Согласно альтернативной интерпретации, духи появились на рынке значительно позже — в 30-е годы, благодаря активной поддержке Полины Жемчужиной, жены наркома и министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова.
Любимые ароматы советских женщин
Главным требованием потребителей к парфюмерной продукции в Советском Союзе была высокая стойкость аромата. Этот аспект, наряду с элементами юмора, сделал советские ароматы предметом обсуждения в обществе.
После образования СССР все предприятия, производившие косметические и парфюмерные товары на его территории, подверглись процедуре национализации. Например, первая парфюмерная фабрика России — А. Ралле и Ко, основанная в 1843 году, была преобразована в государственную мыльно-косметическую фабрику под названием «Свобода».
На первых порах советской власти внимание к косметическим продуктам было минимальным, и единственным товаром, который пользовался спросом, было мыло. Производство мыла не требовало сложных ароматических композиций, в результате чего в 1930 году специализация фабрики была значительно сокращена. За период в 8 лет была разработана более чем 30 сортов мыла, в дополнение к зубным порошкам и средствам для бритья.
Производством жидкой парфюмерии занималась фабрика «Новая Заря», которая была создана на базе распавшейся компании «Брокар и Ко». К началу 1930-х годов «Новая Заря» возглавила производство духов в Советском Союзе.
Контроль за выпуском косметики и парфюмерии осуществлял трест «ЖирКость» (ТЭЖЭ), название которого, учитывая качество производимой продукции, неизменно вызывало шутки. В ответа на однообразие товаров и дефицит парфюмерии, это ведомство стало предметом иронии: говорили, что «ТЭЖЭ» расшифровывается как «духи всё те же». Дефицит ароматов объяснялся не только идеологическими соображениями — ведь рабочий класс должен быть чистым, а не перегруженным ароматами, как буржуазия — но также и нехваткой сырьевых компонентов, таких как жиры и эфирные масла.
Согласно указаниям Иосифа Сталина в структуре Народного комиссариата пищевой промышленности СССР было создано управление под названием Главпарфюмер, которое возглавила Полина Жемчужина, ранее занимавшая пост директора на фабрике «Новая Заря». Позже Полину Семёновну стали называть «жемчужиной» советской парфюмерии.
Помимо управления, Жемчужина активно занималась рекламой парфюмерии и просвещением населения. Она считала своей целью борьбу с гигиеническим бескультурьем среди советских женщин, подчеркивая, что недостаток ухода за телом может приводить к различным заболеваниям.
Подтверждением успеха Полины Жемчужиной стала популярная фольклорная песенка:
На губах — ТЭЖЭ
На глазах — ТЭЖЭ.
Целовать где же?
Эти небольшие частушки получили популярность в 1930-х годах и свидетельствовали о том, что культура личной гигиены стала активно внедряться в повседневную жизнь советских граждан. Женщины начали использовать косметику, что стало значительно более доступным по сравнению с предыдущими десятью годами.
Красная Москва
Самые узнаваемые духи, выпущенные в Советском Союзе, — это «Красная Москва». История их создания овеяна несколькими версиями. Согласно наиболее убедительной, аромат «Красная Москва» является адаптацией аромата «Букет императрицы», разработанного компанией «Брокар и Ко» к 300-летию дома Романовых. После реорганизации «Брокар и Ко» в «Новую Зарю», по предложению главного парфюмера Августа Мишеля, началось воссоздание этого известного аромата, уже под названием, отражающим дух времени.
Композиция «Красной Москвы», состоящая из 60 ингредиентов, произвела настоящий фурор среди покупательниц. Элегантное оформление флакона в виде кремлёвской башни сделало «Красную Москву» желанным подарком для многих женщин. За новым ароматом стояли длинные очереди, даже несмотря на высокую цену.
Манон
Духи «Манон» были разработаны австрийским парфюмером Августом Мишелем — важной фигурой в советской парфюмерной индустрии. Прибывший в начале XX века в Российскую империю, после революции он занял пост главного парфюмера в «Новой Заре». Аромат «Манон» вышел в первой половине 1920-х годов и был назван в честь героини одноименной оперы и романа «Манон Леско». Основными нотами духа стали ландыш и гвоздика, однако это сочетание оказалось слишком легким и невидимым для женщин партийной элиты. Аромат не снискал большие симпатии среди строителей коммунизма, и в итоге Август Мишель выпустил более патриотичный аромат, на свет которого в 1925 году появилась «Красная Москва».
«Красная Москва», по сути, отражала официальную линию партии: как в названии, так и в дизайне флакона, который также был выполнен в форме кремлёвской башни. Эта насыщенная смесь гвоздики, мускуса и гелиотропа распространилась по всему Советскому Союзу. Изначально «Красную Москву» продавали по спискам ударницам труда и жёнам высокопоставленных партийных деятелей, но позже приобрести этот аромат можно было в каждом магазине, даже в самых удалённых уголках страны. Легендарный запах пользовался популярностью как у рядовых работниц заводов, так и у студентов, а среди знаменитых поклонниц была актриса Любовь Орлова и первая в мире космонавтка Валентина Терешкова. «Красная Москва» оставила заметный след в советском кинематографе; флакон можно увидеть на рабочих столах героинь фильмов «Девчата», «Покровские ворота» и «Большая семья».
Конечно, вокруг этого бестселлера отечественной парфюмерии возникло множество слухов и мифов. Некоторые утверждали, что «Красная Москва» является переработанной версией аромата «Букет императрицы», выпущенного в 1913 году. Другие считали, что это была попытка создать советский аналог ароматов Chanel №5. Ни одна из этих теорий так и не была подтверждена, однако парфюмерная линейка продолжала расширяться: к 1950 году «Новая Заря» начала выпускать пудру и крем с ароматом «Красной Москвы», а также парфюмерную воду и одеколон. По сей день «Красная Москва» остаётся визитной карточкой фабрики, которая продолжает производить эту не устаревшую классику советской парфюмерии.
Ландыш серебристый
Фабрика «Новая Заря» оставалась монополистом на советском парфюмерном рынке. Другие производители, как правило, не могли конкурировать с ней по объемам выпуска ароматов-бестселлеров, однако иногда происходили удивительные события. В 1950-е годы ленинградская фабрика «Северное сияние» выпустила свой знаковый аромат — духи «Ландыш серебристый». Эти духи были разработаны парфюмером Беллой Гутцайт, которая стремилась передать оптимизм и надежды, характерные для послевоенного времени. Главной нотой аромата стал ландыш, а сочетание синтетических альдегидов ярко отражало этот цветочный мотив.
Советским покупательницам нравился «Ландыш» благодаря его аромату, невысокой цене и доступности. Духи производились как на «Северном сиянии», так и на фабрике «Алые паруса» в Николаеве, поэтому с ними не было проблем в приобретении. Аромат пользовался спросом вплоть до 1990-х, когда на рынок пришли зарубежные ароматы. С приходом иностранных брендов, «Ландыш» начал ассоциироваться с провинциальными женщинами, которые не имели возможности приобрести флаконы брендов типа Chanel и Dior. Такое отношение к былому хиту советской парфюмерии отражено в фильме «Ландыш серебристый», где главная героиня Зоя Мисочкина — талантливая певица из города Локотки — получает множество критических замечаний из-за своего аромата.
Пиковая дама
Шипровый аромат с нотами ириса, дубового мха, пачули и бергамота был создан парфюмерами «Новой Зари» в честь 150-летия со дня рождения Александра Пушкина, что и послужило причиной его названия. По словам Ольги Госиной, «Пиковая дама» продавалась на экспорт и, как сообщается, имела неплохие продажи в ГДР. Этот загадочный и насыщенный аромат использовался в основном нашими бабушками для особых случаев — таких как походы в театр или ресторан.
К 1990-м годам его популярность начала угасать — молодежь устремилась к более легким и свежим композициям. Но сегодня, когда мода на сложные ароматы вновь вернулась, «Пиковая дама» переиздана двумя производственными компаниями — российским «Брокардом» и итальянским «Xerjoff». Более того, винтажные духи от «Новой Зари» до сих пор можно найти на интернет-ресурсах, где продаются объявления.
Шипр
Удивительно, но этот аромат, впервые созданный парфюмером Франсуа Коти в «Эпоху прекрасного», задумывался как женский, а не как привычный нам мужской одеколон.
«Это был характерный аромат с классической структурой: верхние ноты представляли собой цитрусовые, в сердце звучали цветочные ноты, а завершающая база формировалась с использованием мха», — рассказывает Ольга. — «Во времена советского Союза духи упрощались и в конечном итоге превратились в одеколон с аналогичным названием».
Тем не менее, в формате одеколона «Шипр» не потерял своей респектабельности.
«Шипр считался дорогим одеколоном, предназначенным для состоятельных мужчин», — поясняет популярный парфюмер. — «В то же время, одеколон ‘Тройной’ с цитрусовыми нотами оставался дешевым аналогом ‘Шипра’. Он имел назначение освежать и быстро улетучивался».
Элитный «Шипр» был недоступен для советских алкоголиков, которые предпочитали «Тройной». Однако состав советского одеколона сегодня вызывал бы доверие благодаря своей простоте: спирт, вода и настойка цитрусовых — экологически чистый продукт!
«Кстати, одеколоны не только в Советском Союзе использовались как напиток», — замечает Ольга. — «Например, Наполеон также употреблял одеколоны как снаружи, так и вовнутрь».
Какими духами пользовались женщины в СССР, когда мечта о французских ароматах оставалась далекой
Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы ежедневно получать самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
На протяжении всех эпох женщины стремились к использованию приятных ароматов и подолгу мечтали о духов, произведенных за границей, особенно во Франции, славящейся своими парфюмерными изделиями. Однако вплоть до 80-х годов XX века французские духи были недоступны большинству советских граждан, а их приобретение вызывало серьезные трудности и требовало немалых финансовых расходов. Таким образом, на туалетных столиках большинства советских женщин находились духи, произведенные в стране, хотя следует отметить, что некоторые из отечественных ароматов ничем не уступали французским.
Красная Москва
Духи «Красная Москва» стали символом и своеобразным брендом, узнаваемым по всему Советскому Союзу, и многие сейчас вспоминают их с огромной ностальгией. Нежный аромат, в котором гармонично сочетаются фиалково-ирисовые ноты, цветочные оттенки флердоранжа, гвоздики и бергамота, невозможно спутать с другими.
Согласно легенде, эти духи были разработаны еще в царской России и выпущены в честь 300-летия династии Романовых. Их создателем стал приглашенный из Франции знаменитый парфюмер Август Мишель, который работал на фабрике «Брокар и Ко». В то время духи носили название «Любимый букет императрицы».
После революции Август Мишель, обладая русской женой, остался в стране и продолжил трудовую деятельность в парфюмерной отрасли. Когда была создана московская фабрика «Новая заря», он сумел восстановить ушедший аромат из своей памяти, и в 1925 году духи начали продаваться под новым именем «Красная Москва».
Эти духи завоевали множество международных наград и стали любимыми ароматами миллионов женщин. По советским меркам их цена была довольно высока, но, несмотря на это, они пользовались неизменной популярностью, производство не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны.
Красный мак
Духи «Красный мак» появились в СССР к десятилетию Октябрьской революции, когда в Большом театре ставился балет «Красный мак» композитора Рейнгольда Глиэра. Фабрика «Новая заря» решила удивить советских женщин выпуском одноимённого парфюма, который стал более доступным по цене по сравнению с «Красной Москвой» и быстро завоевал популярность.
Несмотря на то, что эти духи стали ассоциироваться с пролетарским слоем, их качество было довольно высоким и представляло собой тонкий восточный аромат с сладкими нотами амбры и корицы. Они выпускались в оригинальном флаконе из тонкого матового стекла с гравировкой двух маков.
Женщины, ценившие хорошие духи, выбирали «Красный мак» среди других вариантов, но отмечали, что это зимний аромат и его лучше использовать только в холодное время года.
Белая сирень
Духи «Белая сирень» появились в продаже в тяжелые послевоенные годы, когда страна испытывала разрушительные последствия войны и нуждалась в восстановлении и возрождении. Однако советская парфюмерная промышленность решила порадовать женщин, и ленинградская фабрика «Северное сияние» выпустила новый аромат, который получил название «Белая сирень».
Эти невероятно нежные духи с нотами весны, свежести и цветущей сирени стали выдающимся достижением советской парфюмерии и завоевали сердца миллионов женщин.
Настоящая персидская сирень парфюмерной фабрики Брокаръ и Ко
История создания этого легендарного аромата восходит к XIX веку. В 1889 году известный российский парфюмер Генрих Брокар создал новый аромат в подарок своей любимой жене Шарлотте на их серебряную свадьбу.
Тем не менее, появление этого парфюма сопровождалось крупным скандалом. Ситуация была довольно занимательной. Генрих и Шарлотта Брокар, будучи французами по происхождению, но весьма русскими по духу, решили доказать миру, что российская парфюмерия превосходит иностранную. Для этого Шарлотта организовала обман — поменяла содержимое флаконов своей продукции и знаменитой французской фирмы «Любер». На утро российские духи в французской упаковке оказались нарасхват, тогда как настоящие духи из Парижа в упаковке Брокара оставляли покупательниц равнодушными. Спустя неделю Шарлотта призналась в своем трюке, объявив в прессе, что французские духи не стоили ничего по сравнению с её продукцией. Этот инцидент оставил след в истории парфюмерии, поскольку французская общественность в итоге признавала, что русские духи, по крайней мере, не уступают иностранным.
Этот скандал обеспечил Брокару внушительный доход, и его фабрика за один миг заработала миллион российских рублей — что по тем временам было довольно значительной суммой.
Вдохновлённый признанием своего парфюмерного таланта, Брокар заперся в своей лаборатории и не выходил, пока не создал аромат, ставший подарком для Шарлотты — «Персидская сирень».
В том же году на выставке в Париже духи получили главную награду — Гран-при. Они стали парфюмом номер один как в России, так и за её пределами. «Персидская сирень» как в прошлом, так и в нынешнее время считается символом тонкого вкуса и хорошего стиля.
Параллели ароматов
Ханс Риндисбахер, профессор университета Помона в Калифорнии, посвятил значительную часть своей жизни изучению истории советской парфюмерной промышленности. Он пришел к выводу, что многие советские духи были созданы с строгим соблюдением классических зарубежных рецептов, с использованием исключительно натуральных компонентов. Существует также мнение, что производство регламентировалось строгими требованиями ГОСТа, поэтому конечные изделия отличались высоким качеством.
Также Ханс обнаружил наличие в советской парфюмерии так называемых «параллельных» ароматов, то есть наших аналогов зарубежной продукции. Среди наиболее известных примеров можно упомянуть «Русская шаль», который по аромату был точной копией «Cristobal» от Cristobal Balenciaga, а также «Ноктюрн» от «Новой Зари», который имел схожесть с «Diorella» от Dior.
Неудивительно, что ароматы советских духов не исчезли, а продолжают производиться и по сей день. А что более важно, как и тогда, они по-прежнему имеют преданных поклонниц.