Выжигание по дереву, известное также как пирография, это увлекательное занятие, которое привлекает как взрослых, так и детей. Преимуществом данного искусства является то, что его можно практиковать без необходимости покупать дорогостоящие материалы или инструменты. Все, что вам нужно — это качественный прибор для выжигания и простые деревянные дощечки или фанера.
Пирография, или рисование огнём: как выжигать по дереву
Наверняка, у вас в детстве были опыты с увеличительным стеклом? Вряд ли найдется хоть один представитель нашего поколения, который бы не пробовал выжигать узоры на дереве с помощью линзы, фокусируя солнечный свет. Также многие из нас помнят, как мальчики на уроках труда делали расписные доски в подарок своим мамам к 8 марта.
Пирография, или выжигание по дереву, сегодня переживает новый рост интереса. Это увлечение охватывает людей всех возрастов и помогает развить мелкую моторику, овладеть навыками работы с инструментами, а также способствует расслаблению и успокоению — как и любое творчество. Пирография заключается в создании изображений на деревянной поверхности с помощью раскаленного, в основном металлического, инструмента.
Процесс выжигания можно разделить на несколько техник:
- Контурная техника — это способ, при котором выжигаются только контуры рисунка и орнаменты, без заштриховки фона.
- Силуэтная техника — характеризуется темным фоном, на котором ярко выделяется светлый, незакрашенный рисунок.
- Художественная техника — предполагает использование градиентов, реалистичных переходов света и тени, а также тщательную проработку мелких деталей изображения. Умение рисовать графику от руки будет очень полезно для этого типа пирографии.
Краткий экскурс в историю
Рисование огнём — это древнее искусство. Археологи в Перу находили изображения, созданные таким методом, возраст которых составляет примерно 2700 лет. В России пирография известна с IX века, когда использовалась для украшения различных предметов, таких как игрушки, сундуки, шкатулки, ложки, ковши, мебель и даже жилища. Пирография получила широкое распространение в лесистых районах, где древесина была основным строительным материалом, а выжигание стало идеальным способом декорирования деревянных изделий.
Изначально пирография была достаточно трудоёмким процессом: раскалённые на открытом огне железные иглы или прутья быстро остывали, требуя частого нагрева. Вплоть до XIX века традиционный набор для пирографии включал печь с отверстиями для инструментов, котелок и несколько металлических прутьев с разными наконечниками и асбестовыми рукоятками для предотвращения ожогов. Англичане, где данное искусство приобрело особую популярность, называли его «рисованием горячей кочергой».
Художники иногда нанимали помощников, которые бы подавали им инструменты из печи. Известные мастера, такие как Альбрехт Дюрер, Пабло Пикассо, Рембрандт и даже писатель Виктор Гюго, увлекались этим видом творчества. Однако, выжигание редко становилось основным ремеслом, так как выполнение заказов занимало много времени. Некоторые мастера довели технику до совершенства, подбирая идеальную температуру кочерги для получения светлых и тёмных оттенков линий. В викторианскую эпоху произошли изменения в оборудовании: появились пирографы, работающие на газовых, спиртовых и керосиновых горелках, которые запускались при помощи груш. Эти устройства стали доступны даже для женщин, что увеличило популярность рисования огнём.
С началом XX века был изобретен электрический выжигатель, который хоть и имел громоздкие конструкции и склонен к перегреву, был гораздо более эффективным по сравнению со всеми предыдущими вариантами. В 1962 году пятнадцатилетний мальчик усовершенствовал прибор, доведя его до современного вида.
Инструменты и материалы
Для пирографии вам потребуется специальное оборудование — электровыжигатель с пером (жалом), выполненным из нихрома или латуни, или паяльниковый выжигатель. Чем же отличаются эти устройства?
Петельные пирографы — это конструкции, состоящие из коробки с трансформатором и ручки с проволочной петлей.
- Быстро нагреваются до нужной температуры, но так же быстро остывают.
- Уровень их нагрева регулируется.
- В комплект входят сменные петли различных форм и размеров.
- Удобны в использовании.
- Процесс выжигания осуществляется относительно быстро.
Однако недостатками этого типа выжигателей являются быстрое изнашивание насадок, сложность их замены, а также необходимость частых перерывов из-за быстрого остывания петли. Результаты работы часто имеют пунктирный вид, поскольку провести непрерывную линию бывает непросто.
Паяльниковые выжигатели выглядят и функционируют аналогично обычным паяльникам. Устройства представляют собой толстую ручку с жалом на конце.
- Медленно нагреваются, но долго удерживают рабочую температуру.
- Предлагают разнообразие сменных насадок, надежны и долговечны.
- Насадки можно легко менять даже во время процесса работы.
- Позволяют создавать рисунки с полностью закрашенными участками, тенями и переходами, а также проводить сплошные линии различной толщины.
Недостаток: если паяльниковый пирограф выходит из строя, вам придется приобретать новый. Кроме того, температура и мощность прибора фиксированы, что замедляет процесс работы. Тем не менее, несмотря на тип устройства, с усердием и усердной практикой можно научиться создавать подлинные шедевры.
Что касается материалов, лучшим выбором будут фанера, МДФ-плиты или пластины из древесины тополя, осины, ольхи, липы, каштана, кедра и вишни. Важно убедиться, что древесина полностью сухая, светлая и гладкая, не имеет сучков или глазков.
Не используйте древесину, имеющую какие-либо покрытие, такие как лак или краска, поскольку это может привести к отравлению ядовитыми испарениями или вызвать возгорание.
Для работы также необходимы:
- мелкозернистая наждачная бумага;
- копировальная бумага черного цвета;
- острый твердый карандаш;
- плоскогубцы;
- подставка для пирографа;
- малярный скотч;
- краски и лак, кисти для финишной отделки;
- сухая чистая тряпка и старое махровое полотенце.
Лучше всего начинать изучение пирографии с готовых наборов для творчества, в которых есть все необходимые элементы, кроме самого прибора — и вы получите отличный результат.
Техники и способы выжигания
Контурная техника. Если вы только начинаете свои шаги в пирографии, то это, безусловно, лучший выбор. Рисунок создается путем выжигания только по основным линиям, что делает процесс простым и понятным. В этой технике также выполняются надписи и штриховка.
Силуэтная техника. Изображение создается путем выжигания фона, оставляя контуры рисунка чистыми. Это создает привлекательный контраст.
Художественная техника представляет собой комбинированный подход, используя как контурную, так и силуэтную техники. Результат может быть весьма сложным, отлично передавая перспективу и тщательно прорабатывая детали. Умение рисовать карандашом здесь играет важную роль, поэтому стоит начинать с простых геометрических форм, уделяя внимание светотеням, объему и глубине.
Кроме традиционного выжигания с помощью электрического пирографа, существуют и другие интересные методы:
- Выжигание с помощью кислоты: на деревянную поверхность наносят тонкий слой воска, затем наносится контур, который протравливается химикатами.
- Пиротипия: рисунок наносится на поверхность с помощью раскаленного штампа, при этом чем сильнее нажатие, тем четче получается отпечаток.
- Использование электроразряда: изображение рисуется электролитами, после чего по линиям пропускается электроток.
- Лазерное выжигание: позволяет создать сложные и чёткие изображения с помощью компьютерного управления.
- Солнечное выжигание: это самый старинный, но трудоемкий метод. Солнечные лучи фокусируются с помощью лупы и направляются на фанеру. Качество рисунка может быть довольно низким.
Что необходимо?
Две основные составляющие пирографии — это инструмент для выжигания и деревянные заготовки. Вы можете использовать обычный паяльник в качестве выжигательного устройства, однако специальный пирограф дает лучшие результаты. Удобнее всего работать с устройством, оформленным в виде ручки, который позволяет легко создавать изображения по шаблону или самостоятельно. Различные насадки, входящие в комплект, предоставляют возможность должным образом варьировать оттенки, толщину и форму линий. Желательно, чтобы жала были выполнены из латуни, а толщина ручки выжигателя была комфортной для пользователя.
В качестве основы подойдут небольшие фанерные фрагменты или деревянные дощечки, которые легко изготовить самостоятельно или приобрести в магазинах.
Новички должны начинать с заготовок из светлой древесины, тщательно отшлифованной и очищенной от сучков. Например, это могут быть березовые, липовые или ольховые материалы. Также подойдут более доступные фанерные доски, которые легко обрабатывать.
Собравшись с опытом, можно переходить к работе с древесиной с неоднородной структурой. Стоит отметить, что для начинающих есть специальные наборы — это заготовки с уже нанесёнными рисунками, которые останется только выжечь.
Обзор видов
Существует три основных способа выжигания по дереву.
Контурное
Контурное выжигание является основой пирографии. Начинающие художники подходят к плоскостным рисункам, постепенно усложняя свои работы за счет добавления рельефов или фона. Изображение возникает под воздействием кончика насадки, причем важно, чтобы рука имела поддержку. Этот процесс весьма схож с рисованием карандашом, что делает его идеальным для начинающих мастеров. Для твердых пород древесины требуется более глубокая обработка, тогда как мягкие деревья можно прожигать гораздо быстрее. Линии должны быть ровными и аккуратными, помимо этого процесс не должен включать случайные точки.
Художественное
Художественное выжигание считается наиболее сложной техникой пирографии, так как сочетает в себе как контурное, так и силуэтное выжигание. Для этого подхода крайне важно наличие схемы, которая учитывала бы перспективу, тени и свет.
Силуэтное
Силуэтное выжигание позволяет создавать светлый рисунок, окружённый темным фоном. Самые простые изображения достигаются путем равномерной обработки, однако некоторые требуют и использования принципов светотехники. Процесс работы осуществляется специальным наконечником с расклепанным и отшлифованным концом. Игла жала всегда должна двигаться вдоль волокон древесины, что обеспечивает создание гладкой и однородной темной поверхности. Чтобы добиться эффектных переходов оттенков, необходимо менять температуру накаливания наконечника или варьировать давление и продолжительность обработки.
Подготовка рабочего места
Для начала вам нужен только пирограф и набор для выжигания, состоящий из дощечек и эскизов. Если вы решите заниматься пирографией более серьезно, в вашем арсенале могут появиться ножовка или лобзик, круглогубцы, плоскогубцы, кусачки, отвертка, наждачная бумага, проволочная щетка для чистки пера, линейка, карандаши, ластик, клейкая лента, копирка, шаблоны и другие инструменты. Однако новички не должны спешить, и достаточно будет хорошего рабочего стола, увлажнителя или настольной лампы для освещения, полотенца (или валика для поддержки запястья) и респиратора, чтобы обеспечить комфортные условия для работы.
Также полезным будет вентилятор, который защитит ваши легкие от пыли, поскольку процесс выжигания всегда связан с выделением частиц.
Не забывайте, что свет должен падать на рабочую поверхность под острым углом. Это позволит вам четко видеть едва заметные тени, которые отбрасывают древесные волокна, и оценивать визуальные результаты штриховки во время работы.
Мастер-класс по выжиганию
Если всё подготовлено к работе, можно приступать к творческому процессу. Начните с подготовки дощечки: зашлифуйте её мелкой шкуркой, а затем, для улучшения поверхности, натрите ее смесью воды и мела, чтобы она высохла, так как на сухой поверхности будет легче работать.
- Перенесите на сухую панель выбранный эскиз (вы можете использовать копировальную бумагу или трафарет).
- Включите пирограф, соблюдая указания по технике безопасности. Дождитесь, пока перо прибора нагреется и станет красным.
- Убедитесь, что доска расположена так, чтобы работа с пирографом была максимально удобной. С одинаковым нажимом проведите пером по контурам и элементам рисунка, чтобы создать выразительные темно-коричневые линии.
- Начинайте выжигание с внешних контуров, а затем перейдите к основной части рисунка. Второстепенные элементы обрабатывайте в последнюю очередь. Если рисунок сложный, разделите его на части и работайте над каждой поочередно, избегая перескакиваний с одной части на другую.
- Процесс выжигания завершится, когда все линии и детали рисунка будут обработаны. После того как эскиз станет законченным изображением, можете отключить прибор.
- Не забывайте менять насадки, если это требуется для рисунка. Не бойтесь частой смены насадок: это позволит быстро освоить выжигание, научит анализировать результаты и познакомит с возможностями пирографа.
- Если вы хотите сделать комбинированную работу, ее можно дополнительно украсить акварелью или покрыть бесцветным лаком.
В видео ниже вы можете увидеть процесс выжигания шаг за шагом, начиная от переноса рисунка и заканчивая полной детализацией работы.
Перед тем, как начать выжигание, убедитесь, что вы хорошо понимаете функциональность пирографа. Нагрейте паяльный элемент до нужной температуры (современные устройства обычно имеют индикаторы температуры).
- На первых уроках выжигания попробуйте делать штрихи и линии различной толщины, регулируя степень прожига;
- Для получения тонкой линии двигайте ручку пирографа быстро, приложив небольшое усилие;
- Для создания красивых толстых штрихов используйте медленное выжигание;
- Интенсивность цвета можно регулировать изменением температуры пера, однако не стоит перебарщивать с нагревом, чтобы избежать перегорания жилы.
В учебниках по пирографии часто указывают, что выжигание по дереву — это что-то между рисованием и гравировкой. Однако здесь больше гравировальных аспектов. Новички, практикуясь с современными безопасными устройствами, довольно быстро понимают, что легкие и несложные пирографы недостаточны для реализации всех задумок. В то время как работы, выполненные 20-40 лет назад, выглядят более впечатляющими, поскольку инструменты тех времен хоть и были менее безопасными, но гораздо более функциональными. Лучше всего приобретать выжигатели, с точки зрения надежности и эффективности, советского образца и отечественного производства.
Важные моменты для новичка
- С первых же уроков выжигания следует практиковаться с различной толщиной линий и регулировать интенсивность прожига.
- Чтобы достичь тонкой и аккуратной линии, нужно двигать ручку выжигателя быстро, с равномерным нажимом и без излишнего давления.
- Для создания красивых толстых линий необходимо использовать медленное выжигание.
- Интенсивность оттенков нужно регулировать изменением температуры пера. Следует избегать слишком высокой температуры, так как это может привести к преждевременному перегоранию жала.
- Рекомендуется выбирать простые изображения для первых работ, чтобы результат был удовлетворительным, и мотивация для дальнейшего творчества оставалась на высоком уровне.
Часто упоминают, что выжигание по дереву — это промежуточная ступень между рисованием и гравировкой. В этом есть правда, однако гравировальных элементов в данном искусстве значительно больше. Молодые мастера, начинающие свою практику с использованием современного оборудования, вскоре осознают, что китайские стеклянные пирографы часто не способны реализовать все задумки. Работы, созданные 20-40 лет назад, смотрятся более убедительно, даже если устройства того времени были громоздкими и весьма опасными. Поэтому всё-таки рекомендуется использовать более опытные выжигатели, родом из советской эпохи.
Способы оформления готовых работ
Чаще всего естественная текстура дерева становится лучшим вариантом для оформления. При желании можно лишь покрыть её лаком для выделения текстуры.
Существуют и другие варианты: можно добавить узорную рамку (которая станет частью самой картины), использовать контур спила дерева (если выжигание было выполнено на самом спиле дерева), различные рамки или багеты, а также самодельные рамочки из ПВХ-плинтусов и тому подобное.
Не торопитесь и действуйте постепенно, следуя принципу от простого к сложному, не бойтесь делать ошибки и оставайтесь снисходительными к собственному творчеству. Выжигание по дереву — это интересно и увлекательно, и вправе считаться одним из популярных видов творчества, ранжируемых по своей разнообразности и привлекательности.