Десна — это легкий велосипед, созданный в Советском Союзе и оснащенный складной рамой. Этот велосипед выбирали те, кто предпочитает неспешные прогулки по качественным дорожным покрытиям. Производство Десны осуществлялось на Жуковском велосипедном заводе, который зарекомендовал себя как производитель качественной продукции. В стандартной комплектации покупатель получал в подарок насос и сумку с инструментами, что делало этот велосипед ещё более привлекательным для пользователей.
Назад в СССР: оригинальные модели советских велосипедов
Ранее мы обсудили ситуацию с российскими производителями велосипедов. Следует отметить, что лишь одна компания — Пермский машиностроительный завод (ПМЗ) — сумела сохранить свои позиции с советских времен, в то время как остальные производители появились уже после развала Советского Союза. Так кто, собственно, занимался производством велосипедов в СССР?
Советский велосипед был недорогим средством передвижения, доступным как для детей, так и для взрослых, и не требовал много места при хранении. Он стал самым популярным видом транспорта в стране, и на нем передвигались люди всех возрастов — от горожан до сельских жителей. Если семейный бюджет позволял, родители обычно приобретали трехколесный велосипед своему ребенку в возрасте 3-4 лет, а позже меняли модели по мере взросления своего чада.
История советских велосипедов
История советского велостроения началась почти сто лет назад, когда в 1926 году на Харьковском велосипедном заводе имени Петровского был выпущен первый велосипед в Советском Союзе. Этот байк производился в различных вариантах: дорожный, подростковый, специальный и детский. Интересно, что само предприятие было основано ещё до революции, на базе велосипедной фабрики Лейтнера, которая была эвакуирована из Риги в Харьков во время Первой мировой войны, а после Октябрьской революции была национализирована.
Позже другие заводы в СССР тоже начали выпускать велосипеды. Например, в Литве появились модели Орленок и Ласточка, а в Перми производился неприхотливый двухколесный велосипед под названием Сура, хорошо подходивший для российских дорог и простой в ремонте. В 1936 году на заводе «Ленинградский металлист» начался массовый выпуск детских двухколесных велосипедов под такими названиями, как Эврика, Десна, Кама и Школьник.
В Москве производство велосипедов стартовало только после Великой Отечественной войны: в 1949 году на Московском велосипедном заводе был собран спортивный модель ЗиЧ-1.
История
Велосипед Урал начал выпускаться на Пермском машиностроительном заводе в 1965 году. Это же предприятие также производило женский складной велосипед Кама, который отличался меньшим весом и более высоким комфортом по сравнению с мужской моделью. Женский велосипед часто становился первым средством передвижения для начинающих велосипедистов. Эмблема завода размещалась на передней трубке рамы между рулём и колесом.
Этот надежный и неприхотливый транспорт быстро завоевал популярность и стал набирать большой спрос. Он отличался универсальностью — Урал подходил как для городских прогулок, так и для поездок по сельской местности. Его использовали для коротких поездок, а также для путешествий на значительные расстояния.
Урал мог выполнять функции дорожного, горного или спортивного велосипеда. Для перевозки детей к раме добавлялось детское седло, что делало его еще более универсальным.
Машиностроительный завод просуществовал до 2006 года. Его преемник, компания ООО «Урал-Трейд,» наладила сотрудничество с производителями из Тайваня, Китая и Индии. Данная корпорация продолжает выпускать велосипеды, а также запасные части к ним.
Однако на современные модели Урал спрос далеко не такой высокий, как на советские велосипеды в своё время. Старые модели имели простую конструкцию, ремонт производился быстро, а детали легко заменялись. При этом, возможна была коррекция длины цепи при необходимости.
Технические характеристики
Большинство советских велосипедов обладают схожими техническими характеристиками. Диаметр колеса составляет 28 дюймов. Для сельских нужд разрабатывалась модификация с двумя багажниками — спереди и сзади. Женские модели отличаются от мужских формой рамы, которая располагается под углом 45 градусов. Большинство konstruksi согласовываются на наличие двойных тормозов, где передний ручной тормоз выполнен с клещевой системой, а задний ножной тормоз относится к барабанному типу.
Почти все изделия пермского завода имеют следующие особенности:
- втулка ножного тормоза с возможностью свободного хода;
- передняя звёздочка с 48 зубьями, задняя — с 19 зубьями;
- литой рулевой вынос;
- мягкое седло на жестком каркасе.
Зачастую стандартная комплектация велосипедов дополнялась различными элементами, такими как светоотражатели, подножки, цепные щитки, насосы, аптечки и дополнительные багажники.
За что полюбили
Продукция пермского завода изначально была удобной и неприхотливой в обслуживании. Каретки и втулки — самые уязвимые части любого велосипеда — легко ремонтировались и заменялись, что высоко ценилась жителями Союза. Велосипед Урал идеально подходил для перевозки тяжелых грузов и для поездок в соседние деревни. Особенно он пользовался популярностью в сельской местности. Размер велосипеда был подходящим практически для всех мужчин и даже некоторых женщин.
Тем не менее, в отличие от своей надежности, велосипед имел довольно большой вес в 16 килограммов. Это объясняется тем, что рама и остальные компоненты велика изготавливали из стали. Новые скоростные модели могут весить всего 6-7 килограммов.
Достать новый Урал в 70-х годах считалось большим удовольствием. Эти велосипеды могли раздавать в качестве поощрения на заводах.
Уралы в руках энтузиастов сегодня
Велосипеды Урал в той форме, в которой они существовали почти 50 лет назад, больше не производятся. Тем не менее, не все из них пришли в негодность или заброшены на чердаках. Сегодня довольно востребован тюнинг велосипедов Урал. Некоторые умудряются модифицировать их до неузнаваемости, в то время как другие восстанавливают их оригинальный вид. Модернизация может охватывать все их составляющие, включая установку моторов от мопедов и даже бензопил.
Некоторые владельцы ставят аналоги деталей, а другие усердно восстанавливают старые компоненты. Однако найти новые детали для Уралов сегодня крайне сложно, и купить их можно только в основном на вторичном рынке.
Модернизированный Урал
Велосипед Тахион
С 1981 по 1992 год Харьковский завод производил спортивно-шоссейный велосипед под названием Тахион. Эта модель приобрела мировую известность и разрабатывалась Центральным конструкторским техническим бюро (ЦКТБ) велостроения в Харькове под руководством конструктора Реджинальда Ивановича Воронцова.
Название «Тахион» придумал сам Воронцов, поскольку в теоретической физике тахионы — это гипотетические частицы, движущиеся со скоростью, превышающей скорость света в вакууме.
При производстве применялись зарубежные технологии, такие как японские трубы и французские цепи, а также алюминиевые сплавы и титан. Вес велосипеда составил 9,5 кг.
Всего было создано 9 моделей Тахиона, предназначенных для трековых и шоссейных велогонок. Эти велосипеды выпускались на протяжении 10 лет, и за этот период было произведено всего 400 моделей.
Тахион стал одной из самых дорогих советских моделей велосипедов, созданных для велоспорта, и не каждый мог позволить себе купить такую модель.
Велосипед Аист
Производство велосипедов марки Аист началось в 1947 году, и они продолжают выпускаться и сегодня, оставаясь очень популярными и производимыми на заводе Аист в Белоруссии. Эти велосипеды представлены в различных моделях — шоссейные, горные, детские и дорожные.
Популярность марки Аист объясняется простотой конструкции и легкостью в ремонте.
К 1950 году велосипеды Аист стали настолько широко распространенными, что был отмечен юбилей в честь выпуска 100-тысячного велосипеда.
Счёт шёл на миллионы
В Советском Союзе для подростков также выпускались велосипеды на Шауляйском велосипедно-моторном заводе (литовское предприятие, производившее модели под марками Эрелюкас — Орлёнок и Крегждуте — Ласточка). Однако, когда у потребителей был выбор, чаще отдавалось предпочтение именно уральским велосипедам. Уральцы внедрили в производственный процесс конденсаторную сварку рамы, что значительно увеличивало прочность конструкции. Также уральские велосипеды отличались легкостью хода и устойчивостью. Поэтому продукция АМЗ пользовалась огромным спросом в СССР — количество выпущенных двухколёсных средств передвижения шло в миллионы. При этом уральцы выпускали 16 модификаций, в отличие от 2-х, которые производили шауляйцы.
Первой уральской моделью, серийный выпуск которой превысил один миллион единиц, стал Салют. Юбилейный экземпляр этой модели был собран 10 декабря 1969 года и был вручен лучшей работнице малярного цеха Екатерине Александровне Циплаковой. Её модель подарили под бурные овации сотрудников, а второй экземпляр направили в заводской музей.
В 1965 году за Салют АМЗ получил диплом третьей степени на ВДНХ. Аналогичную награду завод впоследствии получил и за модели велосипедов Чайка и Спартак. С 1973 года начат выпуск самых популярные моделей — Уральца (для мальчиков) и Рябинки (для девочек). Позднее был представлен велосипед Весна, который стал уникальным по тем временам, так как имел возможность складываться пополам, что позволяло ему без проблем помещаться в багажник легкового автомобиля.
На протяжении почти 30 лет (с 1965 по 1995 годы) на предприятии работала Ольга Матвеевна Морозова, которая возглавляла отдел труда и заработной платы. Она вспоминает, что во время авралов работникам офисов часто приходилось выступать в роли сборщиков на линии, включая выходные.
— Мы трудились над довёртыванием спиц, план был — 467 колёс в смену. Сборщица вручную произвела налаживание спицы и ниппеля, затем соединяла их с ободом, после чего мы довёртывали их на полуавтоматическом станке.
В 1980-е годы, когда производство достигло своего пика, АМЗ выпускал полторы тысячи велосипедов ежедневно, в год достигая отметки в 370 тысяч. Самая доступная и массовая модель, имеющая открытую раму, стоила в магазине 39 рублей 60 копеек.
Точное количество велосипедов, выпущенных на Атиге, выяснить не удалось. Однако известно, что к 1977 году (за 17 лет нахождения на рынке) завод изготовил три миллиона двухколёсных машин. Таким образом, учитывая данные, озвученные Ольгой Морозовой, можно сделать вывод, что всего было произведено более 7 миллионов велосипедов…
Вместо велосипедов — тапочки
Последнее обновление Уральца произошло в 80-е годы. В то время АМЗ вновь начал сотрудничать со своим предшественником — Свердловским заводом радиоаппаратуры.
— В 1987–1993 годах по кооперации Атигский машиностроительный завод получал от нас комплектующие, такие как велосипедные звонки, защиту для цепи, светоотражатели и другие элементы, — вспоминает Игорь Булыгин. — Это было важным моментом для нашего завода в период конверсии, так как мы получали дополнительную загрузку. Однако Атигский завод не мог полностью рассчитаться, и в качестве взаимозачета мы получали велосипеды и выдавали их работникам вместо зарплаты.
К сожалению, АМЗ не смог адаптироваться к рыночным условиям: после распада СССР многие поставщики комплектующих (например, из Харькова и Даугавпилса)Instantly стали иностранными компаниями. 13 января 1998 года Атигский машиностроительный завод был объявлен банкротом.
По воспоминаниям Ивана Шершнёва, который проработал на заводе 30 лет начальником инструментального цеха, окончательно производство велосипедов прекратилось в начале 2000-х годов. В настоящее время на бывших мощностях завода изготавливаются ёлочные украшения и тапочки…