Волевые качества личности

Сила воли формирует личность, определяет твердость характера и уровень ответственности индивида. Волевые качества личности имеют четкую структуру, в которой отдельные черты характера выступают её элементами. Эти черты могут быть как положительными, так и отрицательными. Однако стоит отметить, что силу воли можно развивать и закреплять, приучая себя к этому процессу.

Виды волевых качеств

  1. Сила воли. Эта характеристика представляет собой общую способность индивида преодолевать разнообразные трудности на пути к достижению своих целей. Степень трудности, с которой сталкивается человек, определяет уровень развитости его силы воли. Проявление силы воли заметно на протяжении всего волевого акта (см. рис. 1).

Этапы волевого акта

Рисунок 1. Этапы волевого акта

  • Стратегическая: это процесс достижения долгосрочных целей;
  • Тактическая: предполагает достижение краткосрочных целей.
  • Принятие решений;
  • Умение не поддаваться внешнему влиянию;
  • Критический подход к происходящему.

Волевые качества

Рисунок 2. Волевые качества

Развитие волевых качеств

Воля, как важнейший психический процесс, формируется на протяжении онтогенеза человека, то есть в течение его жизни.

Первые спонтанные желания ребенка отличаются значительной неустойчивостью и легкой изменчивостью.

Только к четырем годам жизнь ребенка устанавливает более устойчивые и осознанные желания. В этом возрасте начинает проявляться первая борьба мотивов. С приходом сознания ребенок начинает активно осваивать моральные нормы и социальные правила.

Чем более развиты моральные установки у индивида, тем выше вероятность преобладания именно моральных мотивов в его действиях. В этой борьбе между желаниями и моральными нормами происходит формирование силы воли и таких волевых качеств, как самоконтроль.

Кроме того, волевые качества во многом передаются от родителей и окружающих людей к ребенку.

Школьное образование предоставляет ребенку возможность взглянуть на свою жизнь в перспективе. Постепенно формируется осознание того, что успехи или неудачи, достигнутые в настоящем, могут оказать серьезное влияние на их будущее.

Формирование воли в подростковом возрасте, согласно исследованиям Л. И. Божович, иллюстрируется на рисунке 3.

Воля в подростковом возрасте

Рисунок 3. Воля в подростковом возрасте

Целеустремлённость

Человека, который четко знает свои цели и уверенно движется к их достижению, принято называть волевым. Даже в том случае, если вы не планируете активно развивать волевые качества, полезно четко определить свои цели для понимания того, чего вы хотите и к чему стремитесь.

Человек без ясной цели живет по течению и может испытывать чувство бессмысленности своего существования. Если цель имеется, но никаких шагов к её достижению не предпринимается, это в конечном счете приводит к глубокому разочарованию и фрустрации.

Смелость

Однако иметь цель – это только полдела; необходимо также обладать смелостью, чтобы действовать в её направлении. Если индивид отступает при первых же трудностях, его определение как волевого человека становится сомнительным. Бесстрашие перед препонами – один из ключевых аспектов, присущих успешным людям.

Волевые личности, подобно всем остальным, сталкиваются с неудачами, проблемами и препятствиями, однако они способны находить в себе силы преодолевать их и продолжать путь к намеченной цели, даже если это требует колоссальных усилий.

Читайте ещё:  Образец резюме менеджера по продажам. Резюме менеджера по продажам.

Как они проявляют себя

Каждый человек может развивать силу воли. Чтобы стать волевой личностью, необходимо пройти процесс физического, интеллектуального и морального роста. В совокупности эти качества составляют волевой характер человека.

Все начинается с установки цели. Исследования показывают, что установить цель недостаточно; необходимо еще и активно стремиться к ее достижению. Это пробуждает у человека такие качества, как инициативность и энтузиазм, которые способствуют началу самостоятельных действий на пути к цели. Однако на этом пути индивид может столкнуться с мнением окружающих и их опытом, которое может существенно повлиять на его взгляды и планы. Если он не сможет преодолеть данные внешние препятствия, ему придется заново тренировать силу воли.

С другой стороны, человек может приобрести уверенность и решительность, снова насыщаясь смелостью, что позволяет увидеть скрытые внутренние ресурсы. Ретроспективный взгляд на пройденный путь укрепляет его выбор, и он становится более настойчивым в преодолении как больших, так и маленьких трудностей. Причем делать это следует рационально и организованно, внимательно отслеживая уже пройденные этапы и прокладывая путь к будущим успехам.

Скоро индивид научится адаптироваться к изменениям окружающей ситуации, чтобы беречь себя и окружающих, не жертвуя своим мировоззрением и одновременно не разочаровывая чужие ожидания. В этом процессе важную роль играет дисциплина, которая, в свою очередь, невозможна без самоконтроля. Путем преодоления различных этапов на пути к поставленной цели он в конечном итоге берет на себя ответственность за свои поступки и действия, и это становится для него естественным, так как он сформировал мощное волевое качество.

Кто такой волевой мужчина

Формирование волевых черт характера у мужчин начинается еще в детстве. В психологии волевые качества определяют личность, обладающую сильным духом, способную принимать решительные меры в различных сферах жизни. Многие волевые качества являются основополагающими для определения мужественности человека. Мужчин справедливо называются волевыми, если они соответствуют идеальному образу добытчика и кормильца.

Быть волевым – значит быть ответственным

Быть волевым – это не только проявлять смелость, но также подразумевает высокую степень ответственности. Большинство характеристик волевого человека отражают качества так называемого идеального мужчины. Он осознает свою ценность, управляет отношениями с другими людьми и уважает вещи вокруг себя. Он действует согласно своему внутреннему моральному компасу, даже если это противоречит мнению окружающих, если он убежден, что это наилучший способ решения конкретной задачи. Волевой мужчина представляет собой идеал сильного, рассудительного и морально устойчивого человека.

Кратко о формировании

Развитие волевых качеств протекает в процессе жизни человека.

Фундаментальные волевые качества закладываются в раннем детстве, и их дальнейшее развитие во многом зависит от того, как ребенок реагирует на возникающие препятствия.

На начальных стадиях своего развития ребенок в основном обращается к инстинктам, установленным на выживание. Основные потребности, такие как потребление пищи и обеспечение безопасности, находятся в руках его родителей.

Этапы формирования: кратко

После достижения четырехлетнего возраста ребенок начинает принимать более осознанные и взвешенные решения, ведь его поступками уже руководят не только инстинкты, но и воспитательные моменты.

Читайте ещё:  Чем мужские профессии отличаются от женских. Работа для мужчин.

В этом возрасте у ребенка также начинается развитие моральных качеств.

Если ребенок активно работает над преодолением трудностей и достигает, пусть и небольших, успехов — это повышает вероятность того, что во взрослой жизни он также проявит сильную волю.

В следующем разделе мы подробно расскажем о том, как укрепить волю и дисциплину, фокусируясь на развитии волевых качеств личности.

Методика исследования волевой организации

Чтобы оценить уровень своей силы воли, рекомендуется пройти тест Н.Е. Стамбуловой. Участники теста могут оценить различные качества воли, такие как самообладание, инициативность, настойчивость и прочее.

В рамках теста задаются вопросы, на которые можно ответить «нет», «да» или с более размытым уровнем уверенности: «скорее да», «возможно» и т. д. Каждому волевому качеству отведено по 20 вопросов. Тест Стамбуловой легко найти в интернете.

Воспитание волевых качеств личности ребенка с рождения

Воспитание волевых качеств ребенка требует различных подходов, в зависимости от его возраста.

Развитие воли в раннем дошкольном возрасте

Формирование нравственно-волевых качеств личности предполагает создание предварительных условий для волевого поведения еще в раннем детстве, так как без этого полноценное развитие данной стороны характера в дальнейшем оказывается невозможным.

Для проявления волевого поведения человек должен обладать достаточно высоким уровнем энергетических ресурсов и четким стремлением к своей цели. В качестве цели для ребенка может выступать интересная игрушка или возможность взаимодействовать с ней.

Развитие воли в младшем школьном возрасте

Игровая деятельность играет важную роль в развитии волевых качеств у дошкольников. Игра выступает увлекательным процессом, не фиксированным на результате, и на который не накладываются строгие требования, как во время трудовой или учебной деятельности.

Однако, несмотря на свою незатейливость, игровой процесс всегда подчиняется определенным правилам, что делает игру важным инструментом развития волевой личности.

Ключевым аспектом воспитания воли является то, что соблюдение игровых правил происходит исключительно по собственному желанию ребенка, а не под давлением извне. Это имеет ключевое значение, поскольку истинная воля проявляется в отсутствии внешнего воздействия, например требования или социальных норм, а только в следовании личным побуждениям.

Таким образом, одной из важных функций игры является развитие навыка самопринуждения. Кроме того, соблюдение игровых правил способствует формированию чувства удовлетворения и радости, что делает работу по их соблюдению приятной и положительно воспринимаемой на эмоциональном уровне. Следовательно, выполнение правил не вызывает отторжения, а способствуют формированию моральных знаний и умений.

Присоединяйтесь к нам — у нас много интересного: свежие новости, регулярные мероприятия, полезные статьи и чек-листы для вас!

Фоновая картинка Фоновая картинка

Игра конструктивно организована, и в ней формируются реальные отношения и взаимодействия. В рамках воображаемого игрового мира ребенок часто выполняет определенные роли. Например, в роли рыцаря он демонстрирует терпение и стойкость, даже когда испытывает страх или усталость. Участники игрового процесса оценивают друг друга в первую очередь по фактическим поступкам. Желание заработать положительную оценку подталкивает ребенка к развитию смелости, решительности и уверенности в себе.

Читайте ещё:  Эйдетика: особенности и методы. Эйдетика что это.

Чем больше акцентируется важность игровой активности как главного вида деятельности дошкольников, тем значимей роль ребенка в определенной игре для стимуляции волевых усилий.

Задачи воспитания волевых качеств меняются с возрастом. Уже начиная с четырех лет, ребенок способен контролировать собственные поступки. На 4-5 году жизни он может демонстрировать послушание, основанное на чувстве долга, которое, если не выполнить, приводит к чувству вины перед авторитетными взрослыми.

Роль семьи в воспитании необходимых моральных и волевых качеств личности

Основное направление в воспитании волевых качеств ребенка как в домашней, так и в школьной обстановке заключается в организации волевого поведения. Направленная деятельность создает необходимый опыт преодоления трудностей. Элементы волевого усилия должны быть интегрированы в учебную и трудовую деятельность, чтобы нацелить ребенка на достижение задач как личного, так и общественно полезного характера.

Однако следует понимать, что для 2-3-летнего ребенка осознание общественного значения своих действий является недоступным. Именно поэтому основная роль в организации процесса воспитания воли принадлежит взрослым.

Этого можно достичь с помощью создания четкого распорядка, формирования полезных привычек и правильных норм поведения. У детей, прошедших такое воспитание, в зрелом возрасте возникает понимание общественной значимости данного жизненного уклада и правил.

Управление классом: цели, задачи, принципы

Вместе с другими процессами, происходящими на уровне психики, воля развивается не в изоляции, а в контексте общего личностного роста человека. Нередко ярко выраженные волевые качества наблюдаются у людей творческих профессий, которые глубоко погружены в свою созидательную деятельность. Это логично, ведь увлеченность каким-либо занятием всегда требует регулярного труда и, соответственно, способствует развитию выраженных волевых качеств, отражаясь на всех аспектах жизни.

При рассмотрении воли на уровне личности открывается возможность пересмотреть методы воспитания. В классическом подходе главным является тренировка самоконтроля, в то время как в личностной парадигме воли акцент сделан на внутренних мотивах как источниках жизненной силы.

Для успешного развития волевых качеств необходимо влияние трех главных факторов: воспитания, родителей и значимых взрослых.

ФОП в школе

Требования, выдвигаемые взрослыми, составляют первый шаг к развитию воли у детей, поскольку они неразрывно связаны с общественными нормами и потребностями. Чем выше эти требования, учитывая возможности ребенка, тем более значительных результатов можно достигнуть. Еще в своих произведениях Гете утверждал, что к людям следует относиться как к идеалу, и тогда они постараются приблизиться к той высоте, на которую вы их применили.

Развитие и саморегуляция волевых качеств у детей тесно связаны с их интеллектуальными способностями, формированием личностной и мотивационной рефлексии. Это подчеркивает невозможность воспитания волевых качеств в отрыве от общего развития психики и формирования характерных черт. Игнорирование данного принципа может привести к развитию не настойчивости и воли, а к их противоположности — ригидности и упрямству.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий