Принцип скольжения лыж по снежному склону основан на том, что при трении снег плавится, образуя тонкую пленку воды, по которой осуществляется движение лыж. В условиях низких температур количество образовавшейся воды уменьшается. К тому же снежинки могут тереть поверхность лыж, особенно их скользящую часть, что приводит к замедлению скорости.
Как ухаживать за горными лыжами: советы инструктора
Катание на лыжах становится настоящим удовольствием, если они заточены, напарафинены и смазаны должным образом. Их срок службы также увеличивается. Давайте разберемся, как правильно ухаживать, ремонтировать и хранить лыжи, объясняет инструктор по горным лыжам Александр Марамчин.
Если вы планируете снова выйти на склон завтра, прежде всего, очистите лыжи от снега, используя для этого мягкую щетку, например, автомобильную. После этого вы можете оставить лыжи в холодном, неотапливаемом месте, например, в коридоре или в гараже, или же перенести их в теплое помещение. Протирка не является обязательной — в тепле снежная влага высохнет сама, а в условиях холода и повышенной влаги металлические части не успеют заржаветь. Важно установить лыжи так, чтобы их канты не соприкасались с скользящими поверхностями, для этого их можно разместить раздельно или между лыж вставить специальные скрепки. После катания обязательно позаботьтесь о ботинках: расстегните клипсы и постучите ботинками друг о друга, чтобы избавиться от прилипшего снега. Внутри ботинок можно вставить сушилки для обуви или вытащить внутренние стельки для сушки в тепле, например, возле батареи. Однако следует избегать сушки ботинок на самой батарее, особенно если они имеют термоформируемые внутренники, поскольку это может привести к потере их первоначальной формы. Если вы оставляете ботинки в прокате, убедитесь, что их правильно высушат.
В течение сезона: парафинить, циклевать, ремонтировать и точить
Набор для ухода за лыжами включает в себя такие инструменты, как скребки, тиски, канторез, щетки, надфили и направляющие.
Между выездами, прибыв домой, тщательно протрите лыжи чистой сухой тряпкой. Чтобы они были готовы к следующей поездке, рекомендуется нанести на канты мягкий базовый парафин. Если вы не против потратить больше парафина, обработайте всю скользящую поверхность. Понять, когда лыжам требуется обработка, можно по состоянию скользяка: он становится сухим и теряет блеск. Чем хуже условия катания (например, если склоны не ухожены и на них есть ветки или мелкие камни), тем чаще потребуется парафин. Используйте универсальные парафины, такие как Swix LF06X или Swix CH6X, так как они подходят для различных температурных условий.
Правильный уход за новыми лыжами
Первое и наиболее распространенное заблуждение среди новичков заключается в том, что уход за новыми лыжами не требуется. Это ошибочное мнение. Перед первым использованием лыжи необходимо тщательно подготовить.
1. Заточите канты. Это вопрос не только удобства, но и безопасности. Канты лыж обеспечивают сцепление со снегом во время спуска. Острые канты способны врезаться в твердый снег, что намного лучше для маневренности. После заточки канта желательно выполнить его полировку.
2. Очистите заводской парафин. На этапе производства лыжи обрабатывают парафином для защиты поверхности от повреждений при транспортировке. Однако во время доставки этот парафин впитывает грязь и пыль. При отсутствии надлежащей очистки на поверхности могут появиться царапины уже после первого катания.
3. Смазать поверхность. В спортивных магазинах представлен широкий выбор смазок (скользячек). Эту процедуру можно выполнить самостоятельно или доверить профессионалам. Рекомендуется обращаться в специализированные мастерские, где есть профессиональное оборудование для равномерного нанесения смазки на всю поверхность.
Ежедневный уход за снаряжением
Может показаться странным, но лыжи могут испортиться из-за снега, особенно от тающего. Если не очистить снаряжение от снега, то канты могут покрыться ржавчиной. Обязательно очищайте горнолыжное оборудование от снега перед упаковкой в чехол — это легко сделать с помощью обычной щетки.
После возвращения домой распакуйте снаряжение и поставьте его вертикально, чтобы снег растаял, а вода стекла вниз. После этого протрите крепления и скользящую поверхность насухо. На следующий день можно убрать лыжи в шкаф, желательно избегая попадания на них солнечных лучей.
Скользящая поверхность
Второй важнейший элемент лыжи, требующий регулярного обслуживания, — это скользящая поверхность. Первым признаком того, что она не готова к новым испытаниям захватывающего зимнего сезона, являются царапины и слегка побелевшая поверхность. Это говорит о том, что в прошлом она не получала должного ухода, особенно в виде горячего парафина, который является важным для поддержания ее состояния.
Царапины на скользящей поверхности — это нормальное явление. Особенно если владелец лыж любит начинать сезон с первым снегом и заканчивать его поздней весной, когда на склонах количество камней значительно увеличивается. Неглубокие царапины не имеют существенного влияния на управляемость и качество скольжения, однако, если вы обнаружите глубокие повреждения, которые показали внутренний слой материала, эти повреждения требуют ремонта.
К сожалению, вода не является лучшим спутником для деревянных компонентов лыжи; при длительном контакте они могут начать разрушаться. Поэтому, чтобы предотвратить повреждение сердечника, скрытого под слоем пластика скользящей поверхности, необходимо принимать меры по восстановлению этого слоя.
В домашних условиях ремонтировать небольшие, но глубокие царапины довольно просто. Для этого вам понадобятся: ремонтный пластик, зажигалка и канцелярский нож.
Процедура включает несколько этапов: очистите поврежденный участок, затем с помощью зажигалки расплавьте пластиковую палочку и заполните царапину каплями жидкого полиэтилена. Дайте пластику остыть, после чего выровняйте поверхность с помощью канцелярского ножа. Важно контролировать температуру плавления полиэтиленовой палочки, ориентируясь на цвет пламени; старайтесь избегать появления рыжих язычков.
Если повреждение занимает большую площадь, устранение его в домашних условиях может быть проблематичным, поэтому рекомендуется обратиться в качественный сервис для ремонта. Крупные выбоины обычно ремонтируют путем вклеивания специальной заплатки, что обеспечивает надежное закрепление материала и предотвращает его выпадение из поврежденного места. Мелкие неглубокие царапины, как было уже сказано, не требуют ремонта, поскольку они не влияют на качество катания и не оказывают негативного воздействия на целостность лыжи. Попытка отремонтировать такие повреждения описанным способом будет неэффективной, поскольку ремонтный материал не будет держаться в поверхностных царапинах. Поэтому на такие повреждения не стоит обращать особое внимание. Однако, если скользяка лыж становится сухим и белесым, это заметно ухудшает его скольжение. Если вы не часто использовали лыжные мази и активно катались на своих лыжах, скорее всего, скользящая поверхность потеряла свою гладкость и выглядит очень изношенной. В этой ситуации необходимо использовать парафин. Горячее нанесение парафина — это одна из наиболее частых операций по обслуживанию в процессе эксплуатации лыж. Парафин существенно улучшает скольжение, защищает пластик скользящей поверхности от высыхания и механических повреждений, которые могут возникнуть при трении о снег.
Для нанесения парафина потребуется несколько специализированных инструментов, которые быстро окупят свои затраты, учитывая актуальные цены на сервисные работы, особенно на популярных горнолыжных курортах. Итак, среди необходимого оборудования будут:
Остальные подготовительные работы
Ваш снаряд почти готов к предстоящему зимнему сезону. Осталось убедиться, что крепления работают исправно и проверить, правильно ли выставлены весовые настройки.
Иногда винты, с помощью которых крепления прикреплены к лыжам, могут выкручиваться из-за вибраций или попадания влаги в места крепления. Поэтому сначала обратите внимание на эти мелочи и убедитесь, что в креплениях нет посторонних люфтов. Если вы заметили люфт, но резьба не повреждена, имеет смысл выкрутить винт полностью, добавить немного водостойкого клея в отверстие и снова закрутить его, чтобы предотвратить повторное отворачивание и защитить деревянные компоненты лыжи от влаги. Если же резьба в отверстии повреждена, что не позволяет надежно закрутить винт, лучше обратиться в специализированный сервис, где в поврежденное место установят закладной элемент для надежного крепления.
Если люфтов не обнаружено, переходим к проверке весовых настроек. Обратите внимание на две шкалы DIN на пяточной и носочной частях крепления. Настройки параметров зависят от веса лыжника и стиля катания. Одна единица деления шкалы примерно соответствует десяти килограммам веса человека. Если вы не являетесь любителем агрессивного катания, то затяжки креплений, соответствующие вашему весу, будут достаточными. Но если вы склонны к резким движениями, прыжкам и другим активным эффектам на склоне, то, возможно, вам понадобится увеличить настройки затяжки. Помните: если лыжа отстегивается на большой скорости, она может привести к серьезным травмам.
Но выставление затяжки выше рекомендуемых производителем параметров — это индивидуальный подход и требует значительного опыта для определения правильных условий. Если вы заметили, что лыжа часто отстегивается во время катания, добавляйте затяжку постепенно, по одной делению за раз.
Иногда лыжи могут отстегиваться даже при правильной настройке длины ботинка. В данном случае нужно проверить размер ботинка, указанный в миллиметрах обычно на пластиковой оболочке пятки, и отрегулировать расстояние между передней и задней частями креплений в соответствии с этим значением.
Если крепления не имеют регулировки по длине (например, большинство моделей фрирайдных лыж), но есть возможность регулировки по высоте пятки, необходимо узнать модель ваших креплений, найти в интернете инструкцию по эксплуатации и настроить расстояние в соответствии с данными, предоставленными производителем.
Иногда бывает так: крепления выставлены правильно, весовые параметры откалиброваны, а лыжи все равно отстегиваются без видимых причин. Это может случаться с креплениями через несколько сезонов использования, если владелец не ослаблял затяжку весовых параметров перед межсезонным хранением. Это особенно касается случаев, когда параметры были выставлены на высокие значения для тяжелых лыжников или активных катальщиков. Пружинные элементы могут со временем потерять свою эластичность, что может привести к спонтанному срабатыванию даже при правильных настройках затяжки. Поэтому важно давать креплениям отдохнуть в межсезонье, уменьшая эти параметры в летний период.
Ухаживаем за лыжами в межсезонье
Перед тем как убрать инвентарь на длительное хранение, необходимо провести консервирование: тщательно очистить скользящую поверхность и нанести толстый слой горячего воска. Также для этой цели можно использовать специальные лыжные мази.
Сохраните лыжи в чехлах вертикально, скрепляя их через мягкую прокладку, скользящими поверхностями друг к другу. Идеальным местом для летнего хранения является темное, сухое и прохладное место, например, шкаф в кондиционируемом помещении.
Заключение
Для полноценного ухода за лыжами требуются специальные инструменты и оборудование, которые могут быть довольно дорогими. Если вы катаетесь регулярно, имеет смысл собрать собственный набор для обслуживания — струбцины, отвертки для креплений, скребки, щетки, утюг, разнообразные парафины и канторез. В противном случае, если вы новичок, вам лучше доверить это дело профессионалам, которые знают, что необходимо вашим лыжам.
К сожалению, в одной статье невозможно охватить все нюансы и тонкости ухода за лыжами. Тем не менее, консультанты интернет-магазина Five-sport.ru всегда готовы ответить на ваши вопросы по этой теме.
Если горные лыжи или сноуборд не были законсервированы на лето
Если ваше снаряжение не подверглось консервированию, первым делом следует провести его проверку, начиная со состояния кантов. В случае наличия трещин, выбитых или отсутствующих участков необходимо будет заменить снаряд. Ремонт таких повреждений иногда возможен, но крайне трудоемок и ненадежен. Наличие видимых заусенцев и зазубрин — хороший повод для шлифовки снаряда, так как обработка только боковых кантов либо не даст должного эффекта, либо приведет к значительному снижению толщины кантов. Также заусенцы могут повредить утюг и цикли при обработке скользящей поверхности.
Для проверки остроты кантов необходимо визуально определить состояние и проверить их на наличие ржавчины с помощью простого теста: проведите ногтем по кромке — он должен цепляться, а не соскальзывать. Если есть какие-либо сомнения — лучше отдать в заточку. Тупые канты крайне некомфортны в использовании и могут привести к недостаточному контролю в поворотах, особенно на жестких склонах. Острые канты, напротив, обеспечивают уверенность, даже на ледяной поверхности.
Подготовка скользящей поверхности горных лыж и сноуборда
После проверки кантов необходимо перейти к состоянию скользящей поверхности. Визуально оцените её состояние. Небольшие царапины можно заделать ремонтным пластиком. Если сквозь царапину видно, что материал под скользящей поверхностью поврежден, стоит использовать заплатку. Такие работы желательно доверить специалисту, так как сервис имеет профессиональное оборудование и инструменты, которые позволяют провести качественный ремонт, а также учитывать множество нюансов — от подбора пластика и клея до температурного режима и необходимых техник работы.
Другая проблема, которая может возникнуть со скользящей поверхностью — это белые участки, часто расположенные вдоль кантов. Сноуборд с такими повреждениями будет катить много медленнее, чем он способен. Важно, чтобы скользящая поверхность была очищена от грязи, вы будете удивлены, сколько мусора и грязи мастер может извлечь из вашего снаряда! Далее поверхность должна быть обработана на шлифовальном станке, аккуратно удаляющим поврежденный слой, напитать базовым парафином и в завершение нанести парафин для конкретных погодных условий.
Топшит — верхняя крышка — также требует внимания: необходимо проверить его на наличие трещин, сколов и отслоений. Если есть крупные повреждения, то лучше заменить снаряд, ведь топшит защищает сердечник от влаги. Трудно предсказать, когда конструкция сноуборда может треснуть изнутри, находясь в постоянном или периодическом контакте с водой. Более того, сердечник может быть повреждён уже давно, если топшит имеет значительное повреждение.
Еще более рискованно, что о таком серьезном дефекте можно не узнать, пока не появится желание покататься на жестких склонах, прыгнуть с трамплина или проехать сложные линии во фрирайде — в таком случае поврежденный сердечник может подвести вас и привести к травмам. Так что не забывайте, что небольшие повреждения можно исправить, тем самым продляя срок службы лыж или сноуборда. Но делать это лучше сразу, иначе вам придется покупать новые лыжи.