Национальная одежда. Коми пермяки внешность.

Воротник рубашки современные женщины украшали вышивкой, красным кумаком, плетеными лентами, металлическими блестками и пайетками. Верхний рукав был украшен полосами кумака и вышивкой крестом. Манжеты были как прямыми, так и собранными и отделанными цветными тканями или атласными лентами.

Коми-пермяцкий национальный костюм

Коллекция одежды коми-пермяков датируется концом 1910-х — началом 1920-х годов. Первым коллекционером был П. И. Субботин-Пермяк (1886-1923), когда он возглавлял основанную им в Кудымкаре художественную мастерскую. Он рассматривал предметы искусства и повседневной жизни как феномен, на основе которого должно было развиваться новое искусство народа.

Коми-пермяцкий национальный костюм

Краеведческий музей имени П. И. Субботина-Пермяка известен как Музей истории и культуры коми-пермяков. Крайне важно, чтобы его название отражало новые и старые имена народа. Коренные жители Пермского края издавна называют себя пермяками. В знак привязанности к корням народа первый профессиональный художник коми-пермяцкого народа и один из основателей музея П.И. Субботин принял это слово как дополнение к своей настоящей фамилии. Как только на карте России появилась национальная область (1925 год), «Национальный краеведческий музей» в Кудымкаре, основанный 30 июля 1921 года, получил название, соответствующее новому наименованию народа, принятому в связи с обретением национального статуса. В 1945 году музею было присвоено имя П.И. Субботина-Пермяка.

Субботин-Пермяк внес важный вклад в изучение искусства (печатных) текстильных узоров. Он и его студенты обнаружили более 500 образцов набивных тканей и представили их в рисунках и оригинальных предметах, образцах тканей и деревянных досках, используемых для изготовления художественных тканей.

Научные сотрудники музея продолжают пополнять коллекцию для создания постоянной экспозиции. Е.И. Субботина, руководившая музеем с 1923 по 1928 год, провела большую коллекционную работу. Эта работа привела к одной из первых выставок музея, «Искусство Перми», в 1926 году.

Коллекция народных костюмов пополнилась благодаря научным экспедициям Г.А. Нечаева, А.Г. Анисимова, Ф.П. Будкевича и индивидуальным пожертвованиям следующих жителей. П. Яркова (с. Прудор, Кудымкарский район), В. Ф. (с. Савина, Юсьвинский район), С. А. Суранова (с. Кочево), А. Ф. Конина (с. Дубровка Юрлинского района), П.Р. Мизова (с. Верх-Лупья Гайнского района), П.В. Попова (с. Косья), Н.М. Курганова (с. Косья) и др.

Источником возникновения коллекции в конце 1950-х и 1960-х годов стали поездки передвижного музея в различные места региона. Сотрудники музея посетили многие отдаленные деревни и поселки и собрали экспонаты. Так в музей попала коллекция одежды охотников Северной Перми, головные уборы, отдельные предметы женской одежды и пояса.

Большой вклад в собрание музея внесла В. В. Кривощекова, возглавлявшая коллекцию с 1975 по 1995 год. С большим знанием и умением она научно изучила и проработала коллекцию одежды и дополнила ее не только отдельными предметами, но и целыми ансамблями. Ей удалось существенно дополнить полную коллекцию праздничных костюмов северных и южных коми-пермяков конца XIX — начала XX века, женских свадебных костюмов первой половины XX века, а также коллекцию поясов, обуви и колокольчиков.

Коллекция традиционных костюмов пополнилась приобретением предметов, созданных мастерами ручного ткачества в 1960-1990-х годах: A. И. Корепина, А. Е. Климова, М. В. Орлова, А. П. Цыбина, А. Е. Шумкова, Н. И. Бражкина, Л. В. Гусельникова, Г. Н. Казанцева и др.

Коллекция одежды дополнена различными иллюстративными материалами. В музее хранятся фотографии коми-пермяков в традиционных костюмах конца XIX — начала XX веков, а также работы современных фотографов М.В. Егорова, Ю.И. Сыстерова, Г.И. Цуканова, сделанные во время народных гуляний и праздников. Что касается подбора визуального материала, то одной из лучших фотографий является серия зарисовок П. И. Субботина-Пермяка, сделанных в Кудымкаре и Пожве в начале 20 века. Лучшим примером являются гравюры современных художников А.В. Мошева и В.Н. Онькова.

Новости музея

Уникальная выставка в Пермском крае В Кудымкаре открылась эксклюзивная выставка финской литографии

03.04.2012 28 марта 2012 года в Коми-Пермяцком краеведческом музее имени П. Субботина-Пермяка (Кудымкар). Читать далее В Кудымкаре открылась эксклюзивная выставка финской литографии

Выставка «Традиции и современность»

05.04.2011 Со 2 по 7 марта 2011 года в Кудымкарском краеведческом музее имени Субботина-Пермяка открылась эксклюзивная выставка литографии. Субботин-Пермяк в … Читать далее Выставка «Традиции и современность

Образование и музей Открылась выставка-конкурс «Образовательные учреждения г. Кудымкара»

10.11.2010 2 ноября 2010 года в Кудымкаре открылась выставка-конкурс «Учебные заведения Кудымкара: …

Материал

Холст - сьӧлӧмӧс дӧра

Холст — сӧмӧра из 1940-х годов.

Одежда в основном изготавливалась из местных тканей. Однотонная льняная ткань называлась холстом, а клетчатая ткань с узорами — пастридой. Среди северных пермских племен светлая окраска была более популярна, чем среди южных племен. Сохранившиеся примеры песриад свидетельствуют о том, что размер и цвет четок варьировался среди различных групп пермского графа. Однако этот важный вопрос еще не исследован в литературе.

Ткани с рисунком из продольных полос назывались кёж, кёже, а расписной холст — крашенина. Холст окрашивался настоем трав, коры и железа, позже — анилиновыми красителями. Холст с напечатанным рисунком, выполненный с помощью специальных резных досок, назывался печатным холстом. Дизайн был написан масляными красками на однотонном холсте. В некоторых деревнях и селах существовали ремесла, которые назывались «синие», а ремесленников называли «синими», потому что холст красили синей краской.

Лен был материалом, геометрические узоры которого ткались на ткацком станке с использованием специальных досок — бальш — которые были дополнительным зевком для выполнения узора. Брахманское ткачество, однако, имело ограниченное распространение, особенно в северных пермских общинах.

Окрашенная шерстяная ткань для строительства домов называлась сукном, пониточина, а неокрашенная — шермяга. Пеньковая ткань, которая была толще льняной, использовалась простыми людьми для обработки холста.

Готовое сукно постепенно покупал пермский граф. Дорогие ткани были доступны только богатым людям, особенно тем, кто был связан с честной торговлей и скотоводами. В основном покупались хлопчатобумажные ткани, такие как сатин, ситец и кума, шелковые ткани, такие как сатин, ситец, пенье и тафта, а также некоторые виды сукна.

Нательная одежда

Рубашки играли важную роль как для мужчин, так и для женщин. Обычно их изготавливали дома, начиная с прядения и заканчивая вышивкой. Рубахи коми-пермяков и русских были очень похожи по покрою, но украшали их по собственному вкусу.

У коми-пермяков распространена мужская рубаха, похожая на тунику, с разрезом на правой стороне и низким воротником. Мужская одежда была дополнена брюками. Их кроили из прямой ткани, клинья вшивали в шов, пояс делали в пост-хазник, завязывали вокруг талии. Рубашка надевалась снаружи поверх брюк и подвязывалась узким поясом.

Женская рубашка была длинной, иногда до самых ног. Ранние рубашки были похожи на туники, то есть на ткань, сложенную на талии. Рубашка была расширена за счет клиновидных вставок внизу и ромбовидных сеток под мышками. Такой вариант также использовался для больших мужских рубашек.

Рубаха женская - йӧрнӧс

Женская рубашка — yӧrnӧs

Рукава женских рубашек были сделаны более узкими. Воротник был круглым, а разрез в области груди — прямым.

В 19 веке покрой женской рубашки изменился. Основной акцент был сделан на плечи. Они шились с прямыми и наклонными плечевыми вставками — поп-апами, в баске. Они украшались вышивкой и аппликациями из других тканей на воротнике, плечах и концах рукавов. Рубашка одной женщины была сшита из двух разных тканей: Верхняя часть была сделана из красивой вышитой ткани, тонкого льна или сукна, а нижняя — из толстого льна. Рукава были широкими и с манжетами. Знаменательно, что коми-пермяки проявили большую оригинальность в украшении шуб, что в целом отличает одежду коми-пермяков от русской одежды.

Тунические рубашки перешли в категорию церемониальных рубашек. Их долгое время хранили и использовали на похоронах. Как реликвия они хранились в начале XX века. Их ритуальное значение свидетельствует об их большом возрасте.

На подошвы ног надевали вязаные шерстяные носки и чулки. Онунучи — длинные полоски ткани — надевались поверх штанов на голени и ноги. На руки надевали перчатки и варежки. Они изготавливались из трикотажа, шерсти или кожи. Богатые перчатки были украшены вышивкой.

Верхняя одежда

Сарафан 19в.

Женщины носили летние платья как повседневную одежду. Первоначально они назывались овчинными шубами, потому что были сделаны из льна, окрашенного раствором красителя из коры деревьев.

Читайте ещё:  Цигейка и мутон - отличия этих мехов и шуб из них. Цигейка что это.

Был разрешен широкий выбор летних платьев. Многие виды сарафанов характеризовались определенной местностью и социальной средой.

Полый сарафан генетически эволюционировал в одежду, напоминающую тунику. Он отличался широкими люверсами вместо узких ремешков. Первоначально его носили повсеместно, позже — в основном в общине старообрядцев. Полый сарафан, безусловно, был частью погребального набора.

Сарафан шили из трех тканей. Они различались по форме и расположению клиньев из ткани и вставок, отделке выреза горловины, размеру поясов и способу их крепления к кайме, а также по форме и расположению складок и каймы на талии.

На более позднем этапе — платье-солнце с прямым кроем. Он состоял из панелей, соединенных между собой по краям. Поэтому его также называют круглым. Праздничные платья шились из красивых тканей и всегда были с вышивкой. В них были вшиты ленты, кружева и драгоценные пуговицы. Некоторые женщины носили поверх сарафана чокерук — короткую закрытую тунику, собирающуюся сзади в паранджу.

Юбка 1940-е гг.

Позже сарафан был заменен парой — юбкой и блузкой. В 1920-х годах он стал основным видом женской одежды. Наиболее распространенной была юбка с пестиком и ступкой. Ленты и оборки были вшиты в подол праздничных юбок. Некоторые женщины зимой носили полосатые шерстяные юбки-сукманы. Для формальной одежды юбки были длинными и тянулись вниз.

Женский костюм дополнялся передником (zapon, фартук). Фартуки были двух типов — только до талии и с нагрудником. Праздничные фартуки украшались вышивкой и кружевом, вшитым в подол.

Шабур, пониток и зипун — это комбинезоны для мужчин и женщин. Их носили поверх рубашки и летнего платья. Их носили дома и на улице. Вначале шабур делался из белого льна, позже из более темного льна, всегда длиной до бедер и колен. У мужчин левая сторона заходила за правую, а у женщин наоборот — правая за левую. Она крепилась с помощью петель. Характерными особенностями кроя были пояса по бокам, крест на талии со сборками, воротник без воротника. Тканевая игла и молния крепились на талии с помощью петель для пуговиц. Зипунок имел более прямую и свободную стрижку, чем Пониток. На улице его носили поверх шабура и иногда пониток. Пониток утепляли: пришивали льняную подкладку и воротник, а иногда покрывали льном или тканью из магазина. В этом случае пони называли гунья. Но иногда разогретый шабур также называли гунья.

Верхней одеждой служили пальто и шубы. Они были сделаны из тщательно выделанных овечьих шкур. В зависимости от назначения и моды их делали с тканевым покрытием или без него, длинными или короткими, широкими или длиной до бедер, с узкими или широкими воротниками. Большинство простых людей использовали серый и крашеный холст для покрытия своих пальто, в то время как богатые имели роскошные ткани.

Описание наряда

Мужская одежда

Мужчины не были разборчивы в одежде. Рубаха-косоворотка, сшитая из льна, и штаны, заправленные в сапоги или вязаные носки с узорами, а также узкий пояс или широкий пояс.

Праздничная одежда различалась в основном по используемому материалу. Рубашка была из шелка или атласа, пояс тканый или из кожи, брюки из тканого полотна. Летом это была льняная куртка, а осенью и зимой — кафтан или овчинный полушубок. Голову мужчины покрывали накидками, суконными, войлочными или меховыми шапками.

Дополнительной одеждой для охотников была куртка без рукавов (лузан) из толстого сырого холста или ткани. Кожаный пояс был обязательным аксессуаром, к которому охотник мог прикрепить ножны с мечом, котелок с водой и другие необходимые в лесу вещи.

Мужская одежда была одинаковой для всех жителей Коми. Исключение составляла верхняя зимняя одежда ижемцев, живших на севере. Будучи оленеводами, они шили одежду из оленьих шкур для суровых полярных зим.

Женская одежда

Женская одежда состояла из двух основных предметов: рубашки и сарафана — так называемого сарафанного комплекта. Но, несмотря на этот минимум, одежда коми удивительно разнообразна. Различные стили и типы были предназначены для разных целей.

Одежда была разделена по назначению, возрасту, статусу и этнической принадлежности.

Повседневные белые или серые рубашки были длинными. Ткань, из которой был сшит верх, была тонкой и качественной, а низ был сделан из грубой, но прочной ткани. Рубашка украшалась вышивкой или тканевыми вставками разных цветов и оттенков. Поверх рубашки он носил сарафан с ярким узором.

Для праздничного платья была выбрана дорогая ткань и богатые украшения. Богатые могли купить платья из шелка, атласа или парчи, а зимой — шубы из лисьего или беличьего меха. Платье девушек, замужних женщин и пожилых женщин отличалось формой прически и цветом солнечного плаща.

Фартук также был одеждой; его надевали поверх сарафана. Сарафан скреплялся тканым или плетеным поясом с рисунком.

Прическа была важным элементом женской одежды, поскольку указывала на социальный статус ее обладательницы. Девушкам не разрешалось прятать волосы или носить платок; головным убором служил венок, полоска ткани, лента или повязка. После замужества женщины покрывали волосы платком или кокошником. Пожилые женщины носили темные платки.

Обувь

Обувь для мужчин и женщин не сильно отличалась: каблуки, сапоги, калоши. Зимней обувью были валеги, валенки. Южане носили сапоги из бересты, а северяне — обувь из оленьего меха. Очень популярными среди мужчин и женщин были носки с узорами из разноцветной шерсти.

Самобытность

Национальная одежда, сложившаяся в течение длительного времени, является неотъемлемой частью культуры коми и включает в себя черты их традиционной концепции.

Модели их одежды, практичность, целесообразность и дизайн во многом определялись климатическими условиями и родом занятий людей. Традиционные костюмы разнообразны, красочны и эффектны, дополняя дикую природу родины.

Каждая этническая группа, проживающая на территории Республики Коми — сысольская, удорская, лузско-литовская, коми-пермяцкая, ижемская, прилузская, верхне- и нижневычегодская, вымская, печорская — внесла свои нюансы в стиль и внешний вид национальных костюмов.

Одежда

Одежда коми-пермяков похожа на одежду северного русского населения, а на севере она имеет много общего с одеждой ненцев. Основная одежда женщин — белая или чаще цветная льняная рубашка с прямыми вставками или пятнами на плечах, с длинными рукавами и круглым воротником; поверх рубашки — косоклинный сарафан (dubas) из набивной ткани или синего льна, подпоясанный тканым поясом с бахромой на концах; поверх сарафана — цветной или белый фартук (zapon).

Зимой пермские графы носили овчинные шубы. Разнообразие обусловлено типом и цветом тканей. Использовались ткани ручной работы. Женщины носили ленты в волосах, которые летом образовывали головной убор. До свадьбы женщины носили платья из красной ткани, после свадьбы — кокошник, каракакшу, а в старости — темный платок.

Мужская одежда состояла из рубашки и брюк (вешьян). Рубаха была длинной, из белого льна или лисьего меха, воротник, рукава и низ украшали тканые красные полосы, а вместо пуговиц на воротник пришивали завязки. Рубашка надевалась поверх брюк, подвязанных узким тканым поясом. Брюки были сделаны из толстого холста или синей ткани с белыми полосами. Головной убор: Самсура (шапка с твердым донышком, расшитая кумахом и украшенная вышивкой и подвязками) в южных регионах и Кокошник (шапка с твердым, полуовальным горлом, расшитая мелкими пуговицами, блестками и бисером) — в северных регионах. На улице самсура и кокошник были покрыты платком.

Они носили шапки из овчины. Обувь изготавливалась из ляписа (нинкомы), сплетенного из ясеня и бересты. Зимой носили войлочную обувь: валенки и ишим, войлочные головки с шерстяными голенищами. Одежда украшалась орнаментами, как и деревянные изделия.

Наиболее важным видом пермского народного творчества является музыка на духовых инструментах. Наиболее распространенными являются женские и мужские флейты из различных деревянных материалов, трубы и барабаны. Существуют также разнообразные манки, сделанные из птичьих перьев, дерева и металла. Березовая кора и листья тополя также используются для получения звуков.

Музыкальный фольклор этой этнической группы своеобразен и отличается от региона к региону. Сказки и легенды коми-пермяков значительно отличаются от произведений этнической группы коми. В Коми-Пермяцком автономном округе, как ни в одном другом регионе великой страны, сохранилось традиционное искусство, напрямую связанное с древними обычаями: песни, танцы, причитания. Праздники коми-пермяков тесно связаны с православными обрядами, они в основном такие же, как и у соседнего русского населения. Число верующих среди коми-пермяков невелико, хотя в последнее время оно растет.

Читайте ещё:  Купальник для маленькой груди. Купальник на маленький бюст.

Традиционным жилищем коми-пермяков является изба (керка) из различных хвойных пород деревьев, стоящая на низком подклете без фундамента. Подвал был высоким на севере и низким на юге. В каждой хижине было три окна — два на передней стене и одно на боковой. Большинство подоконников были не вырезаны и покрашены в белый цвет. Зимняя и летняя части хижины были сделаны из одного куска. Они были соединены эркером. Половина жилого комплекса состояла из сарая с двумя этажами, соединенными платформой. Большинство подоконников были белыми, без резных украшений. Хижины были украшены пропилоидной резьбой. Орнаменты были геометрическими. В жилой части для украшения были размещены фигурки лошадей и птиц.

Национальный костюм Коми коми пермяки внешность

Коми-пермяки

  • Происхождение
  • История (+появление на Южном Урале)
  • Численность
  • Язык
  • Современная ситуация
  • Выдающиеся деятели
  • Традиции и обряды
  • Традиционный быт
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Национальная одежда
  • Фольклор
  • Кухня
  • Пословицы и поговорки
  • Документальные фильмы
  • Что можно почитать

Коми-пермяки или пермяки — коренной народ России, относящийся к финно-угорской группе. До 1920-х годов они называли себя пермичами, пермяками. В настоящее время используется этноним коми-пермяки. Они живут на северо-западе Пермского края: на территории административно-территориальной единицы в составе края — Коми-Пермяцкого района, в Красновишерском районе, вдоль реки Язьва — язьвинские пермяки, в Кировской области (в Афанасьевском районе) — зюздинские пермяки. На реках Иньва и Нердва (Кудымкарский и Юсьвинский районы Пермского края) — Инвен-Пермяки Коми.

Происхождение

Коми-пермяки с незапамятных времен называли себя пермяками, пермичами, пермянами. Эти самоназвания происходят от слова «Пермь», которое существует в письменной форме уже более тысячи лет. Ученые выводят происхождение слова Пермь из языка вепсов, финно-угорского народа Заонежья. Оттуда она была привезена на Урал новгородцами. На языке вепсов это звучало как perema — дальняя земля. На верхней Каме предки коми-пермяков толковали это слово как перем, а затем придали ему форму, которая использовалась официально — перем. Считается, что от слова Пермь произошло имя коми-пермяцкого эпического героя Пери.

С середины 1920-х годов утвердилось повсеместное использование этнонима коми-пермяки. В него вошло слово «коми», которое, по мнению лингвистов, является исконным самоназванием народа и происходит от его родного языка. Считается, что в это слово заложено понятие человека, человека своего племени, своего народа.

Коми-пермяки — коренное население Пермского края. Их предками были племена ломоватской и роданской культур, поселившиеся на верхней Каме в VII-XV веках. Коми-пермяки по происхождению и языку родственны коми (сирийцам) и удмуртам. В «Классификации языков народов мира» язык трех народов называется пермским. Он образует подгруппу финно-угорской группы уральской языковой семьи.

Судя по археологическим памятникам и топонимическому материалу, этническая территория коми-пермяков простиралась на всю Пермскую область. Она стала уменьшаться, потому что с конца 15 века на местах расселения предков коми-пермяков поселились русские.

Этническое объединение Коми-Перми завершилось после создания в 1925 году Национального кувшина объединением двух этнических групп — северной (Косинско-Камской) и южной (Кудымкарско-Ивенской).

История (+появление на Южном Урале)

Согласно лингвистическим исследованиям, предки финно-угорских и самодийских народов когда-то составляли единую этноязыковую общность — прауральцев. Об этом свидетельствует сходство их языков. Некоторые ученые предполагают, что возможной первоначальной родиной уральских народов был регион между Уральскими горами и средней Волгой. Старые языковые сообщества постепенно распадались на новые языковые группы. Таким образом, протопермская общность возникла во II-I тысячелетиях до н.э. В результате миграции населения и языкового влияния болгарских племен в Като-Камском бассейне примерно в VIII-IX веках первоначальный пермский язык распался на палеоудмуртский и древний язык Общ Ком. Существование обского языка продолжалось всего одно или два столетия, происходило постепенное территориальное разделение на северную и южную части обского народа, ослабление и потеря контактов между ними. Окончательное формирование коми-пермяцкого и коми-зырянского диалектов относят к XIV и XV вв. В XVI-XVII вв. выделяется область коми-язьвинского диалекта.

По мнению исследователей, в формировании коми-пермяцкого народа участвовали различные этнические компоненты: Предки удмуртов, коми-сирийцев, угров и других. Шел процесс ассимиляции «чуждых» элементов и консолидации единой общины. В первые века второго тысячелетия нашей эры началось взаимодействие коренного населения с русскими, отношения постепенно закреплялись, и на территории Прикамья появились западные переселенцы. В этом коми-пермяцком регионе возникло государственное образование — Пермь Великая, которую отождествляют с Биармией, упоминаемой в норвежских сагах. Однако этот вопрос до сих пор остается спорным.

В 1472 году территория Перми Великой вошла в состав Русского государства. Присоединение территорий, на которых проживали коми-пермяки, к образованию государства существенно повлияло на дальнейшее развитие народа. Конечно, коми-пермяки стали брать на себя государственные задачи, но они приобрели положительный опыт, особенно в сельском хозяйстве. Коми-пермяки переняли многие элементы русской культуры и адаптировали многие из них к своей повседневной жизни и обычаям. В 1558 году Строгановы получили в наследственное владение обширные территории у реки Камы, а также территории в южных районах Коми-Пермяцкого округа. Таким образом, в 16 веке часть населения коми-пермяков стала крепостными.

Различия в правовом статусе южных (крепостных) и северных (государственных) коми-пермяков отразились на развитии хозяйственной деятельности и народных обычаях двух групп населения. В южных районах было более развито сельское хозяйство, в то время как в северных районах охота и рыболовство продолжали иметь большое значение.

На территории Кудымкарского и Юсьвинского районов (ранее входивших в состав Соликамского уезда) первые местные заводы были построены Строгановыми в 18 и 19 вв. Приближение некоторых коми-пермяцких поселений к промышленным центрам Пермского Прикамья русскими привело к миграции небольшой группы комиязычного населения на восток в бассейн реки Язьвы. Эта группа называется язьвинские пермяки по названию реки. Они имеют языковые и культурные особенности, которые развились в результате их изоляции от остальных народов Коми, конфликта с русскими и принятия частью населения старообрядчества в конце XVIII в. Другая группа верхнекамских или зюздинских, коми-пермяков, также отделена от основного этнического ареала народа русскими поселениями. Исследования языка и культуры коми из Верхней Камы-Перми указывают на общность с коми-пермяками и коми-сирийцами.

Религиозные пережитки

В области религиозных верований проявилось первоначальное сходство с северным русским населением. И коми-пермяки, и коми-пыринцы были обращены в христианство на ранней стадии: сирийцы — при Стефане Пермском (в последние десятилетия XIV века), пермяки — в XV веке — при Стефане Пермском.

Однако в рамках официального православия в Коми-Кырии и Коми-Перми до сегодняшнего дня сохранились довольно сильные пережитки веры в различных духов, фей (ворса), водных духов (васа, кул), призраков, «суседок» и т.д. Но образы этих духов, а иногда и их имена почти такие же, как и у русского населения. Можно назвать только один мифологический образ, который является чисто кирическим — Орт, личный дух-покровитель, который есть в каждом человеке; появление Орта предвещает смерть человека. Само название и поклонение этому духу характерны для коми.

Также была сильна вера в магию, особенно охотничью. Существовала также вера в так называемую «севу», которая представлялась как материальный объект, входящий в тело человека и вызывающий, помимо прочего, истерию. Маги часто возглавляли охотничьи партии. Среди последних проводились специальные магические состязания, в которых целью было устранить противников и не дать им забрать добычу.

Фольклор и народное искусство

Культурная близость между коми и русскими особенно очевидна в области фольклора. Она довольно богата на коми язык; здесь и рассказы о древнем, вымершем народе «чудских», живших в земляных каноэ, и истории (у коми-пермяков) о воинах Пера, Пеле и других, видимо, исторических личностях. Но фольклор сказок особенно богат и разнообразен — и только сюжеты сказок очень похожи на русские. В основном это истории о животных; также много историй о волшебниках, лесовиках, водолюбах и т.д., о Бабе-яге (йоге); много бытовых историй — новелл, в которых высмеиваются и осуждаются богатые люди, цари и священники. Но даже сюжеты и мотивы, явно заимствованные из русского языка, творчески проработаны по-своему.

Читайте ещё:  Повседневные образы с корсетом: как носить. С чем носить.

В изобразительном искусстве Коми обращают на себя внимание традиции древней резьбы по дереву и скульптуры. Они отражены в особом стиле церковной скульптуры в Пермском крае, где видны следы нехристианского искусства. Об этой скульптуре писал А. В. Луначарский 2. Интересно, что величайший русский архитектор А. Н. Воронихин (1760-1814), строитель Казанского собора в Ленинграде, был родом из Пермской области и имел пермское происхождение. Узор ткани с геометрическими орнаментами также своеобразен.

Пионером нового развития коми-пермяцкого искусства — уже в советский период — стал народный художник и искусствовед П.И. Субботин-Пермяк (1886-1923). Он много сделал для возрождения и развития народного искусства.

Длительный контакт с русскими дал коми своеобразную письменность. Стефан Пермский написал для зырян особый алфавит, который использовался долгое время — вплоть до XVII века; интересно, что это «пермское» письмо иногда использовалось и в Москве. На старых иконах можно найти надписи на этом алфавите. Сейчас коми используют русскую письменность. Советский режим создал свою собственную литературу.

В целом, культурное развитие народа Коми достигло больших успехов. В Республике Коми действуют два института, 13 техникумов и 678 школ. В городе есть филиал Академии наук (с 1949 года), где многие исследователи принадлежат к местному народу коми.

  1. Однако другие исследователи (А. П. Смирнов) склонны считать, что народ «вису» жил гораздо западнее, и отождествляют его с весью (вепсами). ↩
  2. А. В. Луначарский. Пермские боги, «Искусство», № 5, 1928. ↩

В этот день:

Годовщина смерти 1911 г. Умер Андрей Александрович Титов — археолог Верхней Волги, этнограф, палеограф, предприниматель, крупнейший знаток древностей Ростова и его области, основатель Ростовского исторического музея. 2008 Галина Ивановна Матвеева, российский археолог и педагог, профессор, одна из первых женщин-профессоров Самарского государственного университета (Куйбышев) и основатель Самарского археологического центра. Автор концепции появления первых славян в среднем Поволжье в первые века после Рождества Христова.

Пермский край: коми-пермяцкий костюм

Коми-пермяки, проживающие на территории Пермского края, до двадцатого века назывались просто пермяками. Одежда коми-пермяцких девушек во многом напоминала одежду русских девушек. Но были и различия.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 21

Национальный центр этнокультуры Перми и коми национального костюма: Фото Пермского края

Основу женского костюма коми-пермяков составляет длинная рубаха. Верхняя часть более искусно оформлена, а нижняя, которую не видно под солнечным платьем, сделана из неотбеленного плотного льна. Ткань для верха часто покупалась (это был сатин или ситец), а для низа мы ткали ее сами. Первоначально рубашки были цельными — похожими на туники: Ткань складывалась посередине, воротник разрезался по сгибу, затем пришивались рукава и боковые отвороты. Но уже в XIX веке женщины коми-пермяков начали шить рубахи с плечевыми вставками — поликами. Рукава таких рубашек украшались узорами — не вышивкой, а ткачеством (нити основы «ткались» с помощью специальной доски — латунной пластины. Те, кто находится над доской в узоре, остаются белыми. Нити под картиной закрываются нитями другого цвета). На рубеже XIX и XX веков появились рубашки с баской, украшенные вышивкой. Повседневные рубашки были более простыми, а праздничные — более замысловатыми.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 22

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 23

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 24

Поверх рубахи девушки надевали сарафан, дубас. Эту одежду переняли русские женщины, жившие в Прикамье. Сначала девушки Коми-Пермяцкого округа носили косоклинные сарафаны, затем стали шить круглые прямые сарафаны. Позже вместо полногрудых сарафанов появились сарафаны (с бретелями, без выраженного переднего края). Первоначально сарафаны шили из домотканого льна (однотонного, обычно синего или клетчатого). Позже появились летние платья из набивных тканей, а еще позже — из покупных. Девушки из самых богатых семей, отправлявшиеся на отдых, могли похвастаться летним платьем из шелковой парчи.

Поверх сарафана обязательно надевался фартук — жапон. Он был сшит из белой ткани и украшен вышивкой или парчовыми мотивами. Некоторые девушки предпочитали жапон из разноцветной ткани. Цапон может быть с грудью или без нее.

Еще один обязательный элемент — вязаный пояс с различными декоративными узорами и бахромой по краям.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 25

Коми-Пермяцкий этнокультурный центр Разновидности орнаментов на вязаных поясах.

Что касается головных уборов, то они различались у разных групп коми-пермяков. Коми-южнопермяки носили самшуры (шамшуры) — шапки с твердым дном, расшитые кумачом и украшенные вышивкой и позументами. Они отличались от русских шапок формой верха, который был не круглым, а трапециевидным. Самсура покрывалась шарфом, который завязывался либо так, что полностью закрывал шапку, либо так, что была видна украшенная часть.

Башкирский костюм

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 27

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 28

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 29

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 30

В разных районах современной Республики Башкортостан традиционные костюмы башкир несколько отличались друг от друга. Самым важным и, возможно, самым ценным элементом костюма был массивный нагрудник, который состоял из тканевой основы, затканной кораллами, и пришитых серебряных и бронзовых никелевых монет. Нашивки также включали в себя раковины, пуговицы, различные медали, медальоны и значки, которые часто служили амулетами. Все нагрудники различались по форме, узору и технике плетения кораллов (кстати, кораллы часто передавались через боксеров и в Индии) и соответственно могли называться по-разному. Особого внимания заслуживают монеты, которые прошивались для большего шума (звон металла должен был отгонять злых духов, по поверьям башкирских женщин).

Монеты, отчеканенные на нагрудном знаке, относятся к разным историческим периодам и странам. Среди них есть медали из Российской империи XVIII и XIX веков, из Германии, Польши, Венгрии, Китая и других стран. Их приносили заботливые мужья своим современным женам. Они были сделаны самими женщинами. Этот нагрудник весил в среднем 3-4 килограмма. Представьте себе женщин, несущих такое бремя ради красоты!

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 31

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 32

Давайте рассмотрим другие элементы башкирского костюма.

Ыштан — широкие брюки

Кезеки — короткий жилет без рукавов или кафтан

Ката — женская обувь, расшитая цветной строчкой.

Елиан — костюм с длинными рукавами на подкладке, сшитый из цветного бархата, черного атласа и шелка. Подол, низ и рукава были отделаны разноцветными заплатками из ткани (красной, зеленой, синей), чередующимися с каймой. Оливки были украшены аппликациями, вышивкой, кораллами и монетами. Треугольные нашивки (яурынса) размещались на плечах.

Сабата были тапочками. Женщины носили их летом и осенью.

Праздничная одежда (платье и фартук) изготавливалась из ткани, расшитой узорами. Помимо узоров, встречаются также вышивки с цветочными мотивами.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 33

Башкиры любили красочную вышивку.

Возраст и социальный статус женщины можно определить по ее прическе. Как правило, прически были светлых тонов с вкраплениями монет, кораллов и пластин.

Такая прическа была праздничной.

Пензенская область

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 34

Русский костюм Пензенской области

Русские, мордва, татары и чуваши издавна живут бок о бок на территории Пензенской губернии. Близкое соседство повлияло на культуру разных народов, так что в Сурском крае возникли два костюмных комплекса: понёвный, характерный для южных районов, и сарафанный, относящийся к северным русским районам. До XIX века почти в каждой деревне Пензенской губернии был свой уклад жизни, язык, культура и, конечно, женская одежда.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 35

Комплекты женской одежды из сарафана известны по всей Пензенской области: тупые и клетчатые, летние платья прямого покроя, полуплатья, в том числе длинная рубаха прямого покроя с прямоугольными полосами, вставленными в области плеч.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 36

Национальный костюм Ольги Морозовой: фото Пензенской области

Повседневная одежда мордвы была простой, но праздничная одежда женщин была очень сложной, замысловатой и с множеством различных украшений. Женщина не могла самостоятельно одеться в такой костюм, и процесс одевания иногда занимал несколько часов. Мордовский костюм имел множество украшений: мелкие парные украшения из бисера, стружки, шерсти и шелка. Нагрудные украшения мордовских женщин были очень красочными: воротники, нагрудники и ожерелья.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 4, фото № 37

Ольга Морозова Мордовский праздничный костюм Пензенской области.

Одежда татар, проживавших на территории Пензенской области, отражала традиции тюркских племен: широкая и длинная рубаха и штаны с широким подолом как на мужчинах, так и на женщинах. Оригинальность женской одежды достигалась за счет красочных украшений.

Оцените статью
Mad Girls
Добавить комментарий