударный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.
- Бубен — мембранный ударный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками.
- Castanetvas (испанские castanetas) — ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластины в форме раковин, прикрепляемые к пальцам.
Разновидности
Существует несколько типов этих духовых инструментов.
Английский рожок
Термин произошел от случайной вербализации французского слова angle в семнадцатом веке. Английский рожок больше гобоя. Он состоит из колокола и изогнутой металлической трубки. Аппликатура идентична, но он менее технически оснащен, чем его собратья, поэтому его звучание несколько грубее и мягче.
Гобой д’амур
По конструкции он похож на английский рожок, но уступает ему в размерах и возможностях. Д’амур звучит мягче и не обладает сильным тембром, поэтому чаще всего используется композиторами в лирических произведениях. Впервые он появился в Германии в середине XVIII века.
Геккельфон
Барочное семейство
Эта эпоха принесла инструменту огромные изменения. Первые усовершенствования были сделаны во Франции в XVII веке, когда инструмент был разделен на три части. Затем была усовершенствована дудочка (звук стал чище), появились новые клапаны, было пересчитано расположение отверстий. Этими новшествами занимались придворные музыканты Оттетер и Филидор, а Жан Багист продолжил их дело, создав марш для придворной капеллы, который заменил фиалы — рекордеры.
- барочный гобой;
- классический гобой;
- барочный гобой д’амур;
- мюзетт;
- дакачча;
- контрабас гобой.
Венский гобой
Эта модель появилась в начале двадцатого века. Она была создана Германом Цулегером и с тех пор практически не изменилась. Сегодня венский гобой традиционно используется в венском оркестре. Их производят только две фирмы: Guntram Wolf и Yamaha.
Современное семейство
XIX век стал революционным для духовых инструментов, поскольку уже существовали кольцевые клапаны, позволявшие закрывать два отверстия одновременно и адаптироваться к разной длине пальцев. Эта инновация была впервые применена Теобальдом Бёмом на флейте. Несколько десятилетий спустя Гийом Трибер адаптировал инновацию для гобоя, усовершенствовав механизм и улучшив дизайн. Инновация расширила диапазон и очистила тональность инструмента.
Сегодня гобой все чаще можно услышать в зале камерной музыки. Он часто используется как солист, а иногда и в оркестре. Помимо вышеперечисленных типов, к наиболее популярным инструментам относятся: мюзетта и классический гобой с конической трубкой.
Родственные инструменты
Трубные инструменты считаются родственными гобою. Это объясняется схожестью механики и звучания. Среди них есть как академические, так и популярные модели. Наиболее популярными инструментами среди музыкантов являются флейта и кларнет.
Чтобы сыграть что-либо на инструменте, необходимо выполнить ряд операций:
- Смочить трость в воде для удаления слюны, нельзя передерживать.
- Просушить её от остатков воды, достаточно будет подуть несколько раз. Вставить трость в главную секцию инструмента.
- Поставить кончик инструмента на центр нижней губы, не забыв встать в правильную, устойчивую позицию.
- Приставить язык к отверстию кончика, после чего дунуть. Если услышите высокий звук, значит всё сделано верно.
- Разместить трость в верхней секции, где расположена левая рука. Указательным и средним пальцем зажать первые клапаны в то время, как первый должен обхватывать трубку сзади.
- После игры следует разобрать, почистить всю конструкцию, а затем убрать в футляр.
Современный гобой еще не достиг пика своей славы из-за сложности его использования. Но инструмент развивается. Остается надеяться, что вскоре он сможет затмить всех своих собратьев по звучанию.
Читайте также: