Готический стиль в архитектуре: простыми словами. Что такое готика.

Считаете ли вы, что готический архитектурный стиль — это нечто чудовищное? Напишите свое мнение в комментариях. Есть ли поблизости от вас готическая архитектура? Поделитесь своими знаниями с друзьями в социальных сетях. Оцените статью, выбрав количество звезд ниже.

Готика: от Средневековья до наших дней

Легенда гласит, что в 13 веке Папа Римский спросил Рафаэля, как идет строительство собора Святого Петра, и тот описал здание как «готическое»: варварское, лишенное настоящей эстетики. В то время знаменитый мастер даже не подозревал, что его имя принадлежит одному из величайших стилей в истории человечества.

Первоначально (XII-XV века) стиль существовал исключительно в архитектуре. Готический стиль в интерьерах появился гораздо позже, с периодом историзма (конец XIX века). В то время дворяне Великобритании, Германии и других европейских стран были увлечены модой на строительство поместий в неоготическом стиле.

Готический стиль возник в середине XII века. Век в Северной Франции. Первое готическое здание было построено в Париже. Между 1136 и 1140 годами аббат Сугерий построил два проема нефа аббатства Сен-Дени. Настоятель считал, что церковь — это корабль, символизирующий вселенную. Колонны из светлого мрамора напоминают мачты, вздымающиеся вверх, а плавные линии под куполами — паруса, натянутые ветром.

Архитекторы Средневековья достигли немыслимых высот в искусстве использования солнечного и рассеянного света.

В отличие от романских соборов, готические соборы имели множество больших и богато украшенных витражей. А сами окна были превращены в сверкающие панели из цветного стекла, призванные поразить прихожан изображениями библейских сцен.

Богословы даже приписывали витражам способность просветлять человеческую душу и отгонять зло.

Дизайнеры того времени уделяли большое внимание освещению. Для них было важно сохранить каждую частицу света, чтобы сделать каменный собор воздушным и невесомым.

Прекрасным примером является кружево Руанского собора в Нормандии.

В пасмурные дни витиеватые силуэты готических соборов, бесчисленные башни, башенки, фигуры и шпили выглядят в тусклом и рассеянном свете. Возникает мрачная и величественная картина.

Особенности интерьера

Особенностью готических зданий является арка, которая была изобретена в XI веке. Он был изобретен во время строительства английского собора в Дареме. Стена была сложена, как ствол дерева, со множеством ветвей, одна арка упиралась в другую, купол покоился на плечах навеса. Промежуточные опоры, тяжелые крыши, ограничивавшие объем зданий, были больше не нужны.

В эпоху историзма в 1940-х годах интерес к готике возродился в Великобритании. Неоготика стала «официально» национальным стилем Великобритании благодаря Огастусу Пьюджину, знатоку и энтузиасту этого направления. Он восстановил Британский парламент, который сгорел в 1834 году.

В США первым неоготическим зданием стала церковь Тринити.

Неоготика постепенно превратилась в подстиль «готика колледжа», характерный для студенческих городков.

Неоготика распространилась и в Германии, где после революции 1848-1849 годов активно возрождались средневековые здания, такие как Кельнский собор.

Помимо восстановления старых готических соборов, были возведены и светские здания в неоготическом стиле.

Впечатляющими примерами являются ратуши Мюнхена и Берлина, а также уникальный Шпайхерштадт в Гамбурге.

Во Франции и Италии неоготика понималась скорее как призыв к восстановлению и сохранению уже средневековых зданий в готическом стиле.

В Париже, например, собор стал объектом внимания после публикации романа Виктора Гюго «Нотр-Дам де Пари», а в Италии самым амбициозным проектом неоготического движения стало строительство фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Одним из ключевых моментов в развитии неоготики стало появление готического стиля в оформлении интерьеров.

В 1795 году Уильям Бекфорд начал строительство внушительного поместья аббатства Фонтхилл в Уилтшире с 90-метровой восьмиугольной башней.

В течение 30 лет он трижды разрушался, но особняк Бекфорда оставил неизгладимое впечатление на современников.

Европейская знать с энтузиазмом восприняла эту идею и начала строить свои собственные особняки в том же стиле. В дизайне зданий сохранены основные принципы средневековой архитектуры, а интерьеры призваны создать впечатление пребывания в рыцарском замке.

Готический стиль в архитектуре: история

Развитие готического стиля в архитектуре можно разделить на три этапа:

  1. ранняя готика -12 век;
  2. высокая (зрелая) с пиком в 13 веке;
  3. пламенеющая (поздняя) с расцветом в 14-15 веках.

1135 год можно считать рождением готического стиля. Архиепископ Санса в Бургундии решил построить новую церковь на месте старой романской церкви, в которой выступающие ребра купола были декоративными. В новом соборе выступающие ребра служили в качестве несущей конструкции одновременно с арками.

Примерно в это же время начались работы по реконструкции собора Сен-Дени под Парижем, места захоронения французских королей. В проекте использовались элементы нового стиля, заимствованные у собора Санса. Это стало началом распространения готики как французского стиля в соседних регионах (Западной и Центральной Европе), а также в Сирии, на Родосе и Кипре.

Как ни странно, Германия приняла этот стиль позже других стран, хотя свое название она получила от названия племен, живших на ее территории: готы.

Готический стиль в архитектуре: элементы

Готический стиль можно узнать по аркам, полосам, контрфорсам и архитравам. В двухминутном видеоролике показано, что это за элементы.

Каркасная система готической архитектуры является характерной чертой этого стиля. Характеристики

  • высокие арки и своды, стремящиеся ввысь в форме стрел, дуг и крестов,
  • наружные полуарки, передающие нагрузку за пределы основного здания (аркбутаны),
  • вертикальные конструкции, принимающие на себя эту нагрузку (контрфорсы),
  • узорчатые мозаичные окна.

Готический стиль в архитектуре: элементы

Французские искусствоведы XIX века пытались классифицировать готические стили на основе последних. Термин rayonnant (французский: лучезарный) был придуман для описания сияющих лучей из окон в форме розы. Его используют историки современного искусства.

Уделите некоторое время более детальному изучению готических куполов на примере Торрес де Серранос в Испании (Валенсия):

Строительство

Строительство великолепных готических зданий было невозможно без железных инструментов, пил, блоков и больших колес для подъема материалов наверх. Необходимо было наличие свинца, плитами которого покрывали крыши. Все эти условия стали возможны в Европе в XII веке.

Огромные священные здания требовали камней, которые часто доставлялись из далеких каменоломен. Процесс строительства готических шедевров занял сотни лет. Мы можем увидеть его на картинах средневековых художников Яна ван Эйка и Питера Брейгеля Старшего.

Архитектура

Готический стиль проявился в основном в архитектуре церквей, соборов, костелов и монастырей. Он был разработан на основе романской, а точнее бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, готический стиль характеризуется остроконечными арками, узкими и высокими башнями и колоннами, богато украшенными фасадами с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и разноцветными окнами. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль.

Готическая архитектура делится на три этапа: ранняя готика, зрелая (высокая готика) и поздняя готика.

Церковь Сен-Дени, построенная по проекту аббата Сугера, считается первым готическим зданием. Во время строительства многие колонны и внутренние стены были удалены, что придало церкви более изящный вид, чем романские «замки Бога». Часовня Сен-Шапель в Париже служила образцом в большинстве случаев.

Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западной, Центральной и Южной Европе — Германии, Англии и т.д. В Италии он господствовал в течение короткого времени и быстро уступил место Ренессансу как «варварский стиль»; а поскольку он пришел из Германии, его до сих пор называют «stile tedesco» — немецкий стиль.

Читайте ещё:  Стиль ретро что такое ретро. Что такое ретро.

С приходом эпохи Возрождения к северу и западу от Альп в начале 16 века готика утратила свое значение.

Почти вся архитектура готических соборов во многом обязана важному изобретению этого периода, а именно новому методу строительства скелета, который делает эти соборы легко узнаваемыми.

Система аркбутанов и контрфорсов

Романские соборы и церкви обычно имели цилиндрический купол, поддерживаемый массивными, толстыми стенами, что неизбежно уменьшало объем здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что это диктовало малое количество окон и их небольшие размеры. С появлением крестового свода, системы колонн, арок и контрфорсов, соборы приобрели вид огромных фантастических сооружений.

Основной принцип конструкции заключается в следующем: Купол больше не поддерживается стенами (как в романских зданиях), но давление поперечного купола передается на колонны через арки и ребра, а боковое давление воспринимается арками и колоннами. Это новшество позволило значительно упростить конструкцию, перераспределив нагрузки, а стены стали простой, легкой «оболочкой», толщина которой уже не влияла на общую несущую способность здания, так что многие окна и фрески уступили место искусству витражей и скульптуры в отсутствие стен.

Кроме того, в готический период во всех куполах использовался тип копья, который также уменьшал боковые расстояния и позволял направлять большую часть давления купола на опору. Арки, которые по мере развития готической архитектуры становились все более длинными и остроконечными, выражали главную идею готической архитектуры — идею храма, устремленного ввысь.

Коронка часто устанавливалась на контрфорс вместо коробовой арки. Пинакли — это башни, которые заканчиваются остроконечными шпилями и часто имели структурное значение. Возможно, это были просто декоративные элементы, но даже в период зрелой готической архитектуры они играли активную роль в формировании образа собора.

Изобразительное искусство

Скульптура

Скульптура играла важную роль в формировании образа готического собора. Во Франции им украшали в основном наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от основания до вершин, населяют полноценный готический собор.

Отношения между скульптурой и архитектурой в готическом искусстве отличаются от романских. Как правило, готическая скульптура гораздо более независима. Она не подчинена плоскости стены и тем более раме, как это было в романском искусстве. В готический период активно развивается круглая монументальная скульптура. Но в то же время готическая скульптура — это неотъемлемая часть всего собора, это часть архитектурной формы, потому что вместе с архитектурными элементами она выражает восходящее движение здания, его тектонический смысл. Благодаря импульсивной игре света и тени, она оживляет и одухотворяет архитектурную массу и побуждает к взаимодействию с окружающей средой в воздухе.

Скульптура поздней готики испытала сильное влияние итальянского искусства. Около 1400 г. Клаус Слутер создал множество важных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, таких как Дева на фасаде церкви Погребения Филиппа, Картуш в Шаммоле близ Дижона, стены Фигураций 1385 г. или фигуры фонтана Мозе (1395-1404). В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера, Вейта Штосса и Адама Крафта.

Живопись

Готика в живописи развивалась через несколько десятилетий после появления стилистических элементов в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 года, в Германии — в 1220-х годах, а в Италии — не позднее 1300 года.

Неизвестный художник. Иоанн Добрый (1359), один из первых сохранившихся готических портретов.

Одним из основных направлений в готической живописи были витражи, которые постепенно вытеснили фрески. Техника витражей осталась той же, что и в предыдущий период, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочнее, а сюжеты сложнее — помимо картин с религиозными мотивами, появились витражи с бытовой тематикой. Помимо витражей, витражи можно было использовать не только с цветом, но и без цвета.

Готический период также стал расцветом миниатюрных книг. С появлением светской литературы (рыцарских романов и т.д.) расширился круг иллюстрированных рукописей, а также богато иллюстрированных часословов и гимнов для домашнего использования. Художники стали стремиться к детальному воспроизведению природы. Наиболее значительными представителями готической миниатюрной книжной иллюстрации были братья Лимбурги, миниатюристы при дворе герцога Беррийского, которые создали знаменитую «Великолепную книгу часов герцога Беррийского» (ок. 1411-1416 гг.).

Развивался жанр портрета — вместо условно абстрактного подобия модели художник создавал образ, наделенный индивидуальными, специфическими качествами, присущими конкретному человеку 1 .

Почти тысячелетнее господство византийских правил в изобразительном искусстве подходит к концу. В своем цикле фресок в капелле Скровеньи Джотто изображает людей в профиль, помещая фигуры на переднем плане спиной к зрителю, тем самым нарушая табу византийской живописи на принятие точки зрения, отличной от фронтальной. Он заставляет свои фигуры жестикулировать и создает пространство, в котором движутся люди. Новаторство Джотто также проявляется в его обращении к человеческим эмоциям.

Декоративно-прикладное искусство

Позднее Средневековье характеризуется расцветом городской цивилизации, торговли и ремесел. С середины 13 века началось строительство светских зданий — ратуш, рынков, гильдий и роскошных дворянских замков. Все элементы экстерьера и интерьера зданий повторяли готическую архитектурную форму. Одним из крупнейших европейских замков этого периода является Авиньонский папский дворец (1334 — 1364 гг.), убранство которого, как и других средневековых интерьеров, сохранилось лишь частично. Примечательны фрески «перголы», изображающие сцены охоты и рыбалки, созданные под руководством Маттео Джованетти. Искусство ткачества, пришедшее через мусульманский Восток, сначала развивалось в Скандинавии и Германии. Здесь пергола не только украшала интерьер, но и служила защитой от сквозняков и изоляцией. С конца четырнадцатого века изготовление беседок превратилось в важнейшую отрасль искусства в Европе. Крупные фабрики были созданы в Париже, а позднее в Аррасе.2 Одним из самых важных произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия беседок с сюжетами из Апокалипсиса, так называемый Апокалипсис Анжера (1370 — 1375), выполненный по заказу Людовика I Анжерского. Подготовительные рисунки были выполнены брюггским миниатюристом Эннекеном, а моделями послужили миниатюры из комментария к Апокалипсису X века Беатуса Либанского. Работа была выполнена парижскими мастерами под руководством ткача Карла V Николя Батайля. Перголы сохраняют плоское изображение, подчеркнутое двухмерное изображение миниатюрного пространства схолий. Тема конфликта человека с силами зла подана в более широком тоне с сильным фольклорным фоном по сравнению с оригиналом.

Время крестовых походов привело к революции в вооружении. Европейцы узнали о свете и ковали сталь на Востоке. Тяжелая бензопила была заменена новым типом брони: Металлические детали, соединенные шарнирами, которые могли покрывать поверхность сложного контура, не ограничивая движения. Дизайн новых доспехов привел к появлению новых форм европейской одежды. Почти все известные сегодня методы резки были созданы в этот период. В отличие от более раннего свободного романтизма с «рубашками на рукавах», готическая мода проявлялась в сложном и облегающем крое одежды. Готическая одежда достигла своего пика в конце XIV-XV веков, когда мода, зародившаяся при бургундском дворе, распространилась по всей Европе. В XIV веке мужская одежда стала короче: длинные платья носили только пожилые люди, врачи и судьи. Узкая куртка (с конца XIV века Upeland), узкие брюки, короткий плащ — одежда воплощала эстетический идеал того времени — образ стройного молодого человека, мужественного джентльмена. В женской одежде юбка отделена от лифа. Ширина юбки увеличивается за счет дополнительных вставок из ткани. Верхняя часть костюма состоит из узкого лифа с узкими длинными рукавами и треугольным вырезом в области груди и спины. Тело женщины повернуто назад, образуя S-образный силуэт, так называемый «готический изгиб». Как и архитектура эпохи, готическая одежда была вертикальной: отрезные края верхних рукавов, заостренные манжеты, ластовицы, богато украшенные головные уборы, удлиненные топы (атуры) и остроносые сапоги подчеркивали эту тенденцию. Самым популярным и дорогим цветом был желтый, который считался мужским.

Читайте ещё:  Создаем образ современной Лолиты. Платье в стиле лолита.

Модные веяния средневековой Европы

Готический стиль, так глубоко укоренившийся в архитектуре, скульптуре и живописи, мог быть отражен только в одежде позднего Средневековья. Однако во времена развития готического стиля существовали сильные классовые различия между людьми, поэтому одежда феодалов, простых горожан и крестьян значительно отличалась. Например, право носить шелк и длинные перья было закреплено только за представителями высших классов.

Мода готического Средневековья

Стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам было ярко выражено в готической одежде. С развитием готического стиля в средневековой моде стали использоваться обувь с удлиненными носками и остроконечные шляпы. В качестве материала был выбран бархат. Одежда была богато украшена лентами или цветочными орнаментами.

Готический стиль в мужской одежде имел два типа — короткий и обтягивающий или длинный и свободный.

Одежда знатных людей часто включала следующие элементы:

  • котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
  • блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
  • пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
  • нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.

Бургундские костюмы придворных

Женская одежда состояла из камэси (жилетка) и кота (вид платья). У кота был узкий верх, длинная, широкая юбка и шнуровка сбоку или сзади. Готические платья имели удлиненную талию и множество складок в передней части юбки. Дамы благородного происхождения имели хвост на юбке, и чем он был длиннее, тем выше был статус обладательницы.

Самым распространенным видом женского головного убора был горд. Он выглядел как трубка из ткани, которая доходила до земли и имела прорезь сзади.

Рассматривая культурное развитие западноевропейских стран в готический период, можно выделить следующие характеристики:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Клаус Слютер - готический деятель

Предшественником готического архитектурного стиля является аббатство Сугерий. Будучи настоятелем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую к тому времени аббатскую церковь в невиданном ранее стиле. Реконструированная церковь содержала все важные технические и эстетические элементы движения, позже названного готическим.

Когда речь заходит о личностях, внесших вклад в развитие готической культуры, необходимо упомянуть Клауса Шлютера. Одна из самых известных его работ — скульптура «Фонтан Моисея». Он имеет форму шестиугольной подножия Распятия, окруженного монументальными статуями ветхозаветных пророков. По углам комплекса стоят скульптуры скорбящих ангелов. В творчестве Шлютера сильно влияние готического натурализма и монументальности. Его фигуры скульптурны и близки к природе.

Миниатюрные книги — еще один вид подлинного готического искусства. Яркими представителями этого жанра являются братья Лимбург. Их миниатюры были не только чрезвычайно реалистичными и объемными, но и поэтичным и правдивым отображением повседневной жизни и природы.

Ламинат brilliant — это современный материал в классических цветах.

Читайте здесь о цветах, типах и свойствах обоев и о том, как их сочетать.

Дизайн кухни в стиле Прованс: https://trendsdesign.ru/home/liv/provans-legkaya-kuxnya-v-firmennom-francuzskom-stile.html

Видео-обзор о достопримечательностях в готическом стиле

Готический стиль обозначает целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к этому направлению стал возможен не только благодаря изменениям в эстетическом восприятии, но и благодаря развитию науки и техники. В целом, готический стиль характеризуется особой монументальностью, которая стремится к возвышенности. Но эта тенденция пока не отличается особой изысканностью и роскошью. Хотя искусство отражает повседневные сцены, религиозные темы продолжают доминировать.

Это можно увидеть и в других исторических стилях, например, в стиле античности. Дальнейшее развитие стилей, определяющих роскошь и богатство, можно увидеть в стилях барокко и викторианской эпохи.

Рекомендуем также нашу статью о том, что такое ампир и рококо в искусстве.

Основные элементы стиля: каркасы, арки и своды

Самой простой формой готического здания является звездчатый купол. Он был заказан в то время, когда возникла необходимость в создании большой квадратной крыши и укреплении конструкции. К поперечному куполу также были добавлены ребра и ригели.

При строительстве Эксетерского собора использовалась технология воздвижения веерных сводов

ФОТО: pp.userapi.com Техника купола была использована при строительстве Эксетерского собора.

Синтетическая основа для куполов была разработана строителем собора Святого Вита в четырнадцатом веке. Позже звездчатые и решетчатые купола широко использовались в английской готической архитектуре.

Большие соборы имели купола высотой в один или два этажа, чтобы создать надежную конструкцию. Двухнефная система была наиболее распространена при строительстве пятинефных соборов.

Контрфорсы и аркбутаны – основные элементы каркасной системы

ФОТО: farm6.staticflickr.com Скамейки и арки — основные элементы каркасной системы.

Собор Святого Мунго в Великобритании имеет ярко выраженную каркасную систему

ФОТО: pro-travel.com Собор Святого Мунго в Великобритании имеет собственную систему каркасов.

Мозаичные окна в готической архитектуре

Витражи — главная особенность готических соборов. Они использовались для закрытия проемов, обеспечения светопропускания, а также выполняли декоративную функцию. Во многих зданиях можно увидеть витражи с христианскими мотивами.

Витраж собора в Страсбурге выполнен в виде «розы»

ФОТО: travelpast50.com Витраж в соборе в Страсбурге.

Сложные витражи с изображениями Святых – важнейшая особенность готического стиля

ФОТО: 2.bp.blogspot.com Важной особенностью готического периода являются богато украшенные витражи с изображениями святых.

Свет, проникая через цветные стёкла, создаёт красивую полутень в помещениях

ФОТО: img-fotki.yandex.ru Свет, падающий сквозь цветное стекло, создает в комнатах красивый полумрак

В эпоху Возрождения для создания витражей использовался специальный процесс: Ремесленники вырезали предварительно окрашенное стекло, чтобы создать красивое изображение на бытовую или религиозную тему.

Витражная «роза» собора Парижской Богоматери – одна из самых впечатляющих конструкций в мире

ФОТО: 1.bp.blogspot.com «Роза» Нотр-Дам де Пари — один из самых впечатляющих витражей в мире.

В некоторых соборах витражи могут занимать почти всю стену

ФОТО: informburo.kz В некоторых соборах витражи могут занимать почти целую стену

Технология строительства аркбутанов, контрфорсов и порталов

Каждое готическое здание имеет фиксированный каркас. Основное назначение каркаса — укрепление здания и снятие нагрузки с тяжелых потолков и стен. После создания каркасной конструкции средневековые мастера смогли построить высокие соборы необычной формы.

Наиболее важные элементы каркаса:

  • аркбутаны;
  • контрфорсы;
  • нервюры.

Рамы стали равномерно располагать по периметру здания, придавая готическим церквям запоминающийся «скелет» и надежную опору. Ребристые купола имели много преимуществ: они сокращали время строительства, пропускали больше света внутрь здания и объединяли все помещения церкви в одно целое.

Аркбутаны – сложные опорные конструкции, без которых массивные стены соборов рассыпались бы ещё в момент их возведения

Фото: upload.wikimedia.org Церковные купола — это сложные несущие конструкции, без которых массивные стены соборов обрушились бы еще во время строительства.

Снаружи готические соборы были укреплены архитравами — каменными арками, которые передают давление от нефов к опорам.

Читайте ещё:  Как отличить оригинальные кеды Converse от подделки. Как отличить кеды конверс оригинал от подделки.

Акбутаны и пинакль дополнительно украшали красивой резьбой

ФОТО: mif-medyza.ru Арки и крыши были дополнительно украшены красивыми скульптурами.

Другим архитектурным элементом является контрфорс. Это вертикальная конструкция, которая располагается напротив куполов и своим весом снимает с них часть нагрузки.

Многоуровневые порталы делают вход в здание заметным

ФОТО: static.tildacdn.com Многоуровневые ворота делают вход заметным

Портал содержит несколько архитектурных элементов: карниз, барельеф, пилястры, орнамент, колонны

ФОТО: upload.wikimedia.org Ворота содержат различные архитектурные элементы: карнизы, рельефы, пилястры, декоративные элементы, колонны.

Поздняя готика

Распространение Черной смерти, страшной эпидемии чумы, опустошившей Западную Европу в середине XIV века, привело к остановке строительных работ. Для готической эстетики были характерны религиозные взгляды и повышенная духовность. С другой стороны, эпидемия Черной смерти посеяла хаос как в религиозной, так и в общественной жизни. Боязливые пасторы могли только предлагать молитвы и покаяние за грехи (бичевание). Среди городов, наиболее пострадавших от эпидемии, была папская столица Авиньон.

Готика. Готический стиль. Готическая архитектура

Готическая резиденция Папы Римского в Авиньоне на юге Франции.

После того как болезнь отступила в Европе, наступил период поздней или пламенной готики, своего рода маньеризма, сопровождавшегося удлинением пропорций и дальнейшим разрушением декора. В Пиренеях этот тип готической архитектуры принял форму Мануэлино (в Португалии) и Исабелино (в Кастилии).

Реакция против готики

Ни один другой период в развитии европейской архитектуры не является столь противоречивым в плане оценок, которые варьируются от неприятия и осуждения до безоговорочного восхищения и попыток возродить его в качестве национального наследия. Осуждение и презрение к готике пришло в Италию эпохи Возрождения, которая очень богата античным наследием. Памятники античности стали отправной точкой для формирования мировоззрения итальянских художников того времени. Но и в последующие века после Ренессанса готическая архитектура не исчезла с горизонта западноевропейской культуры.

Готика. Готический стиль. Готическая архитектура

Англичанин Кристофер Рен построил полуготическую башню Тома в Оксфорде еще в 1682 году.

Итальянские теоретики архитектуры Кватроченто — Леон Баттиста Альберти и Антонио Филаре — написали трактаты, воспевающие древнеримскую архитектуру. Однако все иллюстрации Филарета в трактатах представляют собой компромиссное сочетание готических элементов и античных заимствований. Техника готической архитектуры была разработана Чезаре Чезарино в его комментарии к «Десяти книгам по архитектуре» Витрувия из Рима в 1521 году, в котором он также подробно описал готические здания, такие как Миланский собор. Готическая архитектура является важной частью театральной декорации как для Бальдассаре Перуцци, так и для Себастьяно Серлио, который провел годы строительства во Франции и своими глазами видел блестящие образцы французской готики. Готические элементы появляются даже в графических работах Леонардо да Винчи.

В Северной Европе к готической архитектуре относились более единообразно, и она оставалась в лоне национальных культур даже в эпоху Северного Возрождения. Некоторые готические традиции были продолжены архитекторами эпохи Возрождения и барокко, такими как Филибер Делорм, Франсуа Мансар, Гварино Гварини и Ян Сантини, не говоря уже о британских архитекторах, создавших основы неоготической архитектуры.

Сильное западноевропейское барокко заимствовало некоторые идеи и конструктивные особенности из готической архитектуры, большинство из которых были найдены в работах мастеров из Испании, Австрии и немецких княжеств. Величайший мастер габсбургского барокко, Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах, в своей архитектурной критике говорит о готических зданиях без всякого осуждения.

Неоготическая архитектура

В середине 18 века готическая мода вернулась и сначала нашла предпочтение среди британских аристократов. В романтический период идеализация Средневековья привела к «болезни» готики в континентальной Европе. Такие писатели, как Джон Рёскин, оценивали все развитие европейской архитектуры с новой точки зрения, которая не исходила из примата античности. Француз Виоле-ле-Дюк осуществил множество масштабных проектов по реконструкции разрушенных средневековых памятников, «восполняя» недостающие элементы и украшая многие из них. Огастес Пьюджин сделал неоготику национальным стилем Британской империи в Викторианскую эпоху. В колониях смешение готики с национальными традициями привело к появлению таких странных гибридов, как индо-сараконовский стиль.

Готика. Готический стиль. Готическая архитектура

Церковь Святого Александра Невского в Петергофе

За восстановлением готических зданий последовала активная достройка готических соборов в Испании, Германии и Чехии (заброшенных в средние века, например, Кельнского собора), а в 20 веке готические соборы, разрушенные в ходе мировых войн, пришлось воскрешать из руин. В Российской империи крупнейшим заказчиком неоготических зданий в начале XX века была католическая церковь, которая инициировала программу строительства церквей для своих верующих (в основном польской диаспоры, которая была широко представлена в крупных городах империи).

Готический стиль в архитектуре: что надо знать, чтобы оформить интерьер красиво

Готический стиль в архитектуре: что надо знать, чтобы оформить интерьер красиво

Достижения средневековых архитекторов в строительстве больших, высоких зданий легли в основу многих более поздних стилей и используются до сих пор. Сегодня готический стиль соблюдается не только в архитектуре, но и в дизайне интерьеров. Прочитав эту статью, вы узнаете больше об истории стиля и его современных особенностях, узнаете, что нужно для создания элегантного готического интерьера.

Как появилась готика

Дата рождения готического стиля в архитектуре точно известна. Аббат Сугерия восстановил обветшавшую церковь во французском аббатстве Сен-Дени. После завершения реконструкции в 1144 году миру была представлена церковь в ранее неизвестном стиле, который позже был назван готическим.

Настоятель объяснил символизм необычного вида церкви. По его словам, церковь — это корабль, который везет паству к высшему месту. Аналогия была поверхностной: купола напоминали паруса на ветру, а высокие колонны — мачты кораблей. Неф (пространство, выделенное колоннами) на латыни называется «корабль».

Первая готическая церковь соответствовала духу времени; она была значительной, величественной и впечатляющей воображение. Его успех привел к распространению и дальнейшему развитию готической архитектуры, сначала во Франции, затем в Германии, Италии, Великобритании и других странах.

Строительный метод готической архитектуры принципиально отличался от метода более раннего романтического стиля. Архитекторы обнаружили новый способ воздействия на нагрузку здания, при котором вес и давление кладки не распределялись по периметру, как раньше, а концентрировались в определенных точках. Нагрузка на другие части здания была снижена до минимума.

Открытие позволило заменить обычный цилиндрический купол новым, названным в честь ребер, которые поддерживают нагрузки готического крестового свода. Эта революционная купольная система предоставила потрясающие возможности для строительства самых высоких и мистических храмов, некоторые из которых были даже выше, чем Пирамида Хеопса.

Развитие стиля

Правила готической архитектуры немного отличались в разных странах. В целом, европейская готика делится на три типа, основанные на следующих интервалах:

  • Ранняя (стрельчатая). В промежутке между 1140-м и 1250-м годом завершается переход к готическому стилю, примером которого еще не так давно служил собор Парижской Богоматери. Характерная особенность построек — комбинация мощных стен, величественного портала над входом и высоких арок. Так возводятся преимущественно церкви и соборы, чуть позже замки.
  • Высокая (зрелая). Период растянулся на два века. С 1194 по 1400 год ранняя готика совершенствуется, усложняется каркасная конструкция, увеличивается количество витражных окон и скульптурных групп. Готический стиль получает признание как направление европейской городской архитектуры, о его достоинствах можно судить, например, по собору в Реймсе.
  • Поздняя (пламенеющая). Охватывает период приблизительно с 1350 по 1550 года. Большое внимание уделяется декоративным деталям, стиль становится более изысканным, витиеватым (отсюда и название). Новое развитие получило оформление скульптурными композициями на религиозные и светские темы. К позднеготическим постройкам относится Миланский собор.

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий