Мало кто знает, что цветение сакуры вовсе не всегда символизирует молодость или красоту женщин. В древние времена на телах воинов японской армии наносились такие рисунки, чтобы обозначить их и принадлежность к стране, ради которой они готовы были отдать свою жизнь.
Все о японских тату
Япония известна своей богатой историей и глубокими духовными традициями — жители этой страны на протяжении веков строго придерживаются своего культурного наследия. Татуировки заняли важное место в японской культуре, и с давних пор они наполнены глубоким смыслом и символикой.
Изначально нательные изображения использовались для обозначения социального статуса их носителей, однако в современном понимании они стали самостоятельным и оригинальным стилем татуировки.
Особенности
Японские татуировки имеют свои корни, уходящие на несколько веков назад, когда разнообразие изображений было весьма ограниченным и несло в себе определенный культурный смысл. Первые нательные рисунки, как правило, встречались на коже двух категорий людей: преступников, которые таким образом подвергались клеймению, и представителей высших сословий, чтобы подчеркнуть их высокий статус. Первоначально инструментом для нанесения чернил под кожу служила обычная колючка, извлеченная из растения.
С течением времени татуировки, которые наносились с помощью инъекций тушью, стали более востребованными и доступными для широкой публики, получив название ирэдзуми. Искусство несмываемых рисунков заинтересовало сначала гейш, затем жрецов и влюбленных. Постепенно татуировки становились всё более популярными, и японцы начали вкладывать в них новые смыслы, отражающие их род деятельности или семьей статус, включая количество детей, что в результате сделало традиционную татуировку неотъемлемой частью японской культуры и быта.
В японских нательных рисунках предусмотрено разделение на главные и второстепенные элементы — эта характеристика позволяет усиливать и укрупнять смысл татуировки в целом.
Ключевые символы выделяются своей характерной формой, в то время как изображения второго порядка лишь дополняют трактовку центральной фигуры с помощью ярких цветов. Наличие главных и второстепенных элементов способствует более глубокому пониманию основного сообщения татуировки, усиливая его с помощью дополнительных, значимых деталей.
Каждое изображение в японских татуировках имеет свой уникальный смысл и подтекст, способные рассказать окружающим о характере или жизненном пути их владельца. Даже самый простой рисунок, будь то цветок или реалистическая картина самурая, обретает свою уникальную черту, связывая его с носителем.
Помимо выбора изображения, которое бы отражало сюжет и личность владельца, важно также учитывать место его нанесения на теле. Мастера тщательно выбирают расположение татуировки, чтобы подчеркнуть динамику и обеспечить наилучший обзор всех деталей.
В Японии полагают, что человек, который делает татуировку, меняет свой образ жизни и начинает подчиняться духовному влиянию выбранного изображения. Рисунки, которые не соответствуют образу жизни их владельца, могут оказать значительное влияние на его поведение или усилить определенные черты характера, характерные для несмываемого изображения.
Японские татуировки как вид искусства — история
Каждый, кто имел возможность увидеть или столкнуться с настоящими японскими татуировками, безусловно, признает, что это — подлинное искусство.
История появления японских татуировок достаточно сложна и многогранна. Существует множество версий. По одной из них, японцы заимствовали традицию татуирования у коренного народа Айно, по другой — у китайцев в 5 веке до нашей эры.
Существуют даже японские легенды о том, как император Дзимму пленил одну прекрасную девушку благодаря своим татуировкам (примечание: 711-585 гг. до н.э.).
Более четкие сведения — уже из периода нашей эры:
- С 300-600 гг. н.э. (примечание — период Кофун) татуировки в Японии стали известным знаком для обозначения нарушителей закона; такое клеймо использовали до 1600-1868 гг. (примечание — эпоха Эдо). Многие считали это наказанием не слишком строгим. Однако, в то время наказание подразумевало не только появления рисунка на теле, но и серьезные последствия для жизни: за такими людьми не оказывали медицинскую помощь, их не принимали на работу и никто не желал общаться с ними. Таким образом, человека изгоняли за пределы законопослушного общества на постоянной основе. Различные провинции имели свои отличительные символы, но смысл оставался одинаковым — клеймо на лбу (например, иероглифы — «злодей» и «собака») сразу определяло преступника. Татуировки могли наноситься на бицепсы или руками с использованием двух параллельных линий, или же замысловатым кругом на левом плече.
- В эту же эпоху (Эдо) стали популярны иллюстрации к китайской классике «Речные заводи» и гравюры художника Куниёси, на которых изображали героических мужчин с тиграми и драконами на теле. Для создания этих татуировок художники использовали те же инструменты, что и для гравюр.
- Завершение эпохи Эдо совпало с падением режима Токугава, и в Японию пришли иностранцы. Для жителей Японии, однако, запрет на татуировки продолжал действовать. Европейцы, в частности, моряки, находились под сильным влиянием самурайских татуировок. Со временем к тату-салонам японских мастеров начали обращаться более значимые персонажи — греческая королева Ольга, Георг V и даже молодой император Николай II.
- Запрет на татуирование оставался в силе до 1945 года — именно тогда оно было легализовано вновь. Однако, поскольку японские татуировки традиционно ассоциировались с якудза, общественная реакция не изменилось. Да и сегодня в большинстве общественных заведений Японии татуированные клиенты остаются объектом предвзятого отношения (строгие ограничения).
Носители японских татуировок — кому их набивали?
Конечно, татуировки наносили в Японии не только тем, кто ошибся с выбором пути.
По изображениям на теле с легкостью можно было определить принадлежность человека к определенной группе, его профессию и социальный статус.
- В отдельных провинциях татуировка считалась аналогом паспорта и служила своеобразной визиткой, демонстрирующей личное происхождение и родовую принадлежность. За отсутствие такой татуировки могли строго наказывать.
- В период Эдо пожарные, гордившиеся своей профессией, также не обходились без тату. Для людей этой профессии татуировки охватывали практически все тело, служа показателем их мужества в наистинно опасной работе. Следует отметить, что каждая пожарная бригада имела свой уникальный стиль татуировок.
- С течением времени другие профессии также приняли традицию татуирования. Куртизанки, выражая свои глубокие чувства, не обходились без тату, которые они наносили на своих возлюбленных, становясь символом их любви. Наиболее популярные татуировки для двоих представляли собой родинки или имена любимых, нанесенные с иероглифом «судьба».
- Татуировки также были популярны среди гейш. Они умело избегали всех запретов, украшая свои тела изображениями, взятыми из традиционных легенд и мифов. Как ни странно, именно гейши, обладая значительным влиянием в японском обществе, устанавливают модные тенденции своего времени.
- Конечно, нельзя забывать и о японской мафии. У представителей якудза особые татуировки в моде и сегодня, они символизируют отрицание норм общества и привязанность к определенной семье.
Зачем набивали?
В восемнадцатом веке в Японии было принято клеймить преступников (чаще всего клеймо наносилось на лицо или руки). Эта практика облегчала процесс опознания правонарушителя. Однако она не оставляла преступнику шансов на реинтеграцию в общество. Не желая смириться с таким положением вещей, маргиналы японского общества начали использовать татуировки как свою особую помету. С одной стороны, это позволяло скрыть унизительные клейма, наложенные тюремной системой, а с другой — представляло криминальный статус их носителей в более приемлемом и даже героическом свете.
Проститутки пользовались кисё бори — татуировками-обещаниями, которые были видимыми лишь для их любовников. Также практиковались татуировки с именами возлюбленных.
Мастер хори за работой. ФОТО: SHAREJUNKIES.COM
Что набивали?
Криминальные авторитеты иногда ограничивались одним-двумя символами. Среди самых популярных изображений среди узников не только на тот момент, но и до настоящего времени — карп кои, феникс, дракон, семь богов счастья, буддийские сутры, обитательницы увеселительных районов Эдо, цветы сакуры, пионы, персонажи театра кабуки и многие другие. Однако татуировки часто разрастались в целые картины, порой охватывающие значительные участки тела. Такие татуировки называют ирэдзуми.
На протяжении веков ирэдзуми считались залогом мужской привлекательности, позволяя их обладателям легко завоевывать сердца даже самых недоступных дам. В пьесе Цуруя Намбоку IV «Восточные заметки о княжне Сакуре» бандит Гонсукэ грабит и насилует благородную княжну Сакуру. В темноте ей не удается рассмотреть лицо своего обидчика, но татуировка на его руке навсегда остаётся в её памяти, помогая в таком случае их встретиться вновь. При повторной встрече Гонсукэ княжна закатывает рукав и открывает точно такую же татуировку на своей руке, которую сделала в знак любви к нему. Несмотря на статус знатной дамы, женщина не в силах устоять перед притяжением мощи ирэдзуми.
Татуированный японец. Изображение XIX века. ФОТО: ALAMY/ТАСС
Татуировка как особая примета для идентификации личности действует и сегодня. Так, в январе 2018 года в Бангкоке был опознан и арестован бывший глава группировки Кодокай. Сигэхару Сирай, убив врага, сбежал из Японии в Таиланд в 2003 году. Он создал семью с тайкой и вёл спокойную жизнь в течение 15 лет. Но однажды его фотографии, сделанные незнакомым туристом, привлекли внимание пользователей Facebook, собравшим тысячи просмотров и репостов. Эти изображения дошли до японской полиции, которая узнала его по татуировкам и отсутствию мизинца.
Сигэхару Сирай серьезно нарушил одно из главных правил ирэдзуми — традиционную скрытность. В стремлении к зрелищности он стал демонстрировать свою татуировку посторонним, что является недопустимым в японской культуре татуировок. Ирэдзуми может покрывать почти все тело, включая интимные участки, но при этом не предназначены для посторонних взглядов. Члены банд якудза могут показывать свои татуировки только в узком кругу — в специально арендованных закрытых онсэнах, тренажерных залах и массажных кабинетах.
Литография конца XIX века с изображением татуированного японца. ФОТО: ALAMY/ТАСС
Филипп Лью
Филипп Лью является художником в третьем поколении и страстно увлечен японским стилем, демонстрируя свою редкую свободу мышления. Он придерживается мнения, что использование того или иного стиля не должно делать татуировщика конформистом. Филипп начал работать татуировщиком в детстве. Его отец, родившийся в Японии, вместе с семьей более тридцати лет путешествовал по всему миру — в Индию, Африку, Полинезию, Америку, изучая различные национальные стили татуировок. Филипп прославился своей интерпретацией традиционных японских татуировок — он поднял их на совершенно новый уровень, и трудно даже представить, каким бы он мог быть без его влияния на стиль. Комментарий эксперта Сергей Буслаев, мастер японской татуировки: Японский стиль — это прежде всего то, что основывается на работах японцев. Прежде чем сделать такую татуировку, её необходимо исследовать. Многие люди об этом не задумываются; конечно, есть те, кто приходит с конкретным запросом, но такие лишь один из пятидесяти. Остальные стремятся получить совет — именно в таком случае я предоставляю им переведенные японские книги, чтобы они поняли, что к чему. В Японии есть не только драконы, тигры и карпы, но и много других существ, в том числе демоны, как добрые, так и злые, самураи, маски, цветы. Что касается моего стиля, то я начинал с реализма и позже пришёл к японскому стилю. Ориентальная татуировка обычно очень крупная; полный костюм может занимать спину и часть ног, но при этом она выглядит гармонично — мне интересно создавать такие изображения, которые становятся частью личности человека и дополняют его. Такие татуировки требуют много времени и терпения, и на их выполнение могут уйти месяцы или даже годы.
В позапрошлом году очень много людей приходило за карпами. |
Я берусь за весь символизм из книг японских мастеров. Почему дракон такого определенного цвета, почему он летит вверх и что это значит — я стараюсь создавать такие татуировки, которые соответствуют смыслу. В современном обществе становится актуальным желание сделать карпа или дракона, однако в этом вопросе важно подумать о том, с чем их сочетать, где лучше всего их наносить и как в будущем планировать развитие татуировки, ведь это оказывается важным аспектом, о котором никто не задумывается. В русскоязычном пространстве есть выдающиеся мастера, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве. Мне симпатизируют те из них, которые разбираются в своей работе, а не просто копируют чужие изображения. К сожалению, жалко тех людей, которые всю жизнь будут носить татуировки, не имеющие индивидуального содержания.
Особенности стиля
Японская татуировка всегда основывается на глубоком значении каждого элемента композиции. Этот стиль представляет собой гармоничное сочетание искусства и личной истории человека, его стремлений, положения в обществе и характера.
Изеруми татуировка / Источник файлов: Diao Zuo @diaozuo
Сюжеты японской татуировки и их значения
Японская татуировка содержит бесчисленное множество символов и значений. Вот некоторые из наиболее популярных:
- — Дракон — олицетворение мужественности и силы;
- — Пион — символ жизненного успеха;
- — Сакура — представляет жертвенность и покорность;
- — Карп Кои, плывущий против течения — символ стойкости и непобедимости;
- — Тигр — символизирует бесстрашие;
- — Крыса — символ плодовитости.
В целом, японская татуировка включает изображения различных животных, мифических существ, демонов, самураев, а также героев народных былин и легенд. Тематика настолько разнообразна, что это сделало её одной из самых желаемых классических форм татуировок в современности.
Стоит помнить, что на родине японских татуировок по-прежнему сохраняется негативное отношение к ним. Из-за этого татуированные люди сталкиваются с экзотическими ограничениями, такими как запрет на посещение общественной бани или спортивного зала.