Пентатоника на гитаре для начинающих. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях. Гаммы на гитаре.

Чтобы импровизация получалась более или менее хорошо, важно постоянно практиковаться. В самом начале определяется аппликатура для игры. Один палец отвечает за одну клавишу. Игра ведется с позиции. Сначала от самой низкой ноты к самой высокой, а затем наоборот.

Гаммы на гитаре

Прежде всего, определение. Гамма — это последовательность нот, восходящих или нисходящих в пределах одной или нескольких октав.

1-я Чтобы дать вам более глубокое понимание тональностей и взаимодействия звуков (нот) внутри них. Это значительно облегчает выбор мелодий и помогает при импровизации на гитаре. 2-я Развивает и расширяет технические навыки гитариста. Это развивает ловкость и ритмическую точность при игре. 3. учит знанию основных аппликатур и логике аппликатуры в целом.

Для наиболее эффективного изучения гамм на гитаре я рекомендую:

1. играть осознанно, т.е. четко знать, в каком ключе вы находитесь, сколько нот в ключе и какие ноты в этом ключе. Постарайтесь запомнить эти ноты и проверяйте себя через регулярные промежутки времени. Даже если в свободную минуту у вас нет под рукой инструмента, постарайтесь запомнить ключ и записать ноты. Это очень полезное упражнение. 2. играйте различные ритмические рисунки

Вот пример мелодии на гитаре, состоящей только из гамм:

Все гаммы на гитаре (список)

Ниже приведены гаммы для гитары во всех ключах. Они расположены в паре параллельных тембров в порядке сложения диад и тактов в цикле кварто-квинто. Для простоты я разместил аппликатуры, скопировал гитарные ноты с табулатурами и добавил звуки. Нажав на название, вы перейдете на отдельную страницу, где сможете посмотреть и послушать произведение.

Sharp

Бемо

Для чего нужна пентатоника

Знание гамм необходимо для сочинения грамотных и красивых сольных партий. Знание гамм также позволяет импровизировать в любом ключе. Для этого достаточно найти тонику, а затем выстроить нужную последовательность нот. Это особенно важно для гитаристов, которые хотят понять, как играть блюз, потому что большинство блюзов состоят из пентатонических мелодий.

Если вы знаете, как ноты располагаются на ладах, вы также можете составлять аккорды. Если вы знаете, какие ноты находятся в определенном ладу, то легко добавите нужные ступени и образуете любую полифонию, даже джазовые аккорды.

Немного истории

пентатоника 5 позиций

Неизвестно, какой народ первым разработал пентатоническую гамму. Структуры, напоминающие пентатонику или действительно являющиеся пентатоническими, встречаются в китайской и японской музыке, а также у народов Крайнего Севера России. Однако именно западные блюзовые музыканты популяризировали ее. Позже он стал основой всех направлений, производных от блюза — от классического ритм-энд-блюза до тяжелого рока и металла. Пентатонику использовали такие известные гитаристы, как Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.

пентатоника 5 позиций

Она используется и сегодня. Лучший пример — современная волна хэви-метала и тяжелого рока, где музыканты берут приемы и гармонические устройства классических песен, редактируют их и добавляют современное звучание. Следы пентатоники можно найти и в поп-музыке, особенно в акустических песнях известных поп-исполнителей. Конечно, она также используется в современном металле — особенно в стилях doom и stoner, которые взяли многие свои элементы из музыки 1980-х годов.

Читайте ещё:  Аккорд F без баррэ

Как строится?

Как и классические гаммы, пентатоника имеет 2 гармонических типа: мажорный и минорный. А пентатонические гаммы основаны на соответствующих диатонических последовательностях тонов. Проще рассмотреть это на примере мажора и параллельного ему минора.

Для лучшего понимания давайте сначала рассмотрим классические тональные последовательности: в мажоре — начиная с ноты С, в миноре — начиная с ноты А.

В мажорной гамме интервалы между III и IV ступенями (ноты E и F) и между VII и I ступенями (ноты B и C) — полутоны. В минорной гамме ноты те же, что и в мажоре, но расположены они в другом порядке (начиная с ноты Ля). Поэтому полутоновые интервалы между теми же парами нот (E-Fa и C-Do), конечно, сохраняются, только теперь они имеют совершенно другое количество ступеней:

  • ноты Ми и Фа являются V и VI ступенями соответственно;
  • ноты Си и До – II и III ступенями соответственно.

В пентатонике нет полутоновых ступеней между соседними нотами (они устраняются путем удаления 2 ступеней). Эти шаги есть (как мы только что выяснили):

  • в мажорной пентатонике – IV и VII ступени;
  • в минорной пентатонике – II и VI ступени.

Из двух пар нот в каждом ладу, те, которые не принадлежат тоническим трезвучиям (основным аккордам лада), конечно же, были устранены. В нашем примере (параллельные мажорные и минорные гаммы) были удалены ноты F и B. Таким образом, пентатонические последовательности мажора и минора выглядят следующим образом

Представлены ступени мажора и минора (смычковые ноты), удаленные из классических гамм, и то, что осталось, является именно пентатонической последовательностью этих ладов.

С помощью этой схемы можно создать и сыграть пентатонику в любой мажорной или минорной гамме, опустив лишние ноты с соответствующими номерами ступеней.

Боксы

Гитаристы для облегчения игры и импровизации разработали так называемые пентатонические боксы, которые представляют собой последовательность нот той или иной пентатонической гаммы, не превышающую 4 или 5 стоп, сыгранную на всех 6 струнах гитары. В учебном материале эти боксы часто представлены графически: схематическое изображение грифа гитары с татами и струнами. Позиции струн обозначаются на этих схемах кружками, иногда разного цвета, чтобы подчеркнуть звук или вспомогательные ноты, используемые в импровизации.

Существует 5 позиций пентатонического звона. Ниже приведены графические изображения этих позиций. Цветные круги на диаграммах обозначают тональность. В данном случае минорная пентатоника — это минорная пентатоника G (соль).

Как объединять боксы пентатоники

ВАЖНО!

В классической пентатонике каждый аккорд играется дважды. При объединении боксов эта схема не сохраняется.

На практике гитаристы редко играют весь бокс. В художественных целях музыканты комбинируют части из разных произведений. Это легко, потому что один бокс плавно переходит в другой. Посмотрите на следующий рисунок. Здесь показаны два аппликатурных расположения в ля-миноре. Боксы обведены синим цветом, а общие ноты — красным.

Читайте ещё:  Описание видов акустических гитар. Корпус гитары с акустической точки зрения.

Схема объединения боксов пентатоники

В табулатуре показан простой пример сочетания трех квадратов одной минорной гаммы. Переходы между квадратами играются легато и глиссандо.

Схема переходов между боксами пентатоники

Как играть пентатонику. Упражнения

Базис

Первое упражнение заключается в том, чтобы сыграть пентатонические квадраты для каждой клавиши. Это упражнение следует выполнять регулярно, пока вы не запомните все аппликатуры. Всегда работайте над мажорными и минорными ладами одновременно.

В табулатурах все ключевые ячейки даны для минорного и мажорного ключей.

Табулатура всех боксов в ре-мажореТабулатура всех боксов в ре-минор

Растяжка пальцев

Второе и третье упражнения предназначены для тренировки пальцев и растяжки. В «реальной жизни» пентатонический бокс почти никогда не играется целиком. Гитарист играет короткую фразу из одного блока, комбинирует ее с фразой из другого и так далее.

Это требует практики в растягивании пальцев и умения плавно перемещать руку по ладам.

Играйте следующую фразу, не меняя положения руки. Используйте легато.

Ключ — ля минор (Am).

Табулатура упражнения на растяжку пальцев

Смещение рук при игре

Играйте фразу равномерно над и под ладами. Играйте в такт с метрономом. Используйте приемы легато и глиссандо.

Ключ — ми минор (Em).

Табулатура упражнения

Позиционирование на грифе

Четвертое упражнение посвящено отработке позиции левой руки. Возьмите гриф с 5 нотами. Первые 3 играются в позиции 7 с легато. Используйте молоточек при. Затем переведите руку в позицию 12 и сыграйте оставшуюся часть счета. В конце добавьте вибрато. Так фраза будет звучать более сочно.

Ключ — ми минор (Em).

Табулатура упражнения

Обыгрывание нот

Следующие 2 упражнения направлены на игру в пентатонических ключах. Ключ фразы — си минор (Bm).

В упражнении 5 вы играете в одной позиции.

Табулатура упражнения

Обыгрывание со смещением

В упражнении 6 вы соединяете 2 квадрата.

Попробуйте сделать свою собственную вариацию этого упражнения.

Табулатура упражнения

Три бокса, три октавы

Упражнение 7 — это расширенная версия двух предыдущих. Во-первых, в нем используются 3 пентатонических квадрата. Во-вторых, в некоторых частях этой музыкальной фразы вам придется играть через струну.

Ключ — ля минор (Am).

Табулатура упражнения

Пе нтатоника

Пентатоника — отличный инструмент для блюзовых, джазовых и рок-музыкантов. Ее уникальность заключается в том, что она подходит практически к любой гармонии и вписывается во многие музыкальные ситуации и стили. Пентатоническая гамма состоит из пяти нот и очень удобна и понятна для пальцев на гитарном ладу.

Теоретически пентатоника — это шкала, состоящая из пяти нот (ступеней). Пентатоника может быть в мажорном и минорном ключе, а если к минорной и мажорной гамме добавить хроматизм, то получится так называемая «блюзовая пентатоника», которая имеет характерное блюзовое звучание.

Читайте ещё:  Бонго барабаны в Москве

Пять боксов минорной пентатоники

5 боксов минорной пентатоники

Минорная пентатоника основана на следующей схеме расположения тонов и полутонов:

В тональности ля минор ноты записываются следующим образом:

Ля До Ре Ми Со Ля

Как следует из названия, эти ноты используются в минорных аккордах.

Большинство гитаристов знакомы с первой позицией, но лишь немногие используют все пять. За второе место конкурируют 2-я и 4-я, а дальше все идет по нисходящей. Чтобы понять принцип, нужно покорить все лады пентатоники. Для тех, кто не понял сразу: Каждая позиция является продолжением предыдущей. Черные точки в каждой позиции — это тоника, которая является главной ступенью шкалы. Белые точки — это все остальные ноты шкалы.

Блюзовая пентатоника

Блюзовая или блюз-пентатоническая шкала — это та же пентатоническая шкала, но с дополнительной нотой, которая отстает от тоники на уменьшенную пятую, так что вместо пяти нот в шкале шесть — A, C, D, D диез, E и G. Звучание блюз-пентатонической ля-минорной шкалы показано ниже

блюзовая гамма для гитаристов

Эта гамма звучит очень по-блюзовому благодаря так называемой блюзовой ноте, которая в случае минорной пентатоники является ре-диез, но также популярна у рок-музыкантов.

Упражнения на основе блюзовой гаммы

В качестве упражнения, основанного на блюзовой гамме, вы можете использовать пассаж, очень похожий на пассаж в минорной пентатонике: сначала вверх, а затем вниз.

блюзовое упражнение на основе пентатоники

Заключение

Пентатоническая гамма — это не только хорошая гамма для отработки техники, но и отличная основа для импровизации, но об этом мы поговорим позже. А пока изучайте пентатонические и блюзовые гаммы, обращая особое внимание на четкость и ритм.

Немного истории

Трудно сказать, кто первым изобрел пентатонику. Структуры, похожие на эту гамму, можно найти в музыке Китая, Японии и народов крайнего севера нашей страны. Но именно западные музыканты популяризировали пентатонику. Со временем она стала использоваться в ритм-энд-блюзе и хард-роке. Многие гитаристы-виртуозы уже не представляют себе игру без этой техники.

В звуковых примерах вы можете играть следующие упражнения с метрономом или под фоновую музыку. Этот способ нравится всем, хотя играть пентатонику с аккомпанементом интереснее: это привносит в урок больше музыкальности, а также развивает вашу технику игры.

Применение пентатоники в разных стилях музыки

Анжеллитоническое звучание используется и сегодня. Например, в хэви-метале и хард-роке, где гитаристы используют гармонические принципы классических мелодий и сочетают их с современным звучанием. Поп-музыка не является исключением. Этот тип гаммы также используется в металле, который перенял элементы из мелодий 1980-х годов.

пентатонические карты

Ниже приведен полный список пентатонических гамм и гамм во всех существующих тональностях. В этих статьях подробно рассматриваются все тональные диапазоны, а также особые случаи отдельных клавиш. Используйте этот список, чтобы узнать больше о гаммах и сольной импровизации.

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий