Малыши на ранней стадии импринтинга не умеют контролировать свое внимание. Их может увлечь что угодно — мобильный телефон, кудри Ма Мас или газета. Малыши в том или ином возрасте очень любопытны и любознательны.
Внимание. Произвольное и непроизвольное внимание
Внимание — это сосредоточенность и концентрация ума на определенном явлении (предмете или деятельности). Такое качество, как непосредственность, относится к сознательному выбору одного объекта и концентрации на нем, отгораживающей другие объекты.
Внимание — это избирательное сосредоточение и концентрация ума на каком-либо объекте. Внимание также понимается как углубленное сосредоточение на объекте познавательной деятельности. Это один из самых необычных познавательных процессов в человеческой психике, поскольку он непосредственно связан с другими (например, ощущениями, восприятием, памятью).
Внимание часто рассматривается как избирательное включение сознания для выполнения действий (задач). Это феномен человеческой психики, который проявляется по-разному и влияет на эффективность работы органов чувств. Благодаря вниманию информация сохраняется в мозге и впоследствии воспроизводится.
Внимание имеет присущие только ему характеристики. Первая особенность — это размывание границ внимания как самостоятельного явления. Изначально кажется, что внимание не может функционировать отдельно от других психических процессов. Иногда оно может даже почти полностью сливаться с ними. Поэтому трудно представить, как можно просто быть внимательным, ничего не делая.
К свойствам внимания (теория С.Л. Рубинштейна) относятся:
- Концентрацию, которая отвечает за уровень сосредоточенности на объектах (зависит от степени сложности задания);
- Объем, определяемый количеством объектов, которые одновременно удерживаются в сознании;
- Переключение, которое помогает перенаправлять внимание с одного объекта на другой;
- Устойчивость, проявляющаяся в возможности долговременного удержания внимания на объекте;
- Распределение, делающее возможным выполнение нескольких действий одновременно (для качества характерен приемлемый уровень эффективности).
Внимание — эволюционно важный процесс человеческой психики. Оно позволяет нам распознавать опасность даже в момент наиболее сильной концентрации. Оно также помогает выделить важную информацию из общего шума и помех.
Внимание не во всех случаях направлено на внешнюю деятельность, так как существует отдельный вид этого психического процесса — ментальное внимание. Оно направлено на внутреннюю часть человеческого разума, на определенные мысли и образы. Этот вид внимания отличается от сенсорного внимания.
Деление внимания на умственное и сенсорное впервые использовал У. Джеймс. Этот ученый классифицировал их как проявления как волевого, так и непроизвольного внимания. В своих исследованиях он не включил их в классификацию, а рассмотрел другой вид этого психического процесса — моторное внимание. Этот тип характерен для тех случаев, когда высокий уровень концентрации направлен на выполнение физического действия (например, хождение по канату).
Уровни внимания
В психологии выделяют два основных уровня внимания: волевое и непроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание основано на рефлекторной подсказке. Она достигает человеческого мозга на бессознательном уровне и начинает щелкать выключателем. Этот тип внимания устойчив и функционирует независимо от желаний человека. С эволюционной точки зрения он считается первой формой внимания.
Детерминированное внимание — это выражение сознательной ориентации и регуляции. Человек выбирает объект концентрации. Этот уровень психического процесса не происходит спонтанно. Обычно оно направлено на объект, который не вызывает интереса.
Опосредованный характер — это первая характеристика волевого внимания. Во-вторых, этот уровень является активным. Как и непроизвольное внимание, он включает в себя как пассивность, так и активность. Непроизвольное внимание характеризуется тем, что это добровольный процесс. Здесь решающую роль играет осознанность, которая является ключом к определению типа.
Добровольное и непроизвольное внимание нельзя противопоставлять друг другу, поскольку первое вытекает из второго. Причем произвольное внимание может трансформироваться в непроизвольное (например, человек сознательно переключает свое внимание на непривлекательную картину, которая через некоторое время становится интересной). Многократное переключение внимания с одного уровня на другой можно наблюдать во время выполнения какой-либо деятельности. Этот факт необходимо учитывать в теории процесса концентрации внимания.
Произвольное внимание
Объектом волевого внимания является сознательное сосредоточение человека на внешних предметах и явлениях. Основой волевого внимания является готовность сосредоточиться на определенной деятельности, выполняя что-либо в течение длительного периода времени. К основным компонентам волевого внимания относятся:
- целеустремленность;
- умение сосредотачиваться, не отвлекаясь на посторонние объекты;
- умение действовать последовательно;
- способность к организации деятельности.
Механизмом возникновения волюнтаризма является сложная цель, которая менее привлекательна для человека и требует больших умственных усилий. Способность к волевому сосредоточению в первую очередь связана с работой или обучением
Послепроизвольное внимание
Определение переменной волевого внимания относится к результату сознательной концентрации на явлениях и объектах. Когда человек преодолевает трудности, он переходит на новый уровень, и деятельность начинает его интересовать. Послеволевое внимание также называют вторичным волевым вниманием.
На этом этапе волевые усилия человека несколько снижаются, но интенсивность внимания остается на уровне волевого внимания. Этот вид внимания так же поддается контролю, как и волевое внимание. Исследования в области психологии показали, что деятельность становится гораздо более стабильной и более продолжительной, при этом интерес возрастает, а интенсивность снижается. Ключом к обучению или работе является способность переключаться на послепроизвольное внимание для получения хороших результатов. Учеба утомительна и быстро надоедает, поэтому важно стимулировать мета-внимание детей. Основной причиной успешного выполнения учебных заданий является развитие непроизвольного внимания.
Чем характеризуется?
Непроизвольное внимание можно охарактеризовать как эмоционально-пассивное. Человек сосредотачивается на каком-либо фрагменте информации или объекте только потому, что он сразу же становится для него очень важным. В момент невнимания существует зависимость от объекта интереса. Человек не прилагает особых усилий для активизации своей мыслительной деятельности. Когда внимание стимулируется волной эмоций, связь между объектом внимания и интересом, потребностью или эмоцией наиболее постоянна. Но даже в этом случае внимание не направляется на объект сознательно.
Любой стимул, обладающий определенной силой, так или иначе привлекает интерес. Непроизвольное внимание возникает на волне умственных, эстетических или моральных эмоций. Этот процесс не поддается никакому регулированию. Все это происходит потому, что при длительном появлении рассматриваемого фактора человек испытывает либо восхищение, либо разочарование, либо боль, либо радость и т.д.
Постоянное и непроизвольное внимание к вещам или информации вызвано устойчивым интересом человека. Это основная причина непроизвольного внимания.
Условия возникновения
Человек не может жить, не узнавая чего-то нового, что ему нравится. Познанию мира помогает интерес. Без этого фактора невозможно запомнить важные детали, происходящие вокруг нас. Кроме того, защитные и ориентировочные рефлексы обеспечивают мгновенную реакцию нашего сознания на непонятные звуки или яркий свет. Иногда такие явления спасают человеку жизнь в экстремальной ситуации. Например, когда приближается автомобиль с включенными фарами и гудком. Кроме того, мгновенная реакция на возникающие ситуации заставляет каждого из нас принимать правильное решение при столкновении с проблемами в окружающей среде. Благодаря такому вниманию мы можем определить риски и выверять свое поведение, чтобы быть уверенными в своей безопасности.
Непроизвольное внимание развивалось вместе с эволюционным прогрессом человечества. Нашим предкам приходилось добывать пищу не в супермаркетах, а в дикой природе, где они постоянно сталкивались с хищниками. Поэтому у каждого разумного человека описанный выше механизм работает автоматически и независимо от сознания. Когда это происходит, могут возникать реакции подобного рода:
- движение какого-либо объекта (любое движение может быть потенциально опасным);
- при появлении нового и необъяснимого явления (то, что неизвестно, может быть опасно);
- при очень громком или сильном воздействии (внезапный звук или яркий свет могут говорить об опасности).
Любая деятельность человека должна вызывать интерес. Деятельность дает каждому из нас возможность полноценно жить и творить. Интерес играет роль локомотива, который движет нашей жизнью. Теперь рассмотрим условия, при которых возникает непроизвольное внимание.
- Если слышится какой-либо звук. Любое повышение или понижение тона может также привлекать внимание людей.
- Пауза. При её возникновении человек начинает проявлять интерес. Например, если музыка громко играла и вдруг затихла, человек ищет причины возникновения данной проблемы, и так проявляется его непосредственный интерес.
- Яркие цвета и свет. Если происходит неожиданное включение лампы, то человек невольно проявляет любопытство к этому событию. Яркие оттенки полевых цветов могут вызвать восторг и интерес со стороны индивида.
- Любое движение, которое начинает происходить вокруг нас, также пробуждает интерес. Внезапный порыв ветра может всколыхнуть волосы или одежду. Это движение природы привлекает невольное внимание.
- Эмоциональный всплеск. При виде какого-либо яркого события, интерес человека обязательно активируется. Например, если он увидит нелицеприятное происшествие, то это событие вызовет эмоции и заострит внимание на проблеме.
- Юмор также может вызывать интерес. Мы всегда с любопытством смотрим на различные картинки, привлекающие своим ненавязчивым остроумием.
Произвольное
Основная характеристика непроизвольного внимания заключается в том, что оно связано и контролируется сознательным усилием.
Этот тип подчиняется воле и усилию.
Его также называют активным и намеренным.
Физиологический механизм
Основная функция волевого внимания заключается в регуляции психических процессов. Физиологический механизм основан на избирательной активации участков коры головного мозга и их функциональной интеграции под влиянием контролируемой локальной активации.
Психологическая особенность
Когда человеку необходимо достичь определенного результата, он разрабатывает план действий, включающий задачу сосредоточиться на чем-то, чтобы подавить непроизвольное желание «отвлечь» внимание на более приятные и увлекательные вещи.
Человек руководствуется категорией «надо» и отвечает на требования деятельности.
Добровольное внимание не зависит от контрастности внешних раздражителей. Во время концентрации внимания человек игнорирует сильные раздражители и может сосредоточиться даже тогда, когда ему неинтересно.
После 20 минут добровольной концентрации человек устает, и способность контролировать внимание снижается.
У маленьких детей способность к целенаправленному вниманию отсутствует, поскольку сознание еще недостаточно развито.
Контролируемая концентрация внимания развивается только на втором году жизни.
Как работают мотивы достижения цели и избегания? Ответ вы можете найти на нашем сайте.
Примеры
- Индивиду необходимо подготовить отчет к совещанию. Он сознательно исключает вероятность влияния раздражителей (телевизор, громкие звуки за окном, сообщения в мессенджерах), организует рабочее место и концентрируется на необходимых документах, усилием воли заставляя себя игнорировать приятные мысли о предстоящих выходных и встрече с друзьями.
- Девочка переходит дорогу. В этот момент ее занимает красивая витрина на другой стороне улицы. Но она намеренно концентрируется на правилах дорожного движения и проезжающих машинах, чтобы не попасть в аварийную ситуацию.
- Находясь в шумном кабинете, сотрудник сознательно не прислушивается и уводит внимание от интересного разговора коллег, обращая внимание лишь на текущую деловую переписку с клиентом, так как необходимо закрыть сделку до обеда.
Если воля недостаточно развита или поставленная задача не является важной/приоритетной, человек может испытывать трудности с концентрацией на цели:
- Школьница решила заранее выполнить уроки на следующую учебную неделю. Но осознавая, что торопиться некуда, она постоянно отвлекается на шум ветра, спящего рядом котенка и модный журнал на столе.
- Сотрудника попросили заполнить статистику, которая, по его мнению, не сыграет значимой роли в работе отдела. Но необходимость выполнить задание вынуждает его подключать преднамеренное внимание. Однако он не ощущает значимости своей деятельности и постоянно «отключается» от процесса, отходит налить себе кофе, купить шоколадку и заменить сломанный карандаш.
Послепроизвольное
Можно говорить о постсознательном типе, когда волевое внимание переходит в разряд непроизвольного.
Например, когда ребенок по настоянию матери начинает учить буквы, сначала он делает это неохотно, формально заставляя себя включиться в процесс обучения, но затем в нем просыпается энтузиазм и желание успешно освоить интересный урок.
Внешние раздражители отходят на второй план, и ученику больше не нужно сознательно концентрироваться на текущей деятельности. Необходимым условием для возникновения мета-внимания является интерес.
Педагогические принципы основаны на поствнимании, поскольку как волевое, так и непроизвольное внимание у детей дошкольного и школьного возраста не пригодны для обучения.
При волевом типе дети быстро утомляются, пытаются «расслабиться» и неохотно приступают к учению, а при непроизвольном типе отсутствует организованная и контролируемая концентрация внимания.
Правильный подход к организации внимания может быть эффективным в любом виде деятельности. Это не просто вопрос концентрации внимания с помощью силы воли.
Важно понимать, как происходит переход от непроизвольного внимания к послепроизвольному, и научиться «регулировать» внешние стимулы, чтобы предотвратить бессознательный переход к непроизвольному вниманию.
О различных видах внимания читайте в этом видео:
Непроизвольное внимание — что такое?
Ориентировочный рефлекс, заставляющий нас отвлекаться на громкий шум или яркий цвет, помогает нам быстро вызвать защитную реакцию. Непроизвольное внимание, психология которого все еще исследуется, невозможно полностью отключить; даже самый подготовленный человек на долю секунды сосредоточится на неожиданном событии. По этой причине непроизвольное внимание охотно эксплуатируется рекламодателями и ораторами для привлечения интереса своей аудитории.
Основная функция непроизвольного внимания
Основная цель этой реакции — быстро и правильно сориентироваться в изменившейся обстановке. Она помогает вам сразу распознать важные объекты и направить свое поведение в максимально безопасное русло. Эти отвлекающие факторы могут различаться по скорости, интенсивности и продолжительности. На свойства непроизвольного внимания влияют следующие факторы
- нестандартность для конкретной обстановки;
- сила;
- характер;
- внезапность.
Условия возникновения непроизвольного внимания
Этот механизм развивался в ходе эволюции, чтобы избежать встречи с опасными хищниками или распознать добычу. Дикие животные больше не угрожают человеку, а люди посещают магазины, чтобы добыть пищу, но непроизвольное внимание по-прежнему возникает при восприятии неожиданных стимулов. Этот механизм работает безоговорочно, то есть функционирует независимо от сознания. Самые быстрые реакции формируются тогда, когда:
- движении – не находящийся в покое объект является ярким сигналом, потому что может нести опасность;
- сильном воздействии – мощный звук или шорох в тишине, внезапно вспыхнувший свет в полумраке также говорят о возможной угрозе;
- новизне явления – любая неизвестность может таить неприятности, поэтому организм незамедлительно реагирует на такое событие.
Чем отличается произвольное внимание от непроизвольного?
Непроизвольное внимание требуется для быстрой коррекции поведения человека в изменяющейся обстановке, а добровольное внимание обеспечивает сознательную регуляцию деятельности. В настоящее время оно рассматривается как способ поддержания активности в выбранной области. Направленное внимание имеет следующие основные характеристики:
- Целенаправленность – действия определяются поставленными задачами.
- Организованность – человек заранее подготавливает к сосредоточению и усилием воли сохраняет ее.
- Устойчивость – явление продолжается длительное время, идеальным будет его соответствие характеру поставленных целей.
Какое бывает внимание
В зависимости от степени участия в отборе информации внимание можно разделить на непроизвольное, добровольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание можно разделить на непроизвольное внимание, непроизвольное внимание, вынужденное внимание и поствнимательное внимание.
Непроизвольное внимание является импульсивным и рефлекторным: не мы решаем, куда его направить, а внешнее воздействие притягивает его к нам. Человек с непроизвольным вниманием ведет себя как механизм, подчиняющийся правилам (и не далеко ушедший от собаки Павлова): Вы заняты важным делом, но вот уже пять минут обдумываете странную мысль или не можете выбросить из головы эклер из магазина сладостей. Таким образом, вы живете в парадигме «хочу», где внешние вещи доминируют над сознанием, желанием и намерением.
Лень, апатия, низкий уровень энергии, хаос в голове — следствие непроизвольного внимания.
Когда внимание выходит из-под контроля, это результат реактивной бдительности. Реактивная бдительность означает, что когда ваше внимание выходит из-под контроля, ваши действия, мысли и чувства также выходят из-под контроля, потому что вы реагируете на стимул. Когда нас хвалят, мы радуемся, а когда критикуют — становимся беспечными. Люди ждут мотивации и внешних стимулов, чтобы действовать, но конечным результатом являются лень, апатия и промедление.
Произвольное внимание
Добровольное внимание — это самостоятельное управление всеми структурами сознания: эмоциями, мыслями, процессами, состояниями. Не в ответ на внешний стимул, а на основе собственного желания, намерения. Добровольное внимание всегда сопровождается большим или меньшим усилием воли, а поддержание добровольного внимания в течение длительного времени приводит к большему утомлению, чем физическая работа.
Полный контроль над нашим вниманием и волей требует активного осознания — это то, что мы называем внимательностью. Когда мы концентрируем свое внимание и энергию на наших целях, мы живем в парадигме «желания» — именно так начинается рост, развитие и создание чего-то ценного.
Волевое, регулярное внимание напрямую связано с активностью и уровнем энергии. Когда у нас в голове порядок, мы тратим гораздо меньше умственной энергии, поэтому мытье посуды иногда более расслабляющее занятие, чем зависание в социальных сетях.
Источник: francescoch / istockphoto.com
Поствнимание (поток).
Внимание, которое течет в направлении, определенном субъектом, но больше не нуждается в постоянной поддержке со стороны воли, называется мета-вниманием. Организм начинает функционировать на оптимальном уровне и ограничивается только физической усталостью и истощением ресурсов.
Подобные переживания мне описывали нейрохирург, проводящий девятичасовые операции, спортсмен-экстремал и дирижер, стоящий на подиуме несколько часов подряд. Феноменология этого состояния хорошо описана психологом Михаем Чиксентмихайи в его книге «Поток: психология оптимального опыта», но он мало говорит о том, как его достичь. Изучение методики достижения состояния потока является одним из наиболее важных вопросов, задаваемых в настоящее время в области исследования внимания.
Проблематика внимания
Зажимное мышление и СДВГ
Внимание постоянно фокусируется и прерывается (даже у тех, кто практикует управление вниманием), его чередование каждые 30-90 секунд — естественная особенность. Организм сам побуждает нас отвлекаться, выделяя дофамин, гормон удовольствия, когда мы обращаемся к новой информации. Зависимость от дофамина — награды за отвлечение — приводит к клишированному мышлению или стремлению воспринимать информацию короткими очередями.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также указывает на кризис в управлении вниманием. Короче говоря, люди с СДВГ — это хорошо организованные личности, которые не могут идти своим путем. Они фантастически умеют вживаться в момент и ощущать его во всей полноте, но тут же теряют интерес, когда интенсивность переживаний ослабевает.
Внешний мир
Современный век предъявляет особые требования к скорости обработки информации, поэтому внешний мир постоянно отвлекает. Например, многие эксперты становятся неактуальными, если приостанавливают процесс обновления своих знаний всего на один год. Вот почему мы так стараемся работать в режиме многозадачности, надеясь распределить свое внимание между различными процессами, чтобы все успевать.
Вызовы приходят в виде ситуаций неопределенности: Кризисы и пандемии ставят перед нами новые задачи и пытаются сфокусировать наше внимание, а стресс затрудняет концентрацию. Неудивительно, что людям становится все труднее видеть ясно и действовать эффективно.
Источник: francescoch / istockphoto.com
Внимание — ограниченный ресурс
Внимание — это ограниченный ресурс, и мы используем его во всех видах нашей сознательной деятельности: работаем, слушаем музыку, смотрим фильмы и даже полуспим. Впустую потраченное внимание лишает нас энергии, чтобы сосредоточиться на главном, мы пропускаем важные задачи и испытываем стресс.
Внимание — это валюта.
Где есть внимание, там есть активность, энергия и проявление. Внимание можно обменять на работу, эмоции и деньги, поэтому умение владеть им и определять, куда его направить, — это своего рода роскошь. Мы часто разоряемся каждый день, и ставка в этой игре — жизнь, только она не заканчивается со старостью: Речь идет о том, чтобы быть в моменте, проживать каждую секунду осознанно.
В будущем способность к длительной концентрации, энергичный настрой и умение преодолевать умонастроения сделают лидеров и профессионалов во всех областях.
Особенности непроизвольного внимания
Это явление характеризуется отсутствием фокуса в процессе фиксации нашего внимания на определенном стимуле. Это первичная форма внимания, которая развивается в процессе онтогенеза в дошкольном возрасте. Отличительной особенностью этого варианта внимания является отсутствие преднамеренного контроля.
Поэтому спонтанное внимание является его первичной формой, которая зависит от рефлекторного поведения. Оно возникает под воздействием внешних стимулов. Оно поддерживается без сознательного желания или намерения человека. Характер стимулов, их эмоциональная окраска, сила или новизна, их связь с потребностями определяют захват и фиксацию внимания на определенных явлениях, объектах или лицах.
Физиологической основой спонтанного внимания является независимая рефлекторная рулевая деятельность. Его нейрофизиологическая адаптация происходит посредством стимулов из подкорковых областей полушарий головного мозга в коре головного мозга.
Основной предпосылкой возникновения непроизвольного внимания является отсутствие мотивационной конкуренции, борьбы интересов, присущей его волевой форме, при которой индивид может быть «разорван на части» конкурирующими импульсами, имеющими разную направленность, но способными привлекать и удерживать сознание индивида.
Таким образом, отличительной особенностью этого явления является то, что оно возникает при преобладании силы внешних стимулов над силой волевых стимулов, причем субдоминантные стимулы при определенных условиях и обстоятельствах становятся более интенсивными, чем доминирующие в данный момент.
Триггерами для такого изменения внимания не всегда являются внешние объекты или условия, но также потребности, желания или эмоциональные состояния, то есть все, что волнует или интересует человека.
Это часто происходит, когда человек устал от неблагоприятных обстоятельств (жара или холод, душная атмосфера, спертый воздух) или когда задача, которой он занят, не увлекает его.
Пассивное внимание кратковременно, но может возникать достаточно часто, чтобы мешать основной деятельности при определенных обстоятельствах и в зависимости от интенсивности внешних раздражителей, действующих на человека.
Этот вариант внимания отличается от своего волевого аналога наличием обязательного компонента — волевого усилия. Непассивное внимание характеризуется сознательной концентрацией человека на определенных явлениях или объектах окружающей среды.
Непроизвольное внимание детей
По сей день история исследований mindfulness в психологической науке довольно противоречива. Некоторые психологи убеждены, что никакого внимания не существует, а есть лишь доминирование того или иного психического процесса: мышления, восприятия и памяти. Когда человек пристально смотрит на что-то, работает его восприятие; когда он что-то представляет, задействовано его воображение. Из этого можно сделать вывод, что для внимания нет места. Однако в этих действиях присутствует примерно одинаковое состояние ума, направленное на определенные факты реальности. Эта особая концентрация и есть то внимание, без которого невозможно совершить ни одно действие, даже самое простое.
Внимание характеризуется отсутствием собственного продукта. Ибо невозможно занять себя вниманием. Результатом внимания является совершенствование любой деятельности.
Ушинский писал, что внимание — это дверь, через которую не может проникнуть ни один элемент обучения, иначе оно не могло бы войти в душу ребенка.
Гальперин, в свою очередь, утверждал, что внимание как самостоятельный процесс нигде не проявляется, а как направленность, устремленность и сосредоточенность любого психического явления на своем объекте обнаруживается лишь как аспект или качество этого явления.
Соответственно, внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или видах деятельности на фоне абстрагирования от всего остального.
Урунтаева рассматривала внимание как стремление и фиксацию психических процессов на конкретном явлении при отстранении от других.
Избирательное внимание направлено либо на объекты окружающей среды, либо на наши собственные переживания и мысли.
Таким образом, внимание составляет основу всей мыслительной деятельности. Научно доказано, что эффективность обучения определяется степенью внимания. По этой причине недостаток внимания является распространенной причиной неудач в учебной деятельности.
Все люди обладают способностью контролировать свою концентрацию, но существует и пассивное внимание, которое является реакцией на неожиданный стимул. Его невозможно полностью устранить, даже тренированный человек реагирует на неожиданное событие. Этот феномен часто является основой для рекламы. Это явление часто используется преподавателями для поддержания интереса аудитории.
В психологии непроизвольное внимание — это избирательная направленность восприятия, характеризующаяся отсутствием регуляции и сознательного выбора направления. При этом явлении психическая деятельность протекает как бы сама по себе, без сознательных усилий и целенаправленности. Она запускается внутренними и внешними стимулами. Громкий шум, сильный запах или яркий свет — это внешние стимулы. Интересы, чувства и потребности, которые важны для человека, являются внутренними стимулами.
Спонтанное внимание, также называемое пассивным вниманием, генетически является самым базовым и простым. Оно возникает и поддерживается независимо от целей человека. Здесь происходит спонтанное «пленение» человека деятельностью, обусловленное ее собственной увлекательностью, живостью и неожиданностью.