Однако большинство музыковедов придерживаются мнения, что ситар, как и танбур, относится к семейству лютневых, поскольку оба инструмента имеют схожий внешний вид и принцип игры.
Ситар — Sitar
Эта статья о музыкальном инструменте из Южной Азии. Классический персидский инструмент см. в разделе «Сетар». Другие варианты использования см. в разделе «Сетар». Сетар (концепция).
Эта статья требует внимания эксперта в Индии. Добавьте в этот шаблон причину или обсуждение, чтобы объяснить проблему, связанную со статьей. WikiProject India может помочь вам нанять эксперта.( Июль 2015 )
В ситаре (Английский язык:/ ˈ s ɪ t ɑːr / или / s ɪ ˈ t ɑːr / ; ; सितार, пенджаби: ਸਿਤਾਰ, ситарпроизноситсяsɪˈtaːr ) — струнный инструмент родом с индийского субконтинента, используемый в индуистской классической музыке. Этот инструмент был изобретен в средневековой Индии, расцвел в 16 и 17 веках и достиг своей нынешней формы в Индии 18 века.
Он широко использовался на индийском субконтиненте и стал известен во всем мире благодаря творчеству Рави Шанкара в конце 1950-х — начале 1960-х годов.1 В 1960-х годах наметилась кратковременная тенденция к использованию ситара в западной поп-музыке, когда этот инструмент появился в таких группах, как Beatles, Doors, Rolling Stones, Metallica и других.
Содержание
Вина является предшественником ситара. 2 Считается, что ситар был изобретен или, скорее, разработан Вин в Амир Хусрау, известным суфийским изобретателем, поэтом и пионером кхьяла, тарана и каввали, в тринадцатом веке. 3 4 Неудачное управление Название ситар происходит от персидского si + tar, что буквально означает «тридцать струн». 5 Однако этот музыкальный инструмент может иметь до 21 струны.
Ситар может иметь 18, 19, 20 или 21 струну. Шесть или семь из них — это струны, проходящие через изогнутый, приподнятый лад, а остальные — резонирующие струны (тарб, также известные как таариф или тарафдаар), которые проходят под ладом и настроены на играемые струны. Эти струны обычно используются для настройки раги в начале исполнения. Масляные струны, известные как парда или таат, 6 подвижны, что позволяет производить точную настройку. Играющие струны поступают на тюнер в головке инструмента или рядом с ней, а резонирующие струны, имеющие разную длину, проходят через небольшие отверстия в грифе и взаимодействуют с меньшими тюнерами на шее инструмента.
Инструмент имеет два моста: большой мост (Badaa Goraa) для струн и дрона и малый мост (Chota Goraa) для резонирующих струн. Тембр возникает в результате взаимодействия струн с большим наклонным мостом. Когда струна резонирует, ее длина слегка изменяется, когда ее кончик касается моста, что способствует возникновению обертонов и придает звуку характерный тембр. Поддержание этого особого тона путем изменения формы бриджа называется джавари. Многие музыканты полагаются на изготовителей инструментов, которые делают эту настройку.
Используемые материалы включают тик или седрелу тоона, разновидность красного дерева, для шейки и передней части (табла), и тыквы калабаш для резонансных камер. Мосты инструмента изготавливаются из рога, черного дерева или, в редких случаях, верблюжьей кости. В настоящее время также широко используются синтетические материалы.
Строительные стили
Существует два популярных современных стиля игры на ситаре: полностью сформированный «стиль Орвани» (иногда называемый «стилем Рави Шанкара») и «стиль Гаяки».
Ситар в органическом стиле обычно изготавливается из состаренного дерева тоон, но иногда и из бирманского тика. Часто он оснащен вторым звукоснимателем — небольшой подставкой (тыква или деревянная копия, напоминающая тыкву) на грифе. Этот стиль обычно полностью декорирован, с цветочной или виноградной резьбой и целлулоидными вставками с цветными (часто коричневыми или красными) и черными цветочными или арабесковыми узорами. Обычно она имеет тринадцать резонирующих струн. Говорят, что лучшие ситары в Бирме на протяжении многих поколений изготавливались из тикового дерева. Поэтому в качестве отправной точки для создания особого дизайна ситара производители инструментов используют старый бирманский тик, используемый в старых особняках колониального стиля. Происхождение очень старой древесины является хорошо хранимой коммерческой тайной, а иногда и загадкой.
Существует несколько дополнительных подстилей и смесей кросс-стилей в ситарах, в зависимости от предпочтений заказчика. Самое главное, есть некоторые различия в размещении кинжалов (тараф) (см. фото).
Среди всех стилей ситара есть ученические модели, модели для начинающих, полупрофессиональные модели, профессиональные модели, модели для мастеров и так далее. Цены часто основываются на имени производителя, а не только на внешнем виде или используемых материалах. Некоторые ситары определенных производителей продаются по очень высокой коллекционной цене. Наиболее известны старые ситары Рихи Рам (Дели) и Хирен Рой (Калькутта), в зависимости от того, какой мастер изготовил инструмент.
Происхождение
Ситар был изобретен в 13 веке музыкантом Амиром Кусро во времена растущего мусульманского влияния и изначально был очень похож на своего близкого родственника, таджикский ситар, который, однако, является трехструнным инструментом (се означает три). Однако в Индии этот инструмент был изменен: Деревянный резонатор среднего размера заменили огромным резонатором в форме тыквы, но на этом не остановились и добавили еще один резонатор в форме тыквы, закрепленный на полом грифе; резонатор был богато украшен палисандром и слоновой костью, а навязанные резинки с прожилками заменили изогнутыми металлическими лентами.
До ситара индусы играли на древнем струнном щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних рельефах II-III веков нашей эры.
Устройство
У ситара семь основных струн, плюс 11 (а в некоторых видах 13) резонирующих струн (также называемых «бурдонные струны» или «тараф» (оркестр)), которые придают звуку ситара знакомый колорит. Струны расположены в два ряда: Ниже струн находятся ударные струны, а выше — семь играющих струн, из которых пять мелодических и две так называемые чикари, дополнительные струны для ритмических пассажей и сопровождения основной мелодии.
Одной из главных особенностей конструкции ситара является его резонатор, который — в отличие от соответствующих азиатских инструментов, у которых резонатор сделан из дерева — изготовлен из особого вида грушевидной тыквы. Боковая стенка калабаша вырезается, и после обработки — лакировки и полировки — прикрепляется верхняя палуба. Иногда ситары изготавливаются с дополнительным резонатором, прикрепленным к верхней части грифа для усиления звучания басовых струн. И верхний гриф, и полый гриф изготовлены из дерева тун. Верхняя часть грифа выполнена из «глиняного» дерева с вырезанными вручную инкрустациями и украшениями. Металлические выпуклости связаны между собой веревкой у шеи.
Игра на ситаре
Мелодии берутся с помощью специального проволочного мадера, называемого «мизраб», — металлической клешни, прикрепленной к указательному пальцу правой руки. Звук производится тремя движениями: вниз, вверх и комбинированным движением вверх и вниз. Чтобы подчеркнуть ритм, игрок на ситаре использует «чикари» и иногда скользит мизинцем вверх и вниз по струнам бурдона, чтобы приукрасить его. Играя правой рукой, игрок тянет струну вниз большим и безымянным пальцами левой руки (только указательным, средним и безымянным) и постоянно повышает высоту тона.
Самый известный исполнитель на ситаре — это, конечно же, мастер музыки Рави Шанкар (родился 17 апреля 1920 года). Он стал мастером в отсутствие многих. Историческая ценность Рави Шанкара заключается в том, что он первым донес индийскую музыку до западных слушателей. Можно сказать, что он был первым, кто представил ее всему миру. Шанкар получил множество наград и музыкальных премий по всему миру, включая престижную премию Падма Вибхушан (за музыку к фильму «Кабули»), премию Международного кинофестиваля в Западном Берлине, Полярную музыкальную премию и музыкальную премию ЮНЕСКО-ЮНИСЕФ, несколько премий Грэмми и четырнадцать докторских степеней. Рави Шанкар является почетным членом Американской академии искусств, а французское правительство назначило его кавалером французского ордена Почетного легиона.
В 1986 году он был избран в верхнюю палату индийского парламента, а в 2004 году был номинирован на Нобелевскую премию мира. В 1969 году Рави принял участие в легендарном рок-фестивале в Вудстоке.
Еще один ситарщик, вернее, ситарщица, — дочь Рави Анушка Шанкар, очень талантливая и красивая девушка. Ее сольное выступление и выступление индийского инструментального оркестра под ее руководством можно увидеть на DVD «George Harrison Memorial Concert». Здесь представлены почти все индийские инструменты.
Среди групп хочется отметить коллектив Mukta, почти во всех произведениях этой группы ситар является солирующим инструментом, музыкальный стиль коллектива можно описать как этно-джаз.
Очень хороший ситарщик, Шима Мукерджи, играет с Transglobal Underground. Родом из Индии, Шима сейчас живет в Англии и является самым востребованным исполнителем на ситаре в Туманном Альбионе. Она записывалась с известной группой Cornershop, вместе с Наташей Атлас. Она регулярно выступает с самым популярным английским джазовым саксофонистом Кортни Пайном и, помимо прочего, преподает ситар.