Пластилинография для развития творческих способностей детей и ее виды. Пластилинография для детей.

Первые уроки рисования на глине можно проводить с детьми в возрасте 2-3 лет. Это оптимальный возраст для знакомства со свойствами и возможностями глины.

Пластилинография для детей 2-3-4-5-6-7-8 лет. Что это такое, шаблоны, трафареты на тему осень, зима, весна, лето, животные

Уроки рисования по глине не только являются эффективным методом развития мелкой моторики у детей всех возрастов, но и помогают детям младшего школьного возраста освободиться от физических и умственных перегрузок.

Лепка из глины также может помочь детям освоиться в детском саду, поскольку она становится для них любимым занятием, позволяющим выразить свои эмоции в течение дня, разгрузить центральную нервную систему и предотвратить неврозы.

Польза пластилинографии

Рисование глиной для лепки — это творческий процесс, в ходе которого дети создают трехмерные изображения из глины без использования традиционных инструментов для рисования — кистей, красок или ручек. В качестве рабочей поверхности обычно используются листы бумаги (формата А3 или больше) или плотный картон.

Пластилинография для детей 2-3-4-5-6-7-8 лет. Что это такое, шаблоны, трафареты на тему осень, зима, весна, лето, животные

Рисование пластилином очень полезно для детей, так как положительно влияет на их умственное и физическое развитие.

Независимо от того, сколько лет ребенку — 2 или 8, декоративно-прикладное искусство оказывает положительное влияние не только на умственное, но и на физическое развитие:

  • восполнение познавательной потребности малышей (особенно актуально для детей от 2 до 4-5 лет);
  • приобретение способности ориентироваться в горизонтальной плоскости;
  • формирование творческой составляющей личности подрастающего человека (пробуждение интереса к творчеству, понимание алгоритма творческого процесса и так далее);
  • развитие фантазии;
  • развитие мелкой моторики рук (положительно влияет на речь ребенка и его общую развитость);
  • расширение кругозора;
  • преумножение чувствительности тактильного восприятия;
  • расширение словарного запаса (если ребенок уже умеет разговаривать) или стимуляция речи (если ребенок еще не разговаривает в силу возраста или задержки в развитии);
  • привитие усидчивости, аккуратности, самостоятельности ребенку во время рабочего процесса.

Цели и задачи

Цели занятий по лепке из глины зависят от возраста и стадии развития ребенка.

В возрасте 2-3 лет

Лепка из глины для детей в возрасте от 2 до 3 лет должна быть направлена на развитие мелкой моторики. Это помогает ребенку развиваться не только физически, но и развивать языковые навыки.

Когда взрослые просят детей слепить картинку из пластилина, они должны не только дать им задание, но и стимулировать творчество ребенка и его интерес к процессу работы различными способами (например, придумать историю, включив в нее предмет, который затем формулирует ребенок.

Это может быть цветок, топор или шляпа — то, что состоит из минимального количества деталей и не требует много времени на изготовление).

Поскольку дети в раннем возрасте еще не способны самостоятельно придумывать задания для рисования глиной и быстро теряют интерес к процессу работы, когда понимают, что предоставлены сами себе, взрослый должен дать им четкое задание в начале урока.

Пластилинография для детей 2-3-4-5-6-7-8 лет. Что это такое, шаблоны, трафареты на тему осень, зима, весна, лето, животные

Рисование глиной для детей в возрасте 2-3 лет должно быть легким в исполнении

Наблюдение и помощь старшего товарища должны быть направлены на поощрение точности, настойчивости и концентрации ребенка при выполнении последовательности действий.

Рисование пластилином также может научить ребенка ориентироваться на бумаге, каждый раз описывая, куда будет помещена следующая часть объекта. Например, для детей в возрасте от 2 до 3 лет важно рассказать им, где левая сторона, а где правая, и попросить их переместить руки к правому краю рабочей поверхности.

Когда ребенок начнет лучше ориентироваться в горизонтальной плоскости, взрослый должен начать давать словесные инструкции и позволить ребенку самому определить, где разместить следующую часть получившейся картинки.

4-5-6 лет

Скульптура для детей в возрасте 4-5-6 лет должна быть направлена на совершенствование навыков работы с глиной. В этом возрасте у подрастающего поколения появляется интерес к изобразительной деятельности.

Пластилинография для детей 2-3-4-5-6-7-8 лет. Что это такое, шаблоны, трафареты на тему осень, зима, весна, лето, животные

В возрасте 6 лет аппликации из глины могут стать более сложными.

Если родители вовремя поддержат своего ребенка и предпримут шаги для раскрытия его творческого потенциала, они смогут не только укрепить психоэмоциональную связь со своим ребенком, став для него опорой и поддержкой, но и дать ему возможность попробовать свои силы в искусстве.

Лепка из глины для детей в возрасте от 4 до 6 лет также полезна, поскольку она эффективно развивает глазомер руки и улучшает зрительно-моторную координацию. Это не только приводит к лучшему физическому развитию ребенка, но и положительно влияет на формирование нейронных связей в мозге.

В этом возрасте дети предпочитают работать в группах, поэтому рисование глиной — это возможность улучшить навыки общения с другими членами общества — научиться объяснять свои намерения, доказывать свою правоту или правильно выражать разницу во мнениях.

Знакомимся с секретами пластилиновой техники

Дети работают с пластилином

Каковы секреты пластилиновой живописи, можно ли им научить детей? Педагоги убеждены, что эта техника легко доступна дошкольникам, и при правильном подходе рисование пластилином может стать серьезным подспорьем в семейном воспитании как средство развития творческих способностей детей. Чтобы не упустить подходящий момент, родители должны знать, когда начинать лепить из глины с детьми. По мнению экспертов, такие занятия можно проводить с детьми в возрасте от трех лет. Главное в создании глиняных картин — учитывать возраст ребенка и его технические способности, из-за сложности картины можно потерять интерес к произведению искусства. Таким образом, детей сначала знакомят с более простой техникой «алфавитной скульптуры»:

  • Размазывание — самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
  • Раскатывание — возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
  • Сплющивание и вытягивание — наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно — прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

Темами для дошкольников в этом возрасте могут быть знакомые осенние и летние мотивы, такие как «солнышко» (расплющите желтый шарик на голубом фоне и обведите его лучиками), «цветы в траве» (зеленая глина для лепки на гладком фоне, сверху расплющите цветные шарики). Аналогичные декоративные иллюстрации: «Осенние листья на земле», «Падающий снег», «Ежик», «Красочное поздравление», «Елочные гирлянды». Педагоги советуют использовать стишки, загадки и короткие истории о лепке, чтобы поддерживать интерес к творчеству и поощрять ребенка:

Цветы

Я буду лепить пластилином небо, солнце, ручей, я буду лепить цветы повсюду, я буду рисовать кукурузное поле. Маргаритки, забытые баклажаны, бабочки улыбаются на солнце и радуются теплому лету!

Мы сделали булочку и положили ее на бок. Затем мы сделали блинчик, очень мягкий (глина).

Важно: Работа с глиной довольно сложна для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, глина для лепки должна отвечать необходимым требованиям (нагрейте твердую массу в горячей воде); во-вторых, необходимо менять вид деятельности во время лепки и делать перерывы, чтобы ребенок не переусердствовал.

Техника для старших дошколят

Когда дети освоят более простые методы, следует переходить к более сложному этапу обучения, где вводятся новые техники и вариации пластилиновой скульптуры. Таким образом, возникает специфическая система работы над изображением. Каковы специфические приемы рисования пластилином?

Метод пластилинографии

Чтобы родителям было легче обучать своих детей дома, специалисты разработали методику рисования пластилином для детей, которая включает следующие этапы:

Дети занимаются пластилинографией

  1. Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.
  2. Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.
  3. Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.
  4. Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов.
  5. Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.
  6. Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными.
  7. Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.
  8. Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.
Читайте ещё:  Как смешивать пластилин, чтобы получить разные цвета. Как сделать коричневый цвет из пластилина.

Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин

  • Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон.
  • Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой.
  • Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой.
  • Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком.
  • Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки.

Какой бывает пластилинография

Девочка лепит из пластилина объемные формы

Преподаватели обучают детей дошкольного возраста различным видам лепки из глины, которые также легко организовать дома. Родители должны знать, что и как использовать в разных возрастах. Все дошкольники могут лепить прямо из пластилина, выстраивая вылепленную картинку на плоской поверхности. При создании рисунка следует сначала раскатать объемные формы, например, колобки и колбаски, затем поместить их на контур и разгладить в соответствии с замыслом, хорошо прикрепив детали.

Дети легко осваивают эту технику в возрасте двух-трех лет. Им предлагается простая конструкция без мелких деталей, на начальном этапе со сборным основанием. Дети постарше создают более сложные композиции. Они сами готовят основу, рисуют контур, который постепенно заполняют мягкой глиной.

При обратном рисовании с помощью моделирующей глины (витраж) роспись выполняется с обратной стороны основы. Он должен быть прозрачным, например, из пластика или оргстекла. Поверхность рисуется маркером, а элементы заполняются глиной для лепки. Пластилин соответствующего размера и цвета подбирается по рисунку, размягчается и выкладывается на прозрачную основу. Чтобы получить тонкий и чистый слой, вы можете слегка прижать моделирующую глину к поверхности пальцами или стеком, чтобы размазать ее.

Рисование глиной для лепки является частью сложной техники и требует от дошкольников овладения всеми приемами лепки. Затем вы получаете смоделированную картину, состоящую из различных декоративных элементов: шаров, лепестков, роллов, бордюров и других технических элементов.

Мозаичная живопись с использованием глины для лепки — это техника, которая нравится детям, поскольку картина состоит только из шариков глины для лепки. Существует довольно простая техника для детей всех возрастов. Главное — правильно подобрать цвета и аккуратно заполнить пространство контура элементами, не выходя за рамки. Техника заключается в скатывании небольших шариков, размещении их на поверхности и прижимании.

Рисование глиной для лепки — предмет формируется по контуру. Отдельные шаги выглядят следующим образом: Сначала на поверхности маркером рисуется узор, затем контур прорисовывается тонкими цилиндрическими стержнями, и рисунок заполняется стержнями подходящего цвета. Учителя советуют использовать большой шприц без иглы, в который набирают пластилин, а затем кладут в горячую воду, чтобы он размягчился. Таким образом, можно добиться красивых, ровных локонов.

Многослойный пластилин — в этой технике на поверхность последовательно наносится несколько слоев пластилина. Такая техника необходима для пейзажей: Изображения лесов, водоемов, полей, когда вы хотите получить не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошкольников и подходит только для детей постарше. Способ работы заключается в следующем: Вы выбираете разные цвета глины, чтобы сделать из них тонкие блинчики. Затем вы укладываете кусочки друг на друга в соответствии с рисунком, чтобы сформировать многослойный торт.

фактурная пластилинография - самая сложная техника

Обратная пластилинография

Обратная трафаретная печать (витраж) — это воспроизведение лепного мотива на обратной стороне прозрачной поверхности. Этот тип глины для лепки используется на стекле. Детям дошкольного возраста не разрешается работать со стеклом, поэтому его можно заменить пластиком или оргстеклом. Рисунок делается маркером, а затем наносится глина. Глину для лепки следует сначала тщательно размять и разогреть. Когда глина станет мягкой, распределите ее по поверхности руками или с помощью ворса. Аккуратно нанесите ее на стекло, чтобы слой глины был тонким.

Модульная пластилинография

Модульный пластилин — модульная лепка с различными элементами цилиндров, сфер, дисков. Эта техника лепки из глины сложна тем, что ребенок должен освоить все приемы лепки. Сначала мы переносим рисунок на поверхность и начинаем заполнять каждый элемент рисунка пластилином соответствующего цвета. Это можно делать небольшими мазками, целыми кусками или плетьми.

Мозаичная пластилинография

Замес мозаики — изображение лепного узора с шариками для замешивания. Эта техника является самой простой, так как все элементы скатываются в шар. Самое главное — выбрать красивые цвета и аккуратно заполнить узор, не выходя за контуры.

Виды пластилинографии

Виды пластилинографии

Наиболее интересными видами глины для лепки являются:

  1. Прямая пластилинография, которая подходит для занятий с малышами. Эта техника предполагает, что рисунок создается на небольшом листе картона. Сначала изготавливаются базовые элементы из пластилина (шарики, колбаски), а затем их располагают на картоне и слегка придавливают. Как правило, композиция строится из крупных деталей, в ней используют 2-3 цвета пластилина, не смешивая их между собой. Если использовать эту технику при работе с детьми 4-6 лет, можно сначала предложить им создать из пластилина фон для будущей картины. Для этого небольшие кусочки пластилина дети пальцами размазывают по всей поверхности листа. Затем на этот фоновый слой пластилина крепятся все детали композиции.
  2. Многослойная пластилинография. Эта техника предполагает создание рисунка с помощью нанесения на лист картона нескольких слоев пластилина. Такая техника подходит для детей подготовительной группы детского сада.
  3. Витражная пластилинография. В качестве основы в данном случае используют стекло или прозрачный пластик. На прозрачном материале рисуют маркером все детали композиции, а затем заполняют их пластилином.
  4. Модульная пластилинография, которая сочетает в себе все приемы лепки. В результате модульного творчества получается картина из спиралек, шариков, лепешек, колбасок, косичек, цилиндров.
  5. Мозаичная пластилинография. Эта разновидность предполагает составление композиции из мелких шариков пластилина. Считается, что такой вид пластилинографии лучше всего готовит руку дошкольника к письму, поэтому работы в этой технике часто выполняют в подготовительной группе в ДОУ.
  6. Контурная пластилинография. Эта техника может воплощаться как на картине, так и на шаблоне. Для детей 3-4 лет для такого рекомендуется использовать шаблон, чтобы научить их из жгутиков выкладывать фигуру по контуру, постепенно заполняя ее пластилином.
  7. Второй вариант контурной пластилинографии – это рисование с помощью шприца по контуру. Для этого в медицинский или кондитерский шприц помещают брусок пластилина. Для размягчения бруска шприц на некоторое время нужно подержать в горячей воде.
  8. Фактурная пластилинография – это создание объемных композиций. Для успешного выполнения работ в этой технике понадобится специальный валик с тем изображением, которое хочется вылепить.
Читайте ещё:  Как сделать слайм из муки и воды. Как сделать слайм из муки.

Приемы и способы пластилинографии

Приемы и способы работы с пластилином различны для детей разного возраста. В течение 2-3 лет систематического обучения дети осваивают следующие методы и приемы работы с пластилином:

  • Заглаживание – способ выравнивания базового слоя пластилина на картоне. Этот слой в картине будет являться фоном. Поверх него будут располагаться все элементы композиции. Чтобы фон получился ровным, пальцы смачивают в воде и заглаживают все неровности.
  • Налепливание – это основной способ нанесения пластилина на шаблон.
  • Размазывание – самый примитивный способ создания картины. Его используют не только младшие школьники, но и дети в возрасте 2-3 лет.
  • Смешение – способ получения разных оттенков из двух цветов пластилина. В младшей группе ДОУ дети получают оттенок, тщательно разминая два куска пластилина разного цвета. В старшей и подготовительной группах дети учатся добиваться плавного градиента, присоединяя к пластилину одного цвета тонкие полоски пластилина другого цвета.
  • Раскатывание – прием пластилинографии, в результате которого из кусочка пластилина получается длинная тонкая колбаска. Раскатывать пластилин можно между ладонями или на ровной поверхности стола.
  • Отщипывание. От длинной колбаски отщипываются небольшие кусочки пластилина.
  • Прищипывание – в пластилинографии это способ соединения мелких деталей.
  • Придавливание и примазывание – приемы в пластилинографии, которые используются для соединения компонентов картины в одно целое.
  • Оттягивание. Прием применяется в тех случаях, когда нужно придать заготовке заостренную форму.
  • Формирование шарика. Кусочек пластилина катают в ладонях или между пальцами, придавая ему округлую форму.
  • Сплющивание – это прием, позволяющий превратить шарик или колбаску в плоскую фигуру.
  • Процарапывание – этот прием пластилинографии позволяет придать дополнительный объем тому или иному элементу композиции. С помощью палочки можно, к примеру, процарапать шерсть лисичке, прорисовать кору дерева.

Шаблоны для пластилинографии

Планы для печати пластилином позволяют очень легко организовать занятия с маленькими детьми. Детям 2-3 лет все еще трудно придумать рассказ к картинке или создать композицию на определенную тему.

Рисунок представляет собой силуэт того или иного предмета, который дети украшают глиной. Более того, использование одинаковых паттернов подразумевает изначальную схожесть между детьми: Не существует споров о том, у кого больше или меньше судно.

Детские поделки, сделанные по шаблону, имеют одинаковый размер, но разное содержание. Например, если тема занятия — «Новый год», детям можно раздать шаблоны в форме новогодних шаров. Каждый украшает шар глиной для лепки по своему усмотрению. Затем дети могут нарисовать елку на вате и украсить ее, используя технику пластилинографии.

Виды рисования пластилином

Существуют различные виды пластилиновой печати для детей, в зависимости от того, как формируются различные формы, составляющие дизайн:

  1. Прямая — подразумевает прикрепление к плоской поверхности «шнуров», «улиток», «шаров» и прочих пластилиновых фигур. Метод применяется в 1-ой младшей группе, то есть приемлем для дошколят 2–3 лет.
  2. Обратная — представляет собой выкладку пластилинового рисунка на задней поверхности прозрачной, обычно стеклянной, основы по предварительно очерченному контуру. Получается изображение, напоминающее витраж. Техника применима для 5–6-летних дошкольников.
  3. Контурная — лепка, при которой рисунок формируется из «шнурков» — тонких пластилиновых полосок. Они могут быть разными по толщине, но их диаметр равен по всей длине. Детям непросто скатывать такие полоски, поэтому в детсадах рекомендуется использовать шприцы. В них нужно впихнуть пластилиновую массу, а сами шприцы погрузить в емкость с горячей водой. Когда пластилин внутри размягчится, можно приступать к рисованию. Метод рекомендован для дошкольников средней группы.
  4. Мозаичная — пластилинография, при которой рисунок формируется из пластилиновых шариков разного диаметра. Рекомендуется для средней возрастной группы.
  5. Многослойная — подразумевает постепенное наложение пластов пластилина разного колера. Получившийся многоцветный «торт» нужно либо согнуть пополам, либо скрутить в полоску, затем разрезать на части. Эта техника пластилинографии предназначена для дошкольников старшей группы.
  6. Фактурная — пластилинография, при которой создаются выпуклые, то есть барельефные, рисунки. Степень выпячивания изображения над плоской основой может быть разной. Техника предназначена для детей подготовительной группы.
  7. Модульная — лепка, при которой детали рисунка выполняются в разных вышеперечисленных техниках, затем соединяются в цельную картину. Рекомендуется для старших дошкольников.

Яркие картины

Пошаговая инструкция по рисованию пластилином

Занятия пластинографией включают несколько этапов. Процесс делится на несколько этапов:

  1. Выберите контурный эскиз.
  2. Определите, из каких колеров будет состоять будущий рисунок.
  3. Подберите фоновую основу подходящего цвета. Для первых занятий желательно брать небольшой формат, максимум половину альбомного.
  4. Перерисуйте эскиз на основу.
  5. От пластилина отрывайте небольшие куски, видоизменяйте их, согласно творческой идее, и наносите на основу. Применяйте наиболее подходящие методы лепки.

Ребенок с рисунком в руках

Методы работы с пластилином при создании рисунков

Существуют различные методы моделирования, но выбор моделирования зависит от способностей дошкольников в разном возрасте. Некоторым техникам можно обучиться за несколько сеансов. Другие, более сложные, нужно отрабатывать в течение нескольких месяцев.

Давайте рассмотрим методы лепки, используемые в детских садах:

  • прилепливание — главный прием покрытия основы;
  • размазывание — наиболее простой метод распределения пластилина;
  • разглаживание — создание равномерного фонового покрытия для дальнейшего прикрепления деталей изображения, осуществляется смоченными водой кончиками пальцев;
  • раскатывание — метод формирования длинной и тонкой полоски путем зажатия куска пластилина между горизонтальной поверхностью и движущейся взад-вперед ладонью;
  • прищипка — прием скрепления мелких элементов;
  • придавливание — соединение детали с основой или другой деталью изображения;
  • скатывание — создание шаров путем вращения куска пластилина между пальцами;
  • вытягивание — придание элементу конусовидной формы;
  • сплющивание — превращение объемной детали в уплощенную;
  • царапанье — формирование дополнительной фактурности какой-либо детали изображения, например, создание шерстинок на теле собаки или трещин на древесном стволе;
  • смешение — метод создания определенных оттенков путем интенсивного разминания соединенных кусков пластилина разного колера.

Методы лепки

При использовании последнего метода необходимо учитывать некоторые нюансы. Если соединить желтый и синий цвета, получится зеленый. Если соединить желтый и красный цвета, получится оранжевый. Если соединить красный и синий цвета, получится фиолетовый. Принцип тот же, что и при сочетании цветов. Если вы хотите сделать оттенок темнее, добавляется небольшое количество черного цвета. Если добавить белую глину, то светлый оттенок станет бледным, светлым. Если вы хотите, чтобы она выглядела блестящей, держите пальцы влажными при работе с глиной.

Пластилиновая живопись

Виды пластилинографии в ДОУ

Существует шесть видов нетрадиционных техник лепки из пластилина, каждая из которых имеет свои особенности для выполнения творческого задания:

  • прямая пластилинография — картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесён контур рисунка) – начиная со второго семестра первой младшей группы;
  • витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам) – дети 5–6 лет;
  • контурная лепка — картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения — так ему придаётся объём, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины) – второй семестр второй младшей группы или средняя группа в зависимости от уровня подготовленности детей, в частности, развития умения скатывать тонкие колбаски или давить пластилин из шприца;
  • многослойная лепка — изображение получается последовательным нанесением слоёв пластилина (из «лепёшек» разного цвета делаем «слоёный пирог» от тёмных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали) – старшие группы;
  • мозаичная техника — выкладывание картины шариками из пластилина разного размера — вторая младшая, средняя группы;
  • модульная лепка — элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и пр.), а затем эти модули собираются в единую композицию;
  • фактурная техника — создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф — изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф — образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф — рисунок углубляется в фон) – подготовительная группа.
Читайте ещё:  Кардмейкинг – хобби для любительниц делать дизайнерские открытки для души и в подарок. Кардмейкинг что это такое.

Видео: контурная пластилинография — мастер-класс

Фотогалерея: примеры поделок в разных видах пластилинографии

Прямолинейное рисование пластилином — это начальный уровень конструирования поделок, которые можно выполнять по контурам или на основе без контуров Модульное рисование пластилином сочетает в себе элементы разных форм: Сферы, колбасы, сосиски и т.д. В структурированном витраже используются элементы с разной степенью кривизны. Чтобы создать фон для витража, достаточно поместить лист бумаги с нанесенными на него контурами под прозрачную подставку.

Видео: техника обратной пластилинографии

Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки

При знакомстве с техникой рисования пластилином учитель использует следующие приемы:

  • наглядность (воспитатель показывает малышам образцы готовых картин, а также схемы поэтапного выполнения поделки);
  • словесные методы работы (в рассказе, беседе взрослый объясняет порядок исполнения того или иного приёма пластилинографии)
  • практические методы (дети отрабатывают приёмы различных техник пластилинографии, экспериментируют с сочетанием приёмов и техник, а также придумывают игровые действия с готовыми поделками, например, в подготовительной группе ребята выполняют картину «Клоун» витражной техникой, а затем рассказывают, как этого персонажа зовут, где он работает и какие номера показывает).

Клоун в витражной пластилинографии

В больших группах нетрадиционные техники лепки из глины можно использовать в качестве основы для описания или даже целых историй.

Обучение рисованию пластилином в дошкольном (младшем дошкольном) возрасте предполагает те же приемы работы с глиной, которые осваиваются в традиционной технике лепки:

  • раскатывание «колбасок» – кусочек пластилина раскатывается между ладонями;
  • скатывание «шариков» – бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик кругообразными движениями ладоней;
  • отщипывание — от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;
  • прищипывание — кусочки соединяются в один элемент;
  • оттягивание — кончиками пальцев пластилиновой детали придаётся заострённая форма;
  • сплющивание в «блинчики» – пластилиновой детали придаётся форма лепёшки.

Кроме того, дети изучают приемы пластической живописи:

  • размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
  • примазыванием или придавливанием — соединением деталей для получения цельного сюжета;
  • налепливанием — нанесением элементов из пластилина на шаблон;
  • заглаживанием — приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
  • смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков — в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.

Изучение методов обработки глины для декоративно-прикладного искусства с использованием традиционных и нетрадиционных техник происходит параллельно.

Таблица: сравнительная таблица уровня сложности выполнения поделок с детьми разного возраста

  • скатывание;
  • раскатывание;
  • сплющивание;
  • размазывание;
  • налепливание (простые картины с крупными деталями, например, солнце).
  • отработка уже изученных навыков;
  • освоение умения работать со стекой и ножницами;
  • отщипывание;
  • прищипывание;
  • оттягивание;
  • примазывание;
  • налепливание.
  • отдельно с каждым малышом;
  • в мини-группах, парах.
  • повторение освоенных навыков;
  • овладение приёмами смешивания цветов, заглаживания;
  • привлечение в работу таких инструментов, как щёточки (например, зубные), кондитерский шприц или капсулы от ручки, фломастера.

Подготовка занятий по пластилинографии в детском саду

В детском саду тематика занятий по нетрадиционным техникам лепки, которые затрагивают различные области знаний и виды искусства, очень разнообразна. В этом контексте методологически грамотный отбор идей заключается в поиске темы, которая отражает реалии окружающего мира и/или соответствует времени года и социально значимым событиям. Например, поделка на тему «Зима» в декабре-феврале, «Флаг России» накануне Дня российского флага 22 августа или перед Днем народного единства 4 ноября.

Флаг России

Праздничные поделки можно сделать в качестве домашнего задания

Примерная тематика

Для подготовки к урокам моделирования учитель составляет план работы, включающий список целей и задач для каждой группы, план урока, описание учебных материалов и тематический план. Уроки планируются в виде тематических блоков, т.е. темы уроков по разным образовательным областям пересекаются. Например, перед Днем матери дети учат стихи о маме на уроке развития речи, изучают историю этого праздника на уроке знакомства с окружающим миром и лепят сладости из глины для лепки на уроке ремесел.

В небольших группах дети только начинают знакомиться с формовкой глины, поэтому основное внимание уделяется созданию структур с крупными фигурами и не слишком изогнутыми линиями:

  • «Сушки»;
  • «Снеговик»;
  • «Украшаем одежду»;
  • «Пасхальное яйцо»;
  • «Пирог для мамы».

Ниже приведены примеры того, как составить темы уроков рисования для детей в возрасте 4-5 лет:

  • «Овощи на тарелке»;
  • «Жучки на цветочной клумбе»;
  • «Грибы»;
  • «Солнце в тучах»;
  • «Веточка рябины»;
  • «Осеннее деревце»;
  • «Рыбка»;
  • «Новогодняя ёлка»;
  • «Ёлочные игрушки»;
  • «Снегирь»;
  • «Снежная баба-модница»;
  • «Теремок»;
  • «Павлин»;
  • «Весёлая ракета»;
  • «Подарок для папы (дедушки)»;
  • «Цветик-семицветик»;
  • «Белая берёза»;
  • «Космос»;
  • «Звёздное небо»;
  • «Одуванчик».

В старших группах эта тема дополняется уроками, посвященными изучению народного искусства и ремесел:

  • «Матрёшка»;
  • «Гжель»;
  • «Тело человека. Человек под дождём»;
  • «Расписная тарелка».

В подготовительной группе также рассматриваются темы, связанные с осложнениями в технике пластинографии:

  • «Кошка» (ребята тренируют навык создания перехода от светлых оттенков к тёмным) ;
  • «Одежда» (дети разрабатывают дизайн одежды, используя разные виды техники — прямой, контурный);
  • «Комнатные растения» (на этой теме дети учатся создавать фактурные изображения);
  • «Моя семья» (эта тема является усложнением изученной ранее темы «Моё тело» — теперь юные творцы учатся соблюдать пропорции между размером человечков разного возраста);
  • «Ландыш» (ребята продолжают работу в фактурной пластилинографии, комбинируя барельеф с контррельефом).

Фотогалерея: образцы работ по пластилинографии на разные темы

В подготовительной группе полезно освоить вид фактуры рисунка пластилином на тему «Комнатные растения». Сложность изготовления детской расписной тарелки заключается в построении четких линий. При изготовлении матрешки дети смешивают цвета, получая оттенки, например, белый и фиолетовый — фиолетовый, и учатся комбинировать их для создания «зимних» предметов, Лодка может стать открыткой к 23 февраля, используя технику мозаики. В средней школе дети начинают представлять себе форму земли, в старших классах усложняют форму птиц, рисуя крылья. Тема рыбы становится еще более сложной, если заполнить фон глиной для лепки. Чтобы сделать ягоды дикой розы еще более выразительными, можно сочетать два оттенка красного, как, например, траву в грибной композиции В цветочной теме старшие дошкольники упражняются в создании контрастных элементов на листьях. В дошкольной группе дети наносят украшения после того, как основа полностью покрыта глиной. Человек под дождем» основан на идеях, которые они получили на уроках лепки о пропорциях тела, и делает маленьких человечков плоскими, а не трехмерными. Помимо соблюдения пропорций тела, тема «Моя семья» учит детей 6-7 лет соблюдать пропорции в одежде, например, маленькая блузка для мамы и рубашка побольше для папы. Тема «Торт для мамы» второй группы малышей повторяется в средней группе и может быть продолжена в старшей группе «Торт для друга», В младшей группе дети учатся рисовать контуры для изготовления пасхальных яиц из глины для лепки.

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий