Когда вы создаете выкройку и шьете сарафан с самого начала, рекомендуется выбирать для него непрозрачную и неэластичную ткань. Для сарафанов, которые предполагают носить на выступлениях, отлично подойдут такие ткани, как креп-сатин, мягкий габардин и сатен. Эти синтетические материалы не только легки в уходе, но и обладают малым весом, что делает их идеальными для создания подобных нарядов.
«Сарафан в русском народном костюме: исследовательский проект по технологии.
Творческая работа учащихся по технологии (11 класс) по теме
«Сарафан в русском народном костюме: исследовательский проект, посвящённый технологии.»
Цель проекта: изучить значение сарафана в традиционном русском костюме и разработать сарафан как элемент этого костюма.
Задачи проекта:
- Планирование работы над проектом
- Анализ дизайна проекта
- Изучение моделей для изготовления изделия
- Определение материалов для создания изделия
- Выбор способа отделки сарафана
- Подсчет себестоимости изделия
- Создание изделия
- Оформление изделия
- Подготовка и оформление документации
- Разработка презентации итогов проекта
- Защита проекта перед аудиторией
- Анализ выполнения проекта
Результат проекта: – готовый сарафан для народного костюма.
Сарафан в русском народном костюме представляет собой важный элемент. Проект выполнила ученица 11 класса МБОУ СОШ №1 в городе Данилове Ярославской области, Кондратьева Евгения. Руководила проектом учитель технологии высшей категории Иванова Н. А.
Как уже указано, цель моего проекта заключается в исследовании значения сарафана в русском народном костюме, а также в разработке соответствующего сарафана. В проекте предусмотрены задачи, такие как: планирование работы, анализ дизайна и моделей, выбор материалов и отделки, расчет себестоимости и создание самого изделия.
Значение сарафана в русском народном костюме невозможно переоценить. Одежда отражала не только статус, но и жизненные условия, поэтому важно учитывать все аспекты в процессе разработки.
Дизайн проекта основан на том, что одежда в России менялась с изменением жизненного уклада. Одежда отражала социальный статус и условия жизни её носителей. Русский крестьянский стиль имел свои особенности, определяемые природными законами.
Так, головной убор символизировал небесный мир, тогда как одежда, охватывающая тело от плеч до пола, отображала земной мир, в котором мы живем. Одежда выполняла защитную функцию, защищая человека не только от плохих погодных условий, но и от злых духов.
Основу как женской, так и мужской одежды составляла РУБАХА, сделанная из домотканой льняной ткани. Мужчины носили рубахи в сочетании с портками, а дети до 11-12 лет повторяли образ взрослых, надев только рубахи. Костюмы девушек были более скромными по сравнению с нарядами замужних женщин, и различались не только по одежде, но и по головным уборам.
Старинный женский костюм можно разделить на два основных типа: южнорусский и севернорусский. Южнорусский стиль включал поневу и передник-занавеску, которые носили поверх основного наряда.
Севернорусский костюм характеризовался наличием сарафана, душегреи или епанчики. А также головным убором — кокошником.
1. Анализ идей и выбор изделия:
- Глухой косоклинный сарафан
- Круглый сарафан
- Глухой косоклинный на лямках
При оценке внешнего вида, сложности изготовления и личного интереса я выбрала идею №3, так как она мне понравилась больше всего!
Технология создания изделия включает в себя несколько этапов. Конструкторские мерки: длина изделия — 118 см, длина лямок — 75 см, обхват под грудью — 110 см.
Машинные швы, используемые для изготовления изделия:
- Стачной шов со вставкой
- Шов в подгибку с закрытым срезом
- Окантовочный шов
Себестоимость изделия:
Виды затрат: Ткань для сарафана, ткань для отделки, нитки №40, ткань для подшивки низа сарафана, пуговица. Всего затрачено: 1133 руб.
Работа с использованием традиционных технологий и материалов позволяет сохранить народные традиции. Важность сохранения устной традиции: «Живут в веках традиции народа! В преддверии нового года я осуществила свою мечту — сшила сарафан так, как мечтала! Эта работа была нелегкой, но я всё-таки смогла выполнить свою задачу. В неё я вложила все свои знания о наших предках и русских традициях. Для русской девушки мой сарафан — это наряд, который прост на первый взгляд, но таит в себе много деталей и значимости.»
Мой сарафан — это история нашего народа, яркий пример неповторимой красоты. Этот наряд отражает русскую культуру и искусство, а для сегодняшних праздников он по-прежнему является актуальным. Я могла бы носить его на праздники и танцевать в радости!
Особенности сарафана
Традиционный сарафан имеет прямой и свободный крой, что обеспечивает комфорт и свободу движений. Между деталями сарафана предусмотрены вставки, которые способствуют этой функциональности. Контуры сарафана представляют собой мягкие и плавные линии, особенно заметные в движении.
Ключевые особенности сарафана:
- Длинная юбка, достигающая до щиколотки.
- Продолжительные рукава, обеспечивающие защиту.
- Многослойность наряда, создающая объём.
- Яркий декор, включающий сложные и яркие орнаменты.
- Вес наряда, что также указывало на уровень его роскоши.
Немного истории
Термин «сарафан» изначально использовался для обозначения длинной одежды мужчин вплоть до XVI века, и только потом он стал ассоциироваться с женской одеждой, которую можно было надевать через голову или застегивать спереди.
С XVIII века сарафан претерпел значительные изменения в связи с реформами Петра I, который вводил в русский быт элементы европейского стиля одежды. Однако сарафан продолжали носить только мещане, крестьяне и богатые купцы.
Среди крестьян сарафан оставался наиболее распространённым элементом одежды, поэтому именно крестьянская версия этого наряда стала типичной для русского костюма.
Виды русских сарафанов
Наиболее модными сарафанами в России во второй половине XIX – начале XX века были прямые и круглые. В некоторых регионах, таких как север или Сибирь, их иногда называли москвичом или москалем. Модницы шили их из ярких хлопчатобумажных, шелковых или шерстяных тканей, украшая разными элементами — от галунов до кружев и бахромы. Как правило, крой был достаточно простым: это были три-четыре прямых полотна ткани, сшитых между собой и с собранным верхом.
Самым молодым вариантом русских сарафанов стал сарафан на лифе. Здесь пышная прямая юбка пришивалась к лифу, который плотно облегал грудь и спину. Эта разновидность одежды пришла к нам под влиянием традиций переселенцев из западных районов России.
Косоклинный распашной сарафан
Среди самых популярных сарафанов в XVIII — первой половине XIX века был косоклинный распашной сарафан. Он состоял из трех основных полос ткани: двух спереди и одной сзади. По бокам к ним добавлялись косые клинья, расширяющие подол. В зависимости от модели, длина подола могла достигать восьми и более метров.
Передняя часть такого сарафана застегивалась на крупные пуговицы, которые были либо металлическими, либо из других материалов, таких как золото или серебро. В некоторых случаях количество пуговиц доходило до тринадцати и более. Позже в некоторых модельных вариантах застежку стали заменять или скрывать, что стало возможным благодаря высоким уровнем мастерства в пошиве.
Косоклинные сарафаны часто украшали: вдоль застёжки пришивали металлические галуны, кружева и узорные ленты. Праздничные версии носили из разнообразных тканей: от домашнего холста с набойками до высококачественных, дорогих тканей, таких как парча или бархат. Представьте, как эффектно выглядели сарафаны, изготовленные из красивых текстурных тканей, с дополнительными отделками.
В XVII веке изысканные сарафаны могли быть отделаны мехом, кружевами из золота и серебра, а также украшены бобровыми огоньками. Такие наряды часто оставались в семье на долгие годы в качестве реликвии, так как их создание и приобретение требовало больших финансовых затрат. В одной из записей XVII века упоминаются два сарафана — дорогой из красного шушуна со стоимостью в четыре рубля и крашенинник, который стоил восемь гривен. В народе подшучивали о любви к роскоши: «На пузе — шёлк, а в пузе — щёлк».
В тех местах, где носили сарафаны, такие наряды обычно надевали дочки и жены купцов, а также девушки из обеспеченных крестьянских семей. Немного стилизованные сарафаны шили и для дворянок, в основном для участия в балах и костюмированных мероприятиях.
Сарафаны надевали на одну или две рубахи для создания объема, а также использовали нижние юбки или кринолины. Чаще всего такие наряды подпоясывали, а сверху носили различные фасоны душегреев или кофточек. Обязательно дополнялись головными уборами: венками, повязками для девушек или повойниками, сороками и кокошниками для женщин.
Завершали образы самыми разными украшениями, платками, иногда даже тончайшей шелковой фатой. Обувь, начиная с XVII века, представляла собой искусно сделанные кожаные сапожки, а затем в XIX веке носили модные ботинки.
Сарафанов нонь не носим, нам от них убыточек:
Надо восемь метров ситца. Три катушки ниточек.
Так точно подмечено в этой забавной частушке 20-х годов XX века. Однако резко отказаться от сарафанов после революции 1917 года произошло не из-за дороговизны, а по причине изменения моды и восприятия традиционных элементов одежды как пережитков прошлого.
Типы народных сарафанов для сценических выступлений
Сценические сарафаны — это важный инструмент для режиссера, балетмейстера и музыкального руководителя. Для каждого типа выступлений ансамбли используют разные стили сарафанов.
Для создания красивого хореографического изображения в быстрых танцевальных номерах подходят сарафаны длиной миди с расклешенным подолом и подчеркнутой талией. Яркие сарафаны с народными орнаментами, например, Русский павловопосадский расклешенный сарафан и русский хохломской приталенный сарафан, притягивают внимание зрителей, когда артисты танцуют.
Для медленных танцев, связанных с вокальными номерами, отлично подойдут просторные сарафаны, которые подчеркивают плавность и масштабность представления. Расклешенные сарафаны из коллекций русской павловопосадской и русской хохломской ткани скроены так, что создаётся ощущение, что артисты словно плывут по сцене. Распашные накидки с гжельской и хохломской росписью также уместны в таких номерах. Эти модели удобно надеваются через голову, завязываются сбоку на белую рубаху.
Для хоровых и вокальных выступлений можно выбирать сарафан любого стиля — в зависимости от предпочтений. Ближе всего к традициям народного ткачества стоит сарафан и накидка из русской фольклорной коллекции. Принт на этом сарафане изображает сотканные нити и подробную вышивку яркими цветными нитками.
Участие в праздничных тематических мероприятиях и детских утренниках требует выбора моделей соответствующим сезонам, чтобы подчеркнуть атмосферу и оформление праздника. Народный сарафан, такой как с городецкой росписью, может иметь оранжевые оттенки для осенней коллекции или светло-зеленые цвета для весеннего праздника. На зимние торжества чаще используют сарафаны с голубыми гжельскими узорами. Летние и осенние выступления требуют сарафанов в зеленых и красных тонах.
Народный сарафан для девочки
Костюмный ансамбль с народным сарафаном для девочки функционально повторяет женский наряд. Исторические наряды женщин разных возрастов имели свои отличия, отражая статус женщинин: были ли они девушками, замужними или это были пожилые женщины. Для маленьких детей до XX века не шилось ничего особенного: их одежда в большинстве случаев повторяла взрослую, лишь в уменьшенных размерах.
Сарафаны в русском народном стиле становятся актуальными для девочек уже в детских садах. Ведь по образовательным программам именно с этого возраста дети начинают знакомиться с русской культурой, народными промыслами и искусством, в том числе через песни и танцы.
Для выступлений на утренниках или в других культурных мероприятиях предусмотрены два основных фасона сарафанов:
• Распашной сарафан — это сарафан-накидка, легко надевающаяся через голову, она без размера и подходит для различных детей.
• Расписные сарафаны — сарафаны на лямках, у этих моделей регулируется объем и длина лямок, что позволяет адаптировать наряд под разные параметры.
Примеры распашных сарафанов из разных коллекций
Детские сарафаны для девочек, как и во взрослых коллекциях, оформлены росписями в стиле народных промыслов: хохломскими, гжельскими, с росписьами «Осень» и «Весна», сарафан с городецкой росписью, московский сарафан, жостовская и петербургская росписи.
Расписные сарафаны с народными росписями.
Как на Руси появился сарафан и почему его перестали носить
Подписывайтесь на наши обновления, чтобы получать одну из самых читаемых статей каждый день. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Русских красавиц часто изображают в сарафанах, и кажется, что эта одежда органично вписывается в официальный русский стиль. Но интересный факт: само слово «сарафан» происходит от тюркского «саранпа». Исследователи спорят, где именно был создан этот предмет одежды, и не пришли к единому выводу. В нашем материале рассказывается, как менялся русский народный сарафан, кому его запрещали носить и какова его судьба сегодня.
Международная традиция и первый сарафаны на Руси, которые носили мужчины
С XVII века сарафан стал полностью женским нарядом.
Сарафаны были популярны не только в России, но и в европейских странах. Так, например, в Германии женщины по-прежнему надевают сарафан — трэгеркляйд — на праздники. Польские крестьянки носили национальное одеяние, напоминающее сарафан. Клетчатые сарафаны были широко распространены в странах Балтии, а также подобные наряды можно было заметить на болгарках, хорватках, португалках и испанках.
Первое упоминание о сарафане содержится в Никоновской летописи, датированной 1376 годом. Сказать однозначно, когда именно появился этот предмет одежды, невозможно. Интересно, что первоначально сарафаны носили не женщины, а мужчины, чтобы защититься от холода и загрязнения. На Руси до XIV века мужчины носили одежду, похожую на как кафтан, так и сарафан одновременно, словно сбросив гендерные границы модной одежды. В XVII веке сарафаны стали исключительно женским атрибутом.
На любой вкус: пять самых популярных женских сарафанов
Классический русский сарафан всегда выглядит объемно и привлекает внимание своим декором и красивыми деталями. Существует пять основных видов этой одежды:
Самый старый — глухой, или туникообразный сарафан, который чаще всего встречался у старообрядцев. Сарафан, выполненный из клиньев, известен как косоклинный, и был распространён в центральной и северной России. Праздничные версии часто украшались шлейфами — как, например, на шелковых сарафанах казачек с Урала.
В северных регионах самыми популярными были сарафаны на кокетке. В московской губернии дамы предпочитали так называемые круглые сарафаны, которые легко шили: это ткань, сшитая по бокам, собираемая в области груди и имеющая лямки.
Наиболее молодым типом сарафана является полуплатье, распространённое в странах Балтии, Беларуси и Украине. Шили такие одежды из шерсти или домотканых льняных и конопляных тканей. В Урале и Новгородчине популярностью пользовались праздничные модели из дорогих заграничных шелков; но позволить себе такие наряды могли только довольно состоятельные люди.