Яркие образы очень важны для детей, поскольку их глаза воспринимают красочные изображения, а мозг вынужден хранить эти образы в памяти. Память также улучшается благодаря движению. Ребенок не может быть пассивным, поэтому игры и двигательные упражнения помогают развивать память.
Развитие памяти в дошкольном возрасте
В возрасте 5-7 лет дети очень активны умственно. В это время дошкольники знакомятся с окружающим миром, учатся думать, общаться с людьми и предметами, анализировать и усваивать правила поведения. Память участвует во всех этих процессах. Количественно их можно увеличить за счет расширения кругозора и различных развивающих мероприятий.
В дошкольном возрасте важно не перегружать мозг ребенка информацией. Объем новых знаний должен быть достаточным для того, чтобы ребенок мог их использовать, т.е. воспроизвести и запомнить информацию.
Особенности памяти детей дошкольного возраста
Некоторые исследователи утверждают, что особенности развития памяти у детей дошкольного возраста очень ярко выражены и что способность быстро запоминать компенсируется объемом информации в ущерб скорости по мере взросления ребенка. В этом случае ребенок запоминает все механически, это способ освоения языка и понимания структуры окружающего мира. В этот период рекомендуется уделять наибольшее внимание развитию памяти у детей дошкольного возраста, так как именно здесь закладывается фундамент для последующей жизни и формирования личности. Чем обширнее, гибче и прочнее она, тем легче ребенок познает окружающий мир.
Классификация видов памяти
В современной науке принято разделять определенные категории памяти на группы:
- Вид психической активности подразумевает память через образы. К ней относятся воспоминания посредством сенсорных систем организма, например, через зрение, вкус, слух, обоняние, тактильные ощущения. Также к этому виду относятся эмоциональная и двигательная память.
- Разница в осознанности. Память делится на неосознанную, которая появляется скрытно, и осознанную, в ходе которой человек пытается припомнить знания, почерпнутые ранее.
- Продолжительность запечатления образов. К этому классу относят:
— Мгновенный — несколько секунд, в течение которых сохраняется изображение или фрагмент информации,
— Краткосрочные — 20-30 секунд для удержания 4-8 фрагментов информации,
— Функциональный. Удерживает информацию до окончания текущего действия,
— Долгосрочные. В течение многих лет она была основой для приобретения знаний, предназначенных для использования, которая удерживает в памяти множество извлеченных образов.
Особенности развития памяти у дошкольников
Детская память избирательна. Что его интересует, что его удивляет, что привлекает его внимание, то он и запоминает. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются виды памяти, постепенно формируется произвольность запоминания и воспроизведения. Детей дошкольного возраста следует поощрять развивать память, чтобы при поступлении в школу они могли понять материал, который от них ожидается.
Когнитивное развитие детей немыслимо без активного участия памяти. Этот когнитивный процесс позволяет запоминать, сохранять и извлекать информацию. Память ребенка дошкольного возраста расширяется от года к году.
В первые годы жизни память формируется как сложная функция восприятия. Наиболее яркие особенности воспринимаемых ребенком объектов непроизвольно фиксируются клетками мозга. Собирается информация о людях в окружающей среде, различных объектах, их характеристиках и повторяющихся действиях. В возрасте трех лет память уже является самостоятельной когнитивной функцией.
Самая простая форма памяти состоит в том, что ребенок узнает предметы, которые он видел, слышал или трогал в прошлом. В дошкольном возрасте функциональная способность извлекать и воспроизводить информацию продолжает активно развиваться, позволяя выполнять более сложные задачи по запоминанию. Ребенок дошкольного возраста использует все функции памяти:
- запоминание
- сохранение
- припоминание
- узнавание
- воспроизведение
Запоминание происходит путем «закрепления» нового материала с уже известным. У детей дошкольного возраста такое удержание является временным. Дети еще не умеют пользоваться определенными приемами запоминания.
Сохранение — это психический процесс, который обеспечивает сохранение информации в течение определенного периода времени. Она может быть как краткосрочной, так и долгосрочной. Маленькие дети могут долго помнить что-то, что вызвало определенное чувство. Тремор может длиться долгое время, но ребенок также может хранить впечатления о счастливых событиях.
Извлечение — это процесс вспоминания информации, которая уже была запомнена. Попросить по дороге домой: «Мамочка, купи мне такую же куклу, как у Оли» — не более чем вспомнить собственную радость по поводу сокровищ Оли.
Узнавание — это более легкий способ вспомнить знакомую информацию, опираясь на новый стимул, который человек только что увидел, услышал или почувствовал.
Воспроизведение — это сложный процесс запоминания ранее хранившегося материала. Отсутствие жизненного опыта у ребенка дошкольного возраста также ограничивает воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием подобных впечатлений.
Основной характеристикой памяти детей дошкольного возраста является преобладание непроизвольной памяти. Размножение происходит таким же образом.
Предпосылками для развития произвольной памяти ребенка дошкольного возраста являются возрастные личностные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам и с помощью взрослого пытается контролировать свою речь и правильно произносить слова.
В дошкольном возрасте формируются механизмы контроля поведения и деятельности.
Использование волевых усилий можно наблюдать в любом когнитивном процессе, включая память.
Интересно, что отзыв является первым добровольным. Мать спрашивает трехлетнего ребенка, куда он положил свою игрушку, и ребенок пытается вспомнить. Часто ей это удается.
Случайный отзыв приходит позже. Исключением является простая цепочка действий. Дети младшего дошкольного возраста хорошо запоминают, как играть трехчастную «мелодию» на фортепиано и как сочинить элементарную структуру по образцу.
Закономерности формирования произвольной памяти
Развитие волевой памяти подчиняется определенным закономерностям. Ребенок дошкольного возраста не сразу готов к усвоению определенной информации. Изначально взрослый формулирует для него такую цель: «Давай выучим стихотворение», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».
Даже при немедленной реакции внимание ребенка является лишь очень поверхностным. Первоначальный результат будет слабым.
Если дошкольник несколько обижен разочаровывающей подсказкой, он согласится попробовать еще раз. Повторение будет более успешным, но его будет недостаточно.
Только когда ребенок сам осознает, что ему трудно воспроизводить, он направит свои усилия на запоминание каждого слова, каждой картинки.
Это создает условия для развития волевой памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен быть мотивирован. Мотивация может быть разной: соревновательной (запоминать больше других), сложной (запоминать с первого раза), ответственной (запоминать для точной сдачи экзамена).
Формирование нарушения памяти
Проблемы с памятью в детстве могут быть вызваны рядом факторов. Например, они могут быть вызваны отставанием в развитии или черепно-мозговой травмой. У некоторых детей бывают проблемы с памятью из-за болезни или отравления.
Различные неблагоприятные условия также могут привести к трудностям. Например, если ребенок испытывает недостаток витаминов и других питательных веществ в пище, страдает частыми острыми респираторными инфекциями, испытывает давление из-за напряженных отношений с родителями, конфликтует со сверстниками или ему не хватает внимания взрослых.
Сочетание этих эффектов может привести к гипомнезии (так называемой слабости памяти) или амнезии (когда определенные вещи полностью исчезают из памяти ребенка).
Такие проблемы могут быть выявлены психологом или невропатологом с помощью тестов. После обследования врач назначает программу лечения, направленную на улучшение когнитивных функций нервной системы ребенка. Затем ребенок проходит повторное тестирование, чтобы убедиться в эффективности развивающих упражнений.
Как развить перед школой?
Память тренируется с помощью разнообразных упражнений и увлекательных заданий в форме игр.
Также важно подготовить почву для хорошей работы мозга:
- организовать полноценное питание ребенка;
- обеспечить кроху кислородом за счет длительных прогулок на улице (согласно рекомендациям врачей – не меньше 2–3 часов в день);
- позаботиться о качественном ночном сне.
Одним из наиболее эффективных методов запоминания являются ассоциации, поскольку легче запомнить связанные вещи и явления, чем несвязанную информацию.
Это учитывается при организации уроков для улучшения памяти, когда ребенка просят запомнить:
- смежные элементы – явления или предметы, у которых есть взаимодействие во времени или пространстве (так запоминают порядок каких-либо действий);
- сходные образы – вещи или явления, имеющие что-либо общее;
- контрастные образы – то, что резко отличается между собой.
Память дошкольников целесообразно развивать, используя наглядные материалы: разнообразные карточки, картинки, игрушки, физические объекты и так далее. Это увеличивает масштаб запоминания и силу консолидации.
Иллюстрации хорошо «работают». С их помощью дети могут прекрасно воспроизводить рассказы и стихи.
Но не ограничивайте ребенка только взглядом — он должен использовать и другие органы чувств, например, потрогать фрукты и овощи или угадать их вкус или запах.
Для развития слуховой памяти дошкольника можно прочитать ребенку 10 слов, а затем проверить, сколько из них он запомнил.
Для того чтобы это было успешным, необходимо выполнить несколько условий:
- игра должна влиять на чувства и эмоции, быть интересной для ребенка;
- материал должен быть структурированным, с простыми логическими связями;
- ребенка важно мотивировать для изучения нового;
- результаты запоминания следует регулярно перепроверять.
Групповые занятия также очень эффективны: будь то игра в детском саду, дома с членами семьи или на улице с друзьями. В этих играх присутствует дополнительный фактор соперничества, который нравится большинству детей и побуждает их лучше усваивать информацию. Можно по очереди придумывать слова на определенную букву, называть предметы в окружающей среде, повторять движения за ведущим, описывать соседа, сравнивать два предмета и так далее.
Виды памяти у детей дошкольного возраста
Дошкольное детство — важный этап в жизни каждого ребенка. Именно в это время происходит развитие памяти. Чем старше становится ребенок, тем больше информации он впитывает. Память ребенка дошкольного возраста можно тренировать с помощью простых приемов, включающих различные упражнения и игры.
Основные виды памяти
В психологии память относится к набору навыков, с помощью которых опыт записывается и сохраняется для последующего воспроизведения. Она включает в себя механизмы памяти, хранения, воспроизведения и забывания.
Развитие памяти влияет на формирование личности ребенка.
Информация доходит до ребенка дошкольного возраста через органы чувств:
- зрительные — запоминание видимых образов;
- слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
- вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
- обонятельные — запоминание различных ароматов;
- тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.
Это важно: каждый из перечисленных типов должен развиваться отдельно, с активацией соответствующих органов чувств.
Память ребенка дошкольного возраста можно разделить на два типа:
- Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
- Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.
Память ребенка дошкольного возраста может быть как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе), так и добровольной (чтобы что-то запомнить, нужно приложить усилия).
Какая память преобладает у дошкольном возрасте
Каждый этап развития памяти дошкольника имеет свои особенности:
- У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
- От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
- В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
- У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.
Со временем механизмы памяти детей укрепляются, а качество их мышления улучшается. Дети становятся более способными к обучению.
Специфические особенности памяти в дошкольном возрасте
Механическая память
У детей дошкольного возраста хорошо развита механическая память. Они запоминают увиденное или услышанное без особых усилий. Главное, чтобы информация была интересной. Семантическая часть обучения отходит на второй план и называется «запоминанием». Словарный запас будет улучшаться и быстро расти.
Зачем необходимо развивать память дошкольников
Младенцам не нужно все знать и запоминать. Тем не менее, благодаря хорошей памяти вам будет легче учиться и жить. Развитие памяти у детей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов, как внимание, мышление и воображение. Чем старше становится ребенок, тем лучше работают процессы памяти. Все это и то, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.
Методики развития разных видов памяти у дошкольников
Память — один из важнейших психических процессов, без которого невозможно развитие интеллекта ребенка. Этой теме посвящены многочисленные диссертации, диссертации и эссе. Специалисты разрабатывают новые техники и методы для улучшения когнитивных способностей ребенка.
Необходимо тренировать и улучшать процесс зрительной памяти с раннего возраста. Суть используемых методик заключается в запоминании и узнавании изображений животных, птиц, растений и цветов. Для детей постарше можно выбрать карточки с изображениями букв и цифр. Память ребенка дошкольного возраста можно тренировать с помощью простых приемов, включающих различные упражнения и игры.
Упражнение «Что здесь не так». На доске размещены от 4 до 7 картинок, и ребенок должен запомнить, что на них изображено. Затем ребенок поворачивается, а родитель или воспитатель берет одну из картинок. Ваш ребенок должен выяснить, что изменилось.
Упражнение «Что не так?
Вы можете начать развивать слуховую память вашего ребенка, изучая звучание музыкальных инструментов. Информация хорошо усваивается при чтении стихов и пословиц. Новые слова со временем пополнят активный словарный запас ребенка.
Для тренировки долговременной памяти можно поиграть в игру «Вспомни все». Пусть ваш ребенок вспомнит и расскажет о вчерашних событиях. Рассказ должен быть как можно более подробным.
Методики развития произвольной памяти у дошкольников
Ребенок должен запомнить некоторую информацию с помощью произвольной памяти, чтобы сначала запомнить ее, а затем вспомнить.
Важно. Развитие произвольной памяти, одна из предпосылок готовности ребенка к адаптации и обучению в школе.
Развитие рабочей памяти включает в себя такие фазы:
- выделение цели;
- внимательно выслушать задание;
- активное запоминание нужной информации.
Для тренировки вы можете прочитать ребенку дошкольного возраста десять слов, не связанных между собой. Например, вы можете научить ребенка выучить десять слов из двенадцати дошкольников первого класса, которые он должен затем воспроизвести после их прочтения. После прочтения слов ребенка просят произнести ряд вопросов, а затем просят прочитать их. Эта методика позволяет наблюдать за тем, как развиваются когнитивные навыки ребенка в течение определенного периода времени.
Для этой работы необходимо пять разноцветных карточек. В течение пятнадцати минут ваш ребенок должен запомнить, где и как расположены карточки. Затем накройте их листом бумаги. Ваш ребенок должен расставить цвета один за другим. Ответ сравнивается с источником.
Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем
Память детей дошкольного возраста характеризуется развитием памяти на зрительные образы. Это означает, что визуальный материал лучше, чем устный. Для того чтобы ребенок запомнил стих, его нужно повторить несколько раз. Чтобы дети не потеряли интерес к стихотворению, можно использовать картинки по смыслу. После прослушивания ребенок может легко воспроизвести увиденное. Этот метод ускоряет процесс заучивания стихотворения.
Картинно-графические схемы к детской песне «Наша Маша» Н. Бурачевской
Успех метода запоминания стихотворений на основе картинно-графических схем зависит от формирования смысловой связи между стихами стихотворения и картинкой. Картинка помогает ребенку понять и повторить услышанное. Две или четыре строки сопровождаются определенной картинкой.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В дошкольном возрасте выделяются определенные особенности формирования и развития памяти. К ним относятся:
- Преобладание у дошкольников образной непроизвольной памяти.
- Приобретение ребенком интеллектуального характера запоминания. Память неуклонно объединяется с мышлением и речью.
- Развитие словесно-смысловой памяти расширяет область познания ребенка.
- Начинает закладываться произвольная память.
- В дошкольном возрасте формируются особые предпосылки, которые процесс запоминания превращают в определенную умственную деятельность.
- Память начинает влиять на развитие ребенка как личности.
Достаточная память ребенка дошкольного возраста укрепляет его уверенность в собственных силах.
КАК РАЗВИВАТЬ УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
С ребенком дошкольного возраста необходимо заниматься. Правильно подобранная образовательная программа подготовит вашего ребенка к школе и началу его развития как личности. Дошкольный возраст не следует пропускать: В этот период ребенок, как губка, впитывает информацию, и все, что требуется от взрослых, — это направить деятельность его мозга в нужное русло. Разработаны и успешно применяются на практике специальные методики, способствующие развитию памяти у детей и использованию памяти во всех жизненных ситуациях. Конечно, воспитателям детских садов неизбежно придется иметь дело с детьми, обучающимися по специальным программам. Но и дома не будет лишним направить деятельность ребенка в нужное русло. Существуют некоторые упражнения, которые при постоянном использовании помогут тренировать различные виды памяти у детей дошкольного возраста.
УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ
Для выполнения этого упражнения необходимо несколько человек. Лидером может быть взрослый или ребенок. Этот человек должен играть роль «кукловода», а упражнение состоит из следующих шагов:
- Одному из детей нужно завязать глаза.
- «Кукловод», придерживая сзади ребенка за плечи, должен провести его по некоторому маршруту.
- Ведущему необходимо молчать. Сам ребенок должен выбирать свои действия, то есть он может сделать три шага вперед, затем на несколько шагов уйти назад. Также на этом маршруте малыш может подпрыгнуть, постоять на одной ноге, присесть.
- После завершения маршрута с малыша снимают повязку и предлагают ему повторить всю последовательность совершаемых им во время упражнения действий.
Упражнения следует начинать с движений, которые не являются сложными для ребенка. Постепенное расширение заданий позволяет укрепить двигательную память дошкольника.
УПРАЖНЕНИЕ, ТРЕНИРУЮЩЕЕ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ
Это упражнение простое и очень интересное. Для этого необходимо заранее подготовить две карточки с одинаковыми картинками. Одна из фигур должна отсутствовать на одной из карточек. Сначала ребенку показывают оригинальную версию и просят запомнить ее, затем ему показывают другую картинку. Сначала ребенку может потребоваться много времени, чтобы заметить различия, но со временем он научится замечать даже небольшие изменения на одинаковых картинках.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ АССОЦИАТИВНОГО ВИДА ПАМЯТИ
Взрослый должен назвать объект, который знает ребенок, а ребенок, в свою очередь, должен перечислить все ассоциации, возникающие при представлении этого объекта. Например, ребенок ассоциирует мяч с тем, что он круглый, упругий, твердый или мягкий и разноцветный.
Как видите, некоторые упражнения для развития памяти дошкольников не являются сложными, а их регулярное выполнение оказывает положительное влияние на умственную и интеллектуальную работоспособность детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, и если родители не упустят этот момент, они будут безмерно рады успехам своего ребенка в последующие годы.
Как измерить память у ребенка
Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Вы можете измерить память вашего ребенка с помощью специальных тестов.
Зрительная память
Ребенка просят посмотреть на картинки. Для этого он открывается на полторы минуты. Затем ребенка просят нарисовать то, что он/она видел/а в качестве напоминания.
Если ребенок правильно нарисовал большинство предметов, его память хорошая. Если нет, то проблема с памятью.
Другой способ — показать ребенку в общей сложности десять картинок. Затем его/ее просят назвать предметы, которые он/она видел/а.
Если ребенок правильно называет более 8 картинок, его память хорошая. Если он/она ошибается примерно на пять, то результат средний. Если он/она допускает более пяти ошибок, то у него/нее плохая память.
Слуховая память
Учитель называет цифры, а ребенок должен их повторить. Если ребенок правильно повторяет хотя бы 5 цифр, то его память хорошая.
Тест на узнавание
Ребенок видит картинку с некоторыми предметами. Затем его/ее просят найти эти объекты на большой картине.
Если ребенку удается найти хотя бы восемь предметов из 10, его память хорошая. Если он/она допускает более пяти ошибок, результат будет плохим.
Упражнения и игры на развитие памяти
Помните, что ребенку дошкольного возраста легче запомнить то, что он понимает. Необходимо строить обучение через игру, основанную на двигательной активности и эмоциях, вызывающих интерес.
Развитие образной памяти
Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Способность ребенка непроизвольно запоминать вещи можно использовать в игре «сортировка». В этом случае ребенку предлагаются различные картинки с изображениями определенных предметов. Ребенок должен рассортировать картинки по группам. Например, он должен расставить мебель в «комнатах»: Спальня, гостиная, кухня, ванная комната. Или ему дают картинки с изображением животных. Ребенок должен поместить домашних животных в «дом», а диких животных — в «лес».
Игра на память «Магазин» помогает развивать воображение. Ребенок, который идет «за покупками», должен собрать в корзину предметы, которые он должен «купить».
Развитие слуховой памяти
Когда ребенок слышит информацию, он мысленно обрабатывает ее, а затем выполняет действие. Но что делать, если ребенок не умеет слушать? Тогда мы никогда не сможем говорить о его будущих успехах в школе. Поэтому важно развивать слуховую память детей дошкольного возраста. Можно использовать следующие упражнения.
Словесная эстафета
В этой игре ведущий игры называет слово. Ребенок должен повторить слово, которое произносит ведущий, а затем сказать свое собственное слово. Затем наступает очередь координатора. Он произносит два слова и добавляет третье. Теперь наступает очередь ребенка: он повторяет все слова и добавляет четвертое слово. Предпочтительно, чтобы слова относились к определенной теме: «лето», «овощи», «транспорт», «посуда» и т.д. Тот, кто допустит ошибку и нарушит цепочку слов, проиграл.
Игра в цвета
В этом упражнении ребенок должен раскрасить картинку. Но перед этим он слушает текст, в котором рассказывается история картины и называются цвета. Например, на картинке изображен дом с коричневой крышей, дом с красными яблоками на дереве и синие цветы на поляне. Чтобы правильно раскрасить картинку, ребенок должен запомнить текст.
Хлопайте в ладоши или стучите молоточком, чтобы отбивать ритм. Ребенок должен повторять комбинации звуков.
Развитие зрительной памяти
Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Яркие картинки привлекают внимание детей, но способны ли они удержать картинку в памяти? Чтобы развить их навыки, можно предложить детям дошкольного возраста поиграть в эти игры:
«Восстанови узор»
Рисунок наносится на поверхность с помощью цветных кусочков. Ребенок это помнит. Затем ребенка просят сделать такой же узор по памяти.
«Разведчик»
На столе лежат предметы. Ребенок смотрит на них и вспоминает, что и где находится. Затем ребенок отходит, и некоторые предметы заменяются. Ребенок должен назвать предметы, которые были перемещены.
«Прогулка»
Во время прогулки ребенок видит множество цветов и предметов и подсознательно запоминает то, что привлекло его внимание. Взрослый должен помочь подчеркнуть это. После прогулки можно попросить ребенка нарисовать то, что он запомнил.
Возрастные особенности, статистика запоминания
В зрелом возрасте в мозге человека происходят изменения, которые влияют на работу памяти. Период, в котором происходят самые важные изменения, — это дошкольный возраст. Однако изменения, происходящие на ранних стадиях развития ребенка, не менее важны. Простая статистика о качестве информации, которую дошкольники разного возраста запоминают при определенных условиях, также позволяет лучше понять, как работает память.
Возрастные особенности
Память ребенка развивается постепенно. Изначально только определенные виды памяти используются в ограниченном объеме, но со временем объем памяти увеличивается. Изменения начинаются на первом году жизни и достигают своего пика в возрасте 6-7 лет, когда ребенок дошкольного возраста готов к поступлению в первый класс.
Как меняется память до школьного возраста:
- До 1 года – медленно начинает развиваться моторная память, выражаясь условными рефлексами, малыш запоминает все свои движения, иногда усваивает эмоциональный отклик. Запоминание становится основой восприятия окружающего мира.
- От 1 до 2 лет – малыш запоминает лица всех близких, его память становится крепче, т.к. начинает развиваться нервная система, а в голове откладываются образные воспоминания.
- От 2 до 4 лет – в этот промежуток малыш начинает запоминать сложные слова, с усилиями он может их воспроизвести самостоятельно, через некоторое время у него появляется логическое мышление.
- От 4 до 6 лет – у дошкольников старших возрастов начинает резко расти качество непроизвольной памяти, они легко запоминают все, на что обратили внимание, при этом в их головах начинают активно развиваться мыслительные процессы.
Постепенно укрепляя память, маленькие дети развивают качество мышления, которое делает их умнее и способнее к обучению. После перехода из детского сада в первый класс мозг не перестает развиваться, а становится еще более активным.
Статистика запоминания
Чтобы проверить качество непроизвольного запоминания различной информации, ученые провели многочисленные тесты с десятками детей дошкольного возраста. Они смогли сделать выводы об эффективности игрового обучения.
Основной тест на непроизвольное запоминание слов проводился в двух вариантах: в учебной среде (I) и в игровом формате (II). Результаты включают среднее количество слов, запомненных детьми, и выглядят следующим образом:
- Дети 4 лет – 0,6 слова (У) и 1,0 слова (И);
- Дети 5 лет – 1,5 слова (У) и 3,0 слова (И);
- Дети 6 лет – 2,0 слова (У) и 3,3 слова (И);
- Дети 7 лет – 2,3 слова (У) и 3,8 слова (И).
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте таковы, что лучший способ запомнить что-то — это игра. И с каждым годом ребенок все лучше и лучше усваивает материал наизусть. Это относится не только к запоминанию слов, но и к запоминанию любой информации.
Игра — это лучший способ развития ребенка дошкольного возраста. При регулярной практике память постепенно улучшается, а вместе с ней и интеллект, и некоторые личные качества. Достаточно заниматься несколько раз в неделю по 30-60 минут, чтобы получить результаты через несколько месяцев. Даже после этого вы должны продолжать заниматься, чтобы поддерживать свой текущий уровень развития.
Какие игры и упражнения можно использовать для развития памяти и мышления в дошкольном возрасте?
- Запоминание карточек. Взрослые показывают ребенку несколько карточек (10-15), которые он должен запомнить. На них могут быть изображены животные, растения, буквы и т.д. После 20 секундного ознакомления с картинками малыш должен по памяти, не смотря на карточки, назвать увиденное. Для усложнения задачи можно попросить соблюдать порядок изображений.
- Спрятанные вещи. Совместно с малышом родитель выбирает игрушку или вещь, которую ребенок будет искать. После этого дошкольник отворачивается, закрывает глаза, а взрослый прячет выбранный предмет в доме. Задачей малыша станет поиск потерянной вещи.
- Фотографическая память. Ребенку показывают изображение, за 30 секунд он должен его максимально точно запомнить, а потом по памяти нарисовать такое же на чистом листе. Следует подбирать не слишком сложные картинки, чтобы малыш смог их воспроизвести без посторонней помощи.
- Прилагательные. Взрослый поочередно называет несколько существительных, а ребенок характеризует каждое из них отдельным прилагательным, которые нужно записать. После родитель зачитывает все слова, а задачей малыша будет вспомнить, что именно он характеризовал этим прилагательным.
- Пары слов. Взрослый придумывает пары слов, связанные одним признаком (ложка-еда, диван-отдых, книга-чтение и т.п.), и называет их ребенку три раза подряд. Малыш должен постараться их запомнить, т.к. при четвертом повторении родителем будут названы лишь первые слова из этих пар, а вторые потребуется вспомнить.
- Комбинации слов. Родитель называет малышу слова, начиная с одного, а потом с каждым разом увеличивает их количество. Называет он их до тех пор, пока ребенок не ошибется. А задача малыша состоит в том, чтобы сразу же повторить все произнесенные слова. Желательно подбирать их так, чтобы связь между ними была лишь условной. Для упрощения проверки длинные сочетания рекомендуется записывать на листок.
- Поиск различий. Нужно найти 2 практически идентичных картинки, на которых будет присутствовать несколько малозаметных отличий. Именно их потребуется отыскать дошкольнику. Опытные в использовании ПК родители могут создать такие изображения из одного самостоятельно с помощью специальных программ.
- Мелкие изменения. Малышу показывают набор мелких предметов, после чего он должен отвернуться. В это время взрослый убирает один из элементов, что изменит картину увиденного. От ребенка потребуется определить, что именно пропало. Такая игра может применяться не только к набору предметов, но и к внешнему виду присутствующего человека или обстановке в комнате.
- Ассоциации. Родитель дает дошкольнику любой предмет (игрушку, одежду, электронику и т.д.), а его задачей будет составление максимального подробного описания и придумывание ассоциаций. Такая игра подойдет для младших возрастов и отлично разовьет память с внимательностью. Для усложнения задачи можно не давать вещь в руки, а просто называть ее.
- Повторение движений. Взрослый показывает малышу определенные движения своим телом, после чего он должен будет повторить их в правильной последовательности. Желательно играть при включенной приятной музыке.
- Тактильные ощущения. Родители завязывают малышу глаза и дают предмет ему в руки либо просто кладут в мешочек. Задачей ребенка будет определение наощупь, что именно он трогает. Рекомендуется использовать вещи, которые сложнее всего распознать.
- Воспоминания. Задача ребенка заключается в том, чтобы вспомнить звучание, запах или вкус любой еды. Также можно попросить его вспомнить последовательность того, как именно он надевал одежду утром.
Дополнительные рекомендации
Приняв решение развивать память дошкольника, не стоит ограничиваться прямыми методами. Существуют определенные условности, которые оказывают значительное влияние на работу мозга и поэтому могут существенно повлиять на эффективность тренировок. Поэтому очень важно обращать на них внимание и вносить все необходимые изменения в жизнь ребенка.
Режим дня
Необходим правильный распорядок дня, без которого развитие памяти невозможно. Ребенок должен спать не менее 8 часов каждую ночь и иметь достаточно времени днем или после обеда, чтобы заниматься своими любимыми делами.
Важно планировать день вашего ребенка так, чтобы он не чувствовал себя перегруженным. Если даже сложную задачу приходится выполнять в течение очень долгого времени, необходимы короткие перерывы на отдых. Вы также должны следить за тем, чтобы ребенок не страдал от бездеятельности и лени.
Эмоции
Самое важное в жизни ребенка дошкольного возраста — это эмоциональная составляющая. От этого зависит будущее малыша, особенности развития и восприятия мира. Родители должны уделять ему столько времени, сколько ему необходимо. Недостаток общения вреден для психики ребенка.
Важно проводить много времени со своим дошкольником, советоваться с ним, заботиться о нем и помогать ему, когда это необходимо. Он должен чувствовать родительскую любовь. Только так они могут расти, становиться хорошими людьми и общаться с окружающими их людьми.
Питание
Почти все родители запрещают своему ребенку есть нездоровую пищу. Из-за этого дети устраивают скандалы, плачут, очень обижаются, а самые отчаянные просто убегают от взрослых, не думая о последствиях. Поэтому необходимо подготовить ребенка, объяснив ему, почему определенные продукты нельзя употреблять в пищу.
Следует избегать жирной или жареной пищи, фастфуда, газированных напитков, ограничить потребление сладостей и хлебобулочных изделий. Самыми здоровыми продуктами являются: Орехи, злаки, фрукты, овощи, зелень, грибы, сыр, белое мясо, морепродукты, рыба и печень.
Физическая активность
Упражнения — это жизнь. Это влияет даже на уровень умственного развития и качество памяти. Это объясняется тем, что физическая активность усиливает кровообращение, что повышает эффективность работы мозга. Это нормализует обмен веществ, снижает вероятность возникновения некоторых заболеваний и уменьшает психическое напряжение.
Для детей дошкольного возраста подойдут легкие пробежки в парке, танцы, йога и плавание. Другие виды спорта допустимы, но всегда следует учитывать личные предпочтения вашего ребенка.
Рекомендуется проводить больше времени на свежем воздухе. Это особенно полезно для детского организма. Ежедневные прогулки способствуют еще более эффективному развитию памяти в дошкольном возрасте.